Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Содержание
- 1 Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
- 1.1 Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
- 1.2 Отношение к ЭКО в Церкви. Отвечает протоиерей Максим Обухов
- 1.3 Если Бог не даёт детей, нужно ли делать ЭКО? Мнения священников
- 1.4 Почему ЭКО отрицается
- 1.5 Чужие половые клетки
- 1.6 ЭКО с точки зрения православия
Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Сегодня у каждой второй семейной пары возникают проблемы с зачатием ребенка. У кого-то эти проблемы временные, а у кого-то постоянные. Ответом современной медицины сало множество самых различных процедур, которые способствуют зачатию и рождению ребенка в той или иной мере. Но не все они соответствуют принципам и морали Православной Церкви. И здесь вновь поднимается следующий вопрос: «Каково отношение православной церкви к ЭКО-оплодотворению?»
Отношение к ЭКО в Церкви. Отвечает протоиерей Максим Обухов
Над процедурой ЭКО начали работать с середины прошлого века. Первым в мире ребёнком из пробирки стала маленькая англичанка в 1978 году. Только по официальным данным, до её рождения было более 600 неудачных случаев переноса эмбрионов в полость матки.
Сегодня многие бездетные пары, которые безуспешно прошли лечение от бесплодия, надеются на ЭКО. Недавно Элладская Церковь разрешила использование подобных технологий родителям. Насколько медицинская процедура соответствует православным взглядам на жизнь, этике?
Мы обратились к протоиерею Максиму Обухову, руководителю православного медико-просветительского центра Жизнь.
Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra — вне и лат. corpus — тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО́) — вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.
– Как верующему человеку относиться к ЭКО?
– Мы исходим из того, что человек является таковым с момента зачатия и обладает таким же достоинством, как и взрослый. Будучи ещё совсем маленьким – одна клетка или несколько, у него уже сформирован генотип, обладающий всеми индивидуальностями человека. Далее будет проходить только развитие заложенного: извне поступают только питательные вещества, кислород, вода, минералы. Малыш в утробе матери увеличивается в размерах, развивается нервная система, органы зрения и так далее. Сущность уже не меняется. Соответственно наше отношение к эмбриону: мы не можем допустить его убийство и куплю-продажу, по сути, обращение как с вещью. Ребёнок имеет право на то, чтобы быть рождённым натуральным путём, поэтому противоестественная ситуация вызывает целый ряд вопросов.
– Сейчас появляются клиники, где подсаживают одного эмбриона, что позволяет избежать резекцию «лишних».
– Есть разные методы, технологии. Действительно, раньше подсаживали несколько эмбрионов, а потом часть умервщляли. Получалось: один-два рождались за счёт убийства братиков и сестричек. Сейчас клиники стараются подсадить меньше, и сам заказчик может выбирать – двух имплантировать, меньше или больше. Но всё равно, это не решает проблему гибели эмбрионов, потому что начинается сама процедура с гиперстимуляции яичников гормонами и это часто сопровождается появлением нескольких зародившихся жизней. Их потом замораживают и ждут имплантации.
Представьте: произошла удачная имплантация, использовали один эмбрион, а что дальше? Что делать с оставшимися? «Лишних» можно подарить, можно продать, можно отдать для опытов. Но дети не саженцы, не растения, которые можно отдать соседу или выбросить. Не котята, не щенки, которых можно раздать, а если не нужны – выпустить на улицу или сдать в приют для животных. Это живой человек. Сейчас нет технологий ЭКО, которые бы не допускали гибели эмбриона. Больше половины всё равно погибает. Мы точно не можем сказать, сколько, потому что все эти расчёты условные. Но такой факт говорит о многом: половина попыток неудачна. А что значит неудачно? Значит гибель эмбрионов. Что делает пара, у которой процедура оказалась неуспешной? Она идёт ещё раз, но и снова вероятность гибели эмбриона составит такой же процент. Очередная неудача, и супруги надеются на третью манипуляцию, и вновь будет 50% гибели. Такой риск летальности уже делает процедуру неприемлемой. Что такое 50% смертей – это как прыгать с 3‑его этажа – тоже будет подобная вероятность гибели.
Летальный исход возможен на разных стадиях ЭКО: и во время оплодотворения, и хранения, и имплантации. А также никто не скрывает, что идёт селекция эмбрионов – то есть мы берём несколько и выбираем лучшего, а остальные оказываются «ненужными». Сам факт имплантации одного эмбриона не говорит о том, что остальные не страдают. Если говорить обобщённо, то проблема гибели эмбрионов при ЭКО не решена, и её решение не предвидится.
Но это не единственная проблема, которая сопровождает эту технологию.
– Возможно ли перепутать и будущей маме подсадить чужого ребёнка?
– Есть такие случаи. Там, где применяются сложные технологии, есть вероятность ошибки. Они происходят от порочности самого подхода: взять живых людей и разложить по ящикам, хранить, выдавать, как будто игрушки. Бывает и подмен, и ошибки. Есть вопрос бесконтрольности: сдали родители биоматериалы, они не знают, сколько эмбрионов хранится в морозильнике, никто не может проконтролировать, сколько их было, и какая у них судьба. Могут сказать сколько, а могут не сказать, могут разморозить, могут продать, возможно, и сформирован рынок по продаже эмбрионов.
– Правда ли, что дети из пробирки со слабым здоровьем?
– Да, есть такое мнение и данные о том, что дети, рождённые в результате ЭКО более слабые, и отстают по показателям здоровья. Процесс очень тонкий, сложный. Естественным образом от здоровых родителей не всегда дети здоровыми рождаются. А в случае ЭКО: небезопасная стимуляция яичников, вынос из тела матери яйцеклетки, другие разные факторы. А само хранение эмбрионов? Тело человека в течение жизни подвергается мутациям, и мы не можем защитить ни половые клетки, ни эмбрионы, когда они хранятся в замороженном виде, от фонового радиоактивного излучения. Есть данные педиатров об этом. Но заинтересованная сторона в развитии этого рынка, даёт другие данные, отличные от педиатров. Но нас интересует в первую очередь неприемлемость этого метода в силу понимания природы человека, его защиты с момента зачатия.
– Что говорят в Церкви про ЭКО?
“Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов”.
– Отношение Церкви к ЭКО пока не является детально разработанным.
Есть две точки зрения среди христиан на процедуру. Одна либеральная: Элладская Церковь, (с которой мы недавно разорвали евхаристическое общение), разрешила ЭКО при соблюдении определённых условий.
Элладская Православная Церковь допускает возможность ЭКО бездетным семьям, если не будет лишних эмбрионов, их элиминации и донорства гамет.
А есть и другая точка зрения. Она предполагает полный отказ от подобного вмешательства. В этом отношении имеется продуманная и обоснованная позиция Римско-католической церкви. Если почитать документы, которые они приводят, увидим результат большой научно-богословской работы, стоит изучить их аргументы. Католики считают ЭКО безнравственным, разрушающим супружескую любовь. В Катехизисе католиков сказано, что воспроизведение людей неразрывно связано с их интимной жизнью в супружеских парах.
Католицизм рассматривает эмбрионы как живых людей, поэтому, как и православные, католики тоже акцентируют внимание на гибели «ненужных» эмбрионов и эмбрионов в маточной полости, если попытка забеременеть оказалась неудачной.
У нас будет продолжение дискуссии, в том числе о неприемлемости ЭКО и недопустимости его финансировании из бюджета. Надеюсь, что позиция Русской Православной Церкви будет ужесточаться и не последует Элладской Церкви, не позволит манипуляции с эмбрионами.
– Сторонники ЭКО порой обвиняют Церковь в том, что она против науки и не хочет помогать людям, в нашем случае стать родителями…
– Главная наша позиция в том, что нет ЭКО без гибели эмбриона, она запланирована даже в самом оптимистическом сценарии. Противоестественность этого процесса приводит к ряду осложнений.
А борьба за ЭКО понятна. Рынок услуг в этой области таков, что речь идёт о миллиардах рублей – огромные, почти астрономические дотации из государственного бюджета.
Из средств налогоплательщиков значительные суммы идут на финансирование абортов и ЭКО. В результате у нас нет денег на спасение жизни. Сколько сейчас в интернете, через соцсети, фонды собирается пожертвований на операцию мальчику или девочке, чтобы сохранить их здоровье или даже жизнь? А в то же время мимо проходят денежные средства на сомнительные процедуры, сопровождающиеся гибелью эмбрионов.
Кроме того, у нас немало семей, у которых нет жилья. Случился пожар, трагедия произошла, неоплаченный кредит, семейная драма и другие ситуации людей выталкивают на улицу. При этом помощь оказывается, но какая: у вас нет жилья, условий, давайте мы вашего ребёнка устроим в приют, из которого детей вернуть назад очень сложно. Вместо расходования миллиардов на ЭКО и аборты лучше было бы создать систему социальной помощи, чтобы ни одна семья, доведённая до крайности жизненными обстоятельствами, не осталась на улице.
– Знакомы мы ли Вам ситуации, когда верующие обращаются к ЭКО?
– Большинство семей, которые считают себя православными, порой бывают не воцерковлёнными и часто не знают об этих правилах. Порой они приходят к священнику и спрашивают:
– Батюшка, что делать с замороженным эмбрионом?
– А что случилось? – удивляется вопросу батюшка.
– Бесплодие, лечились – не помогло, хотели своего ребёнка, пошли на ЭКО, одного подсадили, а что с оставшимися делать?
И получается тупиковая ситуация, потому что в самой процедуре заложены противоречия. Что с эмбрионами происходит? Обычно их размораживают, и они гибнут. У нас пока нет однозначного запрета ЭКО. Он пока такой обтекаемый, потому что концепция Церкви составлялась к Архиерейскому собору 2000 года, и многое было ещё неизвестно. Гарантии того, что эмбрионы не будут гибнуть, данные сотрудниками клиники устно, не являются точными. Нет возможности контроля, что происходит в этих пробирках, это же всё микроскопического размера. Есть работа с клиентами, успокоение их, реклама. Слова, что подсаживаем один эмбрион, не означают, что другие не гибнут.
Если Бог не даёт детей, нужно ли делать ЭКО? Мнения священников
Как церковь смотрит на процедуру искусственного оплодотворения яйцеклетки? Что считает неприемлемым в этой процедуре и почему, рассказали священнослужители Кирилл Иванов и Димитрий Смирнов.
Кирилл Иванов, протоиерей:
Современные вспомогательные репродуктивные технологии — это экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки вне тела, то есть в пробирке. Возникает первый закономерный вопрос: этично ли зачинать ребенка в пробирке?
Для того чтобы провести процедуру экстракорпорального оплодотворения, нужны соответственно мужские и женские половые клетки. Мужские половые клетки собираются в специально оборудованном кабинете. Возникает второй закономерный вопрос: этично ли зачинать ребенка, рассматривая порнофильмы и порнографические журналы?
Для того чтобы получить женские яйцеклетки, как правило, проводится гормональная стимуляция яичников. Делается это для того, чтобы получить как можно больше клеток и, соответственно, приготовить больше эмбрионов. Из них можно будет выбрать те, что получше (предимплантационная диагностика позволяет выявить патологию). Опять же возникает этическая проблема: неугодные эмбрионы просто — напросто выкидываются.
Часть эмбрионов подсаживается в полость матки. Остальные эмбрионы замораживаются. Опять возникает этический вопрос: хорошо ли это — замораживать эмбрионы? С точки зрения науки и православия, эмбрион — это уже человек, а мы его замораживаем.
Но не только в этом дело. Не всегда супружеская пара обращается за этими замороженными эмбрионами. В результате с ними нужно что-то делать: они либо уничтожаются, либо используются для научно-исследовательских целей. В большинстве стран это, слава Богу, запрещено.
В случае многоплодной беременности придумали такую процедуру, как редукция плода: один— два плода могут быть уничтожены прямо в полости матки. Снова этическая проблема: убийство нерождённого ребёнка.
Кроме чистого экстракорпорального оплодотворения, используются ещё и её модификации. Это экстракорпоральное оплодотворение мужских клеток (спермы) и суррогатное материнство. С духовной точки зрения, эти методы неприемлемы, потому что в них участвует третья сторона. В случае донорства, получается, что ребенок генетически не родной своим родителям, а в случае суррогатного материнства его вынашивает другая женщина.
Получается, что вспомогательные репродуктивные технологии являются развитием ветхозаветных идей полигамного брака (разновидность многожёнства). Об этом в одной из своих работ пишет врач-репродуктолог, доктор медицинских наук, профессор Владислав Корсак.
Очень часто бесплодные супружеские пары после того, как усыновляют или удочеряют ребенка, беременеют сами. Человек совершает подвиг, и ему даётся благодать материнства или отцовства. Разумеется, такое возможно не во всех случаях. Если удалена матка и оба яичника, то женщина сама родить не может.
Как пишет Феофан Затворник, родители принимают участие в создании тела нового человека. Но потом в эту душу Бог ещё влагает дух — высшую часть души. Человек становится человеком. И поэтому очень важно чтобы дети зачинались не в пробирке, а рождались в результате естественных взаимоотношений мужчины и женщины.
Призываю тех, кого мучает проблема бесплодия, подумать об усыновлении или удочерении ребёночка. Может быть, Господь послал вам
бесплодие для того, чтобы вы позаботились о ком-то, кто остался без родителей.
Почему ЭКО отрицается
В «Концепции» содержится подробная информация о том, что недопустимым оплодотворением считается именно то, которое по каким-либо причинам происходило вне тела женщины. Также к причинам неприятия метода стоит отнести заготовку, удаление, а главное — консервирование эмбрионов, что с этической стороны недопустимо.
Ещё одно мнение, существующее у представителей православной религии, суть которого заключается в ответственности, ложащейся на пару в результате появления лишних эмбрионов. Осуждение происходит и в тех ситуациях, когда в матку женщины были подсажены живые зародыши, но в результате они погибли.
Проблема, связанная с зародышами, очень часто поднимается во время споров об ЭКО, так как они являются целостными и, как вы могли понять, не имеют вообще ничего общего с телом матери. Православная церковь против экстракорпорального оплодотворения также и из-за следующих операций с зародышами:
- ликвидация «лишних» эмбрионов;
- консервация, происходящая с использованием жидкого азота.
Ещё доктор задаёт вопросы о пожертвовании парой зародышей для проведения различных исследовательских мероприятий или же обыкновенного усыновления другими парами. Дело в том, что далеко не у всех поднимается рука на утилизацию эмбрионов, что приводит к проведению экспериментов на зародышах.
Чужие половые клетки
Считается, что еще один принципиальный момент, из-за которого церковь против ЭКО, вмешательство в оплодотворение посторонних. На недопустимости этого особенно настаивает католическая церковь.
Одним из ключевых этических требований является то, что деторождение должно происходить исключительно в результате союза супругов. При этом церковь против ЭКО выступает потому, что в процессе оказываются задействованы третьи лица, как минимум гинеколог и эмбриолог.
Данная позиция считается спорной, так как в этом случае нельзя допускать врача и при лечении бесплодия. Ведь тогда он тоже будет участвовать в зачатии в качестве третьей стороны. В связи с этим недопустимость ЭКО только на основании вторжения третьих лиц большинством богословов считается неоправданными.
Рассматривая этот аспект ЭКО, православная церковь включает в это понятие и донорство половых клеток.
В этом случае следует обязательно указать, что данные технологии категорически неприемлемы. Использование чужих мужских половых клеток разрушает брачный союз, допуская возможность интимного соития с чужим человеком на клеточном уровне. Отрицательно церковь относится и к суррогатному материнству.
ЭКО с точки зрения православия
Многие ненавистники и гонители Церкви говорят, что негативное отношение ее к данной процедуре обусловлено тем, что Церковь — это вымирающий мамонт, который настроен против технологий, современных возможностей и науки в целом.
Мнение церкви об ЭКО
Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.
Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.
«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, — говорит епископ, — нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей? Усынови сироту, которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».
Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).
Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.
Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.
Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей.