0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вино в Библии

В синодальном переводе старейшей части Священного Писания слово вино употребляется более 200 раз. При этом в исходном тексте употребляется несколько наименований, имеющих следующее значение:

  1. Яин — слово, в буквальном переводе означающее вино. Оно употребляется в Ветхом Завете 134 раза.
  2. Тирош — свежий виноградный сок или новое, сладкое вино. Упоминается в ветхозаветных текстах 34 раза.
  3. Хемер — в еврейской традиции красное сладкое вино.
  4. Сикера — крепкий виноградный напиток, который хорошо насыщает и может опьянять.
  5. Асис — свежевыжатый сок винограда.
  6. Сове в Библии употребляется в двух значениях. В одном эпизоде под ним понимают крепкий винный напиток. В остальных упоминаниях переводчик трактует это слово как пьянство.

Древние евреи считали виноград и продукты из него получаемые дарами Господа. Виноделие было важным направлением хозяйственной деятельности в древнем мире. Оно упоминается во множестве библейских притчей. При этом упоминания носят как положительную, так и отрицательную смысловую нагрузку.

Развенчание мифа о том, что в Библии одобряется употребление вина

Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят тексты из Библии

Россия и другие страны захлестнуты пороками. Как следствие: трагедиями и болезнями из-за повсеместного распространения наркотиков, включая пиво и вино.

СМИ периодически сообщают о тяжелых авариях, совершенных православными священниками, бывшими за рулем дорогих авто. О том, что 60% священнослужителей регулярно употребляют алкоголь. Что разрушает и их, и Святую церковь, и общество. Многие оправдывают грех употребления алкоголя, его рекламу и продажу, ссылаясь на Библию.

Надеемся, что этот материал вдохновит всех и прежде всего тех кто считает себя православными на возвышенную, счастливую, здоровую и успешную жизнь которую в свою очередь практически невозможно достигнуть без полной трезвости.

О ВИНЕ В БИБЛИИ

Часто у людей, изучающих Библию, возникают противоречия в отношении упоминания вина в Священном Писании.

С одной стороны, в Библии можно встретить упоминания о том, что употребление вина порицается: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притчи 23:31-32).

С другой стороны, мы видим одобряющие и благословляющие вино высказывания: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27:28).

МОЖЕТ ЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ОДНОВРЕМЕННО И РЕКОМЕНДОВАТЬ, И ОСУЖДАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ?

Протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Иоанна Предтечи, поселок Юкки Ленинградской области:

!Если мы возьмем Пятикнижие Моисеево (Тора), то слово «вино» в «Торе» встречается 250 раз. Слово «вода» – 220 раз, слово «хлеб» – 200 раз.

И здесь может показаться, что хлеб и воду в то время реже принимали в пищу, чем вино. И если в Библии постоянно говорится о вине, то, следовательно, его очень полезно было пить?

Дело в том, что в еврейском языке было 13 еврейских слов, которые мы перевели на русский словом «вино». Из этих 13 еврейских слов только три имели отношение к алкоголю, а 10 означали разные формы сохранения виноградного сока».

О том, что в Библии нет противоречий в упоминаниях о вине, дает авторитетный комментарий священномученик Владимир Богоявленский, который в начале XX века занимал главные кафедры Русской Православной Церкви – Московскую, Петербургскую и Киевскую.

В своем докладе, сделанном в 1912 году, он объясняет, что под словом «вино» в Библии подразумевается как перебродивший, так и обычный виноградный сок. И когда Писания говорят одобряющие слова о вине, речь идет о не перебродившем виноградном соке.

А там, где мы видим проклятия и запреты на употребление вина, речь идет о перебродившем виноградном соке, т.е. об алкогольном вине. Таким образом, кажущиеся противоречия мгновенно устраняются.

Например, в книге пророка Иеремии, в 48 главе, мы читаем: «Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями». Очевидно, что в точилах, в виноградном прессе, не могло быть алкогольное вино. Там мог находиться именно сок, который только что был выжат из винограда.

Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области:

«Разделение терминов приводит к тому, как говорит священномученик Владимир, что мы не находим в Библии ни одного случая, где бы благословлялось опьяняющее вино».

Протоиерей Григорий Григорьев:

«Если мы действительно правильно оценим Библию, то Библия – это книга о трезвости. И книга о том, что даже однократный прием вина приводит к очень плохим последствиям. Например, как было у Лота, как было у Ноя, и как было у многих библейских персонажей, которые один раз попробовали, и потом всю жизнь вымаливали свои грехи у Господа Бога»

В лингвистическом понимании еврейское слово «яин», латинское «винум», английское «винеу», означающие вино, исторически указывали как на алкоголь, так и на обычный виноградный сок. Например, англо-британский словарь, опубликованный в 1708 году, дает такое определение вину: «Вино – напиток, сделанный из виноградного сока или других фруктов; напиток, другими словами, сок, муст, виноградное сусло, сладкое вино, недавно выжатое из винограда».

Древнегреческий философ Проклус в своей аннотации на книгу Гесиода «Труды и дни» называет свежевыжатый сок винограда вином: «Гроздья были, прежде всего, повернуты к солнцу на протяжении десяти дней, затем – в тени на десять дней, и, наконец, они топтали их, выжимая вино». Эти примеры показывают, что до нашего времени слово «вино» обозначало как перебродивший виноградный сок, так и обычный, свежий.

Роман Валерьевич Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Традиционно принято считать, что винопитие, изготовление вина было характерной чертой культуры древней Греции и древнего Рима. Все уверены, что древние греки только и делали, что пили вино и даже, якобы, детей этим вином поили. То есть, для нас с вами вино – это алкогольное изделие, в котором есть определенный градус, достаточно высокий, тогда как для греков вином, в первую очередь, был виноградный сок, даже в том случае, если этот сок не подвергался дополнительной переработке»

Распространенное заблуждение, что в древнем мире пили только алкогольное вино, базируется на том, что в те времена, якобы, было невозможно сохранить виноградный сок иным способом, кроме как его сбраживанием.

В Древней Греции называли вином сок из винограда, как только что выдавленный, так и сок, который хранился в течение какого-то времени. Что же касается римской истории или, во всяком случае, эпохи эллинизма, мы знаем достоверно, что они уже открыли к этому моменту способ длительного хранения виноградного сока путем кипячения.

На самом деле проблемы, с которыми сталкивались в древности при сохранении перебродившего сока, алкогольного вина, были достаточно велики: оно окислялось, появлялась плесень, плохой запах».

В то же время сохранение виноградного сока без брожения было относительно простым процессом: сок выпаривали на огне до состояния сиропа. Древнеримский автор Луций Колумелла, 70 год до н.э., в своем трактате «О земледелии» объясняет: «Чтобы обеспечить сохранение сока, люди помещают муст в свинцовые сосуды и путем кипячения уменьшают его на четверть, другие – на треть».

Генри Хомес, американский исследователь в Константинополе, в своей статье о вине приводит такой пример: «Простой виноградный сок без добавления каких-либо нейтрализующих средств против окисления, кипяченый от четырех до пяти часов, уменьшался на одну четвертую своего объема. После кипячения его вливают в глиняные емкости, плотно закрывают кожей, чтобы не было доступа воздуха. Обычно, не имея никакого опьяняющего свойства, его свободно употребляют как мусульмане, так и христиане. Некоторые кувшины, которые я лично держал в руках, уже сохранялись в течение двух лет, не испытывая никакого изменения».

Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят такие примеры из Библии: 103 псалом Давида из Ветхого Завета, где сказано, что вино веселит сердце человека; первое чудо в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, когда Господь Иисус Христос воду превратил в вино; совет апостола Павла апостолу Тимофею употреблять немного вина, упоминаемый в послании к Тимофею. Давайте посмотрим, о чем на самом деле говорится в этих текстах:

Ветхий Завет, Псалтирь, псалом 103: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».

Протоиерей Илья Шугаев:

«На самом деле в этом 103 псалме описывается замечательное творение Божие. Псалмопевец Давид обходит взглядом все окружающее и говорит: «Как прекрасно Господь сотворил мир».

И в том числе упоминаются те самые три священных продукта: вот хлеб, который укрепляет сердце человека, вот елей, которым можно умастить лицо, и вот вино, которое веселит сердце человека. Еще раз, почему веселит? Да потому что виноград – это замечательный благодатный продукт, которым питается еврейский народ.

Очевидно, что в этом тексте псалмопевец Давид, выражая благодарность Господу, описывает природу вокруг себя, и словом «вино» называет виноградную лозу (слова «произращаешь» и «произвесть из земли» прямо указывают на виноград как на растение). Было бы неправильно трактовать этот стих, предполагая, что сердце пророка Давида наполняется весельем от опьянения.

Читать еще:  Православный патриарх - кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

И еще, чтобы закончить тему, что веселит в вине сердце человека – точно не алкоголь, могу привести еще один пример. В Книге Судей, глава 9, говорится: «Сок веселит сердце человека». Виноградный сок веселит сердце человека.

На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино – это вино, лишенное опьяняющего свойства». Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти».

Протоиерей Илья Шугаев:

«Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно мы говорим, что это было не опьяняющее вино, то есть виноградный сок. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль.

Часто в качестве аргумента, что Христос превратил воду в алкогольное вино, приводят 10-й стих второй главы Евангелия от Иоанна: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».

Но подразумевать под словом «напьются» алкогольное опьянение – это просто результат современных дурных социальных привычек и стереотипов. Как раз именно этот стих и доказывает, что Христос превратил воду в неперебродивший виноградный сок, который в те времена и называли «хорошим вином».

Еще одним распространенным примером из Библии, якобы оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».

Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией употребления алкоголя».

Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия:

«Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных ты пей немного вина. Здесь как раз говорится не об алкогольном вине, опьяняющем человеческий ум веществе, а говорится именно о винограде как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи.

Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире не перебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» («Софисты за обеденным столом») пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который поразительно подобен совету апостола Павла.

Комментируя слова апостола Павла «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», Святитель Феофан Затворник говорит: «Не упивайтесь вином, говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Часто краеугольным камнем в вопросе отношения христианской традиции к алкоголю является вопрос причастия. Но если внимательно посмотреть на историю появления этого обряда, то все противоречия уходят.

В прежние времена для причастия можно было брать виноградный сок только этого года, то есть не забродившее вино. Если он сохранялся как сок в течение всего года, до следующего урожая винограда, то причащали соком.

Если же он начинал бродить – такое тоже могло произойти, например, по причине недостаточной стерилизации самого сока, или если он заливался в уже использованные ранее мехи, в которых мог появиться грибок, – то приходилось до нового урожая пользоваться тем, что есть, то есть забродившим виноградным соком.

Содержание алкоголя в таком вине было около 8%. Поскольку этот сок забродил, в чистом виде использовать его для причастия не могли, и тогда, чтобы удалить спирт из этого сока, его, во-первых, всегда разбавляли минимум пополам, а во-вторых, обязательно добавляли еще и кипяток.

При этом значительная часть алкоголя испаряется (температура испарения спирта – около 78˚С). В итоге в этом вине оставалось не более одного процента алкоголя.

Таким образом, в христианстве изначально нет и не могло быть места алкоголю»

Протоиерей Григорий Григорьев:

«Если мы вообще возьмем жития святых, например, Дмитрия Ростовского, в его двенадцатитомнике описано 2000 житий святых. Из этих святых, где мы в принципе находим хоть какое-то упоминание об их отношении к алкоголю, практически все вообще ни капли не принимали и категорически призывали к трезвости. И в первую очередь это были основоположники монастырей, в том числе, это были и Сергий Радонежский, Александр Свирский. То есть, все русское монастырское духовное движение было основано на трезвости».

Протоиерей Игорь Бачинин:

«Если кто-то, может быть, из священников или мирян в настоящее время это не знает и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу, и к церковной позиции оно не имеет никакого отношения»

Подробнее с вопросом отношения Православия к алкоголю, а также последствиями алкоголизации российского общества можно ознакомиться в новом документальном фильме «Утерянная добродетель».

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Вино в Библии

Написать эту статью, друзья, меня побудило письмо одной искренней женщины, которая попросила меня разъяснить смысл следующих слов нашего Спасителя:

Евангелие от Луки 5,33-39

33 Они же (книжники и фарисеи) сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды;
а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Вопрос первый: «Кого Иисус подразумевал под словом жених?» Ответ: «Себя Самого!» Что это так, видно из следующей Его притчи — Евангелие от Матфея 25,1-13. Кроме того, Иоанн-креститель также сравнивал Иисуса с женихом — Евангелие от Иоанна 3,29 — это вопрос очень простой и понятный!

Но вот что касается рассказа Спасителя о новом и старом вине, здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд! Итак, давайте сосредоточим своё внимание вот на этих словах Господа:

Евангелие от Луки 5,37-39

37 . никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет,
и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Когда обычный, никогда не соприкасавшийся с виноделием, человек, читает эти слова, он говорит сам себе: «Что же! Тут всё понятно! Молодое вино — это только что выжатый виноградный сок, который в условиях жары всего через несколько часов после отжатия тут же начинает активно бродить! Старое вино — это давно перебродивший, набравший свою алкогольную крепость и совершенно не активный в плане выделения газов, спиртной напиток! Иисус в данном случае говорит, что молодое вино не вливают в мехи ветхие, потому что кожа таких мехов от старости потеряла свою эластичность, и если туда залить молодое, активно выделяющее газы, вино — оно сразу прорвёт эти мехи! А новые мехи будут прекрасно растягиваться и выдержат давление газов, выделяющихся в вине молодом!»

Примерно также, друзья, думал и я многие годы подряд, но прочитав однажды мнения специалистов, быстро увидел, что я весьма и весьма заблуждался в данном вопросе!

Если бы специалист-винодел выслушал вышеприведённое объяснение, он бы сказал: «Ты рассуждаешь так потому, что вообще не понимаешь, что Иисус называет вином молодым и не знаешь, что может произойти с даже очень крепкими и эластичными мехами, если в них влить активно бродящий виноградный сок!»

А вам интересно узнать правду обо всём этом? Тогда слушайте!

Молодое вино — это, действительно, свежий, только что выжатый, виноградный сок. И реальность жизни в Палестине такова, что только что полученный сок уже через несколько часов пребывания на воздухе, действительно, начинает бродить. Сила этого брожения настолько велика, что в какие бы крепкие кожаные мехи не залили такое вино,
оно всё равно их разорвёт! И это при том, что в горловине специальных, винных мехов предусмотрена трубка для стравливания, образующихся при брожении, газов!

Зная это, виноделы на период активного брожения, заливали вино не в мехи, а в специальные
большие фаянсовые кувшины, известные у евреев под названием «хебит» или «долиум» у римлян. («Библейская энциклопедия» /н 32/ стр.5315, т.4)

Хорошо! Пока всё ясно! Но почему же тогда Иисус сказал: «молодое вино должно вливать в мехи новые»? И даже уточнил: «Тогда оно и само сохранится, и мехи не разорвутся!»?

Читать еще:  Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

Если молодое вино — это, только что выжатый, виноградный сок, то при каких условиях оно не разорвёт мехи?

Есть только один вариант! Если в этом молодом вине вообще не идёт процесс брожения!

Для того, чтобы виноградный сок забродил, его достаточно было просто оставить в какой-то ёмкости на открытом воздухе! Но для свадеб и для других праздничных церемоний богатые евреи заготавливали неброжёное вино — чистый виноградный сок!

Сразу нужно отметить, что только очень богатые люди могли позволить себе осуществить этот довольно дорогостоящий процесс заготовки чистого виноградного сока! Обычные же люди довольствовались забродившим соком — вином — алкогольным напитком. Согласно еврейским традициям считалось, что употребление брожёного вина не является грехом пред Богом. Такое вино очень сильно разбавляли водой и пили запросто и повсеместно просто для утоления жажды!

А вот что делали для того, чтобы сохранить только что отжатый сок на долгое время:

«Непереброжёный муст (сок) кипятили или специальным образом отфильтровывали.
Затем брали винные мехи и обмазывали их снаружи мёдом или специальной смолой (скипидаром).
Получался сосуд наподобие греческой амфоры. В приготовленные таким образом мехи вливался непереброжёный муст (сок). Затем сосуд плотно закрывался и запечатывался. После этого он ещё на 40 дней погружался в холодную воду! После этого сосуд вытаскивался из воды и помещался в специальное хранилище.
В таком виде чистый виноградный сок мог храниться довольно долгое время — примерно год!»

Когда Иисус говорил, что молодое вино должно заливать в мехи новые, Он как раз говорил о способе хранения чистого виноградного сока! Его слушатели понимали, что под новыми
мехами понимаются специально приготовленные для этой цели ёмкости (мехи, обмазанные мёдом или скипидаром!)

Причём говоря «новые» мехи, Иисус подчёркивал их абсолютную новизну в плане того, что раньше в эти мехи сок не заливался вообще!

Дело в том, что если в «старые» мехи — мехи, в которых ранее уже заливалось брожёное вино, налить чистый виноградный сок, немедленно начинается процесс брожения! Почему? Потому что к стенкам старых кожаных мехов прочно пристают некоторые разлагающиеся белковые вещества, содержавшиеся в предыдущем вине, которые немедленно вызывают процесс брожения в залитом туда соке!

Теперь нам вообще всё стало ясно! Итак, молодым вином Иисус называет чистый, неброжёный виноградный сок!

Но что нас, русскоговорящих читателей, смущает в самом слове «вино»?

Дело в том, что русскоговорящий человек, слыша слово «вино», тут же представляет себе лёгкий, алкогольный напиток! Так или нет? Да.

Но всегда ли в Библии под словом «вино» понимается именно алкоголесодержащее питьё?

Оказывается, нет! Вот пример:

Книга Бытие 40,9-11

9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: «Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;
11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону».

В данном отрывке мы видим, в чём состояла работа главного виночерпия при фараоне Египетском. Он брал свежие гроздья винограда и прямо на глазах у фараона выжимал из них сок! И тут же этот сок подавался фараону!

Вы обратили внимание на название самой должности? — Вино-черпий! — Черпает вино! — или извлекает вино из свежих ягод! А теперь посмотрите на само слово «виноград»! — градины или «капсулы», содержащие «вино»!

Что находится в ягодах свежего винограда? — Виноградный сок! Но назван этот сок каким словом? — «Вино»!

Когда в Библии нам встречается слово вино, необходимо по контексту разбираться — о каком именно напитке (брожёном или неброжёном) идёт речь!

Давайте потренируемся! Вот текст:

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же!».

О каком вине идёт речь в данном отрывке? Совершенно очевидно — о перебродившем виноградном соке, превратившемся в алкогольный напиток! Хорошо, а в этом отрывке о каком вине идёт речь?

Книга пророка Исайи 5,20-22

20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток.

Тоже понятно, правда? Речь идёт о спиртном напитке!

Книга Бытие 49,10-12

10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.

Здесь, как всем хорошо видно, говорится о только что выжатом соке!

Давайте ещё раз прочитаем разбираемый нами отрывок!

Евангелие от Луки 5,37-39

37. никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Вопрос: «А какой духовный смысл заложен в этих словах Иисуса?»

Само слово «вино» в духовном плане означает учение! Что это так мы можем легко увидеть из следующего текста:

Книга Откровение 18,1-2

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы.

В данном тексте Писания церковь, отступившая от чистоты Божьего учения, названа именем древнего города Вавилона, который являлся центром восстания против Бога-Творца в древнем мире. Эта церковь не только сама отступила от Бога, но и стала навязывать своё понимание истины всем живущим в этом мире людям! — она «яростным вином блуда своего напоила все народы»!

Итак, «вино» — это учение.

Тогда «новое вино» — это чистое учение Иисуса без всяких примесей заблуждения.

«Старое вино» — это учения книжников и фарисеев, которые своими многочисленными преданиями невероятно сильно изменили чистое Библейское Слово, переданное людям Земли через пророков Божьих! (Евангелие от Марка 7,9)

Очевидно, что вино должно находиться в каких-то мехах — любое учение сохраняется в сознании определённых людей! Старое вино хранилось в старых мехах — искажённое человеческими преданиями Слово Божие хранилось в сознании книжников и фарисеев.

Иисус видел, что влить Своё чистое учение в старые мехи — в сознание людей, воспитанных на еврейских преданиях — очень и очень трудное дело! Даже когда это удавалось сделать, впоследствии многие последователи Христа, вышедшие из Иудаизма, нет-нет да и пытались вновь вернуться к старому вину — к тем иудейским традициям и преданиям, в которых они воспитывались с детства! (Смотрите книгу Деяние Апостолов, главу 15)

Иисусу было гораздо легче передать Своё учение тем людям, которые не были фанатиками иудейских традиций — их мехи (разум) были, образно говоря, новыми.

Евангелие от Луки 5,39

«никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!»

Посмотрите, как обстоит дело сегодня! Кто легче из людей принимает чистое учение Иисуса — те, кто были неправильно научены своими религиозными наставниками или те, кто вообще ничего не знал об истине?

На самом деле, друзья, тема о вине в Библии — невероятно обширная. Сегодня мы затронули только маленькую частичку этой темы! И мне очень хочется надеяться, что сделали это не зря!

Пусть наш Добрый Небесный Отец благословит каждого читающего и размышляющего над Словом Божьим!
С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.

Вино в Библии: когда благословляется, а когда — осуждается?

Во время праздничных торжеств многие христиане считают своим долгом «подкрепиться» при помощи различных алкогольных напитков. Однако насколько Священное Писание дает право на увлечение «зеленым змием»?

Случаи с Ноем и Лотом

Первый в истории человечества случай опьянения описан в 10-й главе ветхозаветной Книги Бытия. Согласно библейской хронологии, это произошло спустя некоторое время после всемирного потопа. Пережив со своей семьей чудесное спасение в ковчеге, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Как показали дальнейшие события, такое увлечение чревато серьезными последствиями даже для праведника.

«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт. 9, 21-25 ).

Из данного текста становится понятно, что негативный эффект от вина стал неожиданностью не только для самого Ноя, но и для членов его семьи. Это опьянение служит предостережением для всех людей. «Для того и описаны, — говорит Иоанн Златоуст, — не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали».

Читать еще:  Женщины в брюках в церкви: можно ли надевать в храм или нет, выбор правильной одежды

От чрезмерного винопития пострадал еще один праведник, о котором рассказывается в 19-й главе Бытия. Речь идет о Лоте, который был вынужден бежать во время огненного дождя, пролившегося на Содом и Гоморру (из-за большого разврата среди местных жителей). Вместе с ним спаслись и две дочери, которые впоследствии решили споить отца с целью забеременеть от него.

«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» ( Быт. 19, 31–36 ).

Разумеется, сам Лот не злоумышлял против собственной чистоты и целомудрия своих дочерей. Но в то же время он оказался жертвой заговора и угодил в коварно расставленную ловушку. В хитро сплетенные женские сети праведник попался лишь потому, что слишком увлекся вином, причем не один раз. Вот как об этом пишет древнегреческий философ Ориген:

«Настолько он опьянен вином, что и не знает, спал ли с дочерью старшей или младшей. Услышьте, что творит пьянство! Вслушайтесь, каким преступлениям сопутствует опьянение! Услышьте и остерегитесь вы, которые не ставят это зло в вину, а практикуют его. Опьянение обманывает того, кого не обманул Содом: тот, кого не обожгло серное пламя, горит от огня жен».

Потомки родившихся от кровосмешения Лота с дочерьми стали впоследствии известны как языческие народы (моавитяне и аммонитяне) — враги Божьего народа.

Алкоголь или сок?

Как показывает анализ библейских текстов, вино в Священном Писании не всегда имеет то значение, какое вкладывает в него наш современный язык. Дело в том, что это слово использовано при переводе множества древнееврейских, древнегреческих и арамейских выражений: они обозначают не только крепкие напитки, но и виноградный плод, уксус, кислые и сладкие соки.

К примеру, слово «тирош», упоминаемое в Ветхом Завете более 30 раз, означает «свежий виноградный сок». В свою очередь «асис» указывает и на «свежий виноградный сок», и на «молодое вино» (неперебродившее): в Синодальном переводе обозначается как «сок» ( Песн. 8, 2 ), «молодое вино» ( Ис. 49, 26 ), «вино» ( Иоил. 3, 18 ) «виноградный сок» ( Иоил. 1, 5 , Амос. 9, 13 ). Слово «шемер» переводится как «сироп» или «сок», «хемер» — «сладкое красное вино», «йяйн» — «вино». А самым крепким алкоголем считалась «сикера».

К примеру, в 12-й главе книги Плач Иеремии упоминается о детях, которые страдали подобно раненым и спрашивали своих матерей: «Где хлеб и вино?». Понятно, что здесь речь идет о виноградном соке, а не об алкогольном напитке. Даже библейский виночерпий, оказывается, может черпать свежевыжатый сок: «И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону» ( Быт. 40, 9-11 ). Исходя из этого можно сделать вывод: в одних случаях слово «вино» в Библии используется в положительном смысле, в другом — в отрицательном.

Обращаясь к своему сыну Иакову, Исаак говорит: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» ( Быт. 27, 28 ). В данном контексте вино вместе с другими дарами земли символизирует Божье благословение. Также оно «веселит сердце человека» ( Пс. 103, 15 ), когда употребляется умеренно — в потребность телу. «Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо невинно вино, укоризненно же пиянство», —объясняет преподобный Исидор Пелусиот.

Предостережение от излишнего употребления вина неоднократно встречается и в Притчах премудрого Соломона: «Вино — глумливо, сикера — буйна, и всякий увлекающийся ими — неразумен» ( Притч. 20, 1 ). Здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности сознания: оно выступает уже как зло, лишающее человека духовной мудрости и нравственного совершенства. Именно поэтому вино и другие крепкие напитки запрещались во время проведения богослужения: когда священники входили в скинию собрания, то не должны быть пьяными, «чтобы не умереть» ( Лев. 10, 9 ).

От Мелхиседека до Христа

Следует отметить, что напиток, сделанный из виноградного плода, также использовали в древности как символ гостеприимства. Так, например, в 14-й главе Бытия упоминается Салимский царь Мелхиседек (священник Всевышнего в Иерусалиме): он встретил с хлебом и вином Авраама, который возвращался после победы над царями-захватчиками.

Эти два главных жизненных продукта — хлеб и вино — еще в глубокой древности были выражением особого почтения (подобно тому, как у нас практикуется встреча с хлебом и солью). В данном историческом факте усматривается и символическое значение, указывающее на связь с новозаветным таинством. Являясь прообразом Мелхиседека, Спаситель на Тайной Вечере установил Евхаристию (святое Причастие): под видом хлеба и вина преподнёс Свое Тело и Кровь.

Учитывая, что новозаветный текст был написан на греческом, то в нем слово «вино» (греч. — «ойнос») может обозначать два различных напитка — безалкогольный или алкогольный. В связи с этим нельзя дать точный ответ на вопрос, который связан с чудом в Кане Галилейской: что именно подали распорядителю пира — виноградный сок или напиток покрепче? Но в любом случае можно сказать, что Господь преобразил воду в вино для явления славы Своей, а не для опьянения людей. Точно так же Он чудесным образом насытил пять тысяч иудеев (пятью хлебами и двумя рыбами) не ради их чревоугодия, а для спасения от чувства голода.

С точки зрения Нового Завета, вино использовали не только для веселья, но и в лечебных целях. Так, в послании к своему ученику Тимофею апостол Павел советует: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1-е Тим. 5, 23). По мнению Феофилакта Болгарского, здесь дана заповедь о воздержании: пить вино только для подкрепления здоровья, а не ради плотского удовольствия. Выступая против чрезмерного увлечения винопитием, Слово Божие призывает нас к трезвости. Ибо пьяницы «Царства Божия не наследуют» (1-е Кор. 6, 9).

Недуги души

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.

Будучи обеспокоенной сложившейся ситуацией, Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера. Его излечение невозможно без осознания духовной природы недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Важным средством борьбы с пьянством (как и со всяким грехом) является участие страждущих в церковной жизни, таинствах, молитвах, постах, чтение Священного Писания и творений святых. Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Церкви и государства. Это сотрудничество может осуществляться в разработках и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, а также в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма. Такое сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит православному вероучению и действующему законодательству.

ВИНО / Симфония для Библии

В Библии слово «вино» встречается 105 раз.

Слова содержащие «вино»
  1. авиноамов
  2. авиноамова
  3. виноват
  4. виноваты
  5. виноватым
  6. виновен
  7. виновна
  8. виновнее
  9. виновник
  10. виновника
  11. виновниками
  12. виновников
  13. виновником
  14. виновница
  15. виновно
  16. виновного
  17. виновному
  18. виновною
  19. виновны
  20. виновный
  21. виновным
  22. виновными
  23. виновных
  24. виноград
  25. винограда
  26. виноградарей
  27. виноградари
  28. виноградарь
  29. виноградарю
  30. виноградарям
  31. виноградарями
  32. виноградины
  33. виноградная
  34. виноградник
  35. виноградника
  36. виноградникам
  37. виноградниками
  38. виноградниках
  39. винограднике
  40. виноградники
  41. виноградников
  42. виноградником
  43. виноградного
  44. виноградной
  45. виноградном
  46. виноградною
  47. виноградную
  48. виноградные
  49. виноградный
  50. виноградным
  51. виноградными
  52. виноградных
  53. виноградом
  54. вином
  55. виночерпиев
  56. виночерпием
  57. виночерпии
  58. виночерпий
  59. виночерпию
  60. виночерпия
  61. иавинова
  62. иавином
  63. ишвино
  64. львиного
  65. львиное
  66. львиной
  67. львином
  68. львиному
  69. невиновен
  70. невиновны
  71. невиновных
  72. повиновалась
  73. повиновались
  74. повиновался
  75. повиноваться
  76. повиновение
  77. повиновении
  78. повиновения
  79. половиною
  80. рытвиною
  81. свиное
  82. фувино

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector