0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ураза-Байрам в день Крещения Руси — протодиакон Андрей Кураев

За что Кураева запретили в служении

Указом Патриарха всея Руси Кирилла «до дальнейшего церковного суда» был запрещен в служении протодьякон Андрей Кураев.

Запрет был наложен на протодьякона «в связи с публичным оскорблением памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное».

Причиной такого решения Патриарха послужил своеобразный «некролог», который оставил в своем ЖЖ Кураев в день смерти настоятеля Елоховского собора Александра Агейкина.

Агейкин, стоит напомнить, умер 21 апреля от коронавируса. А до того активно высказывался по поводу эпидемии в том контексте, что Церковь спасала своей молитвой мир от болезней во времена эпидемий — в частности, он много говорил об этом в интервью Pravda.ru.

Поскольку сейчас в определенных кругах идет активный поиск «православных коронадиссидентов», то Кураев, видимо, нашел такового в лице отца Александра Агейкина. И высказался о нем следующим образом:

«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса. Он успел внести свой вклад в эпидемию бесстрашия».

Под «эпидемией бесстрашия» здесь, судя по всему, имеется в виду намёк на то, что Агейкин подверг и себя, и верящих ему мирян опасности заражения.

Написаны эти слова Кураевым были, напомним, в день смерти отца Александра Агейкина. При этом важно отметить, что на Пасху протоиерей уже не служил, поскольку лежал в инфекционном боксе. Более того, в Елохово, в Богоявленском соборе служили без прихожан. То есть не были никакими «коронадиссидентами», а выполняли рекомендации Патриарха Кирилла не допускать прихожан к службе.

Если же проследить комментарии под этим постом протодьякона, то там вовсе открываются какие-то бездны.

К примеру, в одной из веток, когда у Кураева спрашивают «А как быть с тем, что он почил на светлую седмицу?», тот отвечает: «прямо в рай, прямо в рай, только ножки задирай».

И это только один пример «глубокой богословской дискуссии», а проще говоря, откровенного глумления над покойным. Над покойным православным священником со стороны, вроде бы православного дьякона, принадлежащего к той же Церкви.

Стоит сказать, что Кураев в последние лет 10, если не больше, стал не столько миссионером и популяризатором православного христианства, каким его знали в девяностые и в начале нулевых, а «популярным либеральным блогером».

Он то разоблачал некое «голубое лобби» в Церкви России, но как-то так и не разоблачил, то попросту совершал нападки на ряд священников, епископов и сотрудников Московской Патриархии. Про того же отца Александра Агейкина у Кураева несколько постов. И все они примерно схожи по стилистике с «некрологом».

Однако, кажется, до этого протодьякон не позволял себе нападок на усопших, тем более в день их смерти. И этот «миссионерский прием» стал для Патриарха Кирилла «последней каплей».

Собственно, важно здесь то, что в указе Патриарха по поводу запрещения в служении Кураева есть формулировка «до принятия решения епархиальным церковным судом«. Поскольку сам по себе запрет является временным наказанием либо досудебной мерой следствия по поводу действий и слов определенного клирика.

Но по факту сейчас Кураев не имеет права служить в храме, а все требы и таинства, в которых он принимает участие, считаются недействительными. Впрочем, думается, что и так заштатного, то есть не прикреплённого к какому-то определенному храму, протодьякона не допустит до службы ни один здравомыслящий настоятель.

Что касается самого епархиального суда, то, судя по указу Патриарха, на нём состоится подробный разбор высказываний Кураева по поводу клириков и епископов за последние несколько лет с точки зрения их соответствия канонам, да и просто христианской морали.

Сам суд, думается, состоится уже после снятия карантинных ограничений, поскольку это собрание нескольких клириков и архиереев, а также подсудимого, в одном помещении.

При этом стоит понимать, что церковный суд — это совсем не суд светский. Он, например, носит закрытый характер. И, что важно, даже если то или иное нарушение канонов в отношении клирика доказано, тот может принести покаяние, выполнить епитимью и вернуться к своему служению.

Что решит суд в отношении Кураева — это открытый вопрос. Но вердикты церковного суда не отличаются разнообразием.

  • восстановление из запрета;
  • продление запрета в служении на неопределенный срок до принесения покаяния;
  • извержение из сана (то есть Кураев перестанет быть дьяконом и станет простым мирянином);
  • либо же вообще отлучение от Церкви.

Но последний вариант — случай исключительный, и в современных реалиях нужно «сильно постараться», чтобы дойти до такой меры.

В любом случае уже сейчас Патриарх ясно показал Кураеву, что тот перешел определенные границы не только канонического, но и нравственного характера. Поскольку подобного рода «некрологи» — это все же крайне далёкая от православной, да и от простой человеческой морали и нравственности вещь.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Андрей Кураев резко высказался о заражении священников коронавирусом

«Нужно было голову включать»

28.04.2020 в 13:56, просмотров: 78933

Мы поговорили с протодиаконом Андреем Кураевым о массовых заражениях и смертях от коронавируса священников, монахинь, настоятелей. Уж не наказание ли это за возвышенный самообман — мол, коронавирус православных не трогает? Отец Андрей привел примеры из истории, объясняющие, как вело себя священство на Руси при эпидемиях и объяснил высокую заболеваемость среди нынешнего духовенства.

Перекрытое полицией Дивеево. Десятки монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря, заразившиеся COVID-19. Киево-Печерская Лавра, где около двухсот священнослужителей заболели коронавирусом. Трое — умерли.

Настоятель Елоховского Собора отец Александр Агейкин и его протодиакон Евгений Трофимов, Епископ Железногорский и Льговский Вениамин — самые первые жертвы эпидемии среди представителей РПЦ.

— Андрей Вячеславович, заболели священники, заболела монастырская братия. В чем причина этого всплеска — неужели пасхальные праздники?

— Начнём с монастырей. В них сегодня происходит ровно то же самое, что и в любых других закрытых коллективах — военных, трудовых, учебных, религиозных, не важно. Заражение в Киево-Печерской Лавре имеет такую же природу, что и на американском авианосце или у кадетов Нахимовского морского училища, там, где люди живут в тесном закрытом пространстве, где у них общие столовые, классы, спальни и т.п., они вместе и болеют.

А вот священники инфицируются по разному. В том числе – при посещении больных. Хотя в Москве патриархия уже пояснила: при вызове на дом надо уточнить – есть ли подозрение на коронавирус. Если есть — следует отказаться и передать информацию наверх. При патриархии работает группа священников, которых специально обучили проводить таинства в подобных ситуациях, у них есть и одежда соответствующая, и средства безопасности.

— Но ведь ещё совсем недавно многие в РПЦ считали, что только вера спасёт от вируса?

Читать еще:  Древнееврейский глагол бара ‘сотворил’: опыт богословской интерпретации

— Печально, что период хвастовства в нашей среде растянулся на два месяца. Суеверия во время эпидемий опасны. Когда Глава миссионерского отдела РПЦ митрополит Иоанн публично заявляет, что колокольный звон убивает все вирусы — это никуда не годится. Когда же жителям столицы сказали, что в Москве посещать церкви нельзя, они тут же ломанули в соседние области и при этом, не исключено, разнесли инфекцию. Страна у нас большая, но 3/4 заболевших все же — Москва и Санкт-Петербург.

— Любые правила безопасности написаны чьими-то смертями. Первым от коронавируса умер настоятель Елоховского Собора отец Александр Агейкин, вслед за ним скончался протодиакон Тимофеев.

— К сожалению, большей частью священники заражаются друг от друга. Наш этикет предполагает взаимные лобызания рук, плюс «христосование» на Пасху. Храмы, где зафиксированы заражения, закрываются.

Есть и индивидуальные запрещения к служению. Знаю, например, что одному батюшке настоятель не разрешил появляться в храме, потому что у него пятеро маленьких детей. Стараются поберечь стариков и тех, у кого малыши. А в Оренбургской области местный епископ Ириней вообще всем семейным священникам запретил ходить к инфицированным больным. Сказал: я монах, вот сам и буду выезжать в опасные места.

— Есть такой стих у Владимира Маяковского: «Кому и на какой ляд целовальный обряд», там про деревню, которая переболела нарывом лошадиным, по очереди приложившись к иконе, на которой сидели бациллы. Насколько можно подхватить коронавирус от предметов культа, тех, что используют во время совершения религиозных таинств — ложечки, чаши для причастия?

— У нас любят повторять, что церковь за свою многовековую историю выработала методы борьбы с чем угодно. Это не так, плюс к тому многое действительно выработанное оказалось забытым.

Когда в начале марта златоусты трындели, что причастие по определению безопасно и само по себе есть средство от всех болезней, я приводил в пример выдержку из «Пидалиона» — сборника церковных правил конца 18-го столетия. Его автор – святой Никодим Святогорец — дал конкретные инструкции, как следует причащать заразных больных: оказывается, им нужно оставлять в отдельном сосуде святые дары, они сами у себя дома должны себя причастить, сами потом омыть в уксусе сосуд и ложечку. Это конкретное доказательство того, что еще два столетия назад церковь признавала возможность заражения через причастие. С запозданием на три недели про этот текст вспомнила и патриархия…

Карантинный Устав Российской империи еще в 1832-м году давал градоначальникам полномочия при эпидемии прекращать службы в храмах. Адмирал Ушаков, почитающийся в Русской Православной Церкви как святой, когда в подведомственном ему Херсоне началась эпидемия, так и поступил. В средние века в Московии порядки были ещё более жёсткими, например, полагалось сжигать священника, который причастил умирающего от «морового поветрия».

— Живьём сжигать?! Зачем же он тогда на это соглашался, идти к чумному больному?

— Новгородская летопись это говорит про 1572 год: «В которой улице человек умрет знаменем (от чумы) и те дворы запирали и с людьми и кормили тех людей улицею, и отцом духовным покаивати тех людей знаменных не велели, а учнет который священик тех людей каяти, бояр не доложа, ино тех священиков велели жещи с теми же людми з болными».

Тут ничего не сказано о мотивах священников. Возможно, кто-то рисковал добровольно, а кому-то приказывало церковное начальство или знатный спонсор. Некоторые толкователи полагают, что повеление «жещи» означает не сжигать, а «положить», но в словаре древнерусского языка такого значения не указано.

— То есть это враньё, что в средневековых чумных городах только в церкви люди находили спасение от заразы?

— Дело в том, что чума и холера передаются несколько иначе, чем грипп. Бубонная чума (та, что в летописях и называлась «знамением») — через блох. Холера — через воду и продукты. А нынешняя зараза распространяются воздушно-капельным путём. Вообще примеры из прошлого нужно всегда приводить аккуратно. Рассказывают, что однажды Святой Иоанн Шанхайский причащал женщину, заболевшую бешенством, с ней случился припадок и она выплюнула частицу на пол, Святитель подобрал ее и съел. «Что Вы делаете! — закричали ему. — Бешенство заразно». — «Это Святые Дары, — ответил владыка, — ничего не случится».

— И не заболел?

— Так бешенство от человека к человеку не передаётся. Но об этом рассказчики предпочитают умолчать. Манипуляций, умолчаний и интерпретаций чего угодно в свою пользу сейчас очень много, как и пафосной церковной риторики. Говорите, через причастие заразиться нельзя? Так посредством причастия людей даже убивали! Отравляли чашу с вином и все. И не только у католиков, но и в нашем православном мире. В 985 году грузинскому царю Давиду такую отраву поднёс архиепископ Иларион. Между прочим, на Пасху. А в 1451 г. так в Москве отравили князя Михаила Сигизмундовича.

— После месяца самоизоляции многие россияне в прямом смысле сходят с ума. Атеисты нуждаются в психоаналитиках, верующие — в покаянии. Возможно, хотя бы онлайн-исповеди временно разрешить, раз мы все равно в других аспектах уходим в виртуальный мир?

— Все утекшее в интернет, в нем и остается. Так что решайте сами.

— И все-таки такой беспрецедентный церковный карантин, как сейчас, он впервые в истории?

— Все уже было. И не раз. Например, интердикт — временное запрещение всех церковных действий и треб, налагался римским папой или епископом на отдельные города и даже государства по причинам не только эпидемиологическим, но и политическим, и религиозным. Было такое и у нас.

В 1363 году при 15-летнем князе Дмитрии Донском митрополит Алексий вмешался в вопрос о суздальском престолонаследии (два брата не могли поделить престол) – и его послы наложили интердикт на Нижний Новгород, повелев закрыть там все храмы (часто, но ошибочно послом святого Алексея в этом деле считается преподобный Сергий Радонежский).

— Сейчас в церковной среде развивается движение ковид-диссидентов, то есть тех, кто считает, что коронавируса не существует и эпидемию раздули специально.

— Пусть эти ковид-диссиденты попробуют объяснить смерть молодого отца Александра Агейкина. Хорошо бы ещё им самим сходить в больницу, посмотреть как люди в реанимации задыхаются, пообщаться с врачами из «красной зоны». Думаю, после этого их взгляды изменятся. Хотя есть и такие умники, что считают, что масоны в белых халатах специально заражают именно монахов…

— Есть точка зрения, что это происки новой церковной оппозиции, которая противостоит патриарху Кириллу, конкретно сегодня — по вопросам закрытия церквей и монастырей. Но что будет дальше?

— Я не прозорливый старец, чтобы предсказать, что будет и каковы чьи-то скрытые мотивы. Но противостояние действительно существует, и, когда Патриарх заявил, что нужно закрывать храмы, например, собрание монахов Троице-Сергиевой Лавры отказалось выполнять его требование.

— Интересно, что они думают теперь, узнав, что вся Киево-Печерская Лавра охвачена эпидемией — шутка ли, почти двести человек заражённых?

— Я уже сравнивал монастырь с военной казармой. Если в казарме заболели солдаты — они никак не виноваты.

Но казарма не есть точка притяжения других людей. Там нет очередей гражданских лиц, приехавших, чтобы поцеловать знамя полка. А сегодняшние монастыри, увы, это не место изоляции монахов от мира. Напротив, они всячески привечают и поощряют паломничество к ним. Да еще и рекламируют себя и свои святыни как панацею — лекарство от всех болезней. Причем эти лекарства действуют только контактным методом (поцеловать или съесть).

Читать еще:  Креационизм vs. Эволюция — лучшие материалы

В этих условиях при первом известии о грядущем море нужно было сразу закрываться, включать голову, осознавать ответственность за жизнь не только свою, но и паломников. Верующие, которые к вам едут, могут искренне заблуждаться, будто опасность именно тут им не угрожает. Этот самообман полностью разоружает их перед болезнью, поскольку в храме они не настроены соблюдать даже элементарные меры предосторожности.

В этих условиях конфессиональное хвастовство и лицемерие становятся не просто глупыми, но и преступными. О чем два дня назад и сказал патриарх Кирилл. Увы, только два дня назад, а не в день своего «крестного объезда» по МКАДу…

Призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники сродни древним фарисеям. Как и они, нынешние вирусо-диссиденты как-то слишком бесстрашны. Ведь за их бахвальство Бог может познакомить их с болезнью, которой они якобы неподвластны. И когда, представ пред Творцом, они потребуют наград за свои принципиальность и веру, точно ли они услышат похвалу, а не порицание?

Чтобы осложнить им поиск ответ на этот вопрос, напомню им про неопротестантских пасторов, которые играли с ядовитыми змеями, веруя, что яд им не страшен.

Но дурное богословие этих пасторов угрожает лишь им самим. А эгоизм вирусодиссидентов угрожает множеству других людей. Это форма благочестивого эгоизма. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить».

Если кто расталкивает людей, спеша первым пролезть к Чаше – тому причастие вменится во грех. Но ведь есть опасения, что так же может стать и с теми, кто в условиях эпидемии гонит людей к Чаше.

— О том, что произошло в Киево-Печерской Лавре, теперь известно всему миру. Но ведь другие православные обители, на Украине, в России, не исключено, что не спешат сообщить о происходящем у них за закрытыми стенами.

— Да, в Лавре светская власть навязала тотальную проверку всей братии. В результате которой и выяснилось, что заражены поголовно. Но многие монастыри просто не пускают проверяющих, а сами заявляют, что у них все хорошо. Кстати, кладбища у них свои, а вскрытие тел монахов запрещено.

— Судя по тому, что творится в Москве, власти могут быть очень суровыми по отношению к тем, кто не желает соблюдать правила.

— На мой взгляд, пока это имитация суровости. В таких случаях церковь тут же вспоминает, что она отделена от государства. Иногда ее поддерживают на региональном уровне и договориться, увы, получается не всегда.

Заголовок в газете: «Суеверия во время эпидемии опасны»
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28252 от 29 апреля 2020 Тэги: Смерть, Коронавирус, Грипп, Оппозиция, Монастырь, Дети , Власть, Лекарства, Праздник, Государство Организации: РПЦ Полиция Места: Россия, Москва, Санкт-Петербург, Украина, Нижний Новгород

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Ураза вместо Крещения? В нынешнем году Ураза-байрам символически совпал с малоизвестным государственным праздником РФ — Днем Крещения Руси.

В День Крещения Руси, 28 июля, в считающейся столицей «Русского мира» Москве можно было наблюдать картину, которая выглядела бы смешной, если бы не была грустной. В основном пустые, за исключением храма Христа Спасителя, церкви — и на улицах тысячи, десятки тысяч. нет, не православных прихожан, «высыпавших» прямо после молитвы из церквей, а — празднично одетых мусульман, которые, естественно, не поместились в очень немногочисленные в столице России мечети. Причем не поместились не только в мечети, а даже в прилегающие к ним кварталы, полностью «оккупировав» целые микрорайоны Москвы. И такая картина для «столицы Святой Руси» совсем не нова, а наоборот — типична.

Так уж совпало, что в тот же день мусульмане отмечали Уразу-байрам — день окончания священного месяца поста Рамадан. Отмечали прямо на асфальте, под зорким присмотром конной полиции, перекрывшей ради них движение, под лай полицейских собак, кое-где — между куч конского навоза, кланяясь автозакам, если те оказывались на пути геометрической прямой, соединяющей верующего и Мекку.

Картина выглядела столь вопиюще, что Совет муфтиев России посчитал возможным выступить с настойчивым предложением властям Москвы увеличить количество мечетей, несмотря на то, что всем давно известна реакция на это предложение коренных москвичей, слово которых, как заверяет мэрия, для нее — закон. По крайней мере, в этом вопросе. Ведь на прошлогодних выборах мэра, когда москвичи склонялись к тому, чтобы выбрать Навального, им все равно навязали Собянина. Так что и теперь прислушаются к жителям микрорайонов, которым негде станет гулять, если, как предлагает Совет муфтиев, построить по одной мечети в каждом из 10 административных округов. А ведь мог бы мэр что-нибудь и навязать москвичам хорошее, кроме себя самого и интересных только ему проектов, проведя пропагандистскую кампанию, в которой бы объяснил, что от десяти мечетей пространства для прогулок в Москве не очень-то убудет, зато и улицы перекрывать на мусульманские праздники не придется, и униженных мусульман на асфальте никто наблюдать не будет, а значит и поводов их бояться и ненавидеть у москвичей станет меньше. Равно как и у самих униженных — копить обиду и «ждать своего часа».

К тому же, как уверяет нас московская мэрия, ни один гуляющий ребенок не пострадал от масштабной застройки скверов и парков новыми храмами РПЦ МП в рамках знаменитой «Программы-200», против которой вечно недовольные и неблагодарные москвичи тоже постоянно бунтуют. У мусульман, впрочем, на этот счет свое мнение — некоторые из них то ли шутя, то ли всерьез напоминают о судьбе многочисленных православных храмов Константинополя, ныне по-турецки именуемого Стамбулом.

Впрочем, пока наиболее вероятным для Москвы выглядит «крымский» сценарий. Вместо того, чтобы оптимизировать и развивать уже имеющееся, власти пойдут на присоединение новых территорий под угодья РПЦ МП. Будут вкладывать все больше и больше средств в пропаганду «православно-патриотических ценностей», которая не имеет ничего общего с верой и духовной жизнью, не возражая против дальнейшей демонизации образа ислама на обывательском уровне. Очевидно, расчет делается на то, что при подобном подходе можно будет и дальше завозить дешевых полурабов-гастарбайеров, не позволяя им всьерьез заявлять о каких-либо гражданских, культурных и религиозных правах. А если будут недовольны, то их постигнет участь акций политической оппозиции. А та власть, которая повыше городской, очевидно рассчитывает, что исламофобию удастся правильно «перенаправить» после того, как рано или поздно придется уйти из Украины.

А пока можно объяснить пустоту в храмах сезоном отпусков и тем, что в этом году праздник Крещения Руси, изначально являвшийся днем памяти князя Владимира, совпал с поминовением другого Владимира — новопреставленного митрополита, предстоятеля УПЦ МП. А в дни скорби и сугубого поминовения какие могут быть песни и пляски на московских площадях, как это пытались делать православные массовики-затейники в 2010 году, когда этот день впервые был объявлен праздником, пускай и не выходным, но государственным.

Хотя почему-то кажется, что не столько смерть митрополита Владимира главным образом печалит руководство РПЦ МП, сколько то, что Патриарх Кирилл (Гундяев) впервые за годы своего патриаршества не смог приехать в этот день в Киев — историческую столицу Русского Православия. Центром торжеств, таким образом, стала Москва, и сразу стало видно, что это уже почти мусульманский город, и что химеры «Русского мира» уже полгода как нет, с того самого момента, как отняли у братских христиан Крым. А природа не терпит пустоты, и на место призрачной химеры приходит живая, брызжущая энергией жизнь, уже готовая вырваться из тесного гастарбайтерского гетто.

Читать еще:  ВОЗ объявила о пандемии коронавируса. Что это значит?

Расплата за гордыню: Протодиакона Андрея Кураева ждёт церковный суд

Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял долгожданное для многих решение: известный антицерковный деятель, кощунник и сетевой скандалист протодиакон Андрей Кураев запрещён в священнослужении.

Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял долгожданное для многих решение: известный антицерковный деятель, кощунник и сетевой скандалист протодиакон Андрей Кураев запрещён в священнослужении.

Злорадство – очевидный грех, а потому радоваться решению Патриарха Кирилла относительно запрещения в служении протодиакона Андрея Кураева не стоит. Свершилось должное и долгожданное. Человек, на протяжении многих лет глумившийся над священноначалием, откровенно издевавшийся над клириками и мирянами, хуливший Русскую Церковь, наконец, насмехавшийся над памятью уже неспособных ответить ему достойных и любимых многими людей, распускавший слухи и сплетни, получил наказание. К слову, весьма мягкое, если внимательно вчитаться в строки Патриаршего Указа:

В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний.

Предстоятель своё слово сказал. Этот безнравственный циник уже не может носить рясу, богослужебные облачения и пресловутую наградную камилавку, которой раньше так кичился, пытаясь оправдать тот факт, что Патриарх Кирилл недостаточно оценил его «рвение» и не сделал «князем Церкви». Святейший Владыка ещё в 2009 году дал понять зарвавшемуся диакону Андрею, что методы политической борьбы в Церкви недопустимы. Но в итоге ещё больше десяти лет терпел кураевские выходки, в том числе направленные непосредственно в его адрес.

Два дня назад именно Царьград опубликовал материал «От Отрепьева до Кураева», содержащий весомые экспертные мнения о деятельности протодиакона Андрея Кураева. Надеюсь, наш труд также повлиял на итоговое решение Предстоятеля. Решение пока не окончательное, последнее слово за церковным судом, но есть вероятность, что протодиакон Андрей Кураев будет вовсе лишён священного сана.

А может, даже и отлучён от Церкви, хотя по масштабам фигуры он явно не соответствует Льву Толстому, как бы ему самому этого ни хотелось. Пожалуй, куда ближе сравнение с тем же самым Гришкой Отрепьевым, попом Гапоном и прочими расстригами, чья горделивая фанаберия сделала из них антицерковных активистов.

В последние годы многие православные клирики и миряне уже годами искренне удивлялись: почему этот человек публично занимается антицерковной деятельностью, поливает грязью достойных православных людей, продолжая прикрываться священным саном? Но оскорбление памяти погибшего от коронавируса протоиерея Александра Агейкина, доброго и самоотверженного пастыря, любимого многими верующими, переполнило чашу терпения священноначалия.

Конечно, сегодняшнее долгожданное наказание – не ветхозаветная месть, но именно наказание, научение. Бог даст, оно вразумит зарвавшегося протодиакона. Впрочем, знающие его лично сильно в этом сомневаются. А для того, чтобы понять, каково отношение православных священнослужителей к запрещённому в священнослужении протодиакону, приведём лишь несколько высказываний, ранее опубликованных в материале «От Отрепьева до Кураева».

Архимандрит Алипий (Светличный). Фото: www.globallookpress.com

Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла (город Киев):

– Мне искренне жаль этого человека, погрязшего в сплетнях и потерявшего ориентацию. В нём не осталось ничего, что напоминало бы человека Церкви. Я не смог бы с таким сегодня причаститься от единой Чаши. Это просто невозможно! Как иерей я не посмел бы подать Чашу Христову ему, хотя бы чтобы не слышать от него обязательные к произнесению слова «не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда», потому что это были бы лукавые слова человека, враждующего с Матерью Церковью.

Я думаю, что «блудный сын» в лице отца Андрея имеет шанс на возвращение в Отчий Дом, и я тогда не буду в роли сына, оставшегося подле Отца, порицающего веселие о вернувшемся. Но сегодня я удивляюсь тому, что церковная иерархия закрывает глаза и уши на «безопасно диссидирующего под публичные аплодисменты» (цитата из ранних книг самого Кураева. – Ред.). Надо прямо признать: Андрей Кураев больше не есть служитель Церкви.

Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря Александровской епархии Русской Православной Церкви (город Юрьев-Польский):

– Я не знаю, какой кризис пережил протодиакон Андрей Кураев, но сегодня это уже совсем другой человек. Своими руками уничтоживший всё, что он сделал для Церкви Христовой. Его последние (в течение уже десятка лет), говоря языком протопопа Аввакума, лаяния на Патриарха и священноначалие перешли всяческие границы как светской культуры, так и церковных канонов. Порой мне кажется, что он давно потерял свою веру и только и ждёт, когда его попросят на выход. Да то и только для того, чтобы обвинить Патриархию ещё и в гонениях на «правдоискателя».

Протоиерей Леонид Калинин. Фото: телеканал «Царьград»

Протоиерей Леонид Калинин, настоятель московского храма Священномученика Климента, Папы Римского, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации:

– Печально, когда видишь перерождение людей. Перерождение ко злу наносит непоправимую печать на всё: на внешнее и внутреннее. Отсутствие благодати Духа Божиего, покинувшего человека, как и потеря красоты, проявляется во всём.

Скорблю о протодиаконе Андрее Кураеве. Потеря Духа Святого в нём очевидна – как внешне, так и внутренне. Он стал уродлив, подобно той части ангелов, которые по призыву сатаны были свержены с Небес и «переломались», потеряв Образ и став безобразными. Так и отец Андрей, потерявший своё Архангельское достоинство с благодатью Духа Святого и ставший злобным хулителем Церкви и священников, вполне уподобился бесам. И это выбор его свободной воли. Он сам отлучил себя от Церкви и стал служителем тьмы.

Вряд ли здесь возможно покаяние. Выбор уже сделан. Душа продана. Служить Богу в Церкви, которую ненавидишь, невозможно. Нужно просто это оформить лишением сана и отлучением от Церкви – ведь он сам этого хочет, это его желание, и оно, надеюсь, будет удовлетворено.

Иеромонах Вячеслав (Максименко), клирик Каменской епархии Украинской Православной Церкви:

В Украинской Православной Церкви многие рассматривают деятельность Кураева как помощь нашим гонителям. Ещё при Порошенко на допросах верных нашей Церкви следователи ссылались на Кураева и говорили: «Вы тут топите за единство Церкви, а Церковь ваша в лице её авторитетного богослова Кураева вас сдала и предала».

Кураев теперь выгоняет из Русской Церкви тех, кого он ранее в неё привёл. То есть перед нами новая версия старого Иуды – бывший апостол, ставший богоубийцей. А вражда на Церковь Христову – это и есть богоубийство.

Добавить нечего. Сравнение с Иудой жёсткое, но, к сожалению, очень точное. И всё равно у протодиакона Андрея Кураева ещё есть возможность покаяться. Воспользуется ли он ей? Маловероятно. Но если это чудо случится, уверен, многие православные люди искренне этому возрадуются. Ну а пока Кураев не отлучён от Церкви, о его вразумлении стоит молиться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector