1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли православным слушать рок

Давно известно, что музыка оказывает на человека большое влияние. Этот факт подтвержден научно и спорить с ним не имеет смысла, ведь каждый человек, который имеет те или иные музыкальные предпочтения, согласиться с тем, что его эмоциональное состояние меняется под воздействием мелодии и слов песни. В последнее время очень активно обсуждается вопрос допустимости прослушивания рока воцерковленными людьми.

И здесь мнения разделились. Одни уверены, что рок-музыка — это что-то однозначно сатанинское и нечистое. Другие же парируют — это направление гораздо многогранней, чем утверждают первые, и нельзя однозначно грести все под одну гребенку.

История появления и влияние рок-музыки

Если же разобраться с историей появления данного жанра в музыкальном творчестве, то становится очевидным, что рок возник, как некая субкультура, протестующее движение, которому не нравится несправедливость и жестокость этого мира, фальшь и вранье. Казалось бы, неприятие таких явлений справедливо по своей сути. А, следовательно, и рок-жанр не несет в себе чего-то плохого. Такая музыка лишь обличает недостатки общества.

Но на деле все складывается несколько иначе. Существующий порядок вещей презирается, но в противовес ему пропагандируется распущенность и вседозволенность, а в песнях звучат антихристианские идеи. Принимая во внимание эту информацию, можно было бы однозначно заявить — да, рок не от Бога.

Достаточно взглянуть на музыкантов рок-групп, с дикими прическами, вызывающим поведением на сцене и аморальными текстами песен, вроде «Ramstein», «Kiss», «Rolling Stones» и тому подобное.

Есть ли христианская тематика в рок-музыке

Но ведь есть и такие коллективы, которые звучат совсем иначе — «Битлз», «Scorpions», например. В их песнях преобладают лирические мелодии и слова. Сам собой напрашивается вывод, что не в музыке как таковой дело, а в людях. Люди сочиняют музыку, люди ее исполняют. И если обратить взор на отечественные музыкальные группы, работающие в этом жанре, то можно найти примеры с очень даже интересным и приятным звучанием, глубоким смыслом.

Нельзя однозначно клеймить все произведения творением сатанинских услужников. Да, есть явно демонстрирующие свою любовь к антихристианским символам и идеям проекты. Их творчество сложно назвать музыкой — это скорее громыхание и рев, вызывающие у любого нормального человека плохое самочувствие и раздражение.

Но есть и другие, которые пробуждают в человеке возвышенные чувства и способствуют возникновению желания найти Бога. На некоторых православных форумах, где обсуждается данная проблематика, многие люди писали о том, что рок помог им прийти в храм, где они прониклись духом православия. И вряд ли это были песни Оззи Осборна или Мика Джаггера.

Поэтому на вопрос, каким должно быть отношение к року со стороны православных христиан, дать однозначный ответ нельзя.

Важно! Нужно быть избирательными — вот главное правило. И всегда ориентироваться на учение церкви, анализируя соответствие музыкального продукта тем или иным критериям.

Ведь никто не станет опровергать тот факт, что поп-музыка, рэп или хип-хоп очень часто не несут в себе ничего хорошего. Опять же следует акцентировать внимание не на жанре, а на конкретном проекте. В любом направлении найдутся аморальные примеры и действительно стоящие вещи.

Православные группы

После периода перестройки на отечественном пространстве начали появляться рок-группы, песни которых пронизаны христианской тематикой. Их исполнители поют о душе, о Боге, о грехе. Например, к таким сегодня можно отнести «Черный кофе», «Алису», «Галактическую федерацию», «Калинов Мост».

Говорить однозначно о том, отвечает ли их творчество всем канонам Православия, людям, не обладающим глубокими религиозными познаниями, сложно. Среди духовенства на сегодняшний день свою поддержку отечественному христианскому року высказывает диакон Андрей Кураев.

Православие и рок-музыка

Как ни странно, вопрос об отношении церкви к рок-музыке встречается довольно часто, как на просторах интернета, так и при живом общении со священником. Как правило, этот вопрос волнует молодёжь, но иногда его задают также люди, чье детство пришлось на пик популярности этой музыки. Действительно, в отношении рок-музыки, как и рок-культуры в целом существуют устоявшиеся в обществе стереотипы и клише: подобная музыка негативно влияет на психику и вообще на здоровье человека, а пишут ее люди, ведущие абсолютно аморальный образ жизни. В действительности это не всегда так, потому что рок-музыка бывает разной, и пишут ее совершенно разные люди, ставящие перед собой совершенно разные цели. Этот вопрос крайне неоднозначен и требует тщательного и подробного разбора.

Гуд бай, Америка!
Рок-музыка появилась в США и Великобритании приблизительно в 1950-е годы. Уже в 60-е произошло проникновение нового музыкального течения на территорию Советского Союза. Нужно ли говорить, что музыка протеста и музыка свободы в нашей стране по тем временам считалось просто деструктивной, подламывающей социальные основы. Не внушал доверие и образ западных рок-кумиров, их чересчур вольная музыка, апеллирующая к запретным темам и агрессивное поведение на сцене. Но продвижение нового музыкального направления остановить уже было невозможно, пусть и в подпольных условиях, но в СССР уже появились собственные первые рок-группы. Изначально они пытались во всем подражать своим западным коллегам, но в итоге с роком произошло то же самое, что происходило с любым инородным явлением, попавшим на нашу почву. Вспомним такую жанровую форму, как роман. Жанр романа пришел к нам тоже с запада, а «Капитанская дочка» Пушкина была всего лишь подражанием этому жанру, романом не русским в полном смысле этого слова, но на русскую тему. По-настоящему русский роман сформировался значительно позднее (некоторые литературоведы полагают, что одним из первых таких романов стал «Обломов» И.А. Гончарова). Примерно то же самое произошло и с роком. Довольно быстро русские музыканты перешли с первостепенности музыкальной составляющей на текстовую, что не характерно для западной музыки. Это видно даже из этимологии слова «рок». Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения. Слово рок в понимании русского человека – это судьба и судьба нелегкая, предзнаменование тернистого пути. Дальнейший ход истории лишь подтвердил данное наблюдение – с музыкой в русском роке всегда были проблемы, но вот текстовая составляющая на порядок выше западной. И если западная рок-музыка – это крик отчаяния человека, попробовавшего все и разочаровавшегося в этой жизни, то русский рок – это старая песня о поиске русской идеи, русского пути, преодоление «невыносимой легкости бытия», как пел классик.

Спорная терминология.
Рок-музыка сочетает в себе массу направлений. Поэтому когда говорят, что рок-музыка имеет весьма негативное влияние на психическое и эмоциональное состояние человека, стоит уточнить, какая именно. Если речь идет об индастриале или метале, то, скорее всего да, частое прослушивание этой музыки скажется в первую очередь не на психике, а на барабанных перепонках. А вот фолк-рок или лайт-рок такого действия при всем желании не возымеют, поскольку это абсолютно не экспрессивная музыка. Интересно, что среди направлений отмечается такое, как «христианский рок». Представляется, что данное понятие звучит также абсурдно, как, к примеру, «ружье пацифиста» или «расческа для лысых». Кроме того такой термин служит своего рода «лазейкой», используемой западными рок-исполнителями — вроде бы в песни звучит и тема Бога, и тема веры, но по сути своей песня носит далеко не христианский характер. То есть, для христианского рока первичен дух, а не словесная составляющая. А кто ещё может дать проникнуть духу православия в песню, как не страна, век от века хранившая православные традиции? Скорее всего, правильнее было бы произносить не «христианский рок», а рок-музыка с элементами православной тематики, тем более, что и групп, поющих только на христианские темы очень мало, в отличие от групп, на альбомах которых песни такой тематики появляются время от времени. В России так и вообще, пожалуй, можно назвать только одну группу христианского рока – «Трубный зов», которая была образована в 1982 году в Ленинграде. Увы, но группа так и не стала известной, а тексты ее песен скорее походили на проповеди, что несколько лишало их художественности и придавало излишнюю прямолинейность. Позднее темы православия, веры стали звучать в творчестве Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Константина Кинчева и группы «АлисА», Юрия Шевчука и группы «ДДТ», Вячеслава Бутусова, а также Ильи Кормильцева и групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», Дмитрия Варшавского и группы «Черный кофе». Частично православная тематика появляется в творчестве групп «Кино», «Сплин», «Ария». Не забудем и про Дмитрия Ревякина и «Калинов мост» — песни группы прошли эволюцию от язычества до христианства. И если изначально тема веры звучала, что называется «в пику» существующему советскому режиму с его ограничениями и запретами, то позднее эта тема зазвучала более осознанно, лидеры ведущих российских рок-групп и сегодня подчеркивают, что они люди верующие, а тема православия и поиска спасительного пути звучит и ныне в их творчестве.

Читать еще:  Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

Мнение церкви.
Среди священнослужителей нет однозначного мнения по поводу рок-музыки и так называемой христианской рок-музыки. Да, наверное, его никогда не будет, так как по-хорошему нужно рассматривать каждый конкретный случай, каждую конкретную группу, мелодию и текст. В сети интернет в открытом доступе можно найти видео – кусочек из передачи «Слово пастыря», в котором Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дает ответ на этот вопрос. Он говорит: «Лично я рок не понимаю. Он меня не вдохновляет. Даже, наоборот, раздражает». Но в то же время Патриарх Кирилл дает отсылку на различное восприятие человеком музыки и говорит о том, что рок-сцена может также служить и местом проповеди, где молодые люди будут иметь возможность, даже находясь вне стен церкви, услышать Слово. Ни один из Соборов Русской Православной Церкви по этому вопросу не высказывался, как впрочем, ни разу не обвинял рок-музыку. Каждый из священников имеет свое мнение по этому вопросу. К слову сказать, в Греции в одном монастыре существует рок-группа, состоящая из монахов, которой руководит настоятель. Они выступают с концертами и даже записывают альбомы, Священноначалие Греческой Церкви при этом не возражает их деятельности. Особняком стоит представитель Русской православной церкви, настоятель храма Симеона и Анны в Петербурге, о. Олег Скобля, также исполняющий свои песни с рок-музыкантами и соответствующим образом их оформляющий. Так же исполняет свои песни иеродиакон Рафаил (Романов), который создал первую православную музыкальную группу «Сыновья России», которую благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Должно быть, рок-музыка помогает выразить крайние чувства, в том числе человека верующего. То, что принято называть агрессией, на самом деле чаще всего оказывается экспрессией – то есть, крайним выражением чувств. Действительно, кто-то может проникнуться симпатией к православной вере и услышать зовущий глас Господа, слушая мелодичный и стройный церковный хор, а кто-то задумается о смысле этой жизни и жизни вечной услышав какую-нибудь «песню-боевик» о последних днях этого мира из репертуара группы «АлисА». Главное, чтобы все это не преодолевало грани дозволенного, эстетики и здравого смысла, иначе получится, как в сегодняшней Европе – с утра служба в храме, а сразу после рок-концерт знаменитой группы. Такие вещи у нас просто недопустимы! Ну а если рассудить здраво, то любая вещь, созданная человеком способна как послужить поводом к соблазну, так и стать поводом к спасенью. Многое зависит от нас самих. Если рок-музыка, действительно, дает нам силы укрепляться в вере, то почему бы и нет, но если нас грызут сомнения, лучше перестать слушать подобные вещи. Хотя, если подумать здраво, куда больший вред приносит «попса», засилье которой стало восприниматься, как норма, но на самом деле это бомба замедленного действия, способствующая растлению молодого поколения и утрате всяческого эстетического вкуса. Но это уже совершенно отдельная тема для разговора.
В заключение стоит привести строки из замечательной песни группы «Аквариум», которые позволят поставить скорее не точку, а многоточие:

Может быть, будет тепло, как ты хочешь,
Может быть, с каждым днем будет делаться все холодней,
Не верь ни единому сказанному мной слову,
Но прислушайся к мерцающей звезде –
Господу видней!

Грешно ли слушать рок? Не думаю.

Преамбула: Приветствую всех! С вами снова священник Алексей Таах, редактор группы «Православные шутят!». Как многие знают, помимо служения я веду храмовую работу в интернете: принимаю имена на поминовения, делюсь новостями прихода, отвечаю на вопросы людей, если таковые появляются .

Ответы на такой вопрос бывают, как правило, «да» и «нет». Категорично.

Если человек (особенно священник на приходе) вообще не слушает музыку или слушает, но только свою любимую, одного жанра (для примера можно представить пожилого батюшку, который слушает «ретро-фм», где играет поп-музыка его юности) , то при слове «рок» в его голове возникает примерно такая картина:
пьяная беснующаяся толпа, разрисованная татуировками и проколотая пирсингом во всех мыслимых и немыслимых местах, скачущая под что-то ритмичное, перегруженно-тяжелое, с рычанием вместо вокала, возле огромной сатанинской пентаграммы.

Других примеров рока он себе даже не представляет, поэтому на вопрос о рок-музыке он резко ответит «нет», ведь в его голове рок равен сатанизму, а сатанизм и Православие, сами понимаете, несовместимы.

Конечно, стереотипы не возникают на пустом месте, среди многогранной и разнообразной рок-музыки встречаются и такие, описанные выше, представители.

Но скажите, нравится ли Вам песня «Я свободен» Валерия Кипелова и Сергея Маврина? Или «Призрак оперы» Эндрю Уэббера? А как насчет Виктора Робертовича Цоя? Наутилус, Би-2, Алиса, Сплин. Достойных представителей с легкой или тяжелой музыкой можно перечислять долго.

Да. Все это — рок.

И все их песни уже много лет поются и слушаются с любовью, поскольку поют они о жизни, о том, что нас окружает, о проблемах и переживаниях.

В текстах рокеров есть мысли о философии, просто сказочные истории, рассуждения о проблемах, о дружбе и преданности, протест против системы, обличение людских пороков и многое другое.
Но есть и такие песни, которые негативно отзываются о нашей вере или пропагандирующие блуд, пьянство или наркоманию.

Но если вдуматься, вредный для души смысл есть и в популярной музыке. Например, старая известная поп-песня:

девочкой своею меня назови, потом обними, потом обмани, а часики смеются: «тик-так, ни о чем не жалей и люби просто так».

Это, если вдуматься, пропаганда блуда. «Пусть этот меня полюбит-обманет, а там и другой, и третий, а я буду просто легкомысленно жить, не делая выводов».

А если говорить о таком явлении, как «евровидение», вспомнить Кончиту Вюрст. Хотя там уже давно не конкурс талантов, а просто пропаганда политики и европейской толерантности, это шоу в пример можно не брать.

Возьмите тексты рэперов. О чем они? Да тоже обо всем подряд, на любой вкус: проблемы простых людей, личная боль, мечты и стремления. Но стереотипы показывают нам рэперов, как пафосных блудников-наркоманов, которые кичатся своим финансовым богатством и неправедным образом жизни.

Кстати, ныне популярный рэпер с псевдонимом Моргенштерн изначально высмеивал такой стереотипичный рэп, снимал пародии на эти стереотипы, благодаря чему его образ стал очень известным.

Также и вне музыки можно вспомнить немало примеров, когда в фильмах и книгах просто рассказывается история, или же говорится об эмоциях и сложном выборе. А есть такие, где на фоне хорошей истории высказывается негатив в сторону религии в целом или конкретно христианства (любой конфессии).
Но есть и просто жестокие или блудные вещи, которые верующим точно не стоит читать и смотреть.

Теперь главная мысль: любое творчество рождается в сердцах и умах людей. И каждый наполняет его тем, что имеет в себе.
Не нужно поддаваться стереотипам и отвергать полностью какой-то жанр, будь то жанр в музыке, книгах или кино. Нужно выбирать.

Мне, к примеру, нравится творчество многих исполнителей, как популярных, так и рокеров, джазовых и блюзовых коллективов. В том числе есть одна группа, название которой я не буду писать, чтобы не получилось рекламы.
В их творчестве (ребята атеисты) есть немало песен о морали, о том, как они преодолевали трудности жизни, о том, что война-зло и человечество должно избегать ее любыми способами:

Этот мир — одна семья
Нет границ, наш дом — Земля.
Каждый здесь — твой кровный брат
Не спеши стрелять, солдат!

Но есть и несколько их песен, с которыми я не согласен. Собственно, те песни, где они негативно высказываются в сторону веры или верующих. Так я и не слушаю эти песни. Зачем слушать то, что мне неприятно?
Так же и со многими другими коллективами. Так же и с фильмами, и с книгами.

Это их творчество, это их мнение. Я прекрасно понимаю, что все вокруг не обязаны думать, как я и иметь такое же мнение, как у меня.

Кстати говоря, такой рокерский стиль одежды, как рваные джинсы и футболки и обвешивание дешевыми металлическими цепями и украшениями появился, как протест против высокого общества Америки и Европы 70-х годов. В эти годы были в моде тенденции высшего общества: куча драгоценных украшений, максимально опрятный «прилизанный» внешний вид.
И рокеры пели о лицемерии и алчности этих людей, что под идеальным и опрятно-дорогим внешним видом скрываются жестокие, лживые и алчные души. И в знак протеста они стали выходить на сцену и в мир в рваной одежде и металле, тем самым показывая свою искренность и честность, противопоставляя себя этому обществу.

А рокерская «коза», как известно из Википедии, изначально была в Древнем Риме жестом риторов. Этим жестом они призывали толпу успокоиться и послушать оратора. Потом в разных народах было еще множество значений, но сегодня этот символ даже на языке сурдоперевода означает «рок». Эдакий знак для своих: «я рокер».
Хотя есть еще одно значение.

Также стоит отметить, что есть немало христианских рок-коллективов, поющих про нравственность и любовь к окружающему миру, про Бога и душу. Пожалуй, самые яркие примеры (поправьте или дополните в комментариях, если угодно) — российская группа Алиса, а среди западных — Skillet.

Читать еще:  Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Помнится такой забавный случай: я был семинаристом, мы с нашим хором и преподавателями ехали в другой город на большой фестиваль. Я спокойно ехал в своем кресле в автобусе, слушал музыку.
Во многих рок-композициях бывает так, что начало спокойное и мелодичное, потом идет развитие и усиление музыки.

Так вот. Один из преподавателей, узнав от кого-то, что я слушаю рок, решил задавить меня своим авторитетом. Подошел ко мне, взял у меня один наушник (как раз играло мелодичное вступление) и говорит: «Ну-ка, а еще что есть? Включи?», я переключил. Снова спокойно.
А он, конечно же, хотел ткнуть меня носом в тяжелое звучание. В итоге со стороны это выглядело так:
— Ну-ка, а еще что есть? Включи? Дальше. Дальше. Дальше. Дальше. Дальше. Дальше. Дальше. Дальше. Дальше.
В итоге, песен через десять, зазвучало тяжелое вступление и он выдохнул:
— Кошмар! Как такое можно слушать?!
Сказать честно, такой истовый поиск, к чему можно придраться, вызвал у меня только смех)

Вывод. Любую информацию нужно выбирать на свой вкус. Если Вам попалось то, что Вам не по душе — отнеситесь к этому спокойно, ведь автор этого творчества — обычный человек, который высказал то, что ему близко. Это его мнение. Пропустите мимо то, с чем не согласны и слушайте дальше.

Если Ваши дети или внуки слушают рок — не нужно навязывать им свою точку зрения, свои вкусы или бояться, что они превратятся в агрессивных сатанистов или атеистов.
Среди священников и церковнослужителей (певчих, пономарей) немало старых рокеров. Сам лично знаю множество таких.
Да, они любят эту музыку и слушают ее. Но никому ее не навязывают. На службе они служат Богу, искренне молятся и исполнены чистой любви к окружающим.

Нет греха во вкусах к музыке, жанрам фильмов или к чему-то еще. Грех бывает в поступках и мыслях. Смотрите на людей по их поступкам и плодам, а не по общественным стереотипам.

Благодарю, что дочитали до конца!
И не забывайте, дорогие братья и сестры, что «палец вверх» и кнопка «подписаться» для вас ничего не стоят, а для меня это будет немалая помощь: чем больше Вашей активности на моем канале — тем он лучше будет продвигаться в алгоритмах Яндекса!

Если Вы желаете написать на поминовение имена Ваших близких (о здравии и упокоении) на Божественной Литургии в нашем храме , размещаю ссылку: нажмите здесь.

О Церкви, культуре и рок-музыке

Автор: Пётр Мещеринов · Опубликовано 15.07.2006 · Обновлено 26.08.2015

Опубликовано в «Церковном Вестнике» № 13-14, июль 2006, под названием: «Рок-музыка и рок-проповедь».

I.

Сначала несколько общих соображений.

Сегодня перед нами со всё большей и большей остротой встаёт вопрос – почему Церковь становится малоубедительной для огромного числа людей, особенно для молодёжи? Одной из важнейших причин этого является следующее. Церковь – это не голый спиритуализм, не исключительно духовность; Церковь целостно охватывает всего человека, все сферы его жизни. Духовность же свою Церковь выражает посредством определённой культуры, которая есть культура слова, logos`а, личной, самостоятельной и ответственной рефлексии (не путать с приходской субкультурой). Эта культура глубоко традиционна и – в лучшем смысле слова – консервативна.

Современные люди не только от рождения, но уже и на генетическом уровне живут в совершенно иной культуре: для более старшего поколения футбольно-кинематографичной, для молодёжи же – компьютерно-клиповой. Это прежде всего культура видеоряда и массовых медиа-технологий, которые обессмысливают традиционную эстетику. Музыка из высочайшего искусства превращается в попсу, – ибо если она играет и гремит из всех точек пространства, она не может не обесцениться. Изобразительное искусство из-за перестройки мышления на прежде всего видеовосприятие теряет значение искусства и становится повседневным фоном. Литература, соответствующая высокой эстетической заданности прошлых времён, просто не может пробиться к массовому читателю из-за массовости же полиграфии… и т. д. Количество слов в сегодняшнем мире, обеспеченное системой массовых коммуникаций, девальвирует и обесценивает смысл слова. В научном обиходе всё это называется «постмодернизмом»; в практическом ключе современная культура – это оболванивающая стадность политтехнологий, спортивных трансляций, рекламы, MTV и мобильно-интернетности. Дальше всего она именно от индивидуального осмысления жизни, от logos`а, слова, его ценности и значимости.

Именно здесь, на мой взгляд, коренится малоплодность современной церковной проповеди: в нестыковке культур. Церковь обращается к людям на своём языке, а современный человек – не то, что он «плохой», хуже, чем люди, скажем, XIV века, – но он просто не «въезжает» в ту культуру и те слова, которыми оперирует Церковь. Людям поэтому тяжело читать Евангелие, воспринимать традиции Церкви, а тем более – перестраивать в соответствии с ними свою жизнь. Этико-культурный «резерв» современного человека не способен вместить этого.

II.

Что делать? Ну конечно, ни в коем случае не становиться Церкви клипово-мобильной (есть такие попытки), хотя, безусловно, в деле миссии необходимо учитывать особенности современной культуры и пользоваться ими, говоря с людьми на их языке. Нужно осознать (и прежде всего – пастырям Церкви и людям, причастным к делу миссии и катехизации), что на Церковь сегодня свалилась почти неподъёмная задача – включать в воцерковление и «во-культуризацию»; вместе с Евангелием, а порой и до него, знакомить людей с исторической традиционной Евангельской человеческой культурой. Сразу нужно оговориться, что под культурой я здесь понимаю, с одной стороны, не памятники церковной жизни, и не перемещение человека из современности в ностальгически-этнографическое прошлое; с другой стороны – не походы в консерваторию или картинную галерею (хотя это далеко нелишне, надо сказать). Христианская культура – это прежде всего способ мыслить, это фундамент этики и эстетики, основанный на личной ответственности и христианской свободе, на мировосприятии не-стадном, чувствующем и понимающем многогранность и сложность христианства и вообще жизни.

Это очень важно в деле миссии. Христианизация – это как прививка плодового черенка дереву; для того, чтобы нам получить плод, необходимо как минимум здоровое «дерево», к которому прививается благодать Христова. Если раньше традиционный («доэлектрический») социум представлял собою именно такое дерево, то сегодня положение решительным образом изменилось. Деревьев нет, и Церкви приходится самой сначала их выращивать, и самой потом уже прививать. Приходя к людям, начиная говорить с ними о Христе, необходимо учитывать это. Привьётся ли наше слово? Не бывает ли так, что ему и привиться-то не к чему? Может быть, не о Церкви нужно начинать говорить «в лоб», а прежде о том, что человек – не часть толпы, что у него есть от Бога голова не только для того, чтобы он ею ел и смотрел телевизор, а чтобы осмыслил себя как личность. Может быть, сначала необходимо сказать о человеческом достоинстве, о здравомыслии, нравственности, порядочности, воспитанности и о многих простых вещах, о которых наши соотечественники имеют, увы, очень малое представление, – и потом уже к этому прививать благовествование Христово. Осмысление этой проблемы, практическое её решение – первоочередная задача миссии в постмодернистском культурном пространстве.

III.

В свете вышесказанного – несколько замечаний о «рок-проповеди», которая вызывает сегодня споры в церковной среде. Надо ли священнослужителям, миссионерам идти в рок-мир, проповедывать на рок-концертах? Непременно, обязательно надо. То, что делают игумен Сергий (Рыбко), диакон Андрей Кураев и другие наши рок-проповедники – дело важное и необходимое. Но это дело и новое для нас; первые опыты показали его нужность и успех, но и поставили вопросы, с которыми, я думаю, рок-миссионеры обязательно столкнутся, когда спадёт первая волна энтузиазма этого необычного вида проповеди. Вопросы эти – «а что дальше?» Миссионерский импульс мы дали; но каковы будут следующие, уже педагогические, шаги?

Выше я отмечал, что многим людям тяжело воспринимать Евангельскую весть и церковные традиции, потому что их внутреннее устроение и внешняя среда культурно «не вмещают» полноту христианства. Способна ли вместить эту полноту рок-культура? Будучи по образованию и интересам академическим музыкантом, попробую порассуждать на эту тему с точки зрения музыкальной эстетики (сознательно не затрагиваю социальные и прочие аспекты рок-культуры).

Рок-музыка по всем без исключения параметрам представляет собою низший жанр. Во-первых, единственная музыкальная форма рок-музыки – песня (прямолинейная подача смысла, что почти недопустимо в художественном произведении). Во-вторых, мелодическая, гармоническая и ритмическая компоновка этих песней, как правило, весьма примитивна: квадратные построения, бесконечные повторения, три-четыре аккорда, непрестанное подчёркивание ритма и проч. (учитывая богатство музыкальных средств выражения, ограничение лишь примитивнейшими из них неизбежно сводит рок-музыку к первобытной эстетике). В-третьих, рок невозможен без электрозвука, противоположного по сути естественным акустическим тембрам музыкальных инструментов. В-четвёртых, рок-музыка предполагает обязательную «обратную социальную связь»; стандартно-ансамблевая при исполнении, она требует аудитории; её не поиграешь «для себя», уединившись за фортепиано (а в связи с примитивизацией средств художественного выражения обязательно происходит и примитивизация аудитории). И так далее, не буду утомлять читателя профессиональными подробностями. – Я не говорю о содержании текстов, о мастерстве и обаянии самих рок-музыкантов; речь, повторю, идёт исключительно о музыкальной стороне вопроса. И, на мой взгляд, с этой точки зрения эстетика рока не может вместить в себя весть о Христе.

Читать еще:  Православие и баптизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства, опасность для православных, мнение священников и святых отцов

Вообще в художественном творчестве, как известно, большие проблемы с достойным выражением положительного идеала; а уж адекватно говорить о Боге посредством эстетики можно лишь в виде исключения. В музыке, пожалуй, одному лишь И. С. Баху удалось с великой силой художественной убедительности говорить о Христе, и то за счёт того, что его искусство – изощрённейшее, интимнейшее, на пределе сложности – опирается на древнюю европейскую религиозную музыкальную символику и литургические тексты Лютеранской Церкви, без знания чего мы не можем понять музыки Баха (а в наше время и для проникновения в эту область знания требуется значительное культурное и личное усилие и желание). Но Бах – исключение; уже обычная классическая музыка, вооружённая богатейшим арсеналом художественно-выразительных средств, с гораздо меньшей адекватностью (чем творчество Баха) способна выразить содержание христианства; тем менее это может низшее и примитивнейшее с музыкально-эстетической точки зрения явление – рок-музыка.

Не нужно думать, что это отвлечённые рассуждения. Эстетика с трудом может довести человека до начатков божественной гармонии (всего несколько имён в истории человечества); но она может запросто обрушить благие религиозные интенции творца до неожиданно низкого уровня подмены смыслов. Для примера возьмем нашего самого известного православного рок-певца – Константина Кинчева. Каким бы он не был лично замечательным православным христианином, в рамках рок-культуры говорить именно о Христе и евангельской жизни у него не получается. Рок-эстетика снижает его мысль до околохристианских вещей: он поёт о «небе славян», о Руси, о том, что сейчас позднее, чем можно было себе представить («православные» страшилки), и проч. Легко завести зал на рок-концерте, чтобы полупьяная молодёжная аудитория вслед за своим кумиром ревела: «мы – православные»; но возможно ли в рамках рок-концерта дать человеку подлинно художественный импульс к осмыслению того, что должно стоять за этим словом? Мне видится здесь опасность совершенно неверного восприятия Православия. Не одушевлённое подлинным христианским содержанием, оно, вслед за эстетическим, неизбежно снижает и этическое, и духовное своё значение (как тут не вспомнить Бродского: «эстетика – мать этики»), и превращается в некую «православную» идеологическую оболочку, под которой скрывается массовая молодёжная агрессия; а она может так или иначе выплеснуться (и уже выплёскивается), что отнюдь не служит ни полноценному воцерковлению этих молодых людей, ни авторитету Церкви.

IV.

Итак, что мы в перспективе хотим от нашей проповеди на рок-концертах? Внести в рок-культуру элементы внешнего, «сниженного», обскурантски-националистического «православия»? Как любую агрессию и любой примитив, рок-культура, будучи в значительной степени примитивной и агрессивной по природе, такое «православие» примет и «переварит». Нужен ли такой результат нам (и – кстати – самой рок-культуре)? Или всё же мы хотим благовествовать Христа и евангельскую жизнь в Его Церкви? Но это возможно, если мы, хотя бы частично, выведем людей за рамки собственно рок-культуры и введём их в гораздо более высокую и во многом иную культуру христианства. Именно это направление в рок-проповеди представляется мне единственно возможным, если мы желаем действительного успеха нашей миссии в этой области. Конкретные же шаги такого миссионерства – повторю, принципиально необходимого – нуждаются в обсуждении всех, трудящихся на ниве апостольского служения в молодёжной среде.

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 560
  • |Видео 1677
  • |Мероприятия 1

Церковь не очень хорошо относится к рок-музыке. А я, благодаря року, пришел к Богу!

Вопрос: «Церковь не очень хорошо относится к рок-музыке. А я благодаря року пришел к христианству. Как Вы можете это объяснить?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Нет ни одного церковного документа, который бы выступал против рок-музыки. От имени церкви может говорить только Архиерейский Собор, Священный Синод и Святейший Патриарх. От них таких документов не было, поэтому говорить о том, что церковь плохо относится к рок-музыке – это некорректно.

Отдельные священнослужители (и я в том числе) считают рок-музыку неполезной, потому что она своими ритмами воздействует на человека и возбуждает в нем низменные чувства. К тому же, обычно выступление рок-музыкантов очень похоже на беснование: дым, вопли и так далее. Если просто посмотреть со стороны, то можно подумать, что ты находишься в аду. А некоторые рок-музыканты разрисовывают себя соответствующим образом, а также провоцируют разные молодежные движения, как, например, хиппи, готы и подобные им. Они заражают молодежь духом протеста, который есть дух Антихриста.

Теперь по поводу того, что, благодаря року, Вы пришли к Богу. И слава Богу! Когда мне говорят, что благодаря чему-то (что мне не очень нравится), кто-то пришел к Богу, я рассказываю один случай, который произошел десять лет назад. Ко мне пришла женщина и говорит: «Батюшка, я только что из тюрьмы…» Я говорю: «Ну, здравствуй, милая! А за что ты туда попала?» – «Я зарубила мужа топором».

У нас по Уголовному кодексу за убийство человека восемь лет полагается, если нет каких-то отягчающих обстоятельств. Зарубила топором – восемь лет. Она отсидела восемь лет. И вот пришла ко мне на исповедь и говорит: «Благодаря тому, что я попала в тюрьму – я уверовала в Бога. У нас в тюрьме был храм, был священник, и я теперь воцерковленный человек. Я благодарна Богу, что я попала в тюрьму, потому что иначе я, наверное, Бога так никогда и не узнала бы». Сами понимаете, что я не могу рекомендовать зарубить своего супруга для того, чтобы прийти к Богу!

Поэтому, если Вы через рок-музыку пришли к Богу – я рад, что Вы пришли к Богу, но я не был бы рад, если бы Вы зарубили кого-нибудь топором. Вот такой комментарий, который ничего не значит.

Некоторые приходят к Богу через наркоманию, потому что когда человеку уже бесы начинают являться – он прибегает в храм и говорит: «Спасите меня – я погибаю!» – и обращается к Богу за помощью. Если он выживает, потому что наркоманы редко выживают. Я знаю таких, которые в результате каких-то своих совершенно сумасшедших действий оказываются на самом дне и вдруг находят силы с помощью Божьей восстать. Но ведь не обязательно на дно ада спускаться!

Протоиерей Александр Березовский:
– Человек не может прийти к Богу, если Бог не позовет. Но Бог знает, когда и через что человек может откликнуться.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это – с одной стороны. А с другой стороны, я прекрасно помню (когда я еще был маленьким и мне не было еще и шести лет), как я испытал религиозные чувства, просто глядя на августовское небо. И это же открыто для всех! Эти звезды на небе просто привели меня в такой душевный трепет! До ближайшей звезды только свет идет шесть миллионов лет! Представить это расстояние…

Протоиерей Александр Березовский:
– Невозможно!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– И вся эта огромная масса красоты! У каждой своя орбита… Мы можем всю картину рассчитать – туда на тысячу лет и обратно… Всё строго работает. Я только от одной этой мысли замираю и молчу.

Или: стоит береза. И сколько у березы листьев! Поднимаешь лист с земли – наверняка, березовый. Но нет ни одного листа, похожего на другой! Тигры – все полосатые, но ни у одного тигра нет такого же рисунка, как у другого! Как это? Человек. Два близнеца. Ну, всё – одинаково! Ан, нет! Как это так?

Протоиерей Александр Березовский:
– И такого – не было и никогда не будет!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– И никогда не будет! Или я очень люблю морские ракушки. У меня их целая коллекция, но сейчас я уже не покупаю, потому что у меня все есть. Вот я смотрю на ракушку: ну кто там в ней живет? Моллюск, у которого и мозгов-то нет. Ну, как такое глупое существо могло создать такую красоту, на которую смотришь, и слезы выступают? Вот, как? Сам он, что ли, сочинил? Ну, хорошо, допустим: моллюск предохраняется в раковине от своих врагов (у некоторых раковины даже с шипами), эта раковина его защищает. А почему она такая красивая? Ну и была бы серенькой. Нет – внутри перламутровая, сверху – розовая, изумительная по форме. Форма – совершенная!

Я тут был в Австрии и зашел на рынок. Смотрю, мужик продает аммонит. А я знаю, что ему – двести миллионов лет! Я купил этот аммонит за двадцать евро, и сейчас он у меня стоит. И вот я смотрю на него: передо мной моллюск, окаменелость, которому двести миллионов лет! Господи, помилуй! И он так прекрасен, так совершенен – взгляд не оторвать. И что? Бога нет? А тогда откуда у аммонита спираль?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector