1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и Богу

Содержание

Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и Богу

Как привить ребенку веру и любовь к Богу, чтобы он всю свою жизнь не отклонялся от правильного пути? Это все вопросы православного воспитания.


Воспитание детей по-христиански

Сегодня многие родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок вырос, поступает неправильно, разрушает свою жизнь греховными связями, алкоголем и прочими непотребными вещами, не внимает советам и наставлениям. И становиться ясно, что родители где-то упустили какой-то важный момент в процессе воспитания.

О воспитании детей в вере:

  • Беседы с детьми о Святой Троице
  • Беседы с детьми о православном кресте
  • Беседы с детьми о святителе Николае, его чудесах

В притчах пишется: «Наставь юношу при начале пути: он не уклонится, когда и состариться». Толкуя это место, многие богословы и священники объясняют, что воспитание ребенка начинается с самого первого дня жизни и продолжается лет до 6-8. После этого возраста кардинально изменить вложенное в малыша практически невозможно, но те дети, которым были вложены христианские истины и нормы до похода в школу обычно всю жизнь находятся при церкви.

Важно! Мамы и папы должны понять, что воспитание ребенка — это основа его жизни, что они вложат в детстве, будет управлять всей жизнью.

Конечно, есть исключения из правил — некоторые дети из истинно православных семей вырастают и категорически отказываются от Церкви. Тут следует неустанно молиться Богу за их спасение. Есть и другие примеры, когда малыш из неблагополучной семьи прилепляется к церкви в уже осознанном возрасте и живет жизнью, которая противоположна жизни отца и матери. Но это исключения из правил.

Таким образом, то, что родители вложат в сына или дочь в детстве, определит их поведение и жизненные выборы в будущем. Уже на этапе беременности маме и папе стоит молиться и просить у Господа мудрости для воспитания ребенка.

«Воспитание» — Золотые правила воцерковления.

О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ВОЦЕРКОВЛЯТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, МЫ БЕСЕДУЕМ С ПРОТОИЕРЕЕМ НИКОЛАЕМ АГАФОНОВЫМ, НАСТОЯТЕЛЕМ САМАРСКОГО ХРАМА В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ЖЕН МИРОНОСИЦ.

Отец Николай, что, по Вашему мнению, помогает родителям вырастить ребенка в духе Православия?

Прежде всего, молитва и пост. Маленькие дети молятся с удовольствием. Для них в этом есть некий элемент игры, но в своих чистых детских душах они интуитивно уже ощущают серьезность происходящего. Здесь важен личный пример родителей. Ребенок замечает, как мы, родители, относимся к молитве, и впоследствии будет этому следовать. Но для ребенка обычное молитвенное правило можно сократить соответственно его возрасту.

Второе важное условие – посещение храма в воскресные и праздничные дни. Если вы видите, что ребенок устал, то предложите ему посидеть во время службы. Например, в нашем храме дети, когда устанут, садятся на ступеньки амвона или солеи. Можно брать с собой маленький раскладной стульчик. На праздничной всенощной ребенка после помазания можно увести домой. Важно, чтобы ребенок причащался – и чем чаще, тем лучше.

Третье условие – это домашнее чтение Псалтири и житий святых. Псалтирь на церковно-славянском языке вырабатывает в ребенке поэтично-религиозный настрой души, который останется в нем на всю жизнь. Жития святых можно читать ребенку перед сном. Каникулы в школе желательно использовать для паломнических поездок по святым местам.

Но выполнение всех этих условий должно быть лишено хоть малейшего ханжеского оттенка. Во всем должна царить любовь.

Есть мамы, которые крайне редко приходят с грудными детками в храм: боятся простуды, инфекций, кто-то не хочет нарушать режим дня… Что Вы думаете по этому поводу?

Не только мамам, но и тем, кто только готовится стать матерью, я советую как можно чаще приходить в храм и причащаться Святых Таин. Грудных младенцев надо по возможности приносить в храм на причастие каждое воскресенье. Стоять всю Литургию с грудным младенцем не нужно, достаточно прийти в храм незадолго перед причастием. Надо верить, что Господь убережет ребенка от инфекции и в толпе прихожан, а иначе чего стоит наша вера?! Нести в храм грудного младенца надо с твердой верой, что именно это ему необходимей всего на свете. Нести с молитвой. По дороге читайте про себя молитвы наизусть, какие знаете. Идите в храм с чувством праздника на душе, и никакая зараза ни к вам, ни к вашему ребенку не пристанет.

Бывает так, что ребенок, достигнув семилетнего возраста, перестает причащаться. Потому что нужно исповедоваться, а он боится – и отказывается. Что Вы посоветуете в такой ситуации?

Эту ситуацию очень просто предупредить. Еще до наступления отрочества подводите чадо к священнику, проводящему в храме исповедь, и просите его благословить малыша на причастие. Ребенок, привыкший подходить перед причастием к священнику на благословение, подойдет к нему и на исповедь. Чтобы ребенок не растерялся на первой исповеди, помогите ему накануне осмыслить грехи, в которых он должен покаяться: поленился что-нибудь сделать, капризничал, не желая ложиться спать, обозвал сестренку и так далее. Грехов у ребенка немного, их можно вместе с ним записать на бумажке. А на исповеди опытный священник и сам сможет разговорить отрока и сделать так, чтобы тот в следующий раз не боялся.

Что делать, если, достигнув подросткового возраста, подросток перестает ходить в храм – или ходит «из-под палки»?

Если ребенок воспитывался с ранних младенческих лет в православном благочестии, то ему не страшен подростковый кризис. Моя супруга воспитывалась в традиционной православной семье, и, по ее свидетельству, у нее не было подростковых проблем. Подростковый кризис – всегда симптом нездоровой семейной обстановки (неполная семья, недостаток внимания, скандалы между родителями, несдержанность родителей по отношению к детям и т. д. и т. п.). Но хочу успокоить родителей, у которых ребенок переживает подобный кризис и перестает ходить в храм. Окончательно для Церкви ваше чадо не потеряно. Пройдет какое-то время, и поверьте мне, ваш сын или дочь вернется в храм. Заложенное в раннем детстве никуда не исчезает, оно остается на всю жизнь и рано или поздно проявляется с новой силой. Не давите на ребенка и не скандальте. Лучше усильте свои молитвы за него и верьте всем сердцем, что придет время, и вы услышите: «Прости, мама, я был не прав. А теперь, когда у меня самого дети, я поистине оценил твои молитвы обо мне. Спасибо тебе, мамочка». Вот тогда вы вспомните, что не зря читали «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся. », кормя сына или дочь грудью. Не зря стояли на коленках у детской кроватки и клали поклоны перед иконами с зажженной лампадкой.

А если мама не стояла перед иконами, когда ребенок был маленьким? Ведь сегодня часто можно наблюдать за развитием такой ситуации: родители воцерковились только к моменту, когда их ребенок достиг относительной взрослости и на всё имеет «свою точку зрения», которая не совпадает с родительской. Родители (или мать) ходят в храм, постятся и читают дома молитвенные правила, а он – нет. Хотя бы по той причине, что не приучен к этому с рождения. Что делать?

Случай трудный, но «невозможное человеку, возможно Богу». Каждый случай индивидуален и универсального совета здесь нет. Хотя, все же один универсальный совет, пожалуй, есть: это родительская молитва, которая у Бога не остается без ответа. Не ждите его сразу. Первое, что должен увидеть ребенок в родителях-неофитах, так это то, что они изменились к лучшему. Родители должны искренне попросить у ребенка прощения за то, что воспитывали его без Бога и Церкви. Но теперь, когда он уже сам почти взрослый и может судить о жизни, они не будут его принуждать к вере, а лишь надеяться что он поймет их и будет вместе с ними разделять труды будней и радости православных праздников. В воскресный день родители уже не будут заниматься суетными делами по дому, а пойдут гулять с детьми на природу. Научатся разговаривать со своим ребенком, не унижая его. Да и вообще много всего, о чем должны подумать неофиты – и изменить в своей жизни.

Если религиозное воспитание не привито ребенку с грудного возраста, то не надо ставить перед собой задачу как можно скорее впихнуть в ребенка православный образ жизни. Мудрая народная поговорка гласит: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки; коли ляжет вдоль, будет поздно». Если вы решились воспитать ребенка в православных традициях, а он уже отрок, не приученный к храму и молитвам, надо быть осторожным и действовать больше собственным примером. Будет хорошо, если вы подружите своего ребенка с уже воцерковленными сверстниками.

Жизнь, наполненная смыслом православного исповедования, должна стать интересней, насыщенней и целеустремленней. Такая жизнь не может не понравиться ребенку, и он, сам не замечая того, будет проникаться светом, исходящим от его родителей. Всё это возможно только при одном условии – родители сами должны гореть светом Христовой Истины.

Как уберечь школьника от пагубного влияния «модных тенденций», сделать его независимым от них?

Так называемый «гипноз ходячих общественных мнений», облекаемый в «модные тенденции», имеет огромное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Плыть по течению гораздо легче, чем против. Идти по пути наименьшего сопротивления – удел большинства, толпы. Пагубное влияние, распространяемое через телевидение, поп-культуру, окружающую ребенка среду общения, невозможно полностью физически нейтрализовать из жизни ребенка. Для этого надо уехать на необитаемый остров. Но если у вас нет своего острова, то это пагубное влияние вполне можно ограничить. При этом взрослым надо ограничить в первую очередь себя. Не торчать часами перед телевизором. Самим выбирать для ребенка телепередачи (домашняя цензура), использовать видеоплееры для семейного просмотра добрых мультфильмов или хороших детских художественных фильмов. Всё это полезно, но не так действенно, как если вы в душе ребенка создадите заслон к пагубному влиянию. Прививать ребенку иммунитет к пошлости надо с рождения, развитием у него вкуса к прекрасному: литературе, музыке, живописи. Подвижные игры на воздухе, походы в музеи и парки, чтение хороших добрых книг в семейном кругу – вот что может противостоять пошлому влиянию.

Какие книги Вы посоветуете включить в круг детского чтения?

В раннем детстве это сказки – русские и зарубежные. Особое внимание следует уделить сказкам Андерсена. В отрочестве необходимо прочитать приключенческую классику: Стивенсона, Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона. Эти книги в юношах воспитывают тягу к добру, справедливости, дружбе, благородству, взаимовыручке и другим добрым чувствам. Конечно, в круг чтения обязательно должна входить русская классика – с самого раннего детства и на всю жизнь. Не надо забывать также о том, что есть много хороших книг советского периода. Например, «Два капитана» Вениамина Каверина. Список можно продолжать. Сейчас для молодежи много хороших книг можно найти в церковных лавках. Любая хорошая, добрая книга – это противоядие от тлетворного влияния бездуховной культуры современности.

Батюшка, и всё же… Телевизор, игровые приставки, интернет – что и на каких условиях может быть позволено?

Всё это может быть позволено при условии четкого распорядка дня. Подъем, молитва, зарядка, завтрак, школа, обед, уроки и так далее. В этом распорядке дня с учетом возраста после выполнения домашнего задания полчаса (час) можно выделить на просмотр телевизора. В другой день это время можно уделить компьютеру. На третий день – интернету. Но никак не сидеть перед компьютером или телевизором вместо прогулки, это уже очень плохо. Составление расписания может проходить на семейном совете при участии самого ребенка. В этом случае ему становится понятно, что вы ему не запрещаете любимые «радости», а просто всё приводите в разумное русло. При таком подходе у ребенка вырабатывается самодисциплина, да и вообще серьезное отношение ко времени.

Нужно ли категорически запрещать слушать музыку, пропагандирующую насилие и непристойное поведение? И какую музыку детям слушать можно – и полезно?

Запрещай, не запрещай, всё равно слушать будут. Почти у всех сегодня есть телефоны и наушники, любые группы и исполнители – в свободном доступе. Но, повторяю, если ребенку с младенчества привит вкус к классической музыке, поп-музыка уже не будет его так сильно интересовать. Хорошую музыку ребенок должен начать слушать еще раньше, чем научится ходить и говорить, сейчас для этого есть все условия.

Музыкальное воспитание – это такой аспект, который родителям нельзя оставлять без внимания. Влияние музыки на душу человека очень велико. Приведу такой пример. После концерта классической музыки, прослушанного в консерватории, люди выходят умиротворенные. А после рок-концертов молодежь ломает вагоны и разбивает скамейки. В одном случае воодушевление, в другом агрессия.

Батюшка, а как можно оградить ребенка от «дурного влияния» со стороны сверстников? И как научить ребенка выбирать себе достойных друзей?

Научить невозможно. Приятельские отношения, возникающие у ребенка в школе и во дворе, нормальное явление. Но близких друзей всегда не так много. Один, редко два. Часто сходятся дети с противоположными характерами. Один тихоня, другой неугомонный шалун. Главное, не запрещайте ребенку приводить друга к себе домой. Пусть будут чаще у вас на глазах, тогда сможете увидеть то, от чего следует ребенка вовремя оградить или предупредить.

Что делать, если на ребенка негативно влияют невоцерковленные родственники? Нередко родные бабушки и дедушки говорят внукам вещи, которые можно рассматривать как, мягко говоря, «опасные заблуждения», либо прилюдно жалеют «деточек, которых по церквям затаскали».

С такой бабушкой нужно поговорить по душам. Если умная, поймет. А нет, так можно и жестко заявить свое неприятие ее родственной политики, пригрозить лишить общения с внуком. Ничто не действует на ребенка так негативно, как разногласия в ближайшем его окружении взрослых. Большинство любящих родственников это поймут, а значит – появится надежда на мирное сосуществование. Сохранение мира – важная задача православной семьи.

Читать еще:  Современные старцы в России живые 2019: список

В связи с этим нельзя не задать такой вопрос: как научить деток в одной семье – братиков и сестренок – дружить и не ссориться, да еще таким образом, чтобы при этом младшие слушались старших?

Ссориться всё равно будут, как ни старайся. Надо научить их мириться после ссор и просить у родителей и друг у друга прощения. Очень важно объяснить – так, чтобы поняли даже малыши, что, не примирившись со своим братиком и не попросив у него прощения, нельзя причащаться. Родители и сами должны подавать детям пример. Рассердились ли сверх меры, прикрикнули в сердцах, сказали грубое слово – попросите у малыша прощения. И он обязательно научится сам просить прощения за свои проступки.

Чтобы младшие слушались старших, надо поддерживать в семье иерархический принцип. Приоритет всегда и во всем – старшим, но и спрос прежде всего с них. Старшие должны чувствовать ответственность за младших и во всем им помогать.

Отец Николай, как нужно воспитывать старших детей, чтобы им можно было доверить заботу о младших?

В большой семье это происходит как-то само собой. Просто почаще поручайте ребенку что-нибудь сделать для младшего. Понянчить его. Погулять с ним во дворе. Покормить его и так далее.

Какие черты характера следует в первую очередь формировать у мальчиков, и какие – у девочек?

У мальчиков – мужество и самостоятельность. У девочек – скромность и рассудительность. У тех и других – доброту и терпение.

Беседовала Дарья Коробейник

Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не иссякающую пошлости повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего; воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь обновляться духом ума своего (Еф. 4, 23). Духовно живой человек всегда внемлет Духу – и в событиях дня, и в невиданной грозе, и в мучительном недуге, и. в крушении народа. Вняв, отзывается не пассивно-созерцательным пиетизмом, но и сердцем, и волей, и делом. Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе.

Иван Александрович Ильин

В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.

Иван Александрович Ильин

Есть особое искусство правдивости и искренности, которое нередко требует от человека больших совестных напряжений внутри и большого такта в обхождении с людьми; и, сверх того, всегда – мужества. Это искусство дается нелегко; но в здоровых и счастливых семьях оно процветает всегда.

Как воспитать ребенка христианином: советы семи праведников

В детях мы видим свое продолжение и очень хотим, чтобы они во всех смыслах были лучше своих родителей. Нет большей скорби для отцов и матерей, как неблагополучие детей, их дурной нрав, невоспитанность и плохое поведение. Как воспитать ребенка христианином, достойных преемников? Сегодня ответы на эти вопросы дадут святые отцы Православной Церкви.

«Образ обращения и действия воспитателей по отношению к воспитанникам впоследствии будет служить руководством для воспитанников в обращении и в образе действий их относительно человечества» –

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Воспитание начинается еще в утробе матери» (Старец Порфирий Кавсокаливит)

Ребенку в утробе передаются все чувства матери. Родителям необходимо следить за состоянием беременной, окружать ее заботой и любовью, чтобы и она передавала свои положительные эмоции и чувства ребенку. Они остаются с ребенком на всю жизнь.

Мама должна заботиться о своей духовной жизни в период беременности с особым усердием. Ей необходимо молиться, читать псалмы, участвовать в Таинствах. Благодатные Дары Святого Духа женщина всецело разделит с находящимся в утробе плодом.

«Не баловать, а воспитывать в строгости» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

Святой предостерегает родителей от того, чтобы идти на поводу капризов детей. Отец Иоанн предупреждает, что из-за потакания детским «хотелкам», чада забудут цену родительской любви, станут злыми, и вообще растеряют все высокие нравственные качества.

Потворство «сердечной порче», как святой называет детские капризы, приведет к тому, что дети в более сознательном возрасте обвинят самих родителей в недолжном воспитании.

Праведный Иоанн призывает заниматься не только «воспитанием ума» (то есть получением образования), но и сердца. Воспитание «чистого сердца» ребенка возможно родителем, который сам понял, что это такое. Или хотя бы встал на путь очищения себя от страстей.

«Научить различать добро и зло» (Старец Паисий Святогорец)

Понимание, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается в самом раннем возрасте. К сожалению, традиция последних десятилетий привела к деградации института семьи. Детей – личностей, которым нужно оказать помощь в становлении в этом мире, очень долгое время считают недалекими и неспособными к пониманию мира существами. Это не так. Родившийся ребенок впитывает все вокруг себя, как губка. Именно в этом возрасте ему необходимо объяснить, что такое добро.

Старец не советует всю жизнь нянчиться с детьми. Он убежден, что помощь нужна детям до определенного возраста. Позже им требуется учиться быть самостоятельными. Защитником в трудных ситуациях им станет ангел-хранитель.

Чтобы не потерять уважение и расположение детей, старец призывает родителей быть благочестивыми, то есть соблюдать заповеди и работать над собой. То, что находится внутри у человека, является основой его личности. Дети все чувствуют и видят. Скромная и следящая за духовным здоровьем мать будет примером для детей. Ее дурное поведение, по словам старца, опустошает ребенка.

«У отца – строгость, у матери – снисхождение» (Святитель Феофан Затворник)

Воспитание детей есть многогранный процесс. Мать обязательно должна любить своих детей. Если нет любви, нет и достойного воспитания. Мама всегда воспринимается человеком как оплот снисходительной любви и заботы. Отец, наоборот, любит детей в строгости, действуя на их души отрезвляюще.

Святитель Феофан говорит о необходимости любить своих родителей. Это залог того, что и дети будут относиться к вам с любовью и уважением. Ведь они подсознательно копируют именно ваше поведение.

Чтобы избежать отчуждения детей, необходимо уделять им время. Да, жизнь такова, что мы все время вынуждены чем-то заниматься ради выживания и обеспечения семьи. Но детям недостаточно только «материального» внимания. Они нуждаются в общении с родителями.

«Развращение детей происходит от привязанности родителей к житейскому» (Святитель Иоанн Златоуст)

Детей нужно учить доброму отношению к людям и приветливости. Если застанете детей за обсуждением или осуждением другого человека, нужно найти любой способ увести разговор и переключить его на самого ребенка. Так появится привычка следить в первую очередь за собой и работать над собой.

Обеспокоенность родителями только житейской стороной своей жизни убивает всю тягу к духовному в их детях. Мы уже видим, как в наше время данная проблема стала нормой, так как в редких семьях всерьез разговаривают о Боге, вере и нравственном выборе. А вот обсуждение финансовых, хозяйственных и других приземленных вопросов занимает 100% времени в семьях. Иоанн Златоуст называет родителей, воспитывающих детей в таком ключе, «хуже детоубийц».

Нужно следить и за своим внутренним миром, и за словами, и за поведением. Каждое слово родителей отпечатывается в душах детей. Именно так в них закладывается то, что можно назвать «природой» человека. Родители именно своим поведением, наличием у них добродетелей или страстей формируют будущие склонности детей.

Заложенное достойное воспитание сыновей заложит добрую традицию на поколения вперед. По слову Златоуста, это будет длиться до Пришествия Христова, где заложивший основу получит награду от Спасителя.

«Особенно дитя смотрит почти всегда на своих воспитателей и учителей без анализа, с доверчивостью и усваивает себе на всю жизнь их понятия и правила» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий в своих трудах о воспитании также уделяет огромное значение влиянию на детей жизненного примера родителей и воспитателей. Только личный пример благочестия и любви может служить на благо воспитанника.

По мнению святителя за серьезные проступки обязательно должно следовать наказание. Безнаказанность способна развращать. Но наказание не в гневе, без оскорбительных слов и ругательств: «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам». Родители должны демонстрировать в своих нотациях только любовь: давать «наказ» о том, чтобы плохие поступки больше не повторялись.

Исправление и осознание ребенком своего поведения должно сопровождаться со стороны родителей немедленным прощением и отменой наказания.

«Молитва о детях – залог успеха воспитания» (Амвросий Отптинский)

XIX век не отличался от нашего времени, и в те годы святой жаловался на проблемы с воспитанием детей. Понимая, что кроме родителей сверстники оказывают влияние на чад, необходимо пользоваться первым и самым действенным христианским оружием – молитвой. Только разговор с Богом, просьбы о благополучии и вразумлении детей могут дать плоды.

Святой говорит о, казалось бы, банальной вещи: воспитании детей в Православной вере. То есть родитель должен быть христианином по образу мыслей и поступков. Тогда он сможет передать нравственные основы веры ребенку. Отношение родителя к Богу закладывает отношение к Создателю и детей. Потребительское, нечестное, корыстное отношение к Господу может привести к религиозному безразличию ребенка в будущем со всеми вытекающими последствиями.

Не стоит выяснять отношений при детях. Для этого стоит иметь выдержку и хладнокровие, а все вопросы обсуждать мужу и жене наедине. Это поможет сохранить восприятие детьми семьи как места любви, взаимопонимания и мира. Обсуждения проблемы от них не утаишь, но это будет для них примером, как уважительно относиться к своей половинке в будущем и строить семейную жизнь.

Вот некоторые советы святых отцов Церкви о том, как стоит воспитывать детей. Готовых рецептов не бывает, но все старцы и праведники сходятся в одном: необходимо показывать детям собственный пример нравственной жизни. Дети видят, как родители молятся, слышат содержание их разговоров, чувствуют атмосферу в доме, слушают Священное Писание и другие книги, если они читаются в семье. Иногда можно услышать о случаях, когда дети индифферентны к вере, несмотря на видимое благочестие родителей.

Детская душа очень тонко воспринимает происходящее. Дети отворачиваются от Церкви, как правило, если чувствуют в чем-то фальш. Родители – последний авторитет, на который ребенок будет опираться в принятии решении о своем отношении к вере. Поэтому за внешним благочестием непременно должен стоять живой, свободный и любящий родительский дух. Если родители ищут Христа в нашем непростом и запутанном мире человеческих страстей, можно с уверенностью сказать, что и их дети обретут в сердце Господа. Будем же молиться о том, чтобы Бог даровал нам и нашим детям сердечной чистоты для принятия Духа Святого и радость полноты жизни.

Защитницей детей в христианском мире издревле считалась Пресвятая Богородица. Молитвы родителей о детях к Владычице неоднократно спасали погибающих, помогали найти путь заблудшим, открывали очи неразумным и помогали попавшим в трудное жизненное положение. Даже если жизнь детей кажется счастливой, они крепки в вере и все у них спорится, им всегда необходима молитва родителей. Обращенное к Богу и Его святым прошение отца или матери – это нескончаемое благословение, нужное нашим детям и для этой, и для будущей жизни.

Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Конечно, Священное Писание и, прежде всего, Евангелие, содержит всю полноту истины, необходимой для спасения людей. Но истины Евангельские и правильное применение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через Предание и разъяснение их св. Отцами. Какова должна быть основная цель воспитания ребёнка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее образование. Третьи – прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или учёных.

У родителей-христиан не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (Из слов преп. Серафима).

Если достигнут родители этого, то всё остальное – и образование, и развитие дарований, и здоровье – всё приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Преп. Серафим Саровский говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».1

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти».2

«Яблочко от яблони недалеко падает», – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невест давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте — по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые ещё недостаточно ясны в детях. Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Ещё в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей.

За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3, 13).

При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень». (1 Цар. 2, 24).

Но, очевидно, от Илия требовалось более, чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст.3

«Так как Илий не всё сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя, и против сыновей, и щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старца.

Читать еще:  Домашнее насилие: грех ли в православии, отношение церкви и мнение священников

Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом. Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна всё завалила и все подвиги его закрыла – какое же наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара. » В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

При суждении о пригодности к должности епископа, ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть. хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 2, 4). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях (2 Кор. 12, 14), и духовная.

Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто. детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей. быть. попечительными о доме» (Тит. 2, 4-5).

Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2. 15). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием (1 Тим. 5, 4). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад, надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины — как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид (Пс. 126, 3). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжёло грешат перед Господом. Можно найти примеры, что благочестивые дети были и от нечестивых родителей (например, великомученица Варвара),4 но вряд ли можно найти случаи, когда благочестие обоих родителей не имело бы следствием высоких достоинств их детей. Следует учитывать, однако, что степень благочестия может быть разная и может случиться, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых из детей.

В Деяниях св. апостолов рассказывается, как благочестивому язычнику – сотнику Корнилию, снискавшему милость у Бога молитвой и милостыней, является ангел, повелевает призвать ап. Петра и обещает, что словами последнего «спасёшься ты и весь дом твой» (Деян. 10, 6).

Итак, милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом — его семью и его детей.

Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» – свидетельствует премудрый Соломон (Притч. 20, 7). А епископ Феофан Затворник пишет: «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».5

В чем секрет великих достижений? Обычно принято думать, что великим людям присущи особые, выдающиеся способности и природные дарования. Не совсем так. Многие философы и учёные считают, что всякое достижение обусловлено, прежде всего, напряженным, целеустремленным трудом в течение длительного времени. Таким образом, значительных достижений в каком-либо отношении может добиться каждый при наличии средних способностей и дарований. И, очевидно, степень успеха будет прямо пропорциональна затраченной энергии.

Достижение цели как следствие упорного труда – это закон, данный Богом человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. Хлеб добывается потом как для тела, так и для духа.

Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (30, 13).

Целеустремленность связана неразрывно с самопожертвованием. Ради заботы о детях родителям необходимо оставить так называемую «личную жизнь» и «личные интересы», необходимо оставить развлечения, театры, праздные знакомства, потерю вечеров «в гостях», светскую, не питающую Духа, литературу. Все это крадёт у нас силы и время, которого мало, которое драгоценно, как вверенные нам от Господа «таланты»; которого недостаёт для спасения и себя, и детей. «Без Меня не можете делать ничего», – говорит Бог в лице Христа (Ин. 15, 5). Но «Бог есть любовь» (Ин. 4, 8). И поэтому без любви нет духовной жизни, нет целительного общения души с Богом и близкими, нет зарождения и развития веры, смирения, кротости, благочестия и других добродетелей, одухотворяющих душу.

Любовь в лице Христа явилась в грешный, растленный мир, и победила и возродила мир (Ин. 16, 33). Ею побеждали апостолы, ею во все времена побеждали пастыри Церкви и ученики Христовы. И ею, только ею можем и мы обеспечить себе доступ к сердцу нашего ребёнка на всю нашу жизнь. Когда ап. Иоанн, любимейший из учеников Христа, ослаб от старости и не мог более проповедовать, он только повторял всем: «Дети, любите друг друга». А святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Люби – и делай, что хочешь». И, по словам Господа, на двух заповедях любви к Богу и ближним «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

«Любовь. есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14), – говорит ап. Павел, написавший гимн любви – тринадцатую главу 1-го Послания к Коринфянам. Эта глава написана с неподражаемой силой и глубиной мысли. По ней мы можем определить и свое состояние в отношении любви – этой основы всех добродетелей.

Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется естественным, это благодатный закон природы, из которого мы не считаем себя исключением. Да и кого же любить, как не своих детей. Но ап. Павел глубоким анализом свойств любви обличает нас.

«Любовь не раздражается», – пишет ап. Павел. Проверим себя – так ли мы любим своих детей, чтобы никогда не раздражаться на них?

«Любовь. не ищет своего». А наши запросы на свою «личную жизнь», «личные интересы», развлечения?

Не будем же удивляться, что путь к сердцу нашего ребёнка не открыт для нас в полной мере. Признаем этот факт и пока ещё есть время, постараемся исправить наши упущения и овладеть сердцами наших детей. Для этого надо самих себя всецело отдать детям, сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами.

Проявление нежной, самоотверженной материнской любви к своим детям так характеризуется преп. Серафимом: «Чадолюбивая матерь не в своё угождение живёт, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей».6 Итак, надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: когда надо – лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо – увещеванием и взыскательностью. Ребёнок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они не проявлялись, если только «всё у вас будет с любовью» (1 Кор. 16, 14), если во всех словах наших он будет слышать и чувствовать любовь. Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы всё своё сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам своё.

Из Материалов круглого стола «Проблемы семьи и брака в современном обществе (православное и светское измерение)». – Армавир: Армавирский Православно-социальный институт, 2005.

Протоиерей Павел Калинин

1. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. Сатис.

2. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Правило веры. М. 2000. стр. 50.

3. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы. Прав.-е братство св. ап. Иоанна Богослова. М. 2002. стр. 202.

4. Полный годичный круг кратких поучений. В 2-х томах. Т. II. Издание Международный издательский центр православной литературы. М. 1995. стр. 574 – 579.

5. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Правило веры. М. 2000. стр. 49.

6. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец.- Краснодарское епархиальное управление, стр. 42.

Приход храма Святого Сергия Радонежского

епископ Александр (Милеант)

Воспитание любви в детях

Никто не станет оспаривать, что любовь – это самое главное в семейной жизни. Тема материнской любви, любви ребенка к матери и отцу, любовь братьев и сестер друг к другу, как и тема нарушения этой любви, часто вдохновляла писателей и художников. Но и каждый из нас, родителей, сам и по-своему испытывает любовь в семейной жизни и задумывается над тем, что такое любовь и как воспитывать в наших детях способность к любви. И любовь эту мы должны осуществлять практически в нашей семейной жизни, в конкретных отношениях с теми людьми, взрослыми и детьми, с которыми мы в нашей семье связаны.

Любовь между людьми – это способность со-чувствовать, со-радоваться, со-страдать другому. Любовь – это привязанность, дружба, взаимное доверие. Любовь способна вдохновить человека на самопожертвование, на подвиг. Перед родителями стоит задача создать такую семейную жизнь, в которой дети окружены любовью и в которой развивается их способность к любви.

Не сразу, не «сами собой» научаются дети любить, так же как не сразу научаются они говорить, общаться с людьми, понимать их. Конечно, в каждом из нас заложена потребность общения с другими людьми. Но необходимо воспитание, чтобы эта потребность превратилась в сознательную и ответственную любовь к другим. Такая любовь развивается в человеке постепенно, в течение многих лет.

Как рано начинается нравственное развитие ребенка? В 30-х годах нашего столетия швейцарский психолог Жан Пиаже составил целую схему интеллектуального развития человека, связанную с приспособлением человека к окружающей среде, с его постепенно развивающимся пониманием причинности событий и их логической связи, с развитием в человеке способности анализировать конкретные ситуации. Пиаже пришел к выводу, что в большинстве случаев педагоги и родители навязывают детям нравственные понятия, которые дети еще абсолютно неспособны воспринимать, которых они просто не понимают. Конечно, в этом есть известная правда: дети часто называют что-нибудь «плохим» или «хорошим» только на основании того, что так говорят взрослые, а не потому, что они сами это понимают. Но мне кажется, что есть простые нравственные понятия, которые ребенок воспринимает очень рано: «меня любят», «я люблю», «я рад», «мне страшно», «мне хорошо», и воспринимает их ребенок не как какие-то моральные категории, а просто как ощущение. Так же, как он воспринимает ощущение «мне холодно», «мне тепло». Но именно из этих ощущений и понятий постепенно развивается нравственная жизнь, Недавно я прочитала с интересом статью в американском научном журнале о первом проявлении эмоций, чувств в младенцах. Исследования на эту тему были проведены в лабораториях Национального института умственного здоровья (National Institute of Mental Health). Их авторы приводили к заключению, что младенец способен эмоционально сочувствовать ощущениям, чувствам другого с самых ранних лет жизни. Младенец реагирует, когда кто-нибудь плачет от боли или огорчения, реагирует, когда другие ссорятся или дерутся.

Мне вспоминается случай из моего общения с детьми. Трехлетний мальчик, играя в доме, засунул голову между балясинами перил на лестнице и повернул ее так, что не мог вытащить. Испугавшись, мальчик начал громко кричать, но взрослые не сразу услышали его. Когда, наконец, подбежала бабушка и освободила голову мальчика, она нашла там его двухлетнюю сестричку: девочка сидела около брата, громко плакала и гладила его по спине. Она сочувствовала: ничего другого сделать она не могла. Разве не было это проявлением настоящей любви? И какую большую роль играет потом в жизни братская и сестринская любовь.

Воспитание способности любить заключается в развитии у детей способности со-чувствовать, со-страдать, да и радоваться вместе с другими. В первую очередь это воспитывается примером окружающих взрослых. Дети видят, когда взрослые замечают усталость друг друга, головную боль, плохое самочувствие, старческую немощь и как они стараются помочь. Дети бессознательно впитывают эти примеры сочувствия и подражают им. В этом развитии способности сочувствовать очень полезна забота о домашних животных: собаке, кошке, птице, рыбке. Все это приучает детей внимательно относится к нуждам другого существа, к заботе о других, к чувству ответственности. Полезна в этом развитии и семейная традиция подарков: не только получение подарков к праздникам, но и приготовление подарков, которые дети дарят другим членам семьи.

В процессе воспитания любви очень важна семейная обстановка, потому что в этом мире живут несколько человек разного возраста, на разных этапах развития, разных характеров, в разных отношениях друг с другом, с разной ответственностью друг за друга. В хорошей семье создаются добрые отношения между людьми, и в этой атмосфере благожелательности приходят в действие еще не раскрытые душевные силы человека. Упомянутый мной раньше Владыка Сергий говорил, что от одиночества человек почти всегда становится беден, он как бы отрезан от общей жизни целого организма и в этой «самости» засыхает…

К несчастью, в семейной жизни бывает и искажение любви. Родительская любовь превращается иногда в желание обладать детьми. Они любят детей и хотят, чтобы дети полностью принадлежали им, а ведь всякий рост, всякое развитие есть всегда постепенное освобождение, искание своего пути. С момента выхода из материнской утробы развитие ребенка всегда заключается в процессе выхода из состояния зависимости и перехода шаг за шагом в большую самостоятельность. Подрастая, ребенок начинает дружить с другими детьми, выходит из замкнутого круга семьи, начинает думать и рассуждать по-своему… А конечный этап его развития есть уход от родителей и создание своей собственной, независимой семьи. Счастливы те семьи, в которых любовь, связывающая всех ее членов, делается зрелой, ответственной, неэгоистичной. А есть родители, которые переживают растущую самостоятельность детей как нарушение любви. Пока дети маленькие, они преувеличенно заботятся о них, ограждают ребенка от всяких и реальных, и мнимых опасностей, боятся всяких влияний со стороны, а когда дети взрослеют и начинают искать ту любовь, которая приведет их к созданию своей семьи, такие родители тяжело переживают это как некую измену им.

Семейная жизнь – школа любви и для детей, и для супругов, и для родителей. Любовь – это труд, и за умение любить надо бороться. В нашей семейной жизни мы должны каждый день реагировать так или иначе на все, что происходит, и мы открываемся друг другу такими, как мы есть, а не только такими, как мы показываем себя. В семейной жизни выявляются наши грехи, все наши недостатки, и это помогает нам бороться с ними.

Читать еще:  Слово «удача» в православии: значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

Чтобы научить наших детей любви, мы должны сами научиться любить по-настоящему. Удивительно глубокое описание настоящей любви дает апостол Павел в своем Послании к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая… Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…» (1 Кор 13:1-2).

Апостол Павел говорит о свойствах любви, о том, что такое любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» (1 Кор 13:4-5).

Думается мне, что наша главная задача, – это трудиться над тем, чтобы прилагать эти определения, эти свойства любви к каждой мелочи нашей будничной семейной жизни, к тому, как мы учим, как воспитываем, наказываем, прощаем наших детей и как мы относимся друг ко другу.

17 ошибок родителей-христиан. Как вернуть детей к Богу

Опубликовано 09 мая 2016

Будучи пастором более 30 лет, я поражён тем, насколько низок процент среди детей, воспитанных родителями-христианами, действительно служащих Господу после достижения подросткового и более старшего возраста, включая детей Христианских лидеров. Так как воспитание детей в завете является основным методом, который Бог использует для утверждения Своего владычества на земле, как оно утверждено на небесах, существует мало тем, превосходящих в важности ту тему, которую я затрагиваю в этой статье.

В этой статье я сопоставляю поведение родителей-христиан с возможными результатами, связанными с верой их детей. Иными словами, каждый из нас может прочесть эту статью и, с большой вероятностью, сказать, будут ли наши дети служить Господу от всего своего сердца в будущем, или будут «тёплыми» или неверующими, когда станут постарше. Ниже я привожу свои наблюдения о том, почему, становясь старше, дети родителей-христиан не служат Господу.

1. У многих родителей-христиан нет эмоциональной связи с их детьми

У меня пятеро детей, и я научился тому, что недостаточно просто читать Библию и молиться с моими детьми. Мне нужно веселиться с ними, изучать их особенный язык любви (прочитайте книгу Гэри Смолли «Пять языков любви детей»), и стараться достичь их сердца и наладить глубокие взаимоотношения с ними, пока они маленькие. Я научился этому сложным способом, так как я, на самом деле, не нашёл эмоциональной связи с одним из моих детей должным образом, когда мои дети были маленькими (теперь мы близки). Это привело в результате к большим трудностям в вере, несмотря на все совместные Библейские учения и молитвы, которые у нас были. Дети, не имеющие эмоциональной связи со своими родителями, могут пойти по пути нездоровых душевных связей с безбожными людьми, которые будут их утаскивать прочь от Господа.

2. Многие родители-христиане не молятся целенаправленно со своими семьями и не имеют такой привычки в своих семьях

Когда я проводил исследование Христианских семей, то даже среди семей некоторых лидеров я обнаружил, что в редких случаях алтарь Господа в семье был утверждён регулярными, последовательными молитвами. Часто, когда молитва есть, она формальна и поверхностна, или молится только один из родителей, в то время как остальные члены семьи не принимают активного участия (показывая тем самым детям, что молитва, на самом деле, не важна). Дети таких родителей пойдут по пути номинальных Христиан, которые не знают, как искать Бога или ходить в присутствии Бога.

3. У многих родителей-христиан нет целенаправленного подхода к катехизации своих детей (обучению их основам Христианского вероучения)

Большинство родителей невежественны, когда речь заходит об обучении их детей в Слове Божьем. Я говорю родителям, что одна простая вещь, которую они могут делать — это регулярно учить детей из книги Притч. Притчи — это основная книга наставлений, которой родители могут пользоваться для того, чтобы научить своих детей жить мудрой жизнью в страхе Господнем.

К сожалению, многие независимые евангельские церкви «выбросили за борт» всё, что касалось исторических деноминаций, даже такие хорошие вещи, как понятие катехизации. Мы можем взять катехизис (например, Гейдельбергский Катехизис) и адаптировать его к нашим доктринальным взглядам, чтобы мы могли дать нашим детям замечательное общее представление об основных учениях Писания.

Я верю, что всем церквям необходимо установить какую-то форму обучения своих детей катехизису. Одна из церквей, которую я знаю, использует это для детей, когда они ещё очень маленькие. В результате у них нет классов Воскресной школы, которые отделяют детей от родителей: дети настолько хорошо подготовлены в Писании, что могут понимать взрослую проповедь так же хорошо, как и их родители!

Дети родителей, которые не наставляют их в вере, будут детьми без библейского мировоззрения. Это оставит их уязвимыми и направит их на путь соединения разнородных вероучительных положений с ложными религиозными взглядами, основанными на духовности, а не на Христе как на Истине во всей жизни.

4. Многие родители позволяют своим детям пропускать церковь по воскресениям ради того, чтобы они могли участвовать в мероприятиях, связанных с командными видами спорта

Каким-то образом, в этой стране (США, прим.пер.) существует неписанный закон, который гласит: «Почитай день седьмой, за исключением тех случаев, когда твой ребёнок занимается спортом!» Родители, которые позволяют своим детям постоянно пропускать воскресные служения из-за спортивных программ, стоят на пути воспитания детей-отступников, наученных тому, что спорт и хобби в жизни важнее поклонения Богу! В Евангелии от Марка, 4:19, сказано, что «пожелания других вещей входят и заглушают Слово Божье».

5. Многие родители с большой охотой остаются дома, если их супруги работают или не могут пойти на воскресное собрание

Есть некоторые родители, которые не будут посещать церковь в воскресенье, если их супруги не посещают церковь, потому что это слишком затруднительно — в одиночку приготовить детей к тому, чтобы пойти в церковь! Родители, которые так поступают, наставляют своих детей на путь служения Богу только при условии, что это удобно. Это приведёт их в категорию «тёплых» Христиан, тех, о которых Иисус сказал, что Он извергнет их из уст Своих (Откровение, 3:14-16)!

6. Многие родители-христиане живут дома компромиссной жизнью

Многие родители регулярно смотрят безбожные шоу по телевизору, слушают безбожную мирскую музыку, рассказывают расистские или грязные анекдоты и используют брань в присутствии своих детей, находясь в стенах своего дома. Затем они идут в церковь и ведут себя духовно по воскресеньям. Такое двуличное поведение наставит их детей либо на путь лицемерия, либо приведёт к пренебрежению Богом, церковью и Христианством!

7. Многие родители-христиане не смотрят за своими детьми должным образом

Многие родители позволяют своим маленьким детям иметь в своей комнате телевизоры, компьютеры, смартфоны и даже ходить на свидания в раннем подростковом возрасте! В результате, у таких родителей нет ни малейшего понятия о том, что смотрят их дети, с кем они связываются лично или в социальных сетях. Мир внушает свои ценности оставленным без присмотра детям 60-80 часов в неделю. Один час в неделю в церкви не может с этим конкурировать! Возможно, такие дети окажутся на пути, где их ждёт отсутствие сосредоточенности или зависимое/навязчивое поведение из-за слишком большого количества смс, социальных сетей, видеоигр или даже порнографии.

8. Многие родители-христиане плохо говорят о своих церквях или лидерах церкви дома, в присутствии своих детей

У многих родителей есть привычка ругать своих пасторов или церкви, или высказывать критику о других Христианах. Это вкладывает критичный дух в их детей. В результате их дети думают, что церковь только для лицемеров! Такие дети оказываются на пути к тому, чтобы критиковать всё, связанное с церковью, и в результате они будут держаться подальше от участия в общем поклонении.

9. Многие отцы проявляют больше энтузиазма к спорту, чем к тому, чтобы искать Бога

Я знаю многих отцов, которые будут вопить и кричать во время футбольного матча, но при этом сохраняют безразличное отношение, когда речь заходит о молитве, посещении церкви и служении Богу. Я даже знаю одного пастора, который сокращал свои проповеди во время футбольного сезона, чтобы успеть домой и посмотреть игру в воскресенье днём! Иисус сказал нам, что там, где ваше сокровище, там будет и ваше сердце. Таким образом, когда родители показывают, что они увлечены чем-то другим больше, чем они увлечены Богом, или ценят что-то больше, чем они ценят Бога, их дети оказываются на пути мышления, что Бог недостоин их страсти, времени или внимания!

10. У многих родителей-христиан есть поверхностное понимание Бога и своей веры

У многих родителей система веры очень поверхностная, некоторые даже не знают основ веры! По этой причине они неспособны передать веру своим детям существенным образом. Таким образом, в лучшем случае, у их детей также будет поверхностная вера. Скорее всего, они окажутся на пути, где у них не будет никакой веры, и став постарше, они не будут посещать церковь.

Не каждый из родителей должен быть теологом, но каждый родитель должен быть укоренён в основных принципах веры, и должен передать их своим детям.

11. Многие дети редко видят, как их родители ищут Бога искренне и с постоянством

Нашу веру легче перенять, чем научить ей. Поэтому дети намного больше учатся, наблюдая за тем, как их родители прилежно ищут Бога в своих собственных жизнях. Это показывает детям, что у их родителей есть серьёзные взаимоотношения с Богом даже тогда, когда другие люди не смотрят на них. Дети, которые не видят своих родителей постоянно и усердно ищущими Бога, находятся на пути к взаимоотношениям не дружбы, но случайного знакомства с Богом.

12. Многие родители слишком сильно зависят от воскресной школы или от молодежной группы своей церкви в том, чтобы взращивать своих детей в вере

Мне приходилось поправлять многих родителей, которые думали, что это работа поместной церкви — дисциплинировать и обучать их детей в Господе. Истина в том, что, в лучшем случае, церковь получает их детей всего на несколько часов в неделю. Родители проводят со своими детьми, по крайней мере, 50 часов в неделю. Действительно, основная ответственность за воспитание детей в путях Господа лежит на родителях, а не на церкви (Притчи, 22:6; Второзаконие, 6:6-9). Дети, не наученные дома своими родителями, могут оказаться на пути к номинальному Христианству без всякой личной духовной дисциплины для поиска Бога.

13. Многие родители-христиане постоянно пропускают церковь по всевозможным причинам

Как пастор, я удивляюсь тому, что многие родители регулярно пропускают служения церкви из-за семейных событий, спортивных событий, из-за того, что они устали или немного заболели, или из-за того, что они хотят остаться дома, чтобы расслабиться или походить по магазинам. Действительно, если родители живут таким образом, для них не должно быть шоком, когда их дети вырастают «тёплыми» Христианами, которые не воспринимают Божьи вещи всерьёз! Если бы те же самые родители относились к своему бизнесу или рабочему месту точно так же, как они относятся к церкви, они бы обанкротились или были уволены много лет назад! Дети таких родителей стоят на пути, на котором они сделают Бога только частью своей жизни вместо того, чтобы сам Иисус был всей их жизнью!

14. Многие родители-христиане не проводят полноценного времени со своими детьми

Многие лидеры виновны в том, что приносят своих детей в жертву служению или амбициям, связанным с работой. Что пользы нам, если мы приобретём весь мир, но потеряем наших детей? Дети таких родителей находятся на пути к тому, чтобы иметь низкую самооценку, так как они не считают себя достаточно важными для своих родителей, чтобы те нашли для них время.

15. Многие родители-христиане прыгают из церкви в церковь

Я не говорю о том, что вы не можете ощущать водительство покинуть поместную церковь, но некоторые люди, которых я знаю, прыгают из одной церкви в другую каждый год или два. Дети этих родителей на пути к тому, чтобы стать лично нестабильными в своей вере, индивидуалистами в отношениях с Богом, неспособными посвятить себя любой общине веры, и недоверчивыми к любой духовной власти в своей жизни.

16. Многие родители-христиане постоянно “пилят” своих детей

Я научился тому, что это не мудро — проповедовать своим детям. Когда они становятся старше, важно не «пилить» их постоянно о том, что правильно. В определённый момент мы должны поверить Богу, что Он достучится до их сердец и изменит их.

Вместо того, чтобы придираться к нашим детям, мы должны проводить то же самое количество времени, или даже больше того, в молитве и посте в вере за их души. Дети придирчивых родителей оказываются на пути, когда они перестают слышать своих родителей и других взрослых, достигнув подросткового возраста, что в результате приводит к бунту против власти и к глупому поведению.

17. Многие родители-христиане слишком законнические или религиозные со своими детьми

Очень строгий, религиозный или законнический родительский подход может быть так же вреден в доме, как и «теплота» родителей по отношению ко Христу. Когда родители пытаются заставить своих детей верить во Христа, вынуждая их жить по строгим, угнетающим правилам безо всякой эмоциональной связи, духовной связи или радости, они воспитывают обиженных детей, которые убегут от Бога, когда станут достаточно взрослыми.

Дети законнических религиозных родителей стоят на пути неограниченного злоупотребления греховными наслаждениями как реакции на гнетущую атмосферу жесткой законнической религии. Дети в законнических пятидесятнических семьях редко служат Богу, когда становятся старше, и они часто перестают ходить в церковь в свои поздне-подростковые годы.

В заключение скажу, что это только некоторые из моих наблюдений, которые, как мне кажется, обеспечивают отступничество и «тёплость» в ребёнке, воспитанном в Христианской семье. Однако всегда существуют исключения из таких наблюдений. Некоторые дети могут продолжать идти и выполнять своё предназначение во Христе со страстью, вопреки препятствиям своих родителей.

Как родители, мы также можем делать всё правильно и не нарушать ни одного из вышеперечисленных пунктов, и при этом обнаружить, что наши дети испытывают трудности в своей вере. Статья предназначена не для того, чтобы принести родителям осуждение, но чтобы пробудить нас к нашей ответственности, когда мы сотрудничаем со Святым Духом в воспитании наших детей. В конечном счёте, если наши дети не встретятся с Богом сами, они не будут искать Его, даже если мы, как родители, будем придерживаться самых лучших практических методов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector