0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиции православной семейной трапезы

Традиции православной семейной трапезы

Одна из проблем современных семей — отсутствие культуры семейного питания, отход от традиций Святой Руси, в эпоху которой одной из важных обязанностей женщин было накормить своих домочадцев вкусной домашней едой. В наш же век сверхбыстрых темпов женщины заняты на работе не меньше мужчин, из-за нехватки свободного времени всё большее количество людей предпочитают не утруждать себя приготовлением домашней пищи, а вместо этого посещать кафе общественного питания.

Родители и дети отчуждены от христианских традиций наших предков, для которых собираться за общим столом было радостным ежедневным событием. Их культура семейного питания была на очень высоком уровне, в старину было принято принимать гостей и угощать их разными яствами. Даже в тех семьях, где был небольшой достаток, старались готовить простую, но в то же время вкусную еду. Традиции вкусной и здоровой пищи ярко и красочно описаны в православной литературе прошлых лет, где явно показано насколько важно относились люди к семейным мероприятиям, среди которых совместная трапеза была одним из главных домашних событий.

Хозяйки готовили еду с молитвой, перед вкушением пищи вся семья также молилась. Такая еда, согласно православному учению, полезна не только для физического здравия человека, но и для духовного.

Что же представляет собой современная культура питания? Это, прежде всего, отсутствие уюта, комфорта, общности. Еда «на ходу», в спешке, скорее разделяет, а не объединяет людей. Да и в самих заведениях общественного питания чаще всего шум, гам, громкая музыка. Все это отвлекает людей друг от друга, мешает общению и эмоциональному сближению.

Славянские женщины издревна славились своим умением вкусно готовить. Девушка, которая в мастерстве владела кулинарным мастерством, считалась завидной невестой. Женщина, умеющая хорошо готовить, была гордостью супруга, источником его радости.

Но как же обстоят дела в наше время с кулинарными талантами женщин? Некоторые современные невесты большую часть своих усилий направляют на усовершенствование своего внешнего вида, считая первоначальной обязанностью выглядеть «на все 100». Женская красота — это, конечно, неоспоримый плюс для каждой девушки, но умение вкусно готовить должно, все-таки быть в приоритете. Никакие шикарные рестораны и изысканные блюда не заменят мужчине еду, приготовленную любимой женой. Каждый мужчина, даже ярый любитель ресторанов и фаст — фуда, еще до свадьбы мечтает о том, что после женитьбы супруга будет стараться готовить вкусную и полезную еду.

В православных семьях прошлых столетий девочки с ранних лет помогали матерям и бабушкам готовить еду. В 16 лет девушки уже могли быть полноценными хозяйками в доме.

Многих же современных девочек родители не приучают к тому, что они будущие хозяйки и хранительницы домашнего очага. Из них вырастают ухоженные, красивые, но совершенно беспомощные в бытовом плане «куклы». «Будь женщиной, а не служанкой»,- убеждает вовсю современная реклама. В семьях, где было принято питаться полуфабрикатами, повзрослевшие дети реализовывают эту практику уже в своей взрослой жизни. Настоящие проблемы начинаются тогда, когда муж, привыкший к домашней еде, живет с супругой, родители которой не придавали особого значения культуре домашнего питания. Замена здоровой пищи полуфабрикатами и « фаст — фудом» — это признак отсутствия должной заботы со стороны жены, ее невнимательность к здоровью членов семьи. Ведь давно известно, что быстрое питание губительно влияет на организм человека, создавая благоприятную почву для развития болезней. К сожалению, многие об этом не хотят помнить, махая рукой на предупреждения медиков. «Авось пронесёт…»,- надеются поклонники вредной пищи.

Главный секрет вкусной и полезной еды — это молитва и любовь, вложенная в работу. Только тогда сам процесс приготовления еды будет доставлять радость, а явства пойдут на пользу тем, кто их будет вкушать.

Однажды великий киевский князь Изяслав посетил монастырь преподобного Феодосия Печерского (+1074) и остался у него обедать. На столе была простая монашеская пища – черный хлеб и овощи. Но эта пища показалась князю столь вкусной, что он попросил преподобного: «Вот у меня всего много, припасы дорогие, заморская приправа. Ученые повара, — но я никогда не ел с таким вкусом, как у тебя. Отчего это?».

«Государь!»- отвечал святой старец.- У нас братия, когда варят пищу или пекут хлеб , вначале берут у настоятеля благословенне, потом кладут три поклона перед олтарем, зажигают свечку от лампады пред иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и хлебне. Когда же нужно вливать воду в котел,служитель также исправшивает на это благословенне у старца. Таким образом,у нас все делается с благословением. Вот причина, почему у нас все так вкусно. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия ,кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют служителей за малейшую провинность; а слезы обиженных также прибавляют много горечи в кушанья, сколь бы дороги они не были».

Великий князь Изяслав не мог не согласиться с правотой слов святого Феодосия. Тоже самое следует помнить и нам.

Православная кухня или кухонное православие

Фото © Shutterstock Inc

Скажем сразу неполиткорректную вещь: нет никакой православной кухни — есть кухня русская. А любая попытка приписать церкви какое-то влияние на становление нашей кухни очень легко разбивается вопросом: что кроме поста привнесло православие на наш стол?

Если хотите, то скажем более чётко. Что такое национальная кухня вообще? Некоторые скажут: ну как же, это рецепты, те или иные блюда, характерные для данного народа, страны, местности и т.п. Всё так. Но помимо чисто рецептурных деталей существует ещё несколько важных вещей: продукты, технологии обработки, тип и характер пищи, нормы и обычаи подачи блюд. И наконец, культурные обычаи вокруг потребления пищи. Так вот, роль церкви в подавляющей части сводилась именно к последнему.

Не говорить же о православном вкладе в кухню в виде приличествующих тем или иным религиозным событиям блюд — кутьи, кулича, крашеных яиц. Да и сколько их? Как говорится, по пальцам одной руки… И потом, вы же не думаете, что политая мёдом каша из пшеничных зёрен не возникла бы и без христианства?

Читать еще:  Промысел Божий: что значит, примеры и тайна, виды, мнение святых

Сказать по правде, никакого особого влияния на русскую кухню церковь и не оказала. Вообще, есть немало стереотипов относительно роли христианской церкви в становлении мировой культуры, науки, искусства. Один из них — «не было бы церкви, не было бы и всего этого».

Да, многие века цивилизация развивалась в рамках религиозного контекста. Вот только где Аристотель, Плиний, Омар Хайям и где христианство? Или это не культура? А уж православие в этом смысле и вовсе опоздало к разделу культурных достижений человечества. «Назовите хоть одного дохристианского учёного, художника или писателя на Руси?» — задают с ухмылкой вопрос сторонники церковной версии истории России.

Между тем, если задуматься, это вряд ли выигрышная тема для них. Поскольку и православных-то писателей или учёных до XVI–XVII веков практически никто не знает. С чего бы это? Не оттого ли, что именно в эту эпоху начинает проникать книгопечатание и хоть какая-то просветительская мода? Так что совсем не факт, что роль нашей церкви в этом процессе была стимулирующей, а не тормозящей.

Фото © L!FE/Анна Исакова

И потом, как известно, Post hoc, ergo propter hoc. Это латинское выражение, означающее «после этого — значит вследствие этого», очень подходит к нашему случаю. Поскольку описывает типичную логическую ошибку. Так вот, русская культура, наука и даже кулинария развиваются столетия параллельно существованию церкви, в церковном контексте. Но не обязательно благодаря ей.

Да, конечно, мы знаем немало учёных, которые были насквозь проникнуты религиозным чувством. Вот только от фразы «Не было бы православной церкви, не было бы и никакой науки, искусства» иронично подняли бы брови и Ломоносов, не скрывавший своего отвращения к «мракобесам в рясах», и Лев Толстой, заслуживший отлучение от церкви, утверждая, что церковное учение есть «коварная и вредная ложь, собрание суеверий, разных видов колдовства и диких обычаев». Мы уж не говорим про академика Басова и авиаконструктора Туполева.

Так что вклад церкви в отечественную культуру за последние 500 лет — это как минимум весьма дискуссионный вопрос. Отчего же делать исключение для русской кухни, которая опять же, по мнению церковных адептов, немыслима без православия? На самом деле очень даже мыслима. Каковою она и была до крещения Руси в X веке да и много столетий после этого события. Вы же не думаете, что до князя Владимира у нас не пекли хлеб, не варили щи или не готовили пироги?

Блины — ещё языческое блюдо. Про пиво и мёды тот же обожествляемый сегодня Владимир говорит: «Ибо веселие есть Руси пити. Без того не можем жити»

Кто-то скажет, что вот, мол, из Византии к нам вместе с православием пришли новые продукты. Да, действительно, гречка появляется в первых монастырях, где её возделывают византийские монахи. Но при чём здесь религия? Это обычное заимствование у соседних народов.

На Руси это было всегда: кислое молоко — от кочевников, рис — от азиатов, капуста — от южных славян, сельдерей — от немцев, макароны — от итальянцев. Что тут православного?

На самом деле принятие христианства не стало краеугольным камнем развития нашей раннесредневековой кухни. Процесс этот был длительным и неоднозначным. И даже сегодня, спустя 1000 лет, мы следуем языческим обычаям. Блины на Масленицу — яркий этому пример, с чем вынуждена была примириться православная церковь.

Фото © L!FE/Анна Исакова

Да, русский постный стол — отдельное явление в истории нашей кухни. Влияние его двойственно. С одной стороны, сознательное ограничение в потреблении продуктов. А с другой… Вы что, думаете, что в Средние века каждая семья могла себе позволить мясо даже в «мясоед»? Это просто экономия продуктов.

Пост (как ограничение в еде) — далеко не православное изобретение. Он есть и в Германии, и во Франции. Он есть и у буддистов, и манихеев, и зороастрийцев. Вегетарианцы по всему миру вообще едят постную пищу — неужели под влиянием РПЦ? А ведь приводят этому вполне себе духовные оправдания в духе «Первой ступени» Льва Толстого.

Что ещё из православного влияния?

  • Нельзя есть идоложертвенную пищу, т.е. принесённую жертву богам других религий (I Кор:10–28).
  • Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови и удавленины». (Деян. 15:28–29).
  • Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
  • Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу и благодарят Бога за хлеб насущный.

Не правда ли, к кулинарии здесь не относится вообще ничего? А теперь давайте задумаемся о том, что негативного внесло православие в русскую кухню. Тут тоже есть о чём порассуждать. Оказывается, к примеру, что есть телятину почиталось в Московском государстве великим грехом.

Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали телёнка». Думаете, телятина и всё? А вот и нет.

Фото © L!FE/Марат Абулхатин

Сегодня известный возродитель придуманной русской кухни Максим Сырников, к примеру, рассуждает о том, что «твёрдые сыры, прессованные и выдержанные, готовили в русскую старину».

Почему придуманной? Да потому, что сычужный фермент для такого сыра получается из желудка телёнка. Резать которого и считалось грехом. Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII–XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Или другой пример. Старинный суп юрма. Эта похлёбка упоминается ещё в «Домострое» в 1550-е годы. Чем она являлась? Отваренная рыба в ухе, рядом — курица в бульоне. А затем курица режется на кусочки и отправляется в рыбный бульон. И так вот получается курица с запахом осетрины или стерляди. Блюдо, практически исчезнувшее на сегодня в Центральной России. Отчего? Да просто потому, что юрма противоречит церковному принципу деления любой пищи на постную и скоромную.

Читать еще:  Барнаульское чудо: история воскрешения Клавдии Устюжаниной

Тому же, кто скажет: «Что это за гадость такая — курица с рыбой?», рекомендуем поехать в Ростов и отведать там популярное местное блюдо «Уха из петуха». Да-да, только на окраинах России, куда с XV века свободные люди бежали в том числе и от церковного и монастырского угнетения, и сохранилось подобие этого любопытного кушанья русской кухни.

А самое главное, давайте не будем забывать основную «скрепу» нашего православия. Она о том, что «любая власть — от Бога» и главное для церкви — эту власть всячески поддерживать. Крепостничество долгие века было основой русской жизни, так милой нашей церкви.

Вот о роли повара и стоит в этом ключе поговорить. «В то время как престиж французских шеф-поваров постоянно увеличивался, их социальный статус до самой революции (1793 года) оставался тем же: слуги».

Это мнение американского исследователя Пола Мецнера удивительно точно отражает социальный и профессиональный конфликт, назревший к тому времени. О нём же говорит французский кулинар Гримо де ла Реньер: «Счастлив тот, у кого есть действительно хороший повар! Он должен с ним обращаться не как со слугою, а как с другом». Надо ли говорить, что в России ситуация была ещё более тяжёлой. Ведь даже в начале XIX века большинство поваров — крепостные.

Требовать от рабов развития кулинарного искусства — не иллюзия ли это? Жизнь подтвердила это, когда кулинария в России резко «раскрылась» к середине XIX века. А профессия повара стала не крепостной, а свободной. Другое подтверждение — кухня советская. Предавшая забвению множество традиций русской кулинарии. Но ведь советская власть была так любима Русской православной церковью? Иерархи которой не стеснялись получать от неё ордена и дачи? Так неужели же и здесь кроется интрига и РПЦ горячо любила советскую власть, втайне поедая антисоветскую осетрину по-монастырски?

Как и в любом сложном культурном явлении, здесь невозможно дать чёткий «чёрно-белый» ответ. Понятно, что велика роль монастырей в сохранении русской традиционной кухни. Для исторической науки очень важны церковные источники, сохранившие память о праздничном столе многовековой давности. Но не менее того мы должны принимать во внимание роль православной церкви, поддерживающей самые отсталые взгляды на культуру и науку. В том числе на то, чтобы русская кухня так и осталась на уровне милых ей домостроевских порядков. К счастью, прогресс общества оставил ей мало возможностей для этого.

Можно ли православным готовить блюда с кровью

Весь интернетовский простор забит полемикой по этому вопросу. Противники приготовления исконно русского блюда — кровянки, основываются на запрете Бога, употреблять в пищу кровь, ибо в ней душа. (Левит. 17:14).

Евреи до сих пор при приготовлении мясных блюд вначале спускают из животного всю кровь, а затем мясо вымачивают. Также поступают и христиане, принявшие повеление Бога, как закон.

Многие священники разрешают употреблять кровянку и бифштексы с кровью, утверждая, что Кровь Иисуса Христа омыла христиан от всех ветхозаветных запретов.

Каждый христианин в этом случае сам делает свой выбор.

В Евангелии от Матвея (Мат. 15:11) сказано, что пища не может осквернить человека, грехом является то, выходит из уст не по законам милосердия и любви.

Кулинарные традиции православных христиан

Выбранный для просмотра документ Кулинарные традиции православных христиан..doc

Кулинарные традиции православных христиан.

Культурно-историческое наследие (история, краеведение, мировая художественная культура)

Фамилия, имя, отчество автора

Алфёров Никита Сергеевич

Территория, населённый пункт

Наименование образовательного учреждения

МКОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа № 2»

Место выполнения работы

МКОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа № 2»

Алфёрова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

e-mail , контактный телефон

Творческий проект «Путешествие на кухню наших предков»

Тема: Кулинарные традиции православных христиан

Цель: сохранение русской культуры и приобщение к православным кулинарным традициям

Изучить кулинарные традиции православных христиан;

Помочь осознать, что православная кулинария является основой правильного здорового питания;

Апробировать кулинарные рецепты православных христиан;

Разработать кулинарную книгу « К улинарные традиции православных христиан (о вкусной и здоровой пище)».

Главными героями в русских былинах всегда бывают добрые молодцы и богатыри. Их описывали крепкими, смелыми и выносливыми людьми. С ними ассоциируется весь русский народ. Откуда в них такая сила и здоровье? Я задумался о том, как они жили. Может всё зависело от их питания? Мы провели небольшое исследование, изучив кухню православных христиан: какими продуктами питались наши предки, каким способом приготавливали пищу?

Думаю, что ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что рациональное (попросту разумное!) питание играет большую роль в жизни человека.

Правильное питание (способы приготовления пищи, режим принятия пищи, соблюдения постов — своеобразной диеты) являются основой укрепления здоровья, продления и улучшения качества жизни.

Русский крестьянин с глубочайшим уважением относился к еде, потому что она олицетворяет саму жизнь. На протяжении многих веков складывался в семьях особый распорядок еды, соответствующий трудовому дневному ритму. Этот домашний распорядок имел необычное название «выть». ( слайд)

Отменить обед или завтрак в семье,

никто не мог, ни при каких обстоятельствах,

пусть это будет хотя бы кусок хлеба

«Когда я ем – я глух и нем» — среди наших предков это была не просто пословица, а непреложное житейское правило, закон. ( слайд)

Утром, когда вся семья ещё спала, хозяйка вставала и затапливала печь. Пока муж и сыновья подготавливали всё для работы в поле, она готовила завтрак. Завтракали очень рано, часто до восхода солнца. Это время суток в старину называли «заутро». Так и вошло название ранней еды в наш быт – «завтрак». (слайд)

Корень слова «обед» указывает на то, что это главная, основная еда дня. Раннюю церковную службу назвали «обедней». Со временем оно приобрело другой смысл. Им стали обозначать время дня: «до обеда», «после обеда». (слайд)

Читать еще:  Лития в православии: что это, ее значение, как и когда заказывают, чем отличается от панихиды

У слова «ужин» очень интересная история. Считается, что корень «уж» происходит от слова «юг». Когда-то ужин называли «южен», а юг в древние времена означал полдень. Поэтому «ужин» — еда в полдень. Современный ужин обычно проводится вечером. Промежуточная еда между обедом и ужином прежде называлась «поужином», в настоящее время – «полдником». (слайд)

Порядок блюд

Русский человек привык к тому, что еда начинается с закуски, затем подают супы, жаркое, потом десерт и чай, что иной порядок кажется немыслимым. Этот русский порядок еды всегда поражал иностранцев. (слайд)

«Наесться досыта»

Подавать сладкое в конце еды – древнейший славянский обычай. В глубокой древности после обеда подавали разведённый мёд. Это был любимый напиток наших предков, и он назывался «сыть». Отсюда и выражение – «наелся досыта», т. е. всё съел – пора пить сыть. В Кремле в 15 – 16 в. в. был специальный Сытный дворец, ведавший приготовлением напитков. (слайд)

Историческими национальными напитками можно назвать сбитень, квасы, меда, морсы. Первое же упоминание о квасе в русских письменных источниках датируется 989 годом: после крещения князь Владимир I Святославич приказал раздать народу «пищу, мёд и квас». (слайд) Делали квасы сладкий, кислый, мятный, изюмный, белый, окрошечный, душистый, суточный, густой, квас — щи.

На Руси квас был повсеместным и каждодневным напитком: его готовили и крестьяне, и помещики, и военные, и монахи, а его наличие в доме считалось признаком благополучия. Русские крестьяне, отправляясь на работу в поле или другую тяжёлую работу, брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость.

К 15 веку на Руси существовало более 500 сортов кваса.

Сбитень. Горячий напиток, отвар нескольких пряностей и пряных трав. Неизменным компонентом сбитня всегда остается только мед.

Известен с начала 15 в. Был русским национальным зимним напитком, в то время как квас — летним. Рецептов приготовления очень много, различаются они входящими в них ингредиентами и технологией приготовления. Различают простые и заварные сбитни.

Традиционными десертами русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды. (слайд)

Специфически русские виды сластей, ныне совсем забытые:

Овощи (морковь и огурцы), сваренные в меду, но не на открытом огне, а на водяной бане. Готовый продукт («русские цукаты») делался прозрачным и сохранял несколько упругую консистенцию.

Толченые ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек. Употреблялись как заедки к напиткам, отчасти —

как средства народной медицины против простудных заболеваний и авитаминоза.

Высушенные в русской печи кусочки моркови или свеклы — «парёнки».

Кстати, до широкого распространения картофеля основным овощем служила репа.

Паренка из моркови Паренка из репы

Самой характерной особенностью русской кухни являются «кислая гамма, молочнокислая, если быть точнее.

Это не только творог и сметана

это и квашеная капуста и прочие соления. Для страны с полярным климатом это естественно». ( слайд)

Кстати вы знаете, что творог раньше на Руси называли сыром, продукты из творога все были — сырные.

Религия и значение блюд, связанных с культом.

Практически каждая религия ещё со стародавних времён оказывала сильное влияние на кулинарную культуру разных народов. В религиозных обрядах и ритуалах пища играла немаловажную роль и имела особое символическое значение.

Так и православная вера в древней Руси оказывала влияние на все стороны жизни и деятельности христиан, в том числе и на трапезу. Поэтому в русской кухне исторически сложилось разделение на постные блюда и скоромную пищу.

Многие блюда имеют ритуальное значение и едятся во время определённых праздников и ритуалов: блины в Масленицу.

Блины до крещения Руси были у восточных славян жертвенным хлебом. Позже блины стали поминальным блюдом на похоронах, тризнах и в церковные дни

В 19 веке блины превратились в традиционное масленичное блюдо.

Куличи и пасхи готовят на Пасху . ( слайд)

Кутьи было несколько видов.

«Бедную» кутью ели перед Рождеством.

«Богатую» кутью ели перед Новым годом.

«Голодную» или Водяную кутью ели перед Крещением. ( слайд)

В наше время религиозные традиции, связанные с питанием не только не претерпели значительных изменений, но даже укрепились. Сегодня всё больше людей, возвращаясь к своим истокам, обращаются к религии. А в православной культуре трапеза всегда занимала особое место. Считается, что постная пища способствует духовному очищению человека, чистоте его помыслов.

Православная кулинария славится всевозможными праздничными блюдами. Это и всевозможные закуски, салаты, мясные и рыбные блюда. Особое значение имеет праздничная выпечка, она как бы является символом окончания постных

дней. ( слайд)

Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы, каши и хлебобулочные изделия.

Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели, причем, сладкие

(современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала.

Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, уха, ботвинья и окрошка.

Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни — практически не встречается такой приём как жарка . Как правило, пища готовилась в печи , поэтому очень широко используются варка, тушение , томление , запекание.

Можно сделать вывод, что здоровье невозможно без правильного питания. Пища и характер питания влияют на весь организм человека, его физическое и психологическое состояние. Организм всегда положительно реагирует на разнообразную и полезную пищу, правильно приготовленную.

Выбранный для просмотра документ Кулинарные традиции православных христиан..ppt

Можно ли православным готовить блюда с кровью

Весь интернетовский простор забит полемикой по этому вопросу. Противники приготовления исконно русского блюда — кровянки, основываются на запрете Бога, употреблять в пищу кровь, ибо в ней душа. (Левит. 17:14).

Евреи до сих пор при приготовлении мясных блюд вначале спускают из животного всю кровь, а затем мясо вымачивают. Также поступают и христиане, принявшие повеление Бога, как закон.

Многие священники разрешают употреблять кровянку и бифштексы с кровью, утверждая, что Кровь Иисуса Христа омыла христиан от всех ветхозаветных запретов.

Каждый христианин в этом случае сам делает свой выбор.

В Евангелии от Матвея (Мат. 15:11) сказано, что пища не может осквернить человека, грехом является то, выходит из уст не по законам милосердия и любви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector