1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прот. Артемий Владимиров: «Благочестивое» фарисейство

Прот. Артемий Владимиров: «Благочестивое» фарисейство

Протоиерей Артемий Владимиров: «Дорогие друзья, зачем мне вам рассказывать о фарисействе? Посмотрите на меня – и вам всё будет ясно. Действительно, по слову епископа Игнатия (Брянчанинова), умение увидеть в себе фарисея, равно как и Хлестакова, – это половина успеха».

Протоиерей Артемий Владимиров: «Дорогие друзья, зачем мне вам рассказывать о фарисействе? Посмотрите на меня – и вам всё будет ясно. Действительно, по слову епископа Игнатия (Брянчанинова), умение увидеть в себе фарисея, равно как и Хлестакова, – это половина успеха».

В чём заключается фарисейство? Конечно же, в неспособности и нежелании ходить пред лицем Небесного Отца и в тайне сердца обращать к Богу «души прекрасные порывы». Всё человечество делится на две части: фарисеев, которые изображают то, чего у них нет внутри; и детей во Христе, которые не стремятся играть и изображать, но с лёгкостью, радостью, простотой общаются и с правым, и с виноватым, пробуждая в людях «чувства добрые».

Итак, что такое фарисейство? Это сухость сердца, это буквоедство и ложная ревность о формальном исполнении закона. Это скорое негодование, выражающееся в словах презрения, соответствующих минах, жестах – в отношении к тем, кто смеет преступать «предания старцев». Фарисейство – отсутствие внутренней культуры, деликатности, бережного отношения к людям, широты и великодушия, скорой готовности понять, принять, простить, оправдать человека. Фарисейство – неумение и нежелание жалеть. Фарисейство – желание лишь жалить и отравлять токсинами осуждения невинные сердца, привлекая их на свою тёмную сторону. Фарисейство – жизнь «без Божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви».

Обязательно ли Православие порождает фарисейство? Конечно, нет. Его нет там, где присутствуют самоукорение, непрестанная тайная молитва, приветливость как свойство, идущее от сердца, желание будни сделать праздником для ближнего; там, где имеется внутренняя потребность умножить в этом мире красоту, порядок, чистоту и любовь; там, где есть искреннее стремление следовать за Христом, никого не расталкивая на своём пути; там, где обретается готовность, по выражению Ф. М. Достоевского, «стушеваться», дабы молодая, гордая и красивая прошла перед тобою с транспарантом: «Я – самая благочестивая, я – первая буква алфавита»…

Итак, истинный дух Православия уничтожает фарисейство в зародыше. Думается, это печальный жребий тех, кто в Церкви родился, но не укоренился и, как веточка, отломился от плодородной маслины. Это удел тех, кто не носит в себе духа Таинств Христовых, хотя и приобщается к ним. Потому опасно быть фарисеем, что многое спросится с человека, почивающего на законе, но при этом забывшего, что суть и смысл закона – любовь и человеколюбие.

После этого пассажа, обличающего фарисея и восхваляющего дитя во Христе, кратко остановлюсь на нашей церковной действительности. Думаю, что фарисеи размножаются подобно мухам-дрозофилам. Появляются они и среди нас, священников, в том случае, если мы, пастыри, незаметно превращаемся в «попов — толоконных лбов».

Действительно, священник – это капитан на мостике. Священник – это запевала в воинской роте. Священник – это душа прихода. Если сердце пастыря напоено, одуховлено любовью ко Христу и к людям, фарисейство исчезает на корню.

Мне скажут: «Таких батюшек единицы!». Да, единицы, но эти единицы, как белые птицы, парят и реют над родной Московской Патриархией, и из-под крыльев этих единиц выходят такие же, как они, птенцы, с тёплым взором и добрым сердцем. Если дурной пример, выведенный Александром Сергеевичем в его сказке, мной уже косвенно процитированной, заразителен, то добрый пример имеет тройную, десятеричную силу. Мне хочется сейчас, обратившись к этим пастырям, усопшим и живым, сказать словами Н. Г. Чернышевского: «Вас мало, но вас будет больше, вы – свет мира, вы – соль земли!»

«Никола Гаврилович, ты же приличный человек, мог бы в примечаниях всё-таки указать, откуда взяты эти слова и как они попали в столь своеобразный, но далёкий от подлинной художественности роман «Что делать?». Сам вопрос был поставлен правильно, только у тебя – под знаком «минус», ибо ты звал Русь к топору, а у нас – под знаком «плюс» – креста Господня».

Храм Воскресения Христова в селе Левашово

Сайт прихода храма

Икона дня

Православный календарь

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (XII). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Сщмч. Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

@Деян., 41 зач., XVIII, 22–28. Ин., 43 зач., XII, 36–47.@

Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпуст литургии по пасхальному чину1.

Как увидеть в себе «благочестивое» фарисейство?

Когда к старцу Кириллу Павлову пришли и стали говорить, что сейчас очень много людей в храмах, и можно надеяться, что вера в народе стала укрепляться, отец Кирилл сказал набрать полное ведро воды. Когда его набрали он сказал: «Это количество людей, которые сейчас ходят в храмы». Потом он сказал эту воду вылить… И когда вылили, обратно стекло три капли. Он сказал: «Это те, кто спасается сейчас». На недоумение он ответил: «Большинство людей ходят в храм со словом — дай. Дай здоровье, Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей. Очень мало кто приходит в храм со словами: Прости, Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя. И,к сожалению, большинство этих слов так и не произносят. Ходя долгие годы в храмы, они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится.

Читать еще:  Было сложно снова и снова слышать, что сердцебиения нет

В преддверие Великого поста очень важно заглянуть в свою душу. Евангелие, которое читается в эти дни в храмах, даёт каждому из нас самые верные духовные ориентиры. Всё человечество делится на две части: фарисеев, которые изображают то, чего у них нет внутри; и детей во Христе, которые не стремятся играть и изображать, но с лёгкостью, радостью, простотой общаются и с правым, и с виноватым, пробуждая в людях «чувства добрые». В неделю «о мытаре и фарисее» церковь напоминает, как же важно не гордиться, а обращать к Богу свои искренние чувства — и покаяние, и радость.обличить собственные грехи, чтобы придти к любви к Богу. А в чём же чём заключается фарисейство?

В первую очередь, в неспособности и нежелании ходить пред лицем Небесного Отца и в тайне сердца обращать к Богу свою душу. Фарисейство — это сухость сердца, это буквоедство и ложная ревность о формальном исполнении закона. Это скорое негодование, выражающееся в словах презрения, соответствующих минах, жестах – в отношении к тем, кто смеет преступать сложившиеся традиции. Фарисейство – отсутствие внутренней культуры, деликатности, бережного отношения к людям, широты и великодушия, скорой готовности понять, принять, простить, оправдать человека. Фарисейство – неумение и нежелание жалеть. Фарисейство – желание лишь жалить и отравлять токсинами осуждения невинные сердца, привлекая их на свою тёмную сторону. Фарисейство – жизнь «без Божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви».

Только ли в Православии присутствует фарисейство? Конечно, нет. Его нет там, где присутствуют самоукорение, непрестанная тайная молитва, приветливость как свойство, идущее от сердца, желание будни сделать праздником для ближнего; там, где имеется внутренняя потребность умножить в этом мире красоту, порядок, чистоту и любовь; там, где есть искреннее стремление следовать за Христом, никого не расталкивая на своём пути; там, где обретается готовность уступить, видя замысел Бога в другом человеке. Так православие лишь помогает обличить в себе фарисея. А по словам епископа Игнатия (Брянчанинова), умение увидеть в себе фарисея, – это половина успеха.

Преподобный Серафим Саровский (+ВИДЕО)

Проект «Лето Господне»

19 июля / 1 августа Церковь чтит преподобного Серафима Саровского. О духовных заветах и уроках святого, столь важных для нас сейчас, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

Приветствую вас, дорогие друзья, в день преподобного Серафима Саровского, всея России Чудотворца, светила русской истории, Русской земли, Русской Церкви!

Позвольте задать вам вопрос: каково главное отличие современников от преподобного Саровского подвижника? Что преимущественно свойственно душе и лицу человека XXI столетия, живущего в России? Обобщение всегда хромает, это бесспорно, но, наблюдая и за собой, и за окружающими меня людьми, я сказал бы, что наши современники всегда или преимущественно пребывают в состоянии волнения, внутреннего неспокойствия, кружения мыслей и чувств, которые беспорядочным вращением влекут иногда нас и сбивают с созидательного русла, по пословице «дурная голова ногам покоя не дает».

Переменчивость нрава, совершенно противоположные друг другу эмоциональные состояния – то буйной радости, то глубокого уныния, а главное – несчастная способность – благоприобретенная, конечно, – терять спокойствие, равновесие душевных и телесных сил, раздражаться по пустякам, впадать в состояние смешной, а на самом деле отвратительной для ангелов обиды и обидчивости – вот диагноз, который каждый из нас, хотя бы при минимуме самокритичности и наблюдательности, может приписать себе самому.

Из сказанного следует, дорогие друзья, что память преподобного Серафима Саровского, его жизненный опыт, духовные уроки, которыми он делится, просто взирая на нас с присущей ему ангельской полупечальной, полурадостной улыбкой с его древних и современных икон, драгоценны, как воздух. Несмотря на известность завета, который преподобный Серафим оставил нам, своим соотечественникам, духовным детям: «Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся», на поверку из моих собеседников, включая меня самого, может, лишь 5% из 100 когда бы то ни было принимали этот совет серьезно, как руководство к действию. Вот почему сегодня мы простираем наши дрожащие от волнения, стрессов, сердечных перебоев руки к преподобному Серафиму и просим его походатайствовать за нас перед Престолом Господа Вседержителя, пред Царицей Небесной, служителем Которой он, преподобный Серафим, себя смиренно сознавал, чтобы и на нас снизошла теплая лазурь Божественной благодати, наставляющая каждого христианина на благочестивое, праведное и целомудренное жительство, как об этом говорит святой апостол Павел в одном из своих посланий. Именно благодать, истекающая потоком живой воды от Христа Воскресшего через таинства Церкви, одна поможет нам, если мы очень этого захотим, если уразумеем, как идти к Богу, если примем на вооружение все средства, предлагаемые преподобным Серафимом.

Именно благодать Божия может нас изменить, пересоздать. Из людей тревожных, нервных, недоброжелательных, раздражительных, злых, злопамятных, обидчивых, мстительных, неуживчивых, а потому просто глупых и недалеких, сделать нас чуть-чуть смиренными, немного кроткими, миролюбивыми, радостными, светлыми, приветливыми, доброжелательными, милыми, деликатными, добрыми, а потому умными, то есть умеющими распорядиться разумно теми благодатными искрами, которые осенили каждого из нас в Таинстве крещения. Теми искрами, которые, превращаясь в небесный огонь веры, надежды, любви, непрестанной молитвы и братского служения людям, делают нас христианами не по имени, а по жизни.

Читать еще:  Пневмония у детей и взрослых: знания, которые спасут жизнь

Итак, преподобне отче Серафиме, вразуми и настави нас, недостойных, грешных, слепых котят. Научи нас, как, живя среди шумного мира, идти по стезе миротворчества, которую ты заповедал и по которой ты сам прошел в отверстое Царство вечного Христова мира и любви.

Внимайте себе, как внимал себе от юности Саровский подвижник

Внимайте себе, как внимал себе от юности Прохор, впоследствии послушник Саровской пустыни, а затем ее постриженик Серафим, расцветший среди русской зимы чудными дарами Духа Святого. И один из них – внутрь себя пребывание, самоукорение, соединенное с непрестанным собеседованием, с молитвою, обращенною к Небесному Отцу.

Однако мало разбирать свои недостатки. Этим занимаются некоторые из наших собеседников, называя это делание самоанализом, и доводят себя, простите, до депрессивного состояния. Необходимо еще заимствовать у преподобного Серафима свойственную ему детскую веру и благоговейную молитву, которая изливалась из его невинной души ко Господу и Богородице и не прекращалась с утра до позднего вечера. Возможно ли это современному человеку, облепленному гаджетами, который смотрит в планшет чаще, чем в зеркало или в тарелку обеденную? Возможно ли это тому, кто перегружен сегодня – «хочу всё знать!» – информацией, не оставляющей нам возможности даже посмотреть на небо? Очень даже возможно, потому что свинья грязи найдет, а человек, желающий стяжать непрестанную молитву, удобно обретет этот дар, если соединит со своим желанием постоянную практику и совершенное незлобие к людям.

Преподобный Серафим напоминает: помните, что обращение к Богородице есть внутренняя потребность человеческого духа

Взирая на нас из прекрасного своего далека, преподобный Серафим ненавязчиво нам напоминает: ваше боголюбие, помните, что обращение к Богородице, принесение Ей архангельского приветствия, молитва «Богородице Дево, радуйся», читаемая на дню десятикратно, или 50-кратно, или 150-кратно, есть делание, выверенное двумя тысячелетиями, есть внутренняя потребность бессмертного человеческого духа. И действительно, не только в V или XIX, но и в XX веке некоторые земные ангелы, имеющие с преподобным Саровским угодником общее монашеское имя, в частности святитель Серафим Дмитровский (Звездинский по фамилии; убитый краснобандитами в 1937 году в Сибири), имели обыкновение ежедневно 150 раз со вниманием и любовью молиться: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Святитель Серафим не просто молился, но представлял себя пред лицо Царицы Небесной. Он писал из ссылки своим духовным чадам в богоспасаемый град Дмитров: «Родные мои, поверите ли, что таких радостных дней, какими я наслаждаюсь в далеком сибирском изгнании, я не чувствовал и не испытывал никогда в период управления Дмитровской кафедрой. Царица Небесная, страшно сказать, исполняет самомалейшие мои желания. Стоит мне только подумать о куске хлеба, или об отдыхе, или о даровании возможности отдохнуть в беседе с добрым единонравным лицом, я получаю всё паче чаяния. Быть может, потому, что стараюсь никогда не упускать на дню исполнение Богородичного правила». Кто не верит, пусть проверит.

Сидеть или стоять в московских пробках или путешествовать по метрополитену из конца в конец в нашей златоглавой столице гораздо удобнее, вооружившись маленькими четочками для мирян, стараясь на каждой горошинке или бусинке произносить ту молитву чудную, которую Михайло Юрьевич Лермонтов знал наизусть, «в минуту жизни трудную» призывая Богородицу, как научила его этому бабушка.

Он любил повторять: молитва Иисусова заповедана не только иночествующим, но и мирянам

Но преподобный Серафим известен нам и другим завещанием. Он любил повторять мысль святителя Григория Фессалоникского, великого афонского подвижника XIV столетия, что молитва Иисусова заповедана не только иночествующим, но и мирянам. Он называл молитву Иисусову золотой ниточкой, держа в руках которую христианин никогда не собьется с пути и не попадет в диавольский лабиринт житейской суеты. Со вниманием призываемое имя Божие возводит христианина, даже не слишком осведомленного в святоотеческих поучениях, на самую вершину духовной жизни, если Иисусова молитва будет совершаться со смирением и незлобием и подкрепляться частой исповедью и причащением Святых Животворящих Христовых Тайн. О последнем нужно сказать особо.

Необходимо сказать и о том, что по причащении Святых Тайн нужно хранить воспринятую благодать так, как это делал преподобный Серафим. Он старался не рассеиваться, не впадал в празднословие, тем паче в осуждение. Был весьма воздержан в отношении земных яств, а более всего любил по причащении Святых Тайн, если это не были месяцы и годы его затвора и совершенного уединения от людей, изливать благодать через слово радостное, мирное, пасхальное: «Радость моя, Христос воскресе!» И таким образом, улыбаясь и устами и душой, он проливал благодарный свет утешения в холодные, озябшие, ожесточенные души, влекшиеся Промыслом Господним в Саровскую пустынь за исцелением своего сердца.

Заимствуем, дорогие друзья, у преподобного Серафима и улыбку, потому что смотреть друг на друга букой, исподлобья, как мышь на крупу, собрав глаза в кучку, – незавидный удел последователей концептуального искусства. Но мы, люди православные, культурные, вошедшие в 2000-летнее предание Соборной Апостольской Церкви, учась «чему-нибудь и как-нибудь», давайте воплотим наше многоведение учености, если оно присутствует, в умение приветствовать друг друга с улыбкой, расставаться так, чтобы на душе было светло и тепло и хотелось бы встретиться вновь.

Читать еще:  Как расчесаться перед зеркалом, или Еще раз про многодетность

О преподобном Серафиме можно беседовать с утра до позднего вечера. Однако он, знавший во всем меру, и нам сейчас намекает на то, что пора от слов переходить к делу. Прощаясь с вами, дорогие друзья, я не прощаюсь с преподобным Серафимом, молитва которого, я убежден, будет веселить наш дух до отхода ко сну.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас и сделай нас светлыми солнышками для утешения ближних. Аминь.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Рубрики (601)
  • Цитаты и иллюстрации. (150)
  • Православие (125)
  • Красивые ФОТО (50)
  • Предупреждение (41)
  • Для здоровья (36)
  • Необычное (36)
  • Мои фото (32)
  • Путешествия (22)
  • Учимся (19)
  • Паломничество (17)
  • Интересное кино (16)
  • Поучения схиигумена Саввы (15)
  • Мемуары моего отца (13)
  • Оформление дневника (12)
  • Книга Пути-Дороги (11)
  • Здоровье (11)
  • Поделки (10)
  • Монастыри (10)
  • «Второе дыхание» (9)
  • Молитвы (8)
  • История моей семьи (8)
  • История: (7)
  • Новости науки (6)
  • Юмор (6)
  • Рассказы моего отца. (6)
  • Иконы (5)
  • Стихи моего ОТЦА (4)
  • Народные рецепты (3)
  • Любимые песни (2)
  • Любимая музыка (2)
  • Пчеловодство (2)
  • Содержание: (51)
  • Полезные советы (27)
  • Новости Православия (13)
  • Новости в мире (11)
  • Гордость России (21)
  • Эти симпатичные животные (12)
  • Санкт-Петербург (11)
  • Меткие фразы (11)
  • Сам мастер (7)
  • Поучения (3)
  • Израиль (3)
  • Йошкар Ола (3)
  • История ВВМУРЭ (2)
  • Мои СТИХИ (1)
  • Северная Осетия — Алания (1)
  • Апитерапия (1)
  • Цитаты (0)
  • Израиль (0)

Метки

Новости

Музыка

Всегда под рукой

Я — фотограф

В монастыре

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Прот. Артемий Владимиров: как победить косноязычие?

Протоиерей Артемий Владимиров о том, как преодолеть косноязычие и научиться доносить до людей то, что хочешь донести.

Мне есть, что об этом сказать, ибо и сам я шёл путём восхождения per aspera ad astra, через тернии, может быть, ещё не к звёздам, но к высоте словесного служения. В литературных занятиях всего прежде необходимо найти идеал для подражания. И как молодые Пушкин и Лермонтов рождали свои стихотворные опыты, выводя рифмы ещё нетвёрдой рукой, переводя западных поэтов или подражая Вергилию и Катуллу, так и в делах красноречия, а лучше сказать, в робких попытках обратить живое слово к взыскательной публике, важно найти свой идеал. Пусть он будет и не среди живущих, но среди тех великих писателей прошлого, слог и образ мыслей которых дорог Вашей душе.

Вспоминаю, как ещё в советское время молодым учителем русского языка и литературы я готовился к общению с учениками — математически одарёнными детьми, и от руки переписывал письма епископа Игнатия (Брянчанинова), его духовные статьи на разные темы, с тем чтобы чем-то поделиться со своими питомцами. Уча, мы все учимся.

Постепенно святитель Игнатий Кавказский, святитель Иннокентий Херсонский (умолчу о митрополите Филарете, в труды которого нужно особенно тщательно вчитываться и вдумываться) мало-помалу воздействовали на мышление и слово молодого человека, отделённого от них более, чем столетним рубежом. Итак, первое — внимательное чтение, изучение образа мысли и слововыражения наших великих предшественников.

Прот. Артемий Владимиров

Второе — внутренняя обращённость к Богу. Мы потому теряемся, когда на нас пытливо смотрят со стороны, смущаемся, видя перед собой несколько десятков пар глаз, что не научились ещё ходить как должно пред Богом. Обращаясь к аудитории, мы часто впадаем в ступор, в паралич мыслей и слова, ибо не всегда встречаем ободряющую нас поддержку, сочувствие, терпение, но напротив, — иронию, плохо скрываемую насмешку или холодную усмешку. Поэтому я думаю, что главное в деле живого обращения к людям — умение предстоять Тому, кто нас видит, слышит, любит, кто является источником премудрости и разума, кто даёт слово желающему говорить во славу Божью.

Третье: нелёгкое искусство — видеть и слушать себя со стороны. Пройдут дни, месяцы, может быть, годы (как в моём случае), но Вам мало-помалу привьётся это качество. Вы научитесь корректировать самого себя. Вы будете слышать то, что произносят Ваши уста. Вы некоторым шестым чувством (а оно есть у каждого из нас) будете оценивать восприятие слушателей и с болями, с потами, с трудами нащупаете дорогу жизни, «тропу бескорыстной любви». Так важно — войти в резонанс со слушателем и неким рациональным способом «попасть в десятку» во время выступления. «Сердце сердцу весть подаёт».

Стало быть, важно говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». При этом не слишком уповать на свои силы, но надеяться на Господа. Не смущаться в случае естественной запинки, ошибки. Человеку свойственно ошибаться. Упал — тотчас встань. Встал — иди вперёд. Не можешь лететь — беги, не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи. «Дорогу осилит идущий». Сам Господь говорит: «Дам молитву молящемуся. Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам».

Таким образом, главное — не впадать в панику, не терять самообладания, но иметь благую надежду на лучшее и постоянно двигаться вперед. Ведь, по слову блаженного Августина, если ты не идёшь вперёд, то будешь откатываться назад. «Терпение и труд всё перетрут». Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь. Нужно быть кузнецом собственного вербального счастья, то есть умения выражать свою мысль и облекать её в простое и чистое слово. Так жить и так трудиться — с молитвой к Богу и с любовью к людям — с широкой доброжелательной улыбкой…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector