0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличаются православные от протестантов

Чем отличаются православные от протестантов?

Предлагаю отвлечься от обсуждения разногласий между верующими и неверующими и поговорить на тему, которая для многих является более актуальной. Чем отличаются православные и протестанты? Так ли велики противоречия их вероучений? И какие проблемы им придется решать, если они вдруг захотят стать ближе друг к другу или перейти в чужой лагерь? Это одни из самых популярных вопросов, поступающих от учащихся нашей библейской школы.

Конечно, вера православных и протестантов отличается внешне. Например, одни ходят в храм, молятся перед иконами и крестят детей, а другие всего этого не делают, но я предлагаю сфокусироваться на том, что разделяет их изнутри. Ниже я рассмотрю пять ключевых различий в богословии этих двух христианских конфессий .

1. Писание и Предание

Первое и, на мой взгляд, главное отличие состоит в разном понимании Писания и Предания. Православное богословие сочетает их друг с другом, а протестантское настаивает на принципе » Sola Scriptura » (только Писание).

Эта разница проявляется в том, что для православной церкви и Писание, и Предание являются результатом действия в этом мире Святого Духа . Традиция веры предлагает нам своеобразные «очки» для понимания библейских истин и утверждается авторитетом не только Писания, но также отцов ранней церкви и семи вселенских соборов.

Протестанты же настаивают на том, что главным руководящим принципом может быть только Писание , хотя порой понимают под этим разные вещи. Например, Мартин Лютер считал, что Библия безошибочна, но у нас есть свобода в использовании различных элементов традиции. А пуритане верили в необходимость сообразовывать всю христианскую жизнь исключительно с тем, что открыто в Писании, а всё прочее запрещали.

2. Человеческая природа

Православное учение о человеческой природе и грехопадении во многом опирается на произведения раннего отца церкви Иринея Лионского . Поэтому оно утверждает, что человек рождается существом хотя и растленным, но неповинным в грехе , а значит непотерявшим образа Божьего и способным откликнуться на Божий призыв. Такое понимание является достаточно оптимистичным.

Протестанты же более склонны к пониманию человеческой природы, которое принес в церковь Святой Августин . Согласно ему человек воспринимается как полностью испорченное существо , неспособное обратиться к Богу самостоятельно.

3. Спасение

Для православной церкви спасение это, прежде всего, восстановление или достижение союза с Богом . Для протестантов же оно относится к оправданию верой . Следовательно, православные понимают спасение как процесс (обожения или теозиса ), посредством которого верующий всё в большей степени уподобляется Богу. А для протестантов оно носит «юридический» характер и является неким событием, в котором человек становится праведным перед Богом (обращение, покаяние или крещение).

Таким образом, православные устремляют этот процесс в будущее, протестанты же более склонны оглядываться назад на опыт своего обращения.

4. Таинства

Также есть различия в понимании таинств. В православии признаются семь таинств (хотя официального указания, что их должно быть ровно семь, не существует). У протестантов обычно признаются только два таинства : крещение и причастие (Вечеря Господня).

Кстати, в православии сама церковь считается неким таинством, в котором акцент делается на литургии. А у протестантов она является видимой общиной, в которой проповедуется Слово, проводится причастие и крестятся люди.

5. Литургия

В православии центральным моментом литургии является евхаристия, а для большинства протестантов это проповедь .

Также в этих двух конфессиях есть богословские различия в почитании Девы Марии и святых, практике крещения младенцев и понимании роли икон (как правило, эти вещи вообще исключаются из протестантской традиции). Хотя некоторые протестанты тоже крестят детей, но делают это именно для прощения грехов, а не чтобы ввести их в мистическое соединение с Богом и начать процесс обожения как в православии.

Некоторые итоги

При написании статьи я не ставил перед собой цель лишний раз подчеркнуть все эти различия с тем, чтобы показать, насколько фундаментальными и непримиримыми они являются. К сожалению, часто они становятся еще одной причиной для неверующих, чтобы в целом несерьезно относиться к учению Церкви и любым проявлениям христианской веры.

Я лишь хочу, чтобы диалог между православными и протестантами был конструктивным и вёлся на более цивилизованном уровне. Мы должны понимать, чем конкретно отличаемся друг от друга и почему, а не просто разделяться по принципу «свой/чужой» . Если вы принадлежите к одной из этих двух христианских групп, то я от всей души именно этого вам и желаю.

Читать еще:  Мощи княгини Ольги: где находятся и как добраться, история и чудеса

Появление протестантизма

Зародился Протестантизм в начале XVI в Германии. Католический монах и богослов Мартин Лютер высказал недовольство действиями Римско-Католической Церкви, в первую очередь широкой продажей индульгенции — документа, за определенную плату отпускающего грехи или отменяющего действие наложенной на человека ранее епитимьи. Свою критику Мартин Лютер изложил в документе “95 тезисов против продажи индульгенции (1517год)”.

Данные тезисы получили широкую огласку и распространение в германских землях. Требование церковных властей отречься от своих идей Лютер отверг, в результате его отлучили от Католической Церкви и признали еретиком. Но при этом он сумел заручиться доверием у многих католиков, также недовольных действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой и ватиканскими богословами.

Как появились протестанты? В результате действий Лютера и начавшегося обсуждения его идей образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста религиозное антикатолическое движение получило название “протестантизм”.

Католичество, православие и протестантизм: в чем между ними разница

Православие, католичество и протестантизм — три самые распространенные ветви в христианстве. До сих пор идут споры о том, чьё религиозное видение «правильное». Так какая между ними разница
Как Церкви между собой поссорились
Формальное разделение Церкви произошло в 1054 году после конфликта Папы Римского Льва IX с Константинопольским патриархом Михаилом Керуларием.
Поводом послужила борьба за влияние в Южной Италии. Лев отправил в Константинополь посольство, целью которого было признать главенство Папы Римского над Михаилом и закончить противостояние. Михаил предложение Льва отверг, за что тут же был подвергнут анафеме. Патриарх в долгу не остался и предал анафеме прибывшее к нему посольство.
Спустя годы, и даже века, обе Церкви ни один раз пытались превозмочь разногласия и объединиться. Но каждый раз это не получалось: сначала греки, а затем восточные и южные славяне стали приравнивать православие к своей этнической принадлежности.

Отличия православия от католичества.

Оба направления считают себя единственно верной, истинной Церковью. Православные рассматривают католиков либо как еретиков, исказивших религию, либо как раскольников, отделившихся от Единой Церкви. Католики, в свою очередь, думают то же самое про православных.
Главные отличия кроются в догматике.
Согласно православной формулировке, Святой Дух исходит только от Отца, а католики поправляют: не только от Отца, но и от Сына. Православные не верят в непорочное зачатие Девы Марии, непогрешимость Папы Римского и чистилище. У обоих направлений разные взгляды на образы бытия Святой Троицы и следствие благодати.
Важным отличием является то, что в Православии главой Церкви является только Иисус Христос. В Католичестве Иисус Христос — это невидимый глава Церкви, а видимый — это его наместник Папа Римский.
Также много отличий присутствует в обрядах, внутренней организации, отношении к светской власти и т.д. Православные священнослужители, совершая обряды, говорят безлично, от имени Бога. Католические священники говорят от собственного имени. Крестятся католики слева направо, православные наоборот.

Кто такие протестанты.

Идеология протестантизма зародилась в XVI веке. Церковным революционером стал богослов Мартин Лютер. Поводом послужили легкомыслие и алчность священников. Мартин решил, что Бог не нуждается в таких посредниках.
Лютер призвал отменить идолопоклонство святым, открыть доступ к Библии простым людям, свести церковные таинства лишь к крещению и причащению. Со временем идеи пошли дальше — забрать у католической церкви власть и земли сначала в Германии, а затем и всей Европе.
Понятное дело, в Риме Лютера признали еретиком. Однако немецкие князья и народ выразили на это протест. Так последователи Лютера стали протестантами.

Отличия протестантизма.

Протестанты не верят в Святых и Папу Римского, не признают икон и креста. Для богослужения не нужен монастырь, Бог может жить только в сердце человека. Каждый человек сам читает Библию и сам трактует свои поступки.
У протестантов нет особой формы богослужения, а священником может быть даже женщина. Крещение возможно только в зрелом, сознательном возрасте.
У протестантов также есть ветви: самые крупные из них — это англикане (те же католики, но без Папы, живут в Англии), лютеран (всё, что не запрещено Библией — разрешено), кальвинистов (более сдержанные лютеране) и т.д.
Помимо обозначенных течений, существуют Армянская Церковь (Иисус — нетленное существо), Ассирийская Церковь (Иисус — есть Бог), Свидетели Иеговы (Иисус — это архангел Михаил), Мормоны (Троица — это три Бога) и т.д. Каждая из них трактует Библию и устройство мира немного по-разному. Но в целом все придерживаются учения Христа.

Основы протестантизма

Прежде чем рассмотреть основы, отметим, что протестанты также не сохранили первоначального единства и распались на несколько конфессий. И хотя они не обрели столь высокой популярности, но по-прежнему являются наглядным историческим примером того, что идеальной конфессии существовать не может.

Читать еще:  История Адама и Евы: жизнь, любовь и изгнание, как появились и выглядели, последствия грехопадения

В виде основ протестантизма выступают следующие правила:

  1. Человек не способен познать Бога из-за рационального мышления и большого разрыва между Богом и человеком.
  2. Бог открывает себя для человека, потому что признает его немощность, а не наоборот.
  3. Избегать грехи, заблуждения и распущенности можно только доверившись Христу.
  4. Библия — критерий истины для каждой церковной проповеди.

Фото: ru.wikipedia.org

Помимо, добавлено три основных принципа, которым должен следовать каждый протестант:

  1. Sola Scriptura. Церковное предание не признается протестантами, потому как уверены, что Слов Господа достаточно, чтобы спасти душу. Человек по их мнению также не может оценивать прочие священные тексты из-за рациональности познания, поэтому основным ориентиром остается Библия.
  2. Sola Fide. Технически человек может спастись только верой. Дела играют второстепенную роль, хотя и не исключаются полностью.
  3. Solus Christus. Основным божеством выступает Иисус Христос. При этом не происходит умаление святости других святых. Они считают, что нет необходимости делать их такими же особенными, как Иисус.

Лютер формировал фундамент протестантизма на основе Библии и священных текстов, которые по его мнению не противоречили богослужению.

Разногласия между протестантами и православными

Основные разногласия между двумя этими конфессиями можно кратко представить в виде таблицы:

ПротестантизмПравославие
Не был единой конфессией. Возник из различных течений, имевших отличия между собой в догматике, культах и организацииСостоит из совокупности поместных церквей, объединенных единым вероучением и нравственными нормами
Источником религиозного знания является только ПисаниеИсточником религиозного знания является как Писание, так и Предание, то есть опыт, накопленный церковью
Отрицание иконПризнание икон
Отсутствие строгой церковной иерархииЦентрализованная церковная иерархия
Осуждение монашестваПризнание важной роли за монашеством
Считают, что для спасения человека достаточно признания Иисуса Христа Богом и Спасителем. Принцип «спасение верой»Считают, что вера должна опираться на дела, без которых она мертва
Почитание мощей отрицаетсяИмеется почитание мощей святых
Священниками могут быть женщиныЖенщины-священники не приветствуются
Молитвы за умерших не приветствуютсяПрактикуются молитвы за умерших
Могут жениться. Отвергают обет безбрачияСуществует обет безбрачия для монахов
Каждый христианин может сам покаяться перед Богом, без посредниковПокаяние принимает священник
Отвергаются религиозный постНаличие постных религиозных дней

Это лишь часть основных разногласий между этими направлениями христианства.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ОБРЯДОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРАВОСЛАВИЯ, КАТОЛИЧЕСТВА И ПРОТЕСТАНТИЗМА

ПРАВОСЛАВИЕ

КАТОЛИЧЕСТВО

ПРОТЕСТАНТИЗМ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

Отношение к другим христианским конфессиям

Считает себя единственно истинной Церковью.

Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях.

Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии

Внутренняя организация Церкви

Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество.

Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы.

В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы.

Отношения со светскими властями

В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.

Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.

Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — Церковь полностью отделена от государства.

Отношение к браку духовенства

Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.

Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью.

Брак возможен для всех верующих.

Монашество

Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии.

Существует монашество, которое с 11-го — 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)

Высший авторитет в делах веры

Высшие авторитеты — священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м — 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.

Читать еще:  Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви Вселенскими.

Высшим авторитетом является Библия. существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»).

2. ДОГМАТЫ

Догмат об исхождении Духа Святого

Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque — «и от Сына»). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.

Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.

Учение о Деве Марии

Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет.

Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха.

Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются.

отношение к чистилищу и учению о «мытарствах»

Существует учение о «мытарствах» — испытаниях души умершего после смерти.

Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов.

Отвергается учение о чистилище и «мытарствах».

3. БИБЛИЯ

Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания

Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания.

Священное Писание уравнено со священным Преданием.

Священное Писание выше священного Предания.

4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА

Таинства

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.

В большинстве направлений признаются два таинства — причащение и крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.

Принятие новых членов в лоно Церкви

Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.

Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры.

Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.

Особенности причащения

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян — только Телом Христовым (хлебом).

В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения.

Отношение к исповеди

Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.

Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.

Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.

Богослужение

Главным богослужением является литургия по восточному обряду.

Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.

Разнообразные формы богослужения.

Язык богослужения

В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Богослужение на национальных языках, а также на латинском.

Богослужение на национальных языках.

5. БЛАГОЧЕСТИЕ

Почитание икон и креста

Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения.

Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе.

Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, — православные иконы.

Отношение к культу Девы Марии

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Культ Девы Марии отсутствует.

Почитание святых. Молитвы об умерших

Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector