0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псалом 12

Псалом 12

В конец, псалом Давиду. Таково надписание сего псалма; таково же оно и в десятом псалме, при объяснении которого сказано было и о значении его.

Побудительною причиной к составлению Давидом псалма сего было бедственное состояние его духа, причиняемое ему врагами его. По мнению древних церковных толкователей (блж. Феодорит [6, с. 56] и др.), псалом сей составлен Давидом во время преследования со стороны восставшего против него сына его Авессалома, и следовательно, после грехопадения Давида; а потому слова сего псалма проникнуты чувством покаянного плача и воздыхания.

Пс.12:2 Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене ?

Когда с человеком случаются беды и несчастья, когда он видит себя окруженным врагами и злоумышленниками, а защита или помощи ни от кого ему нет, тогда он с особенною ревностью устремляет свои мысли и чувства к Богу; и вот в таких-то случаях испытывается его вера в Бога. Иногда, в подобных случаях, обращаясь с молитвою к Богу, он долго не получает ожидаемой помощи, и тут его вера, если она не тверда и не укреплена в благочестии и навыках добродетельной жизни, мало-помалу слабеет и даже совсем утрачивается, и человек впадает в отчаяние, совершенно лишаясь надежды на Бога. И наоборот, когда человек, находясь в бедственных обстоятельствах и взирая с упованием на помощь Божию, хотя и долго не получает этой помощи, но не теряет надежды получить ее, и таким образом все больше и больше, сильнее и сильнее укрепляется его вера, непоколебимою становится его надежда на милость Божию – тогда и постоянна и небезуспешна бывает его молитва. Таковы чувства веры и надежды пророка Давида, выраженные в молитвенных словах сего псалма: Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене ? В этих словах пророк выражает не отчаяние, а надежду, потому что говорит: доколе, а не навсегда, выражая тем веру свою, что Господь рано или поздно прекратит его скорби и страдания; отвращаеши лице Твое – этот образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят даже смотреть на сделавших им неприятное.

Пс.12:3 Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя?

Когда человек видит себя окруженным множеством злоумышляющих против него врагов, то естественно ему предаваться горестным чувствам и мрачным помыслам; мысли его развлекаются в разные стороны; он повсюду изыскивает средства для избежания опасностей и козней со стороны врагов, принимая то одни, то другие намерения (советы), и оттого не имея в сердце своем покоя ни днем, ни ночью. В таких тесных обстоятельствах находился и Давид, и это скорбное и стесненное состояние души выражает так: доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе забота, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? Вместе с тем он жалуется и на неперестающее, усиленное действие врага духовного, дьявола, который тем более возносится над человеком, чем более последний является беспомощным и слабым: доколе вознесется враг мой на мя?

Пс.12:4–6 Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть; да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.

Выразив скорбь свою и жалобу на несчастные и бедственные обстоятельства, а также и твердую веру и надежду свою на милость Божию, Давид обращается далее с молитвою к Богу, чтобы Он призрел на него оком милости, услышал мольбу и просветил его душевные очи. Просветить очи – в духовном смысле значит то же, что дать жизненный дух, вдохнуть жизнь. Греховная жизнь помрачает душу человека и подвергает ее вечной смерти. Чтобы избавиться от греха, нужно искать света истины Божественной, нужно молить Господа о просвещении ума и сердца, этих духовных очей. Это и делает Давид, прося Господа Бога как бы так: не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, воззри, посмотри на меня милостивым Твоим оком и дай жизнь духовным очам моим, оживотвори умерщвляемую грехом мою душу, чтобы мне не уснуть сном смертным. Если не сделаешь этого, то может случиться, что враг мой, видя меня слабым и беззащитным, погруженным во тьму греховную, еще более усилит свои козни надо мной, еще более станет превозноситься и будет говорить: я преодолел, победил его: укрепихся на него. Тогда и стужающии ми, т.е. гнетущие и оскорбляющие меня враги мои возрадуются, аще подвижуся, т.е. если я поколеблюсь в подвиге терпения, в добродетели, в уповании на помощь Божию.

Пс.12:7 Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго.

Враги мои, говорит, хотели бы порадоваться погибели моей, если бы заметили меня преткнувшимся или поколебавшимся верою; но им это не удастся: я всегда уповал и ныне уповаю на милость Божию. И эта надежда моя на милость Божию не напрасна – она наполняет сердце мое радостью. Я твердо надеюсь получить от Бога прощение в грехе, представляя в мысли Его неизреченное милосердие, по которому даровал Он спасение всем человекам. Пророк, хотя и не получил еще избавление, но, преисполненный твердого упования на милость Божию и молясь о помиловании и спасении, в сердце своем как бы предвкушает радость спасения, а потому благодарным сердцем благословляет имя Господне и воспевает славу Его. «Господи, я уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду воспевать славу Господа Всевышнего».

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Толкователи советуют читать псалом 12 на русском языке, если церковнославянский труден для понимания. Его читают в моменты страха, духовного смущения и чтобы с Божьей помощью защититься от сил зла.

Несколько поколений исследователей, среди которых были и святые отцы, оставили толкование 12 псалма. Текст понятнее разобрать по стихам:

  • Стих 1: В момент трудностей Давид выражает свое сокрушение от того, что Господь будто его забыл и не обращает внимания на его молитвы.
  • Стих 2: На пророка нахлынули мысли о том, что он может так и остаться, умереть во грехе, и об этом он ежедневно думает. Давид понимает, что его враг возносится, когда сам царь грешит, и потому не хочет такого унизительного положения.
  • Стих 3-4: Поэтому и просит пророк Господа, чтобы Он просветил его очи. Здесь речь идет о душевных очах, то есть чтобы Бог очистил ум и сердце Давида, вразумил, как исправиться, чтобы избежать смерти от своих врагов – грехов и страстей.
  • Стих 5: Давид не хочет отдавать победу врагам, так и современные христиане не должны сдаваться под тяжестью искушений и соблазнов, иначе враги благочестия восторжествуют.
  • Стих 6: Но Давид надеется на милость Божью, что именно Всевышний Бог направит его к спасению, и тогда пророк составит Господу хвалебные гимны.

Псалом 12

Этот псалом описывает состояние покинутой души и средство для ее исцеления. Неизвестно, был ли он написан по какому-либо определенному случаю, но, в общем,

Читать еще:  Молитвы о младенцах - прошение святым о здравии новорожденного ребенка, правила чтения

(I) Давид с грустью жалуется, что Бог надолго удалился от него и откладывает его облегчение (ст. 2,3).

(II) Он ревностно молится Богу, чтобы тот поразмыслил о его ситуации и утешил (ст. 4,5).

(III) Он убеждает себя в том, что на эту молитву будет получен милостивый ответ и поэтому заканчивает псалом с радостью и ликованием, так как приходит к заключению, что его избавление будет милостивым (ст. 6).

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 1-6. Находясь в страдании, Давид изливает свою душу перед Богом. Его обращение кратко, но методика заслуживает особого внимания, чтобы использовать для наставления и ободрения.

I. Его бедствия рождают жалобы (ст. 2,3), а страдающие имеют право изливать пред Господом печаль свою (Пс 101:1). Изливая свою скорбь, страдающий дух получает некоторое облегчение, особенно когда он изливает ее перед престолом благодати, где мы можем найти Того, Кто сострадает в страданиях Своего народа и обеспокоен, чувствуя его слабости. Мы имеем дерзновение приступать верой к этому месту, и там же мы имеем parresia — свободу слова. Здесь обратите внимание,

1. На что жалуется Давид.

(1) На недоброжелательность Бога; таким образом он истолковывал ее, и это была его слабость. Давид думал, что Бог забыл его; забыл Свои обетования, данные ему; забыл Свой завет, Свою прежнюю милость, проявленную к нему (что псалмопевец воспринимал как залог будущей милости); забыл, что в мире был такой человек, который нуждался и ожидал облегчения и сострадания к себе. С такими же мыслями Сион говорил: «Бог мой забыл меня!» (Ис 49:14); Израиль говорил: «Путь мой сокрыт от Господа» (Ис 40:27). Ни один добрый человек не может сомневаться во всемогуществе, милости и верности Бога; но если появляется раздражение и преобладающий страх, который является неподобающим и заслуживает осуждения, но в то же время возникает как результат высокой оценки и искреннего желания иметь Божье благоволение, то его можно простить и оставить без внимания, ибо любящий Бога отречется от него и покается. Бог сокрыл от Давида Свое лицо, поэтому псалмопевец хотел вернуть внутреннее утешение в Боге, которое он когда-то имел, и в этом мы видим прообраз Христа на кресте, вопиющего: «Боже мой! для чего Ты оставил меня?» Бог иногда прячет лицо от собственных детей и оставляет их во тьме; и это откладывает в их сердце более глубокий отпечаток, чем любая внешняя проблема.

(2) Обратите внимание на собственное волнение Давида.

[1] Он мучился от беспокойства, наполнявшего его голову: «Доколе мне слагать советы в душе моей? Я в недоумении, я оказался inops consilii, без друга и советчика, которому мог бы довериться, и поэтому постоянно строю планы, как помочь себе. Но ни один из моих планов не дал результата, поэтому я не знаю, что мне делать, и нахожусь в постоянном смятении». Беспокойство и смятение — это тяжелая ноша, которой часто нагружают себя добрые люди больше, чем необходимо.

[2] Давид был переполнен скорбью, наполнявшей его сердце: «Скорбь в сердце моем день и ночь». Он постоянно предрасположен к печали и молится о своем духе не только ночью, когда тихо и уединенно, но и днем, когда легкие неприятности отступают и рассеиваются разговорами и бизнесом. Более того, каждый новый день несет с собой новый повод для скорби; возвращаются новые тучи вслед за дождем. Иногда хлеб печали является каждодневной пищей святых. Даже наш Учитель был Мужем скорбей.

(3) Высокомерие врагов Давида добавляло ему скорби. Его главный враг Саул и его подчиненные превозносились над ним, радовались, видя его бедствия, наслаждались его горем и надеялись одержать над ним полную победу. Псалмопевец жалуется на них, рассматривая все это как бесчестье Бога, Его силы и обетования.

2. Как Давид обсуждает с Богом эту проблему: «Доколе это будет продолжаться?» Неужели вечно? Длительные страдания испытывают наше терпение и часто истощают его. Когда бедствие длится долго, то часто человек испытывает искушение думать, что так будет всегда. Тогда уныние превращается в отчаяние, а тот, кто долгое время был лишен радости, начинает терять надежду. «Господь, расскажи мне, как долго Ты будешь скрывать от меня Свое лицо, и убеди, что это не будет длиться вечно; скажи, что повернешься ко мне с милостью, и тогда мне будет проще справляться с собственными бедами».

II. Жалобы Давида побуждают его молиться (ст. 4,5). Мы должны быть внимательными и обращаться к Богу лишь с теми жалобами, которые достойны быть принесенными к Нему и которые ставят нас на колени. Здесь обратите внимание:

1. Какими являются его прошения: «Призри (т.е. поразмысли о моей ситуации), услышь мои жалобы и просвети очи мои. То есть (1) «укрепи мою веру», так как вера — это глаза души, посредством которых она смотрит на небеса, дальше их и проникает в сущность вещей. «Господь дает мне возможность видеть дальше сиюминутных трудностей и предвидеть их счастливый конец».

(2) «Направляй мой путь, дай возможность видеть, что окружает меня, дабы я избегал сетей, расставленных для меня».

(3) «Освежи мою душу радостью спасения твоего». То, что оживляет упадший дух, называют просветлением глаз (1Цар 14:27; Ездр 9:8). «Господи, рассей облако меланхолии, которое затемняет мои глаза, и пусть мое лицо станет приятным».

2. О чем он просит. Давид упоминает о своих взаимоотношениях с Богом и своем участии в Нем: «Господь, Боже мой!»; он подчеркивает суровость своих страданий, которые требуют немедленного облегчения и сочувствия. Если его очи не будут немедленно просвещены, то (1) он приходит к заключению, что может погибнуть: «Да не усну я сном смертным; я не смогу жить под тяжестью этих беспокойств и скорби». Ничто не убивает душу больше, чем недостаток Божьего благоволения; и ничто не оживляет ее больше, чем возвращение его.

(2) Тогда его враги будут ликовать. «Да не скажет враг мой… Чтобы ни Саул, ни Сатана не порадовались моему падению». Падение ублажило бы гордость его врага, и он сказал бы: «Я одолел его, это мой день, я был слишком сильным для него и его Бога». Это усладило бы злобность его врагов: они возрадуются, если я поколеблюсь. Получит ли Бог честь и славу, если они будут подобным образом топтать все, что священно на небесах и на земле?

III. Вскоре молитвы Давида становятся хвалой (ст. 6): «Сердце мое возрадуется… и я воспою Господу». Какая поразительная перемена происходит в этих нескольких строках! В начале псалма мы видим Давида, упавшего духом, трепещущего, готового погрузиться в уныние и отчаяние. А в конце его он радуется в Господе, возносится и наполняется хвалой. Обратите внимание на силу веры, на силу молитвы и на то, как хорошо приступать к Богу. Если мы приносим свои беспокойства и скорби к трону благодати и оставляем их там, то оттуда можем уходить, как Анна, когда лицо ее не было уже печально (1Цар 1:18). Здесь обратите внимание на средство его утешения.

(1) Милость Бога — это поддержка его веры. «Моя ситуация очень плоха, и я готов считать ее плачевной, пока не задумаюсь о милости Божьей; а обретя то, чему я могу верить, я утешен, хотя в этом нет моих заслуг. Во время прошлых бедствий я уповал на милость Твою, и она никогда не подводила меня. Милость Божья в должное время освобождала меня, и моя уверенность в ней в трудные времена поддерживала меня. Даже находясь в самой отчаянной ситуации, когда Бог сокрыл Свое лицо от меня, когда извне меня одолевали битвы, а изнутри — слезы, я уповал на милость Твою и она была подобна якорю во время шторма, с помощью которого, несмотря на все метания, я устоял». И сейчас я уповаю на милость Твою (как некоторые читают это место). «Я вверяю себя милости Божьей, имея уверенность, что в конце она даст мне благо». И об этом сейчас Давид молит Господа, зная, что благоволит Господь… к уповающим на милость Его (Пс 146:11).

Читать еще:  Молебен перед началом учебного года школьникам и студентам - молитвы о успешной и хорошей учебе

(2) Вера в милость Божью наполнила сердце псалмопевца радостью, и он возрадовался о спасении Твоем; радость и мир приходят в вере (Рим 15:13). Веруя в Него, (вы) радуетесь (1Пет 1:8). Доверившись милости Божьей, Давид становится абсолютно уверенным в спасении и в том, что его сердце, которое до этого момента скорбело день и ночь, возрадуется о спасении Твоем. Хотя слезы долго льются, но радость возвращается.

(3) Радость о спасении Божьем наполнит его уста песнями хвалы (ст. 6): «Воспою Господу… вспоминая то, что Он сделал для меня раньше; и хотя я не смогу восстановить тот мир, который имел раньше, я умру, если не буду иметь благословение от Бога. Раньше Он был щедр ко мне и должен иметь славу за это, несмотря на то, как обращается со мной сейчас. Я воспою в надежде, что Он повернется ко мне, и уверен, что все закончится хорошо; все будет навечно очень хорошо». Но здесь он говорит о милости Божьей в прошлом (о Господе, облагодетельствовавшем его), так как верой он получил залог спасения и был уверен в нем, словно оно уже совершилось. Воспевая этот псалом и молясь им, если мы не имеем тех же жалоб, которые были у Давида, мы должны благодарить Бога за то, что Он не оставил нас, что мы не боимся и не осуждаем Его, когда Он удаляется от нас. Мы должны сочувствовать тем, кто испытывает беспокойства разума, и ободрять себя в нашей святой вере и радости.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 12

Текст псалма 12 на русском языке

При чтении текста песни на церковнославянском необходимо правильно расставлять ударения. Однако можно произносить псалом и на современном русском языке:

Искреннее обращение к Творцу поможет укрепить силу духа, обрести надежду, защититься от дьявольских козней. Только правильный настрой во время молитвы поможет достучаться до Господа Бога и вернуть мир в сердце.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Милость превозносится над судом. [12 псалом]

Перед нами еще один псалом, который был составлен царем и пророком Давидом во время его бегства от взбунтовавшегося сына, Авессалома. Это – стон и плач человека, которого оставил Бог. Эта богооставленность часто бывает следствием тяжких грехов. В книге пророка Исайи об этом сказано ясно: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:15). Ваши руки полны крови – вот причина. Давид во время бунта Авессалома знал, что наказан за дело. Кровь невинно убитого им Урии Хеттеянина была на его руках (2 Цар. Гл. 11), и за это Господь наказал его. И, тем не менее, Давид знал и другое – Господь не человек, Его любовь к нам, людям, не кончается. Пусть мы часто не верны Господу, но Он нам верен! И если порой Господь не отзывается на наши молитвы, это не потому, что любовь Господа кончилась. Просто так нужно для нашего вразумления.

Именно поэтому Давид и звал Господа.

«Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?» (Пс. 12:2-3).

Или в русском переводе Юнгерова: «Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лицо Твое от меня? Доколе я буду слагать помыслы в душе моей, а печали в сердце моем день и ночь?»

Кстати, а каковы признаки богооставленности, о которой так плачет Давид?

Если спросить об это обычного человека с улицы, то он ответит быстро и уверенно – нет успеха в житейских делах, и из этого я заключаю, что Бог меня оставил.

Надо сказать, что святитель Иоанн Златоуст считал иначе. Не на житейский успех или неудачи нужно смотреть! Получается ли у нас жить добродетельно, по заповедям – вот в чем главный вопрос! Если получается выполнять заповеди, в какой-то степени любить ближнего, внимательно молиться – это признаки того, что Господь с нами! Он ведь Сам сказал: «Я есть лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

То есть если получается приносить плоды христианской жизни – это верный признак того, что Господь рядом. Наоборот – если всё рассыпается (не житейские дела, а все попытки делать добро), вот это и есть признак того, что Господь оставил. Его рядом нет, и потому ты не можешь сделать ничего доброго!

Но и в этом случае не нужно отчаиваться. Пример царя и пророка Давида показывает, что нужно не прекращать молиться, не прекращать взывать к Богу!

Да и Сам Господь подтвердил это в Евангельские времена, рассказав притчу:

«Сказал так же им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «Хоть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хоть и медлит защитить их? Сказываю вам, что продаст им защиту вскоре» (Лк. 18:1-8).

Так и надо поступать – не прекращать молиться, даже если кажется, что Господь не слышит. Так Господь побуждает нас молиться больше, потому, что молитва полезна нам.

Давид так умел – молиться снова и снова, хоть и казалось, что небеса закрыты и ответа нет.

«Доколе вознесется враг мой на мя?» (Пс. 12:3).

Не против каждого из нас восстает родной сын (как Авессалом восстал против Давида). Но против каждого человека ополчается тот, кто не оставит в покое никого из нас, пока мы здесь, на земле! Против каждого и нас воюет дьявол.

Читать еще:  Молитвы, чтобы не посадили в тюрьму, о скором освобождении из тюрьмы

Если никакой человек не может делать доброго без Бога (Ин. 15:5), то дьявол тем более не может – ведь он тоже оторван от Бога. А значит, ему непосильно никакое созидание. Наверное, сатана и был бы не против построить новую вселенную, где всё происходило бы по его воле, да не может!

И потому ему остается только разрушать. Неспособный созидать, он стремиться разрушить то, что созидает Бог.

Это, конечно, касается нас, людей. Если сатана сталкивает человека в пучину ада – вот у него уже и есть повод для злобной радости. Пророк Давид не зря употребил слово «возносится». Если дьявол победил нас, значит, он и стал выше нас. По крайней мере до тех пор, пока мы не исправили положение покаянием.

Не случайно Афанасий Великий считал, что: «если враг наш дьявол смиряется, когда мы благочестивы, то явно, что он возносится, когда мы грешим. Ибо унижение человеков – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так о дьяволе, что превозносится он нашей погибелью».

«Призри, услыши мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах» (Пс. 12: 4-7)

Или в русском переводе Юнгерова: «Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно. Да не скажет враг мой: «я преодолел его!» Угнетающие меня обрадуются, если я поколеблюсь. Я же на милость Твою уповал».

Да, сатана обрадуется нашему падению и нашей погибели. Но без Бога нам сатану не одолеть! Поэтому и зовет Господа на помощь Давид! Поэтому и нам нужно поступать так же.

Псалмопевец говорит о том, что он уповает на милость Божию. Именно на милость, ведь бедствия, свалившееся на него, есть наказание за грех! Он уже не может сказать Господу – «поступи со мной справедливо», потому, что в данном случае наказание – это и есть справедливость!

И все же Бог – не только Судья. Прежде всего Он – Отец, Он Тот, Кто хочет нашего исправления и Спасения, сколь плохи бы мы ни были (1 Тим. 2:4).

Именно поэтому есть смысл взывать к Нему, даже и после греха! Простой судья не простил бы! Но «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13), и милосердие Божие выше Его справедливости!

Мы погрязли в грехах, испортились, изуродовали себя. А Господь Сам стал Человеком, Сам пошел на крест, в смерть, в ад, чтобы «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Разве это справедливо? Нет. В этом проявлено то, что больше справедливости – Божье милосердие и Божья любовь.

Иной раз то, что Божье милосердие больше справедливости возмущает людей. Как можно – спрашивают они?! Как можете вы, христиане, говорить о том, что есть путь в рай и для убийц?!

Да, есть путь в рай и для них.

Давид – был убийцей? Был. На его руках кровь Урии. А апостол Павел? Ведь он, не разобравшись, одно время был гонителем Церкви и соучастником убийства первомученника Стефана – стерег одежды тех, кто побивал этого праведника камнями (Деян. 7:14-60; 8:1). А благоразумный разбойник, которому Господь обещал место в раю (Лк. 23: 39-43)? Вряд ли этого человека распяли за то, что он лютики с клумб срывал! Очевидно, что его преступления были очень серьезными!

И, тем не менее, есть для всех этих людей место в раю. Что между ними общего? Покаяние!

Любому, кого возмущает милосердие Божие, нужно представить, что у него самого есть, скажем, пять сыновей. Четверо вполне благополучные, а пятый – негодяй. Сделает ли критик всё необходимое для исправления сына? Да сделает, конечно! И ласкать его будет, и наказывать; и уговаривать и драть за уши; и заглаживать причиненное им зло будет, и радоваться каждому доброму поступку! И если этот негодяй тысячу раз скажет: «папа, прости, я исправлюсь, я больше так не буду», критик тысячу раз обрадуется и поверит сыну.

Потому, что любит сына!

Но и Бог любит нас так же, даже еще больше. Любит, даже не смотря на то, что мы за свою жизнь тысячи раз предаем Его любовь. И именно потому, что любовь Господа не кончается, мы можем просить у Него милости, чтобы мы не натворили. Если только мы раскаялись, конечно.

«Возрадуется сердце мое о спасении твоем, воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго» (Пс. 12:7).

Или в русском переводе: «возрадуется сердце мое о спасении твоем, воспою Господу, благотворящему мне, и пою имени Господа Вышнего».

Разумеется, получивший помощь от Господа и избавившийся от неприятностей – радуется!

Но вот о чем напоминает нам Иоанн Златоуст:

«Когда выскажешь в молитве всё, то надейся на милость Божию, надейся и не сомневайся. «Но да просит с верою, немало не сомневаясь, — говорит апостол, — потому, что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:6-8). Поэтому надейся на милость Его, нисколько не сомневаясь, и ты непременно получишь просимое. А получив, не будь неблагодарным, но устрой памятник благодарения, вознеси благодарственную песнь Господу».

Так говорит нам святитель. Так говорит и Давид – воспою Господу, благотворящему мне!

Разумеется, Господь не нуждается ни в чем. Ни в служении рук человеческих (Деян. 17: 25), ни в служении языков человеческих. Не станет Он несчастным, если не услышит наших песен!

Просто Он хочет, чтобы мы научились быть благодарными. Благодарность – хорошее чувство. Благодарность – это то, чего достоин Бог, сделавший для нас так многое, и делающий многое до сих пор.

Благодарность – это та почва, на которой может вырасти наша любовь к Нему.

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 12.

Феодорит Кирский. Изъяснение двенадцатого псалма.

Толкование

Несколько поколений исследователей, среди которых были и святые отцы, оставили толкование 12 псалма. Текст понятнее разобрать по стихам:

  • Стих 1: В момент трудностей Давид выражает свое сокрушение от того, что Господь будто его забыл и не обращает внимания на его молитвы.
  • Стих 2: На пророка нахлынули мысли о том, что он может так и остаться, умереть во грехе, и об этом он ежедневно думает. Давид понимает, что его враг возносится, когда сам царь грешит, и потому не хочет такого унизительного положения.
  • Стих 3-4: Поэтому и просит пророк Господа, чтобы Он просветил его очи. Здесь речь идет о душевных очах, то есть чтобы Бог очистил ум и сердце Давида, вразумил, как исправиться, чтобы избежать смерти от своих врагов – грехов и страстей.
  • Стих 5: Давид не хочет отдавать победу врагам, так и современные христиане не должны сдаваться под тяжестью искушений и соблазнов, иначе враги благочестия восторжествуют.
  • Стих 6: Но Давид надеется на милость Божью, что именно Всевышний Бог направит его к спасению, и тогда пророк составит Господу хвалебные гимны.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector