0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Богородицы Урюпинская

Икона Богородицы Урюпинская

Урю­пин­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дил­ся в ста­ни­це Урю­пин­ской, рас­по­ло­жен­ной на ре­ке Хо­пре. Он хра­нил­ся в мест­ном хра­ме в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шло 8-го июня 1827 го­да, по­сле че­го она несколь­ко лет хра­ни­лась в ке­лье од­ной хри­сти­ан­ской по­движ­ни­цы – Ири­ны Ла­за­ре­вой, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на в ста­ни­цу Урю­пин­скую сна­ча­ла на цер­ков­ную пло­щадь на­про­тив По­кров­ской церк­ви, а в 1854 го­ду – в сам храм. В По­кров­ской церк­ви она хра­ни­лась в рез­ном по­зо­ло­чен­ном ки­о­те.

Об об­сто­я­тель­ствах яв­ле­ния свя­той ико­ны по­вест­ву­ет сле­ду­ю­щее до­не­се­ние Ла­за­ре­вой:

«В 8 день июня 1827 го­да мы вне­зап­но усмот­ре­ли на де­ре­ве, рас­ту­щем на на­гор­ной сто­роне на­ше­го Урю­пин­ско­го юр­та, ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри без вся­кой над­пи­си ее на­име­но­ва­ния. Мы то­гда же до­ве­ли о сем до све­де­ния мест­ных свя­щен­ни­ков и ста­нич­ных пра­ви­те­лей и пе­ре­нес­ли ее в свое жи­ли­ще, где и мо­ли­лись. Со­жи­тель­ство­вав­шая со мной де­ви­ца одер­жи­ма бы­ла до то­го 24 го­да неду­гом, и я са­ма бо­ле­ла бо­лее 24 лет, стра­дая от ран в обе­их но­гах. Од­на­жды мы дол­го мо­ли­лись об из­бав­ле­нии от одер­жа­щих нас бо­лез­ней. и через неде­лю по­лу­чи­ли про­си­мое. Этот са­мый об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­лял­ся в сно­ви­де­нии неко­то­рым боль­ным, и те с ве­рой при­бе­га­ли к нему и по­лу­ча­ли ско­рое в бо­лез­нях сво­их ис­це­ле­ние. Слух о чу­де­сах сих стал рас­про­стра­нять­ся в на­ро­де, по­сле че­го свя­щен­но­слу­жи­те­ли Урю­пин­ской ста­ни­цы пе­ре­нес­ли ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри в при­ход­скую По­кров­скую цер­ковь».

С 1854 го­да и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни чу­до­твор­ная ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы г. Урю­пин­ска – един­ствен­ном го­род­ском хра­ме, ко­то­рый не по­стра­дал в со­вет­ское вре­мя. За эти го­ды она не раз спа­са­ла го­род от «мо­ро­вой яз­вы», ис­це­ля­ла страж­ду­щих. На ме­сте, где явил­ся об­раз, за­бил ис­точ­ник с це­леб­ной во­дой. В го­ды бо­го­бор­че­ства его два­жды пы­та­лись за­ко­пать, но тщет­но.

УРЮПИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Урюпинская икона Божией Матери

Урюпинская икона Божией Матери

Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище, называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу Урюпинскую, входящую в область Войска Донского.

В 1854 году икона была поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые молились перед образом и получили исцеления.

21-го октября 1856 года на имя местного высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение:

При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов.

Ежегодно 8 июня из Покровской церкви совершался многотысячный Крестный ход к месту обретения иконы. Здесь, на Святых горах, у родника была устроена часовня. Последний крестный ход сюда был совершен в 1927 году, когда праздновался столетний юбилей иконы. Затем крестные ходы запретили, саму местность переименовали в Комсомольские горы, а часовню передали устроенному здесь санаторию.

Паломничество к иконе ненадолго возобновилось во время Великой Отечественной войны, но затем вновь было прекращено. Традиция совершать крестные ходы с чудотворным Урюпинским образом Божией Матери возродилась с назначением в Волгоградскую епархию митрополита Германа (Тимофеева) в 1991 году.

Явилася еси на древе в Донской земли, / благодатная Твоя икона, Богородице, / больныя исцеляти, заблуждшия обращати; / тем же умильно молимся Тебе: / избави град наш от всякаго зла / и спаси люди, к Тебе притекающия.

Описание образа и его значение

При взгляде на лик святой возникает ощущение теплоты и благостного света. Богоматерь изображена без печати боли и страданий. Дитя восседает на руках Богоматери, и в его лице тоже нет ни следа от тягостных дум. Значение иконы – полное доверие. Здесь нет надежды, а есть прощение, исцеление. Красное покрывало на коленях и сверкающая белизной рубашка подчеркивают миссию Спасителя.

Прихожане не раз свидетельствовали, что в молитвенных обращениях к иконе Урюпинской на них снисходило благоволение и покой . Люди возвращались к делам с обновленной душой, верой.

Тихая радость и благодать в ликах Матери и Дитя

В доказательство чудодейственной силы иконы Богоматери Урюпинская составлены целые списки исцелений:

  1. Избавился от падучей. Помогли купания в целительном источнике 18 августа 1880 года. А. И. Миронов, казак из станицы Михайловской.
  2. Девочки Зина 5 лет и Прасковья 16 лет исцелились от слабоумия и лихорадки. Младшая по возвращении в хутор Беспалов начала держать голову прямо, говорить связно. Афиногенова Е.П. Подтвердил священник Покровской церкви. Датировано 8 июня 1883 г.
  3. Исцелился от камней в мочевом пузыре после 5 лет лечения в Новохоперской больнице. Врачи признали болезнь неизлечимой и посоветовали не тратить деньги. Мать привезла мещанина И. Дурасова к источнику и образу Богоматери Урюпинской. После чтения молебна и омывания тела рядом с источником урина начала чиститься. Страшные боли мещанина пошатнули веру в Богоматерь, но после возвращения на место жительства камни из урины вышли вовсе, что подтвердили доктора больницы. Подписано 29 июля 1889 г.
  4. Урядник Луковской станицы С. Вуколов с 12 лет страдал от расслабления мышц. Недуг проходил приступообразно и приводил к полной неподвижности и онемению тела. После молебна перед иконой Богоматери Урюпинской урядник почувствовал большое облегчение. Через 15 дней исцелился полностью и 15 июня 1890 года, приехавши здоровым в станицу, отслужил перед Ея иконою молебен. Подтверждено священником и писарем храма.
  5. Ребенок 4 лет Мария исцелилась от бельм на обоих глазах. Родитель мещанин А.М. Яковлев возил дочь в Борисоглебскую больницу к докторам Захарьевскому, Тенчинскому. Врачи отказались лечить девочку, и за время с 6 месяцев до 4 лет дитя ослепло окончательно. Открывая веки дочери, родители видели вместо зрачков одно мясо, облитое кровью. Потерявши надежду на помощь медиков, отвезли ребенка в станицу – молиться явленной чудодейственной иконе Урюпинской Богоматери. Отслуживши молебен, священник отправил прихожан на квартиру, где они сели пить чай. Мария лежала, завернутая в одеяла, но вопреки обыкновению, не кричала от боли. Через час с четвертью дочь открыла глаза и попросила «больших» сказать что-то. Ребенок полностью исцелился и прозрел, но узнать родителей девочка могла только по голосам. Записки подтверждены 1891 годом священником Покровского храма с припиской: «Мария 11 лет учится в женском училище и недуга глазного более не испытывает».

Таких записок очень много, полный реестр хранится в месте нахождения святого лика Богоматери. Люди, доктора и священнослужители неоднократно подтверждают исцеление детей и взрослых от водянки, «расширения сердца», «грудной жабы», удушья и еще огромного количества заболеваний. Лик Богоматери с Дитем помогал избавиться от заболеваний кожи и внутренних органов, люди буквально вставали на ноги.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

К 300-летию Полтавской битвы

Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона.

Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.

Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю.

«Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков».

Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем.

Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе. В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.

Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.

Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек. Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости.

Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк.

В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран.

Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась.

Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов. Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани. Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины.

Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко. Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия.

Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта.

«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие. По своему маловерию мы не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его Пречистую Матерь. Но Господь Бог не оставляет и нас, а особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию очищает наши сердца для сближения с истиной.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской. На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом. Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

Читать еще:  Икона святой Людмилы: история, значение, в чем помогает и как молиться
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector