0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда проходит крестный ход на Пасху

Практически Крестный ход представляет собой пешее путешествие (иногда с использованием транспорта) большого количества верующих и духовенства. Во время хода люди не просто бессмысленно идут к какой-то цели, а молятся, несут иконы.


Крестный ход – благоговейное шествие верующих с иконами и крестами

Символически такое путешествие означает прохождение жизненного пути человека. И можно просто идти куда-то, а можно идти с молитвой и иметь конечной целью Господа. В Крестном ходе явственно ощущается размышление о смысле человеческой жизни. Куда мы идем? Что мы найдем в конце нашего пути?

Общая молитва очень объединяет людей, поэтому важной целью Крестного хода можно назвать формирование православной общины. К сожалению, в современных церквях, особенно в больших городах, как таковой церковной общины может и не быть.

Люди приходят, отстаивают службу в храме, ставят свечи и уходят домой. Прихожане одного храма могут годами не знать друг друга. И когда люди собираются в длительный путь, у них появляется замечательная возможность узнать своих братьев по вере.

Важно! Крестный ход всегда проходит с иконами, хоругвями, какими-то православными святынями, которые несут в самом начале колонны людей.

Молитвы и прославления Господа не смолкают на всем пути. Маршрут может подбираться самый разный, например:

  1. Крестным ходом можно идти к храмам или монастырям на службу.
  2. В дни почитания православных икон с этими образами могут обходить вокруг поселений.
  3. Иногда ходы организовывают по территории, которая известна трагическими событиями.
  4. Любые другие маршруты, имеющие значение с православной точки зрения.


Основной целью Крестного хода является формирование православной общины

Протяженность маршрута может быть самая разная — от обхода вокруг одного храма, до путешествия в другой город. Значение имеет не длительность хода, а молитвенное настроение верующих, их прошения к Господу.

  • Напряжение сил и преодоление самих себя: своих страстей, немощей, помыслов – все это плоды участия в крестных ходах.
  • Крестный ход – не ритуал, это соборная молитва, с которой мало что сравнится. Особые условия крестного хода, как отмечают многие его участники, дарят благодать и ясную молитву, ощущение единства братьев и сестер по вере.
  • Участие в крестном ходе – прекрасная возможность сугубо помолиться о себе и своих близких: во время остановок крестного хода проводятся молебны.

Самый большой крестный ход — наша жизнь.

Важно! Пожалуй нигде, кроме крестного хода, нельзя так прочувствовать единение православной семьи и пользу соборной молитвы.

Не зря постоянные участники ждут крестного хода целый год. Многие берут отпуск или выходные, чтобы снова стяжать духовную радость от совместной молитвы и физического подвига.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Крестные ходы — возрождающаяся традиция

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 16 августа 2014 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

В последние десятилетия, особенно в последние годы, в России возродились массовые крестные ходы, иногда на достаточно большие расстояния. Такие крестные ходы всегда в нашей Церкви были традицией. Сегодня они вновь становятся распространенным, хотя и необычным в духовном смысле явлением. Ровно в той же мере, в какой это было до революции.

Вот, пожалуйста, несколько фактов из последних новостных сообщений.

В мае впервые в Калужской области состоялся крестный ход, участники которого облетели один из районов на вертолете. В июне было совершено молитвенное плавание — крестный ход по маршруту Холмогоры-Пертоминск на маломерных судах, и это плавание было посвящено памяти погибших в 20-е годы новомучеников и исповедников и всех, кто пострадал в это нелегкое время. В последние дни мая и в начале июня состоялся традиционный, уже 16-й Волжский крестный ход от истока Волги в деревню Волгино Верховье Осташковского района Тверской области. Ход также занял несколько дней. В июле сибирские байкеры провели в Кемеровской области православный крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. В том же месяце состоялся ежегодный крестный ход «Царский путь» в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В августе в рамках 12-го Международного православного фестиваля «Одигитрия» молодые люди совершили пятидневный крестный ход из Витебской области в город Смоленск для участия в праздновании иконы Божьей матери Одигитрия.

И таких сообщений сегодня можно прочесть два-три практически каждую неделю. Люди участвуют в больших крестных ходах. Иногда они длятся один-два дня или несколько часов. Иногда они длятся многие дни и даже недели. Люди проходят тысячи километров. Об этом мало кто знает, но это действительно так.

Читать еще:  Как правильно креститься православным христианам?

Может быть, в этих крестных ходах участвует не так много людей, как в массовых больших крестных шествиях, которые совершаются в Екатеринбурге в Царские дни или во время Великорецкого крестного хода в Вятской области, или во время больших церковных торжеств — так, как это было в дни кульминации празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

В многодневных крестных ходах обычно основу хода составляет небольшая группа, несколько десятков человек. Иногда это просто 10-15 человек, но к этим людям присоединяются при подходе к тому или иному селению местные жители и уж тем более они идут какой-то участок пути после того, как крестный ход посетил то или иное место и переночевал при храме, в школе или в ином помещении, какое находится для участников хода. Конечно, люди принимают крестоходцев, конечно, возникают моменты общения, возникает время для совместной молитвы, и люди через это чувствуют сопричастность к общему делу.

Возникла целая культура, целая традиция вот таких многодневных шествий. И люди — даже не самые физически подготовленные — не боятся того, что иногда им приходится пройти сотни, а то и тысячи километров по проселочным дорогам или по обочинам оживленных трасс. Без всякой охраны, при полном соприкосновении с непростой, иногда жестокой реальностью окружающей нас жизни, люди, тем не менее, идут на такие дальние расстояния.

Идут с молитвой. Появились традиция, согласно которой Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» поется в такт шагу. И люди идут, соразмеряя свои движения с тем, как они нараспев произносят Иисусову молитву. Опыт показывает, в том числе мой личный опыт, что при этом ритм крестного хода выстраивается определенным образом, и люди не устают, потому что крестный ход не растягивается, не получается так, что кто-то ушел далеко вперед, а кто-то плетется далеко в хвосте. Люди приноравливаются к физическому состоянию друг друга. Крестный ход объединяется молитвой.

Разные, конечно, есть возможности у разных людей. Если люди собираются на большое шествие, в котором участвуют 20-30-40 тысяч человек, то крестный ход растягивается на большое расстояние. Но очень важно, что сегодня в любом случае люди учатся вместе идти с молитвой. И вырабатывают для этого какие-то особые формы соучастия и соединения физического делания с молитвой. Есть и известные иконы, которые переходят из одного крестного хода в другой. Есть люди, которые уже привыкли участвовать практически весь теплый период года в разных крестных ходах. Есть определенные лидеры, которые организуют эти крестные ходы, и это все очень хорошо.

Всегда в истории Церкви было так, что люди объединялись вокруг определенных образов, вокруг святынь, вокруг тех, кто способен организовать то или иное дело. Впрочем, конечно же, возникают и споры. Известно, что многие люди считают: крестный ход — это именно пешее шествие, и не может быть крестного хода на мотоциклах, или кораблях, или самолетах, или автомобилях, или велосипедах. Эти рассуждения, конечно, не лишены основы. Действительно, крестный ход изначально возник как богослужение, и молитва, соединенная с пешим шествием, исторически и в рамках церковного Предания, конечно, более близка к тому образу, который утвержден веками, чем передвижение на машинах и самолетах. Тем не менее, думается, что не стоит полностью отвергать усилия тех людей, которые хотят, не имея достаточной физической крепости или не будучи в состоянии объединиться, чтобы идти куда-то пешим образом, или просто не имея времени, отправляются в путь со святынями на самолетах, мотоциклах, велосипедах, кораблях или лодках.

Пусть и такое дело славит Господа. Пусть и усилия людей, которые передвигаются на современных средствах транспорта, но делают это с молитвой, с намерением прославить Бога и изменить собственную жизнь, будет воспринято нормально нашим верующим народом.

Бывают и другие опасения, о которых не раз приходилось говорить с организаторами крестных ходов. К этим шествиям, особенно когда они совершаются на современных средствах транспорта, пытаются прибиться люди, которых хотят праздно провести время. Иногда берут с собой алкоголь или рассчитывают на какой-то особо радушный прием в тех или иных местах по ходу следования. Иногда бывает так, что и местные жители, принимая крестоходцев, стараются угостить их алкоголем или просто оставить на долгое время, чтобы приятно провести время. Все это очень расхолаживает участников шествия, лишает их молитвенного настроя, часто приводит к внутренним конфликтам между участниками крестного хода, с одной стороны, и местными жителями — с другой стороны. В итоге отход от молитвенного настроя, отход от строгости и погружение в праздность разрушает первоначальный замысел.

Много споров и о том, какие изображения могут находиться в крестном ходе. Убежден, что ни в каком крестном шествии не может быть иконографических изображений не канонизированных людей. Так же как и не может иметь место участие духовенства, лишенного сана или запрещенного в священнослужении, а тем более духовенства, не являющегося духовенством, то есть принадлежащего к разного рода неканоническим группировкам.

Вернемся к изображениям. Если кто-то почитает Григория Распутина или царя Иоанна Грозного, можно вести исторические споры, можно относиться с уважением к исторической личности, можно молиться об их упокоении, можно рассуждать о том, были ли они оклеветаны и справедливы ли те негативные оценки, которые касаются их жизни. Но в любом случае нужно хранить церковное единство и проявлять подлинную соборность, которая в том числе предполагает послушание каноническим церковным решениям, касающихся канонизации или отказа в канонизации того или иного исторического лица.

Часто возникают некоторые разногласия между организаторами крестных ходов и епархиями Русской Православной Церкви, настоятелями приходов и монастырей. Поэтому очень важно предупреждать церковное священноначалие о намерении провести тот или иной крестный ход, обратиться либо в одно из центральных церковных учреждений, либо к правящим архиереям тех епархий, в которых проходит крестный ход, чтобы в епархиях, в приходах и в монастырях знали, что именно происходит, какие люди идут, сколько примерно их может быть, какая им требуется помощь, когда они придут для участия в богослужении в тот или иной храм или монастырь, и нужно ли будет заботиться о том, чтобы участники крестного хода получили пищу и кров.

Убежден, что традиция крестных ходов, которая сегодня так активно возрождается, становится одним из мощных символов возрождения Святой Руси. Многие сегодня говорят: «Пошли по Руси крестные ходы, и, значит, Русь спасется». Многие считают, что такое наполнение пространства нашей исстрадавшейся Родины молитвой и христианским подвигом способно изменить ход истории в большей степени, чем самые изощренные хитросплетения человеческого ума, чем любые деньги, любая власть, любая военная сила.

Читать еще:  Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Будем надеяться, что так и произойдет. Будем надеяться, что молитва и труд в согласии с соборной волей Церкви, во взаимной поддержке помогут участникам крестных ходов — больших и малых, коротких и очень длительных — быть воинами Христовыми, побеждающими и человеческую рознь, по слову преподобного Сергия, и все нестроения нашей истории, и все беды, которые сегодня происходят с нами и угрожают нам.

Практические заметки

Общие крестные ходы бывают, по обыкновению, со звоном.

— Иконы должны быть выносимы из храма и несены обратно по чинам святых, на них изображенных, так – чтобы низшие чины прежде предпосылались, т.е. иконы преподобных или мучеников пусть следуют впереди икон святителей, а эти прежде икон Божией Матери и Спасителя; хоругви же пусть составляют некоторое укрепление всего крестного хода.

— Подобно этому, при участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят младшие священники вперед, а потом старшие священники по очереди и попарно: ближе к настоятелю хода два иерея несут крест и Евангелие, – крест – на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие – у груди без всякой пелены (мирянин же, если такому было поручено нести Евангелие, пусть несет его с пеленой, навязанной на шею и опущенной ниже груди).

— Иконы несутся мирянами, так же подхваченные снизу и у плеч пеленами; носители их, при смене своей, не должны останавливать всего хода.

— Облачаться в ризы священники и диаконы должны в указанном месте, а не между народом.

Во время хода они не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не перерывалась посторонними лицами, которые бы вошли в нее с боков: и псаломщики, не имеющие стихарей, шли бы отдельно, впереди или позади.

— Всего неприличнее, если духовенство, облаченное в священные одежды, далеко отстает от несомых впереди икон, если идет не попарно в ряд, а как случится; – если иные улыбаются и разговаривают на дороге с мирянами и, наконец, незаметно уклоняются с прямого пути, оказываясь, таким образом, между толпами мирян (Письм. по Паст. Богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. IIстр. 104-105).

Крестный ход: что такое и в чем смысл, маршрут, виды

Для чего нужен крестный ход? В чем смысл крестного хода?

Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.

В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.

В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.

Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.

Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).

иеромонах Иов (Гумеров)

Следуя за Крестом
Наверное, нет такого христианина, который бы ни разу не принял участие в крестном ходе. Словари определяют крестный ход как торжественное шествие духовенства и народа с иконами, хоругвями и крестом вокруг храма (монастыря, города, а также из одного храма в другой или к определенному месту). Подобного рода торжественные молитвенные шествия со святынями известны с древности: в Древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, шла ли речь о взятии неприступной крепости, о войне ли с опасным врагом, или об устроении святилища, то устраивались народные молитвенные процессии с перенесением ковчега Завета.

http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=47226..
Благочестивые и торжественные процессии со святынями неоднократно упоминаются в Ветхом Завете. В книге Иисуса Навина описано шествие жрецов и народа с ковчегом Завета вокруг стен Иерихона, что привело к обрушению городских стен. В Древнем Израиле приносили ковчег для борьбы с филистимлянами (что привело к пленению ковчега при судье Илии). Когда переносили ковчег в Дом Давидов, то сказано, что «несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками», «и когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна». Перенесение ковчега в построенный Соломоном Храм, также сопровождалось торжественной процессией: «царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить по множеству их». Таким образом, уже в древнейшие времена существовали торжественные процессии со святынями, возглавляемые судьями, царями, священниками, в ходе которых возносились соборные молитвы к Богу.

Читать еще:  Православная символика: главные знаки и символы веры, значение для православных

Крестный ход как соборная молитва
В новозаветные времена эта древнейшая практика всенародного благочестивого молитвенного шествия со святыней была переосмыслена и обрядово оформлена. Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе» (книга, содержащая богослужебный устав с пояснениями) указывает, что уже в IV–V веках существовали особые церковные службы – литании. Скабалланович ставит знак равенства между литаниями и крестными ходами, описывая их как особые «торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другой, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в память мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий». Подробно описывая примеры таких шествий (литания перед войной, литания по случаю бездождия, литания в честь мучеников и т. д.), Михаил Скаббаланович отмечает, что литании в Древней Церкви с одной стороны, были приурочены к дням памяти святых (отсюда и литии), а с другой – были скорбной и часто покаянной соборной молитвой в дни народных бедствий.

Крестный ход как шествие христиан
Считается, что крестный ход как торжественное шествие христиан, демонстрирующее христианское единство, был установлен свт. Иоанном Златоустом. До него крестный ход был скорее общенародной благочестивой молитвенной (или покаянной) процессией. Будучи архиепископом Константинополя и борясь с арианами и их ночными богослужениями, Иоанн Златоуст ввел в обиход тожественные ночные процессии в честь того или иного святого или переноса мощей святых. Известно, что шествия эти поддерживала императрица, покупая на свои деньги восковые свечи. Люди шли с зажженными свечами. Для таких шествий были сделаны серебряные кресты на древках. Так возникли церковные крестные ходы. Очевидно, что при свт. Иоанне сложилось своего рода чинопоследование крестного хода. Да и само наименование шествия, по-видимому, сложилось именно тогда, ибо известно, что процессии эти проходили в определенном порядке, возглавлялись священниками; народ пел псалмы, нес серебряные кресты, иконы и горящие свечи. Со временем крестные ходы как торжественные молитвенные шествия с несением Креста Господня, икон и мощей святых стали проводить при любом значимом событии, когда востребована соборная молитва: встречи святыни, освящении храма, встреча архиерея, и т.д.
Современные исследователи выделяют римскую, иерусалимскую и ранневизантийскии традиции возникновения крестных ходов. Римская традиция, идущая от катакомбных процессий переноса Святых Даров, формировала торжественное и сосредоточенное соборное молитвенное шествие. Иерусалимская традиция, происходящая от шествий на места евангельских событий и чтений там евангелия, во многом сформировала традицию крестных ходов со стояниями – остановками, во время которых не только читают отрывки из евангелий, но и оглашаются послания и обращения к тем или иным социальным группам (католические предпасхальные и пасхальные крестные ходы). А ранневизантийская традиция – это соборное моление о помощи Божией. Такие крестные ходы называют оградительными или охранительными, они призваны ограждать, охранять от бед – войн, болезней, стихийных бедствий, непогоды, и т. д.

Крестный ход в России
Ветер бьет и дождик плещет
Крестный ход в моем народе
Мы идем – и ад трепещет
Мы солдаты. Мы в походе.

Этнографы XIX века отмечали особую народную любовь к крестным ходам: «народ любит торжественные церковные процессии и относится к ним, пожалуй, серьезнее, чем к церковным богослужениям». Характеризуя религиозный быт Симбирской епархии середины XIX в., священник А. Успенский так объяснял ситуацию: в народе считали, что после своей смерти человек ничего не помнит из своей земной жизни кроме тех дней, которые ходил за иконами в крестных ходах. Поэтому в некоторых деревнях бывало по шесть крестных ходов в год. И каждый стремился хоть немного, но пронести образ, ибо считалось, что с иконы благодать переходит на несущего. Отсюда и распространенный обычай прохождения под иконой. Когда несли особо почитаемую икону, все падали на колени, и икону проносили над ними. И во время крестного хода все – и дети, и взрослые – стремились пройти под иконой, а некоторые и не по одному разу. Исследователями описан существовавший порядок присоединения к крестному ходу: следует поклонится до земли иконе (иконам) крестного хода, оставаться на земле, пока не пронесут икону (иконы) и пока не пройдет вся процессия; только тогда можно встать и присоединиться к крестному ходу.

Проход под иконой во время крестного хода

Крестные ходы с почитаемыми иконами, с молебнами у источников, на перекрестках, на полях, были распространены повсеместно. Подобные крестные ходы носили охранительную функцию. Поводом для крестного хода могло быть любое необычное событие – голод, засуха, эпидемия, нападение врагов. Такого рода приходские крестные ходы не предполагали специального разрешения от епископа и поэтому документальных сведений о таких локальных местных ходах немного, в основном это данные этнографов или упоминания краеведов.
Таким образом, крестный ход вызнан потребностью в соборной молитве, в освящении пространства жизни. Святитель Симеон Солунский поясняя, почему крестные ходы совершаются вне храма, пишет: «мы возносим молитвы на перекрестках и площадях, чтобы всё, растленное нашими грехами, очистилось. Посему износим из храмов святые иконы, честные кресты, а иногда и священнейшие останки святых, чтобы вместе с людьми святилось и всё то, чем они пользуются: и дома их, и дороги, и вода, и воздух, и земля, нами осквернённая и как бы попираемая, и город, нами населённый, и страна. И чтобы всё это удостоилось Божественной благодати и освободилось от порчи и тления, дабы был к нам милостив … Христос».
И человек, и все живущие на земле, всё живое нуждается в нашей молитве. В монастыре говорят, что «от молитвы светлеют лица» и светлеет мир вокруг. Писатель Владимир Крупин в очерке «Послесловие к крестному ходу» отмечает ощущение удивительной сопричастности природы человеку во время крестного хода: «идешь и ощущаешь одушевленность природы, ее участие в делах человека. Эти березы, ели и сосны помнят нас, растут и старятся вместе с нами… Эти пространства тоскуют по нашей молитве, которая всегда в начале лета оглашает их. Эти цветы надеются, что ими обрамят оклад чудотворной иконы. Эти облака приходят постоять над нами и смягчить жару, эти тучи будто с небесного водосвятного молебна окропляют нас освежающей влагой. Эти ночные звезды появляются специально, чтобы оберегать наш краткий полуночный сон». Это чувство сопричастности природы — напоминание об утерянном Рае, робкая попытка движения к нему.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector