0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь и феминизм

Церковь и феминизм

Своей эпатажной акцией в Храме Христа Спасителя группа никому неизвестных девушек («Pussy Riot») напомнила о давнем конфликте. Не только радикалы и экстремисты, но и значительная часть умеренных феминисток обвиняют христианство в том, что религия веками служила инструментом подавления женщин и утверждения мужского господства. Действительно ли Церковь можно назвать системной противницей идеи равенства полов? Как понимать призыв апостола «жена да убоится мужа»? «Фома» попросил разъяснить эти вопросы заместителя декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Николая Емельянова.

Протоиерей Николай Емельянов

В современной общественной жизни России феминизм как общественное движение крайне непопулярен. Видимо, историческая память еще прочно сохраняет трагедию катастрофического истребления мужчин сперва в гражданскую, а потом и во Вторую Мировую войну. В послевоенную эпоху женщинам пришлось делать буквально все. Поэтому отечественный феминизм имеет природу скорее бытовую, чем идейную.

Однако, иногда, трудами некоторых отдельных людей, феминистский протест выливается и в чисто идеологический эпатаж. Поскольку же в России основной общественный институт, последовательно отстаивающий традиционные ценности – это Церковь, то Церковь и становится подчас единственным адресатом такого эпатажа. Хотя на самом деле, она абсолютно не заслуживает подобных обвинений в свой адрес.

Именно христианство было той силой, которая сформировала базовые представления современной западно-европейской цивилизации об абсолютной ценности человеческой жизни независимо от пола, возраста, цвета кожи и умственных способностей или физических возможностей человека. В церковном понимании, перед лицом Божиим, мужчина и женщина абсолютно равны. Со всей очевидностью и даже жесткостью, до которой далеко любым феминистским инвективам, это выражено в словах Священного Писания: «Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Собственно, идея о равенстве полов впервые исторически сформировалась только в контексте христианской цивилизации. И, как показывает опыт, больше ни в каком культурном контексте сформироваться она не смогла.

Этот факт говорит уже сам за себя. Идеалы рыцарства, служения Прекрасной Даме – целиком выросли из христианского представления о том, что в каждой женщине мужчина может увидеть образ Пречистой Девы и послужить Ей. Ведь самым прекрасным, несравнимым ни с кем человеком Церковь называет именно Деву Марию, которая прославляется христианами как несравненно превосходящая самых прекрасных ангелов. «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», — так говорит о Ней древнейший церковный гимн.

Часто приходится слышать, что в Священном Писании есть указания на «второстепенную роль женщины». Как правило вспоминают слова апостола Павла: «жена да боится своего мужа». Феминисток эти слова возмущают, а некоторые мужчины, страдающие от неспособности завоевать авторитет, неправомочно используют эти слова для самоутверждения в семье.

Но все как-то забывают, что фраза вырвана из контекста, и лишь от этого звучит непонятно. Апостол в равной степени призывал к ответственности друг перед другом и женщин и мужчин. Целиком цитата звучит иначе: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Эти слова говорят о том, что мужчина должен так любить свою жену, чтобы быть готовым отдать за нее свою жизнь.

Здесь есть определенная ассиметрия. Она связана с различным мировосприятием мужчины и женщины. Мужчина акцентирован на внешнем, и от него Господь требует внешнего акта самопожертвования за свою семью. Это не всегда означает необходимость отдать свою жизнь в бою за свою жену и детей. Иногда не менее трудно отказаться от дорогих мужских игрушек или пресловутой, ложно понимаемой «свободы» ради заботы о своей семье.

Напротив сильная сторона настоящей женщины – жизнь внутренняя, душевная и духовная. Здесь очень часто мужчинам бывает до женщин очень и очень далеко в кропотливом, день за днем, выстраивании отношений доверия и взаимопонимания. Поэтому Господь и требует от женщины другого. Если мужчина должен бояться оказаться безответственным трусом перед лицом своей жены, то женщина должна бояться оказаться неспособной любить, бояться оскорбить эту любовь, олицетворением и воплощением которой она является. Не знаю, что из этого трудней, мужской подвиг или женский.

Уверен только в одном, что к женскому подвигу любви я, как мужчина, совершенно не способен.

Церковь и феминизм

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Не только радикалы и экстремисты, но и значительная часть умеренных феминисток обвиняют христианство в том, что религия веками служила инструментом подавления женщин и утверждения мужского господства. Действительно ли Церковь можно назвать системной противницей идеи равенства полов? Как понимать призыв апостола «жена да убоится мужа»? «Фома» попросил разъяснить эти вопросы заместителя декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Николая Емельянова.

В современной общественной жизни России феминизм, как общественное движение, крайне непопулярен. Видимо историческая память еще прочно сохраняет трагедию катастрофического истребления мужчин сперва в гражданскую, а потом и во Вторую Мировую войну. В послевоенную эпоху женщинам пришлось делать буквально все. Поэтому отечественный феминизм имеет природу скорее бытовую, чем идейную.

Однако, иногда, трудами некоторых отдельных людей, феминистский протест выливается и в чисто идеологический эпатаж. Поскольку же в России основной общественный институт, последовательно отстаивающий традиционные ценности – это Церковь, то Церковь и становится подчас единственным адресатом такого эпатажа. Хотя на самом деле, она абсолютно не заслуживает подобных обвинений в свой адрес.

Именно христианство было той силой, которая сформировала базовые представления современной западно-европейской цивилизации об абсолютной ценности человеческой жизни независимо от пола, возраста, цвета кожи и умственных способностей или физических возможностей человека. В церковном понимании, перед лицом Божиим, мужчина и женщина абсолютно равны. Со всей очевидностью и даже жесткостью, до которой далеко любым феминистским инвективам, это выражено в словах Священного Писания: «Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Собственно, идея о равенстве полов впервые исторически сформировалась только в контексте христианской цивилизации. И, как показывает опыт, больше ни в каком культурном контексте сформироваться она не смогла.

Этот факт говорит уже сам за себя. Идеалы рыцарства, служения Прекрасной Даме – целиком выросли из христианского представления о том, что в каждой женщине мужчина может увидеть образ Пречистой Девы и послужить Ей. Ведь самым прекрасным, несравнимым ни с кем человеком Церковь называет именно Деву Марию, которая прославляется христианами как несравненно превосходящая самых прекрасных ангелов. «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», — так говорит о Ней древнейший церковный гимн.

Часто приходится слышать, что в Священном Писании есть указания на «второстепенную роль женщины». Как правило вспоминают слова апостола Павла: «жена да боится своего мужа». Феминисток эти слова возмущают, а некоторые мужчины, страдающие от неспособности завоевать авторитет, неправомочно используют эти слова для самоутверждения в семье.

Но все как-то забывают, что фраза вырвана из контекста, и лишь от этого звучит непонятно. Апостол в равной степени призывал к ответственности друг перед другом и женщин и мужчин. Целиком цитата звучит иначе: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Эти слова говорят о том, что мужчина должен так любить свою жену, чтобы быть готовым отдать за нее свою жизнь.

Здесь есть определенная асимметрия. Она связана с различным мировосприятием мужчины и женщины. Мужчина акцентирован на внешнем, и от него Господь требует внешнего акта самопожертвования за свою семью. Это не всегда означает необходимость отдать свою жизнь в бою за свою жену и детей. Иногда не менее трудно отказаться от дорогих мужских игрушек или пресловутой, ложно понимаемой «свободы» ради заботы о своей семье.

Напротив сильная сторона настоящей женщины – жизнь внутренняя, душевная и духовная. Здесь очень часто мужчинам бывает до женщин очень и очень далеко в кропотливом, день за днем, выстраивании отношений доверия и взаимопонимания. Поэтому Господь и требует от женщины другого. Если мужчина должен бояться оказаться безответственным трусом перед лицом своей жены, то женщина должна бояться оказаться неспособной любить, бояться оскорбить эту любовь, олицетворением и воплощением которой она является. Не знаю, что из этого трудней, мужской подвиг или женский.

Уверен только в одном, что к женскому подвигу любви я, как мужчина, совершенно не способен.

«Женское эмансипационное движение покоится на том предположении, что мужчина есть нормальный человек, полная индивидуальность, что он не пол, не половина индивидуальности, что нужно походить на мужчину, превратиться в мужчину, чтобы стать человеком. Отсюда следует, что цель женского движения и всякого прогрессивного решения женского вопроса только в том, чтобы сделать из женщины мужчину, уподобиться мужчине, во всем подражать мужчине, тогда только и женщина будет человеком, полной индивидуальностью. На этом покоится не только феминистское движение в узком смысле слова, но и всякое движение, подчиняющее женский вопрос социальному, по этому шаблону рассуждают и социал-демократы, тоже ведь принимающие мужчину за тип нормального человека. Обезьянить мужчину, стать мужчиной второго сорта, отречься от женского начала — вот в чем полагают честь женщины передовые борцы женской эмансипации. В этом смысле женская эмансипация есть принижение достоинства женщины, отрицание высшего и особенного призвания женщины в мире, признание женственности лишь слабостью, недоразвитостью, безличностью и порабощением. Только мужественность признают началом истинно-человеческим и высшим, за женственностью же не признают никаких прав, кроме права во всем подражать мужественности, сделаться обезьяной мужского начала. Освобождение женственности понимают как отречение от женственности, как окончательное упразднение женской индивидуальности и женского назначения в мире. Но освобождение слишком дорого стоит, если оно уничтожает то, что должно быть освобождено, — в данном случае уничтожает женщину, женственность как особую в мире силу. И создаются продукты второго и третьего сортов, мир наполняется плохими копиями мужчин, бесполыми существами, потерявшими всякую индивидуальность, подражателями во всем. Конкретный образ вечной женственности искажается все более и более, теряет красоту свою, заражается всеми мужскими пороками, принятыми за человеческие добродетели. … Мужчина только пол, половина, он продукт мировой разорванности и разобщенности, осколок цельного бытия. И женщина — пол, половина, тоже осколок. Относительно женщины это достаточно признано, но выход из этого полового, половинчатого, разорванного состояния почему-то видят в том, чтобы превратить женщину в мужчину, уподобить ее мужчине, т. е. тоже половине, части человека. Желание походить на мужчину и есть ложное ощущение личности в женщине. … В охранении своеобразной силы женственности — честь и достоинство женщины, равное чести и достоинству мужчины. Равенство мужчины и женщины есть равенство пропорциональное, равенство своеобразных ценностей, а не уравнение и уподобление. Ведь могут быть равны по достоинству и по величию философская книга и статуя, научное открытие и картина. Назначение женщины — конкретно воплотить в мир вечную женственность, т. е. одну из сторон божественной природы, и этим путем вести мир к любовной гармонии, к красоте и свободе. Дело это не меньше и не хуже всех мужских дел. Женщина должна быть произведением искусства, примером творчества Божьего, силой, вдохновляющей творчество мужественное. Быть Данте — это высокое призвание, но не менее высокое призвание — быть Беатриче; Беатриче равна Данте по величию своего призвания в мире, она нужна не менее Данте для верховной цели мировой жизни. Сила женственности играла огромную, не всегда видимую, часто таинственную, роль в мировой истории. Без мистического влечения к женственности, без влюбленности в вечную женственность мужчина ничего не сотворил бы в истории мира, не было бы мировой культуры; бесполое всегда бессильно и бездарно. Мужчина всегда творил во имя Прекрасной Дамы, она вдохновляет его на подвиг и соединяет с душой мира. Но Прекрасная Дама, вечная женственность, не может оставаться отвлеченной идеей, она неизбежно принимает конкретную и чувственную форму. Без начала женственности жизнь превратилась бы в сухую отвлеченность, в скелет, в бездушный механизм. Женщина, осуществляющая свое женственное назначение, может сделать великие открытия, которые не способен сделать мужчина. Только женщине могут открыться некоторые тайны жизни, только через женщину может приобщиться к ним мужчина.»
(Бердяев, «Метафизика пола и любви»)

Читать еще:  Православие и порча: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы, молитвы и защита от сглаза

Nemo, Январь 5, 2019 20:09, вы также невежественны. Откройте основополагающий документ РПЦ «Основы социальной концепции» и прочитайте пункт X.5.

Некто, Март 29, 2017 15:18, вы путаете, как и множество невежественных феминисток и феминистов, равенство и одинаковость. Равны ли женщина и мужчина — вопрос морали, идеологии, политики; одинаковы ли — вопрос науки. Наука отвечает: нет. Физиология, в частности «наборы» гормонов, прямым образом влияет на образ мышления и возможности мозга. Эти возможности не лучше у одних и не хуже у других — они просто разные. Ознакомьтесь, например, с книгой «Язык взаимоотношений», авторы — Аллан и Барбара Пиз, там даны все необходимые научно доказанные выкладки.

Вася, так радфем и борется против гендера, специально придуманного христианами с целью закрепощения женщин по аналогии с крестьянским сословием

Послание к Галатам (3.28): «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.»

Уважаемые феминистки, очень вас прошу, пожалуйста, не забывайте о том, как Лили Эльбэ пожертвовала своей жизнью рвди любви и тем самым спасла многих феминистов от этого рокового шага.

Послание к Галатам (3.28): «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.»

С основной частью текста я могу согласиться. Но последние два абзаца все равно опровергают идею равенства: идет разграничение мышления на женское и мужское, из чего вытекают гендерные роли, а вслед за ними и все то, против чего борятся феминистки и феминисты. Что в своей основе неверно. Образ мышления не привязан к полу. Пол влияет только на физиологию. Пол, не гендер.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

История развития феминизма

Поскольку движение за права женщин претерпевало множество изменений и метаморфоз, исторически выделяют несколько периодов его становления и развития.

Первая волна феминизма

Это период с момента возникновения движения и до середины ХХ века. Главной целью этого периода была борьба за публичные права женщин. Чаще всего деятельность выражалась в проведении различных акций, митингов. В XIX веке основное внимание феминисток было заострено на проблеме получения высшего образования. Следом за этим поднялась волна относительно законодательных реформ: за право голоса на выборах, за право работать и занимать ответственные посты наравне с мужчинами, за право собственности и т.д.

Интересно! В Европе феминистические настроения нашли большой отклик в Англии и Германии, но наибольшую популярность феминизм обрел в США.

Именно в Америке в 1848 году был подписан революционный документ в сфере прав женщин — Декларация позиций и резолюций, касавшаяся положения женщин. В ней были прописаны требования обеспечить прекрасному полу все основные общественно-социальные права наравне с мужчинами — право собственности, выборов, политической деятельности и т.д. Именно подписание этого документа положило начало формированию либерально-реформистского движения.

Вторая волна

Этот период начался в середине ХХ века, когда феминизм несколько видоизменился и приобрел новые черты. К этому времени позиция женщины в обществе существенно утвердилась и устоялась, основные социально-политические права были удовлетворены. Поэтому из первоначальной борьбы за общественное положение феминизм переходит в плоскость частной жизни, где прекрасная половина человечества все также оставалась слабой, незащищенной и полностью зависимой от мужчин.

Именно в это время появляются два различных по своей сути течения:

  • феминизм равенства, возникший в Европе как стремление к равноправию;
  • феминизм различий — американское течение, которое выступало за признание особых прав за прекрасным полом, считая равноправие уже свершившимся фактом.

Во время второй волны активизировались леворадикальные движения в обществе, которые привели к формированию новых социальных течений. Различия в феминистических течениях привели к тому, что стало невозможно однозначно определить понятие феминизма, поскольку на его формирование влияло и географическое положение, и раса, и идеологически-этнические особенности общества.

О разных сферах жизни:

  • Православие о животных
  • О толерантности
  • О театре и актерстве

Третья волна или постфеминизм

Этот период начинается в последней четверти ХХ века, когда феминизм приобретает черты методологии, которая отрицает «мужской» рациональный и научный подход к объяснению объективности. Феминистки выступают против мужского взгляда на мир, все больше пытаются доказать собственную индивидуальность. В это время феминистки требуют учитывать особенности женского познания мира, считая несправедливым, что взгляд на мир излишне мужской. В этот период появляется четкое убеждение, что любое угнетение, вне зависимости от каких-либо внешних факторов — несправедливо и должно быть устранено.

Православие о феминизме. Наталия Радько

Одно время я сильно увлекалась феминизмом. Однако в православии нашла альтернативу протестам, выраженным в желании бегать в непристойном виде. Нет-нет, я вовсе не осуждаю несчастных, измотанных женщин. Более того, если кто-то из феминисток прочтет этот текст случайным образом – возможно, и не изменит своих способов борьбы, но хотя бы увидит еще один. Как женщина, озабоченная проблемами мамы, подруг, учениц и пациенток, я обратилась к православным святым женщинам. И что же я обнаружила? Оказалось, не нужно с пеной на губах и транспарантами в руках устраивать митинги. Расскажу об этом на примере четырех православных женщин.

Первый пункт требований феминизма – доступное медицинское обслуживание.

Святая великомученица Анастасия Фармаколитрия, IV век. Фармаколитрия в переводе с греческого – «исцелительница болезней». Желая помогать гонимым и больным христианам в тюрьмах Рима, она выучилась врачебному искусству. Во-первых, она тратила все свои деньги на одежду, пищу и лекарства для больных, а во-вторых, подкупала сторожей, проникала в казематы и собственноручно лечила всех нуждающихся. Даже ее иконографический символ — склянка с лечебным маслом.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета, ХХ век. Родная сестра императрицы, жены Николая II, после убийства мужа купила усадьбу и основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В ней были: бесплатная больница на 22 кровати, операционная, убежище для чахоточных, столовая для бедных и многодетных, центр обучения для девочек-сирот, амбулатория, аптека, где лекарства выдавались бесплатно, учебный центр, чтобы все сестры обучались медицине.

По примеру Марфы в обители бесплатно ухаживали за ранеными, безнадежно больными, сиротами, никому не нужными стариками и бездомными. Про Елисавету говорили, что в руках у нее – целительная сила, она могла просиживать ночи с уже обреченными пациентами, и наутро им приходило облегчение.

Во время Первой мировой Елисавета основала Всероссийский штаб милосердия, открыла двухмесячные курсы подготовки сестёр милосердия, разместила дополнительный госпиталь на 50 мест. Позже организовала мастерскую по сборке протезов из Петербургского завода военно-врачебных изготовлений, где имелся особый протезный цех. А в 1916 году начала проектирование и строительство уже в Москве первого протезного завода, который существует до сих пор.

Второй тезис феминизма – право участвовать в развитии и судьбе своей страны, свободных выборах и образовании.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, Х век. Император Константин называл ее архонтиссой (правительницей) Руси. Она стала первой христианкой на Руси; начала строить каменные дома; наладила связь и торговлю с Византией; продемонстрировала мощь Руси древлянам; воспитала чудесного сына, будущего правителя Руси.

Великая княгиня Московская Елена Глинская, XIV век. Мать Ивана Грозного в течение 5 лет была правительницей Великого княжества Московского – второй женщиной после княгини Ольги, возглавившей русское государство. За эти 5 лет она провела денежную реформу (т.к. в разных монетных дворах чеканились монеты разным достоинством, что вносило хаос), введя в оборот копейку для упорядочения монетного обращения в России; уничтожила фальшивомонетчиков; заключила с Польшей договор о мире, а с Швецией – договор о торговле; присоединила Стародубские и Черниговские земли; построила укрепления Китай-города и раку для мощей митрополита Алексия; основала Церковь Живоначальной Троицы. О ней писали как о «благоверной и христолюбивой княгине Елене». С самого начала правления Шуйские добавляли в ее еду ртуть, но даже в этом состоянии она жила для своей страны и до смерти посещала богомолья в монастырях.

И снова преподобномученица великая княгиня Елисавета. Хотя она и занималась по большей части делами религиозными и медицинскими, все же видела опасность, угрожающую России в виде красного террора. Поэтому в декабре 1916 года, после многочисленных писем Николаю II, Елисавета лично отправилась в Петербург. Будь ее совет принят, гибнущую монархию можно было бы спасти. Великая княгиня стояла за полное единство между императором и Думой, за строгое соблюдение конституционного закона, принятого в октябре 1905 года, за ответственный кабинет министров, за отсылку Распутина. Я читала ее мемуары – это была женщина с совершенно готовыми политическими проектами и трезвым рассудком.

Третий постулат феминизма – возможность одеваться сообразно своему желанию.

Будучи с детства человеком, искусственным образом настроенным против православия, я опешила, когда стала разглядывать иконы святых женщин.

Анастасия на иконах изображена в ярких пурпурных и бирюзовых одеждах. Архонтесса Ольга – всегда в алом, соболях и роскошно расшитых платьях. Княгиня Елисавета – даже в монашестве специально шила для себя и сестер белое одеяние, а не черное. И на иконах она изображена с жемчугами.

В храм принято надевать самое лучшее, качественное и достойное, выражая тем уважение к Богу и прихожанам. Никто не отменяет красоту и изящество шляпок, кружевных платков, длинных струящихся тканей или плотных бархатных – вариантов множество. Красивые образа в виде украшений, инкрустированные кресты и ослепительные иконы – разве это не привлекательно?

И вот еще за что борется феминизм – право голоса во враждебной среде.

Вообще-то в христианстве так было с самого зарождения. В Римской Иудее женщины шли против язычества и до смерти говорили о своей вере. Ольга стала первой женщиной у власти, открыто принявшей христианство – хоть Русь не сразу последовала за ней, свой выбор она сделала. Глинская шла наперекор боярской думе – и выиграла блага для своей страны. Елисавета пыталась открыть глаза Николаю II – хотя он не выслушал и погиб, но ее письма и умнейшие мысли сохранились.

«Православные женщины имели политическую хватку и образованность, потрясающую красоту и элегантность, работающие бизнес-идеи и смелость озвучивать свое мнение, и при всем этом смирение помогать людям любого статуса»

Что же мы видим? Православные женщины имели политическую хватку и образованность, потрясающую красоту и элегантность, работающие бизнес-идеи и смелость озвучивать свое мнение, и при всем этом смирение помогать людям любого статуса. А феминизм, увы, строится на потугах заставить других удовлетворить потребности женщин. Мне же нравится уравновешенность, когда каждая женщина в первую очередь спрашивает себя: а что я могу сделать, помимо громких слов? Может быть, стать самоотверженным врачом и спасать жизни? А может быть, выучиться на юриста и оказывать помощь малоимущим? Или открыть свое дело и шить как красивое, так и скромное?

Читать еще:  Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Станьте спокойными, станьте свободными, станьте счастливыми.

Православный взгляд. Феминизм

Аудио

На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

– По традиции попробуем не уходить от острых тем, а будем искать ответы на самые актуальные вопросы. Владыка, предлагаю поговорить на одну из насущных тем сегодняшнего дня. Это – феминизм. Я думаю, что и Церковь с ним столкнулась. В Русской Православной Церкви отношение к такому явлению уже сформировано?

– Отношение Церкви к тому или другому явлению, я думаю, – это слишком громко сказано, потому что ко многим вопросам текущей жизни в принципе общецерковного отношения быть не может.

– Давайте все же попробуем посмотреть на это с православной точки зрения.

– Здесь я могу говорить даже не о всеправославном взгляде, потому что, наверное, в Православной Церкви очень много священнослужителей и мирян, которые расходятся во мнении о том или другом событии. Я буду говорить как священнослужитель, как пастырь Церкви, который служит не один десяток лет. Как эта проблема видится сегодня? Мы неоднократно в нашей передаче вспоминали слова отца Павла Флоренского о том, что любая хорошая вещь становится отвратительной при избытке. Избыток всегда приводит к негативному результату. Хотя на самом деле равенство мужчины и женщины (а именно на этой почве и родился современный феминизм) было провозглашено изначально Священным Писанием. Господь сотворил как мужчину, так и женщину, оба были созданы по образу Божию, каждому из них была дана возможность стать Божественным подобием, то есть развивать свои духовные силы, чтобы стать похожими на Творца, Создателя, Бога. Обоим была открыта возможность святости. Равенство между мужчиной и женщиной было провозглашено самим Священным Писанием.

На это особое внимание обращал и проповедник христианства святой апостол Павел: нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Он не отрицал специфику мужчины и женщины, но имел в виду, что перед Господом, перед Его Божественной благодатью все равны. Творцу дороги как мужчины, так и женщины. С другой стороны, не следует забывать и о том, что Господь сотворил этот мир во всем его многообразии, поэтому мужчины и женщины отличаются по огромному количеству признаков, не только физиологических. Эта специфичность ни в чем не ущемляет ни мужчину, ни женщину, а, наоборот, делает их неповторимыми, уникальными. Эта непохожесть заложена Богом в саму человеческую природу и является движущей силой человеческого рода, потому что притягивает женщину к мужчине, а мужчину к женщине.

К сожалению, развитие феминизма в настоящее время имеет такую направленность, когда игнорируются половые различия. Это приводит к тому, что женщина, отметая присущие ей черты, которые делают ее прекраснее, привлекательнее, желает во всем быть похожей на мужчину, воспроизводя мужские поведенческие стереотипы. Есть и мужчины, которые пытаются вести свойственный женщинам образ жизни.

Что касается такого рода феминизма, когда женщина хочет быть похожей на мужчину, мне кажется, это не только не возвышает женщину, а, наоборот, принижает. Ведь крайне смешно и глупо было бы, если бы все лисы или зайцы непременно хотели бы походить на медведя или на волка, как будто быть зайцем, лисой или каким-то другим животным зазорно, а быть медведем – вот это хорошо! Такого не должно быть. Церковь через Священное Писание, святоотеческие наставления провозглашает равенство мужчины и женщины перед Богом и одновременно указывает на их своеобразие, призывает своих чад не имитировать поведение друг друга, а раскрывать собственный богатый потенциал.

– Я так понимаю, феминисток еще и не устраивает фраза: «да повинуется жена мужу»?

– Думаю, их много что не устраивает, но, о чем бы мы ни говорили, все сводится к пресловутому уподоблению. Действительно, некий доминантный тип поведения более свойствен мужчинам. Женщина больше раскрывает свой потенциал, когда проявляет особую теплоту по отношению к детям, в заботе о домашнем очаге. Это является ее преимуществом, а не ущербностью.

– Владыка, наверное, многие телезрители не раз сталкивались с таким явлением, как «бабушки в храме». Например, когда женщины в брюках попадают под прессинг со стороны работников храма или прихожан. Мы с владыкой Силуаном уже эту тему обсуждали. Он сказал, что Церковь стала в этом вопросе терпимее. Вы согласны с этим? Стоит ли вообще делать замечание в таких случаях?

– Церковь вообще стала терпимее. Единственное, к чему Церковь нетерпима и не может быть терпима, – это ко греху; а что не является грехом, все терпимо. Все мы немощны. Наш образ жизни, бытовой уклад могут более или менее соответствовать Евангелию. В светской жизни есть понятие дресс-кода. Не каждый может попасть в ресторан или на бал в несоответствующей одежде. Если человек придет в приличный ресторан в спортивном костюме, в кроссовках, его не пустят. И когда он идет в храм Божий, то должен привести себя в порядок. Будут это брюки или платье – это вопрос открытый, дискуссионный. Конечно, мне было бы более по душе, если бы женщины не только в храме, но и в повседневной жизни носили платья. Это придает им женственности. Но ведь есть и брюки, которые по крою не являются мужскими. Поэтому если женщина одета прилично, ее образ соответствует месту, куда она идет, я думаю, со стороны смотрителей в храме нареканий быть не должно.

Другое дело, когда, например, во время отдыха на юге мужчины в шортах, женщины полуобнаженные идут с пляжа, проходят мимо храма: «А давайте-ка зайдем поставить свечи». Конечно, ни в один храм зайти в таком виде недопустимо. Это оскорбление святыни. Поэтому вопрос связан не столько чисто с женской одеждой, сколько вообще с благоговейным отношением к месту и чувством меры. Он касается и женщин, и мужчин. Мужская одежда тоже не всегда может подходить для храма Божьего.

– А то, что женщинам нельзя входить в алтарь, – это тоже вода на мельницу феминистов?

– Алтарь не проходной двор, куда могут заходить все, в том числе мужчины. Например, на Горе Афон даже игумен монастыря во время богослужения находится в храме, а не в алтаре. В алтарь заходят только те, кто совершает богослужение. Остальным – зачем? Это место особого священного таинственного присутствия Божия, где священник перед лицом Божиим возносит молитву за Церковь Христову, за народ. Другое дело, что в православии нет женского священства. Это вопрос очень непростой, и одним предложением на него не ответишь. Это связано как с физиологическими особенностями женщины, так и с апостольской традицией. Священник не просто профессионал, который получил соответствующее образование, освоил определенные навыки и может теперь их применять. Он преемник святых апостолов, которые были исключительно мужчинами. Господь их рукоположил и поставил служить Церкви.

Эта традиция соблюдается. Сейчас в некоторых западных странах ставится вопрос об ее изменении. Однако женщина не может быть священником и в силу своей физиологии. Хочу подчеркнуть, что это не ущемление прав или низведение женщины на низшее положение. Ведь есть много вещей, на которые не способен мужчина. Ведь не возникает вопрос, почему хоккейная или футбольная команды исключительно мужские, почему бы не сделать смешанную команду. Конечно, есть физически развитые женщины, но в целом хоккей – это спорт настоящих мужчин, как поется в песне. В то же время мы знаем исключительно женские виды спорта, и было бы крайне странно видеть мужчину с ленточками на спортивном бревне.

– Мужское синхронное плавание уже появилось… Куда дальше?

– Сейчас иногда кажется, что Богом созданный мир хотят перевернуть с ног на голову, постепенно превращают его в хаос, ведут к разрушению. Феминизм – это явление не только наших дней, он существовал и прежде. Мне вспоминается один интересный случай. В первой половине XIX века к известному московскому святителю Филарету (Дроздову) обратились женщины, стремившиеся к большей активности в Церкви. Они привели в пример жен-мироносиц, которые первые пришли ко гробу и узнали о воскресении Христовом. И только потом апостолы, получив от них эту весть, сами пошли туда, убедились, что гробница пуста, и сподобились явления воскресшего Спасителя. Ответ святителя был таков: Господь явился сначала женщинам, чтобы весть о воскресении Христовом как можно быстрее распространилась, потому что женской природе свойственна бóльшая общительность. В этом, конечно, шуточном ответе есть доля истины. Господь дает женщинам возможность реализовать свои уникальные качества в благом деле.

Задача каждого человека – раскрыть данный ему Богом потенциал. Женщина, если захочет, действительно может явить красоту во всей своей полноте, что никак не расценивается как ущербность ее по сравнению с мужчиной, природа которого другая. Что касается достоинства женщины в Церкви, то кто из людей почитается как Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим? Конечно, это Пресвятая Богородица. Ни один святой, ни пророк, ни апостол, ни преподобный, ни святитель, ни мученик, ни какой другой великий подвижник не прославляется так, как Пресвятая Дева Мария. В древних византийских храмах в алтарной апсиде помещается изображение Божией Матери, Которая Своей материнской любовью покрывает землю, воздевая руки, возносит молитву о каждом из нас. Она являет Собой величие женщины, раскрывшей Свой потенциал, заложенный Богом.

– Владыка, а Вы как гражданин видите в нашей стране проблему ущемления прав женщин? Не секрет, что большинство руководителей все-таки мужчины.

– Мне кажется, это связано не с ущемлением чьих-либо прав. Я не знаю случая, чтобы на законодательном или практическом уровне в какой-то организации была инструкция выбирать на пост директора только мужчину. Просто с такой работой мужчине справиться проще, чем женщине, поэтому подобные должности чаще достаются мужчинам, но это далеко не установка. В этом нет никакой дискриминации. Наоборот, что-то ненормальное и даже дискриминационное есть в других странах, когда дают квоты на определенную категорию людей. Сейчас речь идет уже не столько о разделении людей по гендерному принципу, сколько ломают копья по поводу белых и черных (в частности, в Голливуде). Говорят, что в каждой кинокартине должно сниматься не менее какого-то процента чернокожих артистов, иначе в этом увидят дискриминацию. На самом деле это полная глупость, потому что человека надо выбирать не по гендерному и не по расовому признаку.

Если ты талантлив, то мужчина или женщина, черный, желтый или белый – это уже не важно. Реализуйся, раскрывай себя во всей полноте. Когда начинается квотирование мест за теми или другими людьми исходя из каких-то «добрых» побуждений всех уравнять, я думаю, это путь в никуда. Ну, давайте объявим, что должно быть равное количество мужчин и женщин в какой-то области! Ведь не является ущемлением прав то, что в педагогике больше женщин, потому что женской природе свойственно материнское, любовное отношение к детям, и не только к своим. Я не вижу никакой дискриминации в этом отношении в нашей стране. То, что в определенных областях большинство мужчин или женщин, говорит об их гендерной специфике и подтверждает разность полов.

– Мы переходим к следующей части нашей программы. Восьмого октября отмечается преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Насколько я знаю, это один из самых любимых Ваших святых. Расскажите о нем.

– В восьмидесяти километрах от Москвы есть город Сергиев Посад. А в нем – Свято-Троицкая Сергиева лавра, которую известный русский ученый-историк Василий Осипович Ключевский назвал сердцем России. Многие философы, мыслители говорили: кто не знает лавры, тот не знает России. Чтобы узнать Россию, нужно понять лавру, а чтобы понять лавру, нужно почувствовать ее основателя, преподобного Сергия Радонежского. Ключевский столетие назад писал, что конец России наступит тогда, когда народная тропа к священной гробнице преподобного Сергия начнет зарастать, а над его мощами погаснут лампады. Сергий Радонежский – это не только великий святой, подвижник. Большинство наших современников знают о нем лишь то, что он благословил князя Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Конечно, в этом был его немалый духовный подвиг, но этим всё не исчерпывается. Если посмотреть на деятельность преподобного Сергия в разрезе государственно-политическом, то надо отметить, что Россия сформировалась как единое мощное государство во многом благодаря его трудам. Ведь он жил в XIV веке, когда Русь была раздроблена на множество княжеств. И что стало бы с ней, ведомо только одному Богу. Одним из проповедников единства был преподобный Сергий. Он приходит в подмосковные леса, чтобы служить Богу, строит первую в Северо-Восточной Руси церковь Святой Живоначальной Троицы – Триединого Бога. Это был призыв к единству. Как напишет летописец: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». В Евангелии Христос говорит: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… (Ин. 17, 21).

Читать еще:  Заповеди блаженства: толкование и объяснения, о чем говорится и где изложены

Желая почтить подвиг преподобного Сергия, его ученик преподобный Андрей Рублев, расписывая Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, напишет прославленную, известную во всем мире икону Святой Живоначальной Троицы в похвалу преподобного Сергия.

Празднуя память игумена земли Русской, мы извлекаем из этого полезные уроки. Святой призывал: «Любовью и единением спасемся». Мир может существовать благополучно, только когда он основан на любви. Пока он будет раздираем противоречиями, пока его будут терзать страсти, пороки и пока человек, движимый гордыней, будет стремиться к сиюминутным, чаще всего греховным целям, не будет благополучия. Стремление к любви, к Божественной правде является залогом не только спасения в жизни будущего века, но и здесь – на земле.

– Спасибо, владыка. Остается очень мало времени, прошу на вопросы телезрителей ответить лаконично. Почему курение – грех?

– Любая страсть является грехом, и курение – одна из таких страстей, которые разрушают здоровье человека. Можно много говорить, откуда появилось курение, об отождествлении его с воскурением темным, демоническим силам, но вред здоровью – уже достаточная причина считать эту страсть грехом.

– В торговых центрах запретили обслуживать клиентов без масок. Готовы ли в епархии не пускать в храмы без масок?

– О том, что посещать церкви необходимо в масках, Синод принял решение еще в марте, поэтому мы на досках объявлений почти всех храмов разместили соответствующий призыв. Тем самым мы проявляем любовь к окружающим, ведь если даже человек чувствует себя здоровым, он может являться переносчиком инфекции. И если от него заразится другой, более слабый и немощный, это будет на его совести. Поэтому лучше использовать маски.

– Можно ли заниматься йогой?

– Йога предполагает не только спортивные упражнения, но и мистическую практику, чуждую христианской Церкви. Поскольку она совершенно чужда христианству, я бы как пастырь предостерег от занятий ею. Это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.

– Спасибо, владыка, как всегда, за интересные рассказы и познавательные ответы.

– И Вам спасибо, Виталий! Желаю Божьей помощи, благословения всем нашим телезрителям. Храни всех Господь!

«Бог сотворил человеку помощницу»: что священники думают о феминизме

С точки зрения феминизма, церковь испокон веков посягала на женские права — с помощью религии патриархальное общество подавляло женщин и утверждало мужское господство. В связи с этим, кто-то предлагает полное отрицание авторитета Библии и основанных на ней религий, а кто-то все же видит возможность феминистской интерпретации Священного текста и его канонов.

Христианство состоит из трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Мы поговорили со священнослужителями разных церквей, чтобы узнать, действительно ли понятия о феминизме и религии исключают друг друга или между ними есть что-то общее.

В Библии записаны преимущественно мужские имена и деяния, женщины же остаются на заднем плане (например, в генеалогиях редко упоминают жён и матерей). С чем это связано?

Православный священник Николай Дубинин: Я, как историк, могу сказать, что вся древневосточная литература, к которой относится и Библия, все памятники исторической письменности не содержат в себе подробностей касаемо женщин и детей. Даже во время переписей, если мы обратимся к вавилонской и шумерской цивилизациям, не учитывались женщины и дети. Это реалии тех времен, в которые писалась Библия, и в этом нет никакого подчеркнутого подтекста.

Пастор Андрей Лукьянов: Библия — это духовная книга, сакральный текст, который говорит не о мужчинах и женщинах, а о душах. Смотреть на библию с точки зрения — «для женщин она или для мужчин» — бессмысленно.

Католический священник Петрос Есаян: Мы действительно говорим о патриархальной культуре, когда говорим о Священном Писании, потому что оно выросло на базе Ветхого Завета. Но там есть и имена женщин, которые были для истории израильского, божьего народа, очень важными.

Феминистки часто отмечают мизогинное (женоненавистническое) наполнение священного текста и считают, что все религии, основанные на Библии, организованы по патриархальному типу. Справедливо ли это утверждение?

Православный священник Николай Дубинин: Одно дело — что говорит сама Библия, а иное дело — что пытаются домыслить или интерпретировать люди. У нас сегодня 7000 христианских деноминаций и сект, и все они пользуются одной книгой. Вот в чем проблема — одна книга и столько пониманий. Поэтому то, как понимают феминистки Библию, вовсе не значит то, как говорит Библия. Я бы предложил обратить внимание на такие эпитеты в Писании, когда Бог сравнивается с женщиной. Например, «благоутробие Господне». Это библейское выражение означает, что Бог как мать. Как ребенок находится в тепле и защите во чреве своей мамы, так и человек оберегается Богом. Это яркий пример антропоморфизмов (присвоений Богу человеческих качеств), в которых он ассоциируется с женскими качествами. Тут нет никакой дискриминации ни в одну, ни в другую сторону.

Пастор Андрей Лукьянов: В Библии не вижу ничего женоненавистнического. Но христиане и Христианство это не всегда одно и то же. Среди христиан немало женоненавистников — это правда. Патриархат в прежние века сложился не из-за Библии. Люди были заняты выживанием, каждый делал то, что лучше получается. Отсутствие контрацепции и неспособность мужчин рожать определило роль женщин. Сейчас кое-что изменилось, поэтому женщина может уже и не быть хранительницей очага. Согласно Библии, женщина сотворена из ребра мужчины. Она прекрасно знает, как проявлять мужское. Мужчина же рождается от женщины и знает, что такое женственность.

Католический священник Петрос Есаян: Я бы не сказал, что Священные тексты не уважают женщин. В Ветхом Завете существует книга Руфи, посвященная женщине, отношениям между невесткой и свекровью, преданности. Упомянута царица Исфирь, которая спасла от убийства и геноцида весь израильский народ. В Новом Завете нам представлена Богородица. Мы почитаем ее выше всех ангелов и святых.

Одно из направлений феминистской теологии (ревизионистское) настаивает на очищении Слова от мизогинии — это даст женщинам возможность развивать женский опыт духовности. Является ли это суждение разумным?

Пастор Александр Неретин: Я не согласен, что Священное Писание несет в себе идеи женоненавистничества. Следовательно, ревизионизм в данном контексте неуместен — трудно очищать от того, что отсутствует. Библия дает женщине равные права с мужчиной: Апостол Павел пишет, что во Христе больше нет ни мужчины, ни женщины, другими словами — они уравниваются в правах и ценности. Однако ни Библия, ни обычный здравый смысл не могут отрицать разные социальные роли у мужчины и женщины в обществе и семье. И физиология, и психология четко видят различия между мужчиной и женщиной на разных уровнях — от ДНК до эмоциональной жизни и образа мыслей. Эта разность не делает никого из нас более важным или более ценным, но помогает жить в гармонии со своей личностью и планом Творца.

Католический священник Петрос Есаян: Я вам отвечу словами, взятыми из нашумевшего сериала «Новый папа»: «Библия — это не айфон». Здесь ничего менять нельзя, потому что это слова боговдохновенные.

Православный священник Николай Дубинин: Если Слово Божье можно и нужно корректировать, как предлагается в этом тезисе, то это уже будет не Божье слово, а человеческое. В этом и есть наш принцип: Слово Божье, какое оно давалось нам, таким мы и обязаны его воспринять. Не мы должны фильтровать Слово Божье в угоду своим современным учениям, чаяниям, предпочтениям, а себя мы должны менять. У Библии есть замечательный взгляд на женщину. Когда мы читаем в Библии, например, что увидел Бог — нехорошо быть человеку одному — и сотворил ему «помощницу», Еву, может показаться, будто он обеспечил мужчину обслуживающим персоналом, но это от нашего незнания. Слово «помощница» в древнееврейском тексте означает «та, которая дает мощь». Иными словами, Адам не справится сам. Он не способен жить один. Ему необходима та, которая даст ему силы и вдохновит на жизнь. Вот как играет текст Библии, когда начинаешь его изучать. Мы должны изучать Библию в том правильном, историческом, этимологическом контексте, в котором она была написана.

Возможно ли одновременно быть сторонником феминистского движения и исповедовать христианскую религию?

Пастор Александр Неретин: Смотря, какой феминизм и какое христианство. Есть агрессивный феминизм крайне левых взглядов, такой вряд ли совместим с традиционным христианством. Но если это движение за права женщин в странах, где они культурно или религиозно угнетены, то очень даже возможно. Наша церковь организовала несколько центров в одной из стран Ближнего Востока, наиболее пострадавших от действий сторонников ИГИЛ (запрещённая террористическая организация), специально для женщин, подвергшихся насилию. Они получают образование, с ними работают психологи, помогая восстановиться и обрести новый смысл в жизни через веру в Христа. Есть богатый опыт подобной работы в Индии, где наша христианская миссия помогала девочкам спастись из сексуального рабства, получить шанс на новую, лучшую жизнь, которой они достойны. Женщина не менее образ Божий, чем мужчина. И женщина, и мужчина отражают славу Творца в равной степени.

Католический священник Петрос Есаян: Зависит от того, что вы понимаете под термином «феминизм». Если борьбу женщины за роль в обществе, за уважение — то да. Если «классический» феминизм, то есть право на свое тело, на то, чтобы совершать аборты, защиту ЛГБТ и т.п., то человек не может идти за Христом, быть верным его учению, поддерживая эти вещи. Они противятся закону, установленному Богом. «Ваши тела есть Храм Святого Духа» — говорит Павел. Мы не принадлежим сами себе, мы принадлежим Господу. Эти тела были созданы для выражения любви в браке, для того, чтобы этот брак был плодный. Павел говорит о браке, как об отражении любви между Христом и церковью, где глава есть муж, как образ Христа, а женщина, как образ церкви, послушная ему. Это никак не совпадает с тем, что проповедуют феминистки — развратное отношение, пользование телом вне контекста веры и любви. Да, мы созданы для свободы. Павел говорит: «К свободе освободил вас Христос». Но не понимайте эту свободу как угождение плоти. Человек свободен, чтобы делать добро. Это не значит, что христианство противится половому выражению любви и удовольствию, но оно должно быть всегда открыто для деторождения. Это должно быть выражением истинной, ответственной любви, только в браке между мужчиной и женщиной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector