0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная церковь о теории эволюции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Православная церковь о теории эволюции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Как появился человек и вообще все живое? В разные века набирали популярность различные теории происхождения мира — землю считали и плоской, стоящей на огромных слонах, и центром Вселенной. Несмотря на то, что в современном мире решены большинство разногласий между наукой и религией, вопрос о появлении человечества как такового остается открытым. Совместима ли теория эволюции и православие? Попробуем разобраться.

Теория эволюции против креационизма

Основной постулат теории эволюции в любом ее изложении говорит о том, что все живое возникло из некогда неживой материи и впоследствии развилось, изменив первоначальный вид. Более сложные виды произошли от более простых в процессе постоянных превращений и изменений. Собственно, весь этот процесс развития и изменения видов и называется эволюцией.

Конечно же, самый главный вопрос в этой теме — превращение обезьяны в человека. Сторонники теории эволюции утверждают, что до появления человека землю населяли человекообразные обезьяны, которые со временем развились настолько, что стали человеком.

Важно! Поскольку в Библии сказано, что Господь создал человека по образу и подобию своему, это расхождение и стало краеугольным камнем преткновения науки и религии.

В ответ на теорию эволюции в западных протестантских церквях появилось обратное учение — креационизм. Оно утверждает, что человечество, как и вся наша планета и все живое, появилось и развивалось буквально по слову Библии, по Книге Бытия. Более того, креационисты полностью отвергают возможность эволюционного развития в природе в принципе как такового.

Читать еще:  Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Отношение православия к другим сферам жизни:

Но даже если не заглядывать глубоко и не касаться времен динозавров и пещерного человека, развитие в природе доказывается чисто экспериментальным путем. Мы можем наблюдать появление резистентных к антибиотикам микроорганизмов, развитие грибков плесени, появление новых видов грызунов, не чувствительных к старым ядам и т.д.

Это означает, что природа подвержена вполне естественному развитию. Но способна ли природа не развить, а именно создать что-либо принципиально новое?

В Библии сказано, что Господь создал землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. Креационисты понимают это буквально — что земля и все живое возникло с понедельника по субботу. Конечно же, такой радикализм породил массу споров и дискуссий в этой сфере.

Как же разобраться, какая из теорий говорит правду? Если отбросить радикализм, и спокойно разобраться в вопросе, то становится понятно, что эволюция и Библия вполне совместимы, просто говорят о разном и на разных языках.

Что православные говорят о теории эволюции

В православном христианстве нет единого мнения о теории эволюции. С появлением данной теории в христианском мире начались дискуссии о пересмотре существующих взглядов на происхождение человека и мира в целом. Верующие поделились на сторонников и противников эволюции.

Противники эволюции в православии опираются на «Шестодневы» отцов церкви и сам текст Библии , где четко сказано, что мир был сотворен за 6 дней , и человек был сотворен путем божественного акта, а не через эволюционные преобразования животных организмов.

Отец церкви 7-8 вв. Иоанн Дамаскин пишет:

«От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер и бысть утро, день един (Бытие 1: 5)».

Православные противники эволюции используют работы протестантских теологов по критике теории эволюции и пытаются научно обосновать не только ошибочность теории, но и утвердить альтернативу в форме креационизма .

Читать еще:  Мощи князя Владимира: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

В таком случае у православных возникает конфликт с протестантами, ибо первые ссылаются на масоретский текст Ветхого Завета, а вторые — на Септуагинту, то есть греческий перевод Ветхого Завета. Поэтому у протестантов выходит, что миру около 6000 лет , а у православных — около 7500 лет .

К противникам эволюции в православной среде можно отнести святого Иоанна Кронштадтского, геолога и протоиерея Константина Буфеева, преподобного Варсонофия Оптинского, священника и богослова Иустина (Поповича), епископа Николая (Сербского), патриарха Алексия II.

Но православие не стоит на месте и пытается соответствовать современной научной картине мира. Многие миряне и священнослужители стали придерживаться теистического эволюционизма , который является адаптированным к теории эволюции вариантом креационизма.

Теистический эволюционизм отвергает буквалистское понимание первой книги Библии и предполагает, что эволюция является частью нашего мира, и что человек появился путем эволюционных преобразований. Мир создавался в течение миллиардов лет, но под чутким руководством Бога .

Как правило православные теистические эволюционисты более либеральных и современных взглядов на жизнь. Из ранних можно выделить святителя Феофана Затворника, протоиерея Александра Меня, протоиерея Георгия Нейфаха, богословов Николая Фиолетова и Алексея Осипова, геолога и протоиерея Глеба Голеда. Протодиакон Андрей (Кураев) пишет в защиту эволюции:

«В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма.»

В следующий раз опубликую разбор других христианских течений и религий. Для неподписанных на блог под статьей появится закрепленное сообщение с ссылками на новый материал.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector