0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нельзя желать удачи в Православии

Почему нельзя желать удачи в Православии

Почему нельзя желать удачи? Чтобы это понять, необходимо разобраться в значении слова «удача». Так называют положительное событие случайного, непредсказуемого характера. Ближайший синоним этого слова – «везение». Под удачей также подразумевают желанный результат определённого действия или события, которое человек не может контролировать в полной мере.

Существует версия, что Удача-Молох – это имя языческого бога счастья, которому поклонялись шумеры. Данная теория довольно спорна, так как она опирается лишь на ненадёжные Интернет-источники. Вероятнее всего, слово «удача» произошло от славянского корня «дати», то есть «дать».

Что означает удача в православии

Удача представляет собой положительное явление, которое предписываются везению или же случаю. В православной религии благое стечение обстоятельств считается, когда Всевышний помогает верующему, поэтому, когда один человек желает другому везения, то это причисляется к пожеланию помощи Господа, но при этом без упоминания его имени.

Следует отметить, что значение слова удача в православии имеет несколько негативный смысл, ведь верующему христианину не подобает надеяться на неведомое везенье, а в деле спасения должен стать соратником Всевышнего. Господний промысл — вот на что должен уповать и надеяться человек.

Православная Жизнь

В сети порой встречаются предостережения, что пожелание удачи — большой грех, так как Удача — это второе имя Молоха, демона, которому приносили в жертву младенцев. Так ли это? Грешно ли не знать происхождения слов? Можно ли есть конфеты «Домовёнок» и смотреть мультики про домового Кузьку? Нам ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья — чьё имя тоже вызывает вопросы, к слову.

Некоторые слои православного общества активно выступают за чистоту языка. Причём часто это проявляется очень странно. Например, мне говорили, что нельзя говорить слово «последний», правильно — «крайний». Это абсолютно абсурдно! В отношении, например, богослужения: «Я отслужил крайнюю литургию два дня назад» — каково? Также, оказывается, нельзя говорить слова «кошмар», «ужас» и ещё множество других, так как в них содержится призывание бесов или дурных событий; детей надо называть только именами святых. Однако не всё так просто. Например, имена. Моё имя — Димитрий. Значение его — «служитель богини Деметры». Да, был и святой Димитрий, и не один, но изначально какого-то святого ведь назвали в честь языческого божества! И таких имён множество. Получается, их нельзя произносить?

Что касается удачи — давайте разбираться. Когда ко мне приходят с какими-то сведениями, я прежде всего спрашиваю: где это написано? В интернете? Или у святых отцов? Многие люди отошли от церковного учения (или не дошли до него). Чем им заполнять пустоты в знаниях? — околоцерковными суевериями. Вот и получаем распространение слухов, глупостей и сомнительных фактов. Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет.

Эта ситуация напоминает мне то, что происходит с биометрическими паспортами и ИНН, принятие которых приравнивают к отречению от Христа. Мне кажется, люди вообще не понимают, что такое отречение. Вспомним таинство Крещения: священник трижды спрашивает у человека, отрекается ли он от сатаны, и тот трижды подтверждает это вслух: «Отрекаюсь!» Никакого заочного отречения быть не может, не может быть и отречения через пользование каким-то документом.

Ещё один момент: в сети байка о демоне Удаче бродит как изречение архимандрита Клеопы (Илие). Честно, не знаю, писал ли он об этом (хотя искренне сомневаюсь), но скажу вот что: если в интернете поискать трактат о драконах, то окажется, что его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. А Дионисию Ареопагиту приписывают труд об ангельских чинах, но святой жил в I веке, а учение об ангельских чинах появилось в конце III — начале IV. Люди придумывают себе басни и верят в них. Жалуются, что им читать некогда, заняты очень — а вот на непроверенную информацию и глупости в соцсетях время есть. Чтение — это труд, да, но часто причиной того, что люди не читают, становится обычная лень. Признаться в ней сложно, вот и говорим, что нет времени. А ведь для того, чтобы прочитать роман, его нужно немного. Просто выделять себе несколько минут перед сном. Это в любом случае лучше, чем читать про то, что «кошмар», «удача» и «ужас» — это имена демонов. Когда мне приходят такие сообщения, я не нахожу ничего лучше, чем ответить: «Да вы что? Кошмар и ужас, я просто в шоке!»

Читать еще:  Детям о святом Николае Угоднике: интересная история и легенда о святителе, рассказы о его чудесах и дне

Конечно, нужно всегда помнить слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), — но также надо осознавать, что все мы — живые люди, немощные, со слабостями. Да, нужно стараться избавляться от ненужных слов. Наше мышление влияет на речь, как мы мыслим, так и говорим, как правило. Однако нельзя увлекаться и искать злой корень во всём, что нас окружает. Часто доводится слышать о том, что «православным нельзя читать „Гарри Поттера“, есть конфеты „Домовёнок“ и давать детям смотреть мультик про домового Кузьку». Давайте избегать крайностей! В вопросах информации нужно полагаться на свою интуицию и стараться проверять, что вы потребляете. К слову, не имею ничего против Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» — считаю, надо быть осторожным совсем с другими писателями — например, Филипом Пулманом, одним из самых популярных авторов книг для подростков, который в своём интервью заявлял: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры».

Мне кажется, что такими вопросами, как тема нашей сегодняшней беседы, заморачиваются те, кто в православии ищет какое-то тайное знание. Истинные таинства их не интересуют, а вот борьба с кодами или отдельными словами — то, что нужно. Получается, что они выбирают себе не только ложных врагов, но и ложных богов, служат не Христу, а идолу чистого языка, идолу борьбы с кодам и так далее. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А у нас любви нет, зато есть гордость, потому что «я не взял код, а вы взяли», «я не желаю удачи, а вы желаете, вам гореть в аду». Так что будем относиться к информации из интернета с рассудительностью, проверять факты и понимать, что написать можно всё что угодно. Не надо сеять разделение в Церкви. Это большая беда сейчас. Можем ли мы повлиять на это? — конечно, надо просто не поддерживать то, что нас разделяет, бороться с гордыней и стяжать такую добродетель, как рассуждение. Так победим.

Беседовала Екатерина Щербакова

Удачи! Удачи?

Есть у меня давний знакомый, который всегда заканчивает любую нашу беседу, будь то лицом к лицу или телефонную, а в последнее время — интернетную, кратким пожеланием: «Удачи!». Отвечаю привычным и утверждающим: «Спаси, Господи!», но, признаюсь, что иное сказать хочется, что-то типа: «И тебе не болеть!»

Понимаю, что для священника даже желание подобного ответа — не украшение, но все же прощаю себя по причине совершенной уверенности, что в этом, казалось бы, безобидном призыве смысл далеко не христианский.

К словам придираюсь? Ищу черную кошку там, где ее отродясь не было?

«Пожелай мне удачи» — просьба, из собственной гордыни исходящая. Здесь только на собственные возможности упование и надежда на «благоприятные» обстоятельства, которые кто-то сложит должным и нужным образом.

Читать еще:  Лития в православии: что это, ее значение, как и когда заказывают, чем отличается от панихиды

Наверное, каждый из нас не один раз слышал предисловие: «Все получилось так удачно, что…»

После изложения твоей (и только твоей!) очередной победы будет похвала. От родителей, детей, сослуживцев или начальства – не имеет значения. Главное, ты сумел, ты победил, ты умница.

С пьедестала себя свергать не хочется и даже вспомнить, что без воли Божьей ничего не совершается, как-то забывается.

Фото: Гармонист, photosight.ru

Плюс ко всему, «удача» всегда предполагает получение чего-либо случайно, задаром или бесплатно, что имеет хорошее русское определение – «халява».

Если ты профессионально делаешь свое дело и достигаешь мастерства и похвалы, это не удача. Это преумножение талантов, Богом данных. Это совершенствование и развитие личности. Нельзя удачно написать роман, как и удачно построить самолет не получится. Роман может быть хорошим или плохим, а самолет или будет летать, или разобьётся.

Так что никак понятие «удача» в парадигму православную не вписывается. Да и как она может у нас существовать, когда известно святоотеческое предупреждение: «Любое хорошее дело без искушений не бывает»? Для благополучного завершения задуманного нужно не только телесно потрудиться, но и духовно превозмочь.

Лукавый не суется туда, где делают не думая или думают не делая, надеясь на пресловутую «удачу», а вот там, где симфония телесного с духовным определяется, он тут как тут. Понимает, что ему еще одна досада достанется, вот и вредит.

Именно поэтому тот, кто на Бога надеется в делах своих, после их завершения в храм идет и благодарственный молебен служит, а те, кто во главе угла удачное сложение обстоятельств и условий ставит, о Боге вспоминают лишь тогда, когда эта пресловутая «удача» отворачивается. Вот тогда и ропот: «Почему мне Бог не помогает. »

Как-то один священник на вопрос прихожанки: «Как добиться удачи в жизни?» — ответил следующим образом:

«Первая удача уже в том, что вы родились, то есть вышли из мрака небытия. Вторая удача – Господь создал вас человеком, а не каким-нибудь другим существом. Третья удача – что вы имеете религиозное чувство, хотя бы потому, что обратились к священнику. Четвертая удача – сколько людей каждый час и день уходит из этого мира, а мы с вами еще живы: так что мы — большие удачники. А самая большая удача – если мы будем спасены. Помоги вам Господи добиться этой удачи».

Не знаю, поняла ли священника прихожанка, но другу своему я недавно после очередного пожелания: «Удачи!» — евангельский эпизод рассказал, когда рыбаки-апостолы всю ночь тщетно в море трудились, но стоило им по слову Христа сеть закинуть, то «поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лук.5:6).

Благословения на то, чтобы его жизненные сети пустыми не были, друг пока не просит, но форма прощания у нас все же изменилась.

Успех и помощь Божия

Интересно, что русское слово «удача» имеет несколько другое значение, чем его европейские кальки. Оно происходит от глагола «дать». Как характеристика конкретного человека, «удача» – это то, что ему дано. И если речь идёт о язычестве, то «удача» – это то, что дано божествами, то есть идолами. Мы же верим, что все дано нам Богом Единым.

Христианство, увы, и до сего дня пронизанное языческими настроениями и установками, смешивается в наших представлениях с язычеством, как рожь с плевелами. Так для многих персонифицированная удача превратилась в некоего ангела-хранителя.

Итак, грань очень тонка. Как понятие «удача» вписывается в православную парадигму?

Можно ли сопоставлять её с понятием «благодать»?

Вспомним святых апостолов, можно ли сказать, что они были удачливы? Вероятно, да, ведь небольшая горстка людей понесла Благую весть по всему миру, по дальним странам, добраться до которых живыми и невредимыми в те времена само по себе было большой удачей. Для благополучного завершения задуманного им пришлось потрудиться не только телесно, но и духовно. Дух Святой помогал. Вера поддерживала. Но нельзя не согласиться, что попутный ветер дул в их паруса. Это их вёл Господь.

Читать еще:  Почитание святых: что означает и на чем основано, традиции

Именно такую тонкую понятийную грань обозначает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к нам: «У слов «удача», «повезло» нет рационального содержания, – никто не может объяснить, что такое «повезло» или «не повезло». Куда повезло? Чем повезло? А мы употребляем эти слова, не задумываясь».

Важно христианское понимание этих выражений: «Прежде всего следует осознать: все, что с нами происходит, происходит при нашем активном участии. Человек не является механическим предметом в руках Божиих, – каждый из нас свободен, каждый участвует в том, что с ним совершается. Но бывают такие эпизоды в нашей жизни, когда нечто происходит на грани «могу» или «не могу», «способен» или «неспособен». И когда вдруг, вопреки всякой логике, достигается замечательный результат, одни говорят «повезло», а верующие утверждают, что именно в таких пограничных ситуациях, между «могу» и «не могу», действует Божия сила».

Господь входит в нашу жизнь и помогает нам в том случае, когда мы сами трудимся и когда мы молимся. Поэтому для того, чтобы идти вперед во всех областях – в промышленности, в транспорте, в науке, искусстве, в социальной жизни – мы должны научиться сопрягать труд, образование, полет мысли с верой и молитвой.

А что касается пожелания удачи… С любовью к своим близким и друзьям отчего бы не пожелать им немножко везения, понимая при этом, Кто и куда везёт нас, промышляя о нашем спасении.

Слово «удача», впрочем, как и любое другое слово родного языка, само по себе не полезно и не вредно, оно нейтрально. Употреблять его или нет в повседневной речи – личное дело каждого. Гораздо более важно то, каким содержанием – мыслью, верой и действием – мы наполняем то, что оно обозначает.

Удача, везение и Промысел

С первых веков христианство стало разрушать привычное мировоззрение античного человека. Сначала Фортуну «перевели» в мир «тёмных сил», присваивая её имя и свойства различным бесам. Однако, позже христианские богословы стали вовсе отрицать её существование как самостоятельного «духа».

Против культа Фортуны, а также против веры в рок и судьбу стали выступать видные христианские философы и богословы, например, Лактанций и Тертуллиан. Они писали, что почитание Фортуны несовместимо с идеей единого Бога и Его Промысла о мире.

Блаженный Августин противопоставлял волю бесцельной, неразборчивой Фортуны благому промышлению Бога: «Бог, Виновник и Податель счастья, – поскольку один есть истинный Бог, – сам раздает земные царства и добрым, и злым. И делает Он это не без разбора и как бы случайно (ибо Он – Бог, а не Фортуна), но сообразно с порядком вещей и времен, — порядком, для нас вполне сокровенным, а Ему вполне известным».

Согласно Августину, всё случающееся обусловлено сокрытыми причинами, смысл которых ведом лишь Богу, чьё провидение желает высшего блага для творения. Христианство учит, что Бог промыслительно направляет человека, оставляя, однако каждому свободу выбора – следовать или нет тем путём, который ему открылся.

Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием, так как предполагает получение каких-то благ случайно, даром и без особых усилий. Другое дело, когда человек достигает успеха и признания в своей работе. Но это не результат счастливого случая, а в большей степени – плод труда, развития личности, преодоления духовных и физических трудностей, совершенствования талантов, данных Богом, при Его помощи и благословении.

Конечно, если сам человек ищет и хочет этого благословения и готов приложить изрядные усилия. Потому, среди христиан чаще можно услышать иное напутствие — «с Богом!»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector