0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианская традиция питания

Христианская традиция питания

Несомненно, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.
В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и соответственно, мясо с нестекшей кровью (в частности, «удавленину»).

В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11).
Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь «чистая» пища. Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой.

С течением времени эти запреты обрастали «преданиями старцев», мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. К первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний.

Одной из составляющих нравственной чистоты, по учению Христа, является правильное отношение к еде. Заботы о хлебе насущном не должны заслонять духовных исканий, становиться целью жизни.

Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.

С течением времени в христианский обиход вошли блюда, имеющие символическое значение. У первых христиан это была рыба, символизирующая Иисуса Христа. Впоследствии в традиции закрепились пасхальные куличи, пасхи, крашеные яйца, поминальная кутья и т. п.
К IV веку, когда христианство стало государственной религией, христианское общество утратило высокий уровень нравственности, присущий первым общинам. Немногие подвижники старались удалиться от мира, презирая все его блага, чтобы сохранить душевную чистоту. Из совместных поселений монахов возникли монастыри.

Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов («вариво с зелием» и «сочиво», по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое («деревянное») масло. Ели один раз в день, Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая — вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч. Объясняется это тем, что в монастыре человек переставал быть игрушкой в руках временщиков, холопом князей века сего..

Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.
В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся. В лихую годину монголо-татарского ига русские монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающего к ним голодного и обездоленного люда. В один из таких годов Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Пафнутьево-Боровской — 1000 человек ежедневно

В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.

В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы — рыбы, грибов, ягод, орехов, меда. Неутомимые земледельцы подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивали разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.

Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского быта. В последующее время особое внимание Церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина (монтанисты, манихейцы), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрций, Иовиниан и другие). Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение установленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Окончательно сроки православных постов были установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.

Вглядываясь в историю, нетрудно заметить, что при всех различиях эпох неизменной в христианстве остается главная идея — идея трезвого, нравственного отношения к еде, умеренности в удовлетворении потребностей. Существующая сейчас православная традиция является проверенной на опыте поколений реализацией этой идеи.

С давних времен в России сложилась своеобразная культура питания, отвечающая ее географическим и национальным особенностям. Она отражена в таком заменательном письменном памятнике XVI в., как «Домострой», составленный монахом Сильвестром. Строгая регламентация русского стола и секреты приготовления блюд, соответствующих православному календарю, передавались из поколения в поколение.

В XIX веке большой популярностью пользовалась книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам». Замечательным трудом являлась «Энциклопедия питания» Д. В. Каншина.

Семидесятилетний период господства атеистического мировоззрения не прошел даром для этой области. Традиция и культура питания оказались забытыми, а во многом и невозвратимо утраченными. Изменился и сам быт, условия жизни, круг употребляемых продуктов питания.

Однодневные православные посты

Среда и пятница — постные дни. На протяжении года допускаются исключения. Они связаны с началом или окончанием длительных 40-дневных постов. Такие периоды называются сплошными седмицами, то есть включают в себя 7 дней. Приведем их:

  1. Светлая седмица — начинается сразу после Пасхи. Дает возможность верующим выйти из длительного, строгого поста.
  2. Троицкая седмица — после Троицы.
  3. Святки — проходят после праздника Рождества, накануне Крещения.
  4. Неделя мытаря и фарисея — незадолго до Великого поста.
  5. Масленица, или Сырная неделя, — проходит непосредственно перед Великим постом. Вводятся ограничения только на мясо, остальные продукты животного происхождения разрешены.

Все вышеозначенное относится к мирянам. У монахов пост проходит строже. Кроме среды и пятницы каждую неделю, они постятся в понедельник. Не употребляют в пищу мясные продукты. Больше ограничений в однодневные, 40-дневные посты.

Миряне по благословению священника могут ослабить пост. На это должна быть весомая причина, например, болезнь, тяжелая физическая работа, истощение.

Крещенский сочельник

В день перед праздником Крещения предписан однодневный пост — Сочельник. Меру воздержания каждый определяет индивидуально. По правилам, это должны быть строгие ограничения, вплоть до полного отказа от пищи. Есть можно только на следующий день после литургии, приема крещенской воды.

Есть можно только после приема крещенской воды.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Воздвижение Креста Господня

В этот день вспоминают обретение древа Креста Господня равноапостольными императором Константином и царицей Еленой. Ограничениями в пище христиане хотят почтить страдания Господа нашего Иисуса Христа. Нельзя вкушать все продукты, имеющие животное происхождение. В меню присутствуют грибы, растительные пища и масло.

Православная кухня или кухонное православие

Фото © Shutterstock Inc

Скажем сразу неполиткорректную вещь: нет никакой православной кухни — есть кухня русская. А любая попытка приписать церкви какое-то влияние на становление нашей кухни очень легко разбивается вопросом: что кроме поста привнесло православие на наш стол?

Читать еще:  Облако на горе Фавор: история и описание чуда, рассказы паломников

Если хотите, то скажем более чётко. Что такое национальная кухня вообще? Некоторые скажут: ну как же, это рецепты, те или иные блюда, характерные для данного народа, страны, местности и т.п. Всё так. Но помимо чисто рецептурных деталей существует ещё несколько важных вещей: продукты, технологии обработки, тип и характер пищи, нормы и обычаи подачи блюд. И наконец, культурные обычаи вокруг потребления пищи. Так вот, роль церкви в подавляющей части сводилась именно к последнему.

Не говорить же о православном вкладе в кухню в виде приличествующих тем или иным религиозным событиям блюд — кутьи, кулича, крашеных яиц. Да и сколько их? Как говорится, по пальцам одной руки… И потом, вы же не думаете, что политая мёдом каша из пшеничных зёрен не возникла бы и без христианства?

Сказать по правде, никакого особого влияния на русскую кухню церковь и не оказала. Вообще, есть немало стереотипов относительно роли христианской церкви в становлении мировой культуры, науки, искусства. Один из них — «не было бы церкви, не было бы и всего этого».

Да, многие века цивилизация развивалась в рамках религиозного контекста. Вот только где Аристотель, Плиний, Омар Хайям и где христианство? Или это не культура? А уж православие в этом смысле и вовсе опоздало к разделу культурных достижений человечества. «Назовите хоть одного дохристианского учёного, художника или писателя на Руси?» — задают с ухмылкой вопрос сторонники церковной версии истории России.

Между тем, если задуматься, это вряд ли выигрышная тема для них. Поскольку и православных-то писателей или учёных до XVI–XVII веков практически никто не знает. С чего бы это? Не оттого ли, что именно в эту эпоху начинает проникать книгопечатание и хоть какая-то просветительская мода? Так что совсем не факт, что роль нашей церкви в этом процессе была стимулирующей, а не тормозящей.

Фото © L!FE/Анна Исакова

И потом, как известно, Post hoc, ergo propter hoc. Это латинское выражение, означающее «после этого — значит вследствие этого», очень подходит к нашему случаю. Поскольку описывает типичную логическую ошибку. Так вот, русская культура, наука и даже кулинария развиваются столетия параллельно существованию церкви, в церковном контексте. Но не обязательно благодаря ей.

Да, конечно, мы знаем немало учёных, которые были насквозь проникнуты религиозным чувством. Вот только от фразы «Не было бы православной церкви, не было бы и никакой науки, искусства» иронично подняли бы брови и Ломоносов, не скрывавший своего отвращения к «мракобесам в рясах», и Лев Толстой, заслуживший отлучение от церкви, утверждая, что церковное учение есть «коварная и вредная ложь, собрание суеверий, разных видов колдовства и диких обычаев». Мы уж не говорим про академика Басова и авиаконструктора Туполева.

Так что вклад церкви в отечественную культуру за последние 500 лет — это как минимум весьма дискуссионный вопрос. Отчего же делать исключение для русской кухни, которая опять же, по мнению церковных адептов, немыслима без православия? На самом деле очень даже мыслима. Каковою она и была до крещения Руси в X веке да и много столетий после этого события. Вы же не думаете, что до князя Владимира у нас не пекли хлеб, не варили щи или не готовили пироги?

Блины — ещё языческое блюдо. Про пиво и мёды тот же обожествляемый сегодня Владимир говорит: «Ибо веселие есть Руси пити. Без того не можем жити»

Кто-то скажет, что вот, мол, из Византии к нам вместе с православием пришли новые продукты. Да, действительно, гречка появляется в первых монастырях, где её возделывают византийские монахи. Но при чём здесь религия? Это обычное заимствование у соседних народов.

На Руси это было всегда: кислое молоко — от кочевников, рис — от азиатов, капуста — от южных славян, сельдерей — от немцев, макароны — от итальянцев. Что тут православного?

На самом деле принятие христианства не стало краеугольным камнем развития нашей раннесредневековой кухни. Процесс этот был длительным и неоднозначным. И даже сегодня, спустя 1000 лет, мы следуем языческим обычаям. Блины на Масленицу — яркий этому пример, с чем вынуждена была примириться православная церковь.

Фото © L!FE/Анна Исакова

Да, русский постный стол — отдельное явление в истории нашей кухни. Влияние его двойственно. С одной стороны, сознательное ограничение в потреблении продуктов. А с другой… Вы что, думаете, что в Средние века каждая семья могла себе позволить мясо даже в «мясоед»? Это просто экономия продуктов.

Пост (как ограничение в еде) — далеко не православное изобретение. Он есть и в Германии, и во Франции. Он есть и у буддистов, и манихеев, и зороастрийцев. Вегетарианцы по всему миру вообще едят постную пищу — неужели под влиянием РПЦ? А ведь приводят этому вполне себе духовные оправдания в духе «Первой ступени» Льва Толстого.

Что ещё из православного влияния?

  • Нельзя есть идоложертвенную пищу, т.е. принесённую жертву богам других религий (I Кор:10–28).
  • Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови и удавленины». (Деян. 15:28–29).
  • Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
  • Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу и благодарят Бога за хлеб насущный.

Не правда ли, к кулинарии здесь не относится вообще ничего? А теперь давайте задумаемся о том, что негативного внесло православие в русскую кухню. Тут тоже есть о чём порассуждать. Оказывается, к примеру, что есть телятину почиталось в Московском государстве великим грехом.

Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали телёнка». Думаете, телятина и всё? А вот и нет.

Фото © L!FE/Марат Абулхатин

Сегодня известный возродитель придуманной русской кухни Максим Сырников, к примеру, рассуждает о том, что «твёрдые сыры, прессованные и выдержанные, готовили в русскую старину».

Почему придуманной? Да потому, что сычужный фермент для такого сыра получается из желудка телёнка. Резать которого и считалось грехом. Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII–XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Или другой пример. Старинный суп юрма. Эта похлёбка упоминается ещё в «Домострое» в 1550-е годы. Чем она являлась? Отваренная рыба в ухе, рядом — курица в бульоне. А затем курица режется на кусочки и отправляется в рыбный бульон. И так вот получается курица с запахом осетрины или стерляди. Блюдо, практически исчезнувшее на сегодня в Центральной России. Отчего? Да просто потому, что юрма противоречит церковному принципу деления любой пищи на постную и скоромную.

Тому же, кто скажет: «Что это за гадость такая — курица с рыбой?», рекомендуем поехать в Ростов и отведать там популярное местное блюдо «Уха из петуха». Да-да, только на окраинах России, куда с XV века свободные люди бежали в том числе и от церковного и монастырского угнетения, и сохранилось подобие этого любопытного кушанья русской кухни.

А самое главное, давайте не будем забывать основную «скрепу» нашего православия. Она о том, что «любая власть — от Бога» и главное для церкви — эту власть всячески поддерживать. Крепостничество долгие века было основой русской жизни, так милой нашей церкви.

Вот о роли повара и стоит в этом ключе поговорить. «В то время как престиж французских шеф-поваров постоянно увеличивался, их социальный статус до самой революции (1793 года) оставался тем же: слуги».

Это мнение американского исследователя Пола Мецнера удивительно точно отражает социальный и профессиональный конфликт, назревший к тому времени. О нём же говорит французский кулинар Гримо де ла Реньер: «Счастлив тот, у кого есть действительно хороший повар! Он должен с ним обращаться не как со слугою, а как с другом». Надо ли говорить, что в России ситуация была ещё более тяжёлой. Ведь даже в начале XIX века большинство поваров — крепостные.

Читать еще:  Появление христианства на Руси: история становления православия и крещения Руси, особенности и проблемы

Требовать от рабов развития кулинарного искусства — не иллюзия ли это? Жизнь подтвердила это, когда кулинария в России резко «раскрылась» к середине XIX века. А профессия повара стала не крепостной, а свободной. Другое подтверждение — кухня советская. Предавшая забвению множество традиций русской кулинарии. Но ведь советская власть была так любима Русской православной церковью? Иерархи которой не стеснялись получать от неё ордена и дачи? Так неужели же и здесь кроется интрига и РПЦ горячо любила советскую власть, втайне поедая антисоветскую осетрину по-монастырски?

Как и в любом сложном культурном явлении, здесь невозможно дать чёткий «чёрно-белый» ответ. Понятно, что велика роль монастырей в сохранении русской традиционной кухни. Для исторической науки очень важны церковные источники, сохранившие память о праздничном столе многовековой давности. Но не менее того мы должны принимать во внимание роль православной церкви, поддерживающей самые отсталые взгляды на культуру и науку. В том числе на то, чтобы русская кухня так и осталась на уровне милых ей домостроевских порядков. К счастью, прогресс общества оставил ей мало возможностей для этого.

Традиции православной кухни

Традиции православной кухни складывались веками. Столетиями верующие христиане садились за стол с молитвой, благословляя «ястие и питие» и благодаря Бога за Его щедроты. Однако в начале прошлого века ситуация резко изменилась: вместе с пропагандой безбожия христианские посты объявили вредными для здоровья, а традиционные праздничные блюда упростили до общепитовского уровня.

Сегодня отношение к православию в России резко изменилось. Вместе с восстановлением старых храмов и постройкой новых возрождаются и православные традиции. Уже в календаре стали «красными» Рождество и Пасха, люди стали проявлять интерес к таким сокровенным таинствам, как крещение, исповедь и венчание. Осталось только вспомнить забытые рецепты приготовления праздничных и постных блюд.

Православная кухня — многообразие вкусов и тайны приготовления забытых христианских блюд. И пусть некоторые до сих пор сомневаются в пользе православных постов, но мы-то наверняка знаем, что пост — это не «голодное прозябание», а время, помогающее нам возродиться как духовно, так и физически. А кроме того, как можно остаться голодным, если в пост Церковь разрешает вкушать грибы, фасоль, всевозможные овощи, фрукты, крупы, хлеб, макаронные изделия, мед, варенье и т. п.?

Что касается праздников, то каждый из них привносит в меню православного человека свои прелести. Например, чего только стоит рождественский гусь или пасхальные куличи, троичные пироги или рыбные лакомства Вербного воскресенья! Кроме того, чередование мясоеда и воздержания проверено веками, поэтому, питаясь соответственно пожеланиям Церкви, вы убережете себя и своих близких как от переедания, так и от неоправданного истощения, разнообразите семейное меню новыми блюдами, богатыми витаминами и микроэлементами, а также сможете удивить гостей «эксклюзивными» блюдами — вергунами, розанами, хворостом, пасхальными венками и косами.

Но быт православного христианина заключается не только в правильном питании. Непоследнее место в жизни верующих занимают молитвы, которые мы приводим в конце описания каждого праздника. Существуют особые молитвы перед и после вкушения пищи, способствующие настрою человека именно на вкушение, а не на просто поглощение пищи. Ведь недаром во всех православных монастырях во время трапезы было принято читать вслух жития святых и поучения Отцов Церкви, что давало пищу и разуму.

Вообще, годовой круг православных праздников способствует крепости веры и духовному росту христианина. Об этом писал еще святитель Григорий Богослов, считавший, что «празднование духовное» намного выше празднования телесного. Он говорил: «Празднуем мы, как удобно Духу, а Ему угодно, чтобы мы говорили или делали что-либо подобающее», то есть праздновать духовно — значит украшать свою душу добродетелями.

Христианские праздники вовсе не заканчиваются служением в храме. Праздник продолжается и дома, где должны иметь место и благодарственные молитвы, и славословия, и прочие благие действия, приводящие сердце и ум к Божиему престолу.

Тогда и православная трапеза предстанет перед нами как священнодействие, и только в этом случае вам будет не все равно, что вкушать и как вкушать.

Кулинарные православные традиции России

Если оглянуться назад, проанализировать историю Руси, можно с твердой уверенностью сказать, что на кулинарные традиции российской кухни большое влияние оказала Православная церковь. С ее многочисленными постами, которые призывают к умеренности в пище, праздниками, с блюдами, которые не встретишь в меню ни одной другой кухни. Основа поста — это чередование мясной пищи с воздержанием от нее. Этот принцип проверен веками и очень полезен для здоровья. Поэтому наша кухня богата рецептами из круп, грибов, ягод, рыбы, зерна, овощей. Эти продукты можно приготовить различными способами: тушить, жарить, варить, запекать, приготавливать на пару, замораживать, солить или сушить впрок. Икра тоже входила в перечень постных блюд, ее ели малосольной и сильно соленой. А как вкусна она отваренная в маковом молоке с уксусом!

Очень большое значение в рационе русского человека играют каши. Не зря же раньше говорили: «Щи да каша- пища наша». Огромное разнообразие рецептов каш встречается в постных блюдах. Каши делались из того зерна, которое произрастало в нашей стране, хотелось бы отметить, что разные сорта крупы иногда делались из одного вида зерна. Некоторые блюда русской кулинарии никогда не встречаются в зарубежной кухне, например, квашенная капуста, соленые огурцы и сухие лесные грибы. Сейчас очень часто эти продукты используют в современных рецептах.

В начале 20 века когда, церковь была забыта большей половиной россиян, забылись и ее традиции — посты. Люди питались не так, как учила их раньше церковь. Посты — это духовное возрождение, просветление человека. И к чему это привело — люди становились все более черствыми, и в душе у них не жила божья искра и благодать. Но если вспомнить Россию до революции, люди постились регулярно, как предписывала им церковь. Они были очень верующими, этот фактор сильно повлиял на меню, которое предлагали рестораторы. Во всех трактирах и даже в шикарных ресторанах в пост предлагаемые посетителям блюда мало отличались от блюд монастырской кухни. В это время совершенно исключались мясные и рыбные блюда, подавались каши с медом, гороховые блюда, компоты, квас, кисели, овсяные каши, орехи и многое другое. Во время поста происходило объединение простого народа и представителей высшего общества, потому что все ели полезную, сытную и простую пищу вне зависимости от рангов. Еда как бы сплачивала всех.

Ни в коем случае нельзя путать постное питание с вегетарианским, так как в пищу для вегетарианцев могут входить продукты животного происхождения: масло, молоко, сметана, яйца и многообразные сыры. Если произвести подсчет, то верующие люди в России постятся примерно 220 дней в году. В Православии есть однодневные, еженедельные, многодневные посты.

Примером однодневного поста может служить 18 января — Крещенский сочельник, 27 сентября — Воздвижение Креста Господня, пятница и среда считаются еженедельными постами, самыми трудными и важными являются многодневные посты.

Великий пост считается самым строгим и суровым. Во время этого поста из рациона убираются не только блюда из мяса и рыбы, но и вино, подсолнечное масло. Эти продукты можно употреблять только в православные праздники, если они приходились на время поста. Великий пост наступает в период, когда вся природа ожидает весну и обновление. В стародавние времена в эти дни люди начинали готовиться к посеву, проверяли семена, сажали рассаду. Великий пост испытывал человека на твердость духа и чистоту души. Этот пост длиться 49 дней от Прощеного воскресенья до светлой Пасхи. В это время человек должен отказаться от материальных ценностей и укрепить свои душевные силы. Необходимо также знать, что не все люди могут соблюдать этот пост так строго — это беременные женщины, дети, больные, и люди, выполняющие тяжелую физическую работу. Скоромная пища, употребляемая во время поста, оказывает благотворное влияние на сбалансированность душевных и физических сил. Соблюдая пост, следите за тем, чтобы не нанести вреда своему здоровью неправильным питанием, особенно когда постные продукты нельзя употреблять из-за ухудшения состояния во время болезни, или когда человек подвергается большим физическим нагрузкам.

Читать еще:  Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Женщинам носящим под сердцем ребенка тоже необходимо особенно тщательно подойти к своему рациону в это время, потребляемая пища должна быть разнообразна и содержать необходимые компоненты для развития и роста ребенка, хорошего физического состояния матери. В ней должно содержаться множество витаминов, но по мере возможности, необходимо исключить излишества. Невозможно дать рекомендации о пище, которую должны употреблять беременные женщины во время поста, так как это строго индивидуально, лучше поговорить об этом с наблюдающим вас врачом.

Петров пост — от Недели Всех Святых (спустя неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла — длительность этого поста может быть разной, иной раз его продолжительность может быть такой же, как и у Великого поста. Этот пост наступал в разгар летнего зноя, в период полевых работ, в это время человеку становиться трудно переваривать мясную пищу, и он начинает есть пищу растительную, богатую витаминами. Петров пост считается не очень строгим — разрешено есть все, кроме молочных продуктов, мяса и яиц. Подсолнечное масло и рыба исключались только в понедельник, среду и пятницу. В основном готовили блюда из грибов. Если проанализировать пищу, которую потребляют люди в этот пост с медицинской точки зрения, то стоит согласиться — даже те люди, которые не постятся в жару, избегают есть тяжёлую пищу (мясо). Врачи только приветствуют отказ от продуктов животного происхождения в жаркое время года — это вредит здоровью.

Успенский пост начинается с Медового Спаса и продолжается до Успения Пресвятой Богородицы (Хлебный Спас). Успенский пост не очень большой, он длится две недели, но по строгости практически такой же, как и Великий пост. Вам, наверное, будет интересно узнать, что в понедельник, среду и пятницу постящиеся употребляют в пищу сырую, не вареную растительную пищу, а во вторник и четверг разрешается есть вареное блюдо без употребления подсолнечного масла. На праздник Преображения Господня разрешается рыба, в этот день происходит освящение нового урожая, и его тоже можно употреблять в пищу. Этот пост считается проявлением уважения к упокоению Божьей матери, воздержание должно быть не только в еде, но и в помыслах, не стоит совершать плохие дела и говорить обидные слова. В это время люди начинали сбор урожая и провожали лето. В Успенский пост не совершался обряд венчания. Люди проводили все свое время в труде, в преодолении сил природы, пытались не пропустить ни один погожий денек.

Рождественский пост, или Филипповский, длится 40 дней. Тоже очень строгий пост, как и у всех вышеперечисленных постов, запрещаются следующие продукты: мясо, молоко, сыр, яйца. Наложен запрет на рыбу и вино в понедельник, среду и пятницу, вечерняя пища не должна содержать масло. В православии это называется сухоядением. Пищу с растительным маслом можно принимать во все остальные дни и Православные праздники. Рыбу можно есть в выходные дни и Великие праздники, если же праздник выпадает среду или пятницу, рыбу есть нельзя, разрешается вино и елей. Хотелось бы отметить — со 2 по 6 января пост становится строже, блюда из рыбы исключаются по субботам и воскресеньям.

На Руси посты чередовались с веселыми и радостными праздниками. В это время столы ломились от яств, даже самые бедные люди пытались в праздник угостить свою семью и друзей чем-то необычным, вкусным. Застолье всегда были шумными, вкусно ели, пели красивые песни и гуляли на славу.

Сочельник и Рождество.
В Сочельник (день накануне Рождества) начинались приготовления к празднику. Вся еда готовилась заранее, но ее не ели, и на стол она не ставилась до того времени, пока не появиться на небе первая звезда, которая оповещает всех людей о рождении Спасителя. До тех пор еда состоит из смеси меда и зерна, в монастырях трапеза состояла из зерен, смоченных в воде. При наступлении Рождества люди угощались всевозможными яствами — пирогами, рыбными блюдами, щами, взваром, на многих столах красовалась запечная свинья или гусь с яблоками (эту моду привезли в Россию европейцы).

Святки.
Отмечались в январе, с 7 по 19. В это время был снят запрет на скоромную пищу, люди ели и пили все, что им захочется. Это дни считались временем, когда по земле свободно ходит нечистая сила, поэтому на святках гадали. Дети и взрослые ходили по дворам и поздравляли друг друга с праздником, дарили выпечку из теста в виде животных и птиц, славили Христа — колядовали. В настоящее время в некоторых селах и деревнях дети возрождают утраченную традицию и колядуют, ходя по соседям, в подарок они получают печенье и конфеты. Вечер перед Крещением был постным. В пищу принимали только взвар и кутью.

Масленица.
Масленицей называлась неделя перед Великим постом. Праздник этот не Христианский, он пришел к нам с древних времен, когда люди поклонялись силам природы, этот праздник символизировал победу весны над зимой и был посвящен богу солнца Ярило, поэтому и пекутся блины, это символ солнца. Но все же церковь причислила его к своим праздникам, и в календаре он значится как » мясопустный» или «сыропустный». Неделя, на которую нельзя есть мясо, но молочные продукты и масло разрешались. Христиане в эти дни гуляли и предавались чревоугодию. Этот праздник очень любили и любят россияне. Всю неделю люди ели блины, кто с маслом, кто с икрой, кто с творогом, кто со сметаной, а кто и с вареньем или медом.

Светлая Пасха.
Праздник праздников Пасха — день Светлого Христова Воскресения. Праздник, отмечаемый верующими с радостью, благоговением и торжеством. Основными блюдами в этот день были и остаются крашеные яйца, пасха и кулич, их делали с вечера, а на праздник несли в церковь на освящение.
Праздничный стол в это время богат и разнообразен. В первую очередь едят яйца, ими разговляются после строгого поста, а затем и все остальные кушанья, на праздничном столе обязательно должно присутствовать блюдо из мяса.
Пасха — кулинарный шедевр, изготовленный из творога, яиц, сметаны, орехов, сливок, меда и сахара, в нее можно добавить и различные вкусовые добавки — ваниль, цедру цитрусовых, изюм и сухофрукты, но творог должен преобладать, его должно быть не менее 60%. Кулич печется из муки высшего сорта, в нее добавляют дрожжи, масло, яйца, он должен быть высоким, пышным и сладким. Его верхушку украшают белковой глазурью и разноцветным драже, кокосовой стружкой. В этот день люди поздравляют друг друга с воскрешением Христа и дарят крашеные яйца.

Медовый спас.
В этот день церкви освящали первый мед с пасек, пасечники угощали всех свежим медом бесплатно, этот праздник очень любили дети, они бежали к пасечнику с ломтем теплого хлеба, а он намазывал на него янтарный мед толстым слоем. На этот праздник пекли медовые пирожки и коржики.

Преображение Господне.
В простонародье его звали Яблочный Спас, созревшие яблоки несли в церковь для освящения, пекли яблочные пироги.

Хлебный или ореховый Спас.
Пекли хлеб и пироги из свеже-собранного зерна, в лесах поспевали орехи, их собирали и ели в большом количестве.

Все мы знаем и любим Православные праздники, отмечаем их, собираясь за столом, едим обильную пищу. Это не плохо, но не стоит ли нам всем задуматься , что праздник — это награда, награда за воздержание, за чистые мысли, за добрые дела. Возьмите церковный календарь и посмотрите — в нем с начала идет пост, а уже потом праздник. Пост дается человеку не только для принятия неприхотливой скоромной пищи, но и для обдумывания своих дел, мыслей, слов. Только когда через лишения человек увидит свой внутренний мир и поймет, все ли у него в порядке, только тогда может наступить настоящий праздник. Праздник души и тела.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector