0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему у православных женщина не может быть священником? Нет ли здесь дискриминации

Почему у православных женщина не может быть священником? Нет ли здесь дискриминации?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Не только в Православной Церкви, но и в других церковных сообществах, где сохраняется апостольское преемство, например, в Католической или Древневосточных Церквах, женское священство отсутствует. В строгом смысле слова, нет его и в протестантских деноминациях, даже если среди лиц, совершающих богослужения и заседающих в органах церковного управления, мы видим представительниц прекрасного пола.

Кто такой священник в христианстве? Это человек, который в таинстве Хиротонии, или, иначе, Рукоположения, получает особые благодатные дары Святого Духа. Только в силу этой благодати он получает право священнодействовать, то есть совершать богослужения и таинства. Основные реформационные движения XVI века — лютеранство, кальвинизм и англиканство, — ставшие основой для последующих направлений протестантизма, упразднили все церковные таинства за исключением Крещения и Евхаристии (наиболее консервативные протестанты признают еще и таинство Покаяния), в том числе и таинство Хиротонии. Апостольское преемство пресеклось, а вместе с ним изменились сакральный статус, функция и восприятие священника в протестантизме. Он перестал быть священником в изначальном смысле этого слова, то есть лицом, совершающим священнодействие в силу дарованной ему в таинстве благодати, и превратился в организатора богослужения и церковной жизни.

Таким образом, вопрос следует расширить: почему в христианстве женщина не может быть священником?

Основными источниками нашей веры служат Священное Писание, которое включает Ветхий и Новый Завет, и Священное Предание, которое охватывает жизнь и опыт Церкви в ее историческом развитии, в него же входит и все святоотеческое наследие. Ни в Писании, ни в творениях святых отцов и учителей Церкви, ни в более чем двухтысячелетней истории Церкви нет ни одного факта, свидетельства или указания, подтверждающего возможность женского священства. Начиная с апостолов, совершителями таинств неизменно выступали мужчины — ведь священник во время богослужения олицетворяет собой Иисуса Христа, который в своем земном воплощении принадлежал к мужскому полу.

Важно понимать и то, что Церковь принципиально отличается от мирской корпорации, а священство не привилегия и не престижная должность, а жертвенное служение вплоть до самоотречения. Запрет женского священства не означает дискриминации женщин или пропаганду полового неравенства в христианстве. Апостол четко пишет, что во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского (Гал 3:28). Мужчины и женщины равночестны перед Богом. У них лишь разные функции, но именно их сохранение и обеспечивает равенство и гармонию полов, когда мужчины остаются мужчинами, а женщины женщинами.

Чтобы окончательно развеять предубеждение о наличии в Церкви «мужского шовинизма» вспомним, что из всех людей, достигших святости, Церковь наиболее чтит Пресвятую Деву Богородицу, называя Ее «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть превосходящей высшие ангельские силы. Особым почитанием окружены и жены-мироносицы, которым выпала честь первыми увидеть воскресшего Христа и передать весть о Воскресении апостолам.

Церковь критически относится не к женщине, а к феминистической идеологии, одним из проявлений которой и выступает требование женского священства. С одинаковым уважением принимая всех людей, независимо от их пола, и поддерживая правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, Церковь при этом не может одобрить попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности и заставить ее выполнять несвойственные ей функции.

Почему женщина не может быть священником

Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.

  • Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
  • Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина,Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.

Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.

Читайте о женщинах в православии:

Что говорит о человеке Библия и святые

В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).

В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.


В Библии нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства

Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.

В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;

  • Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
  • Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
  • Ева названа помощницей и призвана рожать.

Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.

Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.

Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.

Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.


В Православной церкви возрождается служение диаконисс (Финляндия)

По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.

Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.

Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.

Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.

Читайте о святых женщинах в православии:

  • Житие святой Анны Кашинской
  • Житие святой великомученицы Екатерины
  • Житие святой великомученицы Варвары

Что говорит о человеке Библия и святые

В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).

В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.


В Библии нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства

Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.

В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;

  • Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
  • Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
  • Ева названа помощницей и призвана рожать.

Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.

Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.

Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.

Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.


В Православной церкви возрождается служение диаконисс (Финляндия)

По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.

Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.

Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.

Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.

Читайте о святых женщинах в православии:

  • Житие святой Анны Кашинской
  • Житие святой великомученицы Екатерины
  • Житие святой великомученицы Варвары

Почему в Православии невозможно женское священство?

Недавно посмотрел очень интересное интервью с председателем Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиереем Сергием Лепиным о церковном взгляде на женский вопрос.

Но вопрос о женском священстве, как мне показалось, раскрыт поверхностно. Дело в том, что в традиционном обществе вопрос о священнической хиротонии женщин остро не ставился. (Если не считать маркионитов, секту 2-3 века, и коллиридиан, еретиков 4 века, первая ординация женщины, уроженки Гонконга Флоренс Ли, произошла в Англиканской церкви в 1944 году.) А потому глубокого богословского разбора вопроса о возможности института женского священства от святоотеческой литературы ждать не приходится. Тогда вполне достаточным было сослаться на «Постановления апостольские»:

«. Поэтому мы не позволяем им ни крестить, ни вообще исполнять что-либо из священническогоибо глава жены муж, как сказано. А тот поставляется во священство: неуместно уничижать творение и божественный порядок и, оставив начало, обращаться к последнему, к телу. Ибо жена есть тело мужа как возникшая из его ребра и ей предписано законом уступать ему. Если же мы не позволяем им учить, то как допустим против естества и долга, чтобы они священствовали? Ведь этонечестивое дело еллинского бесчиния и безбожия, рукополагать женщин-жриц для жертвоприношений» .

Но в современном Православии женщины допущены к учительству. Достаточно посмотреть в списки преподавателей духовных вузов. Так что очевидно, что сегодня такая формально-каноническая аргументация недостаточна.

Тем более, что в защиту женского священства сегодня активно выступают ЛГБТ-сообщество и феминистки под информационно-политическим давлением которых уже пали некоторые протестантские церкви. Так, Герда Ева Сесилия Брунне — епископ Стокгольмского диоцеза Церкви Швеции — открытая лесбиянка.

Отец Сергий правильно указывает, что большинство пишущих на эту тему ищут причины отсутствия женского священства в Православии в каких-то внешних не исчерпывающих факторах: в исторической обстановке и традиции, в особенностях женской психологии, в ритуальное нечистоте, доступе к образованию и тому подобном. Но, как кажется, есть более глубокие, литургико-богословские, основания.

Дело в том, что главная функция иерархического священства это священнодействие. А в основе литургического служения Православной Церкви — символико-иконографический принцип. Каждый элемент богослужения и храмовой обстановки что-то значит.

Даже так называемые миряне во время богослужения больше, чем просто самотождественные лица православного исповедания. «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение . Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми» , — поёт от нашего лица хор за каждой литургией. В переводе на русский это означает: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют». Другими словами, миряне это литургические иконы херувимов.

Не случайно и на диаконских вратах иконостаса изображены обыкновенно архангелы, литургическими образами которых, собственно, диаконы и являются.

А вот священник и епископ во время богослужения символизируют Самого Христа. Уже поэтому ясно, что женщина в роли образа Христова выглядит неконгруэнтно.

Но дело не только в том, что Христос был по человеческой природе мужчиной. Дело в том, что сам по себе мужской архетип издревле представлял освящающее, одаряющее благами, дающее начало. А женский — начало принимающее и преображающее.

Это очень глубокие и очень древние образы. «Дефолтный» образ космогонии в архаичных культурах представлен как иерогамия* Неба (олицетворение Творца) и Земли (олицетворение протоматерии). Естественно божественное семя при этом являет собой творческую энергию Творца.

По сути Сотворение Мира это образцовый акт творения, в подражание которому совершаются все церемонии, направленные на созидание (исцеление, рождение и тому под.). «Вот почему когда в Полинезии бесплодная женщина хочет заиметь ребенка, она поступает по примеру Праматери, которая in illo tempore** была повалена на землю и оплодотворена Великим Богом Ио. По этому случаю рассказчик исполняет космогонический миф» . (Мирча Элиаде, Архетипы и повторяемость. Постановка проблемы)

Аналогичным образом в язычестве ритуалы, призванные пробудить и усилить плодородие земли имеют сексуальную коннотацию. Чтобы обеспечить богатый урожай зачастую использовалось соитие либо избранных пар (как, например, в индийском племени пипеле в Центральной Америке), либо даже всего населения (как, например, у аборигенов ораон: племени, проживающем на высокогорном плато Чтотнагпур в Индии). Впрочем у некоторых народов для обряда плодородия считалось достаточным использование половых органов (например, добытых охотой на членов соседнего племени) или их символических эквивалентов.

Конечно христианская образность чужда языческого буквализма, чувственной распущенности и магической логики. Однако сам отсыл к мужскому архетипу как одаряющему и женскому, как принимающему и преображающему христианству не чужд. Так, Христос, Которого, как мы знаем, иконописует во время богослужения священник, является Новым Адамом, созидающим через Церковь обновлённое человечество. При этом Церковь в литургико-библейской образности предстаёт как Невеста Христова, воспринявшая семя спасительной освящающей благодати. И вот уже в Её утробе «от воды и Духа» рождаются христиане как потомки нового Адама.

Если взять шире, то священник это проводник даров Божиих, благодати Божией. Через него в литургической жизни Бог раскрывается как Податель всяческих благ (Иак. 1:17). То есть и в этом смысле священство олицетворяет дающий, одаряющий мужской архетип.

Ярким выражением этого является священническое благословение. На него имеют право епископы и иереи. Примечательно, что история Православной Церкви не знает прецедентов женского епископства или иерейства. А вот такое явление как диакониссы ей не чуждо. Но диаконат даже в мужском исполнении не имеет права на священническое благословение мирян.

Конечно краткая заметка не претендует на полное раскрытие вопроса о женском священстве. Я только хотел указать на некоторые редко упоминаемые аспекты проблемы, которые нуждаются в дополнительных богословских исследованиях. А я, к счастью, не богослов.

*Буквально: священный брак. Брак или соитие божеств, а также священный сексуальный ритуал, его представляющий.

**Буквально: «в те времена». Выражение обозначает внеисторическое первозданное время реализации мифологических сюжетов. В отличие от мифологии Библейской мифология архаичных культур не исторична: не привязана ни к каким историческим реперным точкам.

Каждый третий «за»

В РПЦ дискуссии о женщинах в церкви велись еще на Поместном соборе 1917-1918 годов, однако все тем и ограничилось. Очередная волна предложений на этот счет посыпалась после того, как Александрийская православная церковь в прошлом году впервые за много веков рукоположила пять диаконисс, несмотря на протесты влиятельных мужских монастырей. Тогда в дело вмешались авторитетные теологи, встав на сторону патриарха Александрийского Феодора II.

«Всем известно, что Александрийская церковь тщательно изучила вопрос и составила продуманный план возрождения института диаконисс», — подчеркивают богословы.

А вот в России обсуждение этой проблемы пока находится на уровне частных мнений священнослужителей. Хотя, по данным авторитетного исследовательского центра Pew, 39% православных россиян вовсе не против рукоположения женщин. В целом, отмечают социологи, православные разных стран мира, как ни странно, куда лояльнее относятся к данному вопросу, чем католики.

Тем не менее известный публицист, настоятель храма Святой Мученицы Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский считает, что институт диаконисс нужно вводить постепенно. Он соглашается с Постернаком, что сейчас нет нужды в прислуживающих на литургии, их заменили мужчины-алтарники. Однако есть сферы, где без женщин никуда.

«Раньше диакониссы большей частью занимались вопросами милосердия. Думаю, это нужно развивать: все, что связано с проблемами общего благого дела, отдать в руки женщинам», — заключает священнослужитель.

Читать еще:  Венцы для венчания: что это такое и что означают, какие нужны и кто должен держать
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector