1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фейк с вами — почему любую информацию нужно проверять

Содержание

Православная Жизнь

Main menu

Фейк с вами – почему любую информацию нужно проверять

Что делать, если фейковые новости распространяет министр, почему недостоверность — спутник “желтой” прессы, и как обезопасить себя журналистам и потребителям информации, об этом рассказали авторы учебного пособия «Фейковые новости. Информационная мистификация» доктор филологических наук, профессор, журналист Светлана Распопова и журналист из Нидерландов, менеджер онлайн-медиа Елена Богдан.

— Какая последняя история, связанная с фейком, вас зацепила?

Елена Богдан: — История голландского журналиста Натали Райтон и министра внутренних дел Нидерландов Халбе Зейлстра, который в результате журналистского расследования ушел в отставку. В Голландии есть столько качественных СМИ, но только Натали Райтон обратила внимание, что министр Зейлстра получил должность, не сделав до этого никакой международной карьеры. Он стал известен после того, как начал рассказывать, что был на даче у Владимира Путина и слышал, как Путин говорит о планах объединить страны Восточной Европы. Райтон не смогла найти данные, подтверждающие эту информацию и отправляла запросы министру до тех пор, пока он не признался, что соврал про поездку на дачу Путина.

Этот пример показывает важное качество журналиста, которое каждый может взять на вооружение, — умение доспрашивать. Когда что-то неясно, продолжать доспрашивать. Даже если кажется, что всем все понятно. Потом окажется, что они делали вид. А вот сомнение открывает доступ к реальному знанию того, как и что было.

Родина фейков — массовая пресса

— Как чаще всего рождается фейк?

Светлана Распопова: — Когда у журналиста нет доступа к факту, он, чтобы дать представление о действительности, прибегает к фактоиду, то есть к неуточненной информации. А если у него даже к фактоиду нет возможности приблизиться, он дает замер на глазок. Он может завтра получить большую информацию и опровергнуть сказанное ранее, но только если он не ленится.

А чаще всего фейки получаются, потому что журналисту просто не хотелось, как в советской песне «трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете».

С одной стороны, журналист неумышленно дезинформирует, но он и не работает с фактом, ленится или не может.

А сейчас фейки создают еще и для того, чтобы просто привлечь внимание. Потом они голосования устраивают, поверили вы или нет. И тем самым формируют массовое сознание. Формируют мнение, что все, что идет в СМИ, может быть неправдой. Несколько лет назад была серия фильмов Андрея Лошака «Россия. Полное затмение». Они рассказывали невероятные истории о том, что нужно голову обмотать фольгой, сидеть около телевизора, и у тебя прекратятся всякие боли, или что с балкона надо выбрасывать ковры, тогда из твой жизни уйдут нелепости.

Люди верили, мне знакомые звонили из Челябинской области, спрашивали, так ли это. В последней серии автор признается, что это был фейк. Он просто решил проверить зрителей, насколько они поверят. Многие ругали Лошака, что так нельзя с аудиторией. Многие защищали: он просто хотел, чтобы люди критически относились к информации. Но другой вопрос: все ли средства хороши для достижения цели? Я не знаю.

— Как обычному человеку, не журналисту, отличить фейк от правды?

Светлана Распопова: — Надо всегда смотреть на издание. К примеру, в массовой прессе чаще появляются фейковые новости, чем в качественной. Следить и быть внимательными к тем изданиям, которые нас уже однажды подвели. Второе — это источник. Чаще всего в массовой прессе источник не указан. Там пишут «по слухам», «как нам стало известно». В качественной прессе по-другому. Там чаще всего три источника, как это и должно быть. И третье — нужно понимать, что такое факт, из чего он складывается. Это ответы на четыре наших базовых вопроса «Что? Кто? Где? Когда?». А когда журналист создает фактоид, то есть информацию, которая только частично может быть проверена, возникают сомнения.

— Какие институты или сообщества чаще становятся объектом фейковых новостей? Например, та же «Почта России». Все не любят, все гадости выдумывают.

Светлана Распопова: — Фейковые новости связаны с персоналиями. Почему я сказала, что чаще всего на фейках попадается таблоидная или массовая пресса? Потому что это пресса, которая интересуется подробностями частной жизни отдельного человека. Министерство образования или социальной защиты не включено в жизнь каждого россиянина, а вот «Почта России» — это тот социальный институт, куда хоть раз в жизни приходит каждый. Все, что обслуживает частного человека, становится предметом мистификации и игры.

«А знаете, что…» — когда лучше не верить на слово

— Массовая, качественная журналистика, факт и фактоид — это все-таки журналистские профессиональные термины. Зритель или читатель не обязан же в этом разбираться?

Светлана Распопова: — Тут можно даже не учить термины, а достаточно, что каждый человек себе признается, читает ли он серьезное издание и ждет от него качества, или он представитель массовой аудитории и ждет сенсаций. Например, в экономике очень мало фейков, потому что экономическая информация всегда основана на фактах. А светская информация из сферы шоу-бизнеса, политики подвержена мистификации. Там всегда будет домысел.

Елена Богдан: — Можно по целому списку пройти: проверяй источники информации, читай только качественные медиа и так далее. Но мне кажется, самое главное — насколько ты способен критически оценивать информацию, которую получаешь. Один голландский журналист сказал, что он стал большой скептик из-за своей профессии и все теперь называют его занудой. Когда в компании друзей начинается вот это «А знаете, что..» и дальше идут странные факты, он спрашивает, откуда взялась информация, кто источник. Он начинает докапываться.

Надо взращивать в себе здоровый скептицизм, который поможет управляет своей жизнью и своим потоком информации. Не нужно думать, что медиа — это какие-то там эксперты, которые сидят за стеклом, а мы здесь простые люди.

— Фейковые новости — это проблема журналистского сообщества, или все же она касается каждого?

Светлана Распопова: — Это проблема всего общества, потому что сегодня не только журналисты, но и массовая аудитория включена в создание контента. То есть создать новость, написать об этом в социальной сети и пустить сообщение в массы может каждый. Во-вторых, это проблема общества, потому что общество кормится слухами. Каждый человек должен иметь навык усомниться.

Елена Богдан: Что бы ты ни распространял, ты отвечаешь за это, потому что находишься в системе. Я так представляю себе, что мы все являемся звеньями одной цепи. Если ты в этой цепи только проводник, если не проверяешь информацию, ты становишься винтиком в системе. А если в какой-то момент ты переключаешь правила игры, говоришь себе «что-то здесь не так», ты становишься активным участником системы.

Я считаю, что мы не должны позволять себе быть винтиками. На обложке нашей книги изображён анонимус. За этой маской стоит Гай Фокс, который боролся против ущемления католиков в Англии и не хотел быть тем самым винтиком в системе. Эта идея — мини-квинтэссенция того, ради чего мы это затеяли.

Работа над ошибками — почему ее не нужно бояться

— Вся дезинформация в СМИ сознательная?

Светлана Распопова: — Работая над книгой, мы проводили экспертные интервью. Елена общалась с американскими, голландскими журналистами, я с российскими. Мы задавали им вопрос: фейки создаются сознательно, как, например, дезинформация, или это плод ошибок журналиста? Сами журналисты нам ответили, что фактически происхождения фейковых новостей может быть как сознательным вбросом, чтобы дезинформировать аудиторию, так и результатом профнепригодности, неумения, незнания, плохой работы. Часто журналисты извиняются за это, часто не извиняются.

— У нас была история с таксистом Собиром. Мы, а до нас НТВ, газета «Мой район» рассказали, что он спас девушку из реки. Потом выяснилось, что это неправда. Срочно пришлось давать опровержение. Вроде бы старались, все делали правильно, но что было не так? На что нам еще нужно было обратить внимание?

Светлана Распопова: — У вас были источники, при том они уже до вас обнародовали эти версии. Вы могли усомниться, но у вас не было оснований. Как говорят: если вы передали информацию, которая была на ленте информационного агентства, а она потом оказалась фейком, вы не несете ответственность.

У меня была интересная ситуация с профессором МГУ Григорием Яковлевичем Солгаником. Я делала с ним интервью, и все интервью он мне рассказывал, как надо писать «ресепшн» без буквы э. Я его выслушала, а написала через э. И редактор пропустил, и корректор пропустил. Потом я ему звоню, надо было авторский номер отдать. Он говорит: «Да-да, спасибо, но я уже купил номер. Все очень хорошо, но что ж так получилось, мы с вами говорили, а вы вот так написали».

Читать еще:  К вопросу о духовном содержании рассказа А. П. Чехова «Студент»

Мне было ужасно стыдно. Полная профнепригодность. В редакции я просила написать извинения. Мне ответили, что делать этого не будут, потому что журнал выходит раз в месяц, все уже забыли.

Но я все равно добила эту ситуацию. Я написала, что была допущена ошибка, извинилась перед аудиторией и нашим собеседником. Когда я принесла ему этот номер, Григорий Яковлевич был очень рад. Он сказал: «Этот номер для меня намного дороже, чем первый, потому что вы восстановили у меня доверие к журналистике».

Журналист имеет право на ошибку, потому что он работает с жизнью. Другое дело, как ты потом выйдешь из этой ситуации.

Светлана Распопова: — Институт опровержения очень важен. Он сигнализирует обществу, что есть контроль за работой журналиста и есть возможность защитить свои права.

Елена Богдан: В одной голландской газете есть рубрика «Работа над ошибками», которую ведет омбудсмен этого издания. Главный редактор газеты заявил, что количество исправлений уже просто не знает потолка. В своей колонке омбудсмен задается вопросом, а что собственно происходит, и приходит к выводу, что это нормальный процесс.

Информационный неурегулированный поток становится все больше, и каждый человек может участвовать в этом потоке. В наших руках все больше инструментов, у нас есть Google, есть другие поисковики. Читатели этой газеты оказываются все более внимательными, и это же здорово. Самое главное, как сказал омбудсмен, — нужно иметь мужество изданию, чтобы эти ошибки признать и работать над ними.

— Омбудсмен в газете — это кто?

Елена Богдан: — Звено между читателем и издателем. Он объясняет, почему те или иные ошибки возникли.

— А почему в российских медиа такая должность не прижилась?

Елена Богдан: — Это я точно так же могу спросить у вас. Вопрос неправильный. Нужно спрашивать, что мы можем сделать, чтобы у нас появились фактчекеры как отдельная рубрика. Чтобы полноценно проверять, что говорят не те высшие политики, которые сидят в Думе, а те, кто работает на локальном уровне.

«Нам была интересна ваша реакция» — или новости в эпоху постмодернизма

— Вы сами попадались на фейковую новость?

Светлана Распопова: — Вот буквально когда писала это учебное пособие. Я взяла ресурс, там было интервью, которое я планировала включить в книгу. Где-то внизу мелким шрифтом было сказано: «Мы извиняемся за то, что выше дали это как фейк, нам интересна была ваша реакция». А я не вникла, не прочитала этот мелкий шрифт. Хорошо, потом что-то заставило меня перепроверить.

Знаете, ведь мы живем в эпоху постмодернизма. Игра как доминантная деятельность во всем даже в серьезном захлестнула, и она требует больше игровых приемов, чтобы аудитория смотрела, была включена, увлекалась. Фейки как элемент этой игры отличают нарядность, абсурдность, момент сенсационного, игрового, несуразного. Это абсолютная производная постмодернизма.

Через фейк вы никогда не расскажете целостную историю. От этой истории никогда нельзя заплакать. Участника такой истории нельзя пожалеть, он анекдотичен, он пошел чаще всего. Это новое мировоззрения. Поэтому я бы фейки рассматривала не просто как новости, а как фейковизацию действительности за счет разрушения целостности и доминанты формы над содержанием.

— Это такая реальность, с которой нужно смириться? Или как-то можно бороться с этим?

Светлана Распопова: — С этим бороться нельзя. Это надо понять.

Какую информацию лично я сейчас ни получаю, я себе говорю «Я не верю».

Желание выработать в себе критическое мышление и механизмы любую информацию проверять. Мир состоит сегодня из фрагментов, и, может быть, фрагменты подлинные, а картинка неверная — автор неправильно ее сложил. В этом мире интересно жить, потому что каждый несет персональную ответственность за то, во что он верит.

Как распознавать фейки в новостях и в интернете

Новостям из телевизора полностью верят только 12% россиян. С интернетом ещё хуже — полностью доверяют тому, что написано и показано, только 8%. Остальные не верят и правильно делают.

1. Никому не доверяйте

Примите как должное, что информации слишком много. Так много, что разделить её на ложную и правдивую невозможно. Фейки появляются с целью кого-то обмануть, запутать, спрятать настоящие данные или просто по приколу.

Даже источники, которые не хотят обманывать, могут опираться на поддельные сведения, потому что дезинформация просочилась в информагентства, на уважаемые каналы или исходит от компетентных лиц. Грубо говоря, некоторые врут не из-за того, что хотят обмануть, а потому что сами обмануты.

Проверка фактов входит в обязанности журналиста в серьёзном издании, но все ошибаются. А в интернете, где пишут и поставляют информацию все, а не только профессионалы, у которых в должностной инструкции прописан факт-чекинг, таких обманутых ораторов — вагон.

Что с этим делать? Ничего не принимать на веру сразу и безоговорочно, сомневаться во всём. Позиция попахивает паранойей, но таково первое правило информационной гигиены.

2. Смотрите на источник

Все сообщения и статьи, в которых не указан автор, — повышенный риск фейка. Любой источник должен вызывать доверие и иметь историю. Как минимум должны легко находиться контакты редакции или автора. Если на сайте вы ничего такого не находите, проверьте его через любой сервис WHOIS. Сверхмолодой ресурс без контактов и информации о том, кто его делает, не вызывает никакого доверия.

Если дана ссылка на другой ресурс (агентство сообщило, СМИ напечатали, портал опубликовал), но ведёт она не на конкретную статью или запись, а на весь ресурс в целом, то это, скорее всего, ложная информация.

Если источник — некие британские или европейские учёные без названия исследования или указания на публикацию, то это запросто может оказаться фейком.

Если источник замусорен сообщениями о том, как слепой пёс спас семью от бешеной тарелки, а заголовки построены по принципу «Шок! Сенсация! Такого не мог представить весь мир!», — это фейки. Даже если среди них и попадётся правдивая информация, всё равно не стоит тратить время на её поиск. Агрегаторы новостей — ненадёжные источники, туда что только не попадает.

Все ресурсы, которые явно занимают и пропагандируют конкретную позицию, — повышенный риск фейка или необъективной трактовки. Если новость давит на эмоции, если в ней высказывается слишком явная позиция автора, то это не новость — это уже мнение, значит, информация может быть искажена.

3. Всматривайтесь в картинки

Отличить фейковую фотографию от настоящей могут не все профессионалы, если подделка сделана умело. Как правило, для «горячих» новостей фотографии ищут и делают быстро, поэтому там неизбежны ляпы.

Обращайте внимание на то, как выглядит фото, есть ли на нём абсолютно одинаковые участки (где кто-то штамповал картинку или закрашивал детали), нет ли объектов, которые отличаются по резкости и цветности.

Самые простые способы проверки — поиск в Google по картинкам или использование расширений. Иногда кадры, из которых был изготовлен фейк, есть на первой странице поиска (если новость с фальшивой картинкой не успела широко разойтись).

Хуже, когда фото взято не с фотостока, но не имеет отношения к реальности. Ищите другие новости по этой теме, смотрите, есть ли кадры с другого ракурса. Если все тиражируют одну картинку, это повод заподозрить обман (если только это не суперкадры астронавта-одиночки).

Если сомнения не покидают, прогоните фото через сервис Fotoforensics. Он выявляет ошибки кодирования, и если фото много раз менялось, показывает, в каких именно местах. Это, конечно, не указание на подделку, а только информация к размышлению, но и она не будет лишней.

4. Смотрите видео полностью и читайте комментарии

Проверить видео сложнее, чем картинку или текст, потому что пока нет таких сервисов, которые найдут запись. На всякий случай, если видео вставлено с YouTube, смотрите ролик именно там.

Некоторые фейковые видео разоблачили по дате, когда они были залиты, да и пользователи нередко оставляют комментарии, в которых указывают на неточности. Так, например, пользователи Facebook заметили, что стримы с орбиты — ненастоящие.

Когда смотрите видео, обращайте внимание на детали: надписи, одежду людей, погоду. Если, например, говорят, что запись сделана в Италии, а все надписи на французском, то ляп очевиден. Сложнее, если говорят о событии, которое произошло в ясный день, а в кадре идёт дождь. Но даже это можно проверить хотя бы по рассказам очевидцев.

5. Спрашивайте у очевидцев

Проверять так каждую новость невозможно, вы просто не успеете. Но если информация важна, попробуйте связаться с очевидцами событий или теми, кто находится рядом. Как найти? В любой социальной сети по привязке к месту, на форумах, сразу в комментариях под статьёй или видео.

6. Узнавайте у авторов

Помните второй пункт? У новости есть автор, у источника должны быть контакты для связи. На случай, если информация вам очень нужна, а вы сомневаетесь в её правдивости, свяжитесь с автором. Создатели фейков прокалываются на простейших вопросах и не стремятся общаться.

Конечно, не все авторы доступны и вообще отвечают на письма, сообщения и звонки, но это один из методов.

В соцсетях, особенно если с вас хотят собрать деньги на что-либо (лечение, спасение, благое дело), тем более важно пообщаться с авторами и задать много вопросов.

7. Проверяйте цитаты великих людей

Для красоты в фейки вставляют цитаты, которые часто рождаются сразу в голове фейкрайтера. Есть специальные сервисы для отслеживания цитат. Книги «100 великих мыслей» в этот список не входят, потому что в них встречаются ошибки. Попробуйте найти цитату в «Викицитатнике» или проверить её в списке ошибочных изречений.

Читать еще:  Паника, угрозы, наказание? Как мы искажаем смысл притчи о Страшном Суде

Проверять надо не только слова, сказанные сто лет назад. Любое интервью можно переврать, особенно в переводе. Поэтому не ленитесь найти высказывание публичной персоны целиком или хотя бы заглянуть в Twitter — говорил человек такое или нет.

Всегда смотрите, есть ли в высказывании очевидца или публичной персоны указание на событие. Например, фраза: «Это ужасно, ответственные понесут наказание», — применима вообще ко всем ЧП, за которые можно назначить ответственных. Так что вставить такой комментарий в любую новость нетрудно. А вот если спикер скажет: «То, что случилось первого января в Москве — это ужасно. Начальник Иванов и исполнитель Петров понесут наказание», — это уже конкретика.

8. Проверяйте новости у специалистов

В интернете есть не только фейки, но и люди, которые их разоблачают.

Например, здесь список сайтов с фальшивыми новостями, здесь следят за новостями в мире, здесь просматривают российские.

9. Учитесь

Чем больше знает человек, тем труднее его обмануть. Например, рассказать историю о том, что учёные открыли лекарство от всего рака сразу, или о том, как научились делать соль без ГМО, уже не получится.

Самый сильный фильтр — ваш мозг, поэтому развивайте его.

Фейк с вами – почему любую информацию нужно проверять

Что делать, если фейковые новости распространяет министр, почему недостоверность — спутник “желтой” прессы, и как обезопасить себя журналистам и потребителям информации, об этом рассказали авторы учебного пособия «Фейковые новости. Информационная мистификация» доктор филологических наук, профессор, журналист Светлана Распопова и журналист из Нидерландов, менеджер онлайн-медиа Елена Богдан.

— Какая последняя история, связанная с фейком, вас зацепила?

Елена Богдан: — История голландского журналиста Натали Райтон и министра иностранных дел Нидерландов Халбе Зейлстра, который в результате журналистского расследования ушел в отставку. В Голландии есть столько качественных СМИ, но только Натали Райтон обратила внимание, что министр Зейлстра получил должность, не сделав до этого никакой международной карьеры. Он стал известен после того, как начал рассказывать, что был на даче у Владимира Путина и слышал, как Путин говорит о планах объединить страны Восточной Европы. Райтон не смогла найти данные, подтверждающие эту информацию и отправляла запросы министру до тех пор, пока он не признался, что соврал про поездку на дачу Путина.

Этот пример показывает важное качество журналиста, которое каждый может взять на вооружение, — умение доспрашивать. Когда что-то неясно, продолжать доспрашивать. Даже если кажется, что всем все понятно. Потом окажется, что они делали вид. А вот сомнение открывает доступ к реальному знанию того, как и что было.

Родина фейков — массовая пресса
— Как чаще всего рождается фейк?

Светлана Распопова: — Когда у журналиста нет доступа к факту, он, чтобы дать представление о действительности, прибегает к фактоиду, то есть к неуточненной информации. А если у него даже к фактоиду нет возможности приблизиться, он дает замер на глазок. Он может завтра получить большую информацию и опровергнуть сказанное ранее, но только если он не ленится.

А чаще всего фейки получаются, потому что журналисту просто не хотелось, как в советской песне «трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете».
С одной стороны, журналист неумышленно дезинформирует, но он и не работает с фактом, ленится или не может.

А сейчас фейки создают еще и для того, чтобы просто привлечь внимание. Потом они голосования устраивают, поверили вы или нет. И тем самым формируют массовое сознание. Формируют мнение, что все, что идет в СМИ, может быть неправдой. Несколько лет назад была серия фильмов Андрея Лошака «Россия. Полное затмение». Они рассказывали невероятные истории о том, что нужно голову обмотать фольгой, сидеть около телевизора, и у тебя прекратятся всякие боли, или что с балкона надо выбрасывать ковры, тогда из твой жизни уйдут нелепости.

Люди верили, мне знакомые звонили из Челябинской области, спрашивали, так ли это. В последней серии автор признается, что это был фейк. Он просто решил проверить зрителей, насколько они поверят. Многие ругали Лошака, что так нельзя с аудиторией. Многие защищали: он просто хотел, чтобы люди критически относились к информации. Но другой вопрос: все ли средства хороши для достижения цели? Я не знаю.

— Как обычному человеку, не журналисту, отличить фейк от правды?

Светлана Распопова: — Надо всегда смотреть на издание. К примеру, в массовой прессе чаще появляются фейковые новости, чем в качественной. Следить и быть внимательными к тем изданиям, которые нас уже однажды подвели. Второе — это источник. Чаще всего в массовой прессе источник не указан. Там пишут «по слухам», «как нам стало известно». В качественной прессе по-другому. Там чаще всего три источника, как это и должно быть. И третье — нужно понимать, что такое факт, из чего он складывается. Это ответы на четыре наших базовых вопроса «Что? Кто? Где? Когда?». А когда журналист создает фактоид, то есть информацию, которая только частично может быть проверена, возникают сомнения.

— Какие институты или сообщества чаще становятся объектом фейковых новостей? Например, та же «Почта России». Все не любят, все гадости выдумывают.

Светлана Распопова: — Фейковые новости связаны с персоналиями. Почему я сказала, что чаще всего на фейках попадается таблоидная или массовая пресса? Потому что это пресса, которая интересуется подробностями частной жизни отдельного человека. Министерство образования или социальной защиты не включено в жизнь каждого россиянина, а вот «Почта России» — это тот социальный институт, куда хоть раз в жизни приходит каждый. Все, что обслуживает частного человека, становится предметом мистификации и игры.

«А знаете, что…» — когда лучше не верить на слово
— Массовая, качественная журналистика, факт и фактоид — это все-таки журналистские профессиональные термины. Зритель или читатель не обязан же в этом разбираться?

Светлана Распопова: — Тут можно даже не учить термины, а достаточно, что каждый человек себе признается, читает ли он серьезное издание и ждет от него качества, или он представитель массовой аудитории и ждет сенсаций. Например, в экономике очень мало фейков, потому что экономическая информация всегда основана на фактах. А светская информация из сферы шоу-бизнеса, политики подвержена мистификации. Там всегда будет домысел.

Елена Богдан: — Можно по целому списку пройти: проверяй источники информации, читай только качественные медиа и так далее. Но мне кажется, самое главное — насколько ты способен критически оценивать информацию, которую получаешь. Один голландский журналист сказал, что он стал большой скептик из-за своей профессии и все теперь называют его занудой. Когда в компании друзей начинается вот это «А знаете, что..» и дальше идут странные факты, он спрашивает, откуда взялась информация, кто источник. Он начинает докапываться.

Надо взращивать в себе здоровый скептицизм, который поможет управляет своей жизнью и своим потоком информации. Не нужно думать, что медиа — это какие-то там эксперты, которые сидят за стеклом, а мы здесь простые люди.

— Фейковые новости — это проблема журналистского сообщества, или все же она касается каждого?

Светлана Распопова: — Это проблема всего общества, потому что сегодня не только журналисты, но и массовая аудитория включена в создание контента. То есть создать новость, написать об этом в социальной сети и пустить сообщение в массы может каждый. Во-вторых, это проблема общества, потому что общество кормится слухами. Каждый человек должен иметь навык усомниться.

Елена Богдан: Что бы ты ни распространял, ты отвечаешь за это, потому что находишься в системе. Я так представляю себе, что мы все являемся звеньями одной цепи. Если ты в этой цепи только проводник, если не проверяешь информацию, ты становишься винтиком в системе. А если в какой-то момент ты переключаешь правила игры, говоришь себе «что-то здесь не так», ты становишься активным участником системы.

Я считаю, что мы не должны позволять себе быть винтиками. На обложке нашей книги изображён анонимус. За этой маской стоит Гай Фокс, который боролся против ущемления католиков в Англии и не хотел быть тем самым винтиком в системе. Эта идея — мини-квинтэссенция того, ради чего мы это затеяли.

Работа над ошибками — почему ее не нужно бояться
— Вся дезинформация в СМИ сознательная?

Светлана Распопова: — Работая над книгой, мы проводили экспертные интервью. Елена общалась с американскими, голландскими журналистами, я с российскими. Мы задавали им вопрос: фейки создаются сознательно, как, например, дезинформация, или это плод ошибок журналиста? Сами журналисты нам ответили, что фактически происхождения фейковых новостей может быть как сознательным вбросом, чтобы дезинформировать аудиторию, так и результатом профнепригодности, неумения, незнания, плохой работы. Часто журналисты извиняются за это, часто не извиняются.

— У нас была история с таксистом Собиром. Мы, а до нас НТВ, газета «Мой район» рассказали, что он спас девушку из реки. Потом выяснилось, что это неправда. Срочно пришлось давать опровержение. Вроде бы старались, все делали правильно, но что было не так? На что нам еще нужно было обратить внимание?

Светлана Распопова: — У вас были источники, при том они уже до вас обнародовали эти версии. Вы могли усомниться, но у вас не было оснований. Как говорят: если вы передали информацию, которая была на ленте информационного агентства, а она потом оказалась фейком, вы не несете ответственность.

У меня была интересная ситуация с профессором МГУ Григорием Яковлевичем Солгаником. Я делала с ним интервью, и все интервью он мне рассказывал, как надо писать «ресепшн» без буквы э. Я его выслушала, а написала через э. И редактор пропустил, и корректор пропустил. Потом я ему звоню, надо было авторский номер отдать. Он говорит: «Да-да, спасибо, но я уже купил номер. Все очень хорошо, но что ж так получилось, мы с вами говорили, а вы вот так написали».

Читать еще:  Маски, капли, оксолинка – что реально работает в сезон простуд

Мне было ужасно стыдно. Полная профнепригодность. В редакции я просила написать извинения. Мне ответили, что делать этого не будут, потому что журнал выходит раз в месяц, все уже забыли.

Но я все равно добила эту ситуацию. Я написала, что была допущена ошибка, извинилась перед аудиторией и нашим собеседником. Когда я принесла ему этот номер, Григорий Яковлевич был очень рад. Он сказал: «Этот номер для меня намного дороже, чем первый, потому что вы восстановили у меня доверие к журналистике».

Журналист имеет право на ошибку, потому что он работает с жизнью. Другое дело, как ты потом выйдешь из этой ситуации.
— Опровержения работают?

Светлана Распопова: — Институт опровержения очень важен. Он сигнализирует обществу, что есть контроль за работой журналиста и есть возможность защитить свои права.

Елена Богдан: В одной голландской газете есть рубрика «Работа над ошибками», которую ведет омбудсмен этого издания. Главный редактор газеты заявил, что количество исправлений уже просто не знает потолка. В своей колонке омбудсмен задается вопросом, а что собственно происходит, и приходит к выводу, что это нормальный процесс.

Информационный неурегулированный поток становится все больше, и каждый человек может участвовать в этом потоке. В наших руках все больше инструментов, у нас есть Google, есть другие поисковики. Читатели этой газеты оказываются все более внимательными, и это же здорово. Самое главное, как сказал омбудсмен, — нужно иметь мужество изданию, чтобы эти ошибки признать и работать над ними.

— Омбудсмен в газете — это кто?

Елена Богдан: — Звено между читателем и издателем. Он объясняет, почему те или иные ошибки возникли.

— А почему в российских медиа такая должность не прижилась?

Елена Богдан: — Это я точно так же могу спросить у вас. Вопрос неправильный. Нужно спрашивать, что мы можем сделать, чтобы у нас появились фактчекеры как отдельная рубрика. Чтобы полноценно проверять, что говорят не те высшие политики, которые сидят в Думе, а те, кто работает на локальном уровне.

«Нам была интересна ваша реакция» — или новости в эпоху постмодернизма
— Вы сами попадались на фейковую новость?

Светлана Распопова: — Вот буквально когда писала это учебное пособие. Я взяла ресурс, там было интервью, которое я планировала включить в книгу. Где-то внизу мелким шрифтом было сказано: «Мы извиняемся за то, что выше дали это как фейк, нам интересна была ваша реакция». А я не вникла, не прочитала этот мелкий шрифт. Хорошо, потом что-то заставило меня перепроверить.

Знаете, ведь мы живем в эпоху постмодернизма. Игра как доминантная деятельность во всем даже в серьезном захлестнула, и она требует больше игровых приемов, чтобы аудитория смотрела, была включена, увлекалась. Фейки как элемент этой игры отличают нарядность, абсурдность, момент сенсационного, игрового, несуразного. Это абсолютная производная постмодернизма.

Через фейк вы никогда не расскажете целостную историю. От этой истории никогда нельзя заплакать. Участника такой истории

6 видов ложной информации в интернете, которая может лишить вас денег и репутации

Сегодня блогерам верят чуть ли не больше, чем официальным СМИ. Любой может прославиться одним твитом или создать собственный инфоповод, просто сняв что-то неординарное на телефон. Но, к сожалению, сенсацией нередко становятся фейки, а за популярными интернет-персонами скрываются мошенники.

Мы в AdMe.ru хотим, чтобы все чувствовали себя безопасно не только в офлайн-, но и в онлайн-пространстве. Сегодня мы расскажем о самых распространенных видах ложной информации в сети, об опасностях, которые она несет, и о том, как ее распознать.

1. Фейковые новости

Информации сейчас так много, и скорость ее распространения так высока, что люди просто не успевают все анализировать. И многие этим пользуются: выкладывают поддельные фото, распускают слухи и искажают факты.

В результате вполне умные и взрослые люди этому верят: делают репосты, передавая фейк все дальше, и иногда дело доходит чуть ли не до истерии. Истории о том, как где-то массово бросились скупать технику, продукты или срочно получать визы, — частые последствия подобного информационного обмана.

Как распознать ложь: такие новости почти всегда затрагивают остросоциальные темы: рассказывают о похищенных детях, глобальных обманах правительства или масштабном загрязнении окружающей среды. Это нужно, чтобы информацию обсуждали и делились ею.

Старайтесь не поддаваться эмоциям: если вы увидели сенсацию — ищите первоисточник. Доверять можно крупным информагентствам, СМИ и реальным люди, которые пишут о себе. Если все, что удается найти, — перепосты из одних соцсетей в другие, то, вероятно, это фейк.

2. Предложения работы

Все мы используем специализированные сайты для поиска работы. К сожалению, помимо реальных работодателей там встречаются и мошенники. И распознать их не всегда просто: у многих есть телефон, по которому можно связаться с «руководителем», и даже офис, в который при желании можно приехать.

Как распознать ложь: как правило, мошенники предлагают за ту же работу больше денег, чем реальные компании. Изучите список обязанностей: те, кто действительно ищут сотрудника, не ленятся подробно расписать, чем тот должен заниматься. Мошенники ограничиваются общими фразами: «помогать руководителю», «работать с бумагами», «выезжать на встречи».

Вбейте название компании в поиск — так вы увидите, на кого она зарегистрирована, есть ли адрес, отзывы клиентов и другие подтверждения ее реальности. Если на каком-то этапе собеседования вам предлагают оплатить тестирование, страховой взнос, рабочие материалы или что-то еще — смело разворачивайтесь и уходите.

3. Фейковые персоны

Пару лет назад маркетологи провели эксперимент: взяли обычного пенсионера и «сделали» из него красавчика-миллионера. Им понадобилось два месяца и 50 тыс. рублей, чтобы на Instagram вымышленного бизнесмена подписались десятки тысяч человек. Это доказывает, насколько легко в интернете притвориться тем, кем ты не являешься. Мошенники используют фейковые страницы, чтобы получить деньги, выведать чьи-то тайны или просто развлечься.

Как распознать ложь: постарайтесь как можно быстрее увидеть того, кто вам пишет. Часто совсем не обязательно встречаться лично: мошенники используют чужие фото, а иногда и представляются людьми другого пола, так что даже, возможно, откажутся говорить с вами по Skype. Если вы сомневаетесь в подлинности чьего-то фото в профиле — проверьте его в поисковых системах.

Не откровенничайте с незнакомцами. В норме малознакомые люди имеют средний интерес друг к другу, раскрываются постепенно и начинают беседу с довольно общих тем. Если новый собеседник хочет узнать о вас как можно больше, подкупающе вежлив и участлив — это повод быть осторожнее.

4. Скрытая реклама

Сегодня многие компании заказывают рекламу не на ТВ, а в медиа и у известных блогеров. Становится все меньше объявлений с призывом «купи» и больше — информационных статей, роликов и фото, которые скрыто продвигают какую-то продукцию.

Скрытая реклама — это не всегда плохо. Так продается масса качественных товаров и услуг. Однако лучше научиться ее различать, чтобы понимать, сами вы решились на покупку или последовали тонкой манипуляции.

Как распознать рекламу: обращайте внимание на упоминания брендов, названия продуктов или услуг, наличие контактных данных и прочей конкретики — очень вероятно, что это реклама. Плохо, если она не содержит никаких подробностей об использовании и оценок — в этом случае, вероятно, вам хотят продать что-то, чем человек сам еще не пользовался. Больше всего доверия заслуживают рекламные посты-обзоры или отзывы, в которых читателям наглядно показывают пользу продаваемой вещи.

5. Фейковые фото

Снять актера или певицу на закрытом мероприятии или просто отдыхе, а затем продать это какому-нибудь изданию — это то, на что живут некоторые фотографы. Однако есть и те, кто предпочитает идти более легким путем и создает поддельные снимки.

Некоторые специалисты, например Элисон Джексон, создают постановочные фото знаменитостей. Иногда они сами выдают их за реальные, а иногда это делает СМИ, по ошибке или умышленно используя ненастоящие фотографии. Многие из них изображают известных людей в нелепом или невыгодном свете, становятся иллюстрациями к «желтым» статьям, способствуют распространению сплетен, а иногда и травли.

Как распознать ложь: если вы хотите сделать репост фотографии, но не уверены, что она настоящая, — используйте поиск по картинкам в Google. Так вы увидите все сайты, где уже размещена фотография. Также обращайте внимание на источник — лучше всего, если это будет крупное информационное агентство или собственный аккаунт звезды.

6. Фейковые профессионалы

Наверняка вы каждый день видите рекламу, которая предлагает пройти у кого-то тренинг или обучение, узнать, как делать бизнес и начать зарабатывать сотни тысяч рублей. К ней, как правило, прилагается и фото тренера, ухоженного и успешного, на фоне дорогой машины. В его соцсетях — масса снимков из путешествий и стильных офисов. Из краткой справки можно узнать, что он владелец 40 компаний, миллионер и бизнес-тренер. Такие люди часто очень харизматичны, но не спешите нести деньги, пока не получите подтверждения, что все это настоящее.

Как распознать ложь: чаще всего достаточно просто вбить имя и фамилию человека в поиск, чтобы узнать, есть ли у него действующее юрлицо и какой деятельностью, кроме образовательной, он занимается. Если успешные компании действительно существуют, у них должен быть адрес, контактный телефон, продукты или услуги.

Сделайте это, прежде чем купить чей-то тренинг, обещающий вам баснословные доходы. Есть большая вероятность, что вы не найдете ничего, кроме рекламных роликов и аккаунта в Instagram.

Ложная информация — вещь не такая уж безобидная. Она может испортить репутацию, лишить денег и навредить другим людям. А вы нарывались на обман в интернете?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector