1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святые жены Руси

Святые жены Руси

С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Сегодня православные женщины несут многие служения в Церкви и обществе, — это социальное служение, культурная деятельность, поддержка монастырей и приходов, и самое главное — семья, поддержание вечных ценностей, без которых семья не может жить». Он подчеркнул, что «есть еще одно служение, которое еще по советской привычке стоит на последнем месте — это служение передачи мыслей и опыта, служение обмена идей».

«Информационное пространство, в котором мы живем, бросает нам серьезный вызов, в котором вещи более чем второстепенные становятся главными. Иногда вещи совершенно разрушительные являются в этом пространстве чуть ли не смыслом человеческой жизни и чем-то достойным и почетным. В этих условиях очень важно доносить наш опыт и наши идеи через все средства информационной деятельности нашим современникам и современницам. Именно поэтому нужно как можно активнее присутствовать в публичном пространстве, в Интернете, СМИ, предлагать свои материалы, свои мысли, рассказывать о том, что делается, рассказывать об опыте Успеха (с большой буквы), связанного с доброделом, связанного с нашей христианской жизнью». Отец Всеволод призвал к еще большей активности в этом делании, потому что «активность сегодня требуется гораздо более серьезная, чем то, с чем сегодня мы сталкиваемся».

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса, член Союза писателей России выступил с докладом «У нас есть примеры для подражания». Вначале он сказал о такой удивительной добродетели, как целомудрие: «Это и цельность, и мудрость, и вера, и верность, и любовь, и мужество».

«Самый надежный способ не встретить любовь — это быть доступной. Вовсе не внешняя привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность. Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины. Тогда он сможет защитить не только свой дом и свою семью, но и свою Родину именно потому, что ему есть кого любить и что защищать».

Как пример горячей любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы — это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет — я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.

Галина Николаевна Мелихова, заведующая учебно-методическим кабинетом Николо-Угрешской православной духовной семинарии в докладе «Святые благоверные жены Православия» показала слайд-фильм о Великих княгинях. Свою работу она пояснила так: «В результате исследования я нашла 45 прославленных благоверных жен, из них 26 принадлежат российскому миру. В четырнадцати жизнеописаниях русских княгинь есть известия о принятии ими монашества, постриг в конце жизни стал нормой для княжеских семей. Девять благоверных жен относятся к мученицам или страстотерпицам, принявших смерть от вражеского нашествия, бывшего мужа, соблазнителя, представителей власти». Закончилось выступление словами: «По сути роль жен-княгинь была такой же, как и роль женщин во всем народе».

Очень интересное выступление было у инокини Ольги (Гобзевой), Председателя Координационного совета женских благотворительных организаций при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и председателя совета Православного Марфо—Мариинского сестричества. Его тема — «Святая равноапостольная княгиня Ольга и святая преподобномученица Елизавета Федоровна».

Несмотря на то, что этих женщин разделяют десять веков, у них много общего: они обе высокого рода — обе княгини, царственных родов; обе приняли Православие, сделав непростой, но осознанный и глубинный выбор; обе овдовели. Обе святые отличались необыкновенной красотой и настоящим целомудрием.

Инокиня Ольга призвала слушателей стараться перенимать у святых то, что мы все можем воплотить в нашей жизни, например, то, как княгиня Ольга относилась к своему сыну — с терпением, кротостью, любовью. «Разве мы всегда так относимся к своим детям, когда они ведут себя не так, как мы хотим?» — обратилась монахиня к присутствующим. «Обычно мы такого не обнаруживаем», — призналась она.

Подвиги земной жизни Евдокии Московской — материнство, гражданское служение и монашество — стали темой выступления журналиста Любови Акелиной, председателя правления Благотворительного фонда святой Евфросинии (Евдокии) Московской. Святая считается покровительницей жен, матерей, семей. Закончено выступление было словами автора «Слова о житии…» князя Димитрия Донского, который писал о совместной жизни великокняжеской четы Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу».

Читать еще:  Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

Светлана Александровна Анисимова, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора в своем докладе рассказала о реформах святой равноапостольной княгини Ольги, которые стали основой русской государственности. Нина Максимовна Пугачева, руководитель Пензенского отделения Союза православных женщин, подготовила выступление на тему «Подвижница благочестия земли Пензенской — Мария Михайловна Киселева».

Ольга Владимировна Гаврилова, председатель Общества во имя святой равноапостольной княгини Ольги сделала доклад о Великой княжне Ольге Романовой «Святая царевна Ольга и традиции воспитания в семье царя-страстотерпца».

Нина Борисовна Жукова, сопредседатель Правления Союза православных женщин, в завершение конференции в выступлении «Проекты Международной общественной организации Союз православных женщин» рассказала про идеи по возрождению памяти святых жен Руси.

Княгиня Ольга

Жизнь женщин в 10 веке на Руси была непростой. У них не было своего мнения и они подчинялись людям, в основном торговцам и воинам. Еще не было великой державы, отдельные стаи разделялись и объединялись только коммерческими интересами, общим языком и обычаями варягов.

Но Ольга была красивой и умной, а также обладала многими талантами, такими как мудрость, терпение, милосердие, целомудрие и дипломатия. Господь щедро наградил ее, ведь ей была отведена очень важная роль: стать родоначальницей христианства на Руси. И его шествие началось.

В 903 году она стала женой князя Игоря. Благодаря своему уму, а также терпению и красоте она вскоре стала не только любимой женой, но и советницей князя, заняв 2-е место в политической иерархии. Во время долгих военных походов князя Ольги одна она правила страной и очень успешно ее любили.

спустя 20 лет Игорь погиб в очередной стычке с древлянами, Ольга нашла утешение в христианской вере. Вскоре после смерти любимого мужа она крестилась в Византии и стала любимой сестрой Василео. Ее вера была настолько глубока, что она объехала всю Россию, посетив все крупные города и села.

Но Ольга понимала, что русские не перейдут в христианскую веру в одночасье, поэтому не только говорила о Боге, но и перераспределяла дань, равномерно распределяя полученные средства между страждущими. Его милосердию не было предела, он оказывал помощь всем, кто в ней нуждался, и он сохранял подобное отношение к людям до конца своей жизни.

По его велению в России стали возводиться монастыри и храмы, что привело к распространению христианского учения. Ее сын Святослав не понимал стремлений матери, поэтому отказался сменить веру, но святое дело Ольги завершил ее племянник Владимир, который, можно сказать, продолжил миссию, начатую Ольгой после ее смерти в 969 году.

Через 25 лет его племянник Владимир восстановил мощи Ольги, которые остались нетленными и торжественно помещены в Храм Десятины. Поток пострадавших за его мощи был бесконечен, многие исцелились. В 1547 году Ольга была канонизирована Православной Церковью, более того, она стала первой женщиной, признанной равной апостольской святой. Ведь удалось практически невозможно создать великую и сильную державу, объединив разрозненных варягов и дистанцируя их народ от язычества, дав им веру в христианство.

Самые известные женщины Древней Руси. Дерзкие, гордые и хитрые

Наша горячая пятерка

Летописи, повествующие нам о событиях на Руси тысячелетней давности, переполнены именами. Но почти все эти имена мужские. Это понятно и объяснимо, если учитывать и роль женщины в тогдашнем обществе, и сосредоточенность авторов на деяниях князей и воевод.

Тем не менее, женские образы и женские имена тоже попадаются в пыльных хрониках и старинных рукописях. Вам, конечно, сразу на ум приходит княгиня Ольга. Нам, если честно, тоже. Но она ведь была не одна! Давайте вспомним тех женщин, которые отмечены в истории Древней Руси.

Княгиня Ольга

Начнем мы все-таки с нее. По уровню знаменитости ей нет равных. Жена, а потом вдова князя Игоря, она страшно отомстила древлянам за смерть мужа, уничтожив всю их знать и стерев с лица земли Искоростень – столицу древлянской земли. Вторая половина ее жизни связана с крещением и распространением на Руси христианства, благодаря чему церковь называет ее святой и равноапостольной.

Рогнеда

Дочь полоцкого князя Рогволода, на которой женился князь Владимир, правивший в то время Новгородом (киевским князем он стал позже). Брак этот был далеко не добровольным. Владимир с войском взял штурмом Полоцк и силой принудил Рогнеду к свадьбе. Любовью к мужу в итоге она не пылала и даже однажды ночью попыталась его убить, но безуспешно.

Елизавета

Ее отцом был киевский князь Ярослав Мудрый, а мужем стал знаменитый викинг Харальд. Вообще, в норвежской истории и в норвежской литературе она даже более популярна, чем в русской. Ведь именно он и была той гордой и насмешливой «девой русской», которой влюбленный Харальд посвящал красноречивые висы (стихи), совершая сови подвиги в дальних странах. В конце концов ему все-таки удалось добиться руки прекрасной княжны, увезти девушку в суровую Норвегию и сделать ее королевой.

Ярославна

Та самая, которая «плачет во Путивле на стене». Помните ведь этот пронзительный фрагмент из «Слова о полку Игореве»? Ярославна — это вполне реальное историческое лицо, дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла, жена новгород-северского князя Игоря Святославича. Имя ее не упомянуто ни в «Слове…», ни в летописях, но исследователи, изучив ряд синодиков, полагают, что звали ее Ефросинья.

Феврония

Муромская княгиня, жившая в начале XIII века. До того, как стать княгиней она была крестьянкой. Вышла замуж за муромского князя Петра после того, как сумела его исцелить. Об этой истории повествует «Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом уже во времена Ивана Грозного. Князь и княгиня муромские были причислены к лику святых. В их честь в России 8 июля отмечается День семьи, любви и верности.

Читать еще:  Алтарь в храме: устройство, что такое и что в нем находится, расположение

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: «Русичи»

Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.

Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.

Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.

Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.

Великая Ефросинья

На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.

Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.

Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.

До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.

В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.

По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.

В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.

Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру, а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.

Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято — Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Особо почитаемая святая России — Матронушка

Божья целительница XX столетия, слепая Матрона с детства была отмечена Богом.

Девочка родилась в 1881 году без глазных яблок, родители думали оставить крошку в приюте, однако матери Матроны приснился сон, после которого малышка росла в родной семье.

Воспитываясь в православной семье, Матрона в возрасте 8-ми лет открыла в себе дар силу исцеления через великую веру в благодать Иисуса Христа. Слепота не мешала девочке дружить с дочерью помещика. Лидия также была глубоко верующей девушкой, она постоянно брала Матронушку с собой в паломнические поездки.

Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.

С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.

Читать еще:  Парастас: что это в православии и что за служба, сколько длится и когда служится

Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.

Для сведения! Ныне мощи святой Матроны хранятся в Покровском монастыре и открыты для доступа паломникам.

Святая юродивая Ксения

Оксаны, Ксении отмечают день своей покровительницы святой Ксении 6 февраля.

Ксения Петербургская родилась в конце XVIII столетия и была дворянского рода. До 26 лет пребывала в замужестве, а после смерти мужа перестала отзываться на свое имя, а только на имя супруга.

Сознательно выбрала молодая вдова путь юродства, чтобы иметь возможность реализовать свой дар предсказания. Юродивые на Руси издавна пользовались особым вниманием, считалось, что через них говорит Сам Всевышний.

Молодая женщина распродала все свое имущество, вырученные деньги раздала бедным и жила на то, что ей подавали люди. Жители Петербурга с уважением относились к предсказаниям Ксении. Накормить, приютить, одеть юродивую считалось особым подарком судьбы, ибо сделавшим это для Ксении Бог воздавать сторицей.

К ней шли за советом и исцелением богатые и бедные, простолюдины и знатные люди. Целительная молитва Ксении обладала силой излечивать даже от эпилепсии.

Неизвестно точное время смерти юродивой Ксении, могила ее находится на Смоленском кладбище.

Многие верующие и поныне считают святую Ксению, которая была канонизирована в 1988 году, своим домашним доктором, ибо молитва к Ксении работает без выходных круглосуточно.

По молитвам Ксении Петербургской:

  • матери не раз спасали сыновей в армии;
  • налаживались отношения между супругами;
  • дарилось счастье материнства.

Невозможно перечислить все чудеса, дарованные как при жизни, так и после смерти святой Ксенией Петербургской.

Феврония

Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась.

Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад. Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

Иулиания Лазаревская

Настоящее имя Иулиании Лазаревской — Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей. Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.

Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

Святая княгиня Елизавета Федоровна

Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.

Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения. Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.

Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения. В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Варвара Скворчихинская

Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы. Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих. Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

Евдокия Дмитриевна

Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря.

Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем. В 2007 году была учреждена церковная награда — орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

При тщательном исследовании можно найти еще не одно имя святых. Русские женщины славятся своим терпением, смирением и любовью к Богу и многие из них канонизированы православной церковь.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector