0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псалом 89: текст на русском языке, для чего и в каких случаях читают молитву, значение и толкование

Псалом 89: текст на русском языке, для чего и в каких случаях читают молитву, значение и толкование

Пс.89:1 . Молитва Моисея человека Божия.

Говорят, что Моисей, написав эту молитву, передал ее для хранения в тайне, чтобы люди последующих времен знали, как должно приносить им исповедание, когда впадут в напасти, какие постигнут их на последок времен, после непокорности их Господу и по совершении убийства. Но чтобы со временем молитва эта не предана была забвению, включили ее в число псалмов, и весьма кстати поместили после восемьдесят восьмого псалма, который изображает страдание Господне.

Пс.89:2 . Господи, прибежище был еси нам в род и род.

Желая преклонить Бога на милость, прилично начинает молитву воспоминанием многократно уже оказанных благодеяний. А как благодетельствовал Бог в каждом роде, можно видеть это всякому, обратив внимание на то, что было при Фараоне, что стало при Иисусе, и что было в Вавилоне.

Пс.89:3 . Прежде даже горам не быти, и создатися земли.

Поскольку, смотря на плоть Господню, почитали Господа простым человеком, и говорили: «тридцатилетнего 8 возраста Ты не достиг еще, и Авраама ли еси видел» ( Ин. 8, 57 )? – а это самое, что не признали они Божества, и было наиболее причиною их падения: то исповедающиеся теперь ясно говорят, что Он прежде всей твари и соприсущ Отцу.

Пс.89:4 . Не отврати человека во смирение.

Этим начинается исповедание. Просит Псалмопевец Бога, чтобы и Сам Он обратился после того, как все народы призвал в познание истины. Ты рек, Владыко: «возвратитеся, сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша» ( Иер. 3, 22 ). Итак, поскольку мы обратились, «не отврати нас во смирение» .

Пс.89:5 . Яко тысяща лет пред очи́ма Твоима, Господи.

Разумеет время подзаконного служения, в которое наипаче процветали израильтяне, по сооружении Божественного храма. Ибо от Соломона, создавшего дом, до осады, бывшей после честного Креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобою в день един или, лучше сказать, в малую часть дня. Справедливо же уподобляет ночи время, предшествовавшее пришествию Спасителя; потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло еще для них Солнце правды.

Пс.89:6 . Уничижения их ле́та будут.

Яснее сказать: лета их, т. е. отрекшихся от Тебя, будут в великом уничижении; потому что стали они попранием для людей и демонов, как отрекшиеся от Искупившего и Спасающего их.

Утро процветет и пре́йдет .

Словом «утро» означает время бывшего им явления Христова на горе Синае; а словом «трава» изображает подзаконное служение, как имеющее вскоре потом увянуть.

На вечер отпадет, ожестеет и и́зсхнет.

«Вечером» именует время при конце века, в которое и явился Единородный, и в которое прошел цвет подзаконного служения, приведенный в «ожестение» обольщением непокорности.

Пс.89:7 . Яко исчезохом гневом Твоим.

Ясно возвещают бедствия, постигшие их за собственные их грехи. А это может быть применено и к иудеям, и ко всем людям; потому что весь род человеческий, в наказание за беззаконие свое, подвергся бедствиям и обуревается всякого рода треволнениями, а иудеи, за лукавство сердца своего, лишились свободы.

Пс.89:8 . Положил еси беззакония наша пред Тобою.

Не оставил Ты, говорит, без внимания беззаконий наших, потому что сами мы призвали их на главу нашу, сказав: «кровь Его на нас, и на чадех наших» ( Мф. 27, 25 ).

Век наш в просвещение лица Твоего .

Как бы так говорит: жизнь наша и дела наши в продолжение жизни оказываются лукавыми пред лицом Твоим; потому что не безызвестно Тебе все, что делалось у нас от начала до конца.

Пс.89:9 . Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом.

Грех подвиг на нас гнев Твой; а гнев навел наказание; наказание же произвело болезни. Ибо в болезнях провели мы краткое время жизни нашей.

Пс.89:10 . Ле́та наша яко паучина поучахуся.

Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного, подобно паутине легко расторгается.

Дние лет наших в нихже седмьдесят лет .

Это подобно сказанному патриархом Иаковом: «малы и злы. дние мои: не достигоша во дни. отец моих» ( Быт. 47, 9 ). Поэтому, хотя иные живут более сказанного времени; но это бывает с немногими. Здесь же показывает, что всего обыкновенные, и чему подлежит большая часть людей. Ибо, как не упомянул об умирающих преждевременно, так не сказал и о долговечных, кончающихся в глубокой старости. Впрочем, и краткое это время жизни исполнено болезни и трудов.

Читать еще:  Молитвы о примирении враждующих: священные тексты против вражды родственников и супругов

Яко прии́де кротость на ны, и накажемся ,

потому что как бы мертвенна и ничтожна жизнь наша, и не знаем, что после этого будет с нами под державою Твоею. Поэтому, наказывай нас кротко. Ибо сказано «прии́де» вместо «да приидет». Просят же о том, чтобы принять им наказание чрез Христа, Который есть Отчая Десница. Потому и сказано:

Пс.89:12 . Десницу Твою тако скажи ми.

Слово «скажи» относится к тому и другому, то есть, скажи нам Десницу Твою, или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это святые Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться.

Пс.89:14 . Исполнихомся заутра милости Твоея.

Как бы достигнув уже того, о чем молились, говорят это; потому что и для них взойдет Солнце правды при скончании века этого.

Пс.89:16 . И при́зри на рабы Твоя, и на дела́ Твоя.

Сказано опять: «призри» вместо: «призрел», или назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом посещении увидев светлость Бога нашего, и обратившись, исправимся, как скоро совершим дело обращены.

Пс.89:17 . И буди светлость Господа Бога нашего на нас.

Свет боговедения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми.

И дела́ рук наших исправи[imp].

«Дела» – что по Закону; а «дело» – что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын.

И дело рук наших исправи[imp] .

Или: «дела́» рук – отдельно взятые наши поступки, а «дело рук» – ведение, вследствие тех приобретаемое.

Οὔπω τριάκοντα ἔτης γεγονας . В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: πεντήκοντα ἔτη οὔπω ἔχεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17

Толкование Псалма Моисея

В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.

1 Молитва Моисея, человека Божия

2 Господи, Ты прибежище наше из рода в род!

3 Прежде чем встали горы и была создана земля и вселенная, от века и до века Ты есть!

4 Не подвергни человека унижению, ибо Ты сказал: «Возвратитесь в землю, сыны человеческие!»

5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, уже минувший, и как время стражи ночной.

6 Ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветет и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет ее, пожелтеет она и засохнет.

7 Ибо изнемогли мы от гнева Твоего и от ярости Твоей пришли в смятенье.

8 Взираешь Ты на беззакония наши, озаряешь нашу жизнь сиянием лица Твоего.

9 Ибо дни наши убывают, и мы от гнева Твоего изнемогаем.

10 Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших — семьдесят лет, если же в силах мы, — восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся.

11 Кто познает силу гнева Твоего, и в страхе пред Тобой кто постигнет ярость Твою?

12 Посему яви мне спасающую десницу Твою и людей, укрепивших сердце мудростью!

13 Обрати взор Твой к нам, Господи! Доколе гневаться будешь? Умилосердись над рабами Твоими!

14 Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся;

15 Во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло.

16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и наставь сыновей их!

17 И да осияет нас свет Господа Бога нашего. Деяния рук наших исправь, исправь дела рук наших!

Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.

  • Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
  • Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.

Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.

Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.

Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.

  • 9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.
Читать еще:  Молитва Богородице "Неопалимая Купина" - священные тексты Богоматери об исцелении в душевных болезнях, от домашних напастей и помощи в военный период

Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.

Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.

  • Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.

Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.

Толкование

Чтобы понять смысл всего произведения, следует обратить внимание на каждый стих в составе песни.

  • Стих 1-3. Бог всемогущ, он влияет на мир, человек не может без его влияния. Только он способен защитить человека от невзгод и укрыть от бед.
  • Стих 4. Жизнь скоротечна, у каждого свой срок. Об этом сообщает 4 стих.
  • Стих 5-6. Сравниваются люди и Господь. Нет такого человека, который смог бы пережить Господа, для которого даже тысяча лет проходит как один день. Человек же имеет ограниченное время. Он может умереть в любой момент, он недолговечен.
  • Стих 7-12. Человек рожден в грехе и подвергается грехам ежедневно. Бог же чист и грех его не разит. Но гнев Господа на людей, которые осознают пагубность греха, но все равно поддаются ему, невыразима.
  • Стих 13-17. Моисей желает, чтобы Господь снова возлюбил свой народ. Время испытаний затянулось, израильтяне осознали свои прегрешения. В этих стихах Моисею важно то, чтобы Господь все же простил иудеев и даровал им покой и процветание.

Псалом 89 слушать:

Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа. В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.

Текст молитвы псалом 89

На церковнославянском языке с ударениями

1 Молитва Мои́сеа челове́ка Божия,

2 Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род.

3 Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́.

4 Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

5 Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.

6 Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.

7 Яко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся.

8 Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́.я.

9 Яко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом,

10 ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся.

11 Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою исчести́?

12 Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.

13 Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.

14 Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся,

15 во вся дни на́шя возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.

16 И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.

17 И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

На русском языке

1 Молитва Моисея, человека Божия.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Читать еще:  Псалом 7: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

О Псалтири. Ответы на вопросы. Часть 1

В народе о Псалтири ходят легенды, ей приписывают чуть ли не магические свойства, а некоторые псалмы воспринимаются как заговоры от проблем.

Что же это за книга такая? Почему ей придают важное значение? При каких обстоятельствах читают псалмы? Какие псалмы учат наизусть?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в сегодняшней статье.

Псалтирь – что это за книга?

Псалтирь – это одна из книг Ветхого Завета. Автором книги считают царя Давида, так как он составил большую часть псалмов. На самом деле авторов было несколько.

Отследить авторство того или иного псалма можно по названию, например псалом 89 надписан так: «Молитва Моисеа человека Божия». Понятно ведь, что этот псалом написал не Давид, а Моисей.

Соавторами Давиду были и Соломон (сын Давида), и Асаф, и сыновья Кореевы.

Псалмы – это молитвы. Слово «псалом» обозначает, что данная молитва исполняется в сопровождении струнного инструмента – псалтири

Сейчас уже нет традиции петь псалмы, но любовь к этим молитвам живет и по сей день.

Почему Псалтири придают важное значение?

Я не ошибусь, если скажу, что у большинства православных христиан Псалтирь – это книга, которая занимает второе место после Евангелия.

Почему? Потому что Псалтирь – это молитвослов, в котором записаны молитвы составленные тысячи лет назад!

Когда мы молимся псалмами, мы входим в опыт тысячелетий!

Псалтирь – это единственная библейская книга, в которой одновременно собраны законодательные пророческие и учительные моменты. В этом смысле эта книга уникальна.

Молитвы, которыми молилась ветхозаветная Церковь стали основой для молитв новозаветной Церкви. На Псалтири построено все православное богослужение. Псалмы Давидовы входят в состав любого молитвенного церковного последования.

Почему псалмам приписывается некая «сила»?

Когда мы произносим молитвы из Псалтири, то получается своего рода диалог – через молитву мы обращаемся к Богу, и в это же время Господь через Писание говорит нам.

В каких случаях, какие псалмы читать?

Если говорить в общем, то молиться можно в любое время, в любом месте, и не обязательно заученной молитвой. Но все же существует традиция при различных обстоятельствах читать тот или иной псалом.

У меня есть молитвослов, в который включена не только Псалтирь, но и указатель – какие псалмы в каких случаях читать:

  • в покаянии и прощении грехов, а также по усопшим – 50;
  • в защиту от врагов, в скорби, в унынии и напастях (при кознях человеческих и вражиих) – 90;
  • в душевном смятении – 30-й;
  • в болезнях – 29, 46 и 69;
  • для смирения духа – 5, 6, 24;
  • в дороге – 41, 62, 142.
  • в искушениях – 54;
  • в благодарность Богу – 33, 45, 47, 145, 149.

Весь указатель перепечатывать я не буду, так как список получится длинный, но если что интересует конкретно, напишите в комментариях.

Какие псалмы надо знать наизусть?

Без псалмов не проходит ни один день православного христианина. Так, например, псалом 50-й включен в утреннее молитвенное правило, а к вечерним молитвам многие еще прибавляют чтение 90-го псалма.

Многие христиане считают, что нужно эти псалмы знать наизусть.

Скажу по своему опыту, если читать утреннее правило, вернее не читать, а молиться, то псалом 50-й со временем запомнится, и не нужно будет специально его учить. Это же касается и других псалмов, которые часто произносятся (например 33-й, который поют вконце литургии).

Многие святые всю Псалтирь знали наизусть, так как они никогда не расставались с этой книгой.

Помогают ли псалмы?

Еще раз повторюсь и скажу что псалмы – это молитва. А когда молитва помогает? Когда она не просто «вычитывается», а исходит из сердца.

Поэтому не стоит припысывать какому-то псалму магическое свойство. Молитва – это не заговор, а обращение к Богу.

Поможет ли Господь? Как ответ вспомнились вот эти слова: «У Бога все вовремя, для тех, кто умеет ждать»

Продолжение следует.

В следующей статье ответы на вопросы:

Как понять Псалтирь (псалмы)? Что такое неусыпаемая Псалтирь? Как читать Псалтирь келейно (дома)?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями)

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector