0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молитва “Величит душа моя Господа”

Слова благодарственной молитвы «Величит душа моя Господа» взят из Евангелия от Луки, который описал встречу Девы Марии с праведной Елисаветой, имеющей в чреве своем будущего Иоанна Предтечу. (Луки 1:42-43). Мария была воспитана в монастыре и прекрасно знала о приходе обещанного Богом Миссии, это был завет Творца всему еврейскому народу.

Дева знала, что должен прийти Спаситель мира, трудно даже представить, какие чувства испытывала невинная девушка, мужа не знавшая, когда явился архангел Гавриил и сообщил о Ее беременности от Духа Святого.

Возможно, девушку терзали сомнения и страхи, но при встрече с праведной Елизаветой она услышала слова Бога. Она была названа благословеннейшей среди женщин после того, как с величайшим смирением приняла Благую весть.

Интересно! Апостол Лука мог записать священный текст со слов Пречистой Божьей Матери, встретившись с Ней после распятия и вознесения Иисуса Христа.

Евангелие Луки начинается молитвенным гимном, наполненным благодарственными словами и смирением Той, которая не только дала земную жизнь Спасителю мира, но и стала свидетельницей Иисусовой победы. После Вознесения Христа на земле осталась Его Церковь, которую не могут одолеть врата ада.

Еще о других молитвах:

Гордыня, зависть, внешнее торжество ослепило сердца Противников Сына Божьего, они через корысть, подкуп, измену, ложь пытались уничтожить Посланника, но при этом сами сошли в могилу бесславия, а верные Учителю рыбаки пошли по всему миру, неся благодарственную песнь.

Константинопольский литургист 14 века Никифор Каллиста утверждает, что припев «Чеснейшая» написан преподобным Косьмой Маюмским в восьмом столетии, однако величие Пречистой Марии встречается и в молитвенных воззваниях преподобного Ефрема Сирина, жившего в 4 веке.

Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Боговоплощение Иисуса неотделимо от величия Пресвятой Богородицы, Которая намного выше ангелов и архангелов.

Евангельская песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» — христианское сокровище, выражение благодарности Творцу за дарованные Ним чудеса, это победный гимн, торжество смирения, приносящего огромные плоды и дары в жизнь верующих людей.

Чтобы понять суть молитвы «Да воскреснет Бог», надо хорошо понимать ее текст. Мы дадим перевод слов, которые могут вызвать затруднения:

  • Расточатся — рассеются, разбегутся.
  • Беси — бесы, диаволы.
  • Знаменующийся — осеняющийся, накладывающий на себя знамение.
  • Глаголющий — говорящий.
  • Пречестный — многочтимый.
  • Поправшаго — победившего, одержавшего верх.
  • Пропятый — распятый. Супостат — противник, враг.
  • Животворящий — дарующий жизнь, воскрешающий.

Суеверное убеждение в том, что злые силы, домовые и другие персонажи преследуют нас повсюду, конечно, не имеет отношения к действительности. Но мы понимаем, что бесы все-таки существуют и иногда в образе искушений они пытаются заставить людей свернуть с пути ко Христу. Но Христос был распят на кресте, пострадав за наши грехи и пришел в мир, чтобы защитить нас. Крест называется Животворящим потому, что Господь избавил нас от власти ада и вечной гибели, даровав жизнь в Царстве Небесном. Поэтому в Его силах уберечь нас от смерти и ада.

Слова во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю напоминают нам о том, что Христос спускался в ад и вывел оттуда святых людей (например, Адама, Моисея), а значит попрал силу диавола, победил его.

«Величит душа моя Господа…»

Хвалебный гимн, воспетый Пресвятой Богородицей Богу в одном из евангельских событий, является вместе с тем хвалебной песнью и Самой Богородице. Эта широко известная песнь, особенно любимая церковным народом, звучит на утрене православного богослужения и предваряется словами: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Матерь Света – как родившую «Свет человеков» (см.: Ин. 1, 4).

Песнь Богородицы (см.: Лк.1, 46–55)

1. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

2. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую…

3. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роди родов боящимся Его. Честнейшую…

4. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордые мыслию сердца их. Честнейшую…

5. Низложи сильные со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую…

6. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

Свщ. Писание и богослужение

«Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу… Тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою». Свт. Игнатий Брянчанинов

Источник православного вероучения – Божественное Откровение. Слово Божие преподает нам образ и правой веры, и христианского благочестия. По словам отцов, на каждое дело, которое мы делаем, должно иметь свидетельство Писания. Для этого оно должно быть постоянным предметом нашего внимания. Небрегущие об этом сами себя окрадывают. «Все мы, нерадящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?» – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. Христианин должен читать, изучать, усваивать Свщ. Писание, прилагать усилия к тому, чтобы оно – особенно Новый Завет – стало критерием и руководством всей его жизни.

Читать еще:  Акафист княгине Ольге - священные тексты святой о детях и их воспитании

Православное богослужение, насыщенное и ветхозаветными, и новозаветными библейскими текстами, оказывает в этом большую помощь. Достойно внимания то, что на богослужении Церковь преподает нам Свщ. Писание в контексте своего Свщ. Предания, без которого Писание не может быть ни понято, ни усвоено. «Православное богослужение – это Святое Евангелие и Священное Предание, переложенное в молитвы, чудесные и животворящие стихиры, тропари, кондаки, каноны, стихословия, песни, воздыхания…» – пишет прп. Иустин Попович. Эти литургические сокровища – достояние Церкви, которым она делится с нами.

Та песнь, о которой идет речь сегодня, тоже из этой сокровищницы. Ее текст – это собственные слова Пресвятой Богородицы, припев – творение св. песнописца Космы Маиумского. Событие, в котором воспета Девой Марией песнь, описано в Евангелии от Луки.

Из Евангельской истории (Лк. 1, 39–56)

После события Благовещения (Лк. 1, 26–38) – явления Пресвятой Деве Архангела Гавриила и Ее смиренного согласия стать Матерью Божией, Мария спешит посетить свою родственницу Елисавету, будущую мать Иоанна Крестителя. Цель посещения – поделиться с ней Своей радостью и принять участие в радости самой Елисаветы, ожидающей рождения сына. В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы, она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. По мысли отцов, слова Елисаветы – это радостное приветствие Земли Сыну Божию, сшедшему с Небес и воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы. Мария ответила ей торжественным вдохновенным гимном: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…», прославляющим Бога за исполнение обетований о приходе в мир Спасителя, и пророчески засвидетельствовала, что отныне Ее ублажат все поколения за то, что милость Божия в исполнении этих обетований открылась через Нее. Песнь Марии может быть названа победной, так как в ней выражается торжество смирения и добродетели, увенчанной и превознесенной Самим Богом.

Рассмотрим слова этой песни более подробно в свете толкования св. отцов Православной Церкви.

Святоотеческое толкование

Обратимся за объяснениями к блж. Феофилакту, архиеп. Болгарскому, толкования которого на тексты Нового Завета получили название «Благовестника» и приняты Православной Церковью. «При чтении евангелистов должно читать и Благовестник… Чтение Благовестника необходимо, оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Итак, по словам блж. Феофилакта…

Стихи 1–3. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога; приписывая чудо не Себе, а Ему, говорит: «Он призрел на Меня, смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И “отныне будут ублажать Меня все роды…” За что же ублажать? Неужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мной величие». Указывает на то, что «милость Его» не к Ней одной, но и ко всем боящимся Его. Слова «в роды родов» означают, что эта милость будет получена от Бога не только в этом веке, но и в бесконечном (см.: Мф. 19, 29). Относительно слов «Величит душа Моя Господа… и возрадовался дух» – блж. Феофилакт поясняет, что вначале душа величает Господа, а уж потом дух радуется. Ты называешься христианином? – не умаляй же достоинства имени Христова через недостойные дела, но величай через дела великие, тогда и дух твой возрадуется.

Стихи 4–6. По объяснению блж. Феофилакта, мышца Бога Отца – Сын. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих. Можно разуметь здесь и иудеев, которые и поныне в рассеянии. «Низложил сильных с престолов», то есть бесов, которые господствовали над людьми и в их душах имели престолы. Но и фарисеи – сильные как похитители имущества бедных и как учители, имеют престолы, с которых низложены. «Вознес смиренных» – людей или язычников, которых грех смирил, вознес, даровав им сыноположение; алчущих – язычников (так как они не имели Писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал за пределы Иерусалима, горнего и дольнего, лишенными всякого блага. «Воспринял Израиля, отрока Своего» – говорится или о чувственных израильтянах, из которых многие уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3); или об Израиле духовном: Израиль означает «видящий Бога» – Бог воспринял всех видящих Бога в небесное наследие.

И завершим толкование Песни Богородицы духовными размышлениями на данную тему сщмч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского (отдал жизнь за Христа в 1937 г.; причислен к лику святых – в 2005-м). Он пишет: «Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется удовлетворить свою жажду первенства на земле… Но тщетно! Господь насыщает только “алчущих правды”… Они насыщаются истинными “благами” и “в Бога богатеют”… И сии блаженны… А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а “богатящиеся”, т. е. думающие, что они богатые. В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные… Господь отпустил богатящихся “ни с чем”…

Так смиренный, предавший себя Божию водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен жизнью; и всё это потому, что “воспринял” Господь его, как “Израиля, отрока Своего”, и распростер над ним “милость Свою, обещанную Аврааму и семени (потомкам) его до века”.

Читать еще:  Молитва для поступления в ВУЗ - прошения святым на успешную сдачу экзаменов и поступление на бюджет

Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!»

«Честнейшую Херувим…»

Песнопение, служащее припевом Песни Богородицы – не только красивое, но и глубоко догматичное, – подтверждает ту истину, что православное богослужение является замечательным учебником богословия. В этом песнопении, выражающем суть учения Церкви о Божией Матери, содержатся две важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии. Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и беспримерном прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.

О почитании Божией Матери

«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом». Прп. Иустин Попович

«Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной» называет Церковь Пресвятую Богородицу. Мы почитаем Ее – потому что таково изволение Божие; потому что Она – чудесная Богоматерь и Дева; потому что Она – Матерь спасения, т. к. родила Спасителя; потому что Она – Всесвятая; потому что Она – Матерь всех христиан; потому что «во успении мира не оставила еси»… И личный опыт всех обращающихся к Ней с просьбами о помощи и заступлении свидетельствует, что эти просьбы не остаются безответными.

При этом свт. Филарет Московский замечает, что почитание наше не должно заключаться только в словах. Он пишет: «Не красна похвала в устах грешника. Если желаем достойно ублажать Матерь Божию, то да возлюбим всем сердцем Ее достоинства и добродетели; возлюбив, да поревнуем, по возможности, достойно в жизни следовать тому, что мыслию и словом ублажаем».

Подготовила Людмила Кузнецова

Толкование священного текста

Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.

Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.


«Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения

Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после Воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.

Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.

В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.

В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.

Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама.

Когда не читается данная песня

Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:

  • второй день Рождества Христова;
  • Крещение Господнее;
  • Троица;
  • Обрезание и другие.

История создания

Молитву Богородицы «Величит душа моя Господа» впервые произнесла Дева Мария при встрече со своей родственницей Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. Она длительное время не могла забеременеть и только в довольно преклонном возрасте на нее сошла Божья благодать. Как только Богородица получила такую радостную весть от архангела Гавриила, то тотчас отправилась в Назарет, чтобы обрадовать Елисавету.

Дом находился в гористой части Иудеи, которая принадлежала семейству Иуды. Как только на пороге появилась Божья Матерь, то младенец Иоанн еще в утробе почувствовал приближение Господа и начал биться. Такой знак сразу же передала Елисавета Деве Марии и оно было истолковано как предвестник появления Богомладенца. Именно ответ Богородицы на слова Елисаветы и стали текстом молитвы «Величит душа моя Господа».

Толкование на От Луки 1:46

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Луки 1:46 / Лк 1:46

Афанасий Великий (

Величит душа моя Господа. Как словами: «славить Бога» не выражается, будто бы отвне придается Богу слава, и выражением: «святить Господа» не означается, будто бы прилагается Ему святость; так и словами: «величать Бога» не показывается присовокупление Ему величия. Напротив того, величающий Бога приемлет в себя причастие Его величия. Посему и сказано: величит душа моя Господа. И это не покажется странным тому, кто в точности дознал, что Бог не приемлет, но подает блага.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Ст. 46−48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель, то она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и ангелов и человеков: но Он — Спаситель одних человеков; относительно ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе.

Источник: Аскетическая проповедь.

Григорий (Лебедев)

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей… что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его

Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне — милость Его. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»… Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»!

Источник: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Ст. 46−47 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем

Смотри, как одинаково действует Дух Божий в душах человеческих. Божия Матерь, по сошествии на Нее Духа Животворящего и осенении Ее силою Вышнего, величает Бога и радуется о Нем. То же было и с апостолами по сошествии на них Святого Духа: они также величали Бога на разных языках и радовались о Дусе Святе; то же было и с домашними Корнилия сотника и с самим Корнилием: по сошествии на них Святого Духа они величали Бога и духовно радовались. Царствие Божие есть мир и радость во Святом Духе (Рим. 14,17).

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 46−50 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, — говорит, — призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И «отныне будут ублажать Меня все роды», не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. — Наименовала Его «Сильным», чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. «Имя Его» назвала «святым», чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят. Не ко Мне одной «милость Его», но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия «в роды родов», указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19, 29). Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, — не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством; а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом (1 Кор. 2, 14−15; Гал. 6, 8). Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 46−48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила (1Цар.2:1 и сл.).

«И сказала Мария». Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

«Величит», — т. е. возвышает, прославляет.

«Душа» — центр внутренней жизни человека. «Дух» — духовный, высший руководитель внутренней жизни человека. Впрочем, то и другое понятие — «душа» (ψυχή) и «дух» (πνεῦμα) — могут быть признаны просто синонимами.

«Возрадовался» — по-гречески аорист (ἠγαλλίασε). Это означает поворотный пункт в душевной жизни Богоматери, который представляет собой получение радостного приветствия от Ангела (стих 28). Возвращаясь к этому, уже прошедшему, событию Мария прославляет Бога.

«Спасителе Моем». По отношению к Марии Бог явился Спасителем (σωτήρ), т. е. освободителем от всякого зла или, так как Мария, собственно, не терпела доселе никакого несчастья, Ее Благодетелем. А в чем это благодеяние — Она говорит далее.

«Что призрел на смирение Рабы Своей». Мария называет Себя смиренной Рабой Бога, показывая этим, что Она занимала в израильском народе очень незаметное положение и была крайне бедна (смирение — не добродетель смирения, на какую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение, ср. Ис.11:4 по славянскому тексту).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector