1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великая схизма: Как православные и католики разругались навеки

Великая схизма: Как православные и католики разругались навеки

16 июля 1054 года произошло историческое событие. Кардинал Гумберт , человек дерзкий и решительный, возложил на алтарь храма Святой Софии грамоту от папы Римского. И, надо сказать, этот документ был столь же дерзок, как человек, его вручивший: в нем в категоричной форме объявлялось, что патриарх Константинополя и все восточные иерархи отныне отлучены от церкви. Византийский император Константин IX Мономах , узнав о такой наглости, едва не подавился фисташкой. И с трудом удержал жителей столицы, чтобы те не разорвали на части Гумберта и двух его спутников. Что касается «отлученного» патриарха Михаила Керулария , то он ответ готовил недолго. Уже 20 июля папе отсылается ответная грамота, в которой анафеме подвергается западная церковь.

Так христианство разделилось на западное и восточное, на католиков и православных. Это событие получило название Великая схизма или Великий раскол. Было несколько попыток церкви объединить, но до сих пор ни одна из них не увенчалась успехом.

У католичества и православия много различий в догмах и ритуалах, но церковный раскол, разумеется, произошел не из-за этого. Французский историк Шарль Диль винит во всем Михаила Керулария, мол, его честолюбие разорвало церковь напополам. Отечественные византинисты предпочитают валить на католиков и на римских пап, которые не смогли в нужный момент спрятать свои амбиции.

Между тем раскол церкви был предопределен еще в начале V века, когда Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную.

Папа Римский как наместник Святого Петра считал себя первым среди церковных иерархов, патриарх Константинополя, имея за спиной императора самого могущественного государства мира, каковой была Восточная Римская империя, имел основания полагать, что папа — лишь один из нескольких епископов.

Подспудная неприязнь была всегда, а жесткий конфликт между западной и восточной церквями впервые случился в середине IX века при константинопольском патриархе Фотии , и связан он был с борьбой папы и патриарха за Болгарию. Византийцами не понравилась активность латинских проповедников возле своих границ, они считали Болгарию своей вотчиной. Ругались тогда громко, но раскол удалось предотвратить.

Следующий — на этот раз роковой — виток разногласий произошел в середине XI века. Византия тогда упорно отстаивала свои последние владения в Южной Италии, на которые претендовали норманны. Папа Лев IX также вел войну с норманнами. Казалось бы, нужно объединяться. Но не случилось. Потому что папа был выше этого. А может, просто хитрее. В Константинополе вскоре заметили, что все больше церквей в Италии переходят на латинский обряд и попадают под прямую юрисдикцию папы. В ответ в 1053 году Михаил Керуларий приказывает закрыть латинские церкви в Константинополе, а в 1054-м следует ответ папы: в византийской столице появляются три легата во главе с Гумбертом, отлучают Михаила от церкви, а затем получают зеркальный ответ. Всё, развод оформлен. Выиграл ли от этого Запад? Непонятно. Но Византия точно проиграла — вскоре норманны окончательно выдавливают ромеев из Италии.

Читать еще:  Почему женщины покрывают голову в храме и как правильно выбрать платочек в церковь

У Византии дальше вообще всё идет по наклонной. И неудивительно, что именно Константинополь предпринимает две попытки вновь объединить церкви. В конце XIII император Михаил Палеолог , пытаясь обезопасить себя от короля Неаполя Карла II Анжуйского , который готовит большой поход на Византию, пытается заручиться поддержкой папы и соглашается на церковную унию с Западом. Идет при этом на беспрецедентные уступки. Значительная часть восточной церкви василевса не поняла и не приняла, например, афонские монахи. И идея унии погибает после смерти Михаила. Тем более, что и Карл Анжуйский в поход на Византию так и не пошел.

Вторая попытка объединения относится уже к тому времени, когда дни Византии были фактически сочтены. Последние императоры в отчаянии ищут в Европе помощь в борьбе с наседающими турками, и в 1439 году вынуждены подписать Флорентийскую унию, де-факто подчинявшую Константинополь Риму. Несмотря на то, что в Византии этот документ вызвал шквал ожесточенной критики, в 1452 году унию все-таки провозгласили в соборе Святой Софии. Впрочем, Византийской империи это не помогло — через полгода, в мае 1453-го, Константинополь пал под ударами османов. И патриарх Константинополя навсегда потерял какой бы то ни было политический вес.

Акакианская схизма — первая размолвка Востока и Запада

Первые годы существования христианской церкви проходили в непрекращающихся богословских спорах. Неокрепшая церковная организация не могла адекватно ответить на различные философские вызовы, возникавшие с разных сторон — многочисленные течения зарождались во всём христианском мире, прежде всего, из-за того, что клирики не успевали унифицировать догматы.

Особенно острый характер богословские споры приняли на территории Византии. Главную проблему составляла оценки природы Иисуса Христа — точнее, его «человеческая» и «божественная» сущности. Первым течением, подвергшимся осуждению на Третьем (Эфесском) церковном соборе в 431 году стало несторианство, согласно которому эти две сущности божьего сына являли собой полную симметрию. При этом, божественная сущность Христа проявляется лишь после его крещения.

Мозаика католического собора Святого Патрика в городе Арма. Источник: commons.wikimedia.org

Споры о природах Иисуса Христа не стихли после осуждения несторианства и стали одной из причин «Акакианской схизмы» — первым серьёзным расколом между Западной и Восточной христианскими церквями. Она была вызвана спорами, возникшими после Халкидонского вселенского собора, на котором официальная церковь осудила монофизитство (сторонники этого течения признавали только божественную природу Христа). После этого решения Византия начала тонуть во всевозможных восстаниях в своих провинциях — сепаратистские настроения зачастую переплетались с несогласием с решениями Халкидонского собора.

Византийский император Зенон Исавр при поддержке константинопольского патриарха Акакия (именно его именем названа схизма) попытался примирить враждующие течения в 482 году с помощью Энотикона — вероисповедального послания. Однако Папа Римский Феликс III усмотрел в этом акте отход от постановлений Халкидонского собора и низложил Акакия.

Открытый раскол Восточной и Западной церквей продолжался на протяжении 35 лет — пока император Юстин I, стремившийся к урегулированию отношений с Римом, не отверг Энотикон. В 518 году в Константинополе провозгласили анафему тем, кто отверг постановления Халкидонского собора, а уже в следующем году единство христианства было восстановлено. Тем не менее, раздоры в Восточной церкви продолжались — отказ от Эноиткона привёл к обособлению ряда патриархатов — например, армянской церкви, до сих пор не признающей решения в Халкидоне.

В. Суриков. Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876. Источник: wikipedia.org

Читать еще:  Православные детские школы: особенности и отличия от обычных школ, преимущества и недостатки, поступать или нет, список популярных школ России и странах СНГ

Восток: Второй Рим выше первого?

Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.

Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.

Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.

Великая схизма (раскол христианской церкви)

Явление Великой схизмы (Великого церковного раскола), занимает видное место в истории оформленного культа христианского вероучения как первое несогласие всеобъемлющего плана, которому суждено было перерасти в официальное разделение западного и восточного христианского мира на самостоятельные единицы церковной власти. Общепринятой датой церковного раскола принято считать 1054 г., но причины нарастания конфликта и его результата следует искать в комплексном рассмотрении событий периода с IX – XI вв.

Внутренние разногласия

К внутренним причинам напряженности в христианском мире можно отнести изменения, которые, начиная с 589 г. западная церковь (после католическая), начала вносить в документы догматического характера. Так на 12-м поместном соборе латинской церкви в Толедо (681 г.), ссылаясь на необходимость привести доказательства богоначалия и равночтимости Иисуса Христа с Отцом, для обращения ариан, был письменно закреплен возмутительный в глазах восточной церкви стих, носящей название филиокве (лат. filioque – и Сына), который по словам латинских отцов только открывал в словесной форме то, что логически следует из 8-го положения Символа Веры.

Сами папы долго не признавали филиокве, в официальном порядке. Так и при папстве Льва III, высеченный им Символ веры не содержит филиокве, а сам папа в письме (808 г.) к Карлу Великому говорит, что хотя это (исхождение Св. Духа от Отца и Сына) с богословской стороны западной традиции верно, но не следует рушить принятую форму исповедания во всем христианском мире.

Причиной закрепления данного догмата в дальнейшем стало влияние германского богословия, в котором филиокве признавалось непререкаемо.

Формальное признание католической церковью данного нововведения относится к папству Бенедикта VIII, который во время коронации Генриха II в 1014 г. упомянул его в торжественном пении Credo (Символа веры), признав, таким образом, его правоверность всему католическому миру. После этого между восточной и западной церковью наступил негласный разрыв, в форме изъятия имении папы римского из диптиха и, следовательно, не оглашения его во время литургии.

Другие причины внутреннего разногласия относятся к чисто условным положениям борющихся сторон, которые можно свести к нескольким категориям:

  • Этические, которые вытекают из догматического несоответствия, такими являются обвинения в отношении к таинству бракосочетания, вкушения свиного сала и проч.
  • Эстетическими можно назвать обвинения в поддержании определенного характера внешнего вида, а также использовании украшений в одеянии епископов.
  • Ритуальными (обрядовыми) несоответствиями являются те, которые относятся к форме крещения, крестного знамения, качества хлеба используемого в таинстве евхаристии и друг.

Все они были сформулированы в отлучительной грамоте как Римско-католической, так и Византийской церкви, во время взаимного обмена анафемами в 1054 г.

Читать еще:  Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история
Внешние причины

Причины внешнего характера, к которым относятся поступательная политика расширения своей власти в географическом пространстве, имеют не менее важный аспект в общей характеристике раскола.

Его началом является вручение папе Захарии в 755 г. Равеннского экзархата Пипином Коротким, который ранее входил в состав Византийской империи. Это отметило этап самостоятельного управления западной церкви, во главе с папой римским.

Дальнейшее распространение догматического и юридического владычества Рима на испанские, галльские и африканские церкви, вызывало большое недовольство Византии, последней каплей для которого стало посягательство на Болгарскую церковь и на территории северных славянских племен. Это произошло во времена понтификата Николая Первого, претензии которого послужили причиной первого негласного разрыва западной и восточной церкви.

Итог

Непосредственной причиной окончательного раскола 1054 г. выступил вопрос о владычестве над итальянскими провинциями Западной церкви. Лев IX пытался убедить византийского патриарха в первенстве Рима, к которому весь восточный мир должен выказывать почтение как к матери, с чем никак не мог согласиться патриарх Михаил.

Тенденция смещения центра христианского мира в сторону папского престола в Риме, завершилась принятием решительных мер со стороны Византийского патриархата. Так патриархом восточной церкви Михаилом Керуларием в 1053 г. были закрыты латинские храмы и монастыри, находящиеся в Константинополе, и как особый вид непринятия западной традиции, диакон прислуживавший патриарху (секелларий) надругался над Святыми дарами (опресноками), растоптав их ногами.

Папские легаты (представители папы на время исполнения необходимой миссии) во главе с кардиналом Гумбертом были уполномочены урегулировать конфликт. Однако после трехмесячного избегания патриархом Михаилом общества и беседы с папскими легатами переговоры закончились возложением 16 июля 1054 г. на престол собора Св. Софии анафемного листа, в котором кардинал от имени на то время уже умершего папы и Святого и Римского, Первенствующего и Апостольского престола говорил о снятии с патриарха Михаила сана и вечного осуждения его и потворствующих порожденному им беззаконию.

Добившись хитростью возвращения в Константинополь легатов, на то время находившихся уже далеко, константинопольский патриарх 20 июля 1054 г. ответил взаимным отлучением западной церкви как еретической. Перед этим он попытался разжечь в народе вражду, прочитав исковерканный им перевод врученной 16-го июля хартии. Посредничество императора помогло избежать умерщвления папским посланникам, но конфликт, усугубленный взаимными действиями двух сторон, так и не удалось преодолеть.

Это отметило новый этап в христианской истории – самостоятельное управление западной – присвоившей название Католической (Вселенской) церкви, и восточной – избравшей себе определение Православной (единоверной) церкви.

Снятие взаимных анафем

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация [4] Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector