0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый Устав Прихода РПЦ закрепил абсолютизацию архиерейской власти

Новый Устав Прихода РПЦ закрепил абсолютизацию архиерейской власти. Дух соборности утрачен. (анализ богослова прот. Павла Адельгейма)

28.01.09 Поместный Собор утвердил Устав РПЦ, принятый Архиерейским Собором 16.08.00 с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27.06.08. Священный Синод 10.10.09 утвердил новую редакцию типового Устава Прихода РПЦ, указав епархиальным архиереям привести гражданские уставы приходов в соответствие с новой типовой формой и обеспечить государственную регистрацию изменений в данные уставы.

Изменения, внесённые в Устав прихода, создали принципиально новую структуру Прихода. Этот Устав завершил процесс абсолютизации архиерейской власти в РПЦ. Диктатура епархиального архиерея, давно установившаяся в епархиях РПЦ вопреки действовавшему Уставу, закреплена учредительным документом РПЦ МП.

1. Точка отсчёта.

«Все вы сыны Божии повере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

В состав Церкви входят все верующие во Христа, согласно Священному Писанию и Преданию, Символу Веры, исторически сложившейся церковной традиции. Вступление в Церковь совершается посредством Крещения. Духовно рождаясь в Церкви, каждый христианин обретает екклезиологический статус, получает имя и церковную правоспособность.

Каждая Поместная церковь формирует Канонический Устав, применяя правила Вселенской церкви к месту, времени и гражданскому законодательству. Устав всегда основан на Вселенских канонах, чтобы не прервать церковную традицию и не утратить дух Христов. Устав не бывает идеальным, но может в большей или меньшей мере отвечать учению и жизни Церкви.

В 1917-18 Священный Собор принял Приходской Устав, представляющий замечательный образец канонического творчества. Этот устав не повреждён идеологическими и политическими претензиями. Он организует церковную жизнь для осуществления главной задачи- возрождения и спасения Человека.

Поместный Собор учреждён как высший орган четырёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной и контролирующей. Исполнительная власть распределена между Священным Синодом во главе с Патриархом и Высшим Церковным Советом, с участием епископов, клира и мирян.

Епархиальный Устав предписывал выборность и личную ответственность епископов. В высшем церковном и епархиальном управлении участвуют клирики и миряне.

Приходской Устав учредил общину, в которой регистрировался каждый участник в качестве полноправного члена: «Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах Прихода, вносятся в Приходскую книгу. Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25 лет и занесённые в приходскую книгу. Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода» (Устав Прихода 1917 г).

С высшего до нижнего уровня церковная структура была пронизана служением мирян, утвержденным и защищённым высшей церковной властью. При этом сохранялся необходимый принцип единоначалия: “архиерей пользуется всей полнотой иерархической власти”– разумеется, выражая в своем лице власть церковной полноты, а не личное самоуправство. Разумная организация церковной жизни не допускала произвол. Указанные принципы обеспечивали равновесие взаимоотношений иерархии с клиром и народом Божиим.
Устав РПЦ был формально списан с Устава 1917-18 г. Последующие соборы внесли в него принципиальные изменения, расширили власть епископов и упразднили контроль над ней. Участие клира и мирян в церковной жизни, их права и значение сведены «на нет».

2.Положение верующих граждан РФ в приходе, согласно новому Уставу Прихода.

«Приход является добровольным объединением совершеннолетних граждан РФ»(п.1,1).«Приход учреждается совершеннолетними гражданами РФ, исповедующими православную веру»(п. 2,2)Учреждением прихода исчерпана связь верующих учредителей с учреждённым приходом. Верующие граждане РФ не получили в Уставе канонического положения и прав. Их участие в жизни учреждённого прихода не определено и остается фиктивным. Такое положение не активизирует участие верующих в приходской жизни. По выражению Устава 1917 г «христиане остаются мертвыми членами прихода».

В Уставах 1988 и 2000г. был раздел «Прихожане», состоявший из трёх статей. Они определяли понятие «прихожанин» и гарантировали связанную с ним возможность для сотен и тысяч верующих участвовать в жизни прихода. Новый Устав исключил понятие «прихожанин». «Миряне» и «прихожане» ликвидированы, как класс. (Единственное замечание в п.7,2 «из числа прихожан» не объясняется).

Новый Устав упразднил из текста «учредителей прихода», которые прежде входили в состав Приходского собрания. Теперь они упразднены из Приходского собрания и исключены из Устава прихода. ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях» в своих основных статьях 9-14: (Создание, Устав, Регистрация, Отказ в регистрации и Ликвидация религиозных организаций) сохраняет принцип «учредительства». Государственной Думе придётся пересмотреть закон ФЗ-125, исключить из него «учредительство» и привести в соответствие с Уставом РПЦ МП. Согласно новому Уставу, каждый Приход состоит из Епархиального архиерея, Настоятеля и Приходского собрания, общей численностью не менее 10 человек (п.7,2). А где же «верующие граждане РФ» ?

3. Раскол Прихода. «Одно тело и один дух» (Еф.4,4).

В приходах РПЦ не существует Приходской книги и регистрируются не все члены общины, а некоторые. Устав РПЦ разделяет «прихожан» от «членов Приходского Собрания».
Народ Божий, названный в Уставе 1988 “прихожанами”, исчисляется сотнями верующих граждан. Устав РПЦ не определил их каноническое положение и не предоставил им право на участие в управлении Приходом, его хозяйственной, административной и финансовой деятельностью.

Читать еще:  Икона «Тайная вечеря»: значение и описание, в чем помогает и как молиться, где вешать и кто изображен

Число «членов Приходского собрания», согласно Уставу РПЦ и ФЗ-125, не должно быть «меньше 10 человек». Обычно число членов «Приходского собрания» сохраняется в пределах 10-15 человек. Эти лица не избираются и не назначаются, не являются учредителями Прихода. Устав РПЦ не объясняет происхождение «Приходского собрания», но наделяет эту группу лиц правом управлять финансово-хозяйственной и административной деятельностью Прихода.

Искусственно разделив Приход на две части, действующий Устав РПЦ 1988 возводит в каноническую норму раскол прихода. Новый Устав Прихода вносит коррективы. Сохраняя раскол прихода на неправомочное большинство и правомочное меньшинство, Устав упразднил определение «прихожане». Теперь приходской народ определяют ещё менее конкретно: «верующие граждане РФ».

4. Условия труда в приходе.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12).

«Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Документы по личному составу «работников по трудовым договорам» хранятся Приходом в соответствии с законодательством РФ» (п.12,1).

Трудовой Кодекс РФ не защищает права священнослужителей: «В учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются»(письмо Управления делами МП от 11.03.98 №1086). «Документы на священнослужителей хранятся в Епархиальном Управлении». Лишение всех трудовых прав (приём, увольнение и перевод; охрана труда и прозрачная оплата; выходные дни, отпуск и «волчий билет») оставляет священнослужителей вне закона, обрекая на беззащитность от архиерейского произвола.
Правовое разграничение «не защищённых законом священнослужителей» от «работников по трудовым договорам», права которых защищает Трудовой Кодекс, подвергает священнослужителей прямой дискриминации.

«Приход вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Прихода» (п.12,1).

«Свои обязанности по участию в деятельности Приходского собрания его члены выполняют на безвозмездной основе» (п. 7,4). Такие условия труда обеспечивают широкую возможность для злоупотреблений.

5. Власть епархиального архиерея.

Прежний Устав называет Приходское собрание «высшим органом управления Прихода». Новый Устав постановил: «Епархиальный архиерей является высшим органом управления Прихода». Архиерей вправе по собственному усмотрению без объяснения мотивов назначать и освобождать :

Настоятеля храма и членов причта; церковного старосту и Председателя Приходского совета; принимать и исключать членов из состава Приходского собрания (Устав 5,1)

«В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению»(ст.7,3). Коллективная ответственность Прихода.

Обязанности п.7,4 сформулированы неконкретно, в общих словах, и легко обоснуют пристрастное решение (вопреки Карф.16). Решения Приходского собрания вступают в силу после утверждения епархиальным архиереем. Приход лишён инициативы и самостоятельности в духовной, хозяйственной, административной, финансовой и прочей деятельности. Приходская жизнь связана самовластием архиерея. Его власть может действовать вопреки интересам Прихода. Самовластие противоречит догматическому принципу соборной Церкви. Соборность предполагает диалог. Авторитарность предполагает распоряжение и безоговорочное подчинение.

Единоначалие, полезное в армии и пенитенциарных учреждениях, связывает свободное свидетельство Святого Духа, живущего в Церкви: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин.3,8). Святой Дух свободен, свидетельствуя через кого, Он хочет: епископа, клирика или мирянина. Диктатура епархиального епископа ведёт к насилию и не обеспечивает соборное свободное единство Церкви.

Раскол Прихода ставит под вопрос его единство. Это естественное следствие утраты соборности. На основании нового Устава Прихода формальное единство легко восстановить архиерейской властью. Епископу предоставлено право назначать и увольнять Приходское собрание. Откуда взять новых членов? Только из того неопределённого контингента, который новый Устав называет «верующими гражданами РФ».

Епископ, как «Высший орган управления» каждого прихода, может сам формировать всю епархию из кого хочет. Епископ может создать церковь своей единоличной властью.
По Уставу 1917 клир и народ епархии принимал участие в выборах своего епархиального епископа. По Уставу 2009 епархиальный епископ может по своему вкусу выбрать членов каждого Прихода и создать личную церковь из своей епархии. Что это будет: Тело Христово или аппарат личной власти епископа?

6. Имущественные права прихода.
«Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф.6.19).

«Распоряжение имуществом Прихода(включая денежные средства) осуществляется на основе канонической и материальной подотчетности Епархиальному архиерею (п.11,8).

7. Метаморфозы церковного Устава.
«Тяжёлой поступью он дальше шёл на Север» А.А.

Такая же смена эпох происходит в РПЦ. Собор1943 г. учредил РПЦ и легализовал церковную иерархию. Власть в церкви принадлежала иерархии, а приходы получили хозяйственную и прочую самостоятельность.

В 1961 году церковная иерархия под давлением гражданской власти отказалась от хозяйственного и административного управления и передала его приходам. Возник перекос. Приходы выведены из-под власти архиереев и отданы во власть уполномоченных Совета по делам религий. В церкви наступило время разрушения приходов, храмов и монстырей.
С 1970-80-х архиереи вернули власть над приходами. В 1988 Устав официально передал приходы под контроль епископа.

С 1998 архиерейский контроль ужесточился и лишил приходы самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону. Казалось, Устав РПЦ 2000 снял все ограничения власти епархиального епископа. Высшая церковная власть не контролирует епархиального архиерея. Приходу не предоставлены права и возможность обжаловать произвол епископа. Церковный суд «играет в одни ворота», и его применяют как карательный орган. Устав запрещает жаловаться в гражданский суд и администрацию (Устав, п.1,9). Клирики и приходская община одинаково беззащитны перед произволом епископа. Беззащитность прихода и клира провоцирует злоупотребление архиерейской властью. Всё познаётся в сравнении. Устав 2009г доказал, что можно ещё жёстче обосновать авторитарность архиерейской власти и эфемерность прав граждан РФ в религиозной организации.

Читать еще:  Терновый венец Иисуса: где находится и хранится, описание

8. Диктатура или соборность?
«Уж занавес дрожит перед началом драмы» М.Волошин.

И наоборот, искажение форм церковной жизни повреждает кафолическое учение о Теле Христовом. В этом опасность подмены церковной традиции. Церковное устройство обосновано догматическим учением, и должно ему соответствовать.

Символ Веры определяет четыре сущностные свойства: единая, святая, соборная и апостольская Церковь. Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Церковь святая, ибо в Ней пребывает Святой Дух. Послушание человеческой воли Святому Духу выражает апостольское кредо: «изволися Духу Святому и нам».
Ни одно догматическое свойство нельзя забыть. Церковь не жертвует догматическим смыслом соборности в пользу не церковного уклада, какие бы преимущества он не сулил.

Понятие «церковного единства» выражает общественные отношения, в основе которых лежат любовь и свобода. Единство основано на внутренних связях. Если народ связан в некоторую общность посредством внешней силы, подобно кадушке, стянутой снаружи железными обручами, возникает «господство». В его основе лежит насилие с одной стороны, и порабощение – с другой. Господство похоже на единство по внешней форме. Их внутреннее содержание несовместимо.

Господь Иисус Христос осудил принцип господства в Церкви. «Иисус, подозвав учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-27).

Апостол Пётр увещает пастырей: «пасите Божие стадо, какое у вас. не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1Петр.5,3). Не слышат пастыри.

Последствия авторитарного управления аукнутся, как и клерикализация, и ОПКаизация гражданского общества трагическим противостоянием и утратой нравственного авторитета – важнейшей ценности церкви для социальной жизни Отечества. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся беды.

Боже, милостив буди нам грешным!

Краткое описание

«Устав» разделяется на три части:

  • Вступление — в нём говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.
  • Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».
  • Общее заключение и заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.

О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду

Правонарушения устав разделяет на церковно-гражданские и исключительно церковные. Первые подлежали совместному суду княжеской и церковной властей, а вторые относились к исключительной компетенции церковного суда.

Прелюбодеяние

Из преступлений этого рода только немногие признаются «Уставом» церковно-гражданскими. К ним относятся:

  1. Изнасилование и похищение девицы (последнее с целью изнасилования). Пеня и частное вознаграждение здесь соизмеряется с происхождением потерпевшей. Сообразно этому пеня определяется от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Частное вознаграждение почти во всех случаях равно пене, однако к какому бы сословию ни принадлежала потерпевшая, плата ей, то есть вознаграждение «за сором» не менее 5 гривен серебра.
  2. Толока. Это особого рода позор, наносимый девушке — изнасилование при участии других лиц. За такой позор виновный подлежит наказанию со стороны духовной и светской власти; пеня за такое деяние — епархиальному архиерею — 3 гривны серебра, той же величины определено и вознаграждение потерпевшей «за сором» .
  3. Прелюбодеяние мужа от жены подлежит также двойному, церковно-гражданскому наказанию, причём пеня, идущая духовной власти, не определена: вероятно, она зависела от усмотрения судьи.
  4. Прелюбодеяние с сестрой: наказание светской власти — смертная казнь, пеня духовной власти 100 гривен; тоже и за прелюбодеяние со снохою (свёкром).

Остальные виды прелюбодеяний подлежат духовному суду без участия светского. Из этих преступлений сами тяжкими считались: прелюбодеяние с инокиней и прелюбодеяние двух братьев с одной женщиной — за оба эти преступления полагается 100-гривеная пеня, а виновная (в последнем случае) присуждалась в монастырь на покаяние .

Присуждение в монастырь женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается и в других случаях, например, в случае несохранения девственности. Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники . Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).

Некоторые виды прелюбодеяний подлежали совместной, духовно-гражданской ответственности — это относилось только к тем случаям, когда виновными были миряне. Священно- и церковнослужители, виновные в прелюбодеянии, подлежали исключительно суду епархиального архиерея и наказывались по его усмотрению, в каком бы виде прелюбодеяния они бы не были виновны.

Читать еще:  Епитрахиль священника: что это такое, история и описание, значение в православии

Личная обида

Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием и оскорблением словом.

Оскорбление действием
Обиды действием, перечисленные в «Уставе» можно разделить на: побои, драки, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.

За тяжкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, взыскивалась пеня и вознаграждение потерпевшей (и то и другое одинаковой суммы) — сообразно происхождению последней. Наказание за легкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, отличается от предшествующего лишь тем, что духовной власти здесь определена однообразная пеня — 6 гривен кун. Что касается побоев, нанесенных женщине свёкром или деверем, то такие побои вменяются оскорбителю лишь в том случае, если они нанесены без вины потерпевшей. Кроме того, в этом случае не производится разделение на тяжкие и легкие: наказание всегда применялось как за легкие. В этом наказании не принимает участия светская власть, как и в случае побоев, нанесенных чужим мужчиной.

За побои родителей полагалась смертная казнь, а пеня (из имущества виноватого) определялась, как видно из текста «Устава», по усмотрению судьи (архиерея).

Относительно драки «Устав» особенно выделяет драку или побоище, совершенное по сговору или на свадьбе. За такое преступление, полагался совместный суд светской и духовной властей, а пеня делилась пополам.

Пострижение головы или бороды считалось столь же важною обидою, как и вырывание бороды или усов. За это определялась пеня (равная для духовной и светской властей) — 12 гривен кун.

Оскорбление словом
«Устав» предусматривает только одно преступление такого рода: название чужой жены распутной. За это предусматривалась огромная пеня — от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Светская власть участвует в наказании за это лишь в том случае, если оскорбленной является женщина из высшего сословия.

Имущественная обида

Кража
Духовному суду подсудны лишь кражи хозяйственных ценностей важных в земледельческом и крестьянском быту, а именно: кража хлеба, конопли, льна, полотен в кусках. Пеня за все перечисленные виды кражи разделяется поровну между представителями духовной и светской власти. Причём, в «Уставе» добавлено, что ответственность за эти кражи несет вор не только мужского, но и женского пола . Кроме этого, духовному суду, подлежит кража, совершенная в семье — женою у мужа. Виновная в этом преступлении, по судебному решению, кроме 3-гривенной пени духовному судье, то есть епархиальному архиерею, подлежала ещё наказанию от мужа. Это наказание в данном случае заменяет светскую кару. Постановление о краже женою у мужа внесено в Устав не только потому, что подобные случаи вызывали необходимость особого закона, но и потому, что раньше такой проступок жены вел к разводу. Устав Ярослава отменил этот обычай — «про то её не разлучити».

Поджог
Данное имущественное преступление относится по Уставу к церковно-гражданской юрисдикции. За него определяется пеня — 100 гривен кун и княжеская казнь по Номоканону .

Преступления и проступки духовные
Подлежат исключительно духовному суду. К ним относятся: недостойное поведение священнослужителей и иноков, выход из иночества, употребление запрещенной пищи, общение с неверными и совершение службы священником в чужом приходе без крайней необходимости. За все эти проступки полагалась пеня. Наложение духовной кары (епитимии) предоставлялось усмотрению епархиального архиерея.

Дела брачные

Сюда относятся статьи о незаконных браках, об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе.

Незаконные браки. В Уставе Ярослава различается несколько видов преступлений против законности брака. Выделяется:

  1. двоебрачие. Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи, по усмотрению последнего.
  2. кровосмешение, за которое полагались епитимья и пеня, а брак подлежал расторжению.
  3. браки без согласия родителей. Такие браки не расторгались, но муж платил родителям вознаграждение, а архиерею — пеню, исходя из положения жены.
  4. принудительные браки, за которые родители отвечают только в том случае, если принуждённые сделают что-либо над собой.

Отказ от вступления в брак после сговора. В случае отказа от брака после того как «про девку сыр краявши» виновная сторона подлежала пене в 5 гривен, светской каре и уплате издержек.

Развод. Законных поводов к разводу Устав Ярослава насчитывает пять:

  1. если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа;
  2. доказанное прелюбодеяние жены;
  3. если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом;
  4. разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа;
  5. если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу .

Развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены, за что на виновного накладывается пеня, исходя из его общественного положения . Но и самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным; в этом случае муж платил 12 гривен пени, а если брак был заключён без совершения таинства брака (брак языческий), то 6 гривен. Светская власть в наказании не участвует.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector