5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пименовская икона Божией Матери

Пименовская икона Божией Матери

Среди образов Богородицы особо почитается Пименовская икона. Молитвы перед этим образом могут помочь исцелить тяжелые болезни и защитить ваш дом от любого зла.

История иконы

Первое упоминание о Пименовской иконе датируется серединой 16 века. Образ Богородицы назван так по имени монаха Пимена, по преданию принесшего святыню в Москву.

После первого же молебна перед иконой образ Богородицы замироточил, и собранное миро исцелило несколько тяжелобольных людей, находящихся на пороге гибели. После этого икону признали чудотворной.

Где находится святой образ

Принесенная монахом икона долгое время находилась в иконостасе Благовещенского собора. После революции святыня была передана Третьяковской галерее, где находится и по сей день.

Описание иконы

На Пименовской иконе Богоматерь изображается с Младенцем Иисусом на руках. Голова Богородицы наклонена, а взгляд направлен в глаза каждому подходящему к иконе.

Такое положение образа призвано указать каждому православному христианину на единственный истинный путь к праведной жизни и Царствию Небесному.

В чем помогает Пименовская икона Богородицы

С самого первого молебна перед привезенной в Москву иконой люди, узнавшие о чудотворной силе образа, молятся:

  • об исцелении тяжелых врожденных заболеваний;
  • о скором выздоровлении и укреплении сил;
  • о благополучном разрешении жизненных трудностей.

Молитвы Пименовскому образу

«О, Богородительница, Пресветлая Заступница и Покровительница грешных! Молю Тебя: услышь скорбь мою и не оставь меня в болезни и печали. Исцели боль мою, Богородица, и одари знанием пути к благодати Божьей. Аминь».

Эту молитву человек, страдающий от болезни, обязательно должен читать самостоятельно.

«Богородице Дево, Спасительница рода человеческого, усердная Помощница и Заступница всех страдающих во грехе недостойных рабов Божьих! Прилежно молю Тебя: не оставь раба Божьего (имя) во тьме, боли и печали. Усмири страдания телесные и душевные, Владычица, и даруй (имя) жизнь светлую и долгую. Аминь».

Эту молитву можно читать за любого человека, страдающего от болезни или душевного расстройства.

«О, Пресвятая Дева Мария, милостивая и справедливая Заступница перед Сыном Твоим и Богом нашим! Молим Тебя: избавь нас от горестей и бед, защити от всякого зла и помоги окрепнуть слабой вере нашей. О, пречистая Богородица, умоли Сына Твоего и Господа нашего милостью Своей одарить нас, грешных и недостойных, священной благодатью и милостью Господней. Да смиренно войдем в Царствие Небесное в любви и восторге. Аминь».

Эта молитва способна помочь вам избавиться от проблем и найти свой истинный путь к вечной благодати.

День памяти Пименовской иконы Божией Матери отмечается 19 июня по новому стилю. В этот день молитвы о прощении грехов способны помочь вам очистить душу и полностью преобразить свою жизнь.

Происхождение и датировка Пименовской иконы Божьей Матери

На Руси Пименовский Богородичный образ известен с конца XIV века. Большинство специалистов сходятся во мнении, что эта икона имеет византийское происхождение. Анализ техники письма говорит о том, что написана она была также в XIV веке. Поэтому на русскую землю Пименовская Одигитрия пришла совсем «молодой».

Название этой иконы связано с именем митрополита Киевского и всея Руси Пимена. В течение одного десятилетия он трижды посетил Константинополь:

  • в 1380-1381 году;
  • в 1385-1386 году;
  • в 1389 году.

Об этих путешествиях один из спутников Пимена составил что-то вроде путевых заметок, которые известны под названием «Хождение Пименово в Царьград». Во время последней поездки митрополит скончался, поэтому принято считать, что икону Богородицы он привёз на Русь либо в 1381, либо в 1386 году. Более вероятной датой является первая, поскольку в 1381 году Пимен возвращался в Москву с большой торжественностью.

Первое письменное упоминание о Пименовской Одигитрии можно встретить в «Книге Степенной царского родословия», датируемой концом XVI века. Новую икону сразу поместили в алтарь Успенского собора Московского Кремля, где она пребывала в течение ста лет. Затем её перенесли в Благовещенский собор, а в XVIII веке – в Мироваренную палату Патриаршего дворца Московского Кремля.

  1. С XVIII века по начало XX Мироваренная палата была единственным местом в России, где проводился чин мироварения. Пименовская икона была расположена в иконостасе у восточной стены палаты.

Поиск

  • Без рубрики
  • Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
  • Жития святых
  • Крест Господень великий и непобедимый
  • Новинки
  • Описание товара
  • Полезно знать
  • Православные монастыри и храмы
  • Православный календарь
  • Чудотворные иконы Божией Матери

Чудотворные иконы Божией Матери

  1. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Краткое описание. Иконография. Дни празднования. Тропари и молитвы. Молитвенная традиция. Автор-составитель С. Алексеев. Москва- Санкт-Петербург. 2012 год
  2. Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах. Составил священник Иоанн Бухарев. Москва, 2013 год
  3. Царице моя Преблагая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Описание, тропари, молитвы.
  4. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон в двух книгах. Е. Поселянин. 2006 год.
  5. Богословие иконы Православной церкви. Л. А. Успенский. Париж, 1989 год
  6. Мысли об иконе. Г. Круг. Париж, 1985 год
  7. Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери. В трех частях. Краматорск, 2011 год
  8. Храм Божий. Небесный островок на грешной земле. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2009 г
  9. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Сост. С. Снессорева, Террирем, 2011 год
  10. Многодневные посты. История, устав, смысл, традиции. Краматорск, 2011 год
  11. Великие чудотворные. Изд. отд. Московской Патриархии, 1993 г.
  12. Благодения Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. С-Пет. 1905 г.
  13. Чудотворные иконы Божией Матери. Сестричество во имя прпмуч. вел. кн. Елизаветы. 1997 г.
  14. Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в др. нуждах. М, 1997 г.
  15. Ченстоховская икона Божией Матери. М, 2002 г.
  16. Всемилостивая. Изд-во «Глагол», М, 2002 г.
  17. Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне, С-Пет., Сатис, 2005 г.
  18. Спутник паломника. Путеводитель по святым местам. Чудотворные и мироточивые иконы, святые мощи, целебные источники. Ковчег, М, 2002-2003 гг.
  19. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. Соборы Кремля. Монастыри и подворья. Приходские и домовые храмы. Часовни. М, 2001 г.
  20. Церковный Вестник Московской Патриархии 2003-2004 гг.
  21. Жития всех святых, празднуемых Православною греко-российскою Церковью и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. сост. свящ. Иоанн Бухарев. М, 1900 г, репринт.
  22. Молченская икона Божией Матери. М, Паломник, 2001 г.
  23. О жизни православных святых, иконах и праздниках. изд. Тираж-51, Краматорск. 2011 г.
  24. Жития святых в 12 т. свт. Димитрия Ростовского. изд Почаевской Лавры.
  25. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Минск, 2005 г.
  26. Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери с указанием на особую благодать помощи в различных нуждах. М, Терирем, 2015 г.

Святая Троица

Святая Троица — это богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. …

Читать еще:  Икона Божией Матери "Призри на смирение": история, значение, в чем помогает и как молиться

Зоино стояние

Знаменитое Зоино стояние произошло в 1956 году в городе Самаре (тогда Куйбышеве). …

День Ангела, именины

День Ангела, именины — это день памяти святого, имя которого носит православный …

Святые Ангелы

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол …

Миро — это благовонное масло, благовоние. Слово это употребляется в трех разных …

Икона Божией Матери «Знамение»

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3] . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4] . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [10] , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [11] .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος [12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий [13] , в люнетах над входом в храм [14] , в конхах апсид [15] . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [16] . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [19] .

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова [20] .

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» [24] . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Читать еще:  Икона Киприана и Устиньи: описание и история, значение, в чем помогает и чем молятся

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

10 декабря 2007 г.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.

[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.

[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.

[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.

[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).

[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».

[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).

[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).

[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.

[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.

[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).

[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).

[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).

[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.

[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской. На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом. Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

1. «Ахтырская»

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Читать еще:  Икона святого Сергия Радонежского: история, значения, в чем помогает и как молиться

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

6. «Вифлеемская»

7. «Коневская»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

8. «Козельщанская»

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

10. «Беседная»

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

11. “Ключ разумения”

История иконы Пресвятой Богородицы “Ключ разумения” тесно связана с историей очень схожего образа “Прибавления ума” , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето. Под аркой воротного проёма изображён удерживаемый в воздухе ангелами гигантский ключ, на который с небес спускается Пресвятая Богородица. Бог Сын и Бог Отец при этом продолжают восседать на небесах, увенчивая Пречистую царской короной. Этому образу, как и иконе “Прибавление ума”, православные христиане молятся об успехах в учёбе, вразумлении в принятии непростого решения, исцелении душевно и умственно больных людей и других схожих случаях.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

14. “Покрывающая”

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

16. “Почаевская”

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

17. “Свенская”

18. “Светописанная”

19. “Седмиезерная»

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector