0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возможно; ли православным христианам лечиться гомеопатией

Возможно ли православным христианам лечиться гомеопатией?

Нередко подходят прихожане с вопросом, можно ли лечиться гомеопатией? Попытавшись разобраться с этой темой, столкнулся с остро противоположными мнениями.

Одни утверждают, что это врачевство от Бога, что это лечение по принципу « подобное лечится подобным», что к гомеопатии прибегали свт. Феофан Затворник, что свт. Игнатий Брянчанинов даже сам лечил людей, что гомеопатию восхвалял отец Иоанн Кронштадтский, что гомеопатией лечились оптинские старцы

С другой стороны утверждают, что гомеопатия от дьявола, что процесс изготовления гомеопатических препаратов как « потенциирование» — это оккультное действие, и при встряхивании определенным образом и определенным количеством раз будущее лекарство приобретает некую память и является духовным средством, как заговоренная вода от колдуний, целителей и знахарок, что это шарлатанство и мошенничество, что после лечения гомеопатией люди становятся подавленными и адептами этих лекарей

Итак, возможно ли лечиться гомеопатией православным христианам? Не несёт ли это врачевание в себе опасности?

В своё время в библиотечке Общества православных врачей Санкт-Петербурга была выпущена моя книга « Православный взгляд на гомеопатию». Дискуссия на эту тему продолжается в разных странах. Несколько лет назад мне пришлось проехать всю Румынию для участия в этой дискуссии в Румынской Православной Церкви. Я читал лекции именно о том, почему гомеопатия может использоваться, когда она является нормальной, а когда переходит в разряд оккультизма.

Наши Святые Отцы — и святитель Феофан Затворник, и святитель Игнатий Брянчанинов, и Иоанн Кронштадтский — благословляли гомеопатию и врачей, которые практиковали в этой сфере. Святой праведный Иоанн Кронштадтский освящал на территории нынешнего Санкт-Петербургского государственного университета им. Павлова здание, которое так и называлось: «Гомеопатический институт» с гомеопатической аптекой.

Поэтому лечиться гомеопатией православным христианам можно. Кроме того, среди лекарственных препаратов, которые сегодня применяются в медицине, мы используем комбинацию, мы применяем не только классические медикаментозные средства, но в том числе и гомеопатические. К примеру, фирма « Бионорика» разработала гомеопатические препараты, которые очень хорошо помогают при отёке и хронических воспалительных заболеваниях околоносовых пазух, например « Синупрет». Это достаточно эффективное вещество для обеззараживания носоглотки. Также используется масло туи, которое обладает вяжущим антисептическим эффектом. Гомеопатическим является и «Эуфорбиум Форте» — препарат, который применяется при заболевании верхних дыхательных путей.

Я не буду перечислять все препараты, в этом нет смысла. Та же фирма « Бионорика», например, разработала препараты, которые применяются для помощи женщинам, находящимся в климактерическом периоде, и эти препараты тоже достаточно эффективны.

Поэтому нельзя говорить о том, что мы как-то отдельно применяем гомеопатию, такого нет. В классической медицинской школе мы сегодня используем и фитотерапию, и гомеопатию, и аллопатию, и иглотерапию, , и всё идёт в комбинации. Лечащий врач определяет, какой препарат будет полезен при том или ином заболевании, и по какой схеме.

Конечно же, как классический врач, я настороженно отношусь к тому, когда гомеопатию назначают при острых заболеваниях. И в то же время я вижу большой эффект при лечении хронических вялотекущих заболеваний.

Например, при остром верхнечелюстном синусите, если мы добавляем к классическому лечению ( или при вирусной патологии верхних дыхательных путей в остром периоде) тот же «Синупрет» — мы видим, как и насколько, в течение какого периода времени эффективен этот препарат.

Когда нам говорят об оккультном компоненте в гомеопатии, это связано, конечно, с непониманием химических процессов, происходящих во время приготовления гомеопатических препаратов. Уже давно доказано, что при 10^(-23)(число Авогадро) молекулярные свойства переходят в волновые, то есть мы имеем дело не с воздействием молекулы вещества на процесс, а волны́, которая остаётся в кластерной решётке молекулы воды и которая продолжает оказывать воздействие.

В перспективе дальнейшего развития медицины в XXI веке мы видим разработки бактерий, которые будут приносить пользу, так же как сейчас достаточно много различных бактериальных препаратов, которые вводятся и в кишечник, и перорально, и в нос, и так далее. Мы видим, что не всегда сегодня они действуют эффективно, но за этим будущее — когда на благо доктора будут работать полезные бактерии.

В том числе видим и другое направление, когда будет использоваться так называемая « волновая медицина». «Волновая медицина» — это второй шаг после гомеопатии, когда на основании физических свойств воды, сохраняющих электромагнитную составляющую того или иного препарата, будут разработаны те новые устройства, которые позволят подобрать длину волны, характерную для лечения того или иного заболевания. Это можно сегодня увидеть в некоторых фантастических фильмах. В руках у доктора находится волновой прибор, который позволяет и диагностировать поражение человека, и в то же время сразу же подобрать соответствующую длину волны для лечения. Мне кажется, что за этим будущее, но для того, чтобы создать такие приборы, понадобится очень много усилий. На данный момент, например, есть такие аппараты, как « Денс», с помощью которых можно микроэлектрическими воздействиями определённой длины волны через кожу влиять на пораженную область. У них есть специально подобранная длина волны для острой боли, мышечной боли, сухожильной боли и других различных состояний организма. Я проверял эти аппараты и должен сказать, что они не всегда бывают эффективны.

То есть на данный момент это ещё пока не совершенная техника, и для её разработки понадобится время. В перспективе то, что было открыто Самуэлем Ганеманом ( основателем гомеопатии — ред.), — это очень серьёзная медицина. Я ознакомился с сочинениями Ганемана, с его идеологией. Там идеология классического думающего врача, который, может быть, несколько по-иному подходит к пониманию того или иного патологического процесса.

Также нельзя, например, отметать ту медицину, которая была разработана известным доктором Бадмаевым в Петербурге. Это крестник царя Николая II, который делал исследования в Тибете, собирал тра́вы. Если взять его классические работы, половина его рассуждений — это рассуждения, синергичные рассуждениям Гиппократа о том, как надо создать соответствующие условия для лечения больного. Часто его рассуждения имеют гомеопатический характер. Бадмаев очень наблюдательный врач, который понимал, как обеспечить внешние условия для лечения. Подборами его трав лечились многие известные люди дореволюционного Петербурга, это было эффективно. Пётр Бадмаев широко использовал свои препараты, создал особое направление медицины, свою медицинскую школу.

Дискуссия по поводу гомеопатии связана с тем, что часть греческих гомеопатов, которые должны бы, казалось, использовать классические взгляды Ганемана, действительно связаны с оккультными воздействиями. Элладская Церковь первой подняла вопрос о том, чтобы запретить гомеопатию как таковую — потому что ею занимаются колдуны. Поэтому мы должны понимать: в чьих руках, в каком лечебном учреждении, в каком кабинете, кто этим занимается, что за этим стоит и как человек реализует своё врачебное воздействие. Если врачебное воздействие связано с какими-то оккультными вещами, то понятно, что это оккультная гомеопатия, из-за этого к ней и возникло такое негативное отношение.

Некоторые медики считают, что гомеопатия — это не наука. Но тем не менее, это достаточно серьёзная область. В своё время, около десяти лет назад, мы подробно подошли к изучению этого вопроса. Пригласили учёных из института Пастера, которые анализировали мечниковскую теорию фагоцитоза и теорию Эрлиха (основатель химиотерапии — прим.ред.); и оказалось, что эти теории не противоречат друг другу. Провели эксперименты на мышах. Мышь не внушаема, на нее ничем не воздействуешь психологически. Ученые заражали мышей возбудителями различных заболеваний и вводили так называемый « гомеофактор», то есть фактор, полученный в результате действия гомеопатического вещества. С достоверной вероятностью доказали, что группа мышей, которым не вводился этот препарат, и группа мышей, которым вводился этот препарат, существенно отличаются друг от друга. На лабораторном уровне совершенно чётко доказали действие этого гомеопатического вещества. Конечно, нам нужен был тогда момент апробации и апологизации в достаточно серьёзном учреждении, и серьёзные учёные занимались этим исследованием.

Возвращаясь к Святым Отцам, надо сказать, что восемь наших Святых Отцов благословляли гомеопатию, поддерживали её и считали, что это очень тонкое воздействие на человека, менее грубое, чем аллопатическое воздействие, и имеет своё право на существование для лечения людей.

Статьи

Противоречит ли гомеопатия православию? | Гомеопатия и православие

Начало науки — наблюдение, философии — удивление, религии — благоговение.

Наука, в том числе медицина, начинается с эксперимента, ее основа — это накопление фактов и выявление связи между ними. Но исследователи обычно не останавливаются на фундаменте фактологии, а пытаются осмыслить и систематизировать материал, накопленный наукой. От экспериментаторства исследователь переходит к первой ступени абстракции — к рабочей гипотезе.

Гипотеза — это предположение; она существует как правдоподобная догадка до тех пор, пока удовлетворяет решению практических задач. Но с накоплением новых фактов гипотеза, через какое-то время, начинает давать перебои и перестает действовать. Всякая гипотеза нуждается в постоянной коррекции и дополнениях, а затем наступает критический момент: необходимо сменить ее другой, более современной гипотезой. Поэтому гипотеза, как абстракция, относится к категории «научных эфемеров».

Человека не удовлетворяют только практические результаты науки, т. е. следствия явлений. Его пытливый ум хочет найти их причину и, абстрагируясь от гипотез, создает теорию, т. е. более широкое искусственное мысленное поле, которое не поддается непосредственной экспериментальной проверке. Здесь пересекаются три линии: научные представления на основе какой-нибудь из выбранной гипотез, философия, как стремление найти общие законы посредством логических умозаключений, и личное мировоззрение, связанное с религией и конфессией или же с атеистической идеологией. Поэтому следует отличать друг от друга науку, как фактологию, и науку, как теорию. Но в последнем случае было бы вернее сказать: науку, как ряд теоретических систем, нередко взаимоисключающих друг друга. Одни и те же факты ученые разных эпох и народов, и даже современные друг другу, объясняли различно. Если мы ознакомимся с трудами средневековых медиков и химиков и посмотрим на эти дисциплины их глазами, то нам может показаться, что медицина и химия это оккультные науки. Если мы прочтем труды китайских классиков по медицине, то можем подумать, что это дуалистическое мировоззрение, так как там все сводится к взаимодействию двух начал: инь и янь. А между тем, китайско-тибетская медицина накопила огромный эмпирический материал, которым может пользоваться, и пользуется современная медицина. Индийская медицина (с учением о универсальной пране) покажется нам философским монизмом, а средневековая медицина, с ее терминологией, как герметизм или гелозоизм. Даже в новое время некоторые естествоиспытатели, например знаменитый Гете, представляли всю землю населенными духами — демонами, которые присутствуют во всех процессах. Поэтому надо отделять научный и народный опыт от ненадежной теоретизации, смешение науки с философией и мировоззрением. Приведем еще примеры. Крупнейший физик 20-го века Эйнштейн был пантеистом, но из этого нельзя вывести заключение, что физика это пантеистическая система, которая отрицает христианство. Выдающийся физик Кюри был материалистом, но из этого нельзя заключить, что физика это безбожие, от которого христианам надо держаться подальше.

Читать еще:  Иконостас в православном храме: устройство и схема в церкви, история

Подобную логическую ошибку совершили авторы памфлета «Духовный и медицинский аспекты гомеопатии», опубликованного в интернете, спутав гомеопатию с теоретическими абстракциями Ганемана, Кента и других, которые вовсе не разделяются всеми гомеопатами, да и в этих абстракциях нет ни доказательств их связи с гомеопатией, как системы лечения, ни единства мнений, а априорные высказывания их авторов.

Между тем, гомеопатия это экспериментальная наука, где лабораторий является сам организм человека. И Ганеман, как и другие экспериментаторы, проверял действие лекарств на себе самом, а не выводил их из теоретических положений. Поэтому высказывания гомеопатов, в том числе самого Ганемана, имеющие характер философской интерпретации, относятся к мировоззрению их авторов, и представлениям о эпохе, а не клиническим результатам — лечению больных. Эти теоретизирования носят частный и личностный характер.

В современной космогонии существует несколько противоречивых теорий (не менее десяти) и, в тоже время, ни одна из них не может считаться доказанной или полностью отвечающей точному математическому анализу, но из-за этого мы не можем отвергнуть астрономию как науку. Знаменитый Гейзенберг, основатель квантовой механики, по своему мировоззрению был близок платонизму и выражал восхищение структурой атомов у Платона, представленных в виде многогранников, но из-за этого нельзя заключить, что квантовая механика это платонизм, отвергнутый Церковью на соборах против Иоанна Италла и его последователей. Некий космонавт объявил себя продолжателем дела Рерихов и поднимает прессе шум, не меньший, чем на космодроме во время запуска ракет, но какое отношение это имеет к производству космических аппаратов?

Итак, Ганеман и некоторые видные гомеопаты хотели объяснить действие гомеопатических препаратов на человеческий организм, руководствуясь своими априорными представлениями, тогда как значительная часть гомеопатов, мы бы сказали их подавляющее большинство, считало гомеопатию такой же эмпирикой как фитотерапию или химиотерапию. Вообще медицина, как и другие прикладные науки, может ответить на вопросы «что» и «как», но таинственное «почему» остается, и наверно навсегда, в области предположений и догадок.

Ганеман пользовался лексикой и понятиями, предшествующей ему медицине, где такие слова, как флюид, эфирные тела и т. д. были обиходными представлениями и содержались в лексиконе европейских врачей различных направлений, в лексиконе, во многом унаследованном от средневековых алхимиков и герменевтиков. В таком случае всю медицину надо стилизировать под оккультизм. Древнегреческие и римские врачи собрали значительный эмпирический материал, но те же врачи посылали больных в храмы Асклепия (Эскулапа). Сами жрецы этих храмов имели немалые познания в медицине, но из этого мы не можем сближать фармакологию с идолопоклонством.

Надо сказать, что понятие о эфире, как особой стихии, и о эфирном теле, как нематериальной субстанции, было распространено в науке вплоть до половины 19-го столетия, и даже некоторые богословы, желая показать нематериальность души, сравнивали их с эфирными телами. А теперь этот термин исчез со страниц научной литературы и сохранился в книгах оккультистов.

Европейская медицина немало позаимствовала у местных жителей европейских колоний, знающих свойства своей флоры. Ученых интересовал арсенал лекарств и методы лечения, а не представления туземцев о том, что болезнь материализируется в змей и ящеров, которых путем шаманских манипуляций якобы выводили из организма.

Отец современной химиотерапии Парацельс, в своих теоретических трудах, представил оккультную картину мира, но на основании этого мы не должны утверждать, что врач нашей соседней поликлиники, выписывающий преимущественно химические препараты, является последователем магии. Знаменитый калужский физик Циолковский, создавший первые проекты космических кораблей, представлял космос в ракурсе не то теософии, не то спиритизма. Однако, последующая наука заимствовала у него идеи создания космических аппаратов, а не идеи космической демонологии. Но самым главным подтверждением гомеопатии, как чистой эмпирики, и современной ее реабилитацией служит отношение к гомеопатии выдающихся в истории православия лиц. В их числе мы можем назвать Хомякова, лечившего гомеопатическими средствами своих крестьян, Пирогова, не расстававшегося в поездках с набором гомеопатических лекарств; святого Иоанна Кроншдатского, освятившего первую гомеопатическую клинику в Петербурге и избранного почетным членом Гомеопатического Общества; Феофана Затворника, с успехом употреблявшего гомеопатические препараты (характерно, что в одном частном письме он отвергал какую ни будь связь гомеопатии с месмеризмом);святого епископа Игнатия Брянчанинова, который сам давал больным гомеопатические препараты. Покровительствовал гомеопатии св. Царь-мученик Николай II. Гомеопатией пользовались грузинские патриархи Калистрат и Ефрем.

Расскажу об одном случае. В50-ых годах достать духовную литературу было очень трудно и одна дама, близкая к высшей иерархии Русской Церкви, воспользовалась случаем — приездом в Грузию патриарха Алексея I и попросила у него через знакомых лиц прислать ей книгу Игнатия Брянчанинова. Не знаю, как и кому была передана это просьба, но через некоторое время она получила посылку, где находилось гомеопатическое лекарство «Игнация».

Святая блаженная Матрона имела в числе самых близких к себе людей двух гомеопатов. Характерно ее отношение еще к одному гомеопату, весьма сомнительной репутации с христианской точки зрения. Между тем, она посылала к нему свою духовную дочь за гомеопатическими препаратами. Об этом подробно повествуется в воспоминаниях о блаженной Матроне, собранных свидетелями ее жизни.

Если гомеопатия была бы связана действительно с оккультизмом и демонизмом, то святые подвижники почувствовали бы духовную опасность такого лечения и ощутили бы через благодать Божию духовный смрад этих препаратов, как и всего, к чему прикасается и в чем соучаствует диавол. Святой Иоанн Кронштадтский изгонял демонов из одержимых; неужели через гомеопатию демон обманул его? Святой Игнатий Брянчанинов учил с своих книгах как различать действия духов — светлых и темных — на душу человека; неужели здесь он сам не различил демонского действия, а невольно способствовал демону, одобряя гомеопатические лекарства?

Думаю, что достаточно авторитета указанных святых, чтобы считать этот вопрос разрешенным. Наше время не дало второго Иоанна Кроншдатского, но породило множество пигмеев, которые не имея ни духовного опыта, ни знания святоотеческих творений, самоуверенно отвергают то, чего не понимают сами.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Источник: http://karelin-r.ru/index.html «Гомеопатия и православие»

При копировании материала ссылка на Издательство «Гомеопатическая книга» обязательна. Помните, что копирование материалов без разрешения приводит к пессимизации (ухудшению качества поиска) вашего сайта!

Православна ли гомеопатия?

Гомео­па­тия при­шла в Рос­сию не вче­ра, а еще при жиз­ни ее осно­ва­те­ля Самю­э­ля Гане­ма­на, и неуже­ли Пра­во­слав­ная Цер­ковь еще тогда не заме­ти­ла бы пагуб­но­сти это­го уче­ния? А если и заме­ти­ла, то поче­му побо­я­лась обли­чить уста­ми сво­их свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных и пра­вед­ных? Уди­ви­тель­но, но эти уста ска­за­ли совсем обратное.

Этот стран­ный на пер­вый взгляд вопрос все­рьез зани­ма­ет созна­ние мно­гих веру­ю­щих. В послед­нее вре­мя в неко­то­рых око­ло­цер­ков­ных изда­ни­ях ста­ли появ­лять­ся репли­ки о несов­ме­сти­мо­сти гомео­па­тии и хри­сти­ан­ства, об « оккульт­ном» харак­те­ре гомео­па­тии и недо­пу­сти­мо­сти для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на обра­щать­ся за помо­щью к пред­ста­ви­те­лям дан­но­го направ­ле­ния меди­ци­ны и т. д. К сожа­ле­нию, подоб­ные «ана­фе­ма­тиз­мы» име­ют шанс быть услы­шан­ны­ми, так как нахо­дят под­держ­ку и со сто­ро­ны отдель­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, чей авто­ри­тет в неко­то­рых пра­во­слав­но-меди­цин­ских кру­гах доста­точ­но высок. В дан­ной ста­тье нам не хоте­лось бы дока­зы­вать ни «пра­во­слав­ность» гомео­па­тии, ни ее «науч­ность», и, преж­де все­го, пото­му, что начав­ша­я­ся поле­ми­ка, увы, не явля­ет­ся ни бого­слов­ской, ни под­лин­но науч­ной. В дан­ном слу­чае наш ответ носи­те­лям тота­ли­тар­ной идео­ло­гии может быть толь­ко один – под­лин­но исто­ри­че­ская перспектива.

Гомео­па­тия при­шла в Рос­сию не вче­ра, а еще при жиз­ни ее осно­ва­те­ля Самю­э­ля Гане­ма­на, и неуже­ли Пра­во­слав­ная Цер­ковь еще тогда не заме­ти­ла бы пагуб­но­сти это­го уче­ния. А если и заме­ти­ла, то поче­му побо­я­лась обли­чить уста­ми сво­их свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных и пра­вед­ных? Уди­ви­тель­но, но эти уста ска­за­ли совсем обратное.

Итак, век 19, дей­ствие пер­вое: гомео­па­тия и медицина.

Пер­вое упо­ми­на­ние о гомео­па­тии на про­сто­рах импе­рии отно­сит­ся при­бли­зи­тель­но к 1823 году, а пер­вые вра­чи-гомео­па­ты были, как поло­же­но, нем­цы. Мно­гие из них были «вра­ча­ми по вызо­ву» для чле­нов цар­ской семьи и поль­зо­ва­лись дер­жав­ным покро­ви­тель­ством, что в целом явля­лось непло­хим нача­лом для раз­ви­тия гомео­па­тии, одна­ко, как и вез­де в Евро­пе, про­ти­во­дей­ствие «ста­рой» меди­цин­ской шко­лы ока­за­лось доста­точ­но агрес­сив­ным. Запре­тить не успе­ли – обру­ши­лась холе­ра (1830 – 1831), обна­ру­жив всю сла­бость тогдаш­ней алло­па­ти­че­ской меди­ци­ны, а гомео­па­тия пока­за­ла себя как нель­зя луч­ше: неко­то­рые поме­щи­ки (в част­но­сти, Семен Кор­са­ков) спас­ли жиз­ни сотен кре­стьян, назна­чив им гомео­па­ти­че­ские сред­ства. Сооб­ще­ния об этом достиг­ли Санкт-Петер­бур­га, где бла­го­да­ря под­держ­ке адми­ра­ла Нико­лая Морд­ви­но­ва было раз­ре­ше­но исполь­зо­вать гомео­па­тию в част­ной прак­ти­ке, запре­тив, одна­ко, ее при­ме­не­ние в офи­ци­аль­ной медицине.

Читать еще:  Дети Адама и Евы: сколько было и как звали, откуда взялись и какие были

Это дву­смыс­лен­ное поло­же­ние оста­ва­лось в силе очень дол­го, и, несмот­ря на появ­ле­ние сво­их рос­сий­ских вра­чей-гомео­па­тов, было ясно, что надеж­ды заин­те­ре­со­вать меди­цин­ское сооб­ще­ство док­три­ной гомео­па­тии ока­за­лись тщет­ны­ми, а «Жур­нал гомео­па­ти­че­ско­го лече­ния» даже тре­бо­ва­ли закрыть как пред­став­ля­ю­щий опас­ность для «систе­мы здра­во­охра­не­ния». Гомео­па­ты были вынуж­де­ны искать новых союз­ни­ков в рос­сий­ском обще­стве. Как ни пара­док­саль­но, таким пре­дан­ным союз­ни­ком гомео­па­тии на дол­гие годы, даже до сего дня, ста­но­вит­ся пра­во­слав­ное духовенство.

Итак, дей­ствие вто­рое: гомео­па­ты и Цер­ковь.

Самым курьез­ным, но и пока­за­тель­ным явил­ся опыт пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров Иркут­ской епар­хии, где гомео­па­тия полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря архи­манд­ри­ту Инно­кен­ти­ев­ско­го мона­сты­ря Вениамину.

Мис­си­о­не­ры мето­дич­но изу­ча­ли прин­ци­пы гомео­па­тии и по бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­но­го были осна­ще­ны даже инди­ви­ду­аль­ны­ми аптеч­ка­ми. Успех был настоль­ко необык­но­вен­ным, что в 1871 году Коми­тет Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го обще­ства при­знал роль гомео­па­тии в обра­ще­нии малых наро­дов Сиби­ри и Даль­не­го Восто­ка в хри­сти­ан­ство, так как и мест­ные жите­ли, несмот­ря на успе­хи буд­дий­ских лам в меди­цине, были пора­же­ны резуль­та­том гомео­па­ти­че­ско­го лече­ния у пра­во­слав­ных священников.

Труд­но ска­зать, име­ла ли эта исто­рия про­дол­же­ние, но дру­гая раз­во­ра­чи­ва­лась уже не на окра­и­нах импе­рии, а в самой рос­сий­ской глу­бин­ке. Там сель­ские батюш­ки, упо­ми­на­ние о кото­рых вызы­ва­ет в памя­ти обра­зы коло­рит­ных лес­ков­ских пер­со­на­жей, понес­ли гомео­па­тию в мас­сы, сде­лав ее поис­ти­не народ­ной меди­ци­ной. Эти скром­ные тру­же­ни­ки на ниве Хри­сто­вой облег­чи­ли стра­да­ния тысяч про­стых людей, а воз­мож­но, спас­ли и сот­ни жиз­ней. Во мно­гом рас­про­стра­не­ние гомео­па­тии было вызва­но разо­ча­ро­ва­ни­ем в систе­ме меди­цине зем­ской, кото­рая у совре­мен­но­го чело­ве­ка ассо­ци­и­ру­ет­ся с интел­ли­гент­ным лицом Анто­на Пав­ло­ви­ча Чехо­ва. На деле же зем­ская меди­ци­на обо­ра­чи­ва­лась к бед­ным людям дру­ги­ми частя­ми тела, так как была весь­ма наклад­ной, а во мно­гих рай­о­нах Рос­сии ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная вра­чеб­ная помощь была прак­ти­че­ски вооб­ще недо­ступ­на (зем­ства не име­ли средств для содер­жа­ния врачей).

В 1880‑е годы свя­щен­ни­ки-гомео­па­ты ста­ли актив­но печа­тать­ся в гомео­па­ти­че­ских пери­о­ди­че­ских изда­ни­ях, рас­ска­зы­вая о сво­их опы­тах лече­ния. Вот харак­тер­ное сооб­ще­ние, пред­став­лен­ное свя­щен­ни­ком Дмит­ри­ем Мат­ве­е­вым (подоб­ных сооб­ще­ний было множество):

«11 сен­тяб­ря 1885 г. меня при­гла­си­ли к боль­ной жен­щине для «про­щаль­но­го напут­ствия». Паци­ент­ка ока­за­лась роже­ни­цей, и она дей­стви­тель­но мог­ла вот-вот уме­реть. Несмот­ря на все уси­лия и иди­о­тизм мест­ных ста­рух, в тече­ние двух дней желан­ные резуль­та­ты (роды) не после­до­ва­ли. Ситу­а­ция ста­ла кри­ти­че­ской. Бла­го­да­ря недав­ней прак­ти­ке гомео­па­ти­че­ско­го лече­ния я вызвал­ся помочь. Отсут­ствие родо­вых потуг и общая сла­бость жен­щи­ны ука­зы­ва­ли на Secale cornutum («маточ­ные рож­ки»). Я назна­чил частый при­ем это­го средства».

После при­е­ма пре­па­ра­та, пред­пи­сан­но­го свя­щен­ни­ком, роды нача­лись и закон­чи­лись наут­ро рож­де­ни­ем ребен­ка. Лич­но у авто­ра образ это­го батюш­ки вызы­ва­ет искрен­нее вос­хи­ще­ние, а ведь он был не одинок.

В 80-годы Свя­щен­ным Сино­дом была даже пред­ло­же­на про­грам­ма пре­по­да­ва­ния основ меди­ци­ны в духов­ных семи­на­ри­ях, вклю­чая изу­че­ние гомео­па­ти­че­ско­го мето­да. В 1890 г. веду­щее пра­во­слав­ное пери­о­ди­че­ское изда­ние «Цер­ков­ные ведо­мо­сти» (напом­ним, обя­за­тель­ное к под­пис­ке в каж­дой воло­сти) по раз­ре­ше­нию Побе­до­нос­це­ва выпу­сти­ло на пра­вах бро­шю­ры спе­ци­аль­ное при­ло­же­ние «Неко­то­рые крат­кие све­де­ния отно­си­тель­но гомео­па­тии», что про­из­ве­ло эффект разо­рвав­шей­ся бом­бы. После пуб­ли­ка­ции рез­ко воз­рос­ло чис­ло свя­щен­ни­ков-гомео­па­тов. В кон­це сто­ле­тия мно­гие свя­щен­ни­ки и епи­ско­пы были актив­ны­ми дея­те­ля­ми гомео­па­ти­че­ских обществ, при­чем это уча­стие было про­фес­си­о­наль­ным. Вот неко­то­рые циф­ры: в 1896 г. из трех гомео­па­ти­че­ских аптек Санкт-Петер­бур­га пре­па­рат полу­ча­ли одна тыся­ча сто семь­де­сят два свя­щен­ни­ка! Учи­ты­вая, что в Рос­сии насчи­ты­ва­лось 16 спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных аптек, мы полу­ча­ем про­сто шоки­ру­ю­щую ста­ти­сти­ку. Око­ло тыся­чи свя­щен­ни­ков были так­же под­пис­чи­ка­ми жур­на­ла «Врач-гомео­пат» и участ­во­ва­ли в сбо­ре средств на памят­ник Ганеману.

Одним их самых боль­ших дости­же­ний рос­сий­ских гомео­па­тов было одоб­ре­ние пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штад­ско­го, кото­рый ока­зал суще­ствен­ную под­держ­ку мето­ду гомео­па­тии и сло­вом, и делом. Позд­нее неко­то­рые свя­щен­ни­ки, прак­ти­ку­ю­щие гомео­па­тию, писа­ли, что к изу­че­нию мето­да их подвиг­ли про­по­ве­ди отца Иоан­на, в кото­рых он гово­рил о чуде­сах исце­ле­ния боль­ных с помо­щью гомео­па­ти­че­ских лекарств. Не обо­шел вни­ма­ни­ем гомео­па­тию и дру­гой вели­кий подвиж­ник и духов­ный писа­тель про­шло­го сто­ле­тия свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник. В пись­мах духов­ным чадам он сове­то­вал обра­щать­ся к гомео­па­там, ибо те «не пасу­ют перед болью». Инте­рес­но отме­тить так­же, что меж­ду гомео­па­ти­че­ски­ми обще­ства­ми и кор­по­ра­ци­ей вра­чей-алло­па­тов раз­ни­ца была не толь­ко в испо­ве­да­нии раз­ных под­хо­дов к болез­ни и боль­но­му, эта раз­ни­ца каса­лась так­же обще­ствен­ных и рели­ги­оз­ных иде­а­лов. В то вре­мя как гомео­па­ти­че­ские обществ име­ли выра­жен­ный кон­сер­ва­тив­но-монар­хи­че­ский отте­нок и были прак­ти­че­ски пра­во­слав­ны­ми по духу (во мно­гом бла­го­да­ря вли­я­нию духо­вен­ства), офи­ци­аль­ные меди­цин­ские струк­ту­ры доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии были рас­сад­ни­ка­ми не толь­ко либе­раль­ных, но во мно­гом ради­каль­ных и ате­и­сти­че­ских идей с выра­жен­ной кри­ти­кой по отно­ше­нию к госу­дар­ству и Церкви.

Каким бы поверх­ност­ным ни был наш исто­ри­че­ский экс­курс, его вполне доста­точ­но, что­бы понять одно: гомео­па­тию и Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь свя­зы­ва­ет дав­нее бла­го­дат­ное сора­бот­ни­че­ство на ниве исце­ле­ния душ и телес. Пра­во­слав­ные пас­ты­ри минув­шей эпо­хи вос­при­ни­ма­ли гомео­па­тию как под­лин­но хри­сти­ан­скую меди­ци­ну, поз­во­ля­ю­щую видеть и вра­че­вать в чело­ве­ке не отдель­ные болез­ни, а целую лич­ность в сово­куп­но­сти духов­но­го, душев­но­го и телес­но­го стра­да­ния. Отрад­но, что мно­гие почи­та­е­мые в наро­де духов­ни­ки и стар­цы дня сего­дняш­не­го (в част­но­сти, Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский, о. Иоанн (Кре­стьян­кин), о. Нико­лай Гурья­нов, о. Кирилл (Пав­лов)) пони­ма­ют это, бла­го­слов­ляя вра­чей и боля­щих при­бе­гать к помо­щи гомео­па­ти­че­ско­го мето­да. Очень инте­рес­ные пер­спек­ти­вы откры­ва­ют­ся в соот­не­се­нии основ­ных прин­ци­пов гомео­па­тии с хри­сти­ан­ской антро­по­ло­ги­ей и даже соте­рио­ло­ги­ей. Систем­ная пси­хо­фи­зио­ло­гия с ее пред­став­ле­ни­ем об актив­ном ней­роне, реа­ли­зу­ю­щим свои мета­бо­ли­че­ские потреб­но­сти через инфор­ма­ци­он­ный обмен с мик­ро­сре­дой, дает нам воз­мож­ность по-ново­му взгля­нуть на прин­цип гомео­па­ти­че­ских раз­ве­де­ний уже с есте­ствен­но­на­уч­ной точ­ки зре­ния. Это, одна­ко, тема для отдель­ной ста­тьи, в кото­рую вой­дет доклад, сде­лан­ный авто­ром на Меж­ду­на­род­ном гомео­па­ти­че­ском кон­грес­се, про­шед­шем 21–22 ян6варя 2001 года в Москве. (Явля­ясь свя­щен­но­слу­жи­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и имея выс­шее бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, с одной сто­ро­ны, а так­же, будучи прак­ти­ку­ю­щим вра­чом-гомео­па­том и спе­ци­а­ли­стом в обла­сти физио­ло­гии чело­ве­ка – с дру­гой, автор счи­та­ет себя впра­ве под­нять про­бле­му гомео­па­тии и хри­сти­ан­ства на стра­ни­цах « ИГР» и будет весь­ма при­зна­те­лен за любое уча­стие в ее обсуждении).

Гомеопатия — недоказанный метод

Сегодня ассортимент альтернативных медицинских методик для разочарованных пациентов классической медицины значительно расширился. Особенной популярностью пользуется гомеопатия. Недавно мы опубликовали интервью заведующего приемным отделением московской больницы святителя Алексия Андрея Дя об этом методе.

Вопрос гомеопатии уже дважды обсуждался на заседании Церковно-общественного совета по биомедицинской этике, однако однозначные выводы сделаны не были. Комментирует один из главных критиков гомеопатии среди православных экспертов, председатель совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ профессор Александр ДВОРКИН:

— Для того чтобы быть научным методом, в гомеопатии слишком много недоказанного. В первую очередь основополагающий принцип малых доз. В самых мощных гомеопатических средствах в составе лекарств в лучшем случае находится одна молекула исходного вещества на баночку лекарства, а то и нет ни одной. Что же тогда там действует согласно физическим законам? Конечно, в гомеопатии, кроме сверхвысоких, есть более низкие уровни разведения, когда легко обнаруживается присутствующее вещество — в этом случае есть предмет разговора.

Другой сомнительный пункт — обязательное встряхивание гомеопатического лекарства при разведении. Как объясняют многие гомеопаты, в результате встряхивания якобы задействуется «энергетическая память воды» (!) — но это уже чисто оккультный жаргон. Один гомеопат объяснил, что при встряхивании раствора в воде возникают пузырьки воздуха, они схлопываются, и их энергия, наподобие энергии маленьких ядерных взрывов, изменяет структуру воды на долю секунды, и вода принимает в себя информацию об этом веществе! Даже если мы примем эту антинаучную гипотезу за правду, возникает другой вопрос: каким образом вода знает, какое вещество ей запоминать? Ведь используется не дистиллированная вода, и емкость, в которой встряхивается лекарство, не стерильная, там присутствуют разные химические вещества: хлор, медь, железо и т. д. Почему же вода «запоминает» именно, например, мышьяк, который туда положили, и не запоминает что-то другое?

Поэтому до тех пор, пока гомеопатия не пройдет испытания методом двойного слепого тестирования (как это есть в доказательной, классической медицине), ее исследования будут вызывать большие сомнения в доброкачественности. Гомеопаты знают, что их метод не доказан, но они в него верят. А это уже не наука. Отсюда — огромная опасность примешивания оккультных методик и учений, что и происходит на практике. По известным мне данным, все руководство гомеопатической ассоциации России — практикующие оккультисты. Поэтому я сам воздерживаюсь от гомеопатии.

астрология и православие

впрос к людям ЗНАЮЩИМ И ВЕРУЮЩИМ: чем опасна астрология? сильный ли это грех?

Астрология это наука, а не гадание. Как сказал Пталомей «Звезды склоняют, но не обязывают»

3-СТРАНИЦА не существует

конечно грех, ведь астрологи именно предсказали рождения христа и где оно произойдет:) То. что нынче считают православием ничего общего с ним не имеет:)Христос лечил наложением рук, предсказывал судьбу, управлял своей:) Но церковники все это запретили-ведь стадом, которое подчиняется правилам. управлять легче

Читать еще:  Толковая Библия Лопухина: авторство и описание, содержание

Православие это христианство. Христиане верят соответсвенно Библии. в соответствии с Библией астрология это грех. Поверьте мне. Я христианка с детства. Я знаю Библию достаточно хорошо, чтоб с уверенностью сказать. что Бог ненавидит гадания, острологические прогнозы и прочее. Так как это черзость пред Ним. А святость Бога и грех несовместимы.

нет, простите, начнём с того, что в православные и гадания грехом не считают, сколько раз я видела по тв, сами батюшки гворили, гадать лучше тогда то и тогда то) бред просто
а если верить во всемогущего Бога то астрология становится не нужна

Мне кажется, что православие это на 100% маразм, а астрология на 80-85%

Дело в том ,что с помощью астрологии можно избежать плохих моментов в жизни или сгладить их проявления,можно даже изменить судьбу,например при очень плохом гороскопе астролог может посоветовать переехать в другую страну ,где гороскоп работает по другому.Но это все помагает человеку избежать те уроки кармы которые он должен пройти в этой жизни и соответственно не получить какой-то ценный опыт который важен для его самосавершенствования.Знание астрологии помагает где-то перехитрить судьбу.С позиции веры,человек смиренно должен проходить все испытания ,которые Бог ему послал.Скажу про себя мне астрология только помагла,я поняла свои недостатки,стала более правильно себя вести,судьба с позиции астрологии начанает корректироваться в лучшую сторону,когда человек работает над своими недостатками и пороками т.е не ври,не убей,не укради.Вообщем и вера и астрология направленны на одно ,на то чтобы человек жил в гармонии со своим внутренним миром и окружающим,только астрология дает людям посказки а вера заставляет учиться на собственных ошибках

чтобы жить в гармонии со своим внутренним миром, надо понять для чего человек создан, а создан он для славы Божьей, а благодаря современности и груховности человека, получается, что мы не славим Его а восстаём против Него.
Православие мне далеко так как они поклоняются изображению и делают то, что делать совсем не надо. Жить надо для живого Бога, а они деоевяшкам поклоня.тся, хотя Бог сам говорит в Библии, чтоб не было никакого изображения.
А чтоб глупостей не наделать думать надо головой, а не звёзды считать:)

Юля — в Ветхом Завете действительно находила цитаты против астрологии. Но в Новом не помню.. А православная вера полностью построена на Новом Завете. Мало того, волхвы предсказали рождение Спасителя по звезде ( а это и есть астрология). Значит они ее изучали и это не осуждается.

Лиска, не путайте астрологию и астрономию))

17 — да их трудно спутать. Астрология — это влияние планет и звезд на судьбу человека. А астрономия — наука о планетах и звездах.

Кто порывал с эзотерикой.

Лиска, интересно про Иоанна Дамаскина, не могли бы ссылку дать? — На форуме уже есть небольшая тема про астрологию, поищите, автор. Но не Вы ли ее открыли? пока, в общем, не буду повторять то, что писал там. — 6 аноним, сегодня тоже верующие люди, вслед за Христом, и лечат, и предсказывают будущее, притом и после своей смерти тоже, а вот своей судьбой ни Господь не управлял, ни они, мне кажется. — Юля, вы меня поразили, простите, но не могу поверить, что священник может сказать, как и когда лучше гадать! Что касается почитания святых икон, об этом на вумене много чего православные поясняли, поэтому не буду начинать споров, хотя Вы сами знаете, что позицию Вашу православные не разделят.

Михаил_Обычно на исповеди священники внимания не обращают на так называемое вульгарное чтение еженедельных прогнозов во всех СМИ( в том числе гламурно-продаваемых).Это как в пост — разными способами уговаривают паству не смотреть сериалы, а бабушки все равно нет-нет да посмотрят про очередные слезы очередной «бедной Изауры». Больше всего поражают люди, имеющие доступ СМИ, которые всем доступны и пользуются огромным спросом у населения. Типа жены Караченцова — то она в церковь ходит и с больным мужем венчается, и тут же в этом же интревью: типа мне одна астролог сказала — ну там у Коли звезда одна на другую села, так получилось с его аварией. В стране, гд 70 лет религия, в том числе главная — православие — подвергалась гонениям , а свещенники истребрялилсь в превую очередь в ходе террора красного 20-40, и где Сам Вождь(выгнанный кстати, из семинарии) широкой рукой открыл в 1943 году храмы(за что РПЦ ему все равно благодарна и однозначно лояльней, чем к Ленину, до сих пор лежащему между прочим без христианского погребения — почему-то эту тему РПЦ постоянно обходит, хотя могла бы надовить)..Ваши комментарии, Михаил.

Михаил — Иоанн Дамаскин писал это в своей книге:» Точное изложение православной веры». Вот ссылка — http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1764 Мало того он там перечисляет все планеты и созвездия и в какое время Солнце проходит через них. И не считает это грехом! Святой жил в 7 веке. В то время христианство судя по всему к астрологии относилось более положительно.

15 — В том то и дело, что я УЖЕ начала изучать астролгию, и поняла, что это -ГРЕХ. вот я Же не зря написала в теме, вопрос к людям ЗНАЮЩИМ и ВЕРУЮЩИМ! из по-настоящему верующих увидела здесь только Юлю, из знающих астрологию глубоко и представляющих,что это такое НА САМОМ ДЕЛЕ, а не поверхностно из СМИ (то, что в СМИ пишут — это вообще сложно назвать астрологией) — НИКОГО. Дело в том, что астрология сильно затягивает. вылезти из всей этой кутерьмы — очень сложно. и по себе могу сказать, что занятия астрологией — это действительно можно приравнять к невере в Бога. да вообще к магии, если уж серьезно. вот мне и страшно, понимаю,что бросить всё это не могу. тянет магнитом. Юля, а вы в церковь часто ходите? исповедуетесь, причащаетесь. а насчет икон, как же вы без них, ведь все церкви в иконах. и зря вы говорите, что кланяться перед иконами — грех.просто они напоминают о Боге, а некоторые ещё и чудотворные.

я не знаю, какой вы астролог. как и где начали ее изучать. мне астрология верить не мешает, как не мешала и всем остальным. дело в вашей вере-некрепка она. вот и все. а грех как раз неверие. а не астрология

насчет того, что астрология помогает жить. она только вводит в заблуждение! я давно начала ею заниматься, в жизни всё было очень плохо, вплоть до мыслей о суициде. но потом у меня внутри что то щёлкнуло, и появилась какая то мысль о том, что срочно надо идти к Богу, взять себя в руки и бросить астрологию. я это сделала. как только я сходила в церковь (5 вечеров вподряд на сужбах), у меня даже мысли на тему астрологии не приходили в голову. хотя до похода в церковь — тянуло невыносимо. В течение года у меня кое какие аспекты жизни наладились, мыслей о мрачной жизни не стало. А вот сейчас опять началось:((( меня это пугает:(

Доброго настроения всем!
Спасибо АВТОРУ за понимание! Я хоже в церковь постоянно. Хожу в церковь протестансткую, в которую ходит почти вся Европа. И не потому, как многие скажут, что предала Россию, на самом деле страну сво очень люблбю, а потому что люблю живого Бога и не нуждаюсь в изображжениях. Но если вы, автор, будете ходить в православную церковь, это очень хорошо. Только что мне не нравится во многих православных церквях это то, что они не прививают любви к Библии, а это основа веры каждого христианина. Молитв, Библия, посещение церкви и свидетельство другим о Хрсите — вот основы. сли вам, автор, будет интересно со мной пообщаться подробнее на эту тему, то напишите лично или оставьте сообщение тут.
Чтоб не пугались, я хожу в Реформатскую Пресвитерианскую Церквовь, она сформировалась во многом благодаря туруд Жана Кальвина и Мартина Лютера. Существует уже 500 лет. Основывает своё учение на священное Писание. Бесов мы не гоняем, исцелениями не увлекаемся:))))
А вот по поводу прелданий, к сожадению. многие православные, ставят предания выше Писания. Предания писали люди, Библию писал Святой Дух через людей, о чём свидетельствует само Писание. И оно же говорит, что если мы строим своб веру на преданиях человеческих преданиях, то в нас нет истины. Поэтому советую ещё раз перечитать Библию.
Ещё один недостаток икон. 1. Бога никто никогда не видел. 2. Нигде в Библии не говорится о поклонении святым, так как един посредник между Богом и людьми Иисус Христос. Спорьте не со мной, спорьте с Писанием. Я всего лишь цитиркю оттуда. Могу написать ссылки если есть желание полистать.
Ни один святой никогда не откроет вам путь на небо, ни один святой никогда не передаст вашу молитву Богу. Потому что Иисус и Господь призывал нас модиться напрямую Богу, Живому Богу. Вы же не думаете, что Он слишком занят? Или что Он не достаточно сильно любит вас, чтоб не услышать вашу молитву? Поймите, мы не нуждаемся в посредникх, так как уже есть Спасительная жертва Иисуса Христа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector