0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Церковные соборы (синоды, σύνοδοι, concilia) — собрания представителей Церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово — συνόδός, по-русски — собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор — апостольский собор, состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.

Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора.

Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.

Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.

Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов).

Соборы называются

  • по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.),
  • по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви),
  • по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.),
  • по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские),
  • по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей),
  • по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей),
  • по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),
  • по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные),
  • по их числу (великие, малые, большие, меньшие),
  • по продолжительности (временные, постоянные).

В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и «из прилучившихся» архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе «освященный собор» постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод, которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с 1721 г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название «духовного собора». Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в 1917 году, когда был созван Поместный собор, восстановивший патриаршество.

Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.

Во всех Православных Поместных Церквах таким авторитетом пользуются правила Поместных Соборов:

  1. анкирского (314),
  2. неокесарийского (315),
  3. гангрского (ок. 340-376),
  4. антиохийского (341),
  5. лаодикийского (364),
  6. сардикийского (347),
  7. карфагенского (318),
  8. константинопольских 394, 864 и 879 гг.

В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных соборов и еще ельвирский собор (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных соборов в развитии церковного права оценивается по степени их влияния на церковную жизнь.

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Читайте также:

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru

»В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть» Ну так не играй и запрещай своим детям играть или ты ожидаешь что бы это было принято на гос уровне? Тогда очнись,мы живем в стране где число атеистов или мусульман каждым разом превосходят числу православных,а значит скоро мы должны либо вернуть ссср либо же запретит свинину ,а не игры. Рцп в современной политической системе не играет никакой роли.

Почему Православная Церковь не соблюдает Правила Вселенских Соборов сейчас?
Прежде всего, 50-е и 51-е Правила VI Вселенского Собора — как быть с ними?

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: «Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам», а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле «смехотворцами» называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Читать еще:  Кадило: что такое и для чего нужно, правила использования

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

  • Вселенские соборы
  • Священный синод
  • Папа Бенедикт ведёт первый синод (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные … Большой Энциклопедический словарь

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско католической церкви вселенскими называются соборы,… … Энциклопедия Кольера

церковные соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды представителей высшего… … Энциклопедический словарь

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной митрополии)… … Советская историческая энциклопедия

Церковные соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов… … Большая советская энциклопедия

Церковные соборы — съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Церковные соборы — см. Соборы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды высшего духовенства христианской церкви; вселенские (съезды представителей самостоятельных церквей) и поместные (съезды представителей самостоятельной местной церкви); в России постоянно созывались в XV–XVII вв. Поместные соборы – с 1917 г … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христианского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных церковных дел. Их постановления имели для всех христиан непререкаемую обязательность. До разделения Церквей… … Казачий словарь-справочник

Поместные Соборы

Это следующие по величине Соборы, после Вселенских. Они созываются в рамках не всей Православной Церкви, а ее отдельных составных частей — автокефалий, патриархатов. В конкретной поместной церкви основные вопросы управления, устройства, богослужения и прочие решаются на Поместных Соборах.

В поле зрения Поместных Соборов входят все проблемы организации жизни Церкви на местах, но они должны решаться строго в рамках общепринятых канонов православия.

В нашей Церкви до провозглашения ее автокефалии в 1448 году вся ответственность за принятие церковных решений лежала на архиереях. Когда был провозглашен отдельный Московский патриархат, стали созываться так называемые Освященные соборы, которые по своей сути были поместными и касались деятельности Церкви в новосозданном патриархате. Наиболее известными из этих соборов были:

  • собор 1504 года, где была предана порицанию так называемая ересь жидовствующих;
  • макарьевские соборы, которые созывались в 1547-49 годах;
  • Стоглавый собор, вошедший в историю в 1551 году и некоторые другие.

XVII век для нашей церкви стал переломным, и ознаменовался большим количеством Поместных Соборов. На них рассматривали дело партиарха Никона, раскол со страрообрядцами. Именно на этих Соборах был окончательно принят новый обряд богослужения, который стал обязательным для всех храмов Московского патриархата.

Синодальный период, когда отсутствовал институт патриархии в Церкви, длился до начала ХХ века. В это время Поместные Соборы не созывались, а Церковь управлялась специальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.

Одним из наиболее исторически значимых Поместных Соборов начал свою деятельность в 1917 году, сразу после революции. Важнейшим результатом его созыва было восстановление патриаршества в Русской православной церкви.

Важно! Первым предстоятелем Церкви после нескольких веков отсутствия патриархии, как таковой, стал митрополит Московский и Коломенский Тихон. Он не только стал одним из выдающихся патриархов за всю историю Русской Церкви, но и сподобился канонизации в лике святых.

Следующие Поместные Соборы созывались в РПЦ уже в военное и послевоенное время. На этих соборах решался вопрос назначения новых патриархов, деятельности церкви в тяжелый период разрухи и гонений.

Что такое Вселенский Собор

Уровень Вселенского собора подразумевает участие в нем уже всех высоких Поместных представителей. Ими могут быть лица епископского ранга, священнического чина и т.д.

Собрания вселенского статуса собирались исключительно для обсуждения вопросов, относящихся к категориям:

  • Богопочитания
  • Богопознания

икона ‘Св.Отцы Семи Вселенских соборов’

В христианской истории к таким соборам принято относит 7 собраний первого тысячелетия (от 325 года до 787 года).

Принцип работы этих собраний – христианская соборность. Их постановления, решения определялись не демократическими правилами большинства, а:

  • принципом согласия с Преданием и Писанием,
  • промыслом Божьим
  • содействием Св.Духа

Собор Вселенский признается высшим властным органом, а его догматические постулаты имеют характер непогрешимой истины. Это становится возможным именно ввиду указанных выше принципов, а также того, что:

  • представители данных собраний являют собой всю полноту Церкви – то есть представленность всех общин
  • епископы здесь – это наследники и преемники Апостольского Собора

Интересно, что прямых и непосредственных условий, регламента (канонического или догматического) по определениям полномочий и состава представительства на Вселенском Соборе — нет. Равно как отсутствует строгая норма и по условиям его обязательного созыва. В Православии считается, что работа данного властного органа всей Церкви не может быть регламентирована людьми, поскольку напрямую относится к ведению Св.Духа.

Меж тем, исторические события созывов этих соборов демонстрируют следующее:

  • Все они были собраны по воле императоров
  • Поместное представительство на них было разным, в большинстве своем – это был римский епископат

Однако значение данных вселенских собраний Церкви — велико. В их догматических определениях было раскрыто целостное учение.

Последний Седьмой Собор констатировал победу Церкви над еретиками и иконоборцами, в честь чего было провозглашено Торжество Православия, определенное как общецерковный праздник.

Однако в современном христианстве, например в римо-католической его части, в число Вселенских Соборов, помимо названных семи, включают еще 13 собраний, которые происходили после разделения Церкви в ее Западном крыле. В то время как у протестантских общин присутствует практика полного непризнания Вселенских Соборов вообще.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Часть III. Органы церковного управления
Высшая власть в Церкви


Вселенские Соборы

В 325 году в Никее был созван собор, на котором был представлен епископат из всех концов государства, — Первый Вселенский Собор. История знает семь Вселенских Соборов, каждый из которых созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений.

Читать еще:  Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

В канонах нет определений, касающихся Вселенских Соборов: их состава, полномочий, условий созыва, инстанций, правомочных их созывать. И это не случайно. В отличие от римско-католической экклезиологии и каноники, ставящих Вселенские Соборы в подчиненное положение по отношению к Римскому епископу, православная экклезиология видит во Вселенском Соборе высшую инстанцию земной Церкви, которая находится под прямым водительством Святого Духа, а потому не может подлежать жесткой регламентации.

Прообразом Вселенских Соборов является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в «Деяниях Святых Апостолов». Святой Кирилл Александрийский так писал об Отцах Первого Вселенского Собора: «Не они говорили, но сам Дух Бога и Отца» [1]. Его слова ставят этот Собор в один ряд с Апостольским Собором.

Поскольку канонических определений Вселенского Собора нет, основные черты рассматриваемого нами чрезвычайного, харизматического института в жизни и структуре Церкви можно выявить лишь на основании исторических данных, обобщая обстоятельства, при которых созывались и происходили Соборы.

Что касается инстанции, их созывающей, то все семь Соборов были созваны императорами. Это бесспорный исторический факт, который бессильны опровергнуть позднейшие римско-католические фикции о том, что императоры, созывая Соборы, якобы исполняли поручение пап. Но констатация данного факта не дает никаких разумных оснований отрицать возможность созыва Собора по почину иных, собственно церковных инстанций. Такое отрицание было бы недопустимо смелым вторжением в сферу действий Святого Духа.

По своему составу Вселенские Соборы являлись, преимущественно, епископскими корпорациями. Это видно уже из традиционного названия Соборов по числу участвовавших в них епископов: Никейский Собор вошел в историю как Собор 318 Отцов. Пресвитеры или диаконы присутствовали на Соборах в качестве полноправных членов лишь в тех случаях, когда они представляли своих епископов, чаще всего папу и Патриархов, Пресвитеры и диаконы участвовали в соборных деяниях также и в качестве советников в свите своих архиереев. Голос их мог быть выслушан на Соборе. Известно, сколь большое дело совершил на Никейском Соборе святой Афанасий Великий, прибывший в Никею со своим епископом — святым Александром Александрийским. Из числа мирян на Соборах присутствовали императоры и высшие сановники государства. Но соборные определения — оросы — подписывались только епископами или их заместителями. При этом епископы являлись на Соборе представителями своей поместной Церкви и выражали не собственные мнения, а свидетельствовали о вере своей Церкви. Что же касается подписей императоров под актами Вселенских Соборов, то они всего лишь сообщали оросам и канонам Соборов авторитет государственных законов.

Вопрос о составе Соборов обсуждался в русской церковной печати начала XX века, в связи с подготовкой к созыву Поместного Собора. Хотя Вселенский и Поместный Соборы — это инстанции разного уровня, тем не менее, до известной степени, аналогия между составом того и другого органа правомочна. В печати высказывались различные точки зрения. Одни авторы, главным образом из петербургской «группы 32 священников», требовали совершенного равноправия на предстоящем Соборе клириков и мирян с епископами [2], другие писали, особенно резко епископ Волынский Антоний, о том, что каноничен исключительно епископский состав Собора, а призывать к участию в нем клириков и мирян недопустимо.

С глубоким анализом этого вопроса выступил в печати архиепископ Финляндский Сергий (впоследствии Патриарх). Он писал: «Можно ли, стоя на строго канонической точке зрения, утверждать, что клирики и миряне имеют право, наравне с епископами, участвовать с решающим голосом в областных соборах? Ответ может быть только отрицательный. Что клир и миряне обязательно присутствовали на Соборах и что некоторые из них принимали в рассуждениях Собора самое замечательное участие, это правда… Но сказать, чтобы таков был закон церковный, обязательный для всех, чтобы этого требовали правила св. Вселенских и 9 Поместных Соборов, невозможно. «Книга правил» не содержит никаких узаконений для участия клира и мирян в областных соборах, и напротив, …всюду, где говорит о соборах, …говорит только об епископах и никогда о пресвитерах, клириках или мирянах» (IV Всел. 19, Трулл. 8, VII Всел. 6, Карф. 14, 27, 87, 141, 142. Лаод. 40 и др.) [3]. Однако ради единства и мира церковного архиепископ Сергий считает приемлемой мерой призвать для участия в Соборе клириков и мирян, но «поставить это участие так, чтобы оно не разрушало… основного принципа канонического строя» [4]. Для этого всякое постановление общего Собора должно быть передано на рассмотрение архиерейского Совещания, если оно будет опротестовано хотя бы четвертью всех присутствующих на Соборе, а для пересмотра догматико-канонического решения должно быть достаточно и одного протестующего голоса [5]. Архимандрит (ныне архиепископ) Петр (Л’Юилье) писал: «Теория, согласно которой Вселенские Соборы представляют собой своего рода «всесословные собрания» Церкви, в которых по праву должны быть представлены различные категории членов Церкви, совершенно чужда христианской мысли этого времени. Здесь снова мы видим понятие, свойственное западной средневековой корпоративной системе» [6].

Поместные Церкви представлены были на Вселенских Соборах с разной полнотой. В них участвовали лишь немногие лица, представлявшие Западный Патриархат, хотя авторитет этих лиц всегда был высок. На VII Вселенском Соборе крайне малочисленным, почти символическим, было представительство Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Во всяком случае, признание вселенскости Собора никогда не обусловливалось пропорциональным представительством всех поместных Церквей.

Компетенция Вселенских Соборов заключалась прежде всего в разрешении спорных догматических вопросов. Это преимущественное и почти исключительное право именно Вселенских, а не Поместных Соборов. Опираясь на Священное Писание и общецерковное Предание, Отцы Соборов изложили догматы веры, данные Спасителем в Откровении. Догматические определения семи Вселенских Соборов, содержащиеся в их оросах, обладают тематическим единством: в них раскрывается целостное тринитарное и христологическое учение. Изложение догматов в соборных символах и оросах непогрешимо; именно, в них и выявлена исповедуемая нами непогрешимость Церкви.

О догматах сказано в ответе Восточных Патриархов: «В Божественных догматах никогда нет места икономии или снисхождению, так как они непоколебимы и хранятся со всяким благочестием всеми православными как нерушимые; и тот, кто преступит малейший из этих догматов, осуждается и анафематствуется как раскольник и еретик, и все считают его отлученным» [7]. В связи с этим Соборам принадлежит право окончательного, не подлежащего отмене суждения о всяком учении, возникающем в Церкви, на тот предмет, соответствует ли оно Преданию или противоречит ему, а также право анафематствовать лжеучителей и их приверженцев.

Чрезвычайно велико значение Вселенских Соборов в дисциплинарной области. Соборы издавали каноны, в которых фиксировалось обычное право Церкви или придавался более высокий, общецерковный авторитет постановлениям Поместных Соборов. Вселенские Соборы утверждали правила Поместных Соборов и Отцов. Они изменяли и уточняли прежде состоявшиеся дисциплинарные определения.

Читать еще:  Православие и интернет: отношение церкви и мнение священников, популярные сайты, мифы и реальность

Наконец, Соборы чинили суд над предстоятелями автокефальных Церквей и другими иерархами не только по обвинению их в ереси, но и в связи с нарушениями дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. Вселенским Соборам принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах поместных Церквей.

Чрезвычайно труден вопрос о церковном приятии, о рецепции постановлений Соборов, и в связи с этим о критериях вселенскости Собора. Из истории хорошо известно, что некоторые из Соборов, не признаваемые Вселенскими или даже прямо осужденные как разбойничьи, по числу представленных на них поместных Церквей не уступали Соборам, признанным Вселенскими, во всяком случае, самому малочисленному из них — I Константинопольскому.

Русский мыслитель А.С. Хомяков связывал авторитет Соборов с приятием его постановлений христианским народом: «Почему же отвергнуты эти соборы, — писал он о разбойничьих сборищах, — не представляющие никаких наружных отличий от Соборов Вселенских? Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом» [8]. Но точка зрения А.С. Хомякова в экклезиологическом отношении сбивчива, а если сказанное им понимать буквально, — то просто неверна. Не раз в истории Церкви на стороне истины было меньшинство, а большинство христианское отвергало ее. В действительности внешних критериев для однозначного определения вселенскости Соборов, конечно, нет, ибо нет внешних критериев абсолютной Истины.

Как писал св. Максим Исповедник, «благочестивое правило считает, что святы и признаны те соборы, которые подтверждены правильностью догматов» [9]. Преподобный Максим отвергал и цезаре-папистскую тенденцию ставить вселенский авторитет Соборов в зависимость от ратификации их постановлений императорами: «Если прежние Соборы утверждаются приказаниями императоров, а не православной верой, — говорил Святой Отец, — то пусть принимаются и те соборы, которые высказывались против единства [Божественной] сущности, поскольку они собирались по приказу императора… Все они, действительно, собирались по приказу императоров, и тем не менее все осуждены из-за святотатственности кощунственных учений, которые были на них утверждены» [10]. Несостоятельны и притязания римско-католической экклезиологии и каноники, ставящих признание соборных деяний в зависимость от ратификации их Римским епископом.

По резонному замечанию архиепископа Петра (Л’Юилье), «Отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными» [11]. Исторически окончательное признание Собора вселенским принадлежало последующему Собору, а VII Собор признан Вселенским на поместном Константинопольском Соборе 879 г.

История Церкви знает семь Вселенских Соборов. В церковном народе бытует мнение, согласно которому Соборов не может быть более семи, а значит, с одной стороны, нельзя впредь признать вселенским еще один из прежде состоявшихся Соборов, с другой — в будущем невозможен созыв нового Вселенского Собора. Великий князь Московский Василий Темный заявил митрополиту Исидору, изменившему Православию на Флорентийском Соборе, что все уже было сказано на семи Вселенских Соборах и мысль о восьмом Соборе нечестива [12].

Профессор А.С. Павлов в конце XIX века на эту тему рассуждал иначе: «В настоящее время, когда отдельные части Вселенской Церкви находятся в различных государствах, иногда враждебно друг к другу относящихся, Вселенский Собор представляется почти невозможным по политическим обстоятельствам» [13].

В православной богословской литературе нашего времени почти невозможно встретить точку зрения, догматизирующую седмеричное число Вселенских Соборов. Архиепископ Василий (Кривошеин) утверждает, что Константинопольский Собор 879 г. «как по своему составу, так и по характеру своих постановлений… носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 Отца, то есть это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах и великим, и Вселенским Собором. И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его VIII Вселенским Собором, например, знаменитый канонист XII века Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникийский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникийский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.)… По характеру своей деятельности Собор 879-880 годов также имеет черты Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера. Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет» [14].

Как известно, ныне Вселенская Православная Церковь ведет подготовку Всеправославного Собора, не предрешая заранее вопроса о его статусе, но оставляя открытой и возможность признания его вселенским.

Есть основания считать, что догматизирование седмеричного числа Соборов является одним из примеров экклезиологической аберрации, подобной распространенному в Византии учению о пентархии.

История Церкви, помимо Вселенских и Поместных Соборов в собственном смысле слова, знает еще и такие церковные соборы, которые, хотя по традиции причисляются к поместным, но или по важности своих постановлений либо по своему составу имели большее значение, чем обычные Поместные Соборы. К ним относятся Поместные Соборы, правила которых вошли в канонический свод, Константинопольские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в Константинополе 1341, 1347 и 1351 гг., а также те, определения которых имеют догматический характер. Примером Собора, который по своему составу имел общеправославное значение, может служить Большой Московский Собор, осудивший Патриарха Никона (1667 г.).

Уже более тысячи лет Православная Церковь живет без Вселенских Соборов, хотя вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым. Постоянно пребывающим носителем земной власти в Церкви является Богоучрежденный вселенский епископат, возглавляемый Первоиерархами автокефальных Церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение.

Митрополит Сергий (впоследствии Патриарх) писал в послании митрополиту Агафангелу: «Собрание епископов в одно место, называемое Собором, не есть единственная форма, не единственный способ для осуществления епископским сословием своих общеепископских правительственных полномочий. Епископский Собор только наиболее удобный способ для епископского сословия, чтобы рассуждать о церковных делах общим рассуждением и для постановления общих епископских решений… Но совершенно такую же силу и обязательность имеет общее решение епископов и тогда, когда они, оставаясь на своих местах, обсудят дело и постановят общее решение, беседуя друг с другом, например, по междугородному телефону… или сносясь между собою письменно или через особого посланца, как это было у апостола Павла и коринфских предстоятелей» [15].

Суждение митрополита Сергия непосредственно касалось русских церковных дел, однако оно носит принципиальный канонический характер, и значение его выходит за рамки одной поместной Церкви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector