0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничения на продажу пива — борьба с пьянством?

Содержание

Ограничения на продажу пива — борьба с пьянством?

В Беларуси разработали специальную программу по предупреждению и преодолению пьянства до 2020 года, рассказал 5 июля главный нарколог Минздрава Иван Коноразов. Документом предусмотрен запрет на продажу спиртного в парково-культурных зонах. Как еще в Беларуси собираются бороться с алкоголизмом, разбирался TUT.BY.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Экономическая дилемма

Бороться с пьянством власти хотят при помощи регулирования размеров акцизов на алкоголь — «с учетом темпов роста средней заработной платы, параметров инфляции, роста закупочных цен на зерно и солод и иных внешних факторов». В какую сторону будут двигать акцизы — не сообщается.

Если акцизы захотят повысить, то это приведет к удорожанию алкоголя, что противоречит политике самих властей.

Напомним, в 2015 году Александр Лукашенко объяснил плачевное положение дел в алкогольной отрасли агрессивной налоговой политикой. «Акцизная политика, которую предлагало правительство и сегодня предлагает, практически угробила, как говорят специалисты, отрасль. Акцизы привели к увеличению цены и вкупе с контрафактом — к снижению спроса на эту продукцию, а значит, потере бюджета», — подчеркнул президент Беларуси.

В программе решить дилемму «сохранить здоровье нации, не допустить потерь в бюджете страны» планируется ежегодным сокращением объемов спиртного на внутреннем рынке. А компенсировать эти потери власти хотят переориентацией производства алкогольной продукции на экспорт.

Фото: Reuters

Ограничения по времени и месту

Программой предусмотрены и изменения в работе торговли. О запрете на продажу алкоголя в парках, а точнее — создании зон, свободных от торговли спиртным, мы уже упоминали. Также прорабатывается вопрос о запрете продажи алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в торговых объектах, расположенных в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спортивных сооружений в радиусе 500 метров. Это ограничение не коснется общепита.

В 2017 году разработчики программы должны также обсудить целесообразность введения норматива количества магазинов, реализующих алкогольные напитки, в расчете не менее одного на 5 тысяч человек. В этом же году планируется инициировать изменения в законодательство и запретить розничную торговлю алкогольными напитками вне изолированных отделов в магазинах площадью более 1500 кв. метров.

Еще одно предложение, которое может быть реализовано с «большим скрипом», — продажа алкоголя только с 9.00 до 22.00, — которое собираются ввести в 2017-2018 годах. Летом 2015 года в Минске и в регионах уже действовали такие временные ограничения на продажу спиртных напитков (с 22.00 и до 9.00 в магазинах была запрещена реализация спиртного). Запрет продержался два месяца и десять дней. Решение о снятии ограничений было принято в продолжение совещания в августе 2015 года у главы государства по вопросам производства и оборота алкогольной продукции, несмотря на то, что в МВД отметили положительный эффект от такого запрета.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Но президент Беларуси сомневается в эффективности запретов на торговлю алкоголем в вечерние и ночные часы. «Я склоняюсь к тому, что любые запретные меры вредны. Где-то мы запретим, но это эффекта не даст. Это даст работу теневикам. Дело даже не в бюджете, что мы что-то там потеряем. Мы тут не выиграем в деньгах, потому что больше будем тратить на раскрытие преступлений», — считает руководитель государства.

То, что запреты могут вызвать всплеск самогоноварения, притока фальсификата и контрабанды, например, из России, разработчики программы понимают. Бороться с «самогонщиками», контрафактом и контрабандой, как и прежде, будут при помощи правоохранителей и ужесточения законодательства.

Читать еще:  По две стороны океана — не усыновленные и не усыновившие 5 лет спустя

Запрет на рекламу

В 2018 году планируется инициировать полный запрет рекламы слабоалкогольных напитков и пива в СМИ, на радио и телевидении. Вопрос о подобных шагах не раз обсуждался в Беларуси, но власти ограничивались полумерами — запретом на рекламу алкоголя при проведении каких-либо мероприятий или в общественных местах.

А вот социальной рекламе, направленной на предупреждение негативных последствий злоупотребления алкоголем, будет дан зеленый свет — она будет обязательна для размещения в торговых точках, реализующих спиртное.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Ограничение дееспособности и трудотерапия

Но что же делать с теми, кто уже зависит от спиртного? Семьям, в которых есть алкоголики, будут оказывать социальную, психологическую и правовую (но не финансовую) помощь. В отношении самих алкоголиков может быть инициирован вопрос об ограничении дееспособности. Также алкоголезависимых будут социализировать с обязательным привлечением их к труду. Те же, кому трудотерапия на воле не поможет, будут реабилитироваться в условиях ЛТП.

Также планируется создание социальной теле- и радиорекламы об организациях, оказывающих медицинскую и социальную помощь при алкоголизме.

Плакат времен СССР

Программой предусмотрена реструктуризация количества коек в стационарах и ЛТП. Планируется также капитально модернизировать 8-й лечебный корпус РНПЦ психического здоровья, именно там проходят лечение алкоголики. Также в Минске построят клинический центр «Наркология». Строительство этого центра, на которое еще нет даже проектно-сметной документации, планируется завершить в 2020 году.

Кроме того, медиков первичного звена — тех, кто работает в амбулаториях, поликлиниках и так далее, — обучат выявлять алкоголезависмых.

Детям — кружкИ, а не крУжки

Немало внимания в программе уделено и проблеме подросткового алкоголизма. Бороться с ним собираются при помощи популяризации здорового образа жизни через систему образования и СМИ. Кроме того, планируется разработка и внедрение алгоритма по индивидуальной реабилитации несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, в том числе и при помощи системной семейной психотерапии.

Еще одно хорошее предложение, за которое все родители скажут спасибо, — организация занятости несовершеннолетних в спортивных секциях, клубах, кружках, студиях. Кроме того, в вечернее время, предвыходные и выходные дни, а также на каникулах, детям и молодежи предложат разнообразить досуг различными мероприятиями в сфере культуры, спорта и туризма.

Плакат времен СССР

ИП запретят продавать пиво. 150 000 россиян лишатся работы в борьбе с пьянством?

Сегодня был опубликован «рейтинг трезвости» регионов России. Как оказалось, больше всех пьют в Магаданской области, а меньше всех — в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Проблема борьбы с пьянством стоит в России с незапамятных времен. Но постоянно принимаемые ограничения пока не могут кардинально изменить ситуацию во всех субъектах РФ. Теперь власти решили ударить по самому популярному алкогольному напитку — пиву. В Минфине подготовили законопроект, в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям (ИП) с 1 июля 2017 года государство может запретить заниматься розничной продажей пива. Причина запрета заключается в том, что ИП не в полной мере декларируют объёмы розничных продаж. Эксперты отрасли, опрошенные Лайфом, отнеслись к инициативе крайне настороженно, выражая опасения в серьёзном сокращении рабочих мест.

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Индивидуальным предпринимателям с 1 июля 2017 года могут запретить заниматься розничной продажей пива. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подготовленный Минфином проект поправок к закону о госрегулировании производства и оборота алкоголя.

Необходимость принятия законопроекта, как следует из пояснительной записки к нему, вызвана тем, что ИП не в полной мере декларируют объёмы розничных продаж пива. В качестве иллюстрации приводятся данные, что отдельные пивоварни декларировали за 2015 год в разы меньший объём пенного, чем было реализовано в рознице.

В Минфине это связывают с тем, что для ИП установлен более низкий штраф за непредставление деклараций, чем для юридических лиц: 10—15 тыс. руб. против 150—200 тыс. руб. «В этой связи организации, реализующие пиво и пивные напитки, в целях уклонения от ответственности заключают фиктивные договоры аренды с ИП для продажи указанной продукции»,— сказано в пояснительной записке.

Не исключено, что предложение Минфина связано с результатами исследования «рейтинга трезвости» субъектов РФ. Федеральный проект «Трезвая Россия» и Экспертно-аналитический центр при Общественной палате Российской Федерации провели совместное исследование, итогом которого стал «Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации — 2016».

Согласно результатам исследования, самыми проблемными регионами являются Магаданская область, Чукотский автономный округ и республика Коми, а самыми малопьющими — Чечня, Дагестан и Ингушетия. Таким образом, запрет на продажу пива (как самого популярного алкогольного напитка) индивидуальными предпринимателями поможет сократить число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкоголя.

Эксперты, опрошенные Лайфом полагают, что в случае принятия законопроекта страна может лишиться около 150 тыс. рабочих мест. При этом в союзе пивоваров претензии Минфина к ИП, которые занимаются продажей пива, назвали необоснованными.

Читать еще:  Посетители в реанимации: пускать или не пускать?

— Предложения, озвученные Минфином аналогичны принятым в своё время ограничениям на продажу пива в нестационарных торговых объектах, когда мы потеряли несколько сот тысяч НТО, которые реализовывали такую продукцию. Если есть претензии к каким-то предпринимателям, которые не сдают декларации, то Росалкогольрегулирование имеет возможность применять к ним меры административного воздействия, а запрещать целому сегменту торговли вести легальный бизнес по продаже легальной продукции — это необоснованная позиция, наверное, в этом вопросе должна разбираться антимонопольная служба. Взять те же ИП в сельской местности, которые имеют магазины. В итоге они могут потерять свой бизнес. Когда запретили продажи пива в нестационарных торговых местах, то тысячи людей потеряли работу, государство лишилось налогов. Запрещать — неправильный подход, — сказал Лайфу исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) также считает, что принятие закона может привести к сокращению рабочих мест в сфере торговли, хотя большая часть предпринимателей просто перерегистрируется из ИП в ООО. При этом, по его словам, ценового коллапса на рынке не будет.

— Лет 15—16 назад государство запретило ИП продавать алкоголь. Все думали, что произойдёт коллапс. Ничего не произошло. За два месяца все перерегистрировались. И всё было нормально. С 2012 года государство решило сокращать число торговых точек. Пиво сегодня продают лицензированные и нелицензированные точки. Потому что продажа и производство пива не требуют лицензии. Но есть определённые ограничения к объектам. С 2012 по 2016 год государство сократило с 305 до 210 тысяч число лицензированных торговых точек по продаже алкоголя (это магазины, бары, кафе рестораны), то есть почти на треть. В несколько раз больше открылось нелегальных магазинов. Что касается пивной розницы, её тоже начали сокращать. С 1 января 2012 года сократили продажу пива в киосках возле остановок транспорта. Весь объём ушёл в магазины, которые этому очень радовались. С 1 июля (того ж года. — Прим. авт.) запретили вообще продавать в киосках пиво. Магазины ещё больше обрадовались. Оборот пива, который продавался в киосках, ушёл в магазины. Сегодня осталось 210 тыс. точек с лицензиями, которые продают пиво и, наверное, около 150 тыс. нелицензированной, но легальной розницы. Государство решило сократить и эту группу, заставив их перерегистрироваться в ООО. 75% из них перерегистрируется и возьмёт на себя объёмы тех, кто этого не сделает. Потребители ничего не заметят. А для бизнеса это трагедия. Если с рынка уйдёт 40 тыс. торговых точек, то порядка 150 тыс. человек потеряет работу. Но государство, наверное, даже выиграет, потому что больше акцизов соберёт, а может, и нет. Рынок пива в России сокращается с 2008 года.

Мособлдума запретила продавать пиво в жилых домах

19 декабря депутаты Московской облдумы приняли законопроект, запрещающий продавать пиво, пивные напитки, сидр, медовуху и пуаре в многоквартирных домах, в том числе в розлив.

В силу закон вступит через полгода после его опубликования, то есть уже в июне 2020 года пиво пропадет из магазинов Подмосковья.

Министр потребительского рынка и услуг региона Владимир Посаженников объяснил, что ограничения принимаются в рамках госполитики по борьбе с пьянством в России. При этом на продажу водки ограничения не распространяются.

Согласно закону, будет запрещена продажа пива в магазинах, расположенных в переведенных из жилых в нежилые помещениях в многоквартирных домах, а также в нежилых, встроенных и пристроенных помещениях со входом со стороны торца здания или двора. Продажа разливного пива в жилых домах будет запрещена вообще. Закон коснется 4 тыс. торговых объектов региона, то есть 90% точек. По сути, Московская область закрывает для малого и среднего бизнеса возможность продавать пиво. Заниматься этой деятельность теперь смогут только крупные сети, общепиты, рюмочные, магазины крепкого алкоголя.

Министерство обосновало принятие закона жалобами жителей на работу магазинов, продающих пиво на первых этажах жилых домов. Между тем сами же предприниматели недоумевают, ведь получается, что запретом розничной торговли правительство Московской области провоцирует их купить несколько столов, поставить на точки и стать общепитом, продавая алкоголь без ограничения в любое время суток. Очевидно, что Московская область в ближайшее время столкнется с волной псевдообщепитов и рюмочных, как и другие регионы, ограничивавшие легальную розницу.

Интересна и техника принятия закона. Фактически законопроект не обсуждался на заседании Мособлдумы, приняли его «в один присест» сразу в трех чтениях, никакие обращения представителей бизнеса и отраслевых ассоциаций в расчет не принимались, оценка регулирующего воздействия по сути не проводилась. Игнорировалась и позиция федеральных органов власти, которые в этом году реализуют регуляторную гильотину — отменяют избыточные требования к отрасли. Каких-либо компенсаций предпринимателям, потерявшим инвестиции, не предусмотрено.

Бизнес

Потребрынок

Война за градусы: как пиво готовят к реабилитации

Пиво не надо считать алкогольной продукцией, решили в Минпромторге

Минпромторг предложил не считать пиво алкогольной продукцией. Лоббируется также идея разрешить продажу вина и пива на автозаправках. Для того, чтобы якобы поднять рентабельность бизнеса. Но эти инициативы идут вразрез с идеей нацпроекта «Демография».

Читать еще:  Православная миссия в Пакистане: невозможное — возможно!

Минпромторг России готов смягчить ограничения на розничную продажу пива. В том числе речь идет о сфере общественного питания. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК со ссылкой на разработанный министерством проект стратегии развития торговли на 2019-2025 гг.

Уточняется, что такое предложение было сделано, чтобы вывести пиво из-под ограничений, которые сейчас действуют для всего алкоголя. Как подчеркивается, министерство намеревается в ближайшее время направить проект ряду ведомств для согласования.

В Минздраве, скорее всего, будут против этой инициативы. Там сообщили, что планируют внимательно изучить инициативу пивной отрасли.

Представитель Минздрава отметил обеспокоенность любыми мерами, которые влекут повышение потребления алкогольной продукции россиянами.

В министерстве также напомнили о национальном проекте «Демография». Одной из задач этого нацпроекта является сокращение продаж алкоголя и увеличение числа россиян, ведущих здоровый образ жизни к 2024 году.

Пиво было законодательно приравнено к алкоголю в России с 2011 года. На него распространяются все ограничения, действующие в отношении любого другого алкоголя. Например, пиво запрещено продавать с 23 до 8 часов.

Не допускается продажа пива несовершеннолетним гражданам, в медицинских и учебных заведениях, в ларьках и на объектах военного назначения, а также в местах проведения митингов и демонстраций.

Под предлогом заботы о бизнесе

Кроме того, с 2016 года запрещена продажа пива в упаковке из пластика объемом более 1,5 л за исключением продукции, отправляемой на экспорт.

Алкогольное лобби не первый год предпринимает попытки смягчения запретов на продаже пива и другого алкоголя. Под видом заботы о рентабельности бизнеса.

В конце прошлого года на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака обсуждалась возможность вернуть алкоголь на автозаправки. Об этом ранее стало известно газете «Ведомости». Об этом изданию рассказали участники встречи и сотрудник нефтяной компании.

Представитель вице-премьера эту информацию прямо не подтвердил, сказав, что обсуждались способы повышения рентабельности компаний и даны некие поручения.

Участники рынка давно просят правительство снять запрет на продажу слабого алкоголя на АЗС, В частности, в апреле этого года общественная организация «Независимый топливный союз» направляла соответствующее письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву и главе Минпромторга Денису Мантурову.

По результатам собственной экспертизы НТС пришел к выводу, что запрет якобы ограничивает права добросовестных продавцов и покупателей алкогольной продукции.

Как утверждает «Независимый топливный союз», количество ДТП, совершенных автомобилистами в состоянии алкогольного опьянения после введения запрета, не снизилось, а даже несколько возросло.

Запрет привел к дискриминации в пользу крупного сетевого ритейла, утверждает НТС. Если возможности законопослушных граждан ограничиваются, то потенциальные преступники могут приобрести алкоголь в любом другом месте, так как продажа спиртного запрещена только на АЗС, но не на других объектах единой инфраструктуры многофункциональных зон придорожного сервиса (МФЗ), говорит организация.

А пиво пьют из экономии

Имеется и оформленная законодательная инициатива. В Госдуме лежит законопроект, внесенный в прошлом году сенатором Геннадием Орденовым. Он подготовил поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которым на АЗС можно продавать алкогольную продукцию крепостью не выше 16,5% этилового спирта.

Как отмечается в пояснительной записке, введенный в 2011 году запрет на продажу алкоголя на АЗС никак не решает проблему пьянства за рулем.

Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба, скорее, поддерживают идею разрешить торговлю слабым алкоголем на АЗС. Против выступает Министерство здравоохранения. Продажа алкоголя на АЗС может стимулировать импульсивную его покупку человеком, который этого не планировал. Плюс к тому, АЗС и прилегающая территория — это зона повышенной опасности, и снятие запрета повысит риск появления на дороге нетрезвого водителя и нетрезвых посетителей на АЗС с последующим созданием аварийных ситуаций с их участием, считают в Минздраве.

Исследование сервиса Rate&Goods показывает, что все больше россиян отказываются от вина и крепкого алкоголя из-за высокой стоимости, и отдают предпочтение более дешевому пиву.

Согласно результатам исследования, еще год назад пиво составляло 55,4% от приобретенного россиянами алкоголя, на теперь доля выросла до 64,2%.

На втором месте в предпочтениях россиян находится вино, однако спрос на него падает, в то время как спрос на пиво стабильно растет.

Отмечается, что граждане России почти перестали покупать дорогие крепкие напитки вроде коньяка и виски, однако спрос на водку остается стабильным.

Ранее в Минздраве заявили, что россияне стали вдвое меньше пить. В ведомстве утверждают, что потребление алкоголя на душу населения уменьшилось с 18 до 9,3 литра.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector