0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм святителя Василия Великого

Храм святителя Василия Великого

Создание митрополий на территории России стало одним из важнейших решений Священного Синода, принятых на последнем заседании, состоявшемся 5-6 октября 2011 года. Деятельность митрополий регламентирует новый документ — Положение о митрополиях Русской Православной Церкви. Основные положения этого документа «Журналу Московской Патриархии» (№ 11, 2011) комментирует заместитель управляющего делами Московской Патриархии и секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности игумен Савва (Тутунов).

— Отец Савва, в новом Положении митрополия названа одной из форм организации взаимодействия епархий. Какие еще формы такого взаимодействия существуют? С чем связано создание новой формы?

— Сегодня в Русской Православной Церкви формы территориального объединения епархий могут быть разные. Если идти от больших к меньшим, то это прежде всего самоуправляемые Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и митрополии. Во всех случаях, кроме митрополий, формируются свой синод и синодальные учреждения.

Создание митрополий как нового уровня взаимодействия епархий связано с тем, что с мая этого года создаются новые епархии, границы которых не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Возникла новая ситуация: на территории одного субъекта Федерации возникает несколько епархий. По понятным причинам сразу же возник вопрос о взаимодействии этих епархий как между собой, так и со светской властью. Простой пример: как строить отношения с департаментом образования области по вопросам ОПК? Очевидно, что департаменту со стороны Церкви нужен один координатор. И таких ситуаций немало.

В связи с этим в июле Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия, которую возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, изучить этот вопрос. По итогам интенсивной работы был разработан проект документа, который предлагал объединить епархии внутри одного субъекта Федерации в митрополии.

Само понятие «митрополия» не впервые появляется в истории Церкви и имеет некоторый прообраз в виде тех митрополий, которые существовали в древней Церкви. Конечно, этимологически «митрополия» — это скорее центр области, главный город, а не территория, но, полагаю, терминология не должна в данном случае вызывать особого беспокойства.

Существование «промежуточных» образований между высшей церковной властью, если употреблять современную терминологию, и епархиями хорошо известно из истории. Известна четырехступенчатая структура: епархии, несколько епархий организовано в митрополии, несколько митрополий — в экзархат, несколько экзархатов — в патриархат. Хотя нельзя сказать, что четырехступенчатая структура существовала очень долго. А вот трехступенчатая, которую мы сейчас видим в России, исторически существовала, была весьма действенна и существует по сей день. Хотя, безусловно, неизбежны существенные различия в этой системе управления как в разные исторические периоды, так и в разных географических территориях.

— В документе перечислены различные направления деятельности, которые следует координировать епархиям в составе митрополий. Какова цель такого подробного перечисления?

— Положение о митрополиях — это церковно-правовой документ, и направления взаимодействия в нем должны быть прописаны детально. Это законы жанра, если угодно.

— Мы уже коснулись взаимодействия новых епархий с органами государственной власти на региональном уровне. Как может быть построено взаимодействие самих епархий? Например, можно ли сказать, что не в каждой такой епархии следует создавать отдел религиозного образования? Такой отдел может быть создан в митрополии и координировать деятельность нескольких епархий. Или в каждом случае епархиальная структура должна быть жесткой и повторять основные синодальные отделы?

— Безусловно, собственно епархиальная структура должна быть. Это прежде всего епархиальный совет, епархиальное собрание, епархиальный секретарь — все то, что предусмотрено Уставом Русской Православной Церкви. А также главный бухгалтер, потому что каждая епархия является юридическим лицом. Что касается епархиальных отделов, то тут ситуации могут быть разные. И уже сегодня нет единообразия. Например, в Чукотской епархии, где буквально пара десятков приходов, и в Екатеринодарской, где их несколько сотен, епархиальная структура, очевидно, не может быть одинаковой. Это нормально. В одном случае есть большие епархиальные отделы с несколькими десятками сотрудников, в другом — приходские священники, помимо служения на приходе, несут ответственность за то или иное направление.

Полагаю, что в новых епархиях, объединенных в митрополии, ситуация будет разная в зависимости от числа приходов, от характера местности, от наличия инфраструктуры. Но так или иначе при архиерее должны быть люди, пусть и немногочисленные, но ответственные за те основные направления церковной деятельности, которые определил в этом году Архиерейский Собор: социальное служение, работа с молодежью, религиозное образование и катехизация, миссия. По крайней мере, по этим четырем направлениям должны быть отдельные штатные единицы. Если нет возможности создать полноценный епархиальный отдел, то вполне достаточно назначить одно ответственное лицо. Повторюсь: такой опыт в малочисленных епархиях есть, и он себя вполне оправдал. Никто не будет выдвигать к новообразованным епархиям таких требований, которые они не смогут выполнить.

Читать еще:  Гора Сион: где находится, история, святыни и значение

Кроме того, епархиальный отдел главного города митрополии призван помогать епархиям. При этом со стороны епархиального отдела митрополии не должно быть какого-либо диктата. С точки зрения канонов и церковного права, новообразованные епархии митрополий не отличаются от той епархии, которую возглавляет в качестве правящего архиерея митрополит. Следовательно, так должно быть и на практике.

— Положение вводит новый церковный орган — Архиерейский совет. Какой у него статус и в чем его задачи?

— Давайте сделаем важное уточнение: необходимо избежать терминологической и церковно-правовой путаницы между митрополичьими округами и митрополиями.

Митрополичьи округа, которые действуют в Казахстане и Средней Азии, имеют свои общие органы — синоды, имеющие властные полномочия, и синодальные учреждения, являющиеся органами исполнительной власти.

Архиерейские советы митрополий не имеют властных полномочий, это совещательные органы архиереев в каждой митрополии. Они необходимы для решения тех вопросов, о которых мы говорили выше.

Еще один пример общей заботы Архиерейского совета — духовные училища и семинарии. Например, если есть училище в Саранске, то открывать еще одно училище в Краснослободске или в Ардатове нет нужды. Вместе с тем, поскольку благами этого училища пользуются все епархии Мордовской митрополии, они призваны совместно поддерживать семинарию. Этот вопрос должен решаться в братском советовании между архиереями как раз в рамках Архиерейского совета.

— Какова роль главы митрополии? Судя по Положению, у него наблюдательные функции: заботиться, преподавать братские советы, оказывать попечение. Но вместе с тем есть и одна неожиданная функция — проводить досудебное разбирательство. Как это понимать?

— Быть старшим товарищем, наставником — это одна из важных функций главы митрополии. Сейчас, когда новые епархии только формируются, особенно важно, что во всех митрополиях ее главами являются многоопытные архиереи, которые смогут помочь молодым, возглавившим новые епархии.

Кроме этого, митрополит является координатором. Мы прекрасно знаем, что если не будет лица, лично ответственного за координацию деятельности епархий, то ничего работать не будет. Митрополит несет такую ответственность.

Возвращаясь к сказанному ранее: руководству области, государственным органам власти проще и понятнее вести диалог с кем-то персонально. Это вовсе не значит, что другие архиереи митрополии должны быть отстранены от диалога с тем же губернатором. Это будет противоречить церковно-правовым нормам. Но при посредничестве или координации со стороны одного лица, митрополита, этот диалог будет более плодотворным.

Возможно, время покажет, что полезна будет и централизация в решении некоторых вопросов. Однако здесь необходима осторожность. Каждая епархия митрополии подчинена непосредственно высшим органам церковной власти. И митрополит не может вмешиваться в отношения между высшими органами власти и епархиями. Любой епархиальный архиерей, в том числе епархиальный архиерей новой епархии, входящей в состав митрополии, может напрямую обращаться к Патриарху и к председателям синодальных учреждений. Этим они отличаются от викариев, которые обращаются к высшим органам власти через своих правящих архиереев.

Нередко бывает так, что на имя Патриарха поступают жалобы на епархиальных клириков, порой и на архиереев. Положение о митрополиях предусматривает, что такие обращения может принимать и митрополит. Одно дело — пытаться разобраться в ситуации издалека, другое — если местный митрополит будет принимать участие в примирении сторон на месте.

Не узурпирует ли это функции церковного суда? В Положении о митрополиях указано, что судебные инстанции остаются прежними: епархиальный суд и Общецерковный суд. Митрополит же может рассматривать недоразумения без формального судопроизводства. Это говорит не о том, что церковное судопроизводство упраздняется, а о том, что в тех случаях, когда в нем нет необходимости, митрополит имеет право решить вопрос самостоятельно.

— Другими словами, это досудебный порядок рассмотрения тех дел, которые не касаются канонических вопросов и где стороны могут договориться.

— Да. По опыту работы в Управлении делами Московской Патриархии могу сказать, что значительное число обращений по жалобам священников и архиереев разрешается именно в досудебном порядке путем диалога и собеседований. В церковный суд дела передают тогда, когда возможности примирения исчерпаны. И митрополиту в том случае, когда он не может достичь результата без формального судопроизводства, следует направить документы в Общецерковный суд либо в тот епархиальный суд, которому подсудно обвиняемое лицо, то есть по месту жительства или служения.

— Положение о митрополиях готовилось одной из комиссий Межсоборного присутствия. Сегодня существует практика вынесения проектов документов на общецерковное обсуждение. Принятое Положение было передано в Синод без такой процедуры. С чем это связано?

Читать еще:  Почему и зачем служители тушат свечи в храме? Ответы священника

— Как вы знаете, Межсоборное присутствие состоит не только из сотрудников церковных учреждений, но и широкого круга священнослужителей, экспертов, которые могут разносторонне рассмотреть порученную тему. Наверное, можно было сделать по-другому — дать поручение написать такое Положение сотрудникам Управления делами, юридической службы или историко-правовой комиссии. Но Синод поручил это Межсоборному присутствию — широкому коллегиальному органу. Таким образом, помимо собственной работы по созданию документов, которые проходят упомянутое вами обсуждение, публикацию и так далее, отдельные комиссии Межсоборного присутствия привлекаются и к такого рода разработкам.

— Что было положено в основу этого документа? На какую церковную практику вы ориентировались?

— Мы изучили материалы Поместного Собора 1917-1918 годов, однако тогда Собор не принял никаких конкретных документов, хотя в материалах соответствующего отдела Собора были определенные наработки.

Полезными оказались и документы Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Сергии (Страгородском). Эти материалы были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» в 1931-1935 годах и доступны нам в переиздании, подготовленном Издательством Московской Патриархии несколько лет назад. Пожалуй, нельзя сказать, что мы прямо переносили в документ какие-то формулировки, но, без сомнения, это был для нас рабочий материал.

— Принятое Положение закрепляет порядок взаимодействия епархий на сегодняшний день. Как Вы думаете, возможно ли дальнейшее развитие сотрудничества епархий в рамках митрополии и, соответственно, новая редакция этого документа в дальнейшем?

— Положение вступило в силу и будет действовать. Если возникнут принципиальные вопросы по содержанию, то изменения можно будет внести на Архиерейском Соборе. Синод указал, что с принятием Положения необходимо внести поправки в Устав Русской Православной Церкви и, если потребуются какие-либо дополнения в правовой статус митрополий, их можно будет предложить на рассмотрение того Архиерейского Собора, который будет принимать эти поправки в Устав.

В истории Русской церкви

Трёхступенчатая структура организации управления Поместной церквью: Патриархат — митрополия — епархия, с древности существует во многих Православных церквах.

Православные митрополии на Руси существовали в юрисдикции Константинопольской православной церкви начиная с учреждения Киевской митрополии в конце X века после крещения Руси.

Эпизодические попытки местных князей иметь обособленную митрополию происходили в XI—XII веках, и в XIV веке привели к временному выделению Литовской и Галицкой митрополий. С 1458 года до 1470 года Киевская митрополия, пребывала во Флорентийской унии. Затем в 1596—1620 годах Киевская митрополия вновь пребывала в Брестской унии. После возобновления она существовала в структуре Константинопольской церкви вплоть до присоединения к Московскому Патриархату в 1687 году.

С 1461 года была выделена Московская митрополия, просуществовавшая до 1589 года — времени получения автокефалии от Константинопольской церкви и образования Московского патриархата.

После получения автокефалии в Русской православной церкви данная структура была утрачена — образованный в 1589 году Московский патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий.

Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских церковных соборах XVII века, однако тогда не был разрешён. В начале XX века этот вопрос вновь стал обсуждаться епархиальными епископами, духовенством, церковными учеными и общественностью [1] . По итогам глубоких дискуссий был разработан проект, представленный на рассмотрение Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов.

7 сентября 1918 года Собор вынес определение, в котором было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету…» [2] .

На рубеже 1920-1930-х годов заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным при нем Синодом во исполнение постановления Поместного Собора были образованы церковные области (округа) и принято Положение о полномочиях областного архиерея [3] . Однако в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Русскую церковь коммунистических репрессий эта структура была утрачена, и ей не было позволено возродиться во второй половине 1940-х годов, после «конкордата» Сталина и Московской Патриархии.

В 2011 году Патриарх Кирилл (Гундяев) начал реформу епархиального устройства Русской православной церкви: 5—6 октября 2011 года было утверждено «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» [4] , и в результате в Московском патриархате, как и в других Поместных церквах, будет введена трёхступенчатая структура организации епархиального управления: Патриархат — митрополия — епархия.

В результате реформы постепенно на территории России могут возникнуть около 80-ти митрополий, границы каждой из которых чаще всего должны совпадать с границами одного из 83-х субъектов Российской Федерации. А епархии соответственно со временем приобретут чаще всего районное значение и их границы должны совпадать с границами нескольких районов входящих в состав республик, краёв и областей Российской Федерации [2] .

Отличие митрополии от митрополичьего округа заключается в организации органов управления. Высшая церковная власть в митрополичьем округе принадлежит синоду под председательством главы митрополичьего округа. Синод округа состоит из епархиальных и викарных архиереев округа. В митрополиях действуют не синоды, а архиерейские советы, на которых решаются координационные вопросы деятельности епархий, входящих в митрополии.

Читать еще:  Цвета и символика куполов на православных храмах: особенности и значения

Форум: Общие темы

Мне кажется, имеет смысл отказаться от отдельных статей о митрополиях РПЦ, сделав их перенаправлениями на статьи центральных епархий митрополий. Дело в том, что главную епархию митрополии уже принято называть митрополией, в результате возникает искусственное дробление ссылок: часть новостей закрепляется за статьей о митрополии, часть за статьей о епархии, хотя говорится в них в большинстве случаев об одном объекте. Также дробятся списки «Кто ссылается». Статьи о митрополиях — шаблонны и малоинтересны, создание митрополии и ее состав легко описать в епархиальной статье. Что думаете?

Митрополия действительно многозначное слово. Но ведь по сути митрополии и составляющие их епархии — вещи разные. Митрополия в употребляемом Вами смысле — зачаток митрополичьего округа.

Может имеет смысл тщательнее размечать новости, сообразно со смыслом? Или уже распространены случаи где трудно докопаться до различия смыслов? Честно сказать, не очень обращал внимание на подобный разнобой — можете указать пример проблемы?

Митрополичьи округа не трогаем, это уже некоторая самоуправляемость, близкая к автономии. С внутрироссийскими митрополиями — иной случай. У нас изначально викариатства называются епархиями, это избавляет от лишней работы при изменении статуса кафедры. Митрополии иных православных церквей мы тоже называем в заголовке епархиями, по этой же причине. Было бы удобнее так же поступать и с российскими митрополиями. Статья «Калужская епархия«, в первой строке указываем в соответствии со статусом: Калужская митрополия, в шапке же добавляем строку с перечислением состава митрополии.

Подобная картина — почти по любой митрополии. Из текста не всегда понятно, подразумевается территориально вся митрополия или главная ее епархия.

Если бы всё было так просто! Но ведь целый ряд митрополий называются особым названием, не соответствующим епархиальному. Например —

  • Алтайская митрополия, а главная епархия Барнаульская
  • Башкортостанская митрополия, а главная епархия Уфимская
  • Донская митрополия, а главная епархия Ростовская-на-Дону
  • Приморская митрополия, а главная епархия Владивостокская
  • Забайкальская митрополия, а главная епархия Читинская
  • . и т. д.

На «Калужскую митрополию» ссылаются только четыре новости, и только в одной из них можно допустить возможность двусмысленности. Может беда не так велика?

Вы правы, об этом я не подумал. Выхода пока не вижу.

Так то одна из 56-ти митрополий, в новостях регулярно сталкиваюсь с такой дилеммой. Это еще не беда, конечно, но агрегирование новостей распыляется, это немного беспокоит.

Да, неприятно. Но, во всяком случае в 15 (из 56) случаев путаницы быть не может быть, т. к. названия главных кафедр и митрополий различны. А в других. остаётся вчитываться в текст и надеяться на добросовестность первоначальных авторов материала. Во всяком случае если идёт речь о «всех храмах области» — сразу ясно что имеем дело со всей митрополией.

Отличие от епархии

Главное отличии — это размер и количество населения, которое проживает на определенной территории. Оба территориальных образования управляются высшими архиереями — митрополитом и архиепископом. Они являются самостоятельными равноправными священниками в структуре РПЦ и подчиняются органу высшей власти в Церкви и Патриарху Всея Руси.

Митрополит осуществляет координацию деятельности архиепископов, принимает регулярные отчеты и возглавляет советы подчиненных областей. При этом он дает справедливую оценку деятельности архиереев и может ходатайствовать или просить об отставке епископов, занимаемых кафедру, у Священного Синода и Патриарха.

Важно! Митрополит является соединяющим звеном между главным Церковным Советом и епархиальными структурами, но при этом Патриарх может напрямую координировать и руководить ими также.

В подчинении у архиепископа находятся благочинные округа, приходы и монастыри, а в состав митрополии — только епархии. Таким образом, в РПЦ существует строгая и четкая структурированная связь от меньших приходов до высшего духовенства. Эта система позволяет Патриарху лучше понимать потребности и желания населения, а также руководить всей Церковью.

Сейчас количество епархий церкви достаточно велико — и в православии, и в католичестве, но еще больше оно было в первые века существования христианства, когда стало официальной религией: тогда каждый храм возглавлялся епископом и был, соответственно, отдельной епархией. Но со временем количество таких единиц возрастало все больше, и количество священнослужителей сократили, объединив несколько приходов по территориальному признаку. А если говорить о «варварских» территориях, куда церковь посылала своих миссионеров, то для них было достаточно одного-единственного епископа на гигантскую территорию (так, например, произошло в отношении Малой Скифии, куда Византия отправляла миссии).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector