0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ильин день – 2 августа

Ильин день в 2020 году — 2 августа

Ильин день в 2021 году — 2 августа

Ильин день в 2022 году — 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Церковь празднует память святого пророка Илии

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В понедельник 2 августа 2021 года православные вспоминают одного из величайших ветхозаветных праведников – святого пророка Божия Илию.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до прихода в мир Господа Иисуса Христа.

С детства святой Илия («крепость Господня») посвятил себя служению Богу, поселившись в пустыне и проводя свои дни в строгом посте и молитве.

Возмужав, он был призван Самим Богом на пророческое служение, также он должен был напоминать народу Израиля о необходимости хранить благочестие и веру в истинного Бога.

Обличая народ Божий за частые отпадения в язычество, поклонение идолам и другие неблагочестивые дела, святой пророк Илия прославился многими чудесами по молитвам к Господу.

Так, по его молитве в Израиле три года не было дождя, а по всей стране свирепствовали засуха и голод. Так продолжалось до тех пор, пока израильский царь Ахав не отказался от поклонения идолам.

Также святой Илия помог одной бедной вдове из города Сарепта Сидонская. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По его молитве мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Помимо того, святой Илия молитвой к Богу воскресил мертвого сына этой вдовы.

Еще одним чудом святого пророка стала его победа над жрецами языческого бога Ваала, которому также поклонялась жена царя Ахава Иезавель. На горе Кармил было устроено два жертвенника – один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения истинному Богу.

– На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти, – сказал святой Илия.

Первыми стали молиться своему идолу жрецы Ваала, но за весь день так ничего и не произошло. По молитве же пророка с неба сошел огонь и попалил предложенную им Богу жертву, дрова, камни и даже воду, находившуюся во рве, специально выкопанном по просьбе пророка.

В конце своего земного служения, по повелению самого Бога, святой Илия помазал на пророческое служение своего ученика Елисея, а сам был взят на Небо живым в огненной колеснице.

По преданию Церкви, пророк Илия будет Предтечею Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Напомним, что святой пророк Илия считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России (ВДВ), которые 2 августа отмечают свой профессиональный праздник.

Грозный пророк

2 ав­гу­ста (20 июля по ст. ст.). Па­мять про­ро­ка Илии (IX в. до Р. Х.)

Сре­ди мно­же­ства имен, за­пол­ня­ю­щих хри­сти­ан­ские Ме­ся­це­сло­вы, имя про­ро­ка Илии, жив­ше­го по­чти три ты­ся­чи лет то­му на­зад, за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. Ма­ло кто из свя­тых поль­зу­ет­ся та­ким по­чи­та­ни­ем в пра­во­слав­ном на­ро­де. Но в то же вре­мя он пред­ста­ёт лю­дям фигу­рой по­лу­с­ка­зоч­ной, ка­ким-то со­пер­ни­ком Зев­са Гро­мо­верж­ца, ко­то­рый разъ­ез­жа­ет по небе­сам в ко­лес­ни­це и ме­чет на зем­лю мол­нии. Од­новре­мен­но он на­столь­ко «охла­жда­ет» в день сво­е­го празд­ни­ка во­ду в ре­ках и озе­рах, что ку­па­ние в них ста­но­вит­ся, для суе­вер­ных рос­си­ян, де­лом по­чти что по­ги­бель­ным (ре­аль­ная тем­пе­ра­ту­ра во­ды, осо­бен­но в юж­ных ре­ги­о­нах, по­че­му-то в рас­чёт не при­ни­ма­ет­ся)! Ра­зу­ме­ет­ся, сам ве­ли­кий про­рок в этом от­нюдь не ви­но­вен; ви­но­ва­та по­лу­язы­че­ская на­род­ная тра­ди­ция и эле­мен­тар­ное неуме­ние по­ни­мать древ­нюю пись­мен­ность с её об­раз­но-по­э­ти­че­ским язы­ком, оби­ли­ем ги­пер­бол и кра­соч­ных ме­та­фор, бук­валь­ное вос­при­я­тие ко­то­рых и рож­да­ет в ма­ло­об­ра­зо­ван­ных лю­дях неле­пые фан­та­зии. Мож­но сто раз чи­тать или слу­шать биб­лей­ское по­вест­во­ва­ние о про­ро­ке; но без по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста – это бес­по­лез­но.

Что же мы до­сто­вер­но зна­ем об Илие? В ка­кой об­ста­нов­ке он жил? Что про­ис­хо­ди­ло по­чти три ты­ся­чи лет то­му на­зад на Ближ­нем Во­сто­ке?

Из­ра­иль­ское цар­ство в IX ве­ке до н. э.

Жизнь Илии (точ­нее – толь­ко го­ды его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния) опи­са­на в биб­лей­ских хро­ни­каль­ных 3-й и 4-й «Кни­гах Царств» и от­ра­жа­ет ре­аль­ный ре­ли­ги­оз­ный кон­фликт то­го вре­ме­ни. Он по­яв­ля­ет­ся в ис­то­рии уже зре­лым че­ло­ве­ком, так как о его про­ис­хож­де­нии из­вест­но лишь, что он – «фе­свитя­нин из жи­те­лей га­ла­ад­ских» (3Цар.17:1). Глав­ное де­ло про­ро­ка – борь­ба за ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, за со­хра­не­ние нрав­ствен­ных и со­ци­аль­ных за­ко­нов Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии, из ко­то­рой воз­рос­ло поздне́е хри­сти­ан­ство. На это ука­зы­ва­ет и са­мо тео­фор­ное имя Илия («Мой Бог – Ях­ве»).

По­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (око­ло 931 до н. э.) его бле­стя­щая мо­нар­хия раз­де­ли­лась на два со­пер­ни­ча­ю­щих цар­ства – Из­ра­иль­ское (со сто­ли­цей в Са­ма­рии) и Иудей­ское, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го остал­ся Иеру­са­лим. Вско­ре Из­ра­иль, ис­пы­ты­вав­ший куль­тур­ную экс­пан­сию со сто­ро­ны вы­со­ко­раз­ви­тых со­се­дей – Си­рии и Фини­кии, ока­зал­ся под угро­зой пол­ной утра­ты сво­ей уни­каль­ной ре­ли­ги­оз­ной са­мо­быт­но­сти. Кри­зис до­стиг апо­гея в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка до н. э., ко­гда же­ной сла­бо­ха­рак­тер­но­го ца­ря Аха­ва (874–853) ста­ла фини­ки­ян­ка Ие­за­вель, дочь тир­ско­го ца­ря-жре­ца Еф­ваала (Ит­баала). Она стре­ми­лась пол­но­стью уни­что­жить бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея и сде­лать культ сво­е­го бо­га Ва­а­ла (Бе­ла) го­судар­ствен­ной ре­ли­ги­ей Из­ра­и­ля. По при­ка­зу этой фа­на­тич­ной языч­ни­цы ал­та­ри Ях­ве бы­ли раз­ру­ше­ны, а Его слу­жи­те­ли пе­ре­би­ты.

Ях­ве или Ва­ал?

Лу­кас Кра­нах Млад­ший (1515–1586). Про­рок Илия и жре­цы Ва­а­ла (жерт­во­при­но­ше­ние Илии).

Ва­ал – это ха­на­а­ней­ский (фини­кий­ский) бог бу­ри, до­ждя, пло­до­ро­дия и физи­че­ской по­хо­ти. Культ Ва­а­ла и его су­пру­ги Астар­ты со­про­вож­дал­ся «свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей» (при­вле­кав­шей мо­ло­дых из­ра­иль­тян), изу­вер­ства­ми и ноч­ны­ми ра­де­ни­я­ми (как у неко­то­рых сек­тан­тов) в осо­бых ро­щах, во­круг огром­ных ка­мен­ных фал­ли­че­ских изо­бра­же­ний (по ев­рей­ски мац­це́бы – «вы­со­ты», как сму­щен­но пе­ре­во­дит этот непри­стой­ный тер­мин на­ша Биб­лия). По до­ро­гам сло­ня­лись же­но­по­доб­ные язы­че­ские жре­цы, мно­гие из ко­то­рых бы­ли скоп­ца­ми, и вы­со­ки­ми го­ло­са­ми рас­пе­ва­ли рит­мич­ные гим­ны, вво­див­шие слу­ша­те­лей в экс­таз.

В это вре­мя и по­яв­ля­ет­ся в нрав­ствен­но по­ги­ба­ю­щем Из­ра­и­ле про­рок Илия. Он без­бо­яз­нен­но пред­ре­ка­ет страш­ную за­су­ху, по­сы­ла­е­мую Бо­гом для вра­зум­ле­ния бо­го­от­ступ­ни­ков (о ней сви­де­тель­ству­ют и фини­кий­ские тек­сты). Вско­ре пе­ре­сы­ха­ют по­след­ние ис­точ­ни­ки; царь и на­род убеж­да­ют­ся в право­те слов про­ро­ка и со­гла­ша­ют­ся с пред­ло­же­ни­ем Илии устро­ить меж­ду ним и слу­жи­те­ля­ми Ва­а­ла ре­ли­ги­оз­ное со­стя­за­ние, ко­то­рое долж­но зри­мо от­крыть со­мне­ва­ю­щим­ся ис­тин­но­го Бо­га.

Читать еще:  Именины Людмилы: когда по церковному календарю в 2020 году

Царь Ахав и мно­го­чис­лен­ные из­ра­иль­тяне, со­брав­ши­е­ся у го­ры Кармил (дав­шей позднее на­зва­ние муж­ско­му и жен­ско­му ка­то­ли­че­ским ор­де­нам), на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го мо­ря, во­очию убеж­да­ют­ся в лож­но­сти Ва­а­ла. Ав­тор Кни­ги Царств не без юмо­ра опи­сы­ва­ет, как язы­че­ские жре­цы, ска­кав­шие во­круг жерт­вен­ни­ка весь день, гром­ко во­пив­шие и ко­лов­шие се­бя но­жа­ми, не смог­ли до­бить­ся от сво­е­го бо­га ни­ка­ко­го зна­ме­ния. На­про­тив, по мо­лит­ве Илии, в ко­то­рой он про­сил Бо­га явить Се­бя «в огне» и об­ра­тить серд­ца лю­дей, нис­пав­шее с небес пла­мя по­гло­ти­ло дро­ва и ле­жав­шую на них жерт­ву, – при­чём жерт­ву, обиль­но по­ли­тую во­дой, что ис­клю­ча­ло со­мне­ния в ис­тин­но­сти чу­да. На­род пал на ко­ле­ни и ка­ял­ся в сво­ем от­ступ­ни­че­стве, вос­кли­цая «Ях­ве (Гос­подь) – вот [ис­тин­ный] Бог!», а Илия тор­же­ство­вал по­бе­ду. Язы­че­ские жре­цы, раз­вра­щав­шие на­род, бы­ли каз­не­ны. Вслед за этим хлы­нул дождь, и за­су­ха от­сту­пи­ла (3Цар.18:20-40).

Неудав­ша­я­ся мис­сия?

Но вос­ста­нов­ле­ния ис­тин­ной ве­ры не про­изо­шло: царь Ахав вновь ока­зал­ся бес­силь­ным пе­ред яро­стью Ие­за­вель, объ­явив­шей про­ро­ка сво­им лич­ным вра­гом. «И по­сла­ла Ие­за­вель гон­ца к Илие ска­зать: Ес­ли ты – Илия, то я – Ие­за­вель; пусть то́ и то́ сде­ла­ют мне бо­ги и ещё боль­ше сде­ла­ют, ес­ли я зав­тра к это­му вре­ме­ни не сде­лаю с тво­ей ду­шой то­го, что сде­ла­но с ду­шой каж­до­го из них» (3Цар.19:2). Неумо­ли­мая в сво­ем фа­на­тиз­ме ца­ри­ца хо­чет ото­мстить за сво­их по­гиб­ших жре­цов.

Фер­ди­нанд Боль. Ан­гел кор­мит Илию
в пу­стыне. 1660-63 гг.

Илия бе­жит к свя­щен­ной го­ре Си­най, где неко­гда Мо­и­сей по­лу­чил свои зна­ме­ни­тые За­ко­ны, а Из­ра­иль осо­знал се­бя на­ро­дом Бо­жи­им и дви­нул­ся на за­во­е­ва­ние Зем­ли обе­то­ван­ной. Про­рок в от­ча­я­нии го­во­рит Бо­гу о кра­хе сво­ей мис­сии и «неудав­шей­ся» ис­то­рии Из­ра­и­ля, ко­то­рую он сво­им сим­во­ли­че­ским со­ро­ка­днев­ным пу­тем через Си­най­скую пу­сты­ню слов­но бы хо­чет об­ра­тить вспять. «Сы­ны Из­ра­иле­вы оста­ви­ли за­вет Твой, раз­ру­ши­ли Твои жерт­вен­ни­ки и про­ро­ков Тво­их уби­ли ме­чом; остал­ся я один, но и мо­ей ду­ши ищут, чтобы от­нять её» (3Цар.19:10).

Нет, не всё по­те­ря­но, – слы­шит в от­вет Илия. Бог го­во­рит ему, что оста­лись в Из­ра­и­ле семь ты­сяч че­ло­век, «не пре­кло­нив­ших ко­ле­ни пе­ред Ва­а­лом». Он дол­жен вер­нуть­ся в стра­ну и из­брать се­бе пре­ем­ни­ка в ли­це Ели­сея, ко­то­рый и за­вер­шит на­ча­тую им борь­бу за ве­ру.

Зем­ная жизнь Илии по­сле это­го за­вер­ше­на: его плащ про­ро­ка па­да­ет у ног Ели­сея, а сам он та­ин­ствен­но ис­че­за­ет – воз­но­сит­ся на небо «в ог­нен­ной ко­лес­ни­це» (сим­вол осо­бой бо­го­из­бран­но­сти).

Ме­сто Илии в биб­лей­ской тра­ди­ции

В биб­лей­ской тра­ди­ции Илия – один из двух вет­хо­за­вет­ных свя­тых, не уви­дев­ших смер­ти на зем­ле, но удо­сто­ен­ных рая ещё до при­хо­да Иису­са Хри­ста. По­это­му на неко­то­рых ико­нах Вос­кре­се­ния мож­но ви­деть Илию и Ено­ха у во­рот рая, встре­ча­ю­щих древ­них пра­вед­ни­ков, вы­во­ди­мых Хри­стом через взло­ман­ные во­ро­та ада.

Вто­рое яв­ле­ние на зем­ле Илии про­ис­хо­дит пе­ред при­ше­стви­ем Мес­сии, и Хри­стос сам ука­зы­ва­ет на Иоан­на Пред­те­чу как на про­ро­ка, явив­ше­го­ся пе­ред Ним «в ду­хе и си­ле Илии», но остав­ше­го­ся тра­ги­че­ски неузнан­ным (смот­ри­те: Мал.4:5; Мф.11:14, 17:10-13). Вме­сте с Мо­и­се­ем он так­же яв­ля­ет­ся на го­ре Фа­вор во вре­мя зна­ме­на­тель­ной сце­ны пре­об­ра­же­ния Иису­са Хри­ста. Два са­мых ав­то­ри­тет­ных че­ло­ве­ка Вет­хо­го За­ве­та оли­це­тво­ря­ют со­бой За­кон и Про­ро­ки – два пер­вых и важ­ней­ших раз­де­ла Свя­щен­но­го Пи­са­ния. (По­дроб­нее о смыс­ле это­го яв­ле­ния смот­ри­те в мо­ей ста­тье о празд­ни­ке Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.)

Илия в на­род­ной тра­ди­ции и ико­но­пи­си

На­ши пред­ки с глу­бо­кой древ­но­сти бла­го­го­ве­ли пе­ред этим угод­ни­ком Бо­жи­им. В Ки­е­ве ещё до офи­ци­аль­но­го кре­ще­ния Ру­си бы­ла цер­ковь во имя Свя­то­го Про­ро­ка Илии (упо­ми­на­ет­ся в «По­ве­сти вре­мен­ных лет» под 944-м го­дом).

Но в по­лу­язы­че­ской сла­вян­ской тра­ди­ции (от ко­то­рой мы до сих пор не мо­жем из­ба­вить­ся) Илия – мо­гу­чий и гроз­ный рас­по­ря­ди­тель са­мых страш­ных и бла­го­де­тель­ных сил при­ро­ды. Он по­сы­ла­ет на зем­лю мол­нию, гре­мит по небу, разъ­ез­жая в сво­ей ко­лес­ни­це, ка­ра­ет тём­ные адские си­лы, низ­во­дит на по­ля дождь и да­ёт им пло­до­ро­дие. В од­ном древ­не­рус­ском сбор­ни­ке на­хо­дим та­кое объ­яс­не­ние: «Мол­ния есть си­я­ние ог­ня су­ща­го ввер­ху на твер­ди; небес­ный же огонь, то ты ра­зу­мей огнь су­щий, его же Илия мо­лит­вою сведе на по­ле­на и на все­со­жже­ние. Се­го ог­ня си­я­ние есть мол­ния». Ко­рот­ко и яс­но! С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства сла­вяне воль­но или неволь­но отож­де­стви­ли свя­то­го про­ро­ка Илию с Пе­ру­ном, ко­то­ро­го на­ши пред­ки так­же счи­та­ли глав­ным рас­по­ря­ди­те­лем гро­ма, мол­нии, до­ждя и дру­гих яв­ле­ний сти­хии.

В от­ли­чие от дру­гих празд­ни­ков, в «Ильин день» не со­вер­ша­ли ка­ких-ли­бо зна­чи­тель­ных об­ря­дов; в то же вре­мя к это­му дню при­уро­че­но мно­же­ство ве­ро­ва­ний, ка­лен­дар­ных и хо­зяй­ствен­ных при­мет, за­пре­тов. Боль­шин­ство из них свя­за­ны с сель­ско­хо­зяй­ствен­ным ка­лен­да­рём, а сам этот день, как пра­ви­ло, сов­па­дал с на­ча­лом жат­вы. «До Ильи поп до­ждя не умо­лит, по­сле Ильи ба­ба фар­ту­ком на­го­нит», – чи­та­ем мы в сло­ва­ре Вла­ди­ми­ра Да­ля. И еще: «Илья-про­рок два ча­са свет­ло­го вре­ме­ни уво­лок», «Ильин день до обе­да – ле­то, по­сле обе­да – осень», «Илья ле­то кон­ча­ет». Груст­но, но это так, не за го­ра­ми – «Пер­вый Спас», дей­стви­тель­ный пред­вест­ник осе­ни.

Рус­ская ико­но­гра­фия Илии слож­на и раз­но­об­раз­на. На­ря­ду с еди­но­лич­ны­ми об­ра­за­ми Илии сре­ди дру­гих про­ро­ков (рос­пи­си ку­по­лов хра­мов, ико­ны про­ро­че­ско­го ря­да ико­но­ста­са), ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ком­по­зи­ции, имев­шие про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние. Чу­дес­ное «Корм­ле­ние про­ро­ка Илии во­ро­ном» (3Цар.17:2-6) – это вет­хо­за­вет­ный про­об­раз но­во­за­вет­ной Ев­ха­ри­стии, а «Ог­нен­ное вос­хож­де­ние Илии на небо» (4Цар.2:8-14) – это ука­за­ние на Воз­не­се­ние Иису­са Хри­ста. Пред­став­ле­ние об Илии как об од­ном из пер­вых оби­та­те­лей рая за­пе­чат­ле­но в ико­нах «Вос­кре­се­ние-Со­ше­ствие во ад», где он вме­сте с Ено­хом встре­ча­ет вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков у рай­ских врат.

Ли­те­ра­ту­ра: Цвет­ков В. Жи­тие св. про­ро­ка Илии. М., 1900; Ма­ка­ши­на Т. С. Ильин день и Илия-про­рок в на­род­ных пред­став­ле­ни­ях и фольк­ло­ре во­сточ­ных сла­вян // Об­ря­ды и об­ря­до­вый фольк­лор. М., 1982. С. 83–101; Горш­ко­ва В. В. Служ­ба И. Про­ро­ку и ико­на «Илия Про­рок» из со­бра­ния Яро­слав­ско­го ху­до­же­ствен­но­го му­зея // Ли­тур­гия, ар­хи­тек­ту­ра и ис­кус­ство Ви­зан­тий­ско­го ми­ра. СПб., 1995 (Ви­зан­ти­но­рос­си­ка. Т. 1). С. 138-146. Цер­ков­но-на­род­ный ме­ся­це­слов на Ру­си И. П. Ка­лин­ско­го. М., 1997. С.149–152.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Кто такой Илья-пророк: история праздника

Пророк Илия (на Руси его называли Илья-пророк) почитается во всех авраамических религиях (в иудаизме, христианстве, исламе). Пророк был известен с глубокой древности, он славился строгой набожностью, последовательным отстаиванием идеи единобожия, нетерпимостью к язычеству и нарушению божественных заповедей.

В связи с этим у Илии возник конфликт с тогдашним царем Израиля Ахавом, который находился под сильным влиянием своей жены-язычницы — финикиянки Иезавель, даже имя которой считается символом распутства.

Илия в своих требованиях строгого почитания единого Бога был непреклонен, он не позволял Иезавели соблазнять израильтян языческими культами. За это пророк подвергался преследованиям и был вынужден скрываться от гнева распутной царицы в пустыне. Господь укрепил дух и силы Илии, благодаря этому пророк сумел добиться возвращения Ахава и всех израильтян к истинной вере, а распутница Иезавель погибла страшной смертью.

Легенда гласит, что после окончания своего земного служения Илия был живым поднят в небесные божественные чертоги на огненной колеснице (эту сцену часто изображают на иконах и в религиозной живописи). На Руси пророк почитался как «заведующий» громами и молниями, который может сурово наказать нечестивцев и ослушников, вплоть до испепеления грешников.

«Ильин день». Пророк Божий Илия. Церковный календарь на 2 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

2 августа (20 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Понедельник 7-й седмицы по Пятидесятнице (седьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование дня Пророка Божия Илии, а также память ещё 17 святых и трёх святынь. Коротко расскажем о них.

Пророк Божий Илия. Ветхозаветный святой IX столетия до Рождества Христова. Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его борьба с идолослужителями напоминала самую настоящую войну.

Так, во время жертвоприношения на горе Кармель, устроенного с целью сравнения могущества Бога-отца и языческого божества Ваала, жрецы потерпели полное поражение и были собственноручно казнены пророком. Сам же святой пророк Божий Илия в конце своей земной жизни был взят на Небеса живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11).

Читать еще:  Именины Артема: день ангела по церковному календарю 2020

Подробнее о пророке Божием Илии и о московском храме, посвящённом этому великому ветхозаветному святому, вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской. Русский святой XIV века от Рождества Христова, ученик и сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского, один из первых священнослужителей будущей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Именно преподобный Сергий в 1350 году благословил отца Авраамия отправиться в Галичские земли проповедовать Слово Божие языческим чудским племенам.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской. Фото: pravoslavie.ru

Согласно строкам Жития, поселившись в пустынном месте, святой Авраамий по откровению перешёл на гору, где обрёл чудотворную икону Божией Матери, сиявшую неизреченным светом. О явлении этого образа узнал Галичский князь Димитрий, по просьбе которого преподобный Авраамий принес икону в Галич. Князь Димитрий помог святому старцу основать близ Чухломского озера обитель в честь Пресвятой Богородицы. Затем преподобный Авраамий основал ещё два монастыря в Галичских пределах, после чего отошёл ко Господу в 1375 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Афанасий Брестский (память обретения и перенесения его честных мощей в 1649 году от Рождества Христова). Русский святой XVII столетия, активный борец против Брестской унии – попытки подчинить все православные епархии Западной Руси Римско-католической церкви. Подробнее об этом христианском подвижнике вы можете узнать из нашего материала «Твердыня Руси», опубликованного на страницах Царьграда.

Сегодня же совершается память многих святых из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за Христа в годы советских богоборческих гонений. Среди них – священномученики Константин Словцов и Николай Удинцев, пресвитеры, погибшие в 1918 году. Священномученики Александр Архангельский, Георгий Никитин, Кирилл Вязников, Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский и Феодор Яковлев, пресвитеры, а также преподобномученики Тихон (Кречков), Георгий (Пожаров), Косма (Вязников) и мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников, страдальчески отошедшие ко Господу в 1930 году. Кроме них, в годы большевистских гонений 2 августа погибли священномученик Алексий Знаменский, пресвитер1938 году), и преподобномученик Феодор (Абросимов)1940 году).

Также сегодня празднуется день трёх чудотворных образов Пресвятой Богородицы: Оршанской (явлена в 1631 году от Рождества Христова), Чухломской, или Галичской (явление произошло в 1350 году) и Абалацкой («Знамение») (явлена 1637 году) икон Божией Матери.

Поздравляем православных христиан с Ильиным днём и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

День памяти святого пророка Божия Илии

2 августа совершается память святого пророка Божия Илии.

История жизни святого Илии (1-я половина IХ в. до Р.Х.) описана в 3-й и 4-й Книгах Царств. Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения святого Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Пророк родился в городе Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских» – 3Цар.17,1), носил волосяную одежду с кожаным поясом (4Цар.1,8). Его пророческое служение происходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874-853) и Охозии (853-852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в нем широко распространился культ Ваала.

Илия был послан на пророческое служение после того, как израильский царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью. Брак имел политические цели – усиление Израиля в его противостоянии с Сирией (3Цар.16,29-31). В это время Ахав «стал служить Ваалу» и построил ему храм в столице Израильского царства Самарии (3Цар.32-33), чтобы сделать город религиозным центром, который мог бы конкурировать с Иерусалимом. Теофорные имена сыновей Ахава (Охозия, Иорам) и присутствие при его дворе пророков Яхве (3Цар.22,6) указывали на то, что Ахав еще не окончательно отказался от истинной веры. Но согласно строгому монотеизму, который исповедовал Илия, действия Ахава являлись отступничеством от веры в единого истинного Бога, карой за это стала 3-летняя засуха (3Цар.17,1).

В период гонений царицы Иезавели только 100 пророков Божиих благодаря заступничеству царедворца Авдия (3Цар.18,4) осталось в живых. Илия скрывался у потока Хораф к востоку от Иордана, и вόроны приносили ему пищу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финикийскую Сарепту (ныне Эс-Сарафанд). Близ города он встретил вдову и попросил дать ему воды и лепешку. Та ответила, что в доме осталось совсем мало муки и масла. Илия пообещал ей, что мука и масло не иссякнут в ее доме. Слова пророка чудесным образом исполнились. Когда от болезни умер сын вдовы, Илия обратился к Богу с просьбой воскресить отрока. Увидев сына живым, вдова поверила в то, что перед ней подлинно пророк Божий (3Цар.17,24).

После 3 лет засухи Бог призвал пророка Илию встретиться с Ахавом (3Цар.18,1). Илия обвинил царя в том, что его покровительство культу Ваала и забвение единого Бога стали причинами бедствия. Пророк предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил состязание между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, какой Бог является истинным. Для этого необходимо был построить 2 жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес (3Цар.18,21-24), положил на него дрова и рассеченного тельца и выкопал вокруг него ров. Восстановление Илией жертвенника на горе Кармил имело политическое значение: после уничтожения последнего жертвенника гора не рассматривалась как территория Израиля, почитавшего Бога Яхве. Поэтому восстановление жертвенника стало знаком возвращения утраченного (политического и религиозного) контроля над этой местностью.

Илия попросил вылить на жертвенник много воды, чтобы заполнить ров. Он обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, уничтоживший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника, и ров с водой (3Цар.18, 36-38). При виде этого народ исповедал Яхве истинным Богом. Пророк приказал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и убил их у потока Киссон (3Цар.18,39-40). После того как пошел дождь, который предрек Илия, пророк бежал впереди повозки царя всю дорогу до Изрееля (3Цар.18,41-46).

Спасаясь от гнева царицы Иезавели, за убийство служителей Ваала (3Цар.19,1-2), пророк ушел в пустыню, где просил у Бога смерти, но ангел принес ему пищу для поддержания сил, необходимых для 40-дневного похода к горе Хорив (Синай) (3Цар.19,3-8). В пещере на горе, где Моисею были даны скрижали закона, Бог обратился к Илии и явился ему после сильного ветра, землетрясения и огня в «веянии тихого ветра». Пророк предстоял Богу, его лицо было закрыто милотью (верхней одеждой) (3Цар.19,11-13). Бог призвал его вернуться обратно и сделать то, что он скажет: «…помажь Азаила в царя над Сириею», Ииуя – «в царя над Израилем» (основатель новой династии, которая пришла на смену Омридам), а Елисея – «в пророка вместо себя» (3Цар.19,15-16). Илия исполнил все повеления Бога и, придя в Израиль, призвал Елисея себе в ученики, бросив на него свою милоть (3Цар.19,19-21).

Илия предрек Ахаву гибель его самого и всей династии за совершенное царем беззаконие по отношению к Навуфею, который не согласился продать принадлежавший ему виноградник на границе с землей царя Ахава (3Цар.21, 1-3). По наущению Иезавели после ложного обвинения в богохульстве Навуфей был побит камнями, и Ахав вступил во владение землей убитого (3Цар.21,4-16). Илия встретил царя в винограднике и предсказал гибель его и всей его семьи. Но поскольку Ахав раскаялся в содеянном, Бог предвозвестил, что наказание за беззаконие совершится после смерти царя, во время правления его сына (3Цар.21,17-29).

Когда сын Ахава Охозия во время болезни обратился к идолу Вельзевулу за предсказаниями, Илия послал сказать ему, что он будет наказан за это смертью (4Цар.1,2-6). Охозия дважды посылал к Илии по 50 воинов, чтобы арестовать пророка, но воины погибали от сошедшего с небес огня. С 3-й полусотней воинов пророк пришел к царю и предсказал ему близкую кончину, что вскоре исполнилось (4Цар.1,9-17).

Завершением земного пути пророка Илии стало его вознесение на небо в колеснице (4Цар.2,1-11). Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который они перешли после того как Илия ударил по воде своей милотию и заставил реку расступиться. Елисею было заранее известно, что Илия будет взят на небо (4Цар.2,3). Он просил Илию о том, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар («дух») его учителя. Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него милоть и наследовал его пророческий дар (4Цар.2,12-15).

Читать еще:  День православной книги: история праздника, традиции

Пророчество Илии о семье Ахава сбылось как в отношении самого царя (3Цар.22,38), так и в отношении его жены Иезавели (4Цар.9,36-37) и всех его детей и родственников (4Цар.10,10-17). Иудейский царь Иорам (зять Ахава) получил впоследствии от Илии письмо, в котором пророк предрек гибель его и всей его семьи в наказание за нечестивый образ жизни (2Пар.21,12-19).

Библейская критика рассматривает рассказ об Илии в 3-й и 4-й книгах Царств как соединение различных повествований о пророке в рамках второзаконнической истории, т.е. комплекса текстов, находящихся в зависимости от богословия и концепции истории, изложенной в книге Второзаконие. Основой повествования о пророке Илии является рассказ о засухе и о победе Илии как пророка Божия над жрецами Ваала. С этим рассказом связаны истории об откровении Бога на горе Хорив, о винограднике Навуфея и о том, как Бог забирает Илию на небеса. Первоначальный свод рассказов об Илии возникает в VIII в до Р.Х., после чего редактируется в контексте второзаконнической историософии.

Согласно ей, в Израиле после смерти Моисея сохранялось преемственная линия пророков, которая восходит к законодателю, и в соответствии с ней Илия передает свой пророческий дар Елисею. Истории этих пророков тесно переплетены в 3-й и 4-й книгах Царств. Образ Илии во многом сходен с образом Моисея: пророк такой же бескомпромиссный борец за веру в единого Бога против распространившегося культа Ваала, как и Моисей; Бог обращался к Илии на горе Хорив (совпадет время, которое находился на пути к Хориву Илия и 40-дневное пребывание Моисея на Хориве (Синае) (Исх.24,18; Втор.4,10-15), чтобы получить откровение от Бога «в веянии тихого ветра», как некогда Бог являлся Моисею на той же горе (Исх.33,18-23). Образы Моисея и Илии, великого законодателя и великого пророка, получают новое осмысление в последующей христианской и иудейской литературе.

В послепленный период с пророком Илией начинают связывать эсхатологические ожидания. В Книге пророка Малахии (4,5-6) говорится о том, что перед наступлением Дня Господня, т.е. конца мира, Бог пошлет Илию, чтобы тот «обратил сердца отцов к детям и сердца детей к отцам». В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, приводится гимн пророку Илии, в котором сказано, что тот восстал «как огонь» и «слово его горело, как светильник», – образы, основанные на тексте из Мал.4,1, где День Господень представляется как «горящая печь». Автор книги повторяет пророчество Малахии и возвращении Илии в конце дней (Сир.48,10) и утверждает, что будут благословенны те, кто увидят пророка (48,11). Исполнение предназначения Илии – собрать воедино разрозненные колена Иакова (Сир.48,10) – связывается с образом Раба Господа, наделенного чертами Мессии конца дней (Ис.49,6). В послепленном иудаизме рассказ о том, что земной путь пророка Илии завершился вознесением на небеса (в 4Цар.2,15-18 подчеркивается отсутствие гроба пророка), продолжается описанием ожидания его возвращения в конце дней: он должен приготовить живущих к Божию суду и мессианской эре.

О значении образа пророка Илии в новозаветную эпоху свидетельствуют 30 аллюзий на события его жизни в Новом Завете, которые осмысляются в свете евангельского повествования об Иисусе Христе как о пришедшем Мессии. В Иак.5,17-18 обращения Илии к Богу о начале и прекращении засухи (3Цар.17,1) приводятся как пример силы молитвы. На рассказ о засухе в связи с образом пророка Илии есть ссылка в Откр.11,6. Апостол Павел в Рим.11,2-4 приводит разговор Бога с Илией (3Цар.19,18), в котором Бог говорит о 7 тысячах мужей в Израиле, не впавших в идолопоклонство. Апостол Павел называет их «остатком» иудеев, уверовавших в Иисуса Христа.

Особенно много прямых и скрытых аллюзий на историю Илии в Евангелии от Луки. Иисус во время проповеди в Назаретской синагоге приводит рассказ о воскресении пророком сына вдовы в Сарепте (Лк.4,25-26). Сокрушаясь о том, что жители Его родного города на принимают Его, Христос указывает на Илию как на пример того, как Бог проявляет Свою милость не только к избранному народу, но и к окружающим его язычникам. Иисус совершает чудо воскрешения сына вдовы, после чего народ воспринимает Его как «великого пророка», который «восстал» в Израиле (Лк.7,11-17). Чудесное деяние Христа предстает своего рода повторением чудес, совершенных пророками Илией (3Цар.17,17-24) и Елисеем (4Цар.4,32-37). Таким образом, Христос выступает наследником и продолжателем традиции 2 великих пророков. Ученики предлагают Иисусу свести огонь на одно из селений в Самарии, которое не принимает их, и указывают на то, что в такой же ситуации сделал Илия (4Цар.1,9-16), следовательно, они воспринимают Христа как нового Илию. Но Спаситель отказывается исполнить их просьбу, говоря, что это не соответствует «духу» Его земного служения (Лк.9,52-55). Христос избирает одного из учеников, после чего тот просит позволить ему проститься с домашними, однако Иисус запрещает ему, говоря, что для Царства Небесного непригоден тот, кто кладет руку свою на плуг и смотрит назад (Лк.9,61-62). Этот эпизод напоминает историю избрания Илией Елисея в 3Цар.19,19-21, однако требования Иисуса оказываются более жесткими.

С образом пророка Илии в Новом Завете, как правило, связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Иисус и Его ученики в Мк.9,11-13 и Мф.17,10-12 свидетельствуют о распространении этих ожиданий (основанных на Мал.4,5) в среде законоучителей в новозаветное время. Иисус упоминает о явлении Илии перед приходом Мессии и добавляет, что это уже совершилось (Мк.9,13), указывая на Иоанна Предтечу, не есть ли он Илия, однако Иоанн каждый раз отвечает отрицательно (Ин.1,21-25). Сам Иоанн обращается к Иисусу с вопросом, Он ли Мессия (Мф.11,3). Однако для Иисуса и его учеников Иоанн Предтеча является пришедшим Илией, который своим появлением свидетельствует о начале мессианской эры. В Лк.1,17 ангел возвещает отцу Иоанна Захарии, что его сын будет обладать «духом и силой Илии» и «возвратит сердца отцов детям», прямо цитируя слова из Мал.4,6.

Неоднократно Самого Иисуса Христа рассматривали в качестве Илии. Так, на вопрос, что о нем думают люди, ученики Христа отвечают, что некоторый считают Его Илией (Мф.16,14; Мк.6,15; 8,28 и Лк.9,8). Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служении. Только после того, как его проповедь в Назарете не имела успеха. Он говорит, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве», вот и Илия не был послан ни к одной из вдов израильских, а был направлен в Сарепту (Лк.4,25-26). В Мк.15,34-36 и Мф.27,46-49 слова Христа на кресте (текст из Пс.21,2) истолковываются слушателями как призыв к пророку Илии, что дает им повод для насмешек.

Илия является вместе с Моисеем во время Преображения. В новозаветную эпоху Ветхий Завет определялся выражением «закон и пророки», символическим отражением которого выступают Моисей и Илия, наиболее ревностный борец за исполнение закона во время отпадения Израиля от единого Бога. Кроме того, в эллинистическом иудаизме существовали 2 традиции, связанные с мессианской эпохой. По одной, отраженной в Ветхом Завете, этой эпохе должно предшествовать появление Моисея и Илии (Мал.4,5-6 об Илии и Втор.18,15-19 о Моисее). Представители 2-й традиции, типичной для эллинско-иудейской литературы (3Езд.6,26), видели провозвестников Мессии в Илии и Енохе. Однако в евангельском рассказе Иисусу как пришедшему Мессии являются именно Илия и Моисей. Та же традиция, возможно, находит отражение в Откр.11,3-6, где говорится о 2 «свидетелях», которых Бог посылает в конце времен. Они остаются неназванными, однако косвенно указано, что речь идет именно об Илии и Моисее (некоторые отцы Церкви, впрочем, видели здесь указание не на Моисея, а на Еноха).

В творениях отцов Церкви ни один из ветхозаветных пророков не упоминается так часто, как Илия. Основой для раннехристианской литературы служат как ветхозаветный рассказ о жизни пророка и совершенных им чудесах, которые трактуются аллегорически и типологически, так и новозаветные тексты. В Новом Завете история его жизни толкуется как прообраз событий земной жизни Иисуса Христа. Впоследствии эти традиции развиваются в патристической экзегезе. Так, святой Ириней Лионский пишет о явлении Бога пророку на Синае в виде «веяния тихого ветра». Он считает, что таким образом Бог преподал урок Илии, горевшему негодованием на беззакония, совершаемые народом: пророк должен быть снисходительнее и милосерднее к людям. Пророку Илии посвящено много святоотеческих риторических произведений: Слово преподобного Ефрема Сирина, Песнь о чудесах Илии и Елисея святого Григория Богослова, Три похвальных слова святителя Иоанна Златоуста и другие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector