1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Содержание

Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Господь вошел в Иерусалим ради спасения человеков. Но что иерусалимляне считали спасением, чего они ожидали от Мессии? Земных благ и мирового Господства. Не получив желаемого, жители Иерусалима с легкостью отвергли Того, Кого за несколько дней перед этим прославляли и встречали как Спасителя.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Правящий архиерей

Максимилиан, митрополит Иркутский и Ангарский (Клюев Максим Валерьевич)

Икона дня

Православный календарь

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (XII). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Сщмч. Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

@Деян., 41 зач., XVIII, 22–28. Ин., 43 зач., XII, 36–47.@

Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпуст литургии по пасхальному чину1.

Новости Иркутской Епархии

Патриархия.ru, Новости

Встреча с православием

Радио Вера

Дорогие братья и сестры во Христе и те, кто только задумывается о вере, о необходимости крещения! Каждое воскресенье после литургии возле часовни проводится работа по благоустройству территории, посильные для нас строительные работы. Совместный труд — хорошая возможность получше узнать друг друга. Господь оказывает нам милость — дает благотворить.! Помочь можно строительными материалами или работами, возможностью предоставления скидок, своим трудом, профессиональными знаниями и т.д. Мы благодарны всем, кто оказывает помощь нашему храму!

Вход Господень в Иерусалим 2019: в чем разница между Вербным и Пальмовым воскресеньем

Вход Господень в Иерусалим — важный христианский праздник. Его дата зависит от Пасхи, поэтому она каждый год меняется. В 2019 году католики празднуют Вход Господень в Иерусалим 14 апреля , а православные — 21 апреля. Рассказываем , в чем суть праздника и почему его называют Вербным и Пальмовым воскресеньем.

Вход Господень в Иерусалим: суть праздника

Вход Господень в Иерусалим — двунадесятый православный праздник ( то есть один из 12 важнейших , исключая Пасху).

События праздника связаны с днем накануне — Лазаревой субботой , когда Иисус Христос воскресил своего друга по имени Лазарь. После этого он отправился в Иерусалим. Это описано в Евангелиях.

Множество людей были поражены чудом. Они оказывали Иисусу Христу царские почести: кричали «Осанна!» и бросали под ноги его ослу пальмовые ветви.

Вход Господень в Иерусалим празднуют в последнее воскресенье перед Пасхой. Это радостный и одновременно скорбный праздник. Те же люди , которые в этот день славили Христа , меньше чем через неделю будут требовать его распятия.

Пальмовое воскресенье

В католической традиции Вход Господень в Иерусалим называют Пальмовым воскресеньем. Название связана с историей праздника и особенностями богослужения.

Перед началом праздничной мессы католики проводят торжественное шествие вокруг или внутри храма , держа в руках зажженные свечи и ветви: в южных странах — пальмовые , в северных странах — вербные или другие , пишет foma.ru.

В 2019 году Пальмовое воскресенье у католиков — 14 апреля.

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — еще одно название праздника Вход Господень в Иерусалим. Дело в том , что в России и некоторых других странах пальмовые ветви заменили на вербы.

В 2019 году православное Вербное воскресенье — 21 апреля. В храмах проходят праздничные богослужения. Священники освящают букетики верб , с которыми пришли верующие , сообщает foma.ru.

Какого числа Пасха в 2019 году

В 2019 году католики празднуют Пасху 21 апреля , а православные — 28 апреля.

Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба?

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Читать еще:  Не так страшен кит, или Во что еще может заиграться подросток

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь — вон какой!

Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Читать еще:  Рецепты от Анны Людковской: Царская заварная пасха и декупаж яиц

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Праздничное богослужение

Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.

Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля

Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля

Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:

  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение 2017)
  • Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео
  • Вербное воскресенье. День радостных ладошек
  • Вербное воскресенье — детский праздник

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Вербное воскресенье. История, обычаи и традиции праздника

Вербное воскресенье — это христианский праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи. Вербное воскресенье — народное название, в церковном календаре это Вход Господень в Иерусалим . Другие названия — Пальмовой воскресенье, Неделя ваий, Неделя цветоносная. Английское название — Palm Sunday.

Православные относят Вербное воскресенье к двунадесятым праздникам — 12 самым важным дням года. Всю последнюю неделю Великого поста называют Вербной неделей.

Поскольку Пасха каждый год выпадает на разные дни, то сдвигаются даты всех связанных с ней праздников. Вербное воскресенье приходится на 21 апреля 2019 года . В 2020 году вербное воскресенье выпадает на 12 апреля, в 2021 — на 25 апреля.

Священник и верующие в Вербное воскресенье в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска. 2018 год. Фото: РИА Новости / Игорь Онучин

Читать еще:  Кто такие герои? Остались ли еще они на Руси?

Вход Господень в Иерусалим. Что отмечают в этот день

Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Иисус Христос въехал в город на осле, которого ученики взяли в соседней Вифании. Жители встретили Иисуса как Мессию — ликованием, бросая на дорогу дорогие одежды и пальмовые листья.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Евангелие от Матфея

И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!
И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Евангелие от Луки

Вход Господень в Иерусалим. Жан Ипполит Фландрен. 1842

Иисус направился в иерусалимский храм, откуда выгнал торговцев и менял со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Евангелие от Матфея). Когда к Христу подошли хромые и слепцы, Иисус чудесным образом исцелил их. Затем он покинул Иерусалим, вернувшись на ночь в Вифанию.

Вербное воскресенье: в чем смысл праздника?

Вход Господень в Иерусалим — это одновременно признание Иисуса Мессией и прообраз его вхождения в рай. Иудеи ожидали, что предсказанный Спаситель явится на Пасху, так оно и случилось.

Жители Иерусалима знали, что он воскресил Лазаря, потому встречали Христа как победителя смерти — на Востоке пальмовыми ветвями чествовали именно победителей.

Иисус въехал в город на осле, показав, что несет мир — завоеватель по обычаю въезжал в захваченный город на коне.

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Фото: rublev.com

Еще один смысл праздника — всепрощение и снисходительность к людям. Посреди всеобщего ликования один Христос знал, что вскоре его ждет смерть. Причем понимал, что требовать его распятия будут те же люди, которые теперь торжественно встречают его.

«Но Господь приемлет эту честь от своих будущих предателей и мучителей. Приемлет с благодарностью, зная непостоянство сердца человеческого, — объясняет архимандрит Савва (Мажуко) на сайте «Православие и мир». — Наши мысли нетверды, а намерения изменчивы. Мы предаем Бога так часто, так привычно… А потому верба — это еще и символ не только Божественной, но и человеческой снисходительности, всепобеждающей доброты. Если нас Господь прощает и принимает от нас даже малые крупицы добра, без укора и суда, так и нам следует подражать Богу милосердия, принимая своих близких, замечая и отмечая с благодарностью самые незначительные зерна добра и доброты».

Вербное воскресенье в России: обычаи и традиции

В России и других православных странах, где нет пальмовых листьев, их заменила неприхотливая верба. По-видимому, это растение играло важную роль еще в языческих обрядах, и с приходом христианства приобрело новое значение. В Вербное воскресенье веточки освящают в храме.

Ветки вербы. Фото: Depositphotos

Согласно народным поверьям, вербе и ее сережки обладают целебной силой. Почки могли добавлять в «вербную кашу» для родных или есть просто так — «чтобы не болели зубы и горло». Вербу клали в воду, где купали заболевших детей.

Вербные почки скармливали и скоту. В Костромской области зафиксирован обычай к Вербному воскресенью печь баранки, освящать в церкви, а затем скармливать скоту для защиты от болезней. Также вербу обмакивали в святую воду и окропляли домашний скот. С веткой вербы в первый раз провожали скот на пастбище.

Кое-где верили, что верба может спасти от грозы и пожара, а робкого человека излечить от трусости (для этого нужно в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы).

До Революции в праздничное воскресенье устраивали вербные торги, народные гуляния, развлекались катанием на лошадях. В Москве гуляли на Красной площади, а катания в этот день называли «вывозом невест».

Вербный торг на Красной площади. Картина Бориса Кустодиева. 1917

Еще один обычая — битье веткой вербы. Утром, после освящения вербы, у церкви или дома веточкой бьют близких, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!»; «Верба хлёст, бей до слез! Будь здоров, как верба!». Часто таким образом хлестали детей, иногда — скот и даже землю, чтобы была плодороднее, а также могилы родных.

Церковный устав на Вербной неделе Великого поста допускает определенные послабления: в субботу разрешает есть икру, а в воскресенье — рыбу.

С вербой связаны приметы и поговорки: «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»; «Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед»; «Святой Лазарь за вербой лазил».
Серафима Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье». 1900

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector