3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»

Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»

Призвание апостолов Петра и Андрея

Это место всегда вызывало много споров и порождало много толкований. Обычно проповедники и богословы стремились как бы оправдать Христа: мол, так Он в резкой форме объяснял, что даже естественная забота о родителях не должна быть препятствием в следовании за Христом. Ну, а что касается мертвецов, они обычно понимаются как духовно мертвые люди, от которых все равно ждать нечего, так пусть, по крайней мере, озаботятся похоронами. Но боюсь, что такое толкование может только подогреть ревность неофита, который почитает себя уже духовно совершенным, а всех своих близких – мертвецами, и относится к ним соответственно. Не так вел Себя Христос, он с заботой и любовью принимал всех, не исключая самых «бездуховных» мытарей и блудниц.

Во-первых, совершенно не обязательно, что отец ученика к тому моменту уже умер. Возможно, выражение «прежде похоронить отца» означало «прожить с ним, сколько ему еще осталось, и так исполнить свой сыновний долг». Мол, сейчас у меня еще есть обязательства перед родными (возможно, отец был стар и тяжело болен), но вот когда я их исполню, то приду к Учителю. Конечно же, у него не было никакой возможности так поступить: земное служение Христа длилось очень недолго, и ученик должен был решать сразу: последовать за Ним здесь и сейчас или остаться с семьей. О том, что любовь ко Господу стоит выше любви между родителями и детьми, Христос предупреждал и в других местах (например, Мф 10:37).

Но дело даже не только в этом. Насколько вообще буквально следует понимать эти слова Христа? Очевидно, что мертвецы сами друг друга хоронить не могут, так что это уже заставляет нас задуматься о переносном значении этого оборота речи. Посмотрим и на те слова, которые идут перед этой фразой: «Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).

Неужели Ему в буквальном смысле слова негде было ночевать? Но мы видим из Евангелия, как часто Его принимали самые разные люди у себя дома, и принимали как почетного гостя! Очевидно, «негде преклонить главу» – преувеличение, образный оборот речи. Книжники были уважаемыми людьми со стабильным доходом и положением в обществе, и в сравнении с этим жизнь бродячего проповедника, конечно же, была полна опасностей и лишений – Христос об этом и предупреждает книжника.

Более того, у Луки после слов о похоронах отца приводится еще один диалог: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (9:61-62). Итак, перед нами не история какого-то одного ученика и его семьи, а скорее три примера, три призвания – и три препятствия, по одному для каждого из них. Книжнику негде будет преклонить главу, одному ученику не удастся похоронить отца, другому – даже некогда будет проститься с семьей.

Обратим внимание на прибавление, которое находим у Луки: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца (неважно, назначены ли эти похороны на завтра или ему еще предстоит дожить остаток жизни). Единственное, что следует делать – возвещать Царствие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни. Как часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!

Винсент Ван Гог. «Воскрешение Лазаря»

Христос, как мы знаем, вовсе не относился с пренебрежением к родным – с креста Он поручил свою Мать заботам апостола Иоанна (Ин 19:27). Не был Он равнодушен и к смерти Своего друга Лазаря – не только пришел к его могиле, но даже воскресил умершего, о чем Его и не просили (Ин 11). Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, не стоило восходить на крест… Он бы, безусловно, никогда не сказал Отцу: знаешь, я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось. Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж всё остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо. Об этом Он, видимо, говорил и ученику.

А кто же такие эти мертвецы, которые погребают мертвецов? Трудно сказать наверняка. Возможно, это что-то вроде верблюда, пытающегося пролезть в игольное ушко (Мф 19:24) – яркий, парадоксальный образ, который наверняка запомнится слушателям, хотя, конечно, в реальной жизни такого не увидишь. Может быть, это вообще что-то вроде поговорки тех времен, наподобие «смерть своё возьмет». Да, она своё возьмет, говорит он ученику, но перед тобой открывается Жизнь, иди по ее дороге, возвещай о ней другим людям. Живи не семейной историей, а Вечностью, живи ею здесь и сейчас – вот что, по-видимому, Он хотел сказать этими словами тому ученику и всем нам.

Пусть мертвые, погребают мертвецов!

Так говорит Святой Дух!

Итак, народ Мой, знаете ли вы, на самом деле, истинный смысл этих слов в Писании:
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. (Лук.9:60)
Ибо смысл этих слов гораздо глубже, чем вы его понимаете ныне! И он в том, что те, кто не приняли в себя Жизнь от Бога – остаются сынами Адама, который есть прах, и в прахе конец его! А посему и есть здесь такое повеление от Бога, чтобы мертвые погребали своих мертвецов!
И таков удел и всех тех, кто следуют за учителями, несущими смерть, поскольку они и погребают их в смерть! Так многие из вас заблудились, ослепли и оглохли, а посему и последовали за теми, которые вам почему — то показались зрячими! Но вы идете за слепцами, и этот путь ведет вас в смерть, и не только по плоти!
10 Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые. 11 Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет [его], — спасения, но оно далеко от нас. 12 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. 13 Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. 14 И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. (Ис.59:10-14)
Ибо кто не следует за Иисусом, хотя они ещё и живы по плоти, но они уже являются мертвецами! А посему, и те, кто умер без Иисуса и те, кто живет ещё во плоти, все равно – мертвецы! Потому что таковые не приняли в себя от Бога Его Жизнь!
38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы. (Лук.20:38)
Но те, кто идут за Иисусом и пребывают в Его воле, даже если уже и умерли по плоти, это не мертвецы, но живущие, которым Ева стала матерью!
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Быт.3:20)
Ибо, когда Ева родила Сифа, она сказала, что Бог дал ей Своё семя, вместо убитого Авеля, поэтому Сиф родился от семени Бога!
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она], Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. (Быт.4:25)
Таким образом, семя Бога, начиная от семени Сифа, начало постепенно входить в человечество: Ибо Бог начал уже тогда внедрять Свой план, по спасению Своего творения, чтобы прославиться в ЖИВУЩИХ Его Жизнью!
25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; 26 но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия. (Пс.113:25,26)
Так и Сарра родила сына, не только от Духа Авраама, но и от Божьего Духа, поскольку от плоти, в этом возрасте, они уже не могли родить никого!
2 Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; 3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; (Быт.21:2-3)
Но как раз именно этого от них и ожидал Бог, чтобы это зачатие было без участия человеческого семени!
5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. (Быт.21:5)
Поэтому именно Сарра – жена Авраама должна была родить ему сына Исаака, и она засвидетельствовала об этом!
7… ибо в старости его я родила сына. (Быт.21:7)
Так же, как прежде Ева должна была родить Адаму Сифа от семени Бога, и засвидетельствовать о том, что она родила от Семени Бога!
Однако, Бог теперь уже хотел, не только иметь Своё семя в человеке, но Он задумал заключить Свой Брачный Завет с потомством Исаака!
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него. (Быт.17:19)
Поэтому тот, кто родился у Авраама без семени от плоти, стал начатком Божьей Жизни в человеке! И так потомки Израиля пошли за Богом в пустыню и сделались Божьим народом, посредством заключенного ими с Богом Завета! И не только это, ибо их Завет с Богом подразумевал уже то, что этот народ стал Женою Божьей! И чтобы эта Жена Божья зачала от Бога и родила Ему Сына!
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. (Откр.12:1-2)
Ибо, если прежде Бог внедрялся в отдельного человека со Своим семенем и со Своим Духом, то теперь Он пожелал внедриться в целый народ Израиля! Итак, назвав этот народ Своим, Бог заключил с ними Свой Брачный союз и назвал их Своею Женою! Чтобы этот народ зачал От Него Его Сына, вынашивал и рождал Его в муках! И пришло время, когда в этом народе нашлась, не познавшая мужа, Мария и она родила Израилю полностью духовного Сына от Святого Духа! То есть, теперь в этом Младенце находится большая часть Жизни от Бога, хотя Он и назван Сыном человеческим! Тем не менее, основой в Сыне Божьем остаётся духовное семя Авраама, от рожденного по духу, Исаака!
Таким образом Сам Бог внедрился в человеческое семя и постепенно, оживляя его Собою, делает бессмертным! Чтобы, таким способом, вернуть Своё творение в Своё Присутствие! Ибо человек есть венец всего Его творения!
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (Иоан.5:24-25)
Но на этом план творения Божьего не заканчивается, ибо Сыну Божьему, рожденному Женою Божьей, надобно обрести духовную Невесту! Чтобы творение Божье, не только вошло в Его Присутствие, но чтобы Невеста Сына Божьего вошла в Божью семью!
Итак, вначале Бог дал жену Адаму, которая родила сына Сифа от Божьего семени! Затем Бог дал жену Аврааму, которая родила ему духовного сына Исаака, без участия семени от плоти. Потом Бог сделал народ Израиля Своей женою, которая должна была выносить и родить в себе Младенца – Сына Божьего! И для этого в народе Израиля нашлась чистая дева, не познавшая мужа, которая приняла в себя семя от Святого Духа и родила Богу Сына! И теперь Бог даёт Своему Сыну Невесту, которую Он искупил Себе кровью, чтобы и Его Сын размножился в вечности!
Таким образом, по плану Божьему, в Его Присутствии нашлось место для всех ЖИВУЩИХ: Для Сифа и его потомков, для Авраама и его потомков, и для Израиля – Жены Божьей и её потомков! Тем более, есть там место одесную Бога Отца и для Сына Божьего! Но ныне готовится место для Невесты Иисуса Христа, сущность которой будет олицетворена в огромном городе — Новом Иерусалиме! И всё это приготовлено, только для всех ЖИВУЩИХ, но не для мертвых! Кроме того, и построен этот гигантский Святой город, как раз из всех ЖИВУЩИХ, ибо он вечно жив!
9 … пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. 10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. (Откр.21:9-11)
И, конечно же, при всей этой селекционной работе Бога с человеческим семенем, Им было очень много отвеяно и отбраковано! И таковых Бог называет мертвецами, ибо в них не вошло, ни Божье семя, ни Его Жизнь!
11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? 12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? 13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? (Пс.87:11-13)
Но Бог есть Жизнь, и весь Его план заключается в том, чтобы через Своего Сына дать вечную жизнь всем людям!
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Иоан.5:26)
Поэтому для тех, кто принял в себя Божью Жизнь, смерть плоти является, только освобождением их бессмертного внутреннего человека!
13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. (Откр.14:13)
Ибо Сын Божий принёс человечеству, не только спасение от грехов их, но и Жизнь, которую Он в Себе имел! Его жизнь исцеляла и оживляла духовных мертвецов, ибо слепые прозревали, хромые начинали ходить и мертвые воскресали!
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; (Матф.11:5)
И это слово звучит из Божьих уст как раз к таким, ожившим и воскресшим в духе, для которых смерть по плоти не имеет никакого значения!
19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов. (Ис.26:19)
У таковых есть надежда восстать и пребывать со своим Господом вечно!
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:52-54)
Но не так сказано про таких, кто никогда не вкушал от Жизни Бога! Кто отвергал Божью милость и не внимал Его предостерегающим словам! Кто проводил, дарованную им Богом жизнь, беспечно и не имел в сердце страха и благоговения перед Творцом всего! Кто никогда не стремился познать и вкусить блаженства от мира Божьего, и кто никогда не входил в Его покой! Ибо для таковых тьма, предпочтительней света, зло предпочтительнее добра, и ненависть предпочтительнее любви!
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, 6 между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. 7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. 8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]. (Пс.87:5-8)
Итак, народ Мой, пока есть время, уразумейте любовь Божью к вам, и не будьте беспечными к Его милости, ибо не всегда так будет!
Аминь!

Читать еще:  Екатерина Бурмистрова: почему мы кричим и не можем остановиться

Мертвые хоронят своих мертвецов

Опубликовано admin в 03.11.2018

Толкование Матф. 8:22 иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Отвечает: Алексей Комлев

3.840 Константин (bratstvolviv@. ru) пишет: «Слава Иисусу Христу! У меня к Вам такой вопрос: В Матфея 8:22 написано: «Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Что означает это конкретно для Христового ученика, что нужно избегать ходить на похороны (даже близких людей), или что-то другое? Заранее спасибо. Константин»

Отвечает Алексей Комлев:

Я думаю, в этих словах Иисуса содержится не практическое указание относительно проведения похорон, а совсем иной смысл. Мертвые не могут погребать мертвых.

Трудные места Евангелия: “Мертвые погребают мертвецов”

Значит, в этом присутствует указание на небуквальное понимание, а точнее, на особую причину использования метафоры. Для правильного понимания этого текста здесь нужно взять более широкий контекст.

В Евангелии от Матфея мы читаем:

«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.» (Матф.8:19-23)

Из данного текста можно предположить, что Иисус непосредственно перед этим обратился к народу с призывом следовать за Ним. Автор Евангелия приводит два характерных ответа на этот призыв.

Здесь происходит неявное сравнение двух человек: книжника и ученика. Первый из них не случайно обозначен книжником, а второй же представлен как ученик. Книжник, став свидетелем чудесных исцелений и грандиозной популярности Иисуса, посчитал полезным для себя примкнуть к Его ближайшему окружению. Иисус сразу же опровергает надежды книжника, считавшего, по-видимому, что следование за Иисусом «куда бы Он не пошел» будет ему выгодно: «…лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

Обратите внимание, как обращается к Иисусу книжник — «Учитель!». Ученик же обращается «Господи!». Он готов бескорыстно следовать за Иисусом, но он хочет прежде похоронить своего отца. Мертвых предавали земле как можно скорее. Описываемая в нашем отрывке сцена происходит вечером, поэтому можно предположить, что захоронение умершего уже состоялось. Ученик же желает соблюсти все обрядные формальности, чтобы не предстать в невыгодном свете перед обществом.

Это и есть основной стержневой момент данного отрывка. Обоих, обратившихся к Иисусу, больше волновало мнение людей, общественное положение, внешнее благочестие, чем та великая цель, которую предлагал им Иисус.

Поэтому в ответе Иисуса не случайно использована такая метафора. В тот день, когда Сам Спаситель явился к своему народу, дела, подобные отправлению погребальных обрядов должны волновать только мертвых. И если человек не видит этого, он духовно мертв. Иисус не считает ученика духовно мертвым, но предостерегает от перспективы им стать.

Читать еще:  После публикации Правмира Иришка из детского дома обрела семью

В Евангелии от Луки эта история изложена несколько под другим углом.

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» (Лук.9:57-62)

У Луки все обращаются к Иисусу стандартно — «Господи!», из чего можно предположить, что Лука не наделяет это каким-то особым смыслом. Кроме того, здесь появляется и третий персонаж. Лука вкладывает в этот эпизод несколько иное значение, чем Матфей: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

У меня есть еще несколько предположений относительно этого текста. Нужно учесть, что человек, участвовавший в похоронах и прикасавшийся к мертвому, становился нечистым на семь дней (Чис 19:11). Возможно, Лука представляет этот эпизод следующим образом: вряд ли у того, кто пойдет благовествовать с Иисусом, будет возможность очиститься в указанный срок, так что, его следование за Иисусом отдаляется на неопределенные времена. Кроме того, нечистый не мог полноценно благовествовать. Но это лишь мои предположения.

В целом, этот текст подтверждает важную тему проповеди Иисуса – тему кризиса последних дней, когда времени для дел второстепенных уже не будет. Эту составляющую керигмы Иисуса также подчеркивают притчи кризиса (о десяти девах, об отсутствующем хозяине, о воре, приходящем неожиданно) и призывы к жертвенности (Матф.19:21/Мар.10:21/Лук.18:22), отказу от мирской системы ценностей (Матф.6:25-34) , акцент на необходимость сложного жизненного выбора (Лук.14:26,27).

12 февраля 2009

Другие новости по теме:

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Это слова Иисуса, переданные апостолом Матфеем.

Ваши слова: «Дурака валяешь, детский сад развел», «…на горшке сидеть». Мой ответ: «Я здесь по распределению – раз! Сижу не на горшке, а в бедламе, которым вы жутко руководите, – два! И ничего вы мне не сделаете – три!» Отвечаю сжато, скупо, лаконично – характерно для меня! И болтаю столько, сколько нахожу нужным.
Пожилой человек, перестаньте говорить чушь. Я тоже с высшим, я тоже могу нахамить! Ха-ха! Продолжаю мысль, не давая опомниться: «Доверять надо всем. И мой детский лепет – это смелый ход вперед». Дайте ему воды. Он не выдержал. Он мне неинтересен. Иду дальше. Какая ясная голова, какая легкая походка.

Тетя Катя, это я. Так вот, тетя Катя. Вы вахтер, а я опоздал. Я пробегал. Вы крикнули. Я промолчал. И только на лестнице сообразил. Отвечаю сжато, скупо, лаконично, остроумно – характерно для меня! «Штаны потеряешь!» Глупо. Бежал достойно, хотя и тяжело дыша. «Все уже работают, а он лезет». Ну, не лезет, а идет к себе. А насчет «все работают», то ха-ха-ха! И я могу обернуться и прокричать назад большое оскорбление: «Не надо вязанье в кобуре держать!» …Поднимите ее. Отстегните портупею и дайте ей воды. Она мне неинтересна.

Так… Кто еще? Ночь проходит, а народу много. Всем, кому не ответил днем, отвечаю сейчас. Каждый, кто хочет, найдет меня в любое время ночью в постели. Я его жду.

Иду дальше, сохраняя хладнокровие и выдержку.

Он! Вы! Я – к нему! Нет уж, пропустите. Отстраняю рукой, вхожу. Он! Вы! Слушайте!

Толкование Матф. 8:22 иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Вы собрали вокруг себя подхалимов и думаете, что правда к вам не просочится. Она просочилась. Она здесь. Ничего. Я в белье. Я в ночном. Никто ему не скажет, кроме меня. Ты стар! Твои традиции, которые ты так уважаешь, – гибель твоя! Твои друзья, к фальши которых ты так привык, – гибель твоя. Твое самолюбие – гибель твоя. Твоя принципиальность – гибель твоя. Не спрашивай мнения у тех, кто согласен, спрашивай у тех, кто возражает.

Все! Он побледнел! Он осекся. Он не знал этого! Он мне неинтересен!

Теперь вы, девушка. Я пробивался через весь вагон. Я стоял три пролета возле вас, собираясь пошутить. Но вы вышли вдруг. Видимо, вам было нужно. Я растерялся. И только когда вагон со мной отъехал, я сообразил… Отвечаю скупо, точно, сжато, остроумно – характерно для меня! Пошутить я собирался так: «Смотрите, как рвет водитель. Не мешки везешь».

Вы резко ушли, оставив себя без этой шутки. Кто больше потерял? Такими, как вы, полны вагоны. Таких, как я, мы там не видим. Только без рук… Не надо меня целовать… Ну не балуйтесь… Ну все, перестаньте! Я уже весь в помаде… Вы же видите – у меня опущены руки. Все! Ищите встреч.

Вот и он. Стой! Что ты мне крикнул вслед, а я не обернулся и только втянул голову в плечи?! Отвечаю тебе сейчас, ночью, резко, грубо, жутко, сильно – характерно для меня! Хам! Я таких, как ты… Ты у меня понял? Смотри, как я тебя беру за грудь, как у тебя болтается голова, как мои пальцы сжимают твой ворот. Они побелели. И это одна рука. Что будет, если я применю вторую? Не извиняйся, не дрожи. Умей отвечать сильному. Ты никогда не будешь кричать вслед. Или я тебя сейчас буду бить. Страшно, жутко, сильно и резко. Характерным, присущим мне боем.

Я еще сильнее сжимаю твой ворот. Мои зубы скрипят. Ты задыхаешься. Не кричи мне вслед больше. Не кричи! А теперь иди домой, шатаясь и схватившись за горло. Ты уже запомнил меня. Ступай вон! Не оборачивайся! Что. Ну, я же догоню… И бежать мне легко. Я лечу… лечу…

Оставьте меня… Кончается ночь… Мне еще нужно повидать его… моего единственного… Я же не успел сказать ему самого главного. Это все пустяки… Я сразу не нашелся… Это же все мелочи… Только тебе я могу сказать… Только от тебя я могу услышать… Мы просто были в запале… Я позвоню… Я позвоню…

Кончается ночь… Мне надо сказать маме, как я хочу сберечь ее. Я позвоню… Я позвоню… (М. Жванецкий)

27 июня. Пусть мёртвые погребают своих мертвецов

Пусть мертвые хоронят своих мертвецов

Интересные и странные, на первый взгляд, слова говорит Христос, когда к нему обращаются Его ученики с естественной казалось-бы просьбой, чтобы похоронить своего отца и проститься со своими домашними.
«Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.»
Первое чувство такое, что Христос тут явно проявляет некую черствость. И действительно — почему-бы и не отпустить на время этих своих учеников, чтобы отдали должное своим родственникам?
На самом деле Господь озабочен прежде всего нашим спасением. Он неоднократно учит своих последователей не оглядываться на своё прошлое, на свою прошлую, до Христа жизнь, на прошлую веру. Иначе неминуема смерть.
Так было с женой Лота, которая оглянулась на прошлое и превратилась в соляной столб, так было и с некоторым мужем, именем Анания, с женою его Сапфирою, когда они, продав имение, утаили часть из цены его.

Когда мы оглядываемся на своё прошлое, когда возвращаемся туда, хотя и на время, то невольно оставляем в своей душе частичку этого самого своего прошлого.
Ведь именно для этого мы и оглядываемся, а в прошлом нашем остался диавол, вера бесовская. Так по кому мы в таком случае скучаем? Кого и что хотим взять с собой в Царство Божие? Нет, не может Бог ужиться с сатаной, нет и быть не может согласия у Христа с Велиаром. «Или какое соучастие верного с неверным?» Нам надо отказаться от прошлого совершенно и навсегда. Иначе смертью умрём. Не зря ещё через Адама Бог предупредил нас о недопустимости употребления в себя зла вместе с добром.
«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

Сегодня от некоторых, считающих себя очень верующими и «продвинутыми» христианами мы можем вдруг услышать, сказанные с многозначительным видом слова о том, что на самом деле все веры имеют одним источником Бога и потому одинаково спасительны. Иногда снисходят до того, что мол учение Христа конечно все иные учения превосходит, но опирается оно на более древние учения.
Эта посылка от сатаны, совершенно не надо копаться в старом хламе в поисках истины, это смертельно опасно.

Толкования на Мф. 8:22

Кстати. Мертвые и мертвецы для Христа это те, кто за Ним не последовал. Иными словами язычники. А запрещает ученикам Своим похороны Он потому, чтобы они не возвращались к вере своих предков.
Это перекликается с писанием о Жене Лота. Она потому и погибла, что оглянулась на своё прошлое и тем проявила некую жалость к прошлой жизни — вере. И как итог смерть. То же случилось и с Ананией и Сапфирою.

© Copyright: Анатолий Пеньшин, 2016
Свидетельство о публикации №216091500592

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Анатолий Пеньшин

Иисус Христос пришел к людям не для того, чтобы учить их земным правилам жизни, но небесным, т.е. духовным. Поэтому и учил ТОЛЬКО духовным законам жизни. Но духовные законы не отменяют земных законов, душевных или плотских. Просто надо выстраивать приоритет между ними.
Но ученики почти всё учение Иисуса переводили на земное понимание, поэтому столько много «ляпов» в евангелиях, в т.ч. с похоронами. А чего стоит заповедь Иисуса — продать одежду (старого понимания) и купить меч (духовный), а Петр взял буквальный меч и оттяпал ухо нападавшему «врагу»! Или забота Иисуса духовно накормить голодных 5 тысяч человек, т.к. Он не только лечил их, но и учил. А ученики озаботились буквальными хлебами и динариями…
В истории с Лотом и его женой многие ищут духовный подтекст, хотя там в основном душевные и плотские интересы. Будто бы Лот не оглядывался назад и остался жив. Зато дочерей вначале отдал содомским жителям в жены, хотя имел перед собой пример Авраама с выбором жены Исааку. А потом, после несостоявшейся попытки отдать других дочерей на надругательство, вынудил их к кровесмешению, хотя мог бы получить помощь у Авраама, если бы смотрел «вперед». А оглянулась жена Лота скорее всего из-за оставшихся с зятьями дочерей и внуков, которых не могли увести.

Читать еще:  Преподобный Савва Сторожевский — и сегодня исцеления дающий

Любовь Рыжкова 2 07.06.2017 11:53 • Заявить о нарушении

«А ученики озаботились буквальными хлебами и динариями…».
Мы тоже ученики и это о нас слова.

Анатолий Пеньшин 07.06.2017 12:38 Заявить о нарушении

«Те» ученики и «эти» — две большие разницы. «Те» ходили со Словом Божьим и Учением Христа, поэтому неизбежно дошли до Пятидесятницы. А «эти» ходят со словом и учением человеческим, а то и с сатанинским, и приходят к ересям и разделениям, вплоть до одержимостей бесами. А истинных учеников, как раньше, так и сейчас, мало.

Любовь Рыжкова 2 07.06.2017 13:51 Заявить о нарушении

Если Учитель один, то и ученики одни. Ибо Он нас избирает.

Анатолий Пеньшин 07.06.2017 14:30 Заявить о нарушении

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Анатолий Пеньшин

LiveInternetLiveInternet

Метки

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Рубрики

  • вязание (609)
  • узоры (211)
  • кофты (187)
  • жакеты (103)
  • жилет -туника (66)
  • платья (60)
  • топы (56)
  • полезные советы (28)
  • для мужчин (27)
  • салфетки (22)
  • пледы (20)
  • шапки (19)
  • юбки (19)
  • сумки (14)
  • воротники (14)
  • болеро (14)
  • палантины, шарфы (12)
  • ирландия (12)
  • кардиганы (11)
  • мои работы (11)
  • расширение изделия (10)
  • пальто (5)
  • живопись (82)
  • интересное (48)
  • кино (37)
  • здоровье (29)
  • вышивка (27)
  • полезные советы (27)
  • шитье (25)
  • путешествия (20)
  • кулинария (19)
  • православие (18)
  • рукоделие (15)
  • фото (13)
  • музыка (12)
  • дом (12)
  • развивалочки для малышей (10)
  • косметика (10)
  • кулинария (6)
  • сумки (5)
  • животные (5)
  • комнатные цветы (4)
  • огород (2)
  • литература (1)
  • для дневника (0)
  • для дневника (0)
  • (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов» Андрей Десницкий

Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов» Андрей Десницкий

Призвание апостолов Петра и Андрея

Когда Христос призывал учеников, Он нередко выхватывал их прямо из повседневности: вот сидят рыбаки, чинят сети после ночного лова, Он зовет их за собой – и они идут, бросив всю свою прежнюю жизнь вместе с этими самыми сетями (Мф 4:18-22). Но один подобный случай просто поражает: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60, где ученик отвечает так на прямой призыв последовать за Христом). Так и видишь эту картину: только что умер отец, сегодня-завтра его похоронят, и ученик хочет отдать ему последний долг сыновней любви в окружении скорбящих родных… но Христос отказывает ему в этом, да еще и называет мертвецами всю его родню! Как-то совсем не по-доброму звучит.

Это место всегда вызывало много споров и порождало много толкований. Обычно проповедники и богословы стремились как бы оправдать Христа: мол, так Он в резкой форме объяснял, что даже естественная забота о родителях не должна быть препятствием в следовании за Христом. Ну, а что касается мертвецов, они обычно понимаются как духовно мертвые люди, от которых все равно ждать нечего, так пусть, по крайней мере, озаботятся похоронами. Но боюсь, что такое толкование может только подогреть ревность неофита, который почитает себя уже духовно совершенным, а всех своих близких – мертвецами, и относится к ним соответственно. Не так вел Себя Христос, он с заботой и любовью принимал всех, не исключая самых «бездуховных» мытарей и блудниц.

Во-первых, совершенно не обязательно, что отец ученика к тому моменту уже умер. Возможно, выражение «прежде похоронить отца» означало «прожить с ним, сколько ему еще осталось, и так исполнить свой сыновний долг». Мол, сейчас у меня еще есть обязательства перед родными (возможно, отец был стар и тяжело болен), но вот когда я их исполню, то приду к Учителю. Конечно же, у него не было никакой возможности так поступить: земное служение Христа длилось очень недолго, и ученик должен был решать сразу: последовать за Ним здесь и сейчас или остаться с семьей. О том, что любовь ко Господу стоит выше любви между родителями и детьми, Христос предупреждал и в других местах (например, Мф 10:37).

Но дело даже не только в этом. Насколько вообще буквально следует понимать эти слова Христа? Очевидно, что мертвецы сами друг друга хоронить не могут, так что это уже заставляет нас задуматься о переносном значении этого оборота речи. Посмотрим и на те слова, которые идут перед этой фразой: «Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).

Неужели Ему в буквальном смысле слова негде было ночевать? Но мы видим из Евангелия, как часто Его принимали самые разные люди у себя дома, и принимали как почетного гостя! Очевидно, «негде преклонить главу» – преувеличение, образный оборот речи. Книжники были уважаемыми людьми со стабильным доходом и положением в обществе, и в сравнении с этим жизнь бродячего проповедника, конечно же, была полна опасностей и лишений – Христос об этом и предупреждает книжника.

Более того, у Луки после слов о похоронах отца приводится еще один диалог: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (9:61-62). Итак, перед нами не история какого-то одного ученика и его семьи, а скорее три примера, три призвания – и три препятствия, по одному для каждого из них. Книжнику негде будет преклонить главу, одному ученику не удастся похоронить отца, другому – даже некогда будет проститься с семьей.

Обратим внимание на прибавление, которое находим у Луки: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца (неважно, назначены ли эти похороны на завтра или ему еще предстоит дожить остаток жизни). Единственное, что следует делать – возвещать Царствие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни. Как часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!

Винсент Ван Гог. «Воскрешение Лазаря»

Христос, как мы знаем, вовсе не относился с пренебрежением к родным – с креста Он поручил свою Мать заботам апостола Иоанна (Ин 19:27). Не был Он равнодушен и к смерти Своего друга Лазаря – не только пришел к его могиле, но даже воскресил умершего, о чем Его и не просили (Ин 11). Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, не стоило восходить на крест… Он бы, безусловно, никогда не сказал Отцу: знаешь, я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось. Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж всё остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо. Об этом Он, видимо, говорил и ученику.

А кто же такие эти мертвецы, которые погребают мертвецов? Трудно сказать наверняка. Возможно, это что-то вроде верблюда, пытающегося пролезть в игольное ушко (Мф 19:24) – яркий, парадоксальный образ, который наверняка запомнится слушателям, хотя, конечно, в реальной жизни такого не увидишь. Может быть, это вообще что-то вроде поговорки тех времен, наподобие «смерть своё возьмет». Да, она своё возьмет, говорит он ученику, но перед тобой открывается Жизнь, иди по ее дороге, возвещай о ней другим людям. Живи не семейной историей, а Вечностью, живи ею здесь и сейчас – вот что, по-видимому, Он хотел сказать этими словами тому ученику и всем нам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector