0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дева Мария Остробрамская: история, почитание, чудотворения образа

Дева Мария Остробрамская: история, почитание, чудотворения образа

Существует множество реликвий Божьей Матери, которые отражают разные грани Её образа, служа примером для верующих. Так, одна из святынь демонстрирует преданность Пречистой Девы Господу, Её сдержанность, смирение и готовность положиться на волю Творца. Ей и посвящена наша статья, из которой Вы узнаете, чем прославилась Остробрамская Богородица, значение иконы, а также то, в каких случаях к ней обращаются.

Остробрамская Богородица: значение иконы

Этот образ принадлежит к категории Агиосорити́сса – так называют святыни, где Пречистая Дева показана без Божьего Сына. Скрещённые на груди руки взывающей к Господу Мадонны, Её опущенные глаза и смиренное выражение лица являют верующим образец терпения, кротости, невинности, готовности положиться на волю Творца. А некоторые исследователи убеждены, что изначально реликвия демонстрировала сцену Благовещения, но фрагмент с Гавриилом был утрачен.

Икона Остробрамская без оклада

Лик Небесной Царицы запечатлён на двух дубовых досках размером 200*165 см с помощью темперы (порошковые краски, которые разбавляют водой). Его авторство приписывали краковскому мастеру Лукашу Поренбскому, голландскому живописцу Мартину де Вос или же итальянскому художнику, пожелавшему остаться безымянным.

Сейчас реликвия закрыта позолоченным самоцветами киотом и герметичным металлическим контейнером, к которому подведена сигнализация. От чего защищает подобное вместилище? Оно предотвращает разрушение пигментов из-за перепадов температуры, прикосновений, яркого солнечного света, а также вандализм и воровство.

Ризы Богородицы украшены замысловатым орнаментом, характерным для эпохи барокко. В таком же духе выполнены и венчающие Её короны, от которых расходятся звёзды и солнечные лучи. Подобный рисунок символизирует власть над небом и землёй, духовным и материальным мирами. А под фигурой Пресвятой Девы виден серебряный полумесяц, прикреплённый туда в 1849 г. Это вотум (от лат. «votivus» – принесённый богам обет) – подношение, посредством которого люди выражают свою признательность за Господне благодеяние. Впрочем, этот дар не единственный – при пересчёте в 1927 г. их количество превышало 14 тыс.!

Где вешать икону? Её можно поместить в красном углу (части комнаты, обращённой на юго-восток) или же над входной дверью, подражая изначальному расположению реликвии. Считается, что тогда образ будет оберегать Ваше жилище от непрошенных гостей, воров, грабителей, пожаров и других бедствий. Но где бы не находилась святыня, не забывайте поддерживать её в чистом и опрятном виде – регулярно смахивайте пыль, устилайте подставку белой тканью либо вышитыми рушниками, убирайте посторонние предметы и зажигайте у лика лампадку или свечу.

Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Aštria broma): икона находится в часовне близ них.

Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим” Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).

Читать еще:  Икона Амвросию Оптинскому: история, значение и в чем помогает

Празднование этой чудотворной иконы: 26 декабря/8 января, а также 14/27 апреля.

История

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671 г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были — Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Криштофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.

Во время городского пожара 1711 г. деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костел св. Терезы. В 1713—1715 гг. была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как конце первой половины XVIII в. главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы была книга ксендза — иезуита Корсака, изданная в 1748 г. [6]

В 1799—1805 гг. оборонные стены Вильно, построенные в XVI в., были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 гг.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиховского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

Читать еще:  Икона Божией Матери "Взыграние младенца": история, значение, в чем помогает и как молиться

День памяти иконы — 27 апреля.

Происхождение

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на предании о том, что икона чудесным образом появилась в Вильне — столице княжества Литовского, на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341—1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена». Свидетельство каноника Лодзяты — наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Католики видят в Остробрамской иконе образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

Польская версия поддерживает гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными — Матерь Божия.

Остробрамская икона Божией Матери: о чем просить и в чем помогает

8 января (26 декабря по старому стилю) православная церковь совершает празднование в честь Остробрамской Виленской иконы Божией Матери.

С иконой Остробрамской Божией Матери связаны многочисленные предания и легенды. Какие именно, читайте в специальной справке Sputnik Литва.

Иконография

Остробрамская, или Островоротная, икона Божией Матери в прошлом именовалась также Корсунской Благовещенской. Это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения и с легендой о древнем происхождении из Корсуни – древнерусское название Херсонеса. Этот образ считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы в целом.

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Образ написан темперой на дубовой доске. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила. На лике ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой ее к ризе прикреплена двуярусная барочная корона Царицы Небесной.

В конце XVII века фигура Богоматери была закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами. Виленская Остробрамская икона Богородицы, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше, в настоящее время находится в часовне Острая Брама (Острые ворота) в Вильнюсе.

Читать еще:  Икона архистратига Михаила: история, значение, от чего защищает, в чем помогает и как молиться

Происхождение образа Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери

Существует несколько версий происхождения Остробрамской Виленской иконы Божией Матери. По одной из них икона была привезена в Вильну из Крыма, а именно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем. Согласно историческим данным, Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году.

Супруга Ольгерда – тверская княжна Иулиания Александровна – подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы, откуда позднее образ попал в часовню у Острых ворот. Эта версия была предложена Теодором Нарбутом в книге «Древняя история литовского народа».

Другое предание гласит, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. Существует и третья версия, согласно которой икона сама чудесным образом явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Как икона Корсунской Богоматери стала Остробрамской

Корсунская Благовещенская икона Богоматери стала называться Остробрамской после определенных исторических событий тех лет. Дело в том, что на рубеже ХV-ХVI веков для нынешнего Вильнюса все еще сохранялась опасность татарского нашествия.

Виленская знать обратилась к государю Александру Казимировичу с просьбой обезопасить город. Было принято решение обнести город каменной стеной. В 1498 году состоялся Крестный ход, который возглавил сам государь. Место у деревянных ворот, где размещалась Корсунская икона, было освящено в знак того, что здесь должны быть воздвигнуты каменные ворота.

Построенные вскоре ворота стали называть Остра брама, а саму икону вместо Корсунской величать Остробрамской. В переводе с польского Ostra Brama буквально означает «Острые ворота». Острым (возвышенным) назывался район Вильны, где жили русские переселенцы.

История Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой православия в Литве. В 1569 году, после подписания Люблинской унии Литвы с Польшей, в литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Свято-Троицкий монастырь и многие другие храмы поневоле перешли в унию. В том числе и икона с часовней перешла во владение униатов.

В 1624 году у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом Святой Терезы. Кармелиты выстроили в 1671 году вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. Во время пожара в городе в 1714 году икона была перенесена в костел Святой Терезы, но в 1744-м, когда часовня была вновь отстроена, образ вернули на прежнее место над воротами.

В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики. Однако уже в 1829-м ее отреставрировали и вернули ей первоначальный вид. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери.

В наши дни подлинник святыни находится в Остробрамском костеле. Общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему приходят и православные.

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

С какими просьбами обращаются к образу

Считается, что перед Остробрамской иконой Богородицы можно помолиться при любой нужде или невзгоде. У нее просят указать на верный путь решения проблем, способы преодоления преград, направить на путь истинный, избавить от заблуждений, сомнений, искушений и соблазнов.

Также православные и католики верят, что если держать образ Остробрамской иконы дома, то он поможет защитить дом и его обитателей от бед и невзгод. У иконы просят защиты, возможности сохранить семью и оградить ее от вмешательства внешних сил. Также Остробрамскую икону вешают или хранят дома для крепкой любви между супругами. Принято считать, что она может помочь избавиться от тоски и уныния.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector