1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Николай Соколов: О роли мирян в Церкви

«В один день я получил целых два подарка от святителя Николая» — история из жизни священника по имени Николай

Вся моя жизнь связана с именем святителя Николая: я помню, как с самых детских лет над моей кроваткой висела маленькая иконка с ликом святого, помню, как молился ему во время службы в армии и учебы в консерватории. В моей семье Николаи не переводились — дедушка и дядюшка были Николаями. Последний погиб на фронте в 1943 году под Смоленском — в память о нем меня и назвали.

А сейчас я хочу рассказать об истории, которая положила начало новому периоду моей жизни.

Я больше 10 лет служил на Ваганьковском кладбище. Кстати, как только пришел в храм, обнаружил, что один из пяти пределов — в честь святителя Николая. Меня это очень обрадовало, и храм сразу стал мне родным. Так вот, однажды меня вызвали в патриархию и спросили про Третьяковскую галерею: что я знаю об этом месте, есть ли у меня там знакомые. Поскольку я был коренным москвичом, галерея была моим любимым местом. Должное надо отдать моей бабушке, которая в детстве водила меня в Третьяковскую галерею на лекции, концерты и научные симпозиумы несколько раз в год.

Вдруг мне говорят, что при галерее есть храм, настоятелем которого меня благословил стать Святейший Патриарх Алексий II — и показывают указ о назначении. Я был настолько ошеломлен, что даже не удосужился посмотреть в него. Мне лишь объяснили тогда, что в храме непростая ситуация: придется выстраивать отношения между людьми науки и Церкви, реставрировать храм. На прощание мне сказали только: «Вы пока служите там, где служили — на Ваганьковском кладбище, но потихоньку начинайте налаживать жизнь общины и храма при Третьяковской галерее».

В этот же день я поехал на требу к близким друзьям. Один из них занимался организацией коммерческих «гонок на выживание»: брал старые машины, доводил их с командой до более-менее пригодного состояния, устраивал заезды по бездорожью. Машина после такого обычно превращалась в хлам. И вот во время одной из последних таких гонок погиб человек.

С этим горем он обратился ко мне: попросил отслужить панихиду по умершему. Привез меня в Кунцево, где было много гаражей и старых разбитых машин. Я отслужил панихиду, освятил пристанище этой команды и уже собрался уезжать, как один из товарищей захотел отблагодарить меня. Говорит: «Батюшка, денег у нас нет, но, знаете, у нас тут икона одна уже три года стоит — возьмите ее себе».

Я был рад этому предложению, ведь только сегодня получил новый храм: «Икона будет там нужна,— подумал я.— Так что с удовольствием ее возьму!»

В гараже за грудой шин мы нашли большую, расколотую пополам икону — явно неплохого письма, но требующую реставрации. Как потом оказалось, икона была середины 19 века и принадлежала строгановской школе. На иконе был изображен святитель Николай.

Приехал домой и с порога заявляю матушке: «Поздравь меня, у меня сегодня назначение новое — храм дали в Третьяковской галерее!» Только тогда мы вместе открыли указ и прочитали: храм Николы в Толмачах. Тут же достаю и подаренную мне икону, рассказываю: «А это пришло одновременно с указом… Целых два подарка от святителя Николая!».

С этой иконой я приехал в храм — там была полная разруха. В тот же вечер, 18 декабря 1992 года, мы совершили первый за последние 65 лет в этом храме молебен. Помню как сейчас: окна и двери выбиты, на улице -19 градусов, икона Николая Чудотворца стоит на месте центрального алтаря, а мы перед ней совершаем богослужение.

Так началась духовная жизнь и восстановление храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В 1997 году храм был полностью восстановлен и освящен Патриархом Алексием II. Сегодня храм насчитывает 28 лет бытия, 3 придела: Покровский, Никольский и центральный — сошествия Святого Духа. Это одновременно и действующий храм для всех прихожан, и домовый храм-музей галереи.

В этом году празднование дня памяти святителя Николая сопровождается еще одним значимым событием. В запасниках галереи есть образ святителя Николая Угрешского, явленный в Николо-Угрешском монастыре Дзержинска и считавшийся главной святыней монастыря. Эта икона хранится в Третьяковской галерее, но, по просьбе священноначалия, уже третий год подряд она на праздник будет перенесена в наш храм — все жители и гости Москвы смогут помолиться перед этим чудотворным образом.

Протоиерей Николай Соколов

Персональные сведения Публикации Радиоэфир

Кандидат богословия, профессор, декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Соколов Николай Владимирович, родился 13 июня 1950 года в деревне Гребнево Щёлковского района Московской области, в семье священника.

В 1975 году окончил полный курс Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности – альт.

С 1973 по 1975 год работал в Москонцерте, в ансамбле народной артистки СССР К.И. Шульженко «Рапсодия». С 1975 по 1976 год служил в рядах Советской Армии. После демобилизации в 1977 году был принят на работу в Московскую Патриархию на должность референта Патриарха. Иподиакон Святейшего до 1987 года.

В 1983 году окончил с отличием Московскую Духовную Академию и представил курсовое кандидатское сочинение по кафедре нравственного богословия на тему: «Аксиологические аспекты Ветхозаветного нравственного учения», за которое Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.

7 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона Его Святейшеством патриархом Пименом; служил в домовом храме Московской Патриархии «Владимирской Богородицы».

Определением Его Святейшества от 26 декабря 1986 года назначен штатным диаконом в храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г.Москвы.

8 сентября 1988 года рукоположен в сан пресвитера на штатное место этого же храма епископом Каширским Феофаном (Галинским), викарием Московской епархии.

С 1989 г. – основатель и руководитель воскресной школы при храме ап. Андрея Первозванного.

В 1990 г. – Святейшим Патриархом Алексием возведён в сан протоиерея.

В 1992 г. Указом Святейшего Патриарха назначен настоятелем храма Свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее; заведующий отделом ГТГ «Храм-музей Свт. Николая в Толмачах».

С 1992 г. – декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики. С 1997 – доцент. С 2007 г. – профессор.

Читать еще:  Молодежь из «Наших» — организаторы приходской жизни?

С 2001 г. – духовник и член правления фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного и фонда Национальной Славы России; (г. Москва, ул. Ордынка д. 35.)

С 2004 г. – духовник Олимпийской сборной команды РФ.

С 2004 г. – член комиссии по делам Православных общеобразовательных учебных заведений.

С 2009 г. – член Попечительского совета Международной Премии имени Елены Мухиной.

С 2009 г. – включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Читаемый курс: Священное Писание Ветхого Завета.

Научные интересы: Археология, Библеистика.

Награды:
Орден св. кн. Владимира III степени – 1981 г.
Орден св. кн. Даниила Московского III степени – 2000 г.
Орден преп. Серафима Саровского III степени – 2007 г.
Указом Российского Императорского Дома, Великой княгиней Марией Владимировной награжден орденом Св. Николая III степени – 2006 г.
Указом Президента России награжден орденом «Дружбы» – 2006 г.

Как работает церковный суд, которому предадут схиигумена Сергия, и какое наказание ему грозит

Бывший милиционер и бывший заключенный тагильской колонии № 13 «Красная утка», затем первый настоятель монастыря на Ганиной Яме в честь семьи последнего российского императора Николая II, главный экзорцист Екатеринбургской епархии и «духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской» схиигумен Сергий (Николай Романов) будет отдан под церковный суд. Такое решение принял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл из-за очередного публичного и крайне радикального заявления отца Сергия, появившегося на YouTube вопреки запрету на публичные проповеди. Znak.com решил выяснить, что такое церковный суд, как он может наказать схиигумена Сергия и имел ли митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возможность применять такие меры к священнослужителю за выражение мнения в проповедях.

«Вы давали обещание исправиться»

«Я неоднократно имел с вами пастырскую доверительную беседу и с глазу на глаз, и в присутствии других людей относительно содержания Ваших публичных проповедей и выступлений. Вы давали мне обещание исправиться, но преступили данную мне клятву. Теперь я вынужден обратиться к Вам перед лицом всей церкви, в надежде быть услышанным хотя бы на этот раз, — объяснил митрополит Кирилл в тексте указа причину своего решения. — Как ваш епископ я благословляю вам послужить святой церкви безмолвием, затвором и молитвой, чего так не хватает современному бурному и многомятущемуся миру и что вы сами избрали для себя, принимая Великую Схиму».

До решения епархиального суда схиигумену Сергию запрещено совершать богослужения, совершать таинства, он лишен права ношения наперсного креста, а также отправлен в затвор на территорию Иоанно-Богословского мужского скита монастыря Царственных страстотерпцев. Кроме того, священнослужителю запретили принимать исповедь, совершать таинства и требы, «включая чин экзорцизма», постригать в монахи, а также покидать территорию скита без письменного благословения митрополита.

О том, что такая реакция со стороны церковного руководства возможна, говорили уже давно. Отец Сергий был слишком непримирим и высказывался на грани экстремизма в своих проповедях на YouTube.

Отец Сергий впервые обратился к пастве после запрета проповедовать за COVID-диссидентство

Накануне на канале представителя «Народного движения „За возрождение России“» Всеволода Могучева в 22-минутном ролике он вновь заявил о том, что во время пандемии не нужно закрывать храмы, и утверждал, что вся ситуация с распространением COVID-19 специально срежиссирована для «чипизации населения». Настаивал на том, что управлять всем будет «искусственный интеллект без жалости и сострадания», который будет действовать через «чистые чипы» «руководителей армии, флота, ФСБ, прокуратуры, милиции и Росгвардии».

Пять судей

О том, кто входит в церковный суд, действующий в зоне ответственности Екатеринбургской епархии, информации пока нет. На сайте епархии указано, что с 2011 года председателем епархиального суда является отец Николай Милета, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора. Именно оттуда в ночь на 19 апреля едва ли не впервые в истории священники вели праздничное Пасхальное богослужение в режиме онлайн, так как посещение храмов из-за коронавируса в этом году пришлось ограничить.

В пресс-службе Екатеринбургской епархии сообщили, что церковный суд сможет собраться не ранее даты отмены ограничений, введенных в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции.

«Происходящее участники Церковного суда воспринимают с глубоким прискорбием, молятся о разрешении ситуации, — заявил отец Николай Малета. — Схима — внутреннее желание посвятить себя сугубому подвигу монашеского делания — посту и молитве. Отцы-схимники во все времена своей любовию и молитвой приводили мир к согласию. Являясь умиротворяющим началом, стяжали великую добродетель — духовною рассудительностью по отношению к Церкви и миру».

Епархиальный суд состоит из пяти судей. Послушание секретаря суда исполняет секретарь Епархиального совета игумен Вениамин (Райников). Также в состав церковного суда входят протоиерей Петр Мангилев, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии; протоиерей Сергий Алексеев, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин ЕДС и игумен Иероним (Миронов), наместник Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря.

«Правящий архиерей не имеет права что-либо диктовать суду»

Разобраться с тем, как устроена работа церковного суда и чем он отличается от более привычных нам гражданских судов, Znak.com помог секретарь челябинской митрополии отец Игорь Шестаков. По просьбе корреспондента нашего издания он изложил суть вопроса в десяти доступных пунктах.

«Во-первых, церковный суд существовал всегда и не является каким-то нововведением. Да, в советские годы он не функционировал, впрочем, как и многие другие церковные институты. Причина была проста — церковь в эти годы находилась под жестким диктатом советского государства.

Во-вторых, мы, священнослужители, живем и существуем сообразно с каноническими правилами. Каждый священник перед вступлением в сан приносит присягу и подписывает соглашение о следовании каноническим правилам. Принцип „может быть как-нибудь договоримся“ здесь не действует.

Свердловский фермер, который 13 лет борется с РПЦ за свои земли, приглянувшиеся духовнику Поклонской, выиграл очередной суд. Епархия: „Это затрудняет монашескую жизнь общины“

В-третьих, церковный суд — это не то же самое, что суд светский. Если проводить аналогии, то это, скорее, что-то вроде офицерского суда чести. Церковный суд рассматривает только дела, касающиеся нарушения священниками обетов и монашеских обязательств либо случаи нарушения канонических правил.

В-четвертых, церковный суд существует при епархиях и в каждой епархии он свой. В него входят несколько наиболее авторитетных священников, состав которых определяется на заседании епархиального совета. Председателем церковного суда, как правило, выбирается самый опытный священнослужитель, обладающий беспрекословным уважением как среди собратьев, так и среди мирян.

В-пятых, ядро суда составляют его председатель, заместитель председателя и два священника. Также к участию в заседаниях они могут привлекать и других священников епархии, но при условии, что те не имеют каких-либо должностей. Привлекаемые священники не могут быть секретарями, благочинными и так далее.

В-шестых, правящий архиерей (то есть митрополит) не имеет права что-либо диктовать суду. Он даже не имеет права присутствовать на его заседаниях. Сделано это для того, чтобы исключить вопросы церковной иерархии и, как следствие, возможное давление на принимаемые судом решения. Проще говоря, таким образом поддерживается независимость церковного суда.

Читать еще:  Георгий Юдин: Рисовать эти книги, не веря, нельзя

В-седьмых, священник, о котором идет речь, в данном случае отец Сергий, по всем признакам действительно нарушил каноническое правило. Грубо говоря, он просто нарвался. Его отлучили от права на публичное проповедование, но он этим пренебрег. В этом случае действующее каноническое правило говорит, что правящий архиерей может наказать его лично — отца Сергия запретили в служении. Кроме того, архиерей вправе предать его церковному суду.

В-восьмых, задача церковного суда — не наказать провинившегося. Задача церковного суда, как говорил товарищ Саахов в „Кавказской пленнице“, вернуть коллективу здорового человека. Между тем надо понимать, что меры более умеренного характера, вроде порицания, — это полномочия правящего архиерея. Если дело доходит до церковного суда, то проступок действительно очень серьезный. В данном случае возможны два варианта. Чаще всего церковный суд выносит решение о запрете к священнослужению человека на определенный срок. Либо, и это крайняя мера, выходит к правящему архиерею с ходатайством об извержении из священников. В этом случае правящий архиерей ставит вопрос перед святейшим патриархом Кириллом, так как вопрос о лишении сана — сугубо его прерогатива.

В-девятых, заседания церковного суда, в отличие от заседаний судов гражданских, не публичны. Это тот случай, когда священники судят священников. Допуск мирян не разрешается. Как правило, суд проходит в одно или два заседания, на которых провинившемуся дают право выступить в свою защиту, после чего принимается решение.

„Духовник Поклонской“ планирует построить на Урале самый большой в мире христианский храм

В-десятых, преданный церковному суду священник имеет право на защиту, но его защитником может быть также священник. Если священник не согласен с решением епархиального суда, то он имеет право на апелляционную жалобу в верховную инстанцию — это суд Московской патриархии. До вынесения решения там вердикт епархиального суда считается не вступившим в законную силу. Примеры, когда провинившиеся не подчиняются решению суда и продолжают отправлять церковные таинства и службы, тоже есть. Недавний случай — Владимир Головин (лишенный сана священник из Татарстана). И, как на данный момент кажется, отец Сергий может оказаться из таких же. В этом случае ослушник может быть обвинен уже в учинении церковного раскола».

«Это свидетельство о жутком кризисе церковного учительства»

Еще один вопрос — как получилось, что действия схиигумена Сергия (Николая Романова), который некогда был основателем и первым настоятелем самого известного на Урале монастыря в честь семьи последнего российского императора Николая II на Ганиной Яме, будут рассматривать на суде.

Духовник Поклонской раскритиковал закон о домашнем насилии и его авторов

В этой части ситуацию разъяснил отец Андрей Кураев, которого в конце апреля по решению патриарха Кирилла самого отдали под церковный суд. «У меня нет ни малейших симпатий к словесам этого псевдосхимника. Но в указе митрополита [Кирилла] пугает чисто католическая теория „делегирования“, причем примененная даже не к „власти“ совершения таинства, а к проповеди: „учительная власть в Святой Церкви принадлежит епископам, которую те делегируют пресвитерам… отныне прекращаю делегировать Вам право учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов“», — написал Кураев на своей страничке в соцсети Livejournal.

Кураев обратил внимание на то, что функции контроля за словом пастыря и делегирование этого права не являются одним и тем же. И указ митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о временном отлучении от священнослужения отца Сергия, а также о предании его церковному суду «возможен только в рамках латинской концепции разделения на „церковь учащую“ и „церковь учимую“». В этой части Кураев отсылает читателей своей страницы к «Пидалиону» (сборнику церковных правил — прим. Znak.com). «В указе № 58 говорится: „Если епископ и пресвитеры — люди неученые и не могут поучать, то необходимо по общему решению приглашать учителей из других мест, выделяя тем средства на содержание и воздавая подобающую честь, и через этих учителей исполнять долг учительства, который остается их долгом перед народом“. Есть разница между „долгом“ и „властью“?» — задается вопросом Кураев.

По его мнению, принимать в таких условиях «судебное решение на основании не самого закона, а чьего-то персонального толкования этого закона» будет означать явный «выход за рамки даже „прецедентного права“».

При этом Кураев вспоминает о толковании Федора Вальсамона, византийского канониста православной Греческой церкви, пытавшегося уравнять в праве вести проповеди епископа и рядового священника-пресвитера. «Толкование Вальсамона — это просто свидетельство о жутком кризисе церковного учительства при многовековом сочетании трех факторов: а) потребность в массовом духовенстве при множестве открытых приходов; б) отсутствие семинарий и в) нарастающее усложнение церковного богословия и рост числа квалифицированных „ересей“», — пояснил Кураев.

По его мнению, в Русской православной церкви «манера говорить проповеди от себя введена Никоном» — патриархом Московским, жившим в XVII веке и ставшим одним из авторов церковного раскола, породившего старообрядчество. «Заводите вы, ханжи, ересь новую, людей в церкви учите, а людей преж сего в церкви не учивали. Беса де, вы, имеете в себе и все ханжи», — привел Кураев цитату из книги «Святой Дмитрий Ростовский и его время». И резюмировал свой пост, касающийся истории с отцом Сергием: «Ясно, что столь суровое осуждение личной проповеди вызвано печальной практикой — проповедники-самоучки несли в народ любительское „богословие“ весьма сомнительного качества».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

© Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Колезев Д.Е., kolezev@gmail.com
Учредитель: Панова О.Р.

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 385-84-82, e-mail: znak@znak.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Что такое священство мирян в Церкви

Мы привыкли смотреть на мирян в Церкви как на некую пассивную часть прихода. Но у святого Николая Кавасилы был на этот счет более трезвый взгляд. О нем мы и поговорим.

3 июня Православная Церковь чтит память святого праведного Николая Кавасилы. В XIV веке, вместе со святителем Григорием Паламой, он был одной из крупнейших фигур в сфере богословия и, в принципе, византийской истории. Личность этого святого примечательна еще и тем, что он является представителем исихастской традиции и выступал защитником строгой аскетической жизни на Влахернском соборе 1351 года, при этом, не смотря на свой уход в монастырь в конце жизни, всегда оставался мирянином.

Мы привыкли смотреть на мирян в Церкви как некую пассивную часть прихода, но у святого Николая Кавасилы был на этот счет более трезвый и живой взгляд. О нем и хотелось бы поговрить подробней.

О жизни этого святого известно очень мало. Мы знаем, что родился Николай Кавасила в знатной семье в 1332 году, а его дядя Нил был архиепископом города Фессалоник. Аскетическим подвигам он посвятил жизни после оставления должности секретаря при императоре Иоанне Кантакузине. Два самых известных его труда, в которых и отображены основные идеи святого, это «Семь слов о жизни во Христе» и «Объяснение божественной Литургии».

Читать еще:  Мама, а Андрей из нашего класса пробовал спайсы!

Святой Николай является представителем исихастской традиции и выступал защитником строгой аскетической жизни на Влахернском соборе 1351 года, при этом – всегда оставался мирянином.

Начать хотелось бы с того, что среди плодов творчества Николая Кавасилы есть также несколько слов посвященных Богородичным праздникам. Говорит это о том, что в его времена мирянам разрешалось проповедовать, не смотря на запрет подобных действий содержащийся в 64 правиле Трулльского собора VII века. Нужно сказать, что традиция проповеди мирян в храме является отображением древнего образа жизни Церкви и в ней, в общем-то, нет ничего предосудительного, важно только, чтоб она совершалась под присмотром духовника. С другой стороны, мы должны помнить, что проповедь христианства может и должна звучать не только с церковного амвона и в этом деле участь мирян является незаменимой.

Святой праведный Николай Кавасила. Фото: days.pravoslavie.ru

Большинство из нас привыкло связывать вопросы миссии с элитной кучкой богословов, хотя стремление нести Благую Весть тем, кто ее еще не знает должно быть естественной необходимостью каждого христианского сердца. В отличие от большинства из нас, для Николая Кавасилы, вопросы богословия не были отвлеченным философствованием, они составляли основу и смысл его жизни, а потому и не мог он молчать.

Традиция проповеди мирян в храме является отображением древнего образа жизни Церкви.

Теперь пусть каждый ответит себе, сколько времени я трачу на просмотр новостей, компьютерные игры, социальные сети и сколько на чтение Священного Писания и святоотеческой литературы? Что реально занимает мой ум: новости, мода, политика, хобби или Господь, Его Слово и слово о Нем? Пусть каждый честно себе признается: какое реальное место занимает в моей жизни Христос? Кто такой мой Бог? Какой Он? Зачем Ему понадобилось меня спасать именно таким способом, как это произошло? Что стоит за избитым словосочетанием Царство Небесное? Почему Воплотился именно Сын Божий, а не Отец или Дух? И т.д.

Поразмыслив, таким образом, мы поймем цену нашего христианства и только тогда, когда весь наш интерес, все наши мысли и желания будем стремиться сосредоточить на Христе, только тогда и разгорится стремление поделиться всем этим богатством с окружающим нас миром.

В отличие от большинства из нас, для Николая Кавасилы, вопросы богословия не были отвлеченным философствованием, они составляли основу и смысл его жизни, а потому и не мог он молчать.

Вслед за святителем Григорием Паламой св. Николай Кавасила говорит, что жизнь во Христе начинается и проистекает из этой жизни. Благодаря Воплощению Сына Божьего опыт и знание Бога возможны и должны осуществляться здесь, на земле. Между жизнью вечной и жизнью земной нет никакой пропасти, но одна гармонично вытекает из другой.

Наш духовный опыт свидетельствует о преемственности между ними. Совершенство жизни во Христе достигается лишь в вечности, но начинается сейчас, потому-то, с другой стороны, мы и можем сказать, что ад – это последняя милость Бога к человеку.

«А жизнь будущая, если и приемлет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для жизни оной, – пишет Николай Кавасила, – то для таковых нисколько не послужит ко благополучию, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном оном и бессмертном мире. А причина та, что хотя свет сияет и солнце доставляет чистый луч, но не образуется тогда глаза ни у одного человека, и благоухание запаха изливается обильно и распространяется повсюду, но чувства обоняния от сего не получает тот, кто не имеет его».

Необходимо, чтобы новая жизнь во Христе зарождалась в таинстве Крещения. Именно с решения «умереть» для греха в купели должно начинаться наше восхождение в вечность.

Между жизнью вечной и жизнью земной нет никакой пропасти, но одна гармонично вытекает из другой.

«Себя самого принося Отцу, – пишет Кавасила, – и вводит [Спаситель] желающих, приобщившихся Его смерти, умерших не как Он, но в купели изобразивших оную смерть и возвестивших некоторым образом помазанных и благоухающих Самым умершим и воскресшим. И сими вратами вводя в Царство, ведет их и к венцам».

Фото: trif.cerkov.ru

Миропомазание, по мнению святого, есть дальнейшее движение, динамически связанное с крещением. В этих своих размышлениях он опирается на слова апостола Павла: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17,28).

Миропомазание связано с ветхозаветной традицией помазания священников, но в Православии священников при рукоположении не миропомазывают и обусловлено это, говорит Кавасила, тем, что все верующие христиане помазаны на священство. Христос – единственный Помазанник на Царство, а потому через крещение и миропомазание мы все включаемся в Его Тело и только здесь мы приобщаемся к источнику всех даров духовных: «Если же не напрасно таинство, как и все прочее в Христианстве, – не «тще проповедание наше и не тща вера ваша» (1Кор.15:14); то если можно найти в людях какую-либо духовную силу и что-либо из круга духовных дарований, сие нужно относить к сим молитвам и священному помазанию».

Христос – единственный Помазанник на Царство, а потому через крещение и миропомазание мы все включаемся в Его Тело.

Основываясь на изложенных идеях мы вполне можем утверждать, что в Евхаристии приношение совершается не одним священником от лица всего собрания, а всем собранием, всею Церковью как единым целым. Здесь Николай Кавасила снова касается вопроса роли мирян в Церкви. Люди, стоящие в храме, не просто формируют эффект присутствия или отсутствия – они гармоничная и необходимая часть богослужения. К этому осознанию нужно постепенно возвращаться, ведь даже светильничные молитвы, тайно читаемые священником на вечерне и утрене, произносятся от лица собрания и изначально проговаривались вслух перед каждым возгласом.

Отголоском этой практики является традиция присоединение некоторых из них к коленоприклонным молитвам в праздник Пятидесятницы.

Совершенство жизни во Христе достигается лишь в вечности, но начинается сейчас.

Продолжая тему Евхаристии, Николай Кавасила, говорит, что это Таинство Таинств, венец и исполнение всего в Церкви. Литургия всегда следует после других служб, она завершает их. Это реальное участие в Царстве Божьем, а потому совершение каких-либо иных богослужений после литургии невозможно и является свидетельством литургического упадка.

Святой праведный Николай Кавасила смотрел на Церковь чрезвычайно трезво, динамично и реалистично. Его жизнь и идеи – это пример для подражания не только мирянам, но и многим священникам. И очень хотелось бы, чтоб мы все это поняли, и наша жизнь во Христе приобрела так необходимую ей осмысленность и живость.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector