1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псалом 116

Псалом 116

Псалом сей есть самый краткий из всех псалмов и надписывается он также словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Состоя из двух только стихов, он призывает все народы хвалить и прославлять Господа Бога за великую Его милость спасения, принесенного Спасителем для всех народов. Значит, псалом сей несмотря на его краткость, нужно считать с одной стороны благодарственным, как призывающим всех людей к благодарению, а с другой – пророчественным, предсказывающим о спасении всех народов, о всеобщем призвании язычников в Церковь Христову.

Пс.116:1 Хвалите Господа вси язы́цы , похвалите Его вси людие.

Новозаветная Церковь христианская первоначальное свое образование получила из апостолов и других иудеев, уверовавших чрез них в истину воскресения Христова и принявших от них евангельское учение; а затем и из других народов, к которым апостолы пронесли слово истины евангельской, по заповеди Христа, данной апостолам при вознесении Его на небо ( Мф.28:19 ). Посему, и в призывании пророка к похвалению Господа различаются языцы и вси людие. И первое призывание относится, по разумению св. апостола Павла и св. отцов, к язычникам: хвалите Господа вси язы́цы , которых в числе христиан была наибольшая половина, а второе – к иудеям, – похвалите Его вси людие, под которыми разумеется избранный народ, или различные колена иудеев. Подобное же выражение, с различением языков и людей, употреблено и во 2-м псалме: «Векую шаташася язы́цы , и людие поучишася тщетным». В том же смысле изъяснено это и в книге Деяний апостольских ( Деян.4:25–26 ). «Для всякого очевидно, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что эти слова составляют пророчество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, которая объяла всю вселенную. Ибо призываются не один, два или три только народа, но вся земля и море. А это оправдалось тогда, когда воссияло пришествие Христово» [5, с 353].

Пс.116:2 Яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Во втором, и последнем, стихе пророк указывает причину, почему народы и все люди должны прославлять Господа. Причина эта заключается в том, что открылась милость Господня к людям и ко всем народам. Всеми пророками возвещено и всем боящимся Бога стало известно, что Христос, обетованный Спаситель, благоволил соделаться человеком и принять страдания и смерть для спасения всех людей, а особенно для спасения иудеев ( Ис. 53:6–8 ; Мф. 10:6 ). И не только открылась и утвердилась милость Господня на нас, говорит пророк, но и истина обетований Господних исполнилась совершенно, и потому пребывает во век. И Церковь Христова, собранная из язычников и иудеев, так основана и утверждена, что «и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ). По словам св. Иоанна Златоуста, пророк «сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостию в жизни, но одним человеколюбием Бога они спаслись» [5, с. 353]. Ибо, по словам блж. Феодорита, по одному человеколюбию Господь произвел наше спасение. Так и блаженный Павел сказал: «не за дела праведности», каковые мы сотворили, но по Своей великой милости «Он спас нас» ( Тит.3:5 ); и еще: «благодатию вы спасены» ( Еф.2:8 ). Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения, если бы милость Божия не была сильнее наших грехов, если бы она не была крепче нашего злонравия и не победила всякое суеверие и заблуждение».

Читать еще:  Сильные молитвы от страха, тревоги и боязни на душе - защита от навязчивых и дурных мыслей

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Общее содержание

Известен по начальным строкам на латыни (Laudate Dominum omnes gentes). В церковнославянском варианте это звучит как «Хвалите Господа, вси языцы» (то есть — все народы мира). По вступительному слову — Аллилуйя — можно понять, что этот псалом хвалебный. Западный богослов Исаак Уоттс составил краткое переложение самой сути:

  • Все, живущие под небом, восхвалите Творца.
  • Искупителя следует воспевать на всех языках, которые есть на земле.
  • Господь, Твои милости вечны; истина Твоего слова тоже вечна.
  • От берега до берега будет звучать хвала,
  • До тех пор, пока солнце не встанет,
  • Чтобы больше не заходить никогда.

Российские богословы согласны с тем, что Псалом 116 иносказательно говорит о Христе. Пророческие строки предсказывают, как служение Господа изменит мир после второго пришествия. Тогда апостолы станут произносить свое свидетельство в каждом уголке Вселенной.


Толкование

Иван Лопухин, известный русский богослов, в своих исследованиях предполагал, что псалом 116 продолжает тему, которую автор развил в 114 и 115 псалмах. Псалмопевец начинает с обращения лично к Богу, затем благодарит его в присутствии иудеев. Автор идет дальше и пишет этот псалом, заложив в него важный смысл и силу.

  • Стих 1-2: из-за краткости кафизмы нет смысла при толковании разделять ее на отдельные стихи. В этом псалме звучит призыв всех племен Земли славить и признать единого Бога, царь Давид снова подтверждает свою веру и любовь к Создателю, признаваясь ему и всему миру в этом вновь и вновь. Давид не призывать благодарить Бога без причин, ведь его дела велики, а его милость ко всем народам бескрайняя, истина пропитывает всю Землю и прославляет его. Псалмопевец уверен, что благочестивые чувства и мысли поддерживают душу православных людей и помогают им переживать невзгоды.

Псалтирь | псалом 116

Этот псалом краток и приятен. Я не думаю, что мы поем его так часто потому, что он краток, но если мы правильно понимаем и размышляем о нем, то должны петь его еще чаще, так как он очень приятен, особенно для нас – грешников из язычников, так как демонстрирует проявленное к нам благоволение.

(I) В нем звучит торжественный призыв ко всем народам прославить Бога (ст. 1).

(II) Предлагается добрый повод для прославления (ст. 2). Мы бы скоро устали от добрых дел, если бы, воспевая этот псалом, не поддерживали благочестивые и благоговейные чувства, которыми должна зажигаться и поддерживаться духовная жертва хвалы.

Читать еще:  Молитвы святой Анастасии Узорешительнице: прошение святой о помощи

Стихи 1-2. В этом псалме содержится значительная часть Евангелия. Апостол вооружает нас ключом к нему (Рим 15:11), где приводит его как доказательство того, что Евангелие должно быть проповедано, и оно будет принято языческими народами, что было великим камнем преткновения для иудеев. Почему это так оскорбляет их, раз Писание говорит об этом, и они сами часто пели: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена». Некоторые иудейские толкователи говорят, что этот псалом ссылается на царство Мессии, более того, один из них вообразил, что он состоит из двух стихов, чтобы подчеркнуть, что во дни Мессии Бог будет прославлен двумя группами людей – иудеями, в соответствии с законом Моисея, и язычниками, в соответствии с семью заповедями сыновей Ноя, которые в то же время должны составить одну Церковь так же, как эти два стиха составляют один псалом. Здесь нам представлено:

I. Огромное пространство, занимаемое евангельской Церковью (ст. 1). На протяжении многих веков лишь в Иуде был известен Бог и прославлялось Его имя. Сыновья Ле-виины и семя Израиля славило Его, но остальные народы славили богов деревянных и каменных (Дан 5:4), в то время с их стороны, насколько нам известно, не поклонялись живому истинному Богу, по крайней мере, открыто. Но здесь все народы призываются прославить Господа. Эти слова нельзя отнести ко времени Ветхого Завета, так как этот призыв в то время не мог быть обращен ни к одному языческому народу (тем более ко всем) на языке, который они бы поняли, и на том основании, что народы не допускались славить Бога вместе с иудеями, пока они не были обрезаны и таким образом не стали евреями. Но Евангелие Христа должно было быть проповедано всем народам, так как благодаря Ему пала разделяющая стена, и те, которые были дальними, стали близкими. Это была тайна, сокрытая в пророчестве на многие века, но наконец она была явлена и свершилось то, что язычники стали сонаследниками (Еф 3:3,6). Здесь обратите внимание:

(1) кто будет допущен в Церковь – все народы и все племена. В оригинале используются те же слова, что и для мятущихся народов и племен, которые замышляли против Христа (Пс 2:1);

те, которые были врагами Его царства, должны стать Его добровольными подданными. Евангелие царства должно было быть проповедано по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мат 24:14; Мар 16:15). Все народы будут призваны; для некоторых народов призыв будет эффективный, и они станут учениками.

(2) Как было предсказано то, что они будут допущены в Церковь, — повторяющимся призывом прославить Его. Благая весть Евангелия, разосланная всем народам, даст им основание прославить Бога; учреждение евангельских постановлений даст им разрешение и возможность прославить Бога, а сила евангельской благодати даст соответствующие сердца, чтобы прославить Его. Особое благоволение испытывают те, кого Бог пригласил Своим словом и склонил Своим Духом прославить Его, и таким образом они стали Его славой и хвалой (Иер 13:11, см. Отк 7:9,10).

Читать еще:  Молитва Казанской Богоматери: прошение святой о здравии и помощи

II. Неисследимые богатства евангельской благодати, которые должны стать сутью нашей хвалы (ст. 2). Именно в Евангелии такие атрибуты Бога, как милость и истина, сияют ярче всего сами по себе и очень благоприятно для нас; и апостол, цитируя этот псалом, обращает внимание именно на них, как на две великие истины, за которые язычники должны славить Бога (Рим 15:8,9), – за истину Божью и милость. Мы – поколение, наслаждающееся Евангелием, имеем основание славить Господа (1) за силу Его милости, ибо велика милость Его к нам; она сильна (подчеркивает значение этого слова), она могущественна для прощения тяжких грехов (Ам 5:12) и для совершения великого спасения.

(2) За вечность Его истины: «истина Господня пребывает вовек». То, что Евангелие было послано язычникам, было великой милостью к ним. Это проявленное к ним милосердие намного превосходило то, чего они заслужили; и в нем истина Господня – истина Его обетования, данного отцам, — пребывает вовек, ибо хотя иудеи были ожесточены и вытеснены, в то же время обетование вступило в силу для верующих язычников – духовного семени Авраама. Божья милость является источником наших утешений, а Его истина – основанием для наших надежд, и поэтому за них мы должны славить Господа.

Когда и как читают 116-ый псалом?

Для праведных псалом 116 – воплощение чудодейственной божественной силы. Таинство сборника «Псалтырь» является бесценным для каждого, чье сердце волнуется, страдает, теряет надежду и веру в лучшее.

К числу тех переживаний, справиться с которыми позволяет эта песнь, относятся и переживания относительно личной жизни, романтических отношений. Псалом 116 традиционно читают пары, получившие благословение свыше на совместную брачную жизнь.

Произносить хвалебную песнь рекомендуется уединившись. Желательно зажечь перед собой церковную свечу или лампадку.

Перед тем как обратиться к Богу, нужно освободить разум от «будничных» мыслей, отдалившись тем самым от мирской суеты. Не лишним будет поставить перед собой лики святых, в том числе и икону, на которой изображен Спаситель.

В такой особой атмосфере праведный сможет проникнуться таинством, открыть для себя глубокий смысл псалма 116, наполниться радостью перед Господом и Его благими деяниями. Всевышний отвечает на искренние молитвы, даруя молящимся и тем, за кого они просят, защиту, покровительство. Старинная хвалебная песнь способна сохранять семьи, даровать душевный покой.

Использование молитвы в музыке

Частью вечерней службы является псалом и у католиков. Среди композиторов, положивших его текст на музыку:

  • А. Вивальди;
  • В.А.Моцарт;
  • современные композиторы А. Пярт, К. Пендерецки.

Протоиерей Андрей Ткачев в передаче украинского канала КРТ «Сад Божественных песен» от 20 мая 2008 г., назвал 116-й пророчеством не только исполнившимся, но продолжающим воплощаться ежедневно. Ведь ныне Господа славят все народы. Будем помнить об этом, слушая и читая этот короткий, но очень глубокий текст.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector