0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вестник Рождества № 13. Пророк Вергилий и поэт Исаия

Глава 13

1–5. Господь собирает войска для исполнения Его приговора над землей. 6–13. День Господень. 14–18. Взятие Вавилона мидянами. 19–22. Запустение Вавилона.

Предварительное замечание . С 13-й гл. и по 23-ю у Исаии идут речи, возвещающие будущую судьбу некоторых, известных в то время евреям, иноплеменных народов (исключая гл. 22-ю, посвященную изображению судьбы Иерусалима). В этих пророческих речах главным образом изображаются те бедствия, какие, волею Всевышнего, разразятся над враждебными избранному народу государствами. Но по местам пророк раскрывает и то радостное будущее, какое ожидает язычников после того, как они испытают на себе праведный суд Божий. Спрашивают: для чего пророк, живший в Иудее, столь внимательно изображал будущую судьбу тех народов, которые, по дальности, не могли и знать о его пророчествах? Ответом на это могут служить следующие соображения: а) те иноплеменные народы, которых будущую судьбу изображает Исаия, стояли в тех или иных отношениях к народу еврейскому и то, что совершалось важного в Иудейском государстве, должно было доходить и до их слуха. Между тем речи вдохновенных пророков представляли собою явление поразительное и для язычников, которые не могли вовсе не признавать значения за посылавшим этих пророков Господом. Следовательно, и речи о судьбе языческих государств, произнесенные таким великим пророком, как Исаия, могли доходить до слуха язычников и внушать им более скромные понятия о своих силах и значении в мире; б) самим иудеям чрезвычайно важно было знать судьбу, какая ожидала языческие государства, потому что на эти государства евреи смотрели или как на врагов своих, или же как на друзей. Пророк Исаия и показывает в своих речах о судьбе языческих народов, что их власть и сила – недолговечны и что евреям, с одной стороны, не следует очень горевать при мысли о том, что эти народы подчинят себе Израиля и что, с другой стороны, Израилю нет надобности искать опоры у этих ненадежных государств.

Ис.13:1–5 . Пророк, то говоря от своего лица, то изображая говорящим Самого Господа, описывает собрание армий, идущих из отдаленных стран, чтобы, в исполнение воли Вышнего, поразить Вавилон.

Ис.13:1 . Пророче­с­т­во о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов.

«Пророчество» – по-евр. massa (от глаг. nassa ­ носить) имеет значение: вознесенный, возвышенный (голос) или торжественная речь. Но здесь и в других пророчествах на иноземные народы это слово употреблено в значении: «судебный приговор, бремя» (ср. Иер.23:33 ).

«Которое изрек Исаия» . Эти слова указывают на то, что здесь начинается новый отдел книги, совершенно самостоятельный.

«Изрек» по-евр. chazah ­ видел (ср. Ис.1:1 ).

Ис.13:2 . Поднимите знамя на открытой горе, воз­высьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.

Неизвестно, к кому здесь обращается пророк. Некоторые видят тут намек на Ангелов, служителей Всевышнего, которые указывают народам цели, к каким им должно стремиться ( Зах.1:8, 9 ).

«Поднимите знамя» – очевидно, для созыва ополчения, которое должно знать, к какому пункту собираться.

«На открытой горе» , т. е. на безлесной, чтобы знамя это было видимо отовсюду.

«Возвысьте голос» – зовите громким голосом.

«Им» – войскам, идущим издалека.

«Ворота властелинов» – это цель, к которой устремляются идущие войска. Так назывались главные ворота города – столицы, служившие для въезда государей, – ворота широкие и красиво устроенные. (По славянскому тексту здесь обращение (князи – зват. падеж) к начальникам вавилонским.)

Ис.13:3 . Я дал по­веле­ние избран­ным Мо­им и при­звал для соверше­ния гнева Моего сильных Мо­их, торже­с­т­ву­ющих в величии Моем.

«Я дал повеление» . Значит и предшествующее приказание принадлежит Господу.

«Избранным» . В евр. тексте употреблено более сильное выражение: освященный. Так названы языческие войска потому, что они являются в настоящем случае орудиями праведного гнева Божия (ср. Иоил.3:9 ; Иер.22:7 ; Иер.51 и сл.).

«Торжествующих» , т. е. радостно совершающих волю Божию.

Ис.13:4 . Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собрав­шихся вместе: Го­с­по­дь Саваоф обозревает боевое войско.

«Шум на горах» . Так как пророк имеет в виду нашествие вражеских полчищ на Вавилон, то и под горами, вероятно, разумеет горы хребта Загра и северные отрасли гор Пушши, отделявшие Вавилон от Мидии и Персии.

«Царств и народов» . Известно, что царства Мидийское (ст. 17) и Персидское (ср. Ис.21:2 ), а также и армяне, соединились в союз для того, чтобы сокрушить Вавилонское царство. Конечно, в мидо-персидсхом войске находилось немало и других народностей, подчиненных этим союзным царям.

Ис.13:5 . Идут из отдален­ной страны, от края неба, Го­с­по­дь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

«От края неба» . Мидия и Персия действительно были едва ли не самыми отдаленными, известными евреям, странами. Всю землю. Некоторые толкователи рассматривают это выражение как действительно обозначающее собою всю населенную землю. Но правильнее думать, что пророк этими словами обозначил Вавилонскую монархию, которая могла, находясь на зените своего могущества, назваться всемирной.

Ис.13:6–13 . День Господень уже близок и оттого вавилоняне впали в отчаяние. Этот день для Вавилона будет страшен как день всеобщего суда Божия над миром, когда светила небесные померкнут и земля сотрясется.

Ис.13:6 . Рыдайте, ибо день Го­с­по­да близок, идет как раз­руши­тель­ная сила от Всемогущего.

«Рыдайте» – обращение к вавилонянам.

«День Господ ень» – см. Ис.2:12 .

«От Всемогущего» . Разрушение, следовательно, будет полное, окончательное.

Ис.13:7 . Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.

Ис.13:8 . Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучат­ся, как рожда­ю­щая, с изумле­нием смотрят друг на друга, лица у них раз­горелись.

Вавилоняне сознают, что всякое сопротивление – напрасно.

«Сердце. растаяло» – стало подобно воде, перестало быть сильным и твердым ( Втор.20:8 ; Ис.19:1 ).

«Лица разгорелись» . Кровь, от ужаса, приливает к голове, и лицо может сделаться вследствие этого очень красным.

Ис.13:9 . Вот, при­ходит день Го­с­по­да лютый, с гневом и пыла­ю­щею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.

Ис.13:10 . Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом сво­им.

Грозный день Господень пророк изображает под образом страшной бури, которая все разрушает на своем пути и затмевает самое небо густыми облаками, так что на земле водворяется мрак.

«Звезды небесные» – (kochvej) общее обозначение небесных светил.

«И светила» – по-евр. (chesilehem) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у Иов.9:9 ; Иов.38:31 и у Ам.5:8 и переводится так собственным именем Кесиль (у Иова) и Орион (у Амоса). Это созвездие – Орион – отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, блаженный Иероним понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.)

Ис.13:11 . Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и по­ложу конец высоко­умию гордых, и уничижу надмен­ность при­теснителей;

Ис.13:12 . сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского.

Здесь говорит Сам Господь.

«Мир» – по-евр. tevel, собств. земной шар, но здесь, очевидно, вавилонская всемирная монархия (ср. Ис.24:4 ; Ис.26:9 , где под «землей» – haarez – разумеется земля Израильская).

«Люди будут дороже» , т. е. из вавилонян малое число останется в живых.

Об Офире см. Толк. Библию т. 1-й. Из четырех предполагаемых стран (Южная Аравия, Восточная Африка, Индия и южные области вообще) вероятнее всего видеть в Офире Африку, самое название которой (Afer у древних) напоминает имя Офира.

Ис.13:13 . Для сего по­трясу небо, и земля сдвинет­ся с места своего от ярости Го­с­по­да Саваофа, в день пыла­ю­щего гнева Его.

Потрясения политические у пророков нередко изображаются как потрясения, происходящие в природе (ср. Ис.24:19 ; Ис.34:4 ; Иер.4:23, 26 ; Иоил.3:15, 16 ).

Ис.13:14–18 . Пророк изображает бегство из Вавилона живущих там иностранцев и печальную судьбу оставшихся там и называет по имени народ, который сокрушит величие Вавилона.

В Вавилоне, без сомнения, обитало немалое число иностранцев, поддерживавших торговые сношения с этим великим городом (ср. Иер.2:16 ; Иер.51:11 ).

Ис.13:14 . Тогда каждый, как пре­следуемая серна и как по­кинутые овцы, обратит­ся к народу своему, и каждый по­бежит в свою землю.

Ис.13:15 . Но кто по­падет­ся, будет про­нзен, и кого схватят, тот падет от меча.

Ис.13:16 . И младенцы их будут раз­биты пред глазами их; домы их будут раз­граблены и жены их обесчещены.

Картина избиения младенцев у пророка нарисована совершенно согласно с теми известиями древних писателей, какие они сообщают о жестокостях, какими сопровождалось взятие в древности вражеских городов, долго сопротивлявшихся.

Ис.13:17 . Вот, Я подниму про­тив них Ми́дян, которые не ценят серебра и не при­страст­ны к золоту.

Ис.13:18 . Лýки их сраз­ят юношей и не по­щадят плода чрева: глаз их не сжалит­ся над детьми.

«Мидяне» . Это имя (ср. Быт.10:2 ; 4Цар.17:6 ; 4Цар.18:11 ) подразумевает под собой, может быть, не только обитателей древней Мидии, а и всех арийских обитателей Ирана. Во времена Исаии мидяне причинили немало вреда Ассирийскому государству. Тиглат-Пилезер и Саргон Ассирийские смирили этот беспокойный народ и последний переселил даже значительное число мидян в Емаф и Келесирию (712 г.). Но чем больше ослабевало могущество Ассирии, тем больше возвышалось значение Мидии. И Вавилону, таким образом, в свою очередь, приходилось считаться с этим народом. О персах, как союзниках мидян, пророк не упоминает, потому что персы во времена Исаии были евреям еще не известны (еламитяне, упоминаемые у Исаии ( Ис.21:2 ), не имеют ничего общего с персами).

Читать еще:  Благодатное облако и другие истории о паломничестве

«Не ценят серебра» . Мидяне нападут на Вавилон не из простого желания ограбить этот богатый город. Исаия хочет сказать, что они явятся бессознательными исполнителями воли Божией относительно Вавилона (ср. Иер.51:11, 28 ).

«Луки» были главным орудием у северных народов (Герод VII, 61; Кироп II, 1. 1), и это оружие в руках мидян будет смертоносно для юношей вавилонских, которых мидяне будут расстреливать без жалости, так как молодые, сильные люди, естественно, казались им опасными.

«Не пощадит плода чрева» . В древности при взятии вражеских городов иногда победители рассекали чрево у беременных женщин, чтобы вражеское племя уничтожить до последнего зародыша (4Цар.8и др.)

«Глаз» – выражение, взятое вместо термина сердце.

Ис.13:19–22 . Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие животные и птицы будут находить себе приют в развалинах вавилонских дворцов.

Ис.13:19 . И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,:

«Вавилон, краса царств, гордость Халдеев.» Значение Вавилонского царства было чрезвычайно велико. Новейшая наука принимает как факт, что Вавилония была первоначальною колыбелью всемирной культуры. Математические и астрономические науки имеют свой корень в древней Халдее: наше разделение времени – вавилонского происхождения; наш алфавит имеет свой источник в первобытных формах древне-вавилонского клинообразного письма (Прав. богосл. энциклопедия т. 3-й с. 11–14). Первоначальными обитателями Вавилонии были потомки Хама – кушиты, известные у евреев под именем касдим, а в туземных надписях называемые калдаи (отсюда халдеи). Они распадались на два племени – сумиров и аккадов. Впоследствии в Вавилонии поселились семитические племена, но они воспользовались уже готовой халдейской культурой, слились с аборигенами во всем, кроме языка, и из этого слияния выработался тот могучий семитско-кушитский тип, который и создал знаменитые монархии – Вавилонию и Ассирию (ibid с. 16). Во время своего наивысшего расцвета Вавилонская монархия (при Навуходоносоре) обладала всеми источниками богатств, которыми жили культурные страны древнего мира и Вавилон, столица царства, стал самым обширным и роскошным городом древнего мира.

Ис.13:20 . не заселит­ся никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.

«Не заселится никогда» . После Кира его преемники Дарий и Ксеркс окончательно разрушили Вавилон. Постепенно уходили из него жители и с течением времени забыто было даже точное место его расположения. Пророк, очевидно, имеет в виду не один момент его разрушения при Кире, а и всю постепенную историю его запустения.

Ис.13:21 . Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнят­ся филинами; и страусы по­селят­ся, и косматые будут скакать там.

«Звери пустыни» – по евр. zijim от zijah – сухая земля, пустыня. Значит zijim – обитатели пустыни.

«Филины» по-евр. ochim; слово это происходит от восклицания ох! или ах!, которое напоминает крик сов или филинов. (LXX перевели это выражение словом ηχος (шум), которое, может быть, выбрано ими как близкое к крику, испускаемому филинами.)

«Страусы» по-евр. benot jaanah собств. «дочери крика». Так назывались самки страусов, испускающие особые крики. (LXX поняли это слово jaanah как значащее: петь в ответ кому-нибудь ( Исх.15:21 ) и вместо страусы поставили здесь слово σειρηνες – сирены.)

«Косматые» – по-евр. seirim, собств. волосатые. Это, по всей вероятности, дикие козлы (LXX видели здесь указание на демонов). 17

Ис.13:22 . Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увесели­тель­ных домах.

«Шакалы» по-евр. ijim, собств: воющие (звери).

«Гиены» по-евр. tannim. Животные эти издают чрезвычайно противный вой. (Вместо шакалы у LXX поставлено выражение ονοκενταυροι (осло-быки). Это было у греков обозначением какого-то необыкновенного животного, вид которого трудно себе и представить (И. Корсунский, Перевод LXX 1898 г. с. 246). Вместо гиены LXX поставили слово ежи.)

«В увеселительных домах» , т. е. там, где прежде раздавались звуки арф и пение прекрасных певиц.

Особые замечания. 13-я глава представляет собою цельную поэму, которая может быть разделена на следующие строфы (по Condamtn’y).

Строфа 1 ст. 2–5 – (2, 2; 3, 2)

Строфа 2 ст. 9–13 – (2, 2; 3, 2)

Строфа 3 ст. 6–8 – (2, 2)

Строфа 1 ст. 14–18 – (2, 2,3)

Строфа 2 ст. 19–22 – (3, 2,2)

О подлинности 13-й главы будет сказано по изъяснении гл. 14-й.

«И почиют тамо зверие, и наполнятся домове шума, и почиют ту сирини, и беси тамо воспляшут.» Прим. ред.

Источник: Профессор Московской Духовной Академии магистр богословия А. И. Покровский

Наследие Исайи: только пророчества?

Возможно, найдено доказательство существования одного из величайших ветхозаветных пророков Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы и страдания Спасителя. Ему принадлежит знаменитая фраза «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы».

Если небольшой глиняный кусочек длиной 10,16 миллиметра с оттиском печати и надписью «Йешаяху [Исаия] пророк» действительно принадлежал самому известному из ветхозаветных пророков, а не жившему 2700 лет назад какому-то человеку с таким же именем — это будет первым археологическим свидетельством и подтверждением помимо Святого Писания существования автора книги пророка Исаии.

Книга пророка Исаии состоит из 66 глав. В первых 12 главах содержатся пять пророчеств против иудеев и израильтян. В главах с 13-й по 23-ю — восемь пророчеств о судьбе вавилонян, филистимлян, моавитян, сириян и прочих соседних народов. В главах с 36-й по 39-ю изложены современные пророку события. Наконец, в последних главах, начиная с 40-й, имеются пророчества о явлении Мессии во плоти, разных событиях Его жизни и судьбах Его царства.

Обломок был обнаружен во время раскопок в 2009 году в Офеле, в районе Восточного Иерусалима, расположенном между археологическим объектом «Город Давида» и Храмовой горой (участок, также известный как аль-Шарам аль-Шариф).

По словам археологов, группу которых возглавляет профессор археологии в Институте археологии Еврейского университета Иерусалима Эйлат Мазар (Eilat Mazar), они обнаружили оттиск печати царя Иудеи Езекии примерно в трех метрах от оттиска печати Исаии.

Исследователи пока очень осторожно высказываются о своей находке. Хотя имя Йешаяху, или Исаия, что означает «спасение Иеговы», читается, трудно сказать, принадлежит ли оно пророку. В Библии есть несколько персонажей с таким именем.

В верхней части артефакта можно рассмотреть нижнюю часть «пасущейся лани», написала в своей статье Эйлат Мазар, отмечая, что лань — это «повторяющийся мотив благословения и защиты, сделанных в Иудее, особенно в Иерусалиме, находок».

Рядом с именем Исаия начертано — nvy. Археологи не уверены, что именно может означать это слово. Эйлат Мазар отметила, если бы на конце nvy стояла бы первая буква еврейского алфавита «алеф», получилось бы слово, которое означало бы «пророк». Однако осмотр поврежденной части оттиска не выявил остатков буквы «алеф», пишет Эйлат Мазар.

Без буквы «алеф», nvy может быть личным именем какого-то другого Исайи, а не званием «пророк». Но даже без буквы «алеф» возможно, что слово nvy может означать пророка, утверждает Эйлат Мазар. Профессор отметила, что в еврейской Библии есть примеры, когда «пророк» nvy писалось без буквы «алеф».

Согласно иудейским преданиям, Исаия был сыном Амоса (пророка, принадлежащего к числу 12 так называемых «малых» пророков) и родным братом царя Иудейского царства Амасии из дома Давидова.

Исаия жил в Иерусалиме. У него было двое сыновей. Он пророчествовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. В 701 году до нашей эры на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Исаия отговаривал царя Езекию сдаться врагу, обещая, что Бог поможет защитить Иерусалим. По молитве Езекии, как сообщает древнееврейский Танах, ассирийское войско было истреблено. В древних ассирийских источниках, напротив, сказано, что осаждавшие ушли только после того, как Езекия согласился заплатить огромную дань.

К пророческому служению Исаия был призван чудесным образом: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».

Среди наиболее известных пророчеств Исаии называют пророчество о рождении Спасителя от Девы (VII,14), о страданиях Спасителя (гл. LIII).

Пророческое служение Исаии началось в последний год царствования Озии, за 759 лет до Рождества Христова, и продолжалось более шести десятков лет. По приказу царя Манассии за обличение царя и вельмож в нечестии пророк Исаия был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками.

Пророчества Исаии отличались удивительной ясностью и точностью. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним, что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших.

Читайте также:

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

6 грозных предупреждений пророка Исаии, которые необходимо знать. Слова, пробуждающие разум, адресованные каждому из нас

Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о главном законе бытия, указанном пророком Исаией, нарушение которого ведет к неминуемой расплате.

Родился святой пророк Исаия около 765 года до Рождества Христова в Иерусалиме и происходил из царского рода. Воспитан был ребенок в страхе Божием и в законе Господнем.

«Исаия представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи», – писал протоиерей С. Булгаков.

Среди удивительных пророчеств Исаии есть одно, стоящее особо, которое потрясает своей бездонной глубиной. Оно вмещает в себя настолько масштабное и грандиозное содержание, наполнено таким количеством смыслов, знаков, значений, скрытых и проговоренных прямо, что не хватит человеческой жизни и разума для вмещения всего сказанного.

Читать еще:  Алексей Баталов был аристократом и понятным каждому парнем

Пророчество, произнесенное Исаией именем Господа, касается главного закона бытия, и для невыполняющего его звучит как приговор, как страшное напоминание о неминуемой расплате. Это притча, или печальная Песнь о винограднике, изложенная в 5-й главе.

Слова притчи предназначались для иудеев, с отсылкой к историческим событиям тех времен, но они в то же время обращены и к каждому из нас. Это слова, пронизывающие сердце, пробуждающие разум, вдыхающие новую жизнь.

Впервые в Ветхом Завете Бог показан как Садовник, Труженик, заботливо ухаживающий за Своим садом и ждущий от него добрых плодов:

«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды»

В этих словах, параллельно с описанием всех забот по защите виноградника, желания ему доброго плодоношения, звучит горестное разочарование от несбывшихся надежд. Не принес виноградник добрых плодов, только дикие ягоды.

Говорится в данной притче о человеческой душе – душе каждого из нас. Несмотря на все милости Божии, все старания и усилия, все Его слова и советы, мы не слушаемся и продолжаем действовать по своему разумению, забывая, что мы ничто без Бога, мы бессильны без Него, все наши потуги и рассуждения смешны и бессмысленны.

Наша сила в Его силе, Его мудрости, Его любви.

Разрывая отношения с Богом, мы самовольно выбрасываемся за борт корабля в бушующем море, подвергая себя неминуемой гибели.

Мы этого не осознаем, а Господь знает! Потому и горечь в Его словах, и глубочайшее сострадание. Но Он не желает нас заставлять, Он дает каждому человеку право выбора: быть с Ним или без Него. Он хочет добровольной любви, а не должной повинности.

И вот в словах пророка Исаии звучит приговор Садовника непослушной душе:

«Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем».

Что это значит? Господь не будет защищать, оберегать, утешать того, кто не нуждается в Нем, кто не слушает Его слов, кто не кается в своих немощах и грехах.

А что человек без Божией защиты? Ноль. Немощное существо. Он так же слаб и пуст, как отцветший одуванчик: любое дуновение, и он осыпется.

Далее следуют уже слова самого Исаии, они звучат как грозные предупреждения Иудее. Пророк этим закрепляет, как печатью, сказанное ранее Господом. Состоят слова из шестикратного «горе»:

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, как что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле»

Здесь говорится о жадности, сребролюбии, жажде мирского богатства любой ценой. И неминуемое наказание за данные страсти – голод.

Перед нами первый приговор пророка, и все обязательно сбудется, не надо себя обманывать и тешить надеждой, что это произойдет с кем угодно, но не со мной. Обещанное Господом исполняется. Если человек жаден и занят обогащением нечестным путем, за счет других, то голод обязательно придет в его дом, возможно, не сам человек, но его дети, внуки будут голодать. Закон может быть смягчен только в случае искреннего раскаяния и сознательной перемены.

Второе предупреждение гласит нам:

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячат себя вином; и цитра и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют»

Напоминание о том, что распущенность, пьянство, разгул, необузданность будут наказаны жесточайшим пленом со всеми сопутствующими ему страданиями, обращено к народу иудейскому, но касается всех людей.

Плен – это страсти, которые делают человека своим заложником, пленником, держат его в своей греховной темнице без Божьего света. Жизнь такого человека и его близких уже на земле превращается в ад, сопровождается ужасными мучениями.

Служащий своим страстям уже не может служить Богу, он сам наказывает себя вечным пленом и вечной темнотой.

Третье воззвание святого пророка звучит так:

«Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности и греха – как бы ремнями колесничными; которые говорят: ‟Пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!”»

Здесь говорится о самонадеянности, оправдании своих грехов и пренебрежении Божьими милостями, любовью, справедливостью. Речь идет о самой страшной вещи – неблагодарности.

Люди, требующие ежечасно доказательств от Бога Его мощи и силы, ждущие постоянных чудес, демонстрируют самолюбие и гордыню. Они как бы говорят: «Я лучше, я сам все прекрасно знаю и во всем сам разберусь».

Таковых ждет печальное будущее. Неблагодарность и гордыня сводит людей с ума. Многие гордецы заканчивают жизнь сумасшествием в той или иной степени. Это страшная расплата за свою самоуверенность.

Следующим предупреждением стали слова:

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!»

Имеется в виду смешение понятий добра и зла, порока и добродетели, черного и белого.

Это было актуальной проблемой более двух тысяч лет назад, актуально и сегодня. Человек не меняется, меняются декорации вокруг. Страсти, пороки, грехи, сопровождающие человека – те же во все времена.

Сегодня большинство средств массовой информации, защищая интересы определенных групп, предлагают нам называть черное – белым, зло – добром.

Идет подмена идейных и ценностных понятий, размываются границы между пороком и добродетелью, ложь возносится на пьедестал. Когда люди дезориентированы, беспринципны, ими легче управлять. Поэтому большинство власть имущих и стремится вырастить недумающего потребителя, готового чему угодно верить и все предложенное потреблять.

Коснулись эти процессы и церковной темы. Произошла попытка выстроить и здесь «королевство кривых зеркал».

Идя на поводу своих страстей, отпавшие от истины церковные деятели предложили верующим продукт, содержимое которого не соответствует названию: ложь в яркой и модной обертке, которую всеми силами безуспешно пытаются выдать за новую правду. Но Господа ведь не обмануть. И правда одна во все времена. Дела их и слова только наивным и желающим быть обманутыми не выдадут волка под овечьей шкурой. Нарушение заповедей не скрыть под личиной приличия. Воровство и грабеж, жадность и лицемерие остаются в глазах Бога воровством и грабежом, жадностью и лицемерием, как бы их ни называли пред людьми.

Истину нельзя ничем запятнать, а вот от лжи отмыться очень тяжело, а порой и невозможно.

Следующий призыв из уст пророка Исаии звучит так:

«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»

Автор указывает в этих строках на самодовольство как на путь духовной деградации человека.

Человек, не видящий своих ошибок, не кающийся в своих грехах, восхваляющий себя и свои достижения, становится глух к правде и красоте. Он обнуляется духовно, все его достижения исчезают, меркнут, он, словно мыльный пузырь, лопается при соприкосновении с истиной: надутый и бесполезный человек.

Чем больше нам дано, тем больше с нас спросится. Наличие благ или талантов – это не повод кичиться ими, а серьезная ответственность перед Богом, людьми, своей совестью.

И последнее предупреждение относится к нарушающим земные законы и правосудие:

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»

Нарушителей законов земных ждет также неминуемая расплата за безответственное отношение к своим полномочиям и их превышение: когда невиновные несут наказание и виновные продолжают творить беззакония на свободе.

И далее горячо и эмоционально говорится о каре, которую понесут все, кто нарушил законы Господни:

«За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его…»

Чиста совесть, трезв ум, и нет страхов у любящего Бога. Даже когда случается упасть ему, он слезно кается и просит о прощении и помощи Отца Небесного, потому что осознает, что он, грешный и немощный, не в состоянии двинуться в верном и спасительном направлении сам, без Его благодатной помощи, не способен сам преобразить свое сердце – только в Свете Господнем и Его бесконечной любви это возможно.

Нам следует непрестанно взывать к Господу, молить Его о помиловании и смягчении нашего сердца, испрашивать сил в соблюдении заповедей Божьих – и тогда наша жизнь будет торжеством радости и любви, наполнится светом Христовым и Его благодатными милостями.

Счастливее всех тот, кто больше любит Бога.

Записала Наталья Горошкова

Вергилий

Публий Вергилий Марон – самый прославленный поэт Древнего Рима — вышел из низов свободного населения Северной Италии. Он родился в 70 г. до Р.Х. Его отец, в прошлом не то ремесленник, не то поденщик, сумел скопить денег и приобрести участок земли вблизи города Мантуи. Он очень серьезно относился к воспитанию сына и сумел дать ему хорошее образование. Сначала Вергилий учился в Кремоне, затем в Медиолануме – культурном центре Северной Италии, а в конце 50-х гг. I в. до Р.Х. переехал в Рим и совершенствовался здесь в риторике и других науках. Впрочем, адвокатская карьера, к которой Вергилия готовили с детства, ему не удалась. Он совершенно не обладал ораторскими дарованиями и только раз решился выступить перед судьями. Один из современников пишет, что Вергилий говорил медленно и по манере речи «походил почти что на неученного». К тому же он отличался чрезвычайной застенчивостью. Внешность Вергилия также не отличалась изяществом: был он высокого роста, смуглый, с деревенским лицом.

Читать еще:  Бог Ра, этруски и буквица. Разоблачаем главные мифы о русском языке

С молодости Вергилий находился под большим влиянием эпикурейской философии. Эпикурейская проповедь ухода в частную жизнь и довольства малым оставила глубокий след на всем творчестве поэта. Бурные политические события, которые происходили на его глазах: гражданские войны, окончательное крушение республики и утверждение единоличной власти Октавиана Августа (http://www.proza.ru/2015/05/26/372), — лишь укрепили в нем эти настроения.

Идеалом тихой жизни проникнуто первое значительное произведение Вергилия – его сборник «Буколики» (39 г. до Р.Х.), в котором он воспроизвел жанр пастушеских идиллий Феокрита (http://www.proza.ru/2011/08/09/209). В сборнике греческого поэта, изданном в I в. до Р.Х. насчитывалось десять чисто «буколических» произведений. Из такого же числа стихотворений, так называемых эклог, состоит сборник Вергилия. Созданный им идеальный мир аркадских пастухов свободен от всех тех пороков, которыми болело современное Вергилию римское общество, — от неумеренного стремления к богатству и наслаждениям, от жажды власти, от смут и кровопролития. Герои «Буколик» имеют все то, что составляет идеал эпикурейского счастья: тихую, простую жизнь на лоне природы, любовь и поэзию.

«Буколики» сразу выдвинули Вергилия в первый ряд римских поэтов. Вскоре он попал в круг Мецената, то есть ближайшее окружение властителя Италии Октавиана (http://www.proza.ru/2012/12/16/1635). Октавиану и Меценату адресовано следующее произведение Вергилия – дидактическая поэма «Георгики» («О земледелии») – самое совершенное произведение поэта. Вергилий работал над ней семь лет и закончил только в 29 г. до Р.Х. Поэма состоит из четырех книг: первая посвящена хлебопашеству, вторая – виноградарству, третья – скотоводству, четвертая – пчеловодству. Приступая к работе, Вергилий тщательно ознакомился с литературой вопроса и пользовался разнообразными источниками. Но он отнюдь не стремился превращать свою поэму в специальный учебник для практических целей. Дидактическая задача Вергилия состояла не столько в изложении агрономической дисциплины, сколько в проповеди нравственной ценности земледельческого труда и в прославлении его радостей. Вся поэма построена в форме советов кому-то, кому поэт не дал ни имени, ни образа, ни характера. На место адресата мог поставить себя любой из мелких свободных землевладельцев, собственными руками возделывавший свою землю.

Если в эклогах сельская жизнь изображена с точки зрения доставляемого ею досуга, то в «Георгиках» раскрывается ее трудовая сторона. Поэт сознательно окутывает сельскую жизнь дымкой идеалистической утопии. В изображении Вергилия селянин бессознательно достигает того же жизненного блаженства, которое эпикурейский мудрец находит на вершинах знания. Поскольку Вергилий ставил себе целью привлечь внимание читателей к сельскому хозяйству, он должен был постараться, чтобы книга была занимательной, и более того – подлинно поэтической. Искусство, с которым он добивается своей цели, показывает мастерство зрелого мастера. Вергилий не задерживает слишком долго внимание читателя на деловой, неизбежно прозаической дидактике. Он перебивает свое спокойное изложение то вопросом, то неожиданным обращением, то восклицанием. Изложение основ сельскохозяйственной науки постоянно прерывается занимательными отступлениями, разрастающимися порой до размеров вставных рассказов. Вергилий то обращается к жизни ливийских пастухов, то начинает разговор о скифах. Эти отступления, разнообразные и по содержанию, и по стилю, поднимают агрономическую, по сути, поэму на уровень высокой и величественной поэзии.

По окончанию «Георгиг» Вергилий приступил к самому значительному из своих произведений – к большой эпической поэме о легендарном родоначальнике римлян – Энее. Замысел ее был одобрен Октавианом Августом, полагавшим, что, раз римский народ не имеет своей «Илиады», нужно заполнить недостойный великой нации вакуум и дать римлянам их национальную эпопею. Задача была не из легких. Работая, над «Буколиками» Вергилий вступил в соперничество с Феокритом. Взявшись за «Георгики», он шел по стопам другого великого грека Гесиода (http://www.proza.ru/2009/12/02/215). Теперь ему предстояло бросить вызов самому Гомеру (http://www.proza.ru/2010/01/12/250).

По сообщению античного биографа, Вергилий обдумал предварительный план поэмы и составил ее краткое содержание в прозе, разделив материал на 12 книг; затем он стал разрабатывать отдельные эпизоды, выделенные из плана, нередко оставляя те или иные части незавершенными до окончательной редакции всего произведения. Прошло несколько лет, прежде чем он счел возможным прочитать Августу некоторые более или менее законченные книги. В 19 г. до Р.Х. «Энеида» считалась вчерне готовой, и автор предназначил еще три года на ее отделку, с тем, чтобы провести остаток жизни в философских занятиях. Смерть нарушила эти планы. Возвращаясь из поездки по Греции, Вергилий заболел и 21 сентября 19 г. до Р.Х. умер. Перед смертью он хотел сжечь свою незаконченную поэму, но Август воспротивился исполнению этой последней воли и поручил друзьям поэта издать «Энеиду».

Сюжет поэмы распадается на две части: в первых шести книгах Эней странствует, в следующих шести – он воюет в Италии. Первая половина поэмы тематически близка к «Одиссее», вторая – к «Илиаде». Повествование начинается с последних скитаний Энея, когда ураган относит его корабли к берегам Ливии, и предшествующие события даны как рассказ героя о своих приключениях. Он обнимает 2-ю и 3-ю книги. Из них 2-я книга посвящена падению Трои, а 3-я – скитаниям оставшихся в живых троянцев. 4-я книга принадлежит к наиболее сильным и патетическим частям «Энеиды». Она повествует о любви к Энею карфагенской царицы Дидоны. С самого начала она имеет в себе трагический привкус. Еще прежде царица связала себя обетом верности покойному мужу. Борьба между чувством и долгом, победа чувства и любовное безумие – первый акт ее трагедии. Наконец, во время грозы, которая застигла Дидону и Энея на охоте, они прячутся в пещере и отдаются своей страсти. Эней мог бы стать царем в Карфагене, но судьба предназначила ему иное – он должен плыть в Италию. Дидона не может вынести разлуки. После отплытия троянцев она восходит на костер и пронзает себя мечом, некогда подаренным ей Энеем…

Очень интересна так же 6-я книга. Проплывая вдоль берегов Италии, Эней делает остановку у города Кумы, где находился вход в преисподнюю. Эней спускается в царство мертвых и встречается там с умершим отцом Анхисом. Отец показывает герою будущих деятелей Рима, носителей его военной и гражданской славы. Описание подземного царства, по которому Эней проходит, сопровождаемый кумской сивиллой, принадлежит к лучшим страницам мировой поэзии.

АДСКИЙ ГОРОД ДИТ.
(Из шестой книги «Энеиды»).
…Влево Эней поглядел: там, внизу, под кручей скалистой
Город раскинулся вширь, обведенный тройною стеною.
Огненный бурный поток вкруг твердыни Тартара мчится,
Мощной струей Флегетон увлекает гремучие камни.
Рядом ворота стоят на столпах адамантовых прочных:
Створы их сокрушить ни людская сила не может,
Ни оружье богов. На железной башне высокой
Днем и ночью сидит Тизифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережет преддверия Дита.
Слышался стон из-за стен и свист плетей беспощадных,
Лязг влекомых цепей и пронзительный скрежет железа.
Замер на месте Эней и прислушался к шуму в испуге.
«Дева, скажи, каковы обличья злодейства? Какие
Казни свершаются там? Что за гул долетает оттуда?»
Жрица в ответ отвечала:
«О вождь прославленный тевкров…
Кносский судья Радамант суровой правит державой;
Всех он казнит, заставляет он всех в преступленьях сознаться,
Тайно содеянных там, наверху, где злодеи напрасно
Рады тому, что придет лишь по смерти срок искупленья…
Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
Первый чертог сторожит. В глубину уходит настолько
Тартара темный провал, что вдвое до дна его дальше,
Чем от земли до небес, до высот эфирных Олимпа.
Там рожденных Землей титанов древнее племя
Корчится в муках на дне, низвергнуто молнией в бездну…
Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев,
Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
Или, богатства нажив, для себя лишь берег их и близким
Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы)
Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе,
Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге,
Казни здесь ждут. Но казни какой – узнать не пытайся;
Не вопрошай об участи их и о видах мучений.
Катят камни одни, у других распятое тело
К спицам прибито колес…»

В следующих книгах странствия сменяются войнами, где Эней становится своего рода Ахиллом. Царь Латин, правивший в Лации, узнает в пришельце Энее предназначенного оракулом жениха своей дочери Лавинии и дружелюбно принимает троянцев. Но еще прежде за Лавинию посватался царь рутулов Турн. Теперь он поднимает против пришельцев племена и народы Италии. Утратившие прежнюю родину троянцы должны с оружием в руках завоевать себе новую. С 9-ой книги начинаются военные действия. Они развиваются таким образом, что италийцы сначала одерживают победы. В отсутствии Энея Турн осаждает троянский лагерь. С возвращением царя (в 10-й книге) начинается ожесточенная битва, в которой троянцы начинают брать верх над своими врагами. 12-я книга посвящена единоборству Энея и Турна. Она построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора. Эней убивает своего противника.

С формальной стороны «Энеида» представляет собой одно из наивысших достижений латинской поэзии. Сжатый, точеный стиль соединяется в ней с совершенством плавного и звучного стиха. В эпоху Римской империи Вергилий был безоговорочно признан классиком. Не утратил он своего авторитета и в последующие века, когда литературные вкусы стали совсем иными. Христиане относились к нему с глубоким почтением. Чрезвычайно велико было его влияние на средневековую латинскую поэзию. Любимым поэтом оставался Вергилий так же в эпохи Ренессанса и Классицизма.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector