0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новомученики Церкви Русской: зачем мы им молимся

Новомучениками и исповедниками Русской Церкви принято называть представителей духовенства и мирян, пострадавших за православную веру в период с 1917 по 1991 годы от рук советской власти. Первым после захвата власти большевиками принял мученическую смерть священник Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года в Царском селе. 7 февраля 1918 года в Киеве был убит митрополит Владимир (Богоявленский), а спустя полгода гонители казнили императора Николая II и всю его семью. Мученики – это погибшие от рук гонителей, исповедники – пострадавшие, но уцелевшие, при этом не отрекшиеся от Христа под гнетом обстоятельств.

Священнослужители и миряне гибли в период Гражданской войны в России как от распоясавшихся красных безбожников, наслаждавшихся безнаказанностью и анархией, так и от рук «системных» палачей, выносивших приговоры верующим за нарушения нового, антиправославного законодательства Советов. Церковь отделялась от государства и лишалась всех прав, в том числе и права на имущество. Храмовые ценности, согласно новым законам большевиков, подлежали изъятию. Это нередко вызывало резкие протесты священников и прихожан, что могло нести для последних роковые последствия. Большевики арестовывали самых активных представителей Церкви, в кратчайшие сроки выносили вердикт, который подразумевал либо заключение, либо смертную казнь.

Особенно тяжелыми выдались для Церкви первые два десятилетия, предварявшие Великую Отечественную войну. Перед войной на территории всего Советского Союза насчитывалось не более нескольких десятков православных священников, находившихся на свободе. Остальные были либо расстреляны, либо томились в заключении. Согласно решению Священного Синода от 30 января 1991 года был установлен день поминовения всех пострадавших от безбожной власти, а также начался процесс канонизации тех, кто стал жертвой своих религиозных убеждений, не отрекся от Христа под угрозой смерти и гонений, до конца выстоял в исповедническом испытании.

На сегодняшний день в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской входят 1774 человека, прославленных в лике святых. Общая численность пострадавших за веру в период существования СССР не поддается точному исчислению, но говорят о сотнях тысяч репрессированных.

Содержание

25 марта 1991 Священный Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5/18 апреля 1918: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» [3] .

Архиерейский Собор Русской Церкви 1992 определил совершать празднование Собору Новомучеников и Исповедников Российских 25 января по Юлианскому календарю — день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую Неделю после оного [4] .

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры [5] .

В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 поименно канонизирован 1701 человек [6]

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября по Юлианскому календарю 1917 он был зверски убит революционными матросами [7] .

РПЦЗ совершила прославление Собора в 1981.

По некоторым оценкам, к 1941 было убито около 130 тысяч священнослужителей [8] . Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников [9] .

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АМП Архив Московской Патриархии

ГАКО Государственный архив Костромской области

ГАРФ Государственный архив Российской Федерации

ОР РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

ПСТБИ Православный Свято–Тихоновский Богословский Институт

РГАЛИ Российский государственный архив литературы и искусства

РГИА Российский государственный исторический архив

ЦА ФСБ Центральный архив ФСБ

ЦГАМО Центральный государственный архив Московской области ЦИАМ Центральный исторический архив Москвы ЦМАМ Центральный муниципальный архив Москвы

Урок новых святых

Подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской имеет глубокий смысл.

Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной.

Читать еще:  Почему женщины покрывают голову в храме и как правильно выбрать платочек в церковь

Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все».

В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.

В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.

В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.

Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.

Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!

Новомученики и исповедники Российские

8 февраля Русская Православная Церковь празднует память новомучеников и исповедников Российских. Эти люди – каждый в свой исторический период – прославили Бога своей мученической смертью. Они жили, работали, проводили службы, помогали другим с именем Бога на устах – и также, прославляя Его и прося у него прощения за деяния своих мучителей, оставили земную жизнь.

Новомученичество возникло в XX веке в период революционных преобразований в России, когда монархия прекратила свое существование, и большевики стали выстраивать новый мир, в котором не было места ни Церкви, ни Богу. Православие, священство и верующие высмеивались и преследовались за свои убеждения, их арестовывали, ссылали или расстреливали. Подвиги новомучеников «новые» не потому, что они отличались от подвигов мучеников первых времен христианства, а потому что они были «новыми» для истории России, не знавшей ничего подобного прежде.

Известным священномучеником Югорской земли является епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов, 1858 – 1918). Подробную историю его жизни можно прочитать здесь (http://www.hrono.info/biograf/bio_g/germogen_dolgov.php).

Мы лишь кратко заметим, что он снискал свою немилость у царя Николая II тем, что выступал против влияния Григория Распутина через царскую семью на внешнюю и внутреннюю политику России, а у Священного Синода – тем, что в числе прочего проявлял активность в обращении к общественному мнению и писал в либеральные газеты. В 1912 году был исключен из Священного Синода, лишен управления епархией и отправлен на покой в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. В 1917 году после отречения Николая II от престола Гермоген был назначен на Тобольскую кафедру. Отчасти выбор места пал на Тобольск именно потому, что у большевиков была надежда на враждебное отношение епископа и царской семьи. Однако царь и епископ в Тобольске обменивались письмами, и Гермоген всегда упоминал Николая II и его семью в своих молитвах. Летом 1918 года епископ Гермоген был арестован и брошен с камнем, привязанным к ногам, в реку Тобол (по другим источникам – в Туру). Такой же мученической смертью погиб и находившейся с ним благочинный Камышевского уезда Екатеринбургской губернии Петр Карелин. Также большевиками были убиты протоиерей Петропавловского собора Петрограда Ефрем Долганов и священник из Тюмени отец Михаил Макаров – они вели переговоры с советской властью о выкупе арестованного епископа Гермогена.

Но история идет по спирали. В сегодняшнем мире – на политической арене – вершатся жуткие и разрушительные по своей силе и влиянию дела, в которых принимают участия люди. Люди, не всегда желающие смерти другим лишь за несовместимость политических взглядов и взглядов на дальнейшее развитие современного общества, пути развития своей страны.

Так получилось, что многие – не по своей воле – оказались втянуты в конфликт на Украине. Сегодня там идет настоящая гражданская война. Но и этим людям нужна поддержка – и вера. Не только в себя, в свой народ, в свою страну, в Православную Церковь, но и вера в Бога. Она поддерживается в них священнослужителями, ведущими свою деятельность на территории боевых действий. Они продолжают служить молебны, проводят службы, спасают разрушенные и разбомбленные храмы, стараются морально и духовно поддержать мирное население, оказавшееся в эпицентре войны. Они знают, что делают, на что идут. Они понимают, как и чем может закончиться каждый их день – и все же искренне продолжают свое служение.

Читать еще:  Смерть Иисуса Христа - главные факты, дата и год, история и особенности

…Священнослужители Украинской Православной Церкви Московского патриархата: клирик Георгиевского храма протоиерей Владимир Креслянский, клирик Свято-Петро-Павловского храма города Первомайска иерей Георгий Никишов, настоятель храма Святого Димитрия Донского в городе Дружковка отец Павел Жученко – это лишь первые имена списка священнослужителей, которых забрала эта братоубийственная война. Они каждодневно совершали свои подвиги, может быть, и не задумываясь об этом. Они были и есть часть той армии, которая защищает души от зла и мракобесия, от человеконенавистничества, от слепого идолопоклонничества западной идеологии, от разрушительного влияния пропаганды как с одной, так и с другой стороны. Потому что опирается их жизнь на Веру – основание, которое невозможно подорвать оружием, манипуляциями, обещаниями, наказаниями тех, у кого одинокие сердца и беспокойные души.

Новомученики и исповедники Российские: кто они?

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Св. Евангелие от Матфея, 10:21,22)

С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.

Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.

Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т.н. «обновленчество».

Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца.

После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.

Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.

Первые новомученики

Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.

Читать еще:  Миссионерство: история и суть в православии, принципы и понятие, развитие в 21 веке

Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).

Новомученики из императорского дома

Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев – царя Николая и его семью. У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины. Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем (все это может быть, а может и не быть, но само по себе не являются причинами для канонизации). Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним.

Великая княгиня Елисавета Федоровна, супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были живыми сброшены в заброшенную шахту.

Бутовский полигон

К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово (давшего ныне названия двум районам нашего города) разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. В наше время на Бутовском полигоне открыт посвященный им мемориальный музей. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения.

Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:

25 января (7 февраля) или ближайшее воскресенье – собор Новомучеников и Исповедников Российских

25 марта (7 апреля, в праздник Благовещения) – память св. патр. Тихона

4-я суббота по Пасхе – собор Новомучеников Бутовских

10 (23) августа – собор Новомучеников Соловецких

4 (17) июля – память Царственных Страстотерпцев

5 (18) июля – память прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары

Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почтикаждый день.

Тропарь Новомучеников (глас 4)

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи Новомученики и Исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя Страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Сегодня радостно ликует Церковь Русская, прославляя Новомучеников и Исповедников своих: святителей и иереев, Царственных Страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровью истину утвердивших. Их предстательством, Долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания веков.

Источник: буклет храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино г. Москвы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector