0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Аутизм не рассматривается в православии, как некое проявление бесноватости, как иногда можно услышать. Это неврологическое заболевание, причины возникновения которого могут быть очень разными — это и мутация генов, и влияние токсических веществ на формирующийся мозг ребенка, и множество не диагностируемых факторов. Духовные причины любых заболеваний кроются в греховной человеческой природе, и аутизм не является исключением.

Наиболее частным вопросом относительно данного заболевания является вопрос излечимости этой болезни. С точки зрения медицины, аутизм — это хроническое заболевание, при котором происходит определенная деформация личности, связанная с замкнутостью, зацикленностью на себе и собственных переживаниях, боязнью выйти из привычной обстановки, отрицанием всего нового и непонятного. Аутизм считается неизлечимым никакими медицинскими препаратами.

Единственный вариант скорректировать поведение больного — с самого рождения посещать терапевтические группы, позволяющие в будущем человеку с диагнозом «аутизм» хотя бы в небольшой степени адаптироваться и вести самостоятельный образ жизни.

Важно! Церковь, уповающая, главным образом на волю Бога, считает, что истинная вера и молитвы исцеляют любое заболевание, даже такое, как аутизм.

Конечно, и церковь, и медицина, признают тот факт, что аутизм — заболевание строго индивидуальное, проявляющееся в разной степени у разных людей. Так некоторые аутичные дети добрые, беззащитные и ласковые, конечно, сложно представить, что в их душе нашли свою обитель бесы, но есть и те дети, которые кардинально отличаются.

Вопрос священнику

Найдено записей: 11

протоиерей Максим Хижий

иерей Владимир Шлыков

иерей Александр Белослюдов

протоиерей Максим Хижий

протоиерей Андрей Ефанов

протоиерей Андрей Спиридонов

Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

1) Если мне мимолетно пришла в голову греховная мысль (например, подрезал кто-нибудь на дороге, когда ты едешь на машине за рулем, и я выругаюсь мысленно на этого человека), после чего одергиваю себя, перекрещиваюсь и прошу прощения у Господа Бога трижды — считается ли это за грех? И, самое главное, надо ли об этом говорить на исповеди?

2) Я довольно впечатлительный человек, и на этой почве у меня вопрос: стараюсь соблюдать почти все правила (молитвы, наказы) и посты. Иногда это приводит к непониманию и конфликтам со стороны окружающих меня людей, а иногда и мне становится не очень хорошо (имею в виду самочувствие). Но если я нарушаю, то меня грызет совесть и мне хочется плачевно, стоя на коленях перед иконой Господа Иисуса Христа, просить прощения. Что делать, как поступать и о чем думать в эти минуты?

3)Очень часто я нервничаю по различным мелочам и бессмысленно проявляю свои эмоции (кричу, даже психую), иногда и без повода. От этого страдают окружающие меня люди. Потом, естественно, я жалею, правда, не стесняюсь подходить первым и просить прощения, потому что знаю, что это большой грех. О чем думать в такие моменты, чтобы остыть?

4) Как-то в одной церкви я стал узнавать про причастие (что, как и во сколько у них проходит всё) и про условия подготовки к нему. Мне сказали: если вы первый раз причащаетесь, то поститься 3 дня необязательно (если тяжело по непривычке), и необязательно молиться и читать каноны. Но в другой церкви мне сказали, что готовиться нужно основательно, и пост — это меньшее, чем мы можем очиститься перед святым делом. Как относиться к такой двоякой трактовке?

5) Правда, что некоторые церкви (храмы, монастыри) специально изготавливают пиво? И правда, что пиво можно употреблять во время поста?

6) Можно ли во время поста заниматься сексом со своей женой? Ведь можно просто заниматься сексом (с любовницей, без любви; различные извращения и т.д.), а можно заниматься любовью. Ведь Господь сам наказал нам любить. А плотская любовь и выражается через занятие любовью. Спасибо большое за ответы! Всех благ вам и храни вас Господь!

+
Как-то у Вас все в одну кучу свалено: Ваше самочувствие, подготовка к причастию, монастырское производство пива и «занятья любовью».

Еще в древнем Риме был в ходу афоризм: «разделяй и властвуй». Применительно к духовной (внутренней) жизни, его можно истолковать так: чтобы властвовать собой, нужно сначала отделить мух от котлет, упорядочить внутренний хаос, преобразовать его в космос (порядок). Говоря о христианской жизни, важно понять, что здесь главное, а что — второстепенное, что есть цель, а что – средства для достижения этой цели, сами по себе целью не являющиеся. Так вот, главное – личностное отношение к Богу во Христе, жизнь во Христе, в Его Церкви, которая есть место встречи с Ним, среда, в которой, как растение, укорененное в почве, мы имеем возможность развиваться, становясь, по слову ап. Павла, из ветхого человека – новым. Поэтому важно:

1) углубляться в Священное Писание и, прежде всего, в Новый Завет – Слово Божье,

2) соединяться с Ним в таинстве исповеди, Евхаристии, в молитве, в жизни по заповедям Христа. Посты и молитвенные правила есть средство для этого, а не самоцель. Грех есть нарушение воли Божьей, разрывающее или ослабляющее общение с Ним. Церковное Предание также важно изучать, чтобы лучше и глубже понять Писание. Все это – творческий (а не механический) процесс, совершаемый путем соединения Ваших личных усилий и Божьей благодати (Божественной энергии, преобразующей Вашу жизнь изнутри). И какое отношение ко всему этому имеет то, варят пиво в монастырях или не варят? Я, кстати, никогда не слышал о том, что при монастырях варят пиво, но даже если где-то вдруг и варят, что это меняет?

Читать еще:  Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Насчет интимных отношений: они потому и называются интимными, что это касается только двух человек. Если есть какие-то смущающие факторы, то об этом можно посоветоваться с духовником, если у Вас таковой есть – священником, которому Вы всецело доверяете. Церковные правила эти отношения не регламентируют, но есть общие указания, как и у Отцов, так и в Писании. Например, тот же ап. Павел пишет: всяк поступай по удостоверении своей совести (в другом месте – по удостоверению ума своего). Вообще, Господь Сам просвещает человека, стремящегося к Нему, давая понять, что Ему угодно, а что нет. Что же касается подготовки к Евхаристии, то цель этой подготовки состоит в том, чтобы подготовить душу соответствующим образом к соединению с Богом во Христе, в Его Церкви. Средства к этому – пост и молитва. Детали Вы можете обсудить с духовником (или просто священником, если нет духовника), исходя из Ваших обстоятельств. Главное – не соблюсти формальности, а подготовиться внутренне к личной встрече с Богом и соединению с Ним. Важно ЧТО, а не КАК.

иерей Константин Кравцов

протоиерей Андрей Спиридонов

Наташа, 32 года

Вопрос очень деликатный. У меня у самого сыну 9 лет, и я вижу, насколько дети этого возраста заинтересованы данной темой, поэтому тем более их нужно ограждать от подобного зрелища. Я себе представляю разговор с ребенком в данной ситуации таким образом: дать понять дочери, что Вы знаете о случившемся, но ни в коем случае не ругать ее, это может все испортить, потом деликатно расспросить дочь о том, что она почувствовала, как она к этому отнеслась, и лишь, установив с ребенком доверительный контакт, нужно попытаться сгладить впечатление от увиденного. Конечно, тут нужно еще проконсультироваться с детским психологом, потому что это очень специфическая ситуация, ну и еще нужно обязательно побеседовать с бывшим мужем, чтобы предотвратить такие вещи в будущем.

Здравствуйте, мне бы очень хотелось Вам по-настоящему помочь, но не знаю, получится ли это. Прежде всего мне придется привести официальное мнение Церкви по Вашему вопросу, вот пространная цитата из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо. От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII.9). Таким образом, официальное отношение Церкви к проблеме транссексуализма однозначно негативное, однако этот вопрос слишком сложен и деликатен для того, чтобы решать его столь однозначно. Возможно, Вы читали замечательную книгу профессора А.И. Белкина «Третий пол», там есть одна интересная глава: «Житие святой Аполлинарии». В этой главе повествуется о человеке со схожей проблемой, после смены пола он пришел к Православию, более того стал насельником мужского монастыря, хотя изначально, как раз, считался женщиной. Мне посчастливилось быть лично знакомым с профессором Белкиным (кстати, его смерть была

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Читать еще:  Раскол православной церкви: история и понятие, причины и суть, последствия

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Читать еще:  Почему и зачем служители тушат свечи в храме? Ответы священника

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Что говорит статистика

Росстат и Минздрав приводят на своих официальных сайтах существенно отличающиеся данные — 779 848 и 627 127 абортов за 2017 год соответственно, более свежая статистика пока не опубликована. Эти цифры означают, что на каждые сто россиянок фертильного возраста каждый год приходится в среднем по два аборта.

Эти показатели сильно отличаются в меньшую сторону от неофициальных данных, которые основаны на опыте Советского Союза: в РСФСР в последние 30 лет существования советской власти число абортов колебалось от четырех до пяти миллионов ежегодно, а в современной России отчего-то стремительно пошло на убыль. Этот тренд непросто объяснить, учитывая все пережитые россиянами после распада СССР трудности. Разве что резким ростом духовности и массовым распространением представлений об аборте как тяжком грехе, либо столь же резким падением качества сбора статистики.

По данным Росстата, аборты у девочек в возрасте до 14 лет включительно составляют лишь 0,04% от общего числа прерванных беременностей — в 2020 году зафиксировано 350 случаев на всю страну.

Подростковая беременность, судя по числу сделанных в возрасте 15−17 лет абортов, распространена шире, но все равно измеряется долями процента — 0,7% или 5530 за год. Росстат свидетельствует, что 98% всех абортов делают совершеннолетние женщины в расцвете сил — от 18 до 44 лет.

На этом вопросы к статистике не заканчиваются, а только начинаются. По данным Минздрава, самый распространенный в России аборт — самопроизвольный (выкидыш), на его долю приходится 17,9% от всех учтенных абортов — более 112 тысяч в абсолютных цифрах. В статистику абортов включены вообще все прерванные беременности, причины которых подпадают под разделы О02-О07 Международной классификации болезней. Впору бить тревогу о катастрофическом состоянии репродуктивного здоровья россиянок. И подозревать приписки.

Главный камень преткновения в спорах о запрете абортов — аборты по медицинским показаниям — в Минздраве оценивают в 2,8% или 17 677 случаев за 2020 год. Это притом, что глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский недавно публично заявил, что по медицинским показаниям совершается до 50% абортов, и потому, по словам сенатора, «их никому нельзя запрещать».

Аборты по социальным показаниям, перечень которых утвержден Приложением к приказу Минздрава от 3 декабря 2007 года, в России, если верить статистике, теперь стали исчезающе редки — лишь 22 случая на всю страну (0,003%). Криминальных абортов, по мнению чиновников от медицины, в России тоже почти не стало — за 2020 год зафиксировано 355 случаев (0,06%).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector