0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заповедь о любви к врагам

В чем суть заповеди Господней, завещавшей творить благие, добрые дела тем, кто тебя ненавидит? Как встать в молитве за тех, кто нанес обиду, украл, оскорбил, убил? Почему Иисус поставил перед христианами эту порой невыполнимую задачу, заповедь о любви к злым, причинившим нам боль, людям?

Можно сто раз доказывать, что это невыполнимое условие, если бы Сам Христос не стал примером любви к тем, которые его распяли, восстановив ценой своей земной жизни и пролитой Крови взаимоотношения человека и Бога. Истерзанный, окровавленный Спаситель, у которого были прибиты гвоздями руки, ноги при последнем издыхании просил Отца о прощении тех, кто над ним издевался.

Чтобы стать детьми Божьими, нужно возлюбить врага, другого пути нет, так пишет Библия (Матф.5:43-45).

В мире стала править ненависть, злоба, пару веков назад великий Ницше считал заповедь Христа об отношении к врагам проявлением трусости и слабости, но жизнь вновь и вновь показывает, что для выживания человечеству надо научиться любить преследователей своих.

Важно! Прощение является неотъемлемой частью любви. Человек, не умеющий отпустить обиду, злобу не сможет найти в себе и частицы любви. Непрощение приносит в жизнь людей одно мучение и страдание.

Оставаясь жертвой несправедливости, атакуемый жаждой мести, пострадавший от врага человек в будущем сам себя разрушает через обилие боли и злобы в сердце. Даже пережив унижение и оскорбление ради спасения самого себя нужно простить, особенно если обидчик придет с прощением и покаянием.

Блудный сын забрал часть своего наследства при живом отце, прогулял родительское нажитое годами богатство, опустился до уровня свиней, имея царское происхождение, после чего получил не только прощение, право называться царским сыном, но и власть. Простить — это не значить игнорировать то, что было совершено, прощение означает, что для любви нет преград для начала новых отношений и новой жизни.

Бремя и долг теряют свою силу при всепрощении. Безусловно, никогда не забудешь смерть ребенка под колесами автомобиля, но при прощении исчезают преграды для общения. Невозможно возлюбить человека, причинившего вам боль, без прощения, примирения.

Любите ваших врагов

Нагорная проповедь Иисуса Христа изобилует утверждениями, которые кажутся просто невозможными для нашего понимания. Вот одно из них: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас» (Матфея 5:43,44).

Нам трудно понять это выражение, потому что разные люди дают разные определения любви. Причем, некоторые из этих определений не имеют ничего общего с любовью. Греческий язык, на котором написан Новый Завет, полнее всего раскрывает содержание понятия «любовь».

Первое, «сторге», обозначает любовь в семье. В первую очередь, это любовь родителей к ребенку. Второе греческое слово, обозначающее любовь, – «эрос», от которого произошло слово «эротический». Третье слово – «филиа». Оно обозначает нежную любовь, которую люди чувствуют к своим лучшим друзьям.

Четвертым и самым важным греческим словом, обозначающим любовь, является слово «агапе». Агапе – это несокрушимая благожелательность, неодолимое расположение. Когда мы заботимся о человеке, движимые любовью агапе, мы желаем ему самого лучшего, несмотря на то, как он поступил с нами. Агапе – совершенно безусловная любовь. Именно это слово Иисус использует в Нагорной проповеди, призывая нас любить своих врагов. Таким образом, надо понимать, что агапе является не чувством, а глубоким принципом. Это решение любить людей, несмотря на их поведение и наши человеческие чувства. Агапе – это сила любить даже тех людей, которые нам не нравятся и которым не нравимся мы.

«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:44,45).

Обратите внимание на выражение «Отец ваш». «Наш Отец» – Тот, Кому мы можем доверять, Кто заботится о нас. Такое понятие Бога присуще именно Библии. Нехристианские религии склонны видеть в высшем Существе устрашающую, а не любящую Личность. Они часто выставляют Его как Бога, Которого необходимо умилостивить приношениями. Но Библия представляет Бога любящим Отцом, Который так возлюбил мир, что отдал за нас Сына Своего Единородного.

Вот как говорит об этом апостол Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Римлянам 5:8:10).

Иисус умер за нас, когда мы еще были Его врагами. Именно это Он имел в виду, когда сказал, что если мы хотим уподобиться нашему Небесному Отцу, то нам нужно любить наших врагов и желать им самого лучшего.

Бог показал нам, что значит любить врага, не только послав Иисуса на смерть ради нас. Он проявляет любовь к своим врагам ежедневно, когда «повелевает солнцу своему выходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Божья любовь и Его забота постоянны.

«Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» (Матфея 5:46-48).

Давайте разберемся, к какому совершенству призывает нас Иисус? Греческое слово, переведенное в Матфея 5:48 как «совершен», не имеет ничего общего с понятием абсолютного совершенства или абсолютной безгрешности. Это слово означает «зрелость». Совершенными в Библии названы те, кто возрос, или достиг полноты. Вот как говорит об этом апостол Иаков: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иакова,3:2).

Любую вещь можно назвать зрелой или совершенной, если она достигает цели, ради которой она была сделана или задумана. Поэтому мы должны спросить, для какой цели были сотворены человеческие существа? Библия не оставляет сомнений по этому вопросу. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Люди должны уподобиться Богу. Поэтому христиане должны стать совершенными, или зрелыми в любви, подобно Небесному Отцу. Ведь «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).

Чтобы еще более полно понять, что значит быть совершенным, прочитаем тот же отрывок Нагорной проповеди в Евангелие от Луки: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Луки 6:35,36). Для евангелиста совершенный и милосердный – по существу, одно и то же. Таким образом, мы видим, что Иисус указывает на необходимость правильно относиться ко всем людям, любить их, т. е. делать то, что ожидает от нас Бог.

Читать еще:  Православные похороны: правила и особенности обряда погребения у православных, традиции и обычаи

Но как мы можем достичь этого? Подумайте о том, как любит вас Бог, как много Он готов простить вам. Той же всепрощающей любовью Он любит вашего ближнего. Сила Его благодати поможет вам делать добро, не ожидая ничего взамен.

Благодарение Богу за то, что Он милует, прощает и любит тех, кто ошибся, упал или даже восстал против Него.

Подготовила Ю. Коровина

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.

Зачем «любить врагов» психологическое толкование Евангельской Заповеди

Глава 5 От Матфея

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

«Ибо если будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?»

«И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Гармония окружающего мира поражает одновременно и видимой привычной простотой и в тоже время глубиной и непостижимой сложностью. Так и в человеке от рождения заложены и эгоизм, и животные инстинкты и одновременно и любовь и привязанность к близким. И в преодолении конфликтов между этими фундаментальными характеристиками происходит или развитие человека или его падение.

Постоянный и видимый всем (в быту, на работе, в отношениях) выбор человека между следованием своим желаниям и инстинктам в противоположность волевому подчинению своего образа жизни нравственным ценностям это всегда внутренний выбор вплоть до стресса и необходимости его преодоления так как внутренний конфликт лишает равновесия и влияет не только на психическое состояние но и сигнализирует об опасности через ухудшение функций организма.

Победа инстинктов и низменных желаний становится оковами сознания и приводит к болезням, на смену временному удовольствию сначала приходят угрызения, затем развивается равнодушие и ожесточение и вместе с ними хронические болезни.

Выбор между добром и злом – хорошим и плохим стоит перед нами во всех вопросах от рождения и до смерти. В этом раскрывается смысл тех трудностей с которыми каждый человек сталкивается при жизни – с этого начинается и предание о об Адаме с Евой сорвавших запретный плод познания добра и зла.

Это же видимое всем природное качество человека – свободно развиваться и делать выбор между добром и злом, служит опровержением различных религиозных учений о предопределенности, таких как карма, астрология, перерождения и тому подобное.

Утверждение о бесконечном величии и силе любви можно описывать очень долго – основное же на, что обращает внимание Христос это необходимость брать в этом пример с Самого Бога, а для этого научиться видеть хорошее во всем окружающем и не только в близких но и в любом человеке.

Любовь к окружающим возможно выработать в себе только искренне воспринимая Бога общим Отцом и через любовь и уважение к Его творению стараться выразить свое отношение к Нему.

Положительный настрой на недоброжелателей как на источник обстоятельств заставляющий развиваться — двигаться и предпринимать усилия, учиться сохранять внутреннее спокойствие, преодолевать препятствия, т.е. становиться лучше и сильнее, позволяет извлекать из любой ситуации пользу и сохранять хорошее настроение. Таким образом Заповедь Христа имеет практическое применение в саморазвитии и сохранении здоровья.

Психологический подход «любить врагов своих» обеспечивает не только духовный рост, но и имеет большую практическую и психологическую пользу позволяя например гасить конфликтные ситуации, воспринимать чужое поведение менее критично и тем самым избегать осуждение, испытывать радость общения с любым человеком наслаждаясь целым букетом положительных эмоций, располагать к себе в диалоге и следовательно добиваться целей общения, извлекать хорошее и полезное из любого общения, подмечать в человеке положительные черты и способствовать их раскрытию, сохранять равновесие и т.д.

Голландский журналист, писатель, основатель Православного Братства Мира (Orthodox Peace Fellowship).

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус – Его правая рука, протянутая жестом благословения – стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы – свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают , печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Читать еще:  Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением – как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством – никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Читать еще:  Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Кто есть враг?

Разбираясь в этом вопросе, нужно четко понимать, как трактуется это место Евангелия от Матфея с позиции православия. А позиция такова, что нужно каждому человеку понимать, что он должен любить врагов СВОИХ, то есть, личных. Какие же еще могут быть враги?

  1. Этот постулат не относится к тем, кто является врагом Отечества. Ведь каждый из нас знает, что в годы Великой Отечественной Войны, когда в СССР ослаблены были гонения на Церковь, священники призывали народ подняться всем миром и всем духом своим на врагов родной земли, уничтожить фашистов. То есть защита Родины от врагов – долг православного, а не возможность сдать свою страну захватчикам из божественной любви к ним.
  2. Господь говорил, что тот, кто посылает хулу на Святого Духа, не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем. То есть, этот человек является врагом Господа на веки вечные.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Как удивительно это слышать из уст Всемилостивейшего Бога! Того, кто готов простить самого страшного грешника и разделить с ним трапезу! Но, тем страшнее такое определение врага, что сегодня, в наши дни, хула на Святого Духа – не такое уж редкое явление. И каждый, кто осмелится из уст своих, или в мыслях своих ругать Господа, тот, оказывается, будет обречен на непрощение на вечные веки. Вот такого врага Бог любить не желает.

А все остальные, кто проклинает православного, ненавидит, обижает, гонит – те должны быть побеждены совсем другим оружием – любовью и добром.

А Я говорю вам: любите врагов ваших. (См. толкование на Мф.5:43)

Блаж. Феофилакт Болгарский

А Я говорю вам: любите врагов ваших. (См. толкование на Мф.5:43)

Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:

Свт. Иоанн Златоуст

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, — даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но — возлюби; не сказал: не обижай, но — и благотвори.

Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой:

первая степень — не начинать обиды;

вторая — когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему;

третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным;

четвертая — предавать себя самого злостраданию;

пятая — отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду;

шестая — не питать к нему ненависти;

седьмая — даже любить его;

восьмая — благодетельствовать ему;

девятая — молиться о нем Богу.

Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector