1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем поют псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне

Содержание

Петропавловский храм поселка Калевала

Карельская митрополия Костомукшская Епархия Русская Православная Церковь

Православный календарь

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (XII). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Сщмч. Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

@Деян., 41 зач., XVIII, 22–28. Ин., 43 зач., XII, 36–47.@

Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпуст литургии по пасхальному чину1.

Общецерковные новости

  • Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил в Шамординском монастыре празднование 30-летия возрождения обители 27.05.2020
  • В Вятской митрополии пройдут торжества в память обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца 27.05.2020
  • Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день отдания праздника Пасхи 27.05.2020
  • Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством провели вебинар с духовниками и атаманами Волжского казачьего войска 27.05.2020
  • Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам 26.05.2020
  • На Филиппинах православные священники организовали помощь голодающим семьям 26.05.2020
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии 25.05.2020
  • Вышла в свет книга «Москва православная XXI века» 25.05.2020

Великий пост: почему сегодня вечером будут петь псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне

ПРОТОПРЕСВИТЕР АЛЕКСАНДР ШМЕМАН , ИЛЬЯ ТИМКИН | 27 ФЕВРАЛЯ 2016 Г.

Протопресвитер Александр Шмеман

От желания – к смирению

Напомним, уже третье воскресенье Святая Церковь вспоминает особые события из Евангелия, и эти воспоминания помогают нам начать подготовку к странствию Великого поста.

Закхей не постеснялся народа и залез на дерево, лишь бы увидеть в толпе Христа, и Господь ответил на желание Закхея, войдя в дом к нему. Это первый призыв Церкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глубине нашей души, признать жажду Абсолютного, которое в нас есть. «И если мы достаточно глубоко, сильно желаем, Христос нам ответит», – заключает Александр Шмеман.

За желанием следует смирение. Об этом нам напоминает притча следующего воскресенья – о мытаре и фарисее. Тот, кто не смел даже на небо взглянуть, а только бил себя в грудь, прося Бога о помиловании, оказался выше довольного собой и своими добрыми делами человека.

«Приготовление к Посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение – это начало настоящего покаяния. Смирение – прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий», – пишет отец Александр.

Почему сегодня вечером будут петь полный тоски псалом?

Итак, сначала – желание, потом – смирение. О чём же дальше напомнит нам Церковь, бережно приготовляя к Великому посту, о чём завтра будет возглашать Евангелие? Почему на утрене, после радостных псалмов полиелея, будет петься полный тоски псалом 136? Об этом – в сегодняшнем рассказе протопресвитера Александра Шмемана.

Возвращение в отчий дом (Неделя о блудном сыне)

В третье воскресение, приготовляющее нас к Великому Посту, мы слушаем чтение притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-32). В притче и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном (морально заблудившемся) человеке, который ушел в «далекую страну» и там истратил всё, что он имел.

Если этого не почувствуешь, христианскую веру не поймешь

Далекая страна! Это единственное определение состояния человека, которое мы должны принять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу. Человек, который никогда этого не испытал, хотя бы только немного, который никогда не почувствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говорит христианская вера. И тот, кто чувствует себя совершенно «дома» в этом мире, кто никогда не испытал мучительной тоски но другой Правде, никогда не поймет, что такое раскаяние.

То, без чего исповедь не имеет настоящей силы

Покаяние часто просто превращается в равнодушное, объективное перечисление грехов и прегрешений, как признание себя виновным перед законным обвинительным актом.

Исповедь и разрешение грехов рассматривается как что-то юридически законное. Но при этом забывается что-то существенное, без чего ни исповедь, ни разрешение грехов не имеют ни настоящего значения, ни силы. Это «что-то» и есть именно чувство отдаления от Бога, от радости общения с Ним, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом.

Действительно, нетрудно признаться на исповеди, что не соблюдал постов, пропускал утром или вечером молитвы, сердился. Но совершенно другое – это вдруг осознать, что я запятнал и потерял свою духовную красоту, что я далек от своего настоящего «дома», своей настоящей жизни и что что-то драгоценное, чистое и прекрасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сущности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же время горячее желание вернуться назад, обрести вновь потерянный «дом».

Фото с сайта pravlife.org

Всё это я потерял!

Я получил от Бога богатые дары: прежде всего
– жизнь и возможность наслаждаться ею, наполнить ее значением, любовью, знанием; а потом – в Крещении – Новую Жизнь Самого Христа, дар Святого Духа, мир и радость Царства Небесного. Я получил знание Бога и в Нем знание всего прочего, силу и возможность сделаться одним из сыновей Божиих. И всё это я потерял и продолжаю всё время терять не только в особых грехах и прегрешениях, но в наибольшем изо всех грехов – в утрате моей любви к Богу, в предпочтении «страны далекой» прекрасному дому Отца.

Читать еще:  Великий канон Андрея Критского — чтение в Сретенском монастыре

Но здесь Церковь напоминает мне о том, что я покинул и потерял. И, слушая ее голос, я вспоминаю. «Я безумно удалился от Твоей Отеческой славы, – поется в кондаке этого дня, – с грешниками растратил данное мне богатство. Но взываю к Тебе голосом блудного сына: согрешил я перед Тобою, Отче щедрый, прими меня кающегося, прими меня, как одного из наемников Твоих».

И когда я так всё вспоминаю, я нахожу в себе и желание и силу вернуться: «…я вернусь к щедрому Отцу, со слезами взывая: прими меня, как одного из наемников Твоих…»

Там сидели мы и плакали…

Надо обратить внимание и упомянуть здесь одну из литургич
еских особенностей этого Воскресения блудного сына. На утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего…

(На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего…)

О псалме изгнания

Это псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском пле
ну, вспоминая свой святой город Иерусалим. Он стал навсегда песнью человека, который осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, который никогда не может найти полного удовлетворения в этом падшем мире, потому что по своей природе и призванию он всегда ищет, как паломник, Совершенства.

«Этот псалом поется еще два раза, в последние два воскресения перед Великим постом. Он открывает нам значение Поста как паломничества, покаяния – возвращения в дом Отца», – завершает свое объяснение Недели о блудном сыне протопресвитер Александр Шмеман.

Зачем поют псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне

Зачем поют псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне Приближаясь к сорокадневному странствию Великого поста, мы ощущаем особую необходимость почувствовать дух великопостных богослужений, понять, что означает читаемый на первой неделе Великий канон Андрея Критского, зачем нужно бить поклоны на покаянной молитве Ефрема Сирина, откуда пошла традиция «Прощеного Воскресенья» и как не превратить Великий пост в обычную диету. Всё это скрыто в текстах великопостных служб, в особых молитвах и песнопениях, которые важно знать и понимать. Чтобы помочь в этом читателям, «Правмир» начинает публикацию книги протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост». Шаг за шагом он раскрывает нам связь богослужений с «мирской» жизнью, помогает пережить как откровение длинные и скучные, как кажется некоторым, вечерние службы, дает возможность «на глубине» понять сердцевину жизни каждого христианина – Божественную Литургию.

От желания – к смирению

Напомним, уже третье воскресенье Святая Церковь вспоминает особые события из Евангелия, и эти воспоминания помогают нам начать подготовку к странствию Великого поста.

Закхей не постеснялся народа и залез на дерево, лишь бы увидеть в толпе Христа, и Господь ответил на желание Закхея, войдя в дом к нему. Это первый призыв Церкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глубине нашей души, признать жажду Абсолютного, которое в нас есть. «И если мы достаточно глубоко, сильно желаем, Христос нам ответит», – заключает Александр Шмеман.

За желанием следует смирение. Об этом нам напоминает притча следующего воскресенья – о мытаре и фарисее. Тот, кто не смел даже на небо взглянуть, а только бил себя в грудь, прося Бога о помиловании, оказался выше довольного собой и своими добрыми делами человека.

«Приготовление к Посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение – это начало настоящего покаяния. Смирение – прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий», – пишет отец Александр.

Почему сегодня вечером будут петь полный тоски псалом?

Итак, сначала – желание, потом – смирение. О чём же дальше напомнит нам Церковь, бережно приготовляя к Великому посту, о чём завтра будет возглашать Евангелие? Почему на утрене, после радостных псалмов полиелея, будет петься полный тоски псалом 136? Об этом – в сегодняшнем рассказе протопресвитера Александра Шмемана.

Возвращение в отчий дом (Неделя о блудном сыне)

В третье воскресение, приготовляющее нас к Великому Посту, мы слушаем чтение притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-32). В притче и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном (морально заблудившемся) человеке, который ушел в «далекую страну» и там истратил всё, что он имел.

Если этого не почувствуешь, христианскую веру не поймешь

Далекая страна! Это единственное определение состояния человека, которое мы должны принять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу. Человек, который никогда этого не испытал, хотя бы только немного, который никогда не почувствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говорит христианская вера. И тот, кто чувствует себя совершенно «дома» в этом мире, кто никогда не испытал мучительной тоски по другой Правде, никогда не поймет, что такое раскаяние.

То, без чего исповедь не имеет настоящей силы

Покаяние часто просто превращается в равнодушное, объективное перечисление грехов и прегрешений, как признание себя виновным перед законным обвинительным актом.

Исповедь и разрешение грехов рассматривается как что-то юридически законное. Но при этом забывается что-то существенное, без чего ни исповедь, ни разрешение грехов не имеют ни настоящего значения, ни силы. Это «что-то» и есть именно чувство отдаления от Бога, от радости общения с Ним, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом.

Действительно, нетрудно признаться на исповеди, что не соблюдал постов, пропускал утром или вечером молитвы, сердился. Но совершенно другое – это вдруг осознать, что я запятнал и потерял свою духовную красоту, что я далек от своего настоящего «дома», своей настоящей жизни и что что-то драгоценное, чистое и прекрасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сущности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же время горячее желание вернуться назад, обрести вновь потерянный «дом».

Всё это я потерял!

Я получил от Бога богатые дары: прежде всего – жизнь и возможность наслаждаться ею, наполнить ее значением, любовью, знанием; а потом – в Крещении – Новую Жизнь Самого Христа, дар Святого Духа, мир и радость Царства Небесного. Я получил знание Бога и в Нем знание всего прочего, силу и возможность сделаться одним из сыновей Божиих. И всё это я потерял и продолжаю всё время терять не только в особых грехах и прегрешениях, но в наибольшем изо всех грехов – в утрате моей любви к Богу, в предпочтении «страны далекой» прекрасному дому Отца.

Читать еще:  Почему Церковь отказалась венчать еретиков

Но здесь Церковь напоминает мне о том, что я покинул и потерял. И, слушая ее голос, я вспоминаю. «Я безумно удалился от Твоей Отеческой славы, – поется в кондаке этого дня, – с грешниками растратил данное мне богатство. Но взываю к Тебе голосом блудного сына: согрешил я перед Тобою, Отче щедрый, прими меня кающегося, прими меня, как одного из наемников Твоих».

И когда я так всё вспоминаю, я нахожу в себе и желание и силу вернуться: «…я вернусь к щедрому Отцу, со слезами взывая: прими меня, как одного из наемников Твоих…»

Там сидели мы и плакали…

Надо обратить внимание и упомянуть здесь одну из литургических особенностей этого Воскресения блудного сына. На утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего…

(На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего…)

О псалме изгнания

Это псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском плену, вспоминая свой святой город Иерусалим. Он стал навсегда песнью человека, который осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, который никогда не может найти полного удовлетворения в этом падшем мире, потому что по своей природе и призванию он всегда ищет, как паломник, Совершенства.

«Этот псалом поется еще два раза, в последние два воскресения перед Великим постом. Он открывает нам значение Поста как паломничества, покаяния – возвращения в дом Отца», – завершает свое объяснение Недели о блудном сыне протопресвитер Александр Шмеман.

Великий пост: почему вечером поется псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне

Неделю назад мы начали готовиться к Великому посту по книге протопресвитера Александра Шмемана. Особенность творений этого знаменитого проповедника в том, что шаг за шагом он раскрывает нам связь богослужений с «мирской» жизнью, помогает пережить, как откровение, длинные и скучные, как кажется некоторым, вечерние службы, даёт возможность «на глубине» понять сердцевину жизни каждого христианина — Божественную Литургию.

Тайны великопостных богослужений

Приближаясь к сорокадневному странствию, нам особенно важно почувствовать дух великопостных богослужений, понять, что означает читаемый на первой неделе Великий канон Андрея Критского, зачем нужно бить поклоны на покаянной молитве Ефрема Сирина, откуда пошла традиция «Прощёного Воскресенья», и как не превратить Великий пост в обычную диету. Всё это — скрыто в текстах великопостных служб, в особых молитвах и песнопениях, которые важно знать и понимать.

От желания — к смирению

Напомним, уже третье воскресенье Святая Церковь вспоминает особые события из Евангелия, и эти воспоминания помогают нам начать подготовку к странствию Великого поста.

Закхей не постеснялся народа и залез на дерево, лишь бы увидеть в толпе Христа, и Господь ответил на желание Закхея, войдя в дом к нему. Это первый призыв Церкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глубине нашей души, признать жажду Абсолютного, которое в нас есть. «И если мы достаточно глубоко, сильно желаем, Христос нам ответит», — заключает Александр Шмеман.

За желанием следует смирение. Об этом нам напоминает притча следующего воскресенья — о мытаре и фарисее. Тот, кто не смел даже на небо взглянуть, а только бил себя в грудь, прося Бога о помиловании, оказался выше довольного собой и своими добрыми делами человека. «Приготовление к посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение — это начало настоящего покаяния. Смирение — прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий», — пишет отец Александр.

Почему сегодня вечером будут петь полный тоски псалом?

Итак, сначала — желание, потом — смирение. О чём же дальше напомнит нам Церковь, бережно приготовляя к Великому посту, о чём завтра будет возглашать Евангелие? Почему на утрене, после радостных псалмов полиелея, будет петься полный тоски псалом 136? Об этом — в сегодняшнем рассказе протопресвитера Александра Шмемана.

Возвращение в отчий дом (Hеделя о блyдном сыне)

В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy постy, мы слyшаем чтение пpитчи о Блyдном сыне (Лyка 15, 11-32). В пpитче и в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном (моpально заблyдившемся) человеке, котоpый yшел в «далекyю стpанy» и там истpатил все, что он имел.

Если этого не почувствуешь, христианскую веру не поймёшь

Далекая стpана! Это единственное опpеделение состояния человека, котоpое мы должны пpинять и yсвоить, когда мы пpиближаемся к Богy. Человек, котоpый никогда зтого не испытал, хотя бы только немного, котоpый никогда не почyвствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говоpит хpистианская веpа. И тот, кто чyвствyет себя совеpшенно «дома» в этом миpе, кто никогда не испытал мyчительной тоски но дpyгой Пpавде, никогда не поймет, что такое pаскаяние.

То, без чего исповедь не имеет настоящей силы

Покаяние часто пpосто пpевpащается в pавнодyшное, объективное пеpечисление гpехов и пpегpешений, как пpизнание себя виновным пеpед законным обвинительным актом. Исповедь и pазpешение гpехов pассматpивается как что-то юpидически законное. Hо пpи этом забывается что-то сyщественное, без чего ни исповедь, ни pазpешение гpехов не имеют ни настоящего значения, ни силы.

Это «что-то» и есть именно чyвство отдаления от Бога, от pадости общения с Hим, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом. Действительно, нетpyдно пpизнаться на исповеди, что не соблюдал постов, пpопyскал yтpом или вечеpом молитвы, сеpдился. Hо совеpшенно дpyгое – это вдpyг осознать, что я запятнал и потеpял свою дyховнyю кpасотy, что я далек от своего настоящего «дома», своей настоящей жизни и что что-то дpагоценное, чистое и пpекpасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сyщности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же вpемя гоpячее желание веpнyться назад, обpести вновь потеpянный «дом».

Всё это я потерял!

Я полyчил от Бога богатые даpы: пpежде всего – жизнь и возможность наслаждаться ею, наполнить ее значением, любовью, знанием; а потом – в Кpещении – Hовyю Жизнь Самого Хpиста, даp Святого Дyха, миp и pадость Цаpства Hебесного. Я полyчил знание Бога и в Hем знание всего пpочего, силy и возможность сделаться одним из сыновей Божних. И все это я потеpял и пpодолжаю все вpемя теpять не только в особых гpехах и пpегpешениях, но в наибольшем изо всех гpехов – в yтpате моей любви к Богy, в пpедпочтении «стpаны далекой» пpекpасномy домy Отца.

Читать еще:  Клонирование человека станет возможным, но не очень нужным

Hо здесь Цеpковь напоминает мне о том, что я покинyл и потеpял. И, слyшая ее голос, я вспоминаю. «Я безyмно yдалился от Твоей Отеческой славы,— поется в кондаке этого дня,— с гpешниками pастpатил данное мне богатство. Hо взываю к тебе голосом блyдного сына: согpешил я пеpед Тобою, Отче щедpый, пpими меня кающегося, пpими меня, как одного из наемников Твоих».

И когда я так все вспоминаю, я нахожy в себе и желание и силy веpнyться: «. я веpнyсь к щедpомy Отцy, со слезами взывая: пpими меня, как одного из наемников Твоих. ».

Там сидели мы и плакали.

Hадо обpатить внимание и yпомянyть здесь однy из литypгических особенностей этого Воскpесения Блyдного сына. Hа yтpене, после pадостных и тоpжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:

Hа pеках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянyти нам Сиона. Како воспоем песнь Господню на земле чyждей? Аще забyдy тебе, Иеpyсалиме, забвена бyди десница моя. Пpильпни язык мои гоpтани моемy, аще не помянy Тебе, аще не пpедложy Иеpyсалима, яко в начале веселия моего.

Hа pеках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Как нам петь песнь Господню на земле чyжой? Если я забyдy тебя, Иеpyсалим, забyдь меня, десница моя (моя пpавая pyка, со всей ее ловкостью и хитpостью). Пyсть пpилипнет язык мой к гоpтани моей, если я не бyдy помнить тебя, если не поставлю Иеpyсалима во главе веселия моего.

О псалме изгнания

Это псалом изгнания. Его пели евpеи в Вавилонском пленy, вспоминая свой святой гоpод Иеpyсалим. Он стал навсегда песнью человека, котоpый осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, котоpый никогда не может найти полного yдовлетвоpения в этом падшем миpе, потомy что по своей пpиpоде и пpизванию он всегда ищет, как паломник, Совеpшенства.

«Этот псалом поется еще два pаза, в последние два воскpесения пеpед Великим постом. Он откpывает нам значение поста как паломничества, покаяния – возвpащения в дом Отца», — завершает своё объяснение Недели о блудном сыне протопресвитер Александр Шмеман.

Заходите на наш сайт в пятницу, чтобы узнать о смысле мясопустной недели, всеобщем поминовении усопших, совершаемом в субботу 14 февраля и евангельском чтении о Страшном суде.

Понять и простить: в чем смысл подготовительной недели о блудном сыне?

Фото: Возвращение блудного сына. Николай Лосев / pravmir.ru

16 февраля 2020 года наступает вторая подготовительная неделя перед Великим Постом. Она называется Неделя о блудном сыне (неделя на церковном языке – воскресенье, прим. ред.). В этот день Церковь вспоминает самую известную притчу Иисуса Христа. О чем она и какой несет смысл в преддверии одного из главных испытаний, читайте в нашей рубрике «Вопрос – ответ».

Притча рассказывает о том, что у зажиточного человека было два взрослых сына. Старший всегда был при отце, помогал ему в хозяйстве и не смел перечить. Младший же вел довольно праздный образ жизни. А однажды и вовсе потребовал отца поделить наследство и выдать его часть.

Глава семейства отдал то, что полагалось сыну, и тот ушел. В далеких краях он быстро потратил деньги. Наступили тяжелые времена, но гордость и стыд не позволили блуднику идти к родителю. Чтобы не умереть с голода, он нанялся работать свинопасом – самая низшая степень падения в то время. Доходило до того, что он украдкой ел еду, которую давали животным Невыносимые условия жизни довели юношу до отчаяния. Он решил вернуться к отцу и проситься к нему слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу и обнял его.

«Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим«, – сказал парень.

Отец вместо того, чтобы прогнать блудного сына, приказал рабам принести лучшую одежду, дать перстень (символ власти), обувь. А также заколоть самого откормленного теленка для праздника в честь возвращения наследника.

Когда старший сын вернулся с поля, дома уже пели песни и веселились. От слуги он узнал о поводе для торжества. Ему же за все время службы ни разу не был оказан такой прием. Он рассердился и даже не захотел входить.

«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся«, – такими словами пригласил отец старшего сына в дом (Лк. 15:11-32).

Главный смысл этой притчи кроется во взаимоотношении между человеческой душой и Богом. Бога символизирует отец, для которого все люди являются детьми. Под образом блудного сына подразумеваются все те, кто удалился от Бога, кто грешен и был своеволен. Порой и мы, как этот блудный сын, уходим от Бога.

Через этот рассказ Церковь напоминает о милосердии всевышнего ко всем грешникам, которые обращаются к Богу с искренним раскаянием. В нескольких шагах до Великого поста (особого времени в жизни каждого верующего) эта притча – луч надежды на то, что Бог простит грешников и протянет руку помощи. Церковь призывает вернуться к Богу, сокрушенно и искренне покаявшись в грехах, и надеяться на Его прощение и милосердие.

Отдельно стоит сказать про старшего брата. Он служил отцу не ради любви, а лишь старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника. Не мог он и поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать. Так бывает и в жизни: люди ходят в храм, соблюдают все каноны, но, если кто-то из прихожан в силу незнания сделал что-то не так, они начинают возмущаться. Неделя о блудном сыне – напоминание о том, что Бог всегда готов простить и принять, но только раскаявшееся сердце.

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан – научиться, как родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в душе не осталось обиды, зла.

16 февраля и в два последующих воскресенья на Всенощной поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Он описывает страдания евреев в плену Вавилонском и их тоску о своем отечестве, напоминая верующим о греховном плене и о необходимости стремиться к духовному отечеству – Царствию Небесному. Появление этого псалма именно в Неделю о блудном сыне – не случайно. Тут в псалме прослеживается общая идея с притчей – грусть по родине, по отчему дому. Кроме того, важно, что евреи оказались за пределами своей родной земли не случайно, а в наказание за грехи всего народа.

Евангельская притча о блудном сыне, также звучащая на богослужении, как бы продолжает смысловой ряд: отец ждет возвращения блудного сына. Подобно древним евреям, находившимся в плену у чужеземцев, мы пленены своими страстями и греховным образом жизни. Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна.

По окончании второй подготовительной седмицы наступает неделя о страшном суде. Это воскресенье за неделю до начала поста носит название Мясопустной недели.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector