0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чин обедницы (часы и изобразительны) для мирян, читаемый если нет возможности прийти в храм на Литургию

Содержание

Чин обедницы (часы и изобразительны) для мирян, читаемый если нет возможности прийти в храм на Литургию


, 2013, п. Хову-Аксы, Тыва[5]


в Марьино[10]


[11] и в [12]


на о. Чанг, Таиланд[13]

Богослужение мирянским чином берёт начало в древности, когда монахи-анахореты редко принимали священный сан и для совершения Божественной Литургии приглашали пресвитера либо приходили сами на общую службу в положенный день, удаляясь затем на остальные дни в келью или скит и совершая положенные по времени службы самостоятельно без иерея[8]. В Древней Руси верующие собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром — полунощницу[8]. В России большое вынужденное распространение практика богослужений мирянским чином получила в среде старообрядцев-беспоповцев. В конце XVIII века на русской Аляске алеутов и эскимосов крестили мирянским чином[14][15][16][17][18], позднее в начале XIX века мирянским чином служили колонисты в Троице-Никольской часовне легендарного Форта Росс[19][20], а в конце XIX в. в канадской местности с русским названием Восток были организованы регулярные богослужения мирянским чином, которые пользовались большим успехом и даже посещались представителями иных христианских конфессий из близлежащих районов[21]. Богослужение мирянским чином вынужденно практиковалось в годы советских репрессий против духовенства[22][23][24][25][26][27]: христиане тайком собирались по домам или даже в лесах[28], в удалённых от центра деревнях; вдали от внимательного надзора атеистических властей верующие собирались в «неформальные» молитвенные дома на великие праздники и молились, составляя службу как могли[8]. Особая необходимость в этом возникала в случае смерти кого-либо из жителей деревни, и тогда старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы[8]. Нередко и в рабочих районах жилые и торговые муниципализированные дома сдавались в аренду под молитвенные дома, в одном, например, Горьковском крае насчитывалось до 1500 молитвенных домов[29][30]. В советские годы широкое распространение получило катакомбное движение[31][32][33], в котором, можно полагать, мирянский чин имел не последнее значение в сохранении христианского благочестия. Актуальным оказалось мирянское служение и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё сравнительно мало[34][35].

Сейчас богослужение мирянским чином встречается на некоторых сельских (Храм Воскресения Христова в пос. Кожино[36], Храм Илии Пророка поселка Лесной[37][38] и Иоанно-Предтеченский храм в д. Сумароково[39]Московской области, Храм Василия Великого д. Хохряки Удмуртии[40], Тверская область[41], Архангельская область[42], Хабаровский край[43], Михайло-Архангельский храм с. Малая Кема Приморского края[44], известен прецедент на Камчатке[45], часовня прп. Серафима Саровского на острове Новая Земля[46], приход св. Александра Невского в с. Валуевка Омской области[47], Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова[48][49][50]) и городских (Храм прав. Иоанна Кронштадтского г. Пестово Новгородской области[51], Храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских г. Приморск Ленинградской обл.[52], Введенский храм Мурманске[53], Приход святой великомученицы Параскевы в Волгограде[54]) приходах. Потребность в мирянских богослужениях возникает и в сибирском регионе, где активна православная миссия: Чукотке[55][56][57][58][59], Якутии[60][61][62][63], Тыве[64][65][66]. Иногда единоверцы вынуждены совершать службы мирским чином из-за малочисленности священников, владеющих старым обрядом[67][68][69][70].

Также богослужение мирянским чином получило распространение в Эстонской православной церкви[71], Финляндской Православной Церкви[72][73], по крайней мере, до последнего времени практиковалось в Японской Православной Церкви[74], Китайской Православной Церкви[75][76][77][78][79][80][81][82][83][84], Русской Православной Церкви за границей в США[85][86][87][88], Коста-Рике[89][90][91], Германии[92], Дании[93][94], Ирландии[95], Португалии[96], Пакистане[97], храмах Московского Патриархата в Таиланде[98][99][100][101] и Великобритании[102], Преображенском храме Антиохийского Патриархата в Гватемале[103][104], в Камбодже[105][106], Вьетнаме[107], на Филиппинах[108][109], на Гавайях под юрисдикцией Православной Церкви в Америке[110]. Эта практика обнаруживается в Украинской Православной Церкви[111][112]. Русские общины, которые молятся мирским чином, есть в Бразилии[113]. На Филиппинах готовилось издание книги по богослужению мирянским чином на местном языке православным миссионерским обществом имени прп. Серапиона Кожеозерского[114][108]. Известны случаи проведения мирских служб в Антарктиде[115].

Мирянские службы могут проводиться в непосредственно храме, часовне (её название как раз и происходит из-за чтения службы часов[116]), дома или в специально обустроенных для этого молитвенных домах, в специально отведённых помещениях, у придорожных киотов, у поклонных крестов, наконец, под открытым небом.

Церковные каноны указывают на необходимость крещения мирянским чином

в экстремальных ситуациях[117]. Существует чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище[118].

Разница между Литургией и изобразительными

Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.

  • И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
  • Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.
  • Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
  • Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.
Читать еще:  Цвета и символика куполов на православных храмах: особенности и значения

Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель.

Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.

Еще о богослужениях в храме:

Обедница: что такое и что значит, текст, правила и особенности традиции

Богослужение Изобразительных присутствует в суточном круге богослужения и обычно совершается в случаях, когда в храме не совершается Божественная литургия (Великим постом Изобразительны читаются перед Литургией Преждеосвященных Даров). Однако на практике данное богослужение дополняется чтением Апостола и Евангелия в тех случаях, когда Божественная литургия должна совершаться, но по тем или иным причинам не совершается. В таких случаях данное богослужение именуется Обедницей, как, например, в Каноннике. К вопросу данного богослужения обращались такие известные кантонисты как В. Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение совершения Обедницы можно встреть на специализированных форумах и сообществах священнослужителей.

Если до революции на каждом приходе имелся штатный священник и необходимости совершения Обедницы с причащением мирян необходимости не было, то в настоящее время один священник может быть единственным священнослужителем нескольких храмов. Так как совершать Божественную литургию чаще одного раза в сутки канонически запрещено, то в воскресные и праздничные дни священнику, имеющему на попечении несколько приходов, приходится самостоятельно решать проблему причащения мирян в храме, в котором он не может в этот день совершить литургию. Чин причащения болящих на дому совершенно не подходит к такому случаю, другого же уставного богослужения нет в практике Русской Православной Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод греческого чина богослужения, в котором за чином Изобразительных совершается причащение. Однако в этом богослужении нет столь необходимых чтений Апостола и Евангелия дня, нет поминовения живых и усопших, что естественно востребованно в приходской практике. Чтение Апостола и Евангелия на Изобразительных допускает Типикон.

Представляемый в качестве проекта чин Обедницы с дневными чтениями и причащением представляет собой попытку объединить имеющиеся практики воедино и, несомненно, нуждается в компетентной переработке, как следует из обсуждения данного чина в сообществе Устав.

Отдельно стоит заметить, что автором написана специальная молитва на вход с Евангелием, так как молитва литургии или малого входа вечерни не подходит по смыслу к данному богослужению. Внесено изменение в молитву перед возгласом Святая святым, так как священнослужитель уже причащался в текущий день. Предлагается для обсуждения целесообразность совершения мирной и малых ектений перед антифонами.

Чин обедницы с чтением Евангелия и причащением

Какая разница между вечерней, утреней и обедней?

Служение в вечернее время посвящается вознесению Богу благодарственных молитв за прожитый день. В течение вечерни прихожане благодарят Господа за прошедший отрезок времени, а также просят помощи и благословения на грядущую ночь.

В течение вечерни проводятся:

  1. Девятый час;
  2. Вечерня;
  3. Повечерие.

Утром христиане в церкви в своих молитвах выражают признательность за ниспосланный им сон для отдыха или за прошедший ночной период, просят о помощи в наступающем дне.

Утреня состоит из:

  1. Полунощницы;
  2. Утрени;
  3. Первого часа.

Во время обедни возносятся мольбы Всевышнему за живых и усопших, то есть умерших людей. В процессе дневного богослужения совершается Таинство Причащения.

Обедня включает в себя:

  1. Третий час;
  2. Шестой час;
  3. Литургию.

По актуальному во времена Евангельских событий временному исчислению в третий час дня Иисуса вели на суд к Понтию Пилату. А в шестом часу дня произошло распятие Христа, о чем и напоминает следующая служба.

И только после этого начинается литургия, в которой три «акта»:

  • Проскомидия;
  • Литургия оглашенных;
  • Литургия верных.

Читайте также

Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца?

Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца? — Что такое покаяние?— Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:«Покаяние есть возобновление крещения.Покаяние

Что такое Рай?

Что такое Рай? Скажи мне, что такое Рай? — Спрашивал Старец. — Это Христос! — говорил отец Порфирий. — Когда ты любишь Христа, тогда не смотря на все ощущение своей греховности и своих немощей, у тебя есть уверенность в том, что ты преодолел смерть, потому что ты

Что такое хорошо, и что такое плохо

Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и

Что такое хорошо, и что такое плохо

Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и

ЧТО ТАКОЕ УМ

ЧТО ТАКОЕ УМ Но где же находится эта привязанность к своему «я»? То, где возникает эта привязанность, — ум. Привязанность к представлению «другие» тоже исходит от ума. Теперь другой вопрос: где находится ум? Он должен быть где?то в теле, потому что, если его там нет, от нас

Читать еще:  Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Так что же это такое?

Так что же это такое? Для нас может оставаться непонятным, что же такое просветление, если это и не счастье и не несчастье? Как появляется просветлённое существо и как оно действует? Что значит – обнаружить свою природу будды?Когда мы встречаем эти вопросы в буддийских

9. А «Бог» — что такое?

9. А «Бог» — что такое? 9.1. Идея Бога и сфера ее примененияВлияние идеи Бога на духовную (да и на материальную) культуру всего человечества, народа, страны — вплоть до отдельной личности было весьма и весьма значительным, во множестве аспектов весьма и весьма плодотворным.

Что такое сон?

Что такое сон? Как иудаизм относится к сну и как его определяет?ШимонСон – это состояние человека, при котором он, находясь «в забытьи», видит и чувствует различные вещи, которые не происходят в реальности. В состоянии сна человек не контактирует с внешним миром, поэтому

Что такое проклятие

Что такое проклятие Невозможно, внимательно и вдумчиво прочитав Гал. 3:10, не уяснить себе, что проклятие — это нарушение закона. Непослушание Закону Божьему само по себе является проклятием, ибо «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Грех

Что такое благовествование? (Рим. 1:16, 17)

Что такое благовествование? (Рим. 1:16, 17) 16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». «Не

Что такое теория? Что такое факт?

Что такое теория? Что такое факт? Каким критериям должна отвечать теория для того, чтобы считаться научной в общепринятом смысле? Джордж Гейлорд Симпсон (1964) указывал:«В любом определении науки говорится, что утверждение, которое нельзя подтвердить наблюдениями, не

Что такое ты?

Что такое ты? Однажды царь Милинда спросил бхикшу21 Нагасену:— Глаза — это ты?Нагасена, смеясь, ответил:— Нет.Царь Милинда настаивал:— А уши — это ты? А нос — это ты?— Нет!— А язык — это ты?— Нет!— Но твоя личность пребывает в теле?— Нет, материальное тело обладает лишь

1.5. Что такое мир

1.5. Что такое мир В понятии «мир» заключено два смысла:1. «Мир» (олам) означает сокрытие (алама) – мира Бесконечности. Я воспринимаю не саму бесконечность, а лишь небольшой ее фрагмент, называемый духовным миром или этим миром. Такое ограниченное, неполное восприятие

(Устав соборной службы (поморский). Руководство-самоучитель. Пособие старообрядческим служителям для проведения церковных служб. Санкт-Петербург. 1992)

6.1 ЧАСОВ ПО ЧАСОСЛОВУ

Наставник возглашает: «За молитв. ». Псаломщик: «Аминь. Царю небесный. ». По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся.
Псалмы 3-го часа, по них Слава, И ныне. Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже, 3-жды (с поклонами). Господи помилуй, 3-жды.

Если два тропаря, читается 1-й, Слава — 2-й. Если один, читается Слава — тропарь. Наряду написанные постные пропускаются. Тропари заранее закладываются в Часослове: — воскресные, в числе, триодные. При чтении по Часовнику отсутствующие тропари чтутся по Минее, при отсутствии — общие.
На праздничной службе Слава — тропарь празднику.
На воскресной — тропарь воскресный, Слава — второй службы. Если к воскресной приложено две службы с тропарями то на всех часах чтется тропарь воскресный, а Слава: на 1-м и 6-м часах — одной службы, на 3-м и 9-м — другой: «пременяя».
И ныне — богородичен часов Богородице Ты еси лоза. Господь Бог благословен. Святыи Боже. и прочее. По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик -Аминь, и чтет:

Читается всегда один кондак, писанные наряду пропускаются. В праздничные дни на всех часах кондак празднику. На воскресной службе — указанный Уставом. Когда кондак «пременяя», то на 1-м и 6-м часах читается один, на 3-м и 9-м — другой. В случае отсутствия Часослова подбираются из других книг, как и тропари. Следует иметь в виду, что малым святым — «четверичным» — с воскресной службой кондак не читается, если он и есть.
Господи помилуй, 40. Иже на вяко время (закладывается для чтения на следующих часах). Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Честнейшую херувим (поклон). Именем Господним.
Наставник — За молитв. Чтец — Аминь. Владыко Боже Отче, Перелистывается три листа почасия (а по Часовнику — подряд), Приидите поклонимся и час 6-й. Последовательность, тропари, кондак также. Во время чтения Отче наш перелистывается ряд на молитву — Боже и Господи, в конце почасия 6-го часа (а по Часовнику — подряд). Иже на всяко время — на закладке в 3-м часе. По За молитв — Аминь. Боже и Господи силам. Владыко Господи Исусе Христе Боже наш — в Часослове в конце почасия 9-го часа, также на нее переносится ряд во время чтения Отче наш.

6.2 ОБЕДНИЦА, НАЧАЛО ЧАСОСЛОВУ

В Часослове глава называется «Псалмы на литургии и прочее часов».
Псаломщик читает псалмы — Благослови душе моя Господа. Слава — Хвали душе моя Господа. Второй лик (или на сходе, где принято) запевает — И ныне. Единородный Сыне (роспевы в Обиходе).

Чтец читает Во царствии Си до определенного стиха, поется ирмос (блаженна), а затем к каждому из оставшихся стихов чтется тропарь или несколько тропарей. На воскресной службе — по октаю (и минее). Чтец читает до стиха Блажени милостивии. Далее по Октаю в конце воскресной службы гласу, стихи там также помещены. Первый тропарь — «блажеину» поем по знаменному октаю. (Это — «на 8»)
Когда добавляется из Минеи песнь канона, чтется по стих Блажени кротцыи. Поется «блажснна». Блажени алчущий и жаждущий — два тропаря по Октаю вместе. Блажени милостивии — один и далее по одному, и указанную песнь канона из Минеи без ирмоса на 4 стиха. (Это «на 10 — в Октае на 6 и Минее песнь. на 4») Когда добавляется две песни из Минеи, чтется «на 12, в Октае на 4, в Минее песнь. на 4 и песнь. на 4». Чтется по стих Блажени нищий духом. Поется «блаженна». Блажени плачущий — три тропаря в Октае. Блаженн кротцыи — два. Блажени алчущий » один (троичен). От Блажени
милостивии песнь по Минее без ирмоса на 4 стиха, от Блажени есте другая песнь по Минее на 4 стиха.
На праздничной службе — по минее.
Особых тропарей, как в Октае, не бывает, чтутся песни канонов. Чтец читает по стих Блажени милостивии и начинаем на 8: поем ирмос 3-й песни празднику (1-го канона). На следующие три стиха вычитываются тропари этой песни (святым — без богородична). От стиха Блажени есте — тропари 6-й песни (2-го канона, если два), без ирмоса, на 4 стиха.
На 6 бывает от стиха Блажени миротворцы.

Читать еще:  Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

6.4 АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИЕ

Чтение производится по Апостолу и Евангелию. При их отсутствии по Октаю — в конце книги и Общей Минее, также в конце ее.

6.4.1 СОСТАВ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Основной текст разделен на зачала для чтения, в Апостоле — 335, в Евангелии по каждому евангелисту свой счет. В конце имеется указатель «рядовых» — воскресных и ежедневных чтений от Пасхи на весь год и праздничных по святцам (но не полный). В указателе также помещены для литургий антифоны, прокимны, аллилуйя.
Найдя в книге нужный номер зачала, необходимо удостовериться, что выбрано нужное чтение. На полях листа вверу и внизу даны вводные слова, с которых начинается чтение и далее продолжается от звездочки по тексту. встречаются промежуточные зачала без номера, они указываются по номеру предыдущего «отполу», например, апостол 280, отполу. Есть несколько зачал с повторяющимися номерами, тогда в Уставе уточняется: «послание» или «второе зачало».
Конец чтения часто не совпадает с началом следующего зачала и отмечается прямо в тексте особо. Помета конца должна соответствовать указанию на полях в начале, например, «Четверток 4 недели. Се же и преподобным». В тексте конец: «Конец четвертку и преподобным».
При чтении зачал, особенно в Евангелии, встречаются пропуски-переходы, называемые «преступками». Они помечены в тексте также с указанием, к какому чтению относится преступка. Обычно продолжение чтения указано через лист-два, а большие переходы уточнены.

6.4.2 ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Осуществляется особыми погласицами. Конец чтения выделяется специальным подъемом голоса. Обычно на часах читается по два зачала апостола и евангелия. Начинается со вводного слова, конец выделяется и 2-е зачало также от вводного слова, конец выделяется.
Заглавие послания (именование евангелиста) делается только к 1-му зачалу. Заглавия апостольских посланий: «От деянии святых апостол чтение», «От соборнаго послания. чтение», «К. послание святаго апостола Павла (чтение)».
Евангелисты именуются: «От . святаго Евангелия чтение».
Когда указано одно зачало, оно чтется «надвое» — на прописной букве или смысловом переходе делается подъем голоса, как в конце, дале спуск и продолжение чтения.
Когда указано три зачала, второе чтется «под зачало», то есть конец 1-го не выделяется, 2-е читается с начала зачала без вводного слога, конец его проводится, затем 3-е с вводного слова.

6.4.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НА ЧАСАХ

В некоторых общинах после блаженн поется Святыи Боже, 5 раз, как по Великом Славословии на утрене, который в праздники иногда заменяется на Елицы во Христа крестистеся.
Апостол глаголется с прокимном, после него Аллилуйя, 3 или 5 раз.
По Поморскому же Уставу апостол глаголется без прокимна. По прочтении блаженн чтец с Апостолом в руках выходит на средину, благословляется, возглашает заглавие и чтет апостол. По прочтении прощается.
Далее наставник благословляется, именует евангелиста. Второй лик поет — Слава Тебе Господи, обеденным роспевом, с поклоном. Наставник чтет евангелие. По прочтении ведущий лик — Слава Тебе Господи, поклон. Наставник прощается.

6.5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Затем псаломщик (или поем) — Помяни нас Господи, с поклонами, Лик небесный и далее поряду. На Верую стоим преклонив голову, осенив себя кресным знамением. Ослаби, остави. Отче наш. Наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет:

6.6 КОНДАКИ ПО ОСЛАБИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Чтутся кондаки храмовым праздникам — господскому, богородичному, святым. При наличии нескольких храмовых господских и богородичных кондаки им чередуются. При отсутствии кондака храму Богородицы чтется кондак Заступнице християном (наряду в Часослове). Если храмовые кондаки не выписаны отдельно, их следует держать заложенными в святцах Часослова.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Согласно Уставу, обычно так: кондак воскресный гласу, кондаки храмовым святым (все), по обычая чтем также кондаки святым текущего числа, которым не творилась служба (по Часослову в числе), Слава — празднуемому святому, И ныне — храму Богородицы.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Кондак празднику един. Святым: кондак храму Христову, Слава — святому. И ныне — храму Богородицы. При отсутствии храмов — Святому, Слава, И ныне — Заступнице християном.

6.7 КОНЕЦ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но прочтении кондаков псаломщик Господи помилуй, 12, Всесвятая Троице. (Далее по Часовнику — Да исполнятся и Благодарим Тя — пропускаются) Буди имя Господне, 3-жды, с поклонами, Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Благословлю Господа на всоко время. Лики на сходе — Достойно есть (или задостойник по Уставу). Поклон земной. Ведущий лик — с поклонами — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови. Наставник речет отпуст. Головщик — Аминь. Лик — Господи помилуй, 3-жды.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector