0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Посредине Всенощного бдения есть особый момент — начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания — читается Шестопсалмие.

Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

Психология грешника
Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни:
Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя.
«Я [смог] уснуть и поспать, [а затем] встать, / ибо [я уверен в том, что] Господь защитит меня».
Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома):
Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя.
«Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня».
Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи:
Воскресни, Господи. т. е. «Встань, Господи, [на мою защиту]. »
Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же — «восстание из гроба», оно же — «пробуждение») Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, «не боимся… нападающих на нас», ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.

Главная мысль второго псалма (Пс. 37) — его конечная покаянная молитва:
Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего.
Последняя фраза означает: «Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!»
Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом:
Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих.
«Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих».
И в этом же ряду:
Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах.
«Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый».
Яко лядвия моя наполнишася поруганий.
«Ибо внутренности мои полны язв…» и т. д.
Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай — и духи злобы), видя это, сразу активизируются:
И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся.
«Ищущие же жизни моей усиливались [одолевая меня], / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях».

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:
Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.
«Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной».
Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:
На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.
«В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».

Гимн милосердию
Четвертый псалом (Пс. 87), сочиненный сыновьями Кореевыми, — это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти:
Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша.
«Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, [как] лежащий среди мертвецов, / [и] как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей [защищающей] руки».
Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление:
Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели?
«Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя — в месте тления?»

На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах:
Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Иными словами — «насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его».

Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе — и духовного):
Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.
«Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших».
Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении:
…Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров.
«…я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу».
Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая — более беспомощная и смиренная:
Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим.
«Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим».
Вторая — более уверенная и восторженная:
Дух Твой благий наставит мя на землю праву.
«Дух Твой благой да направит меня в землю праведности».
В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и — через них — на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности. Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.

Читать еще:  Очистка квартиры церковной свечой: особенности и правила православного обряда

Почему служители тушат свечи в храме?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Сегодня была в храме и наблюдала такую картину. Женщина, которая служит при храме, ходила и тушила поставленные свечи. При том, что они еще не догорели, а некоторые и вовсе были почти целыми. И у меня в душе возникает такой вопрос. Можно ли так ей поступать? Ведь люди ставят свечи не просто так, а с верой в душе. И пока я ходила по храму, моя свеча тоже оказалась потушена. Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! На нашем сайте есть материал «Зачем в Церкви свечи?», приведу оттуда важную цитату: «. зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком Творцу служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце. То самое сердце, в котором рождаются все наши помыслы и желания, и очистить которое мы призваны самим Богом!» читать далее

Иными словами, неважно, насколько сгорела Ваша свеча, важно — насколько искренней была молитва.

А свечи тушат, как правило, из практических соображений: пока оплавленный воск не успел закапать пол и подсвечник, еще все свечи и лампадки гасят, когда закрывают храм на ночь, потому что огонь открытый без присмотра не оставляют. И еще есть некоторые моменты (обычно Шестопсалмие) во время богослужения, когда тушат весь свет, в том числе и свечи. И ничего тут страшного нет, на силу Вашей молитвы или жертвы Господу это никак не влияет.

Храни Вас Господь!

Читайте также:

Суть вещей: Светильники в храме

На заставке: фрагмент фото spbpda

В последнем предложении пропущена буква «н», это искажает смысл.

Как странно читать это, и на православном ресурсе. Кроме свечей и записок многие вообще ничего о православии не знают. Вот и оттягиваются на вопросе о свечах. Каждый приходит со своими суевериями и народными традициями на эту тему. Не упустят случая повозмущаться ценами. Свечки в обслуживании действительно очень трудоемкие: чистить подсвечники, полы, мыть от копоти стены и потолки храма (пробовали?), расставлять красиво по росту не для красоты, а чтобы не плавились, собирать и сдавать огарки (они очень дешево стоят), вести учет наконец. Говорят, что в Германии в храмах уже нет свечей, а есть лампочки с щелочкой для денег: какую денежку опустишь, столько «свечка » и погорит. Мы ведь не этого хотим? Простите нас и поймите. И приходите ставить свечи в храмах

только поставил свечу а старуха со злобным видом мне ее тушит я готов был удавить ее но все таки Храм

Константин, Церковь — это все мы, со своими грехами и странностями. Мы можем встретить в Церкви самых разных людей. В том числе, не самых приятных. Также, как кому-то мы сами можем быть неприятны кому-то другому. Главное, чтобы мы помнили, что идем в Церковь к Богу, а не людям. И что все мы здесь — сборище кающихся.

Поздравляю всех с наступающим Рождеством! Когда только начинаешь ходить в храм, действительно кажется что свеча обязательно должна догореть. Это очень очень важно. Лишь позже понимаешь, что дело действительно не в свече, а в молитве и в жертве, которую ты приносишь в храм. Возможно, возгласы » на вас делают деньги» в большей степени свяаны с тем, что прихожане не понимают смысла действия. Кажется, что надо купить 10 свечей, 15 просфор и т.д. Чем больше — тем лучше, чтобы «наверняка подействовало». Правильно ли это? Да, так считают те, кто в храм заходит изредка. «Хожу редко, значит надо поставить один раз и много». Потом читают, что «попы делают деньги» и вообще перестают ходить в церковь и ставить свечи. Зачем «жирдяев» кормить. И это вместо того, чтобы прийти, поставить одну — две свечки, купить просфору и спокойно помолиться. Вполне можно «уложиться» в 50 рублей. Можно даже ничего не заплатить. Ни копейки. Встали и спокойно молитесь. Чем плохо? Ничем. С меня еще ни разу ни за что не потребовали деньги. Могу даром постоять, если хочу. Но я экономист по образованию и хорошо понимаю, что людям, которые служат нужно платить заработную плату, здание храма и территорию нужно содержать: отапливать, обновлять, убирать, делать капитальный ремонт — владельцы собственных домов знают, что это такое. Если приходишь в церковь только по праздникам, то для тебя храм — забегаловка. Я свечи купил, имена записал, деньги отдал, а они уже пусть молятся. Когда посещаешь храм регулярно он становится для тебя домом. Тебе хочется, чтобы там было чисто, тепло, светло и жертвы в 50 рублей совсем не жаль, когда умеешь ценить чужой труд. Что касается того, почему тушат свечи, то это едва ли желание переплавить их на новые. Как правило, на праздники люди закупают свечи и каждый желает поставить их с десяток, места для всех нет, нужно тушить одни и давать место другим. «Нужно, чтобы свеча полностью догорела, иначе желание не сбудется или ритуал не подействует» — оставьте это магам и ворожейкам.

Почему во время чтения Шестопсалмия следует гасить свечи?

Когда в православном храме проводится утреннее богослужение, то читается особая молитва, которую называют Шестопсалмие. Священник произносит 6 покаянных псалмов. Эта молитва в обязательном порядке должна произноситься при погашенных свечах. Более того, погасить их следует до того, как начинать чтение Шестопсалмия.

Образующаяся в этот момент темнота является символом Вифлеемской ночи, во время которой появился на свет Спаситель. Прихожане, находящиеся в храме, не должны друг друга видеть. Это способствует тому, чтобы они с большим благоговением и вниманием внимали слова священника, произносящего молитву. Во время ее чтения в храме наступает полная тишина, не совершаются поклоны, даже не принято осенять себя крестным знамением.

О том, насколько важно Шестопсалмие, отмечается даже в церковном уставе. В нем отдельно акцентируется внимание на том, что псалмы должны произноситься со вниманием и страхом Божьим, так как даже сам Господь не видит молящихся Ему о прощении грехов своих.

Читать еще:  Почитание святых: что означает и на чем основано, традиции

Что читают на шестопсалмии, почему гасят свечи и нужно ли креститься?

ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ?
Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII-го века. О нем говорится в уставах различных монастырей (например, Студийском), упоминается Иоанном Мосхом (автором “Луга духовного”) и Софронием, патриархом Иерусалимским в описании утрени VII века на Синае и в Палестине. Кем было установлено Шестопсалмие, остается неизвестным, также неизвестно почему из 150 псалмов выбраны именно указанные. Однако, следуя православной традиции, можно утверждать, что выбор этот не случаен, он осуществлен Самим Духом Святым и несет в себе глубокий духовный смысл.

Шестопсалмие является важной частью Богослужение утрени и посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестопсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» (М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная).

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении символизируют шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина. Как указывают некоторые толкователи, “Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении”.

В силу особой значимости шестопсалмия, оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.).

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом.

В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

ПОЧЕМУ ГАСЯТ СВЕЧИ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ?

Практика тушения свечей и чтения в темноте связана с воспоминанием о ночи рождения Христа Спасителя в Вифлееме. Существует также еще одно значение этой практики: в авторитетном дореволюционном справочнике «Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных» (Санкт-Петербург, 1908 г.) архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин объясняет обычай тушить свечи во время Шестопсалмия так:

«Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали Шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться. Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого. А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».

«Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественно тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звезды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на «Бог Господь» подобает возжигать свечи, гл. 24-я). Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещенными светом благодати Христовой. Присутствующие с великим благоговением внимают чтению: «подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления» (Типикон, гл. 9-я).

Подобное объяснение дает в «Богослужебных заметках» и протопресвитер Валерий Лукьянов: «Об исключительном значении Шестопсалмия свидетельствует церковный устав, предписывающий читать Шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо, и молящеся о гресех наших» (Служебник, Типикон, гл. 9-я).

О ПОКЛОНАХ ПРИ ЧТЕНИИ ШЕСТОПСАЛМИЯ

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона. В Часослове (последование Утрени) в середине Шестопсалмия указано: «Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов.

2. В Оптиной пустыни существует традиция не накладывать на себя крестное знамение в середине Шестопсалмия. Преподобный Лев Оптинский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица».

Такую же практику рекомендовал прп. Паисий Святогорец:

— Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?

— Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.

Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие готовит нас к встрече со Христом, и эта ключевая мысль пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

Читать еще:  Секты в России: отношение православия и РПЦ, признаки и виды, список запрещенных

В духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу, духовные законы, которым следует в своем движении к Господу душа христианина, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”

Православний календар

Первомц. равноап. Феклы (I).

Прп. Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Прп. Коприя (530). Св. Владислава, короля Сербского (после 1264).

Сщмч. Василия Воскресенского диакона (1918); сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, прмч. Виталия Кокорева и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Еф., 216 зач., I, 1–9.Лк., 13 зач., IV, 16–22,и за пятницу (под зачало):Еф., 217 зач., I, 7–17.Лк., 14 зач., IV, 22–30.Первомц.:2_Тим., 296 зач., III, 10–15.Мф., 104 зач., XXV, 1–13.

Храм Пресвятой Троицы г. Эрланген

  • Фото 252
  • Видео 67

ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ? И ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ГАСЯТ СВЕЧИ?

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Какой духовный смысл в выбранных псалмах?
Почему на шестопсалмии не крестятся?

Почему не кладут поклонов?
Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда?
Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия?
Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду.
Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами. Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский. Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая«говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие?
Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие?

Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом. В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову.

Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector