0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Царь Ирод: биография, происхождение и история царствования

Царь Ирод: биография, происхождение и история царствования

а) Великий ( Мф. II, 1 ) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском.

Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями.

Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните ( Лк. III, 1 ).

Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

б) Ирод Архелай. См. Архелай;

в) Ирод Агриппа II. См. Агриппа;

г) Ирод Антипа. См. Антипа;

д) Ирод Агриппа I ( Деян. XII, 1 и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. ( Деян. XII, 1–10 ). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями ( Деян. XII, 20–23 );

е) Ирод Филипп I ( Мк. VI, 17 ) – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой ( Мф. XIV, 3 , Мк. VI, 17 , Лк. III, 19 ). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника ( Лк. III, 1 ). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией ( Мф. XVI, 13 ); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Что стало с Иродом Великим, самым ненавистным иудейским царём?

Царь Ирод Великий — один из самых знаменитых иудейских царей. Вошёл в историю он, впрочем, не как человек достойный, а как жестокий и безумный. Именно из-за этого царя в русском языке слово «ирод» ассоциируется с человеком безжалостным. Чем он заслужил такую славу и что в итоге произошло с Иродом, расскажем мы вас в сегодняшней статье.

Ирод Великий был сыном римского прокуратора Иудеи, Антипатра, ставший иудейским царём благодаря помощи римлян и поддержки Марка Антония в 40 г. до н.э. Несмотря на то, что широкий читатель знает его по большей части по эпизоду с избиением младенцем (эпизоду, которого в реальности могло и не быть), а также мог слышать о нём, как о человеке, известном за свою жестокость, реальный Ирод был скорее личностью противоречивой, и в ранние годы даже заслужил популярность народа.

Ирод римский ставленник
Как уже упоминалось, к власти Ирод пришёл благодаря помощи со стороны римской власти. Но уже в начале правления ему пришлось столкнуться с несколькими угрозами.

Одна из этих угроз исходила от Аристобула III, первосвященника из священнического рода Хасмонеев, которых в первые годы своего царствования сверг Ирод. Аристобул собирался встретиться с Марком Антонием. Опасаясь, что тогда царская власть окажется под вопросом, Ирод организовал его убийство.

С другой опасностью Ирод столкнулся, когда в битве при Акции в 31 г. до н.э. победу одержал Октавиан Август. Иудейскому царю пришлось пустить в ход всё своё искусство дипломатии, чтобы убедить победителя в своей лояльности Риму и в способности защищать границы Иудеи от врагов.

Ирод строитель и благодетель

При царе Ироде в Иудее разворачивается массовое строительство. Он отстроил города Кесарию, Себасту; перестроил крепости Газа, Масада и основал Иродион и Есевон. В его правление также был построен средиземный порт Цезарея.

Ирод реконструировал Второй Иерусалимский храм. В пригороде Иерусалима были построены дворец, цитадель и амфитеатр (на арене которого проводились чисто римско-греческие состязания: бои гладиаторов, состязания гимнастов, скачки и т.д.).

Широкомасштабное строительство — это хорошо. Оно помогло создать множество рабочих мест, но тяжёлым грузом легло на казну. Когда в 25 г. до н.э. Иудею постиг неурожай и голод, для Ирода это стало очередным испытанием. Чтобы справиться с несчастьем, он собрал в дворце всё золото, которое смог найти, и заключил сделку с Египтом — обменял драгоценные монеты на хлеб. Считается, что именно это мероприятие обеспечило Ироду любовь народа. Надолго ли — вопрос другой.

Но широкий размах строительства и умение лавировать между разными политическими силами не спасло Ирода от репутации деспота и тирана. Источники нам сообщают о маниакальной подозрительности царя: он даже создал тайную полицию, которая передавала ему всё, что известно о чувствах и настроениях иудейского народа.

Любой, кого Ирод подозревал в малейшей возможности совершить заговор, рисковал своей головой. Даже ближайшие родственники не могли быть уверены в собственной безопасности. Так, вторая жена Ирода, Мариамна, отправилась на эшафот, поскольку ненавидевшие её мать и сестра царя убедили, будто бы она замыслила его отравление.

Из-за доноса пострадали и собственные сыновья Ирода — Александр и Аристобул, которых было приказано повесить.

Что касается народа, то источники говорят, что из-за больших трат, связанных во многом со строительством, Ирод установил зверские налоги, чем в итоге заслужил в народе серьёзную неприязнь.

А вот в реальности эпизода с избиением младенцев верится с трудом. Во-первых, единственный источник, упоминающий о нём, — Евангелие от Матфея. Ни Иосиф Флавий, ни, тем более, римские историки о нём не говорят.

Во-вторых, при всей своей маниакальной одержимости изменами до самых последних дней жизни Ирод сохранял трезвый рассудок. Одно дело, когда он расправлялся с родственниками, которые теоретически могли угрожать его власти. С этим мог смириться римский император.

А вот чтобы учинить расправу над младенцами, деяние не только чрезвычайно жестокое, но и воистину безумное, явно требовалось согласие Августа. А об этом ничего источники не говорят.

Наконец, в-третьих, на момент этого эпизода Ирод уже был седым стариком. Вряд ли он имел основания бояться младенца из пророчеств.

Ирод старик

На старости лет Ирод начал страдать от сильных болей в животе. Иосиф Флавий даже говорит, что боли были такие сильные, что царь задумывался о самоубийстве, и эту попытку пресёк его двоюродный брат.

Попытки обратиться за помощью к врачам не помогали. В конце концов, примирившись с неизбежностью смерти (Ироду на тот момент было 70 лет), он выплатил зарплаты воинству и составил завещание.

Как считают историки, умер Ирод около 4 г. до н.э. Один из сыновей, Архелай, организовал ему пышные похороны: тело старца было положили на золотое ложе и покрыли порфирой. Траур продолжался целую неделю.

Что касается причины смерти Ирода Великого и природы его боли, то учёные предполагают, что это была либо гонорея, либо заболевание почек, возможно, осложнённое гангреной половых органов.

Читать еще:  Раб Божий в православии: кто это и почему прихожан так называют, значение и объяснение церкви

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!

Царь Ирод (Великий). Биография. Правление

Ирод I Великий.

Ирод I Великий (рожд. ок. 74/73 г. до н. э. – смерть 4 г. до н. э.) – Царь Иудеи (40−4 годы до н. э.) основал идумейскую династию Иродиадов. Тот самый царь Ирод, который у евангелиста Матфея отдал приказание об «избиении младенцев», то есть об уничтожении всех детей мужского пола в Вифлееме, для того чтобы убить новорожденного Христа.

Следует отметить что, нет никаких свидетельств, которые подтверждали эту распространенную легенду. Имя Ирода стало нарицательным, обозначавшим самодурство и жестокость.

Происхождение

Ирод I, двуликий правитель Иудеи, родился в семье штатгальтера Идумеи Антипатра, помогавшего Юлию Цезарю в Александрийской войне, и его жены аравийского происхождения. Был активным проводником римской политики. В 47 г. до н. э. Ирод получил римское гражданство.

Политическая карьера

63 год до н. э. — был установлен протекторат Рима над Иудеей, она вошла в сирийскую провинцию Римской империи. Управлял Иудеей первосвященник Гиркан II (династия Хасмонеев). Антипатр пользовался у него большим доверием и потому смог поставить в 48 году до н. э. своего сына Ирода управлять Галилеей, тогда ему было лишь 25 лет. Молодой префект с таким рвением взялся за наведение порядка в подвластных землях, что вызвал у иудейской знати двоякое чувство и зависть и опасение. Он был привлечен к суду за превышение полномочий и жестокое обращение с населением. Ирод смог бежать от расправы к Цезарю, который дал ему в управление Келесирию. Надо заметить, что в течении всей жизни Ироду удавалось добиваться расположения римских наместников: Цезарь, Кассий, Марк Антоний, Октавиан – все покупались на его умелую лесть и щедрые дары.

Окрепнув и сумев собрать многочисленную армию, Ирод возвратился в Иерусалим, где добился снятия обвинений и возвращения Галилеи. В 44 году до н. э. в Римской империи после того как был убит Юлий Цезарь началась гражданская война. Ирод оказал помощь республиканцам, собрав большую сумму денег с Галилеи на формирование войска. Кассий, который был назначен сенатом наместником в восточные провинции, доверил ему флот и сухопутные войска. Но в 42 году до н. э. в битве при Филиппах Марк Антоний разбил наголову Ирода. Казалось, политическая карьера последнего рухнет, но Ирод смог оправдаться перед могущественным триумвиром, больше того, Антоний назначил его вместе с братом Фасаилом тетрархами Иудеи.

Против удачливого правителя назревал заговор, который был возглавлен племянником Гиркана II Антигоном. Когда Антоний отправился в Египет к Клеопатре, Антигон воспользовавшись этим, заключил союз с парфянами. В 40 год до н. э. союзники осадили Иерусалим. Ирод был вынужден бежать вначале в Египет, где он заручился поддержкой Антония, а затем в Рим, где он нашел поддержку молодого Цезаря (Октавиана). Римская империя готовила войну с Парфией, потому сенату было выгодно сделать верного союзника царем Иудеи.

39 год до н. э. — Ирод с большой римской армией высадился в Птолемаиде, а уже в 37 году до н. э. смог захватить Иерусалим. Римляне устроили кровавую резню на городских улицах. И в этом случае Ирод проявил рассудительность, прекратив грабежи и пообещав воинам вознаграждение. Он не желал, чтобы иудейский народ связывал его воцарение с ужасом. Но это не мешало ему жестоко расправиться с заговорщиками. Антигона и 45 его приверженцев казнили, а их имущество конфисковали. Гиркана II Ирод лишил первосвященства, сохранив ему жизнь, впрочем, ненадолго.

Царь Ирод

Жесткий правитель Иудеи

Ирод I официально становится царем Иудеи в 37 году до н. э. и в том же году женится на внучке иудейского царя Аристобула II Мариамне, которую, согласно предания, безумно любил. В правлении Ирода проявились все «великие» черты его характера. Царь был необычайно честолюбивым, энергичным, умным, алчным, скупым и подозрительным. Особой чертой его характера было властолюбие. Ирод был способен уничтожить все, что могло помешать или угрожало его трону, мог пойти на какие угодно ухищрения и унижения ради сохранения власти.

Провозгласив первосвященником вместо Гиркана II брата своей супруги Аристобула, Ирод велел утопить его в пруду во время купания, имитируя несчастный случай, так как увидел, что красивый молодой человек, к тому же из царского рода Хасмонеев, пользуется любовью толпы. В связи с этим гнусным преступлением Ироду вновь был вынужден оправдываться перед Антонием, но он и в этот раз смог выйти сухим из воды.

Превратности судьбы

31 год до н. э. — был тяжелым для иудейского царя. В этом году он вел не очень успешную войну с арабами. Потерпев поражение в битве у Канафы в Келесирии, Ирод все же сумел переломить ход войны и одержать победу в битве под Филадельфией (за Иорданом). В этом же году сильное землетрясение унесло жизнь 30 тыс. иудеев. Но самая страшная опасность нависла над Иродом, когда, разгромив Антония при Акциуме, Октавиан выдвинулся на Восток. Трон пошатнулся под Иродом – все знали, каким расположением он пользовался у Антония. Казалось, судьба отвернулась от царя иудеев. Он стал готовиться к самому худшему: велел казнить Гиркана II, обвинив его в предательстве, чтобы избавиться от опасного претендента на трон: любимую супругу и ее мать спрятал в Александреуме и отдал приказ в случае своей смерти их убить; сам же отправился навстречу судьбе.

Он все хорошо предусмотрел и продумал. Приехав на Родос, где тогда находился император Октавиан, Ирод не стал оправдываться. Он не стал отрекаться от дружбы с Антонием, не предавал поверженного. Все это растрогало Октавиана. Он не только не стал наказывать верного друга Римской империи, но напротив, осыпал его новыми дарами: к прежним владениям Ирода были присоединены Гадара, Гиппос, Самария, приморские города Газа, Анфедон, Яффа и Стратонова башня. Взамен Октавиан только просил Ирода быть ему верным так же, как верен он был Антонию. Умным человеком был правитель Иудеи.

Счастье снова улыбнулось иудейскому царю, но не в семейной жизни. Мариамна не смогла простить супругу готовности убить ее и возненавидела его. Раздором смогли воспользоваться сестра и мать Ирода. Они оговорили Мариамну перед правителем, обвинив ее в неверности, и добились ее казни. Опомнившись после содеянного, царь в раскаянии свалился в приступе горячки. Иудею, как в наказание, поразила эпидемия чумы, которая унесла тысячи жизней. Ирод смог оправиться от болезни, но с этого момента стал более жестоким и нетерпимым.

Царь-строитель

Надо признать, что необычайно честолюбивый Ирод был талантливый политик. Во времена его царствования Иудея превратилась в богатую и процветающую страну. На месте Стратоновой башни он построил свою резиденцию Кесарию с удивительными дворцами, гаванью с множеством якорных стоянок.

В 20 году до н. э. перестроил Иерусалимский храм; оживил разоренную войнами Самарию, построив там прекрасный город Себасту и заселив его своими ветеранами. Ирод Великий, прославился обширной строительной деятельностью не только в Палестине. Он щедро одаривал все города Сирии и Эллады, в которых ему доводилось побывать. Так, на Родосе Ирод возвел пифийский храм, в Антиохии украсил центральную улицу портиками, а главную площадь города вымостил шлифованными белыми плитами. Он подарил элейцам огромное количество денег на возрождение Олимпийских игр. Правитель Иудеи деньгами поддерживал не только города, но и частных лиц. О нем шла слава как об одном из самых щедрых государей тех времен. Все это иудейский царь делал с одной целью – желая снискать бессмертную славу. Он был очень честолюбив.

Избиение младенцев

В наше время своей известностью Ирод Великий во многом обязан эпизоду, который подробно описывается в Евангелии от Матфея. Там говорится о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов правитель Иудеи услыхал о рождении Иисуса Христа (см. Туринская плащаница) – нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него есть конкурент, он захотел погубить новорожденного.

Но, точно не зная, о ком конкретно они говорили и где его можно найти, он отдал приказание, беспрецедентное по своей жестокости. Царь Ирод велел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до 2-х летнего возраста, рассчитывая, что в их число непременно попадет и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей не говорит о количестве жертв, но в Священном Предании говорится о 14 000 убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков все хорошее, что было сделано царем Иродом Великим. Младенцы, безвинно загубленные им, на века создали Ироду репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Интриги. Последние годы

Последние годы царствования тирана были омрачены междоусобными войнами, заговорами его многочисленных наследников и невыносимыми муками от прогрессирующей болезни. Чувствуя что смерть близка, царь установил порядок наследования трона: первым должен был вступать на престол Антипатр, сын от первой жены Дориды, потом сыновья Мариамны – Александр и Аристобул. Но старый тиран умирал слишком долго. Наследники устали ждать.

Читать еще:  Образ и подобие Божие в человеке: что значит и где искать образ Божий

Антипатр оклеветал Александра, обвинил его в заговоре против отца. Царь приказал схватить изменника и его друзей. «Одни были замучены в пытках, другие обезглавлены, не подвергаясь даже допросу, третьи томились в заточении, а те, которые были пощажены, не были уверены в завтрашнем дне и с минуты на минуту ждали своей смерти». Царь Каппадокии Архелай, отец жены Александра, приехав в Иудею, попытаться примирить Ирода с сыном. Однако после его отъезда один из сторонников Антипатра, спартанец Эврикл, оклеветал уже обоих сыновей Мариамны. Александра и Аристобула схватили. В городе Берите созвали судилище, на котором обвинителем сыновей выступал сам царь Ирод. Он очень убедительно говорил, и суд приговорил царевичей к смерти. В 6 году до н. э. их задушили в Себасте. В месте с ними были казнены 300 их «сообщников».

Антипатр мог торжествовать. Однако в скором времени, при раскрытии убийства своего младшего брата Ферора, царь узнал о роли старшего сына в деле царевичей и о том, что тому из Египта доставили смертельный яд уже для него самого. Антипатра схватили и казнили. Но Ирод смог пережить сына лишь на 5 дней.

Последние годы жизни правитель Иудеи тяжело болел. Изучив древние источники, американские медики пришли к выводу, что он страдал почечной недостаточностью и скончался от гангрены Фурнье. После смерти Ирода I Великого в 4 году до н. э. этнархом Иудеи, Самарии и Идумеи стал его сын Архелай. В 6 году н. э. римляне передали управление Иудеей имперскому прокуратору.

Смерть

Ирод дожил до преклонного возраста, процарствовав Иерусалимом 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожив 70 лет. Однако перед смертью он жестоко страдал от болей в животе. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. Царство он разделил между своими сыновьями: Иродом Архелаем (Идумея, Иудея и Самария), Иродом Антипой (Галилея и Перея) и Иродом Филиппом (Итурея, Трахонитида с прилежащими областями).

Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почетный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле в Иродионе, где его могила была обнаружена археологами в 2007 году [5] . Траур по Ироду продолжался семь дней.

Дата его смерти

Ряд историков [1] [2] [6] подвергает сомнению принятую хронологию и указывает, что такая хронология основана на расширительном толковании трудов историка Иосифа Флавия. Он использует «консульские списки», то есть указывает, что определённое событие произошло во время правления определённых римских консулов.

Согласно такой хронологии, Ирод был назначен царём в 40 году до н. э., однако, по данным другого историка, Аппиана, это событие имело место в 39 году до н. э.

Таким же образом Иосиф относит захват Иродом Иерусалима к 37 году до н. э., но он также утверждает, что это произошло через 27 лет после завоевания города Помпеем (63 год до н. э.). [7]

Это бедствие постигло Иерусалим в консульство Марка Агриппы и Каниния Галла, в третий месяц сто восемьдесят пятой олимпиады, и опять-таки в день поста, как бы для повторения постигшего иудеев несчастья при Помпее: двадцать семь лет тому назад, в этот же самый день, город был взят последним.

Ссылка на данное событие указывает на то, что Ирод захватил Иерусалим в 36 году до н. э.

Иосиф утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян». [8] Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э.

Затем он умер, спустя пять дней после казни Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян.

Историки также обращают внимание на то, что для описанных событий недостаточно 29 дней между частичным затмением 4 года до н. э. и последующей Пасхой, потребовалось бы как минимум 10 недель. Но 10 января 1 года до н. э., за 12,5 недель до Пасхи, произошло полное лунное затмение, которое наблюдалось в Палестине [2] .

masterok

Хочу все знать

Согласно еврейской традиции, царь Ирод — узурпатор, свергнувший династию Хасмонеев и правивший провинцией Иудея в течение тридцати трех лет. Кровавые и вероломные методы, которые он использовал для удержания власти, приводили в ужас местное население, а политика лояльности по отношению к Риму вылилась в лютую ненависть к нему со стороны иудеев…

Иосиф Флавий в своем сочинении «Иудейская война», описывая многочисленные политические и строительные инициативы царя, не обходит вниманием и скандальные, шокирующие эпизоды, которыми была полна его биография: убийство любимой супруги Мариамны и двух сыновей, болезненная жадность и неуемные траты государственной казны, «спорные» архитектурные проекты вроде амбициозной реконструкции Иерусалимского храма для создания второго, более импозантного и величественного, а затем водружения на нем имперского орла в знак покорности Риму.

Впрочем, политические, экономические и прочие неудачные предприятия Ирода померкли в сравнении с главным его злодеянием, рассказанным евангелистом Матфеем, — избиением младенцев в Вифлееме (Мф 2:16): услышав от персидских послов о рождении царя Иудейского, и без того мнительный Ирод испугался не на шутку — у него сразу возник коварный план погубить младенца. Ведь он сам был царем Иудейским!

Избиение младенцев

Будучи человеком хитрым и коварным, Ирод попросил волхвов указать ему, где находится младенец, «чтобы и мне поклониться ему». Но и те были не так-то просты: поклонившись младенцу, они вернулись домой иной дорогой. И тогда Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет…


Джеймс Тиссо. «Ирод Великий». 1886 год

Имя Ирод уже много веков несет негативный оттенок. Но не многие задумываются над тем, что существовал и другой Ирод – правитель, принесший мир и процветание иудейской земле. При нем Иудея стала фактически автономной от Рима. Именно Ирод I вошел в историю под титулом Великий. Каким же он был на самом деле?

В 73 году до нашей эры у римского прокуратора Иудеи Антипатра родился второй сын, которого нарекли Иродом. С согласия прокуратора Сирии в 25 лет Ирод получил первый важный пост – наместник Галилеи.

Среди первых его шагов в этой должности – казнь сторонников Хасмонейской жреческой династии и некоторых ее представителей. Это действие вызвало как одобрение со стороны римских правителей и наместников, так и ярость иудеев – ведь Хасмонеи считались правящей династией.

Однако из-за распрей между Гирканом II (первосвященником из династии Хасмонеев) и Аристобулом II (последним независимым царем Иудеи) Хасмонейское царство, которое возникло в 164 году до нашей эры, было расколото на две части, погрязло в междоусобицах и потеряло независимость, оказавшись под покровительство Рима.

Сразу после казни иудеи вызвали наместника Галилеи на заседание синедриона, высшего судебного органа. Ирод прибыл на суд, заручившись покровительством в лице Секста, наместника Сирии и одного из родственников самого Юлия Цезаря. Иудеи, понимая, что им придется судить не простого человека, заручились поддержкой Гиркана II, который носил титул этнарха (правителя народа), пожалованный им самим императором. К мнению этнарха прислушивались даже римские ставленники.

Перед началом судебного разбирательства Ирод передал этнарху послание от Секста, в котором содержалось требование снять с него обвинение в убийстве. Не подчиниться Гиркан II не мог, но и пойти против совести – тоже. Поэтому он отложил судебное разбирательство, а Ироду посоветовал скрыться. Что тот и сделал, найдя приют в администрации Секста.

Победа или поражение?

Внезапно в Риме произошел переворот, во время которого убили императора. Ирод, получивший от нового правителя Римской империи в полное свое подчинение Сирию, двинул войска на Иерусалим. Но не успел он дойти до главного города иудеев, как в Риме снова произошла смена власти.

На престол взошел император Марк Антоний, который тут же возвел Ирода в сан тетрарха (властителя четвертой части) Иудеи. Не желавшие с этим мириться евреи провозгласили своим царем Антигона, сына Аристобула II. Войска Ирода вступили в битву с войсками Антигона, на помощь которому пришло Парфянское царство, ярый противник Рима.

Читать еще:  Православие и курение: отношение церкви и мнение священников, упоминания в Библии, тонкости и нюансы, грех или нет

В той битве Ирод потерпел поражение и бежал в Рим. Иудеи вместе с парфянами праздновали победу.

Однако уже в 37 году до нашей эры Ирод, получивший к тому времени титул царя Иудеи и считавшийся другом Рима, при поддержке огромного числа легионов вернулся в Святую землю и захватил Иерусалим. Он разгромил иудеев и парфян и казнил Антигона.

Дабы упрочить свое положение и поднять авторитет среди ненавидящего его народа, Ирод развелся с женой и заключил брак с представительницей Хасмонейской династии, внучкой Гиркана II Мариамной. Впрочем, как известно из трудов Иосифа Флавия, Ирод на самом деле любил Мараимну и о желании жениться на ней заявлял, еще будучи наместником Галилеи.

Более 30 лет Ирод правил Иудеей. Именно во времена его правления на иудейской земле прекратилось кровопролитие и воцарился мир, строились новые города и крепости, а также укреплялись старые.

По приказу Ирода в Кесарии были построены огромные порт, ипподром и театр на 3500 мест. При его строительстве использовались передовые методы. «Царь покорил саму природу», – писал иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий.

Иерусалим подвергся полной реконструкции. Перестроенный Храм Единого Бога, воздвигнутый еще Соломоном, засверкал новыми гранями. Сохранившаяся до наших дней Стена Плача – единственная, оставшаяся от того храма, реконструированного Иродом.

Была значительно улучшена система водоснабжения города. В северной его части построили новый квартал с театрами и цирками. В городе были введены игры по римскому образцу и построено ристалище.

Великий строитель

При Ироде Масада стала непреступной крепостью. Она имела искусственную систему водоснабжения, что являлось тогда редкостью. В крепости хранились оружейные и пищевые запасы всего государства, а также царская казна. Еще в ней располагались царский дворец и синагога.

До недавнего времени считалось, что у евреев не было потребности в синагогах, пока существовал Храм. Однако во время археологических раскопок обнаружили несколько синагог, относящихся к периоду правления Ирода.

Город Иродион стал небывалым архитектурным памятником того времени. Он состоял из двух частей. В верхней части города находилось конусообразное сооружение из восьми уровней. Первые пять уровней были жилыми. В центре располагались царский дворец, римская баня и синагога. Сооружение было окружено с трех сторон, кроме востока, полукруглыми башнями. Восточная башня была круглой.

В нижней части города построили дворцы и служебные здания. Великолепный сад в римском стиле с огромными колоннами соединял верхнюю часть города с нижней. В саду были оборудованы специальные площадки для отдыха и трапез. А в центре находился огромный бассейн, который использовали не только для купания и гребли, но и как запасной резервуар с водой.

Экономически процветающая иудейская земля стала очагом римской и эллинской культуры. Именно сюда съезжались ученые, скульпторы, архитекторы, поэты и художники того времени. Во времена голода и катастроф Ирод щедро раздавал пожертвования не только своим подданным, но и далеко за пределами иудейской земли. В знак благодарности граждане Олимпии выбрали его президентом Олимпийских игр.

Ирод был мудрым правителем. В период противостояния Марка Антония и Августа он решил поддержать последнего. За это Август, став императором, наградил царя иудейского властью над дополнительными территориями. Иудея не только расширила свои границы, но и фактически стала автономной.

Однако правление Ирода не было спокойным. Его приближенные интриговали и боролись за сферы влияния. Сестра Ирода, Саломея, которую считали негласной соправительницей Иудеи, была главной интриганкой. Воспользовавшись вспыльчивостью брата и его страхом быть свергнутым, она уговорила его казнить любимую жену Мариамну и двух ее сыновей.

Ранее Ирод уже казнил младшего брата Мариамны. Такое отношение к наследникам Хасмонейской династии послужило поводом для недоверия к Ироду со стороны иудеев.

Лунное затмение

Примерно за полгода до своей смерти Ирод отправился на лечение в Иерихон. В столице поползли слухи о его смерти. Народ ликовал. Несколько молодых людей в Храме скинули золотого орла, символизирующего преданность Риму.

Этот поступок не остался безнаказанным. Молодых людей задержали и казнили. 12 марта 4 года до нашей эры, на следующую ночь после их казни, жители Иудеи наблюдали полное лунное затмение. По утверждению некоторых историков, именно в ту ночь скончался Ирод.

Английский проповедник и историк Ф. Фаррар выдвинул предположение, что правитель Иудеи умер «от омерзительной болезни, которая в истории встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями». По версии русского писателя и врача А.П. Чехова, Ирод страдал гонореей, осложнения которой и привели к летальному исходу.

Эту версию оспорил профессор Вашингтонского университета Д. Хиршманн. Он заявил, что Ирод умер в результате хронической болезни почек. Как известно из истории, в последние дни жизни страдания, вызванные болезнью, толкали Ирода на безумные поступки. Он приказал казнить своего старшего сына и наследника, что было сделано незамедлительно.

Лишь последний приказ Ирода о казни большинства придворных чиновников не был приведен в исполнение.

Ирод был неординарным и противоречивым человеком. Ему были присущи коварство, несправедливость и безжалостность. Ведь он порой спокойно приказывал казнить не только подданных, но даже своих близких. При этом он был умен, отважен и подлинно велик.

Во время правления Ирода иудейская земля процветала. С каждым годом она все больше становилась независимой от Рима. Владения расширялись, появлялось множество невероятных построек. За все достижения Ирода I можно по праву назвать Великим.

А как же библейская притча? Изучив жизнь Ирода I, можно с уверенностью сказать, что он не причастен к массовому убийству младенцев, о котором повествует Матфей. И главный аргумент здесь – Ирод I умер за несколько лет до рождения Иисуса Христа…

Предательство

Казалось бы, установившиеся наконец в Израиле мир и благоденствие, должны были сделать дальнейшее правление Ирода-строителя спокойным и счастливым. Но, Мариамм и её родственники не могли простить ему того приказа об убийстве. Оставшаяся часть жизни царя была окончательно омрачена заговорами и покушениями на его жизнь. Иосиф Флавий подробно описывает, как Ирод проводил расследование за расследованием, раскрывая планы одного дворцового переворота за другим. В очередной супружеской ссоре Мариамм унизила царя, назвав его полукровкой, намекая на то, что он и в подмётки не годится её знаменитому роду Хасмонеев. Ирод в порыве гнева убил жену, и потом долго сам же оплакивал её смерть. Именно в этот момент в его психике и произошёл надлом, сделавший его подозрительным, мстительным и крайне жестоким тираном, каким мы теперь и помним его. Он казнил всех зачинщиков покушений, включая и своего собственного сына, изрядно проредил родственников Мариамм, везде и во всём видел заговоры против себя. Зачастую эти подозрения оказывались далеко не напрасными.
Согласно летописи Иосифа Флавия, последним кровавым деянием Ирода, который был уже практически полностью разбит тяжёлой болезнью, стал приказ об убийстве тысячи женатых мужчин, преимущественно знатных родов. Посвятивший всю свою жизнь славе и процветанию Израиля и его народа, теперь Ирод остался в полном одиночестве. Он глубоко переживал, что так и не был признан евреями, которые продолжали считать его недостойным полукровкой, подтверждая те роковые слова покойной Мариамм. Ирод боялся, что даже после всего того, что он сделал для Израиля, его имя будет забыто, и на его похоронах не найдётся человека, который оплакивал бы его смерть. Тогда он приказал убить тысячу мужчин в день своей кончины, рассчитывая на то, что их жёны будут лить слёзы, которые он бы мог воспринимать, как скорбь по себе самому. Приказ был выполнен.
Евангельская история об избиении младенцев Иродом с целью убить Иисуса не находит никаких исторических подтверждений. Вероятно, авторы Евангелия взяли за основу последний приказ царя и переработали эту историю в религиозный миф, в который все и поверили в конечном итоге. Да и умер Ирод за год до рождения Иисуса, поэтому при всём желании он не мог бы устроить охоту на него. Ещё одним доводом против этой версии служит тот факт, что Вифлеем, где развернулась эта библейская трагедия, был довольно маленьким населённым пунктом, скорее деревней, и там просто не могло быть такого большого количества грудных младенцев.
Великим Ирод был назван после смерти. Он получил этот титул за грандиозное строительство, которое развернул по всей Иудее и за её пределами, за дипломатические таланты, которые позволили ему удержаться у власти, несмотря на все политические и военные перипетии Римской империи.
Можно сказать с полной уверенностью: если бы в Израиле не было этой неоднозначной, но определённо сильной и влиятельной личности, его история пошла бы совсем в другом направлении, и сегодня мятежникам в Сирии просто нечего было бы разрушать, потому что почти все её архитектурные и исторические памятники были возведены Иродом Великим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector