1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

Установление семилетнего возраста для начала исповеди перед причастием – скорее не правило, а традиция нашей Церкви. У святителя Тимофея Александрийского (+ 385 г .) в его канонических ответах на вопросы епископов и клириков возраст ответственности определен десятью годами: «Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога? Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные – с последующих лет» (Правила Православной Церкви, т.2, М., 2001, с.488-89). Здесь нет противоречия с установившейся практикой. Сознание нравственной ответственности растет по мере внутреннего созревания человека. Семь или десять лет устанавливаются условно. Семилетний отрок делает только первые покаянные шаги. Поэтому можно говорить пока о неполной вменяемости ему греха. Зрелость воли и нравственного сознания достигается годам к 14-ти.

Читать еще:  Как просить прощения у Бога за грехи: правила и нюансы прошения, советы священников

Младенец – отрок – юноша

Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.

В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.

Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.

Младенец

До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.

Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.

Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.

Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.

Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.

Читать еще:  Православные чудеса: понятие, истории современных и известных чудес, свидетельства

Отрок

До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.

Юноша

С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.

Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.

Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.

Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).

С 7 лет в православии ребенок начинает исповедоваться перед причащением. Считается, что ребенок уже достаточно взрослый и уже грешит осознанно, поэтому несет ответственность за свои поступки (грехи) перед Богом и людьми в отличие от младенца, поведение которого обусловлено природными потребностями. Поэтому проступки в грех им не вменяются.

В этот период отрочества родителям следует уделить особое внимание духовной жизни ребенка. Объяснить, что такое «Исповедь», «Причастие», смысл покаяния, молитвы и поста. Помочь подготовиться к первой исповеди.

Отрочество – возраст, благодатный для православного воспитания и формирования личности православного человека. Ребенок смотрит на родителей, подражает им, охотно участвует в общей молитве, посещает богослужения, готовится к исповеди.

Читать еще:  Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных, условия для домашнего использования и в храмах

Очевидно, что 7 лет – это не отправная точка, когда надо внезапно начать настаивать, чтобы ребенок вел самостоятельную духовную жизнь. Нужно постепенно прививать отроку любовь к постам, молитве и чтению Библии, в первую очередь Евангелия.

Возрастное деление условно, поэтому наступление семи лет, не означает, что конкретный ребенок готов к ответственности за свои поступки. Поэтому, установление возраста для первой исповеди основывается на нравственном развитии детей. Моральная ответственность у отроков может появиться позже 7 лет.

Многие священники, наблюдая за детьми, замечают, что они сильно отличаются по нравственному воспитанию, душевным и интеллектуальным способностям, физиологическому развитию. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и «установить для всех детей единый возраст ответственности нереально» (иеромонах Иов (Гумеров)).

С 14 лет — раб Божий

С 14 лет по церковным канонам ребенок становится взрослым. Теперь он должен перед причастием попоститься, как положено (без мяса и молочных продуктов), отстоять всю службу (вечернюю и утреннюю) и не забыть поисповедоваться.

Кроме того, теперь, если ребенок желает причаститься, он должен вечером перед причастием прочитать не только последование, но и каноны — Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу хранителю. Они есть в большинстве молитвословов, и в этих тоже есть.

Вот и все, мои дорогие. Надеюсь. что публикация была вам полена. А если что не понятно, пишите в комментариях — я всегда рада поделиться тем, что знаю. Ставьте «класс», если статья понравилась — так о ней узнает больше читателей. Ну и конечно, оставайтесь со мной. подписавшись на мой канал.

Подавать записки в храме можно только за крещенных людей

При написаниях записок и поминовения для детей используют понятия: младенец и отрок. Например: «мл.Максима» и «отр.Сергия»

Для поминовении на проскомидии или молебне, идет уточнение – за болящего, путешествующего и т.п.

Если забыли дописать «мл.» или «отр.» к имени, это не означает, что молитва не будет услышана Богом. Но в некоторых случаях необходима сугубая молитва о человеке. Например, за усопшего младенца поминовение отличается от поминовения взрослого. Каждая конкретная ситуация рассматривается индивидуально. Многое зависит от практики прихода.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью:

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

Подавать записки в храме можно только за крещенных людей

При написаниях записок и поминовения для детей используют понятия: младенец и отрок. Например: «мл.Максима» и «отр.Сергия»

Для поминовении на проскомидии или молебне, идет уточнение – за болящего, путешествующего и т.п.

Если забыли дописать «мл.» или «отр.» к имени, это не означает, что молитва не будет услышана Богом. Но в некоторых случаях необходима сугубая молитва о человеке. Например, за усопшего младенца поминовение отличается от поминовения взрослого. Каждая конкретная ситуация рассматривается индивидуально. Многое зависит от практики прихода.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector