0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блажен ли муж, который не идёт на совет «Вконтакте»?

Блажен ли муж, который не идёт на совет «Вконтакте»?

Как понять высказывание в первом псалме: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых»? Какие именно общества можно обозначить «нечестивыми»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В этом псалме используется антифора (противоположение) – прием, нередко используемый в библейской поэзии: праведный – нечестивый; совет нечестивых – совет праведных; путь праведных – путь нечестивых; блаженство – гибель. Буквальный смысл предельно ясен: счастлив праведник, который уклоняется от злых дел и соблюдает закон Господень. Он подобен зеленеющему дереву, стоящему у водного источника и приносящему плоды. Несчастен грешник. Он подобен праху, который разносит ветер. Он не оправдается на суде, потому что Бог знает жизнь праведника, путь же нечестивого – погибель. В святоотеческой литературе имеются три экзегетические традиции в понимании этого псалма: 1. Нравственное толкование. 2. Духовно-аскетическое и 3. Пророческое .

1. При буквальном толковании в традиционных нравственных категориях (блаж. Феодорит, Евфимий Зигабен) под словом путь понимается образ жизни. Псалмопевец упоминает три категории порочных людей: нечестивые, грешные и губители (в Синодальном переводе – развратители). Нечестивыми чаще всего на библейском языке называются безбожники, идолопоклонники или люди, внутренне разобщенные с Богом. Под грешниками имеются в виду все, преступающие заповеди, возлюбившие порочную жизнь. Губители – люди, которые не только сами уклонятся от спасительного пути, но и других увлекают в погибель. Праведник с такими не ходит, не стоит, не сидит. Этими тремя глаголами выражены полнота удаления его от зла.

2. Святитель Василий Великий в плане аллегорического толкования под советом нечестивых понимает совещание с худыми помыслами: «Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф.15,18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» (Беседа на первую часть первого псалма). На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителей святитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле.

3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы).

Изъяснение псалма 1-го.

Пс.1:1 . Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.

У Евреев не надписан.

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» .

Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественныя Писания, какия в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую пользу. Весьма прилично великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф.5:3 ). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священнаго Евангелия: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» ( Мф.1:1 ); а как Бог, есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» ( Пс.109:1 ). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременнаго совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постояннаго развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: «блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), однако же Владыка Бог имя сие, как и другия имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: «верен Бог, имже звани бысте во общение Сына Его» ( 1Кор.1:9 ); и блаженный Моисей говорит: «Бог верен, и несть неправды в Нем» ( Втор. 32, 4 ), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщил Великодаровитый и людям, и говорит: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» ( Пс.81:6–7 ). И так, имя: «блаженный» есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе – оливковые венцы, военное дело – победы и победные памятники, врачевство – здравие и избавление от болезней, купечество – собрание денег и приумножение богатства; так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что «глава жены муж» , как говорит божественный Апостол ( 1Кор.11:3 ).

Читать еще:  15 февраля 2020 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы

С главою же сочетаваются члены тела и радуются, когда увенчавается глава. Так и мы, обращая к кому-либо речь и именуя его любезною главою, не разделяем телесных членов, но под именем части приветствуем целое. Не просто же Давид упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом установляется, и после сего принимает некое не поколебимое постоянство. Посему Пророк советует не допускать в ум какой-либо злочестивой мысли и не приступать к делу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанию обычно называть преданных безбожию или многобожию, и грешными – вознамерившихся жить в беззаконии и возлюбивших жизнь развратную, а губителями – не себя только доводящих до погибели, но сообщающих пагубу и другим, подобно болезни, поражающей людей и скотов, которою заражаются приближающиеся к ним. Посему слово повелевает бегать их сонмищ. Но для усовершения в добродетели недостаточно избегнуть только порока; сказано: «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ); и блаженный Исаия говорит: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» ( Ис.1:16–17 ). Посему блаженный Давид весьма справедливо присовокупил:

Пс.1:2 . Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

«Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь» . Надобно не только гнушаться сказанным выше, но день и ночь внимать Божию закону, того желать, что внушает божественный закон, и согласно с ним располагать собственную свою жизнь. Ибо так законоположил и Бог всяческих, чрез Моисея говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, «седяй и востая, и лежа, и идый путем. И навяжеши я на руку твою, и да будут непоколеблема пред очима твоима» ( Втор. 6, 7–8 ). Потом Пророк показывает произрастающий из сего плод. Ибо говорит:

Пс.1:3 . И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

«И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» ; потому что потоки Божественнаго Духа действуют подобно водному орошению. Как воды цветущими делают насажденныя при них дерева; так Дух сообшает силу приносить божественные плоды. Посему-то Владыка Христос учение Свое наименовал водою. Ибо говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин. 7, 37 ); «вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живой текущия в живот вечный» ( Ин.4:14 ); и еще: «веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ). А также говорит и жене самарянской: «пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Ин.4:13–14 ). Так и чрез Пророка Исаию говорит: «Я дам в жажде ходящим в безводней; отверзу на горах источники, и на холмах реки напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех» ( Ис.41:18 , Ис.43:20–21 ). Поэтому и блаженный Давид обучающагося Божественным словесам справедливо уподобил деревам, насажденным на берегах при воде, у которых всегда зелены листья, и которыя благовременно приносят плоды, потому что подвижники добродетели, хотя плоды трудов собирают в будущей жизни, однако же и здесь, как бы некия листья, постоянно нося в себе благую надежду, зеленеют и радуются, и в услаждении духа переносят тяжесть трудов. И великодаровитый Владыка всегда содействует усердию их, потому что «любящим Бога , – как говорит божественный Апостол, – вся поспешествуют во благое» ( Рим. 8, 28 ). Посему-то и блаженный Давид сказал: «и вся, елика аще творит, успеет» . Ибо «от Господа, – говорит он, – стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» ( Пс.36:23 ). Но не просто, а с великою точностию, сказано у него: «вся» . Ибо, запретив сперва все виды порока, и показав совершенство Божественных законов, потом уже присовокупил: «вся, елика аще творит, успеет» , зная, что таковый, соглашая волю свою с Божественым законом, не захочет сделать что-либо вопреки закону, так как сказано: «в законе Господни воля его» . Таким образом, возбудив чрез сие к добродетели и обучив совершенному любомудрию, Пророк подкрепляет подвижников и представлением противнаго, и говорит:

Читать еще:  «Свиной» грипп как зеркало, в котором видно все

Пс.1:4 . Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

«Не тако нечестивии, не тако» . Усугублением отрицания яснее показывает противоположность. «Но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» . Подвижники добродетели, орошаемые Божественными словесами, вечно зеленеют и приносят благовременный плод, а нечестивые, попираемые неприязненными духами, уподобляются праху, который удобно туда и сюда носится противными ветрами.

Пс.1:5 . Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

«Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы на совет праведных» . С великою точностию все изложил Всесвятый Дух. Не сказал: «не воскреснут нечестивии», но «на суд не воскреснут» , то есть, воскреснут, но не на суд, а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как приводят в судилище не для того, чтобы обличить, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор: так проведшие жизнь в нечестии немедленно по воскресении понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни. И те, которые отступили от злочестивых учений, но вели беззаконную жизнь, поставлены будут вдали от сонма праведных. Ибо слово: «совет» Акила и Феодотион перевели: «собрание», а Симмах: «стечение».

Пс.1:6 . Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

«Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» , то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцов, а других пошлет на вечное мучение.

Блажен ли муж, который не идёт на совет «Вконтакте»?

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых..

Информация

О компании: «Одно из самых духовно опасных занятий — поиск персонифицированных врагов в обществе, в государстве, среди соседних народов. Единственным подлинным врагом христианина является зло в наших собственных душах».

святейший патриарх Алексий ( Ридигер)
.
Показать полностью…
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф. 7 : 15-16)
.

«Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань».

Священномученник Ириней Лионский.
.

«Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью».

Святитель Иоанн Златоуст.

Другое

Действия

Не ограничивайте себя во время самоизоляции!

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

2 461 запись

Вознесение Господне. Всенощное бдение

Аудиофайл под фотографиями

(из воспоминаний об о. Василии (Ермакове )
.

ХОРОШАЯ..
Показать полностью…
Когда я пришел к вере ( думаю, многие так ) , я все забросил и читал , читал без конца.
Надо идти на всенощную , а я думаю : » Почитаю немного о всенощной. Надо же что — то и понимать ! » — ложусь на диван и читаю, читаю.. В итоге прихожу к середине службы . В лучшем случае.
Работать не мог — возьму карандаш, начну рисовать что — нибудь привычное — и рука опускается. Думаю : » А зачем это все ? Что это даст хорошего людям ? » . И опять читать . А денег нет..Перестройка. Народ у Владимирской церкви торгует всем подряд.
Мудрено ли , что все прочитанное стало твоим , ушло куда — то в подсознание. Уже не помнишь , кто автор того или другого .
То — то Лена убеждала меня , что это она сказала фразу — » По гнилости ран и врач потребен весьма искусный «.
Не помню кто , но кто — то говорил , что опытный духовник смотрит , чтобы человек шел царским путем , чтобы его не бросало из стороны в сторону .
Не зря отец Василий ( как и о. Алексей Мечев ) не благословлял человека , пришедшего в церковь, резко менять свою жизнь. Они учили идти постепенно , небольшими шагами , но неуклонно. Батюшка не благословлял артистов бросать сцену (как это порой бывает) , художников — живопись . Хотя кое — кого благословлял писать иконы.
Ленка была , конечно , увлекающаяся , горячая , и не очень послушная. Ее вот именно мотало — туда , сюда . А если батюшку не слушаешь , то потом уже трудно осознать — что , собственно , не так.
Отец Василий подходит ко мне :
— Ребята ( а я стою один ) , объясните ей ! А то она моих вразумлений не понимает, дуреха !
Выходим из храма. Зима . Снежинки плывут..
— Ленка, ты слышала , что батюшка сказал?
— Да. Но если я батюшку не могу понять , то и вы мне не сможете ничего объяснить.
Последнее время она почти перестала появляться на Серафимовском.
— Ленка, ты почему к батюшке не ходишь ?
— А он мне сказал : » Ходи куда хочешь «.
— То есть как ?
— Ну , видимо , вырастил уже. Теперь ходи куда хочешь . Уже можешь сама !
— Ты что, бредишь? Ленка ! Батюшка дал понять, что он за тебя уже не отвечает. Потому , что ты его не слушаешь ! Следовательно — ходи куда хочешь.
— Да . Ну не знаю..
Видно было, что это не укладывается в ее голове. Лена недавно ушла от мужа , у нее теперь были неизвестные нам новые друзья. Она, как обычно , надеялась обратить их в христианскую веру .
Однажды летом она неожиданно приехала в гости и рассказала , что ходила к батюшке мириться.
— Вы представляете, я стою, и батюшка выходит. Увидел меня и испугался ! Как будто какого — то монстра увидел . Медузу Горгону ! Он даже отшатнулся в первый момент , но потом сделал лицо обычное и пошел к себе..Я попросила у него прощения.говорю : » Простите, батюшка . » В общем , мы помирились , поздравьте меня !
Одного мы не могли понять в тот вечер — отчего батюшка так испугался ? Что он такое увидел?
***
Лена погибла при невыясненных обстоятельствах.
Отец Василий сказал :
— Её убили.
Некоторые ревнители в храме последнее время сторонились Ленку , так как батюшка при встречах шумно ругал её , пытался ей что — то растолковать , но безуспешно — » не понимает, дуреха «.
Но сам отец Василий, когда узнал о её смерти , задумался , покачал головой и сказал :
— Ленка была хорошая..

Читать еще:  Молитвы о умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы

Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых

Общение – это базовая потребность человека. Каждому из нас необходимо общество.

Но каких друзей мы себе выбираем? «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». Но почему нельзя просто сходить? Иногда даже ради любопытства. Потому что, прежде чем что-то сделать, стоит задаться вопросом «А зачем?». Ведь каждый говорящий внушает. И чем больше ты слушаешь льстивые речи, тем больше ты обольщаешься. Пусть даже в малых количествах, но вредного общения лучше избегать.

Потому что даже одна неправильная встреча может заронить в нас крупицу сомнения. Сомнения в правде, в своих убеждениях. И начнет «подъедать». Речь дьявола начинается: Я только один раз. Только один раз схожу, один раз попробую. Многие люди, сами того не ведая попадают в руки к сектантам и увязают так глубоко, что уже не замечают ничего вокруг.

Это может быть и не секта, просто плохая компания. Которая потихоньку затянет тебя. Ведь в нас так и заложено копировать свое окружение.

Есть люди, которым не очень нравится большое общество, и им приятна компания книг. И трата времени на пустую болтовню кажется бессмысленной.

Многие говорят: надоело сидеть дома, пошли, погуляем. Свежий воздух –это конечно, хорошо, и погулять в компании хочется. Но если посмотреть здраво — это элементарное убийство своего времени. И мы ничего полезного для себя из этого общения не вынесем. Даже возможно, что-то очень интересное пройдет мимо нас, пока мы гуляли и занимались ерундой.

«Некоторые люди умирают в 20, но хоронят их в 70». Это про тех, кто просто однажды остановился на одной точке в своей жизни. И просто доживает. Есть много людей, которые скажут «На меня ничего не повлияет» — это слова гордыни.

Если у вас есть свои принципы, защищайте их. Сильные духом есть в любом обществе. Это хорошо описано в книге Виктора Франкла «Скажи жизни «да». Везде есть плохие и хорошие люди. Самое важное — остаться собой. Поступать по-доброму даже там, где поступили плохо с тобой. Не обижаться и уметь прощать. Этому нужно учиться. Полезное общество, это не только общие увлечения. Это люди, которые могут помочь тебе стать немного лучше, чем ты есть сейчас. Вдохновить тебя, своим примером. «Если у него получилось, почему у меня не получится?».

Если ты хочешь чего-то достигнуть, спроси совета у того, кто этого уже добился. Если очень нравится какая-то черта в характере другого человека — перейми ее. Как-то само так получается, что ты загораешься улыбкой с одними людьми и потухаешь с другими. Почему же не пойти к тем, кто заставит тебя сиять. И всегда помните «береженого Бог бережет». Берегите себя от ненужных встреч и напрасных знакомств.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector