0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона святой мученицы царицы Александры

В начале IV века императором Римской империи был Диоклетиан — гонитель и мучитель христиан. Он являлся главным мучителем Святого Георгия Победоносца. Из его жития стало известно имя жены императора, тайно исповедовавшей христианство.

Царица Александра была свидетельницей многих чудес, которые были явлены в ответ на молитвы великомученика Георгия. Видя стойкость, мужество и силу духа святого воина, принимающего страдания за свою Веру, жена императора пробилась сквозь толпу зевак к месту истязаний бывшего римского воина, упала в его ногах и публично призналась в приверженности христианской церкви.

Как защищает икона

Наверное, многие задаются вопросом — откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост — источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить — и просящий получит, стучать — и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.

Иконография

Святую Александру Римскую иконописцы изображают отдельно, в сюжете с великомучеником Георгием и ангелом, императором Диоклетианом. На иконе мученица написана в царском наряде, с крестом в правой руке. Левая рука поднята в благословляющем жесте.

В справочнике иконописцев «Ерминии» содержится описание Александры во время казни великомученика Георгия: мертвая царица сидит на камне, ангел принимает ее душу. В сюжете с признанием вероисповедания римский император грозит стоящей перед ним Александрой.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Читать еще:  Икона Воздвижение Креста Господня: история, значения, в чем помогает и как молиться

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как — «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» — это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

Читать еще:  Ахтырская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

Читать еще:  Икона Амвросию Оптинскому: история, значение и в чем помогает

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.

В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Разрушение храма

Храм и действовал до 1940 года, а после во времена войны он был разрушен, поскольку зачастую подвигался обстрелам и различным ударам. После окончания войны церковь была передана какой-то Совхозной мастерской и только лишь в 1991 году здание бывшего храма было передано непосредственно в епархию. Реставраторы утверждают, что с момента начала реконструкции церковь, которая носила имя мученицы Александры, представляла собой некое страшное зрелище, поскольку отсутствовал главный купол и пятиглавая колокольня. В то же самое время не было никакого убранства, иконостасов и была разрушена главное винтовая лестница.

Реставрация храма продолжалась на протяжении долгого времени и примерно в 1998 году в данном храме на гоне была совершена первая божественная служба после реставрации. Стоит отметить, что в настоящее время храм не полностью восстановлен, однако богослужения совершаются регулярно. Реставраторы пытаются добиться первозданного вида, который церковь имела до военных действий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector