1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дети не хотят ходить в храм: что делать

Дети не хотят ходить в храм: что делать?

Насту­пает момент, когда вос­крес­ным утром ото­рвать ребенка от подушки нере­ально. А если у вас это и полу­ча­ется, то в храме он такое начи­нает вытво­рять во время службы, что хоть беги, захва­тив его в охапку.

Нет, речь не о ясель­нике или мла­денце. Это наши взрос­ле­ю­щие дети делают все, чтобы только не идти на службу. Их аргу­менты, мол, молиться можно в любом месте, обес­ку­ра­жи­вают любого… Порой мы сами даже ловимся на их просьбы типа «давай сего­дня не пой­дем на службу». Ведь нам тоже бывает лень, или мы устали. А почему бы не про­пу­стить одну службу?

Что ж, через это (когда дети начи­нают бун­то­вать про­тив похо­дов в цер­ковь) про­хо­дят не только миряне, а и свя­щен­ники. Кто-то гово­рит даже, что это есте­ствен­ный про­цесс. Но нас, роди­те­лей, это не устра­и­вает. Что делать, если дети не ходят идти в цер­ковь? Можно ли сде­лать так, чтобы у детей цер­ков­ная жизнь была регу­ляр­ной? Как отве­тить на их про­стые вопросы, кото­рые частенько ста­вят нас впросак?

Прежде всего, нам самим надо понять неко­то­рые вещи. За чем мы идем в храм по вос­кре­се­ньям? Чего мы не будем полу­чать, оста­ва­ясь дома? Как научить детей любить Гос­пода? Ну и полу­чить ответы на важ­ные вопросы о Церкви тоже не мешало бы. Итак…

Если ребенок возмущается, это… похвала родителям

— Отче, вот ситуация: ребенок у верующих родителей с рождения причащался каждое воскресенье, но исполнилось ему 11, 12 лет, и вдруг признаётся, что в храм ходить не хочет. Как с ним себя вести? Ведь если ошибиться в тактике, человек может вообще из Церкви уйти, когда появится такая возможность.

Протоиерей Константин Курбанов

— Вопрос этот объемный, и есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание, отвечая на него.

Прежде всего, дети бывают разные. Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью.

Но чаще встречается другая ситуация. Кстати, протест по отношению к старшим может говорить и в пользу родителей. Почему? Потому что это означает, что дети состоят с ними в особенных, родных отношениях. Ведь мы не ценим самых близких — это одна из наших слабостей человеческих. Так что если ребенок открыто возмущается, это, с одной стороны, похвала родителям, а с другой — предупреждение.

Когда дети спрашивают: «Зачем ходить в храм?»

Очень часто дети повторяют те же слова, что и взрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог не нуждается в том, чтобы я ходил в церковь. Я могу молиться Богу где угодно — лёжа на диване, во время прогулки. Я не обязан молиться в храме.

Оставим в стороне тот очевидный факт, что, когда мы в очередной раз, вместо того чтобы пойти в храм, остаемся дома, мы чаще всего не молимся, а часами смотрим телевизор, спим или болтаем с друзьями. Но даже если у вас получается молиться, лёжа на диване, всё равно лучше прийти на литургию и помолиться вместе со всем приходом.

И хотя молиться действительно можно где угодно и Бог всегда нас слышит, в совместной молитве есть что-то особенное. В церкви мы не пассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мы активно участвуем в литургии. Слово это обычно переводится с греческого как «общее дело», но однажды мне сказали, что более точный перевод — «приношение людей всему миру». Впрочем, неважно, «дело» это или «приношение», важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Его невозможно совершить в одиночку. Священник не может прийти в храм и отслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия — это когда люди собираются вместе: друг с другом, с ангелами и святыми — и с Богом. И причастие нельзя принять в одиночестве, для этого нужно, чтобы во имя любви собрались хотя бы двое.

Когда дьякон провозглашает: «О мире всего мира… Господу помолимся», он пока еще не молится, он только призывает к этому нас. Но если вы не придёте и не помолитесь, молитва не состоится. Чтобы она произошла, ее в храме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна и приносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают на возгласы священнослужителей, они присоединяются к хору ангелов, которые славословят Господа. Ведь ангелы тоже совершают литургию, и мы становимся ее частью. Но только если находимся в храме. Домашняя молитва совсем другая — ее хор ангелов не сопровождает. А вот каждая Божественная литургия — возможность войти в эту удивительную общность.

Именно когда мы участвуем в литургии, мы являемся Церковью.

Мы приходим в храм, чтобы стать свидетелями чуда — оно обещано нам каждый раз, когда мы собираемся вместе. Во время Евхаристии Христос на самом деле оказывается внутри чаши; Он приходит к нам и призывает нас принять Его, чтобы мы могли жить во Христе, а Он — в нас. Но это происходит, только если кроме священника в храме есть еще кто-то. Христос может войти в нас через Святое Причастие, только если мы сами придём к Нему — если мы останемся дома, нам будет недоступно то преображение, которое дарит причащение Тела и Крови Христовой. А ведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это не мы сами придумали — собираться вместе на литургию. Христос установил Причастие на Тайной Вечере; зная, кто мы и как устроены, Он показал: чтобы принять Его, мы должны собраться вместе и стать единым целым.

Я иногда рассказываю, как в начале моей церковной жизни мне казалось, что я уже достаточно знаю о святых, Священном Писании и смысле вероучения, но обязательно появлялся кто-то, кто приносил новый «кусочек» знания, о котором я никогда не слышала.

Меня ужасно расстраивало, что я никак не могла узнать всё. А наш батюшка посмеялся и сказал, что Бог специально так устроил: Он дает каждому из нас свою частичку пазла, чтобы мы сложили его все вместе. Он устраивает всё для нашего единения, специально призывает нас быть вместе. И мы должны соединиться в любви друг с другом, чтобы соединиться с Богом.

Общность — это очень важно. Недаром говорят: «один христианин — не христианин», потому что только через единение через Причастие мы возрастаем в любви и становимся похожими на Христа. Но это не значит, что надо общаться только со своими друзьями, найти группу единомышленников и всё время проводить с ними. Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб с теми, кто на нас не похож, кто ставит нас в неловкое положение. И тот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить в храм значит вставать с теплой постели и выходить из своей зоны комфорта — только подтверждает, как важно посещать церковь.

Читать еще:  Толковая Библия Лопухина: авторство и описание, содержание

Нас призывают выйти из обычной зацикленности на самих себе. Есть только один способ служить Христу — это служить другим людям. Мы не можем омыть Его ноги или накормить Его, но если мы сделаем это для самой меньшей овцы Его стада — мы сделаем это для Него. Если мы хотим найти Христа, мы должны искать Его в других людях, найти Его в них и служить Ему через них.

Мы спасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как ни странно, вера — это не что-то сугубо личное, индивидуальное. Да, у меня своя вера, у тебя — своя; возможно, у каждого из нас свои отношения с Богом. Но в конечном итоге мы призваны любить друг друга и вместе славить Его. И слова молитвы, которую завещал нам Христос — «Отче наш», а не «Отче мой». Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся во Имя Его, там будет и Он.

Так что есть большая разница между молитвой дома и в храме. Мы не можем молиться и славословить, как в церкви, когда сидим на диване или гуляем — какой бы потрясающий вид нам ни открывался и какое бы вдохновение мы ни ощущали. Молитесь дома, гуляйте по красивым местам, но не забывайте ходить в храм — это очень важно. Одно не заменит другое.

Собираться вместе необходимо и по другим, более «земным» причинам: нам нужны любовь и поддержка, мы не можем без них, мы нужны друг другу.

Есть одна история, ее рассказывают по-разному, и я не знаю, как она звучала в оригинале, но история эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма — это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг на друга) вдруг перестал ходить на собрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один — сидел у камина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать. Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал — молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголёк, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова. Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголёк горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно — за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра на собрании».

Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь — как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки. Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда — ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

3. Учите детей, что быть в церкви — это хорошо

Конечно, мы не можем устранить все препятствия. Конкретные люди, посещающие нашу церковь, отдельные моменты богослужения и даже духовная составляющая нашего поклонения могут стать помехой для наших детей. Это такого рода препятствия, которые мы не можем изменить в угоду нашим детям.

Здесь мы делаем именно то, что всегда делали как родители: мы с любовью наставляем своих детей. Когда малыши требуют мороженое и конфеты на ужин, мы говорим им, что курица и брокколи намного полезнее для их организма, и настаиваем на том, чтобы они регулярно их ели. Когда дело доходит до церкви, наши дети не всегда испытывают вкус к хорошему. Наша работа научить их этому.

Во-первых, мы показываем пример своими действиями и отношением. Дети должны слышать, как их родители молятся за церковь: они благодарят Бога за старейшин, просят Его благословить служение и ходатайствуют за нужды прихожан. Уже с пятницы или субботы мы должны начинать подготовку к воскресенью в радостном ожидании оного. В воскресенье после обеда мы можем говорить о том, как утренняя проповедь обличила нас во грехе и помогла нам сильнее испытать любовь ко Христу. Наша неподдельная любовь к собранию — убедительное свидетельство для детей.

Кроме того, мы помогаем нашим детям понять назначение служения. В течение недели — или шепотом на церковной скамье — мы объясняем, что посредством служения мы можем услышать, как Бог говорит с нами (во время проповеди и чтения Писаний), и говорить с Богом (во время молитвы и песнопений). Мы также рассказываем им, почему мы это делаем. Что бы там себе ни думали дошколята или подростки, не люди изобрели поклонение в собрании. Бог повелевает нам собираться для поклонения (Евреям 10:24-25), вместе петь хвалу (Колоссянам 3:16), слушать проповедь (1 Фессалоникийцам 2:13), вместе молиться (Ефесянам 6:18) и щедро жертвовать (2 Коринфянам 9:7).

А затем мы используем любую возможность, чтобы показать им из Священного Писания, что принадлежность к церкви важна для верующих. Когда мы преподаем библейские истории малышам, мы подчеркиваем тот факт, что Адам, Ной и Авраам поклонялись вместе со всем народом Божьим. Для последователей Бога естественно собираться вместе для поклонения. Детей постарше мы учим, что послания Нового Завета были написаны не для отдельных лиц, а для церквей первого века. Эти известные памятные стихи, которые призывают к молитве (1 Фессалоникийцам 5:17) или к святой жизни (1 Петра 1:15), на самом деле являются задачами, которые должна выполнять вся церковь в совокупности. Подросткам мы напоминаем, что их основная цель будущего не в том, чтобы попасть в баскетбольную команду или поступить в некий элитный колледж, а в том, чтобы войти в число поклонников небесной церкви (Откровение 7:9).

Размышление над этими истинами может побудить всю семью полюбить церковь, которую любит Бог, даже когда трудно усидеть на месте.

Никогда не заставляйте ребенка идти в храм!

Один из самых больших страхов родителей, воспитывающих ребенка в вере, – что когда-то у него появится нежелание идти в храм. Нежелание исповедоваться и причащаться, соединяясь в Таинстве со Христом. Обычно такое происходит, когда дети вступают в переходный возраст. Подросток бунтует, не хочет жить в обозначенных рамках, он ищет полноты мира и при этом делает множество ошибок. Нужно ли искать виноватых в этой ситуации, или важно просто быть рядом с ребенком, не осуждая и не отворачиваясь от него? Об этом рассуждает ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор воскресной школы храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, отец пятерых детей Игорь Тихоновский.

Религия – сакральное ядро русской культуры

Переходный возраст у каждого проявляется по-разному – это глубоко индивидуальный процесс – и наступает в разное время: у кого-то – в 10 лет, у других – позже. Подросток в этом возрасте начинает чувствовать себя более самостоятельным. Он к этому времени уже набирает опыт – опыт жизненный, опыт умения, навыков, знаний, – как ему кажется, вполне достаточный, чтобы что-то делать самостоятельно. Уже не так и не всегда нужны родители, от которых в детстве он был зависим полностью. И мыслить он начинает тоже самостоятельно.

Читать еще:  Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

В этом возрасте организм интенсивно растет и меняется, в связи с этим мозговые клетки требуют пищи, причем в большом объеме. Все эти процессы происходят очень быстро, резко. И в этом проблема: переход от ребенка к подростку слишком короткий.

У ребенка появляются и новые авторитеты, и новые друзья. А мы, по сути, живем в нерелигиозном обществе. И те ценности, которые являются приоритетными для христианской семьи, в большинстве случаев для окружающих нас ничего не значат. И возникает конфликт. Этот конфликт появился не сегодня, не вчера. В книге «Духовный путь А.С. Пушкина» Б.А. Васильева есть воспоминания поэта о том, что он прошел через период нигилизма, отрицания Бога, полного атеизма, увлечения декабристским движением. Пушкин писал тогда: «Умом я понимаю Бога, а сердцем Его не чувствую». Эти слова очень хорошо иллюстрируют состояние подростков. И здесь очень важна семья.

Но есть ведь и неполные семьи, и семьи, где родители работают с утра до ночи и без выходных. Тогда школа? Но наша школа только сейчас начинает подходить к воспитанию. Ведь образование – это не просто сумма знаний, которые мы даем человеку, это и воспитание. Образование и воспитание идут вместе. В русской школе так было всегда.

Религия – сакральное ядро русской культуры, и наша проблема в том, что мы взяли и оторвали нашу культуру от нашей религии. Попробуем-ка Пушкина оторвать от религии, или Толстого и его роман «Война и мир», или Достоевского… Что получится? – Обрубок какой-то.

Сложности с детьми были всегда – и в XVIII веке, и в XIX-м. Но уважение к родителям, их почитание тогда было. Распад семьи начался с 1917 года. Семья не устояла, и сегодня перестала быть абсолютной ценностью. Школа воспитанием не занимается. И что? Куда идти? Что делать в данной ситуации?

Задача родителей – помочь ребенку встретиться с Богом

Много общаясь с подростками, я увидел их основную проблему: это одиночество. Мы, взрослые, не готовы говорить с подростками о взрослых и неудобных вещах, мы сами их боимся. И поэтому ответы на вопросы, которые у них возникают, подростки ищут где-то на стороне. И не всегда эти ответы полезны для них, но они их усваивают, потому что у них голод, их желание познать этот мир слишком велико. Если мы им на эти вопросы не ответим, то ответит кто-то другой.

Проблема в родителях: насколько они занимаются детьми, следят за их духовным состоянием. Я спрашиваю детей: «Почему вы приходите на службу в храм, на Литургию? Вы лично?» – и большинство отвечают, что они пришли с родителями. А какое их личное отношение к богослужению? Какие их личные отношения с Богом? Они еще не встретились с Христом. Их надо подготовить к этой встрече, но для этого нужно самому иметь опыт встречи с Христом. На это понадобится ни один день, ни один год, может быть. У кого-то это случится раньше, у кого-то случится позже. Но нам важно сейчас, в этот момент детей не потерять, в этот момент их удержать, подвести, грубо говоря, взяв за руку – а воспитание – это детовождение… так вот, взять за руку и привести ко Христу. Вот какова наша цель сейчас.

Бывает, что семья воцерковленная, по воскресеньям – в храме, и вдруг ребенок заявляет: «Я не хочу в храм, не пойду, мне неинтересно». Надо понимать, что это естественная ситуация. Почему она случается? Причины могут быть разные. Например, сверстники подшучивают, и поэтому некоторые дети стесняются. Когда спрашиваю: «Чего ты стесняешься? Ты Бога стесняешься?», слышу в ответ: «Нет, но сверстники, одноклассники могут на меня смотреть косо, потому что я хожу в храм или сказал что-то в школе, в классе в защиту Православия, христианской веры». Откуда эти стеснения? Мы все время приходим к одному и тому же: потому что большинство в классе – атеисты. Их большинство – вот в чем дело! И оказываясь в меньшинстве, многие дети этого возраста теряются, боятся, что с ними не будут дружить, с ними не захотят общаться, а это достаточно большой стресс для детей в этом возрасте.

Как быть родителям, когда ребенок не хочет идти в храм? Оставить его дома, не вести в храм силой. Ни в коем случае нельзя водить в храм силой! Ни в коем случае нельзя заставлять верить в Бога! Все мы помним, что насильно мил не будешь. Нельзя полюбить по приказу, когда тебя заставляют. Там, где есть насилие, нет любви.

Когда ребенок говорит: «Я не хочу…», он посылает сообщение родителям: «Я не готов сейчас быть в церкви. Я не готов в своем внутреннем состоянии молиться Богу». Но не в каждой семье ребенок может так сказать. Он скажет по-другому: устал, хочу спать. Что он может еще придумать? А для родителей это сигнал. Здесь важно показать ребенку, почему поход в храм важен для тебя лично. Но надо помнить: дети очень легко чувствуют нашу ложь, обман, очень быстро это схватывают. Поэтому если для родителей посещение храма, участие в Таинствах – это из серии «надо», то для подростка это не очевидно. И он скажет: «Тебе это надо, а мне – не надо», «Тебе надо, ты и иди»… А важно показать, почему для тебя, взрослого, важно быть в храме, почему тебе это дорого. Скажи ему: «Хорошо, оставайся дома, а я пойду, потому что я не могу без Христа, мне тяжело без Него. Мне тяжело без Причастия. Оставайся, но я пойду. Я не мыслю свою жизнь без Христа, без Причастия и покаяния».

Если для родителей храм, участие в Таинствах – из серии «надо», то ребенок это почувствует и скажет: «Тебе надо, ты и иди»

Но не нужно ждать сиюминутного результата.

В моей семье старшая дочь – ей 11 лет – тоже утром, когда мы собираемся на Литургию, иногда говорит, что у нее живот болит или она устала. В этом случае мы отвечаем: «Хорошо, оставайся дома. Тебе есть чем заняться: уроков много… Но можешь и просто полежать, поспать еще…» Никто ее не будет ругать. И в 90 процентах случаев она начинает собираться в храм вместе со всеми.

В 2005 году я много ездил по Северу с проповедью Евангелия. И вот приехал в одну из деревень Архангельской области, общался с подростками. Один парень был крещен, но жил в неверующей семье. Он сам уверовал во Христа, ходил к нам на службы. И вот как-то так вышло, что я что-то грубое сказал этому мальчишке. Он отвернулся и тихо произнес: «Как же так? Ты говоришь мне о любви, а сам как поступил?» И он был на 100 процентов прав. Мы сидели и минут 20 молчали. Я сказал: «Прости». Сказал тихо-тихо. Вот пример того, как легко – одним словом, одним движением – разрушить всё, что строил немалое время.

Всегда проповедовать Христа

Если в общеобразовательной школе педагог православный, то на своих уроках через свой предмет он обязан проповедовать Евангелие. Ведь мы в ответе за наших детей.

Помню встречу с патриархом Алексием II в 1999 году – мне было тогда 14 лет, я учился в музыкальной воскресной школе. Патриарх к нам приехал, мы перед ним выступили, спели, и он сказал слова, которые я пронесу через всю свою жизнь:

Читать еще:  Антиминс: что такое в православной церкви, история и значение, употребление

«Никогда не нужно терять веры: вера будет укреплять вас на жизненном пути. Никогда не нужно терять надежды – надежда умирает последней, с нами, с нашей жизнью. А любовь да объединяет всех вас».

«Вам жить в XXI веке, – Святейший обращался к нам, детям, которым по 10–14 лет, – вам строить третье тысячелетие, и от того, с чем мы войдем в это третье тысячелетие, зависит, какая у нас будет страна, какая у нас будет Церковь».

Воспитание детей – это долгосрочная перспектива развития страны, развития Церкви. И то, что мы в своих детей вложим, какую мы вложим в них любовь к Богу, к нашей Святой Церкви, друг к другу – вот это очень важно.

Конечно, в общеобразовательных школах все это сложнее осуществлять, но каждый из нас, как христианин, обязан нести евангельскую проповедь о Христе. Почему тогда мы, христиане, молчим?

Конечно, то, что мы живем в обществе атеистическом, многих останавливает в открытом исповедании веры. К тому же мы помним, что Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7: 6). То есть если тебя спросят о твоей вере, то расскажи о ней, а так, без надобности, не заводи о ней речь. Так что тут еще наше как бы следование евангельским словам… Но…

Тоже из личной истории. Учитель 4-го класса, в котором училась моя дочь, сказал, что научно доказано: человек произошел от обезьяны. У подростка был выбор: рассказать, что человек произошел от обезьяны, и получить пятерку за устный пересказ – либо подготовить письменный доклад о том, что человека сотворил Бог, и получить менее высокий балл. Я посоветовал сказать правду: «Если ты не скажешь, никто больше не скажет об этом». И она подготовила доклад, рассказала о христианстве, рассказала о сотворении Богом человека. В итоге после доклада дочери учительница признала, что теория происхождения человека от обезьяны всего лишь теория.

Я всегда своим детям говорю: «Если вы слышите в школе что-то негативное о Церкви, о Боге – доносите обратное, опровергайте. Вы обязаны сказать, что это не так!» Да, им поначалу страшновато, но именно в этот момент человек понимает, что он неотъемлем от своей веры.

Я своим детям говорю: «Если вы слышите в школе что-то негативное о Церкви, о Боге – доносите обратное, опровергайте!»

Проблема нашего общества – религиозная невежественность

Современное поколение, с одной стороны, конечно, не такое закомплексованное, как наше, оно более свободно. Но с другой стороны, все-таки, в отличие от нас, у него больше соблазнов, намного больше. И поэтому сложнее устоять, как и сложнее прийти к вере. Потому что информационных поводов для потери веры у нас было намного меньше, чем у современных детей. Поэтому, чтобы дети стали настоящими христианами, нам, живущим в таком вот мире, нужно больше потрудиться, чем нашим родителям. И нам нужно идти на опережение. А ресурсов, к сожалению, у нас не так много.

Замечательно сказал святитель Василий Великий: диавол показывает дорогу в ад очень красивой и заманчивой. Вспомним хотя бы хэллоуин – какой «замечательный» праздник! Все это диавольское. Но люди этого не осознают, не понимают. Почему? Потому что они религиозно невежественны. Одна из важнейших проблем нашего общества – это религиозная невежественность.

Говорить о вере с ребенком нужно даже тогда, когда он, как кажется, от нее отходит

С ребенком нужно говорить о вере даже тогда, когда он, как кажется, от нее отходит. Пусть не вернется сразу, но точно задумается. И даже если в его жизни произойдет так, что он уйдет из Церкви, потом, через какое-то время, он вернется – сам. Почему? Потому что это осмысление у него останется. Оно проявится не сразу, может быть, когда он пройдет через период нигилизма, атеизма, но он вернется. А если заставлять насильно верить, то он уйдет и точно не вернется. А тот, кого не принуждали к Богу, но кому говорили о вере, кто задумывался об этом, – вернется, обязательно вернется, потому что вера будет уже частью его самого.

Как «привести» ребенка к церкви?

Возрождение духовности в нашей стране, безусловно, положительный фактор. Многие мамы и папы всерьез озабочены тем, каким образом им приучать своих деток к церкви и церковным службам, и необходимо ли в раннем детстве учить с ними молитвы.

Нередко при массовых богослужениях сердобольные люди охают, видя в церкви маленьких деток, считая, что им еще довольно рано посещать столь серьезные «мероприятия». По их мнению, лучше будет, когда они подрастут и будут понимать, где они находятся и серьезность всего происходящего вокруг.

А вот церковные служители считают, что приучать ребенка к церкви мама должна еще задолго до его рождения. Будущая мама, посещая церковные службы, своим примером «учит» малыша, находящегося еще утробе, любить и уважать церковь. Ведь нередко, когда дети подрастают, в их жизни появляется масса новых занятий: кружки, секции, школа, наконец. А вот времени на церковь, как правило, не находится, тем более, что воскресенье у школьников единственный выходной, когда им удается вдоволь поспать.

Есть семьи, которые посещают храм время от времени, это может быть вызвано тем, что церковь находится довольно отдаленно от них. Часто дети из таких семей, приходя в храм, не понимают, что здесь происходит, но в большинстве случаев все происходящее вызывает у них неподдельный страх.
Даже в тех семьях, в которых принято каждую неделю посещать церковь, есть проблема: порой детям трудно выдержать длительные и утомительные для них службы. А происходит это нередко из-за непонимания старославянского языка или смысла службы. Поэтому требование взрослых провести всю службу стоя, спокойно и неподвижно, слишком трудно и скучно для детей.

Но, к примеру, для совсем маленьких деток служба является ярким и интересным событием. Нередко малышей привлекают действия батюшки, его одеяния, пение хора. Но в этом случае им также не понятен смысл происходящего вокруг.

Радует тот факт, что сейчас большинство родителей осознают необходимость духовного развития своих детей. Но часто они сталкиваются с проблемой, как превратить посещение церкви для ребенка в праздник и интересное событие.
Для ребенка очень важно создать ощущение праздника и радости. Для этого следует накануне посещения храма вместе с ребенком приготовить вкусный обед, за который сядут все сразу же после прихода из церкви. Также важно подготовить заранее самую нарядную одежду, новые туфли. Ведь для многих деток сам процесс подготовки праздника уже стопроцентная гарантия того, что само событие будет вызывать у них лишь ощущение радости.

Когда родители хотят, чтобы их ребенок осмысленно относился к церкви и понимал, что происходит во время службы, необходимо давать ему небольшие задания, к примеру, позволить ему самому написать записки за здравие и упокой. А лучше всего будет, если родители позволят ребенку самому отдать записки в церкви.

Можно позволить ребенку самостоятельно купить в храме свечу и выбрать ту икону, к которой он хотел бы ее поставить. Также следует научить ребенка и правильно складывать руки во время причастия, правильно называть свое имя.

Наступает момент, когда дети-подростки начинают открыто выступать против их нахождения в церкви. Конечно, такого рода поведение можно объяснить влиянием их сверстников, которые, возможно, высмеивают посещения храмов. В таких случаях насильно заставлять ребенка ходить в церковь нет смысла, так как привычка регулярно посещать храм не поможет сохранить зерно веры в ребенке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector