0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Пресвятой Богородицы; Старорусская

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Старорусская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Интересно, многие ли верующие знают икону Божией Матери, которая именуется «Старорусская»? А между тем эта икона считается самой большой выносной иконой в мире (!): 272 см в высоту и 202 см в ширину. 1 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный возвращению древней иконы на родину – в город Старая Русса. Немало загадок ореолом таинственности окружает именно этот лик Пресвятой Богородицы. О некоторых загадках «Прихожанин» решил рассказать своим читателям.

Загадка № 1. Происхождение чудотворной иконы

Старая Русса – древний и уютный город, расположившийся в 100 километрах от Великого Новгорода близ озера Ильмень, где река Порусья впадает в реку Полисть. Когда появился этот город, неизвестно, археологи спорят о IX-X веках, но возможно здешнее поселение значительно древнее. Многие исследователи подчеркивают, что, согласно древнему «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», этот город был назван в честь легендарного героя по имени Рус. Если верить этому древнему источнику, два легендарных брата, своей родословной восходящие к сыну Ноя – Афету и являющиеся прямыми потомками князя Скифа, основали по берегам озера Ильмень два поселения и назвали их в свою честь – Словенск Великий (позже ставший Великим Новгородом) и Русу.

К слову сказать, до середины XVI века город так и назывался – Руса. Потом к названию прикрепилось слово Старая, указывающее на древность этого города, и чтобы можно было отличать от других поселений, которые назывались Новая Руса. Позже, уже в XIX-XX века, в слове Руса появилась и вторая буква «с», и город стал именоваться на привычный нам сегодня манер – Старая Русса.

Первая загадка, касающаяся иконы Пресвятой Богородицы «Старорусская», связана с ее появлением в городе. Существуют две версии. Согласно первой, икона, написанная византийскими иконописцами, поначалу находилась в древнегреческом городе Ольвиополь близ Херсонеса. Но, когда в 1470 году на Византию напали турки и крымские татары, жители города, боясь, что икона подвергнется поруганию со стороны иноверцев, решили отправить ее к православным русам, в город с таким же названием. Преодолев почти полторы тысячи километров, икону привезли в Русу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре.

Согласно второй версии, эта икона Божией Матери якобы впервые появилась в селе Выдропужске (Выдропусске), где жители молились ее образу в храме святого великомученика Георгия Победоносца. А уже из этого села икону якобы ненадолго перевезли в Русу, где она и осталась.

Обе эти версии несколько озадачивают. Если верить первой, то не совсем понятно, зачем надо было отправлять святую икону в столь дальний путь, как говорится, «за тридевять земель». В этом случае оставалось весьма мало шансов, что икона когда-нибудь вернется обратно в Ольвиополь. Если же говорить о второй версии, то возможно в этом случае могла произойти банальная путаница, потому что в селе Выдропужске была своя знаменитая чудотворная икона – «Одигитрия» Божией Матери «Выдропусская», внешне очень похожая на икону Богородицы «Старорусская». Так что тайну настоящего происхождения этой иконы мы, вероятно, никогда и не раскроем.

Загадка № 2. Тяжба двух городов

Вторая загадка связана с великой тяжбой, которая возникла между двумя городами – Русой и Тихвином, – на предмет, кому владеть этой чудотворной иконой.

У этой тяжбы есть своя предыстория. В 1570 году в Тихвине и его окрестностях вспыхнуло страшное моровое поветрие. И тогда тихвинцы обратились с нижайшей просьбой к жителям Старой Русы дать им святую икону, чтобы с ее помощью победить страшную эпидемию. В качестве временной замены тихвинцы предлагали копию своей знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери. Рушане (жители Русы) согласились отдать свою святыню на время.

Когда древнюю икону Божией Матери доставили и обнесли вокруг города Тихвина и ближайших сел и деревень, страшный мор действительно прекратился. Тихвинцы обрадовались, что Пресвятая Богородица спасла их город от эпидемии и решили… не возвращать в Старую Русу эту чудотворную икону, а оставить ее себе. И поместили «Старорусскую» икону Богородицы в Успенском соборе Тихвинского монастыря рядом со своей драгоценной реликвией – Тихвинской иконой. Вот и получается, что тихвинцы отплатили рушанам за доброту черной неблагодарностью.

Жители Старой Русы ждали, ждали, когда же их святыня вернется в родной город, и это ожидание растянулось почти на 200 с лишним лет. Когда же, по прошествии столь длительного срока, они, наконец, осознали, что жители Тихвина не намерены отдавать чужую реликвию, они решили обратиться за помощью к властям. И в 1805 году стали активно ходатайствовать, прося высшие государственные и церковные власти вмешаться в этот спор и помочь вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу.

К кому только за поддержкой они ни обращались! К митрополиту Новгородскому Амвросию (Подобедову), к епископу Старорусскому Евгению (Болховитинову), в Святейший Синод и даже к императору Николаю I. Рушане даже обещали, что предоставят жителям города Тихвина взамен точную копию со святой иконы, украшенную золотом и драгоценностями. Но всё было напрасно. И император, и Священный Синод подтверждали, что данная икона Богородицы, несомненно, является собственностью жителей Старой Русы, но тихвинцы держались упрямо: не отдадим ее – и точка!

Восемьдесят с лишним лет длилась эта тяжба двух городов, пока, наконец, очередное прошение жителей Старой Русы не попало на стол к великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну императора Александра II. Когда-то князь отдыхал на старорусском курорте, и ему там чрезвычайно понравилось, а потому он решил поддержать прошение рушан.

В итоге 7 мая 1888 года император Александр III утвердил свое решение с приказом вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу. 24 августа 1888 года сто с лишним жителей Старой Русы отправились в Тихвин за свой святыней. Взамен, как и обещали, рушане привезли точную ее копию с равноценными украшениями.

К слову сказать, чтобы изготовить эту копию и богато украсить ее золотом и драгоценностями, жители Старой Русы в кратчайшие сроки собрали гигантскую по тем временам сумму – 14 500 рублей серебром.

Все 300 километров, что разделяют Старую Русу и Тихвин, рушане 18 дней (с 31 августа по 17 сентября) крестным ходом несли святыню на руках, совершая по пути благодарственные молебны. Подробное описание торжественного перенесения чудотворной иконы из Тихвина в Старую Русу оставил старорусский мещанин Петр Белянинов. Он, в частности, вспоминал, что, когда рушане выносили икону из храма, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел».

«Когда местные удалились, с великой радостью, – писал Петр Белянинов, – понесли мы святыню под пение певчих нашей Духовской церкви и любителей. Шли легко, словно летели, а над нами «Богородице прилежно ныне притецем. «, «Пресвятая Богородица спаси нас» и прочие стихиры. И так 18 дней, из них 16 в пути среди несмолкаемого торжества. Крестными ходами повсеместно встречали и провожали святыню».

Наконец 17 сентября (по старому стилю) 1888 года икона Божия Матерь «Старорусская» благополучно вернулась в родной город и была помещена обратно в Спасо-Преображенский монастырь. Вот как Петр Белянинов описывает этот последний торжественный день перехода: «17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ, о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрандцы (имеется в виду солдаты 86 Вильманстрандского полка, квартировавшегося в Старой Руссе – Ред.).

Читать еще:  Икона Иисуса Христа "Царь Славы": история, значение, в чем помогает и как молиться

Величественная икона как бы парила над многотысячной толпой. Колокольный трезвон плыл над городом. Чудное пение церковных хоров и звуки военного оркестра игравшего «Коль славен. «, дополняли чарующую картину. На пути — зелень, поздние цветы. На стенах домов флаги, гирлянды. На торжественно украшенной площади икону поставили на особое возвышение против ц. Александра Невского. Отец Владимир с архимандритом о. Мардарием и другими отслужили молебен. По Крестецкой и Троицкой улицам с крестом и хоругвями прошествовали до Спасо-Преображенского монастыря, поставили святой образ Старорусской Божией Матери на место, которое она занимала более трехсот лет назад! Со всех колоколен продолжал литься торжественный звон, духовой оркестр играл с небольшими перерывами. До тысячи приезжих богомольцев обедали и ужинали за столами, накрытыми на берегу Полисти недалеко от древнего храма».

…А четыре года спустя, в 1892 году, в Старой Руссе на территории Спасо-Преображенского монастыря специально для иконы-хранительницы города был выстроен названный в ее честь храм – Церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.

Загадка № 3. Почему отвернулся Христос?

А вот и третья загадка, самая, пожалуй, мистическая. Эта история произошла в 1787 году, за 100 лет до торжественного момента, когда рушане вернули свою святыню в родной город. Соборный староста Спасо-Преображенского монастыря в Старой Русе Иван Петрович Красильников, видя, что переговоры с тихвинцами ничего не дают, решил пойти другим путем – заказать копию чудотворной иконы.

Целый год нанятые им лучшие иконописцы жили в Тихвине и копировали образ Божией Матери. 4 мая 1788 года (кстати, 4 мая – второй праздник этой иконы, установленный в честь принесения копии святыни в Старую Руссу – Ред.) копию торжественно доставили в Старую Русу. Рушане крестным ходом под колокольный звон донесли ее до Воскресенского собора и поместили у правого клироса на второй колонне от западной стены.

Дальше происходит нечто поразительное и загадочное. Когда 100 лет спустя, в 1888 году, древний оригинал иконы Богоматерь «Старорусская», наконец, вернули жителям Старой Руссы, то оказалось, что чудотворная икона и ее копия совершенно не похожи друг на друга! Древняя икона, попавшая в Русу еще в XV веке, представляла собой «Одигитрию» и напоминала одновременно знаменитую Тихвинскую икону Божией Матери и Грузинскую Богородицу. А потому Младенец Христос на древней «Старорусской» иконе, находясь на левой руке Пресвятой Богородицы, обращал Свой взор к Матери Божией. На копии, написанной по заказу старосты Ивана Петровича Красильникова, Младенец Христос отворачивает Свой лик от Богородицы, в правой руке Он держит свернутый свиток, а левой благословляет.

Жители Старой Русы дивились такому несовпадению, гадали, гадали о причинах такой перемены, но тайна измененного образа знаменитой чудотворной иконы так и осталась неразгаданной.

В советские времена обе чудотворные иконы были разорены. Большевики разграбили святыни и похитили золотые оклады и драгоценности: золота и серебра на 16 фунтов, китайский жемчуг, множество драгоценных камней: топазов, гранат, бирюзы, аквамаринов… Разграбив иконы, советская власть сами образа передала в Старорусский краеведческий музей.

Во время войны, когда немцы оккупировали Старую Руссу, древняя икона Богородицы «Старорусская» таинственным образом исчезла. Как таинственным образом она явилась за пять столетий до этого, так и исчезла. Очень вероятно, что прихожане решили спрятать ее в каком-нибудь потаенном месте: в самой Старой Руссе или в близлежащих деревнях. Там она, возможно, и хранится до своего нового явления.

А вот копия, заказанная старостой Иваном Красильниковым, сохранилась. Немцы, которые на первых порах пытались заигрывать с населением на оккупированной территории, разрешили выставить копию святыни в открывшейся церкви. Позже, в период горячих сражений, когда было принято решение об эвакуации гражданского населения, вывезли из города и икону. Три года она находилась в Михайловском храме в городе Дно в Псковской области, а в 1946 году ее вернули в родной город.

Тем паломниками, которые захотят поклониться этой святыне, надо съездить в Старую Руссу, на улицу Георгиевская, 26, где в церкви Георгия Победоносца в левом нефе находится главная хранительница древнего русского города Старая Русса чудотворная икона Божией Матери «Старорусская».

Местонахождение иконы в настоящее время

Сейчас чудотворный образ находится в Старой Руссе в храме св. Георгия в киоте.

Существуют списки с иконы, они находятся:

  • в Тихвинском монастыре;
  • в Новгороде;
  • в селе Молочково Солецкого р-на Новгородской обл.
  • три списка – в Старой Руссе в разных храмах.

Дни празднования иконы Божией Матери «Старорусской»:

  • 17 мая;
  • 1 октября (день возвращения в Старую Руссу).

В дни празднования в Старой Руссе отмечается особое торжество, служатся две Литургии.

Сказание о Старорусской иконе Божией Матери

История о храме и двух иконах

Переданное общине старинное здание

Протоиерей Георгий Клапчук, настоятель Макариевского храма Торецка:

Моё священническое служение тесно связано с Божией Матерью, потому что первый храм, в котором я служил, был освящён в честь Тихвинской иконы Богородицы. Находится он в посёлке Дружба, недалеко от Торецка. Храм нетиповый — приспособленное здание бывшей столовой совхоза. Удивительно то, что он был построена крестообразно, более того: когда здание приспосабливали под храм, алтарь оказался в правильном месте, на восточной стороне. Никаких сведений о том, почему так получилось, мы не смогли найти. Я считаю, что это промысл Божией Матери.

В здании этом ничего не было, оно было полуразрушено, часть крыши текла. Мы перекрыли её шифером, обустроили. Много лет у меня была мечта: чтобы в храме был купол, который уводит взгляд человека ввысь, чтобы были в нём окошки — видел такой в Николаевском храме Святогорской лавры. Мечтать мечтал, но понимал, что в реальности это невозможно: посёлок небольшой совсем, людей мало, ктиторов нет.

Прошло десять лет, и наконец-то появился человек, который согласился нам помочь восстановить храм. Это был Николай Иванович Рыжков, который в своё время был председателем Совета министров СССР, а на тот момент — председателем Совета Федерации. Он был уроженцем посёлка, мы обратились к нему за помощью, и он не отказал.

В итоге мы пробурили хорошую скважину, на территории храма появился источник, освящённый в честь Божией Матери, были приобретены замечательные колокола, построена деревянная колокольня, которую Николай Иванович сам проектировал. А венчает храм купол — такой, о каком я мечтал. Верю, что это Матерь Божья проявила Свою милость и совершила такое чудо: в посёлке сейчас высится красавица-церковь.

На этом удивительная помощь Матери Божией нашему храму не закончилась. У одной прихожанки сын работал в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре в Москве. Он попросил игумению Викторину (Перминову), чтобы для нашего храма там написали икону Божией Матери «Тихвинская», и она дала на то своё благословение. Икона появилась ещё до реконструкции храма — большая и очень красивая. У меня до сих пор хранится справка о том, что монастырь передаёт этот образ в дар нашему храму.

Не могу не вспомнить ещё один любопытный случай. Отец моей жены тоже был священником. Он подарил ей старинный образ Божией Матери. На ней изображено явление Божией Матери и святителя Николая Георгию Пономарю.

Икона Пресвятой Богородицы «Беседная» получила своё название потому, что на ней изображены Пречистая Матерь и святитель Николай Мирликийский, которые беседуют с пономарём Георгием. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Божией Матери — в 1383 году, когда Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над храмом в Её честь, освящённом в Тихвине, поставили не железный, а деревянный крест. — Прим. ред.

Эта икона хранится в нашей семье до сих пор. Отец Валерий подарил её моей супруге ещё до того, как мы с ней познакомились. Промыслительно то, что я Георгий, и рукоположили меня в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Для нашей семьи это чудо.

Читать еще:  Икона святой Варвары: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

«Молись — Божия Матерь услышит!»

В субботу пятой седмицы Великого поста Святая Церковь отмечает Похвалу Пресвятой Богородицы. Иначе этот праздник называется Суббота Акафиста, — составленного в благодарность за чудесные избавления от бед по заступничеству Матери Божией. О небольшой толике современных чудес Богоматери — эти истории.

Проявление икон

Протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском:

— Когда меня 20 лет назад назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, мне тут же принесли Рудненскую икону Божией Матери. Здесь в честь этого образа освящен престол, так как местные крестьяне обрели его на святом источнике вблизи церкви. Помню, приходит староста и говорит:

— Батюшка, хотелось тебе что-то подарить в связи с тем, что тебя поставили восстанавливать этот храм.

Она знала, что Рудненская икона Божией Матери здесь почитается. Протягивает иконочку, а та темная. Ничего не было видно: ни красок, ни самого образа.

— А как ты поняла, что это Рудненская икона? — спрашиваю у нее.

— Мне сказали об этом, когда я покупала ее на антикварном рынке в Измайлово, — поясняет.

— Ладно, раз Рудненская, с удовольствием возьму!

Дело в том, что у нас в храме оставалась сохраненная старыми прихожанами только одна чтимая Рудненская икона. По преданию, когда храм был закрыт в 1936 году, храмовую икону расколола и сожгла жительница села Крылатское. Через несколько лет во время Великой Отечественной войны при налете немецкой авиации на завод за Москвой рекой одна из бомб «случайно» выпала и попала в село — именно в дом этой женщины, убив ее вместе с дочерью. Больше в селе никто кроме них не пострадал.

— Смотрите, Тамара Алексеевна, икона же не была такой!

— Да, батюшка, — подтверждает она, потрясенная.

Икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками

Действительно икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками, — и это притом, что кисть художника-реставратора даже не прикоснулась к ней! Видите, какие на ней краски? А была просто черная доска, на которой разве что какие-то очертания проступали, а теперь вон как сияет!

А вот еще образ «Неопалимая купина». Ее тоже мне прихожане подарили совсем темной. Я принес ее сюда в келью, а ничего на ней не видно: ни лика, ни подробностей не разобрать. Просто какие-то полосы на темной доске проглядывали. Только по этим линиям, сходящимся углами, я и понял, что это образ «Неопалимая купина». Повесил ее в келье.

«Ладно, — думаю, — найду хороших художников». Я тогда как раз понял, что нельзя первым встречным отдавать икону на реставрацию, накануне мне испортили один образ. Так что решил подождать.

И эта икона тоже сама проявилась! То, что на ней сейчас можно разглядеть, — всего этого и в помине не было! На ней сейчас даже голубая лазурь видна — этот цвет напрочь отсутствовал. Ангелов было не видно! А посмотрите, какой у иконы благородный лик!

Вот вам, пожалуйста, чудеса нашего времени.

Буквально на днях мне из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, где я также раньше был настоятелем, передали, что там три иконы заблистали. Съездите туда, посмотрите! Это иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших», а также образ великомученика Георгия Победоносца. И у меня в келье тоже помимо богородичных икона Георгия Победоносца обновилась.

Также помню, когда меня только назначили настоятелем в Крылатское, одна художница принесла мне икону Божией Матери «Избавительница».

— Возьмите ее в алтарь! — просит меня.

— Почему в алтарь? — уточняю.

И тогда она мне рассказывает свою историю. Она тяжело заболела и дала обет Божией Матери, что напишет Ее икону. А когда поправилась, то в нахлынувшей суете забыла об обещанном. Прошло года два, она как-то утром выходит прогуляться с собачкой и вот, что видит. Идет ей навстречу высокая стройная монахиня. Та приструнила пса, а сама думает: «Какая же величественная. »

— Ты Мне слово дала и почему не выполняешь? — вдруг обращается к ней прохожая.

«Какое слово. Кому?», — думает та и внезапно вспоминает:

— Божией Матери обещала Ее икону написать!

Но Богородица уже стала невидимой.

«Знамение», явленное из моря

— Открой мешок. Открой мешок.

Я послушался. Подошел. Мешок был весь в тине. Снял эти водоросли. Стал развязывать бечевку. Содержимое оказалось обвязано еще мужским свитером, скрепленным канцелярскими иголочками с пластмассовыми наконечниками. Разворачиваю свитер, а там — икона! Богородичная.

Я позвонил маме, отправил домой по whatsapp-у снимок находки.

— Тебе послана — забирай.

Хотя тут же кто-то подошел и предложил отнести святыню в храм. Но я все-таки послушался маму. Потом мне подтвердил это решение схиархимандрит Илий (Ноздрин), когда я привез ему икону в Переделкино. С ним тогда еще рядом находился протоиерей Валериан Кречетов. Я хотел отдать икону им, но батюшка Илий сказали:

— Пусть она побудет пока у тебя.

Эта икона чудотворная. Сколько раз уже было, что сослуживцы, у которых по жизни возникали какие-то серьезные проблемы, приходили ко мне домой, а я им говорил:

— Верь, молись! Просто своими словами проси Божию Матерь!

И каждый раз совершенно чудесным образом все в жизни этих людей разрешалось.

У самого меня жизнь совершенно изменилась. Как-то все правильно стало складываться. В интернете кто-то что-то писал про этот случай, но там много вранья. Почему-то писали, что я там с женой был, а я всего-то год назад женился! Чувствую помощь и покровительство Пресвятой Богородицы.

Как Божия Матерь вступилась, когда отказались врачи

— Помню, как в 1970-х годах монахам Лавры препятствовали проводить отдельные соборования. Мол, хватит верующим и одного общего соборования в Великую среду. А вскоре заболела живущая по соседству с Лаврой одна совсем еще молоденькая девушка. Она работала бухгалтером в детском диспансере. Во дворе учреждения что-то пристраивали, нарыли ям, она по неосторожности упала да ушиблась. Шишка у нее какая-то твердая образовалась, думала, пройдет, а как показалась врачам, те и диагностировали рак, да уже с метастазами. Лежала она одна в палате Боткинской больницы, да и расплакалась:

Богородица сказала: «Лидия, почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил»

И увидела прямо в палате Пресвятую Богородицу:

— Лидия, почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил.

Врачи от нее отказались, отправили домой как безнадежную. Мама у нее была верующая, тут же к лаврским монахам обратилась с просьбой пособоровать и причастить.

Девушку привезли в Лавру, и мы, закрывшись в Михеевском храме, не включая света, при свечах ее пособоровали. Потом она три раза причастилась и вернулась уже на работу здоровой.

— Как ты исцелилась? — спрашивают ее коллеги.

— Господь исцелил, Причастие, — отвечала она.

Надо только верить, молиться, Божия Матерь услышит, Господь не оставит.

Почитаемые иконы Божией Матери в алфавитном порядке

Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

Далее приведены описания каждого типа икон с изображениями. Алфавитный порядок икон ниже.

Молящаяся, Оранта

Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские.

Читать еще:  Икона Божией Матери "Скоропослушница": история, значения, в чем помогает и как молиться

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты.

Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей. Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.

Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.

Путеводительница, Одигитрия

«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.

Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.

История

По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.

Чудеса

Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.

От чего помогает, дни празднования

Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.

Празднования иконам, относящимся к категории Путеводительница, Одигитрия следующие: Казанская (4 ноября), Смоленская (10 августа), Иверская (25 февраля), Тихвинская (9 июля), Всех скорбящих радость (6 ноября), Скоропослушница (22 ноября).

Умиление, Елеуса

На иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.

История

Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.

К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.

Чудеса

В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.

От чего помогает, дни празднования

Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий.

Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).

Всемилостивая, Панахранта

Всемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.

История

Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.

Чудеса

Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.

От чего помогает, дни празднования

Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.

Например, известны случаи, когда Богоматерь чрез свою икону «Всецарица» посылала исцеление больным злокачественными опухолями, потому данному образу молятся от раковых заболеваний. Домостроительнице молятся об обретении жилища и устроении домашних дел, а Державной Божией Матери молятся об укреплении государства российского, о мире, о предотвращении войны, а в случае нападения врагов — о даровании победы.

День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).

Заступница, Агиосоритисса

Икона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках. Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.

История

Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.

Чудеса

Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.

От чего помогает, дни празднования

Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.

Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).

Богородичные праздники

Богородичные праздники — это дни памяти о жизни Пресвятой Богоматери и чудесах, свершавшихся после Её успения.

Такие праздники отмечались издревле. Их формирование сложилось по источникам евангелий, которые называют апокрифическими, а в особенности «Протоевангелия» апостола Иакова. Кроме того, установление Богородичных праздников связано с особым почитанием мест земной жизни Богоматери. Так во II веке почиталось христианами место в Назарете, там, где случилось чудо Благовещения. Потому Благовещение относят к самым ранним праздникам в память Девы Марии. Успение стали праздновать с VI в., Рождество Богоматери с VII в., а Введение в храм с VIII в. Православная русская Церковь к Богородичному празднику также относит и Покров Богоматери.

Особые празднования установлены для богородичных икон. Некоторые дни, отмечаемые в память Богоматери имеют предпразднства, а также попразднства.

В наше временя Богородичными праздниками являются:

Праздник почитания Её родителей, а именно прав. Иоакима (отца) и Анны (матери) (пр. 9 сентября);

Благословенное Зачатие праведной Анной Приснодевы Марии (пр. 9 декабря);

Собор в честь Пресвятой Богородицы (пр. 26 декабря);

Благословенная Суббота Акафиста (пр. в 5-ю субб. Великого поста);

Положение во Влахерне ризы Пресвятой Богоматери (2 июля);

Положение в Халкопратии пояса Богородицы (пр. 31 августа);

Праздники всех чудотворных икон Богоматери.

Иконы Божией Матери по алфавиту:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector