0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание православной традиции почитания святых

Содержание православной традиции почитания святых

Рубрика: Культурология

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Сидорова, С. Н. Содержание православной традиции почитания святых / С. Н. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3949/ (дата обращения: 07.10.2021).

Известно, что, не познав прошлого, нельзя познать самих себя. Одним из важнейших факторов, обусловливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире.

По мнению русских философов, менталитет русского народа сложился под влиянием православной культуры. Целыми веками народ русский пропитывался духом и началами Православного христианства. Русскому человеку свойственны любовь и смирение, общение с ближними. Эти положения актуализируются в наши дни, когда, по данным социологических исследований, с одной стороны, увеличивается количество воцерковленных людей и воцерковленных семей, с другой — возрастает интерес к православной культуре во всех ее проявлениях.

Для понимания традиции почитания святых, необходимо обратиться к сущности понятий «Святой», «почитание святых мощей». Согласно христианскому вероучению, святые — это люди, прославившие себя служением Богу, праведностью, обретшие благодать и причисленные к лику святых. Святыми почитались погибшие за веру мученики, монахи, которые посвятили себя служению Богу. [9].

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля « святой » имеет следующее значение: духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все , что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную [4].

Почитание святых и молитва к ним является древнейшей традицией Церкви. Отражением опыта помощи святых живущим на земле христианам является особое почитание некоторых из них: святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца и многих других.

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке.

Почитание мощей связано с присущим им даром чудотворения, т.е. считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах. К этим дарам относится прежде всего сила исцелять различные болезни и изгонять бесов. В силу этого храмы и монастыри, в которых содержатся мощи особо почитаемых святых, становятся местом паломничества (в России к таким центрам относится прежде всего Киево-Печерский монастырь). Доступ к мощам мог быть как постоянным, так и временным. В греческой церкви мощи обычно хранились в алтаре и предлагались для поклонения народу лишь в день памяти святого и в храмовые праздники. Почитание святых в Церкви выражается в благоговейном воспоминании их подвигов и дел, с целью подражания им, в празднествах в их честь, в сооружении храмов во имя святых и т.д.

Святой Никола, или Николай, Мирликийский Чудотворец, — один из самых почитаемых на Руси святой святитель. Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что его стали называть покровителем русского народа, в иконописи помещали нередко по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богородица).

К Николаю-Чудотворцу обращаются за помощью в самых неразрешимых делах, как духовных, так и житейских. Медные образки-обереги, найденные на полях битв, свидетельствуют о глубокой вере русского солдата в покровительство святителя Николая. Особенно почитают Николая Чудотворца моряки, он наравне с праведным Федором Ушаковым и святым апостолом Андреем Первозванным является покровителем русского военно-морского флота. Неслучайно главный морской собор Санкт-Петербурга – Никольский.

Во время гражданской войны в России (1917—1922) был учрежден Орден Святого Николая Чудотворца. Эта награда приравнивалась к ордену Святого Георгия. Орденом Святого Николая Чудотворца мог быть награжден лишь тот, кто, «презрев очевидную опасность, и, явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный явным успехом и принесший полную пользу». Так же существовал Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца — фамильный орден Российского Императорского Дома [2].

Святитель Николай является одним из покровителей венецианской республики. Венецианцы очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города — церкви Святителя Николая — и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми. Традиция почитания святителя Николая Чудотворца приобретает всеобщее значение для христиан. Почитание Святого в Венеции связано с традицией поклонения святым мощам.

Традиция почитания святого Николая Чудотворца на Руси связано с возведением храмов. Под понятием традиция (от лат. traditio — передача), мы имеем в виду элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды [5].

Проведя изучения храмов Волгограда и Волгоградской области ,чьи имена связаны со Святым Николаем Чудотворем, мы пришли к выводу, что на территории Волгограда и Волгоградской области есть несколько храмов святителя Николая Чудотворца: в Красноармейском районе г.Волгограда, в Калачевском районе действующих два храма, а также плавучий храм «Святитель Николай», который начал свою деятельность 12 июля 2000 года. В станице Арчединской Михайловского района Волгоградской области состоялось освящение памятника-часовни святителя Николая Чудотворца и государя-страстотерпца Николая, в Волгограде освещено место под строительство храма Николая Чудотворца.

Нами также было обращено внимание на храм, который расположен в сорока километрах от г. Калач-на-Дону Волгоградской области в станице Голубинская. Храм был построен по усердию и на средства прихожан и освящена 9 ноября 1891 года. Сегодня это заброшенный, полуразрушенный, но все еще величественный храм Николая Чудотворца. Подробную информацию о состоянии храма мы смогли почерпнуть благодаря православным сайтам, а также из бесед с местными жителями ст. Голубинская. В давние времена здесь жили казаки, среди которых немало было и староверов, но храм выстроен по всем канонам православной церкви. Рядом же располагались школа и сад.

Сейчас от школы остались две полуразвалившиеся стены, а от сада — несколько почти засохших, уже неплодоносящих деревьев. Построен был храм в восьмидесятых годах XIX века и имел тогда пять куполов, пока два года назад один из них не был снесен ураганом. Крыша храма по краям поросла кустарником, а в центре и вовсе провалилась, оставшиеся листы жести на куполах оглушительно грохочут во время сильного ветра. Тяжелые двери с трех сторон храма продырявлены, и через эти дыры мы подростками влезали внутрь. На месте где, с 1778 года была деревянная церковь, сгоревшая от пожара 1821 года. Вновь отстроенная и снова сгоревшая от громового удара в 1876 году.

Читать еще:  Секты в России: отношение православия и РПЦ, признаки и виды, список запрещенных

Зодчие храма Николая Чудотворца (1886-1891) в станице Голубинской Калачевского района оперировали эклектическими формами древнерусского зодчества, варьировали приемами шатрового завершения. В Волгоградской области такой храм единственный. Первоначально церковь была деревянной (1741). В 1775 г. была заложена сосновая с дубовым фундаментом и освящена в 1788 г., в 1806 г. дубовый фундамент заменили на каменный. Осуществлялось строительство церкви на средства прихожан. Каменную церковь возвели на месте деревянной, которая по одним источникам 15 июля 1875 г., по другим – 1876 г. сгорела от удара молнии. Из-за нехватки денег в 1886 г. были возведены только стены до середины карниза, потому прихожане обратились в Донскую епархию с просьбой о помощи. Строительство закончилось в 1891 г., в этом же году церковь освятили.

Никольская церковь представляет собой массивный куб со скошенными углами на высоком цоколе, дополненный пятигранной апсидой, маленькой по сравнению с храмом, в три оси трапезной, равной по ширине среднему нефу, и колокольней с высоким шатром-«свечей». Пластичность объемно-пространственного решения подчеркивается декором, навеянным древнерусским зодчеством XVI-XVII вв. Сильное эмоциональное впечатление на входящих в храм производят его монументальность, тектоника конструкции и стенопись. Интерьер украшал резной четырехъярусный иконостас, от которого сохранились в плохом состоянии боковые части [6].

Живопись выполнена в конце XIX в., она интересна не только своим художественным качеством, но и тем, что дает возможность узнать имена тех, на чьи средства они выполнялись, так как под изображениями имеются надписи с именами жертвователей. Например, на восточных столбах с изображением святых читаем: «Усердием гражданина хутора Ильминского», на западной стене трапезной справа изображены Христос и грешница, а под ними надпись: «Усердием и на средства Д. Е. Харькова» и т. д. Среди интересных предметов этой церкви Т. М. Минаева называет три иконы: Успения в серебряной ризе и киоте, Распятие и икона Успения резная кипарисовая []. Голубинская церковь имеет довольно близкую объемную композицию к церквам в Петербурге: Святого Мирония и Святых Апостолов Петра и Павла лейб-гвардии Егерского полка (1849-1855) и Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии конного полка (1844-1849). Оба проекта выполнены архитектором К. Тоном, причем первый был одобрен императором Николаем I и рекомендован как образцовый. Обе церкви в 30-е гг. XIX столетия были снесены. Подобной архитектуры в 1864 г. был выстроен собор Александра Невского в Нижнем Новгороде [7].

Проведенное нами исследование позволяет выделить в традиции почитание Святого Николая два аспекта. Первый аспект связан с почитанием Святого и поклонением его святым мощам. Эта традиция характерна как для России так и для других стран, в частности почитание святым мощам Николая Чудотворца мы находим в Венеции (паломничества в итальянский город Бари, где находятся мощи святителя) и в Волгограде. Второй аспект связан с возведением храмов, которые является носителями православных традиций.

Наше исследование показало, что почитание святого Николая Чудотворца на Руси имеет давнюю, почти тысячелетнюю историю. Проведенное исследование показало, что на территории Волгограда и Волгоградской области существуют храмы Святителя Николая Чудотворца, а также освящены места для возведения храмов, однако в Волгоградской области недалеко от г. Калач-на-Дону расположен храм Николая Чудотворца, требующий восстановления. Являясь памятником архитектуры и достоянием культуры Волгоградской области в настоящее время ведется реставрация храма. Изучение истории этого древнейшего храма как сохранение традиции почитания Святителя Николая Чудотворца является важнейшей задачей современного поколения. Традиция почитания Святого Николая не имеет территориальных ограничений и является всеобщей для всех христиан.

Альманах «Духовные истоки воспитания», №1, 2002 г.

Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом Покров, 2002. – 256 с.

  • Венеция / сост. Е.Н. Красильникова – М. : Вече, 2003. – 204 с.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4 т. – М.: Русский язык, 1981.

    Кошелева, О. Е. Педагогические традиции православия// Российское образование: и история и современность/ Под ред. С. Ф. Егорова. М.: ИТП и МИО РАО. С. 195–224.

    Православный берег [Электронный ресурс]/http://pr-bereg.narod.ru/info/st_037.html

    Русское богатство. СПб., 1898. № 8. С. 138.

    Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области / ВолгГАСА. –Волгоград, 2002. – 336 с.

    Страхова Н.П. Русская культура X-XVII веков: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 216 с.

    Кого мы называем святыми?

    Широко распространенным, но при этом ошибочным является представление о святости как о безгрешности. Это в корне неверно, поскольку среди живших на земле никаких грехов не имел только Господь. И в этом смысле подлинно святым можно назвать только Его. Каждый из угодников Божьих является лишь отблеском Его Славы, отражением Его святости.

    Мы называем их подвижниками благочестия, «солью земли», «светом миру». Но все это стало возможно только потому, что они смогли максимально очистить свою душу и сердце, чтобы те стали сосудом Божией благодати . Именно этой силой освятились и их душа, и их тело, то есть они обожились, стали по благодати тем, кем Бог является по природе. Именно поэтому и возможно почитание святых, поскольку им удалось воплотить главную цель человеческой жизни на земле.

    Почитание святых: значение и основания

    Традиция почитания святых праведников, о которой говорится ещё в древних христианских текстах, имеет большое значение для Церкви и верующих людей. Оно заключается в следующем:

    • в свидетельстве о неоспоримом существовании и действенности Божьей Благодати;
    • в указании на постоянное общение между Господом и Церковью, являющуюся Царством Его на земле, через молитвенные обращения;
    • в наличии примера для подражания, указывающего на возможность достижения главной цели жизни христианина — единения с Господом;
    • в возможности попросить помощи и совета у чада Господнего, имеющего более большой духовный опыт.

    О необходимости почитания праведников, отмеченных Благодатью Божией, говорится в Священном Писании. Первые упоминания о чудесах, совершённых людьми по молитве Господу встречаются в Ветхом завете. Пророк Давид, отмечает, что Бог творит славные дела через святых своих.

    Прямое указание на почитание святых угодников находится в Новом завете «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня» (Евангелие от Матфея 10:40). О возможности опосредованной молитвы говорится в послании апостола Иакова, утверждающего, что молитва праведника имеет большую силу. Апостол Павел указывает на необходимость почитания праведников и подражания им не только при жизни, но и после окончания их земного пути.

    Читать еще:  Почему и зачем служители тушат свечи в храме? Ответы священника

    Почитание угодников Господа заключается в следующем:

    • в установлении дат их поминовения;
    • в создании специальных церковных служб;
    • в строительстве культовых зданий, им посвящённых;
    • в почитании мощей и святых изображений;
    • в молитвенных обращениях к ним.

    Интересно: почитание святых праведников, их мощей и икон было официально установлено на Седьмом Вселенском Соборе. За невыполнение этого постановления отступники должны быть преданы анафеме.

    Почитание святых

    Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

    • Поцелуй
    • Почтительность

    Смотреть что такое «Почитание святых» в других словарях:

    Почитание святых — Христианское П. с. связывается с античным культом героев. До нач. 4 в. к святым относили лишь мучеников (праздничный день: день мучеников). Позднее к святым причислили также мудрецов, наиболее известных епископов и аскетов. Часто эти… … Словарь античности

    Почитание Святых — ♦ (ENG veneration of Saints) см. Святым поклонение … Вестминстерский словарь теологических терминов

    СВЯТЫХ КУЛЬТ — религ. почитание лиц, называемых церковью святыми, к рых бог якобы за их праведную жизнь, стойкое исповедание веры, «подвиги благочестия» наделил даром чудотворения, сделал посредниками между собой и людьми. Святые считаются покровителями простых … Атеистический словарь

    Культ святых в католической церкви — Почитание святых в катол. церкви восходит к раннехрист. практике и поэтому имеет многие общие особенности с культом святых в правосл. церкви (дни памяти святых и праздники наиболее чтимых из них; особые молитвы и богослужения святым; почитание … Религии народов современной России

    Собор Тверских святых — Собор всех святых, в земле Тверской просиявших Тип праздник Русской православной церкви Установлен в память о Тверских святых / 1979 год Собор всех святых, в земле Тверской просиявших праздник Русской Православной церкви, установленный в… … Википедия

    Местное почитание — София Суздальская (местночтимая святая с 1650 года) Местночтимые святые в православии святые, канонизированные для почитания в рамках отдельной епархии, то есть не имеющие общецерковного почитания. Содержание 1 Понятие … Википедия

    Кто становится святым? Православная Церковь празднует день Всех Святых — Владислав Зарайский, Анна Любимова Почему собор? Сегодня Православная Церковь празднует день Всех Святых. Словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обертке с британским Хэллоуином (чье название означает… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    История почитания святых Кирилла и Мефодия в католическом мире — 14 февраля католическая церковь чтит память равноапостольных Кирилла и Мефодия, приобщенных к лику святых. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия высоко чтят не только православные, но и католики. В католической церкви почитание этих святых… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Культ святых в православии — Обычай почитания святых пришел на Русь вместе с христ вом. В греч. церкви слово «святой» означало «избранный», «праведный», «живущий по правилам», а в этимологии славянских языков имело значение «крепкий», «незапятнанный», «праведный». К лику… … Религии народов современной России

    Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ — Канонизация законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых. Термин «канонизация» это латинизированная транскрипция греческого глагола… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    11. О святыне и святых

    11.1. Кто такие святые?

    – Святость (в отличие от человеческой праведности) – это причастность человека Богу, его преображение под действием Божией благодати. В святом человеке восстановлена поврежденная грехом природа человека и возрожден союз человека с Богом, как «чада Божьего».

    Поэтому святой – это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом Своему народу.

    Святые стали друзьями Божьими и заступниками за людей пред Богом. Их, как и ангелов Божиих, называют старшими братьями в духовной семье Отца Небесного.

    Приобщение к святости совершается через Христа во Святом Духе, причем внешние поступки являются лишь формами и способами «стяжания Духа Святого». Среди них – молитва, милостыня, чтение Священного Писания и важнейшее – участие в Таинствах: «душею и телом да освящуся, Владыко… причащением священных Таин…» (Песнь 9 Канона ко причащению).

    Почитание святых в Церкви обусловлено убеждением, что их подвиг был не столько достижением человеческих усилий, сколько выявление в земном мире действия Божьей благодати. В качестве святых почитаются те, чья причастность Богу была явлена Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. Канонизация святых представляет собой, по сути, церковное удостоверение в причастности святого к Богу, в том, что этот человек стал очень похож на Господа (по-славянски: «преподобен»).

    11.2. Как почитать святого?

    – Почитание святого состоит в изучении его жития, в подражании его святой жизни, в молитвенном обращении к нему, в посещении церковных служб, посвященных дням его памяти. Совершить паломничество и приложиться к мощам святого.

    11.3. Зачем молиться святым, если есть Бог, ведь в Священном Писании сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10)?

    – Почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученики, пострадавшие за Христа, сразу после своей смерти благоговейно почитались верующими. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную литургию, им возносили молитвы. И сейчас Литургия может совершаться только на антиминсе (четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением композиции «Положение во гроб» или «погребения Христа» и подписью епископа), в центре которого зашиты частицы мощей святых мучеников. Антиминс постилается на Престол в алтаре храма.

    Православные христиане поклоняются только Богу, а святых почитают как старших наставников, как людей проживших жизнь в Боге и для Бога, достигших духовной высоты и удостоившихся Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано апостолом Павлом: «Поминайте наставников ваших… и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Вера святых есть вера Православная, и она с апостольских времен призывает к почитанию святых. Церковь Небесная – торжествующая вместе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, являются членами Церкви Христовой. Святые для верующих являются помощниками, молитвенниками и небесными покровителями. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в иконах и мощах, окружает верующих молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет людей от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Святые не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, но сомолитвенники и помощники в служении Христу и общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обоживаются, становятся «богами по благодати». Таким образом, святые это те люди, которые подвигом веры и деятельной любви достигли богоподобия, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь Сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

    Читать еще:  Куда деть вербу: можно ли хранить дома и как правильно это делать

    При молитве к святым угодникам верующие не забывают о молитве Господу, потому что только Он – Податель всех благ. Именно к Нему направляется и молитвенная просьба через предстательство святых, ведь и святые служили именно Богу. Святые помогают не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретенной ими духовной свободы в любви, которая достигнута их подвигом. Она дает им силу предстательства перед Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Помощь во всех житейских нуждах по молитвам святых даруется Самим Господом.

    11.4. Как относиться к книгам, в которых указано, к каким святым в каких нуждах обращаться? Неужели у каждого святого своя «специализация» на помощи определенного вида?

    – У каждого из святых был особый образ служения людям, свой характер, свои особенности, свои пережитые трудности и борения, свой подвиг перед Богом. Характер служения Господу в вечности является как бы продолжением земного поприща святого. Так, врач-целитель великомученик Пантелеимон продолжает оставаться целителем и после своей мученической кончины; то же можно сказать и о врачах-бессребрениках Косму и Дамиана. Святой великомученик Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Святитель Николай во время своей земной жизни отличался необычайной отзывчивостью на нужды всех скорбящих, путешествующих, его очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве.

    Некоторые из святых во время своей земной жизни претерпевали сильную борьбу с различными страстями и напастями. И они, очевидно, глубоко сочувствуют всем тем, кто претерпевает такую же борьбу, и с великой ревностью припадают в молитве к Богу за тех, кто обращается к ним в таких же случаях за помощью. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. На этом и основывается благочестивая церковная традиция, указывающая, кому из святых молиться при различных обстоятельствах жизни.

    Это, впрочем, не изменяет общего положения, что каждый из святых может помочь в любой нужде и беде, если обратившийся будет иметь веру, а получение просимого будет полезным для спасения души.

    Исполнение просимого всецело зависит от Подателя всех благ – Бога.

    11.5. Кто такие святые отцы?

    – Святые отцы – это святые подвижники и праведники Православной Церкви, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях ее богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы.

    11.6. Что такое нетленные мощи?

    – Святые мощи – это останки почивших святых людей, которые своим жизненным подвигом, любовью к людям, усердной молитвой, постом, нестяжанием – образом всей своей жизни достигли святости, к чему должен стремиться каждый. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).

    Тела некоторых усопших святых сохраняются в сравнительной или даже полной целостности. Однако почитаются они не за их нетленность, а за то, что по причине святости их тела и после смерти являются хранителями божественной благодати, от которой верующие могут получать исцеления и другие духовные дарования. Почитая мощи, Церковь, собственно, почитает благодать, действующую через останки, и прославляет Бога, дивного во святых Своих (Пс. 67:36).

    Частицы мощей святых обязательно помещаются в каждом антиминсе, то есть освященном особым чином и надписанном епархиальным архиереем плате с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа, на котором совершается Святая Евхаристия. Это делается в соответствии с раннехристианской практикой совершения Божественной литургии на гробницах мучеников за Христа.

    11.7. Где находится Гроб Господень?

    – В Иерусалимском храме Воскресения Христова есть Святая Часовня – Кувуклия, возведенная над гробницей Господа Иисуса Христа.

    11.8. Что такое Плащаница?

    – Святая Плащаница Господа нашего Иисуса Христа – это полотно, в которое Он был обернут после снятия с Креста. На Плащанице сохранились видимые изображения Господа со следами от ран. Плащаница имеет ширину 110 см и длину 486 см. Находится она в городе Турине в Италии (отсюда ее название – Туринская). Многочисленные фотокопии Плащаницы в натуральную величину сделаны, в том числе, и на ткани.

    Плащаницей также называется плат с вышитым или иконописным изображением снятого с Креста Спасителя (выносится для поклонения в центр храма в Великую Пятницу) или изображение положения Божией Матери во гроб (выносится для поклонения на праздник Успения Пресвятой Богородицы).

    11.9. Надо ли делать земной поклон перед Плащаницей?

    – Со среды Страстной Седмицы земные поклоны в храме прекращаются, за исключением поклонов перед Святой Плащаницей. При подходе к любой святыне обычно делается два земных (или поясных) поклона до прикладывания к ней и один поклон после прикладывания. Поклоны делаются после совершения крестного знамения.

    11.10. Если давно не причащался, можно ли приложиться к Плащанице?

    – Почитание святыни никак не связано со временем причащения. Прилагаться к святыне необходимо с благоговением и сердечной верой.

    Сколько всего святых?

    Открывая православный календарь, мы читаем имена чтимых в этот день святых. Ежедневно — десятки имён, полный же список канонизированных святых исчисляется тысячами. А сколько святых, чьи имена известны лишь Господу Богу? Их не сосчитать, как невозможно охватить умом и взором все звёзды на небосводе.

    Первые века христианства представлены мучениками; IV-VIII век — период духовных писателей и подвижников, которых мы называем Отцами Церкви; XII-XIII век на Руси — время святых благоверных князей и правителей; XIV-XVII век — расцвет монашеской традиции на Руси; XX век — вновь эпоха мучеников и исповедников веры Христовой.

    Награда в «пакибытии» означает, что во время нашего земного пути не всё и не всегда будет гладко. Главная цель в виде наследования жизни вечной будет приобретена уже по ту сторону земного бытия. Это заставляет осознанно и духовно трудиться, полагаться на волю Божию и брать пример со святых, которые такой путь уже прошли.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector