0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Иисус Христос позвал братьев Петра и Андрея за собой, в то время как они ловили рыбу. И стали они «ловцами» душ человеческих. После этого Андрей присутствовал при всех важных событиях в земной жизни Господа.

После Пятидесятницы апостол отправился проповедовать Слово Божие другим народам. Особенно этот апостол почитался на Руси, ведь существует предание, что апостол Андрей был послан в русские земли для зарождения здесь христианства.

Как и многие апостолы Христа, Андрей умер мученической смертью. Проповедуя в греческом городе Патры, Андрей совершал чудеса исцеления и обращал людей в христианство. Это не понравилось местному правителю Егеату. Он велел распять апостола на кресте. Андрей был рад принять такую смерть ради Спасителя. Его проповедь показала силу Господню и открыла глаза народу, но не Егеату. Последний же велел сделать страдания апостола мучительными. Андрей Первозванный был привязан Х-подобному кресту.

Читайте об апостолах:

В последние минуты жизни небесный свет воссиял над ним и он отошел ко Господу.

Интересно! Апостол Андрей обратил в христианство жену и родного брата правителя Егеата. Но Егеат отверг учение апостола, за что был наказан Господом и умер в муках.

Не один год прожил в Патрах апостол Андрей. Здесь, благодаря его трудам и проповедям, собралась небольшая община христиан. Она и позаботилась о том, чтобы мощи остались в городе.

В четвертом столетии император Констанций II велел перенести мощи в Константинополь. В десятом столетии глава святого апостола была передана из Константинополя в город Патры. При осаде города османами, император Палеолог велел вывезти честную главу в Рим. Здесь она хранилась в известном соборе Святого Петра еще более 500 лет.

Город Патры и его христианская община торжественно приняли святую главу обратно только в 1964 году. На то время в городе было построено два храма. Находились они недалеко друг от друга. В одном из них хранился перст апостола, который пожертвовал русский церковный историк Андрей Муравьев. В начале XX столетия был возведен новый храм из белого мрамора. На его строительство были выделены деньги из казны государя-императора. Построен храм на месте распятия апостола. Под сенью храма хранится глава апостола и часть креста, на котором его распяли.

Важно! День памяти апостола празднуется 13 декабря. В этот день духовенство и миряне проносят ковчег с мощами по всему городу.

О чем молиться Андрею Первозванному? Молитва

13 декабря православная церковь празднует день памяти одного из самых первых апостолов, который был призван Иисусом Христом — Андрей Первозванный. Что же это за святом, где находятся его мощи и икона, о чем молиться? Все это мы вместе с вами сейчас узнаем. В конце публикации вас будет ждать молитва.

Икона Апостола Андрея:

Автор: Неизвестный русский иконописец (до 1917 года)Public domain image (according to PD-RusEmpire) — http://lj.rossia.org/users/john_petrov/267524.html?mode=reply, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1588866

Немного истории:

Эта история обычных рыбаков Андрея и его брата Симона(будущий Апостол Петр). С детства Андрей решил посвятить себя Господу Богу. А когда услышал о проповедях Иоанна Крестителя и обещаниях скорого прихода мессии, поспешил к нему и стал учеником. Из Библии мы узнаем, что первая встреча с Иисусом произошла возле реки, когда Андрей с братом рыбачил. Тогда Иисус сказал им, что они могут стать «ловцами человеков». Они сразу же последовали за Христом. Но почему именно Андрея считают первым призванным? Как уже сказано выше Андрей еще ранее стал учеником Иоанна Крестителя и уже слышал об Иисусе и его жертве, которую он должен принести о имя грехов человечества, иными словами его называли «Агнец Божий». И кода он увидел Иисуса возле вод Галлилейского моря, он не раздумывая пошел за ним. В сердце го не было ни капли сомнений, когда Петр все же имел эти сомнения в душе. Андрей был и при распятии и при воскрешении. Также присутствовал при свершенном чуде, когда Иисус умножил хлеба.

Есть также и другая история, которая рассказывает, что Андрей последовал за Иисусом, когда Иоанн указал в толпе на Господа сказав, что вот он «Агнец Божий». После он привел и своего брата Петра.

Андрей Первозванный при жизни многих обратил в веру. 12 апостолов после вознесения Иисуса разделили страны в которых и продолжили проповедовать. Из жизни Андрея Первозванного мало, что известно, но те сведения которые сохранились говорят о следующем:

  • В одном из городов он воскресил умершего мальчика от лихорадки, в другом городе он воскресил мальчика которого растерзали собаки.

Его пытались поймать и убить, но тек то приходил с мечом, падали замертво. После чего, Андрей воскрешал убийц.

Принял свою мученическую смерть Андрей Первозванный через распятие на кресте:

filaretuos

Друзья и враги

ИСТОРИЯ МОЩЕЙ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Первозванный -один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом , поэтому назван Первозванным. В списках апостолов, приводимых в Евангелиях от Матфея и Луки, занимает второе место после своего брата, апостола Петра , но в Евангелии от Марка — четвёртое место .

По преданию, был распят в Патрах около 67 года. Считается, что X-образный или косой, так называемый «андреевский» крест

При императоре Констанции II мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви. Существует версия, что этим Константинополь желал оградить свою независимость от притязаний Рима и доказать свою равнозначность Риму (Андрей был старшим братом апостола Петра). А так же подчинить себе все другие Восточные Церкви.

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии, они (возможно, частично) были перевезены крестоносцами в 1208 году в Италию, в Амальфи.

Сказание о путешествии Андрея Первозванного через Крым еще в Византийскую эпоху привело к почитанию его материальных следов. Углубление, почитаемое как след Андрея Первозванного на каменной плите находится в Храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Храм, самая древняя часть которого датируется VI веком, как полагают, построен на месте еще более ранней базилики.

После падения в 1453 году Константинополя Фома Палеолог (младший брата Константина XI Палеолога) бежал вместе с женой и детьми на Корфу, взяв с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея. В конце 1460 года он уехал, взяв её с собой, в Италию и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме. Через неделю папа, которому Фома преподнёс голову апостола Андрея, наградил его орденом Золотой розы.

В Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

Часть мощей Святого Андрея хранятся в кафедральном соборе в городе Мантуе.

В Православной церкви память апостола 30 ноября (13 декабря) по юлианскому календарю и в Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля); в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Святого Андрея Первозванного, позднее он учредил флаг русского флота — Андреевский, поместив на морской флаг изображение креста св. Андрея (две голубые полосы, пересекающихся по диагонали, на белом фоне) . В 1998 году орден был возрождён в России.

Читать еще:  Почему православные строят много храмов, а не больниц?

26 декабря 1906 года в английском Бирмингеме открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс», названный в честь святого Андрея.

Апостол Андрей — святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.

В июле 2013 года в Харькове открыт памятник Андрею Первозванному.

В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.

В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.

В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.

Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.

Также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.

Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.

В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии.

В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.

В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение

После мученической смерти святого Андрея, по преданию, его останки были перенесены из Патры в Константинополь . Легенды говорят , что мощи грекам были проданы римлянами.

Иероним писал , что мощи Андрея были взяты из Патры в Константинополь по приказу римского императора Констанция II в 357 . И там они оставались до 1208 года , когда они были доставлены в итальянский город Амальфи , кардиналом Пьетро Капуано , родом из Амальфи.

В пятнадцатом веке , голова (череп) Андрея был доставлен в Рим , где он был помещен в витрине в одном из четырех главных столпов собора Святого Петра (Ватикане). В сентябре 1964 года , как жест открытости по отношению к греческой православной церкви, папа Павел VI дал палец и часть главы Церкви греческого города Патр.

В шестом веке, две реликвии (рука и плечевая кость Святого Андрея) были предложены Венансио епископу Луни его большим другом Папой Григорием Двоесловом . В связи с таким подарком, в то же время был построен собор Св. Андрея в Сарзане , который стал домом реликвии. С того дня, апостол стал покровителем города. Эти реликвии в настоящее время хранится в соборе Сарзане ; они были привезены из Константинополя в Рим на неким Эндрю Батлер из «дворца императора Маврикия .

В Читта — ди — Кастелло , в церкви Сан — Франческо, так же сохронились частицы мощей апостола подаренным Папой Целестином II , родом из города каноннику собора, где при монастыре монахиней жила его сестра; В пятнадцатом веке город сделал серебряный ковчежец, в настоящее время мощи в Пинакотеке Комунале.

Глава святого была передана вместе с другими реликвиями (мизинцем и некоторыми небольшими косточками), по Томасу Палеологу , деспотом Мореи Папе Пию Второму в 1461 году , в обмен на крестовый поход , который должен был бы взять Константинополь. Папа принял подарок и пообещал вернуть мощь , когда Греция будет освобождена, и он послал челюсть апостола в Пиенцы . По решению Папы Павла VI в 1964 году мощи в виде главы и мизенца апостола хранящиеся в Риме базилике Св.Петра были отправлены обратно в Патры в древнем византийском реликварии, который хранился в соборе Пиенце; в свою очередь, Папа дал собору Пиенцы бюст главы сделанный по заказу папы Пия II для Симоне ди Джованни Джини для собора Святого Петра в Ватикане .

Большая часть мощей, а так же глава апостола Андрея до сих пор хранятся в церкви Святого Андрея в Патрах в специальной урне и показаны бывают верующим раз в год по случаю праздника 30 ноября.

Церковь в Джезуальдо сохраняет предполагаемую кость руки святого. Реликвия, хранится в драгоценной серебряной скульптуре, которая была подарена Церкви Элеоноры, настоятельнице знаменитого монастыря Goleto в Ирпинии, когда, в конце шестнадцатого века, она переехала в Джезуальдо с принцем Карло Джезуальдо .

В 2007 году реликвия (мощи) святого были доставлены епископом итальянского города Амальфи Вселенскому патриарху Варфоломею , который их хранит в своём кафедральном патриаршьем соборе Святого Георгия в Константинополе.

Часть мощей Св. Андрея уже в 21 веке, Патриарх Варфоломей привёз в Грузию и подарил Грузинскому Патриарху Ильи , так как грузины считают апостола Андрея первым проповедником христианства в Грузии.и теперь эти мощи хранятся в древнем грузинском соборе города Мцхета. Там находится в частности стопа св. апостола Андрея Первозванного, которую мне так же довелось видеть и молиться пред ней в 2014 году.

А 15 августа 2002 года, ещё до подаренной стопы Патриархом Варфоломеем, в Грузию частицу мощей в подарок Патриарху Илье привез из Венеции Папский нунций в Грузии кардинал Марко Клаудио Гуджеротти. Действительно, с 1208 года часть мощей находится в Венеции, куда их принесли крестоносцы похитив в Константинополе.

С этой историей святых мощей согласна как Римско-Католическая Церковь, так и Константинопольский Патриархат. В Константинополе добавляют, что возвращение мощей Папой Римским произощло в город Патры 26 сентября 1964 года, когда честный череп Апостола вернулся в Патры благодаря Папе Римскому Павлу и находится у алтаря в мраморной гробнице апостола. Два Храма покровителя Патры, Св. Андрея находится в городе. Старая церковь была построена в период 1836-1843 в том месте, где был распят апостол Андрей. А новая церковь Святого Андрея был открыта в сентябре 1974 года тогдашним архиепископом Афинским Серафимом. Около старой церкви находится колодец Святого Андрея.

Есть и другие предания с мощами, в частности считается, что с 10 века две ноги и рука апостола находятся в монастырях Афона, а другая рука в Благовещенском соборе Московского Кремля, но сейчас она перенесена на хранение в Богоявленский Елоховский собор Москвы..

Частица мощей апостола находится в Шотландском городе Эдинбурге. В Шотландии так же апостол Андрей является чуть ли не главным святым той земли.

А также в Польше имеется три места с частицами мощей Св. ап. Андрея.
В старом районе города Варшава находится Экуменистический санктуарий Св. ап. Андрея Первозванного где святому Андрею служат богослужения поочерёдно все христианские конфессии у частицы его мощей, а также в базилике в городе Олькуш ,и в местечке Новожицы.

В Польше с XI до XVI века, было построено 123 костёла Св. апостола Андрея, особенно в Южных и Западных областях Польши . В настоящее время в Польше 132 католических храма Св. апостола Андрея и ешё 296 мест поклонения где имеются памятники Андрею в виде чудотворных изображений (икон) или памятники в виде фигур апостола. Так же в географии Польше 115 местностей названо от имени святого апостола Андрея. Это только говорит о любви и почитании поляками сятого апостола Андрея.

НА ФОТО скульптура Св. апостола Андрея в базилике святого Петра в Ватикане.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Мощи святого апостола Андрея Первозванного первоначально находились на месте его мученической кончины — в Патрах (Греция) .

В 357 году по поручению императора Констанция II мощи святого апостола Андрея Первозванного (кроме честной главы) были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году кардинал Петр Капуанский, духовник четвертого крестового похода, увез мощи Андрея Первозванного в Италию и поместил их в кафедральном храме города Амальфи , где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.

Собор святого апостола Андрея Первозванного в Амальфи

Внутренне убранство собора

В крипте (подземном храме собора) хранятся мощи св. Апостола Андрея Первозванного

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Читать еще:  Молебен: что это, какие бывают, как правильно, где, кому и когда заказывать молебен в церкви

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.

Реликварий с частью главы святого апостола Андрея Первозванного (г.Амальфи, Италия)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.

Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах

Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры — крупнейшем храме Греции

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне .

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола , а в Пантелеимоновом монастырестопа .

Стопа святого апостола Андрея

Мало кто знает, что мощи апостола Андрея — мироточивые, причём где бы они не находились (в Патрах или в Амальфи) они мироточат очень обильно. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого.

В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности католических властей Неаполя, православный священник имеет возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли, на территорию будущей Святой Руси.

Часть фотографий взята из личного фотоальбома священника Константина Пархоменко.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской

В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

На Киевских холмах Апостол, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю» [2] .

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия. » [3]

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816–1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150–215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими» [4] . «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130–202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!» [5]

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» [6] .

«Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» [7] . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» [8] .

О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» [9] .

В.Н. Татищев (1686–1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших» [11] . «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» [12] .

Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии [13] , где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде…» [14] . Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах апостола Андрея Первозванного, понесённых им и его русскими учениками!

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, – священниками?) на крестах! [15] . Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами, так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]

Читать еще:  Соболезнования по случаю смерти: как выразить и поддержать родных

В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565) [17] . Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда [18] . Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.

На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая [19] . Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси [20] . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

По следам апостола Андрея Первозванного

«Валаам – это как раз то место, куда паломники смогут приехать для того, чтобы освободиться от эмоционального и психологического груза, чтобы оставить всю мирскую суету, подумать о Боге, подумать о самих себе, подумать о том, правильно ли протекает наша жизнь, верно ли выстроены наши жизненные приоритеты» В день памяти святого апостола Андрея Первозванного исполняется ровно 29 лет с того момента, как первые в шесть насельников в 1989 году приехали возрождать из запустения Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. Это были иеромонахи Варсонофий (Капралов), Геронтий (Федоренко), Фотий (Бегаль), иеродиакон Серафим (Гордеев), и послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих. С приездом первых монахов затеплилась духовная жизнь на острове, возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.

«Больше четверти века – это много, это жизнь целого поколения, – отмечает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Сейчас я с радостью вижу тех первых паломников, кто почти тридцать лет назад приезжали в монастырь и крестились в православную веру. Вижу уже их детей: сейчас они взрослые, многие завели собственные семьи. И теперь мы крестим их детей. И это радует! Сейчас растет уже второе поколение христианских семей, которые благодаря Валаамской обители обрели истинную веру.

Главное предназначение Валаама от Бога – быть местом уединенной иноческой молитвы, местом подвигов, и конечно, нужно всегда об этом помнить. Нам нужно не расслабляться, терпеть все те временные неустройства и искушения, все те скорби, которые неизбежны на иноческом пути ради обетования Христова, который сказал, что «претерпевший же до конца спасется, радуйтесь и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»».

«Валаам – это как раз то место, куда паломники смогут приехать для того, чтобы освободиться от эмоционального и психологического груза, чтобы оставить всю мирскую суету, подумать о Боге, подумать о самих себе, подумать о том, правильно ли протекает наша жизнь, верно ли выстроены наши жизненные приоритеты», – говорит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Обращаясь к насельникам Валаамского монастыря, Его Святейшество не раз подчеркивал, что нужно стремиться к тому, чтобы Валаам стал Северным Афоном России, и в первую очередь, благодаря духовному деланию братии.

Историческая справка

Святой Апостол Андрей был учеником Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Когда появился Иисус, он первый последовал за Спасителем, отчего и получил прозвание Первозванного.

Житие апостола рассказывает, что они с братом были рыбаками, и услышав, что на Иордане проповедует Иоанн Предтеча, ушли к нему.Согласно жребию, после Пятидесятницы он отправился во Фракию, Иверию, Таврию и Скифию проповедовать Слово Божие среди иверов, тавров, скифов и сарматов. И апостол Андрей прошел эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. И почти всюду власти встречали его в штыки: изгоняли из городов, избивали, в Синопе даже побили камнями.

Преподобный Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» писал: «Проплыл в устье недалеко днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал над горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей“. И, взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест и помолился Богу и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород». Существует благочестивое предание, что Святой Апостол дошел до Валаама.

В греческом городе Патры, где он принял мученическую смерть, хранится деревянный косой крест, который считается тем самым, на котором около 70 года был распят апостол. В 1250 году реликвию вывезли из Византии крестоносцы, и она хранилась в храме святого Виктора в Марселе, а в 1980 году ее вернули в Патры, где на месте распятия апостола воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного.

В 1698 г. Царь Петр I учредил орден Св. Апостола Андрея Первозванного, бывший до 1917 г. высшей наградой в Российской Империи (в нынешних условиях орден возрожден). Русский народ почитал и почитает Апостола Андрея как своего особенного заступника и покровителя, но особенным покровительством Апостола с давних пор пользуются русские моряки, на флаге ВМФ России изображен Андреевский Крест. Апостол Андрей почитается святым покровителем России, Украины, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, а также моряков и рыбаков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector