0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ веры

Символ веры

Cвя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния Сим­вола веры

Пение Сим­вола веры на литур­гии:

Си́мволом ве́ры назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, состав­лен­ное и утвер­жден­ное на 1‑м и 2‑м Все­лен­ских Собо­рах.

Символ веры – не молитва (а испо­ве­да­ние веры). Ибо он не содер­жит обра­ще­ний к Богу, Анге­лам, Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым.

Весь Символ веры состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

1‑й член гово­рит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены гово­рят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Кре­ще­нии, 11‑й и 12‑й – о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

Христианские символы — смысловое значение

Крест

Крест – это главный символ христианства. Иисус Христос был распят на кресте, который в те времена был распространённым орудием казни. Он напоминает нам о великой жертве Господа ради искупления наших грехов. О Его безграничной любви и милосердии к падшему человеку. Крест – это священное знамя победы Спасителя над смертью и грехом. Это символ торжества любви и вечной жизни. Многие ранние христиане тоже были распяты за свою веру.

“На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость” (Святитель Иоанн Златоуст — Полное собрание творений. Том 2).

На символе креста основан наиболее известный христианский молитвенный жест – крестное знамение. Оно выражает исповедование веры в Святую Троицу, любовь к Богу и упование на Него. Также каждому христианину при Крещении даётся личный нательный крест. Поклоняясь кресту, мы почитаем самого Господа. Это символ имеет благодатную силу и является действенным оружием против злых духов.

Образ креста поначалу не использовался христианами, его заменяли другие священные изображения. Однако со временем этот символ получил широкое распространение. Во многом благодаря чудесному обретению святой царицей Еленой Животворящего креста. То есть того самого креста, на котором был распят Спаситель. Обретение произошло в Иерусалиме в 4 веке.

Ихтис

До массового почитания креста ихтис был одним из наиболее распространённых символов христианства. Он представляет собой монограмму имени Иисуса Христа. Ихтис также указывает на Его Божественное происхождение и миссию: “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Таким образом, в символе заключены основы христианского вероучения.

Аллегорически ихтис часто изображается в виде рыбы. Такая христианская символика берёт свои корни в повествовании Нового Завета. Известно, что многие апостолы были рыбаками. Христос же называет их «ловцами человеков» (Мф. 4:19). То есть рыбаками в духовном смысле, которые будут улавливать людей в сети Царствия Небесного (Мф. 13:47). Символ рыбы также отсылает к новозаветной истории о насыщении народа в пустыне хлебом и рыбой (Мк. 6:34-44).

Раннехристианский богослов Тертуллиан в начале третьего века писал:

“Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде” (“Богословие иконы Православной Церкви”).

Альфа и Омега

Символ является сочетанием первой и последней букв классического греческого алфавита. Бог именуется Альфой и Омегой в последней книге Библии – «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 22:12-13). Это имя символизирует бесконечность Всевышнего и указывает, что Он является началом и концом всего существующего.

Святитель Григорий Богослов писал:

“Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты и конец всего” (“Творения”).

Эквивалентами первых букв греческого алфавита являются слова «первый» и «последний», которыми Бог описывается ещё в Ветхом Завете (Ис. 44:6). Пророк Исаия таким образом указывал на абсолютность и всемогущество Всевышнего.

Читать еще:  Православие и депрессия: отношение церкви и мнение священников, лечение и борьба с унынием, ответы на популярные вопросы, молитвы от депрессии и апатии

Символ «Альфа и Омега» используется в иконографии Иисуса Христа. Эти буквы обычно помещаются рядом с нимбом Спасителя или непосредственно внутри него.

Символика: православно-христианский взгляд

Иерей Тарасий Борозенец

Символика: христианско-православной культуры

Символ и символика

В рамках философского и богословского подхода символ – это знак, задача которого не просто указать на нечто другое, большее его самого, но привести человека к встрече и соединению с тем, на что он указывает. Слово символ происходит от др.-греч. глагола συμβάλλω– соединяю.

Символы, прежде всего, употребляются в сфере религиозной жизни. Это не случайно. Суть религии в соединении человека с некой высшей сверхъестественной, сакральной реальностью. Слово религия происходит от латинского глагола religare – соединять, связывать, восстанавливать единство.

Славянским словом, обозначающим религию, является слово «вера». По мнению этимологов оно происходит от индоевропейской основы «wer», переводимой, с одной стороны, как «истинный, правдоподобный», с другой, как «веревка, связь».

Как видим, слова символ, религия и вера являются по сути однозначными.

Символика – это некая совокупность символов. В том случае, если эта совокупность является упорядоченной по определенным правилам, можно и нужно говорить о символической системе.

Как средство общения символика является языком; как средство познания – текстом. Каждая религия использует свой символический язык, на котором она выражает себя, дает возможность адепту вступать в общение с ее сакральной (священной) Реальностью. Для людей каждая религия предстает символическим текстом, требующим прочтения, истолкования и понимания.

Символика находится между профанным (обыденным), и сакральным (чудесным и таинственным), одновременно связывая и разделяя их. Символический не значит нереальный или менее реальный. Символика – это особая реальность, находящая между двумя другими особыми реальностями – чувственной (видимой), и духовной (невидимой).

Главная функция религиозного символа – функция опосредования. В зависимости от наличия и качества личной веры символ может как отделять, так и соединять людей между собой. Одни и те же религиозные символы, с одной стороны, отделяют неверующих и непосвященных от верующих и посвященных, с другой, соединяют верующих между собой в единой целое религиозной организации.

Символика позволяет выражать невыразимое для своих и скрывать очевидное для чужих. Поэтому символ неразрывно связан с тайной и таинством. Он являет высшую Тайну, само Сакральное, позволяет приобщаться к ней через Таинство, священный ритуал, при этом нисколько не нарушая ее принципиальной непостижимости.

В зависимости от формы выражения символика бывает словесная, звуковая и визуальная. Последнюю можно подразделить на геометрическую, объектную, жестовую, цветовую и числовую.

В зависимости от сложности символы распределяются на простые, односложные, и сложные, комплексные.

В зависимости от степени приобщенности к обозначаемой реальности можно выделить опосредованные, условные, указывающие и непосредственные, реальные, соединяющие символы.

Православно-христианская символика

Христианская символика выражает христианское вероучение и служит средством соединения человека и Бога во Христе через Церковь. Ее задача привести людей ко встрече со Христом, раскрыть Его учение и образ жизни, дать верующим язык общения с Богом и друг с другом, явить все сущее как творение, произведение, книгу, написанную Божественным Автором.

Все творения, как целиком, так и по отдельности, от грубо материальных до бесплотных, являются символами Творца, Его знаками и образами. В наибольшей степени из всего сотворенного символом Божиим является человек как творение по Его образу и подобию, как богообразный одушевленный микрокосм.

Читать еще:  Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

Наиболее полно христианская символика выражена в православном храме во время Божественной Литургии. Именно в Литургии достигается высочайший синтез основных искусств, поразительная гармония их выразительных форм – литературы (тексты Священного Писания, песнопений и чтений) архитектуры, живописи (фрески, иконы), ювелирного и декоративно-прикладного искусства, музыки (пение), хореографии (ритуальные движения), даже дизайна одежды (облачения) и парфюмерии (благоухания).

В храме совершаются Таинства – церковные священнодействия для соединения с Богом по благодати. Крещение, Миропомазание, Рукоположение (Священство), Исповедь, Венчание, Соборование… Каждое Таинство – это комплексный, непосредственный, реальный Символ, ибо благодаря им происходит реальное личное соединение со Христом, а не просто указывается на Него.

Во время Литургии совершается Таинство Евхаристии, когда земные хлеб и вино реально прелагаются (пресуществляются) в Тело и Кровь Христа, когда верные через Причащение действительно всецело и самым полным образом соединяются с Господом. В этом соединении состоит смысл христианской жизни и христианской символики.

По мысли святых отцов, Евхаристия – высочайший реальный Символ христианства, поскольку в Ней реально происходит наиболее полное соединение верующего с Самим Христом, а через Него с Самой Троицей единосущной и нераздельной.

Так преподобный Симеон Новый Богослов утверждал, что святая Евхаристия – это таинство в котором человек, «принимая Дух нашего Владыки и Бога, становится сопричастником Его Божества и сущности, а вкушая Его всенепорочную плоть, становится всецело сотелесником Его и сродником»… «Приобщаясь обоженного Тела, и я становлюсь Богом неизреченным соединением. Смотри, какая тайна! Душа таким образом и тело единое в двух сущностях. Итак, эти оба, единое и двойственное, причастившись Христу и испивши Крови, обеими сущностями, а также природами соединившись с моим Богом, становятся Богом по причастию и называются одноименно по Его имени, Которому они причастились существенно» (Цит. по Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Н. Новгород, 1996).

Таким образом, все христианские символы так или иначе указывают на Христа и на необходимость приобщиться к Нему. Видимые, слышимые, осязаемые и обоняемые символы низшего порядка возводят верующего к комплексным реальным символам высшего порядка – церковным Таинствам, которые в свою очередь устремлены к высочайшей вершине, к Таинству Таинств, Торжеству из Торжеств, Символу Символов – Божественной Евхаристии. Указывающие символы ведут к соединяющим Символам-Таинствам, Символы-Таинства возводят человека к максимальному единству с Богом в Символе-Евхаристии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc.

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. «ихфис»). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир — Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах — в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Читать еще:  Заповеди блаженства: толкование и объяснения, о чем говорится и где изложены

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь — это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также — символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не «крест, побеждающий мусульманский полумесяц».

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова «Христос» — «Помазанник». Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса — «Лабарумом». По краям монограммы иногда помещают греческие буквы «а» и «ω».

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах — уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: «Я есмь виноградная лоза, а отец мой — виноградарь…».

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector