0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каноническое право

Каноническое право

Любая система общественного взаимодействия должна основываться на определенных правилах и закрепленных способах взаимного влияния. Сложно представить себе государство или какое-либо другое значительное общество без определенной системы поведения внутри этого общества.

Церковь Христова, которая основана Самим Господом, в своем духовном значении, несомненно, выше и больше любых правил и систем. Тем не менее, Церковь находится в падшем мире, в нее ходят обычные грешные люди. Поэтому совершенно необходимо, чтобы был четкий и понятный способ организации взаимодействия между членами Церкви.

Каноническое право

Каноны (греч. – «правило») означали церковные нормы или правила, которые в течение первых пяти веков существования христианства определяли нормы религиозной жизни общин (отсюда – каноническое право, содержащееся в церковных канонах,
в противоположность императорским законам). Каноны регулировали структуру литургического календаря, устанавливали формы и церемонии святого причастия и крещения, предписывали детали времени поста и празднования религиозных праздников и т. п. Каноническое право – это постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от светской.

Источниками канонического права являлись: 1) Новый завет. (Ветхий завет – Библия – как источник права имел ограниченное применение); 2) Учение двенадцати апостолов (работа составлена
в Сирии в III в.); 3) Постановления апостолов (составлены в Сирии в IV в. и содержали извлечения из учения 12 апостолов и постановлений церковных соборов); 4) Постановления церковных соборов, состоявших из 85 правил и изданных на греческом языке в IV и V в.; 5) Латинские переводы постановлений вселенских и поместных соборов и сборники постановлений, появившихся в V веке. (Наиболее известный сборник римского монаха Дионисия, написанный около 500 г.); 6) сборник постановлений церковных соборов и папских декреталий VII в., появившийся в Испании и приписываемый монаху Исидору («Лжеисидоровы деклетарии»); 7) римское право.

Постепенно каноническое право становится не только важным элементом христианской религиозной жизни, но и автономной правовой системой. Его стали преподавать в первых европейских университетах,
в частности, в Болонском. Это вызвало множество трактатов и комментариев по каноническому праву. Около 1140 г. появляется трактат, который потом занял первенствующее место среди подобных ему сборников канонического права. Он принадлежал Грациану (являлся преподавателем права в одной из юридических школ, возможно,
в Болонье) и назывался «Согласование разноречивых канонов» или «Гармонии противоречивых канонов». Впоследствии трактат был назван в честь автора – «Декреты Грациана» или «Книга Грациана». Название отражает цель автора: урегулировать различающиеся канонические традиции и неписаные законы и изложить в последовательную и единую систему. В декрете излагались руководящие правила или каноны церковного права. Каждый канон снабжался ссылками на источники, откуда оно было заимствовано и выведено: священное писание, постановление соборов или папские декреталии.

«Декреты Грациана» быстро стали стандартным учебником
в юридических школах, изучающих каноническое право. Поскольку изучение канонического права по Грацианову учебнику начало привлекать постоянно увеличивающееся число студентов, создание новых правовых норм также продолжалось и ускорялось. В 1234 г. папа Григорий IХ издает официальный сборник руководящих правил (канонов), составленных после «Декретов Грациана». Сборник состоял из
пяти частей: в первой говорилось о церковных судах и их юрисдикции;
во второй – речь шла о судопроизводстве; третья – повествует
о привилегиях клира; четвертая – рассматривает семейное право;
пятая – о преступлениях. Такой порядок изложения стал применяться и
в других папских декреталиях, появившихся в 1298, 1317 и 1583 г.
При папе Григории ХIII в 1583 г. появляется переработанное издание «Декрета Грациана», дополненное новыми канонами и получившее название Свода канонического права.

Каноническое право оказало влияние и на частную, и на общественную жизнь средневековой Европы. Несмотря на то, что правомочия и юрисдикция канонического права, как правило, были неясны, тем не менее, оно, благодаря судебной практике церкви, проникало в частную жизнь человека. В средние века такие стороны жизни человека, как мышление и поведение, рассматривались не как исключительно личные, а подлежащие надзору со стороны церкви. Под тотальным контролем церкви и их служителей находились религиозные и политические убеждения граждан. Церковь настаивала на своем праве контролировать поведение прихожан от рождения до смерти. Например, в компетенцию церковных судов входило заключение брака или его расторжение, контроль над сексуальными отношениями, коммерческой и финансовой деятельностью, установление времени труда и его условий, необоснованная праздность, желания и соблазны (греховность), похороны умерших, а также подделка мер и весов, фальшиво-монетничество, ростовщичество, лжесвидетельство.

Помимо гражданской юрисдикции, каноническое право регули-ровало и сферу уголовного права: прелюбодеяние, гомосексуализм, блуд, многобрачие, изнасилование, кровосмешение и проституция.

Значительное влияние каноническое право оказывало и на некоторые аспекты торговли и финансовой деятельности. Канонисты разрабатывали механизм проведения экономической политики, принятой церковью. Одним из таковых принципов нравственной экономической политики был вопрос о справедливой цене. Согласно этому принципу, цена товара может быть определена справедливо только непосредст-венно на рынке. Справедливой признавалась цена, которую готов уплатить покупатель, и на которую согласен продавец.

Текст научной работы на тему «Каноническое право»

Салманова Г.Д., ст. преп. кафедры уголовно-правовых дисциплин

Институт (филиал) ФГБОУВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина» в г.Махачкале

Каноническое право или (церковное) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права. Например, в странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д.

Читать еще:  Освящение крестика: особенности и правила обряда в домашних условиях и в храме, стоимость в церкви, истории из жизни после освящения

Церковное или каноническое право преподавалось в XIX — начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость.

В.А. Цыпкин дает следующее определение церковного права: «Церковное право — это есть нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера».

Религиозно-светское начало несут в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата). Религиозные основы прав мы находим также и в отечественных источниках (например, в «Русской Правде»).

Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея, как полагает Е.Мысловский, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право,

приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).

Первая Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу 5, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти.«И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу, и положил перед Господом» (1 кн.Цар.10:25)».

В настоящее время существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.).

Так, например, часть 1 статьи 3 Конституции Греции, которая вступила в силу 11 июня 1975 года, гласит: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и Соборные каноны и священные традиции».

Из Конституции Ирландии 1937 года (часть 1 статьи 44) видно, что «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его Именем, уважать и почитать религию».

Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Германия, Япония, и др.) все же одна из религий имеет поддержку государства. Например, в статье 4 Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 года указывается: «Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства». Такое положение сложилось в странах, где религия признается государством исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль, с мнением которого вполне можно согласиться.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединения» от 14 июля 1999 года 6 религиозные праздники по

всей республике объявлены нерабочими днями. Это не смотря на то, что Республика Татарстан является, как и Российская Федерация, светской.

По мнению ученых, светские государства (США, Франция, Россия и др.) в отличие от религиозных находятся в наиболее проигрышном положении.

Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которая была впервые сформулирована в рамках религиозных учений и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что «христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания».

В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира».

Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами.

Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно.

Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

Как указывает Г.Н.Манов: «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества . ибо в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия». Например, А.И.Солженицин в одной из передач на общественном теле-радиовещании «Узел», которая состоялась 11 декабря 1998 года, сказал: «Религия — это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, выродившись духовно.

Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали. По словам А.Б.Зубова: «этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе — суть

той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является забота о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку -проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной».

Читать еще:  Можно ли носить найденный крестик: советы и ответ от священника

К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «мораль зиждется на автономии человеческого духа, а религия же — на его гетерономии».

В.Н.Хропанюк к общим средствам, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе, относит также и духовность.

Конечно, без знания того, что из священных книг берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимости суда, разделения властей, как считает П.Д.Баренбойм: «современный юрист будет ограничен не только в своих исторических познаниях, но просто не поймет самой сути многих конституционных принципов демократии».

Список использованных источников и литературы

1. Васильев Л.С. История религий Восток. — М.: Книжный дом «Университет», 2000 — 426 с.

2. Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 2. М., 1991.

3. Клочков В.В. Религия, государство, право. — М.: Мысль, 1978.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М. 2000.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов./Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. М. 2000.

6. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб. 2001.

7. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. Академика РАН, доктора юрид. Наук, проф. В.С. Нерсесянца. — М.: Норма-Инфра, 1999.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 240с.

9. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова, В О. Лучина, Б.С. Эбзеева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

10. Угринович Д. М. Введение в рёлигиоведение. М., 1985. — 270 с.

11. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

12. Халфина Р. О. Право как средство социального управления. М., 1988.

13. Шишкова Е. Стоит ли отделять церковь от государства // Независимая газета. — 1993. — 1 июля.

14. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М.: Гайдарики, 2000.-536с.

Содержание

Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви [1] . С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.

Исторически каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Начиная с XII века преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, последнее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу. В XII веке в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum , буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет. В 1580 году Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes », то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана) составили новый Корпус Канонического права (лат. Corpus iuris canonici )

После победы буржуазных революций в Европе роль канонического права как регулятора общественных отношений значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства — потеряло значение действующего светского права.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО — совокупность юридических положений, установленных в соответствии с христианскими канонами.

Каноническое право ре­гу­ли­ру­ет во­про­сы уст­рой­ст­ва Церк­ви, взаи­мо­от­но­ше­ний её чле­нов, цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний, су­до­про­из­вод­ст­ва, уп­рав­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви с го­су­дар­ст­вом и др. об­щественными струк­ту­ра­ми, а так­же брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния.

В западной юри­дической литературе ино­гда раз­ли­ча­ют­ся по­ня­тия «каноническое право» и «цер­ков­ное пра­во» (jus ecclesiasticum). На пра­во­слав­ном Вос­то­ке, в ча­ст­но­сти в Русской пра­во­слав­ной церк­ви, в цер­ков­ных до­ку­мен­тах, учеб­ной дея­тель­но­сти, оби­хо­де эти по­ня­тия упот­реб­ля­ют­ся си­но­ни­мич­но.

Цер­ковь по­лу­чи­ла от Са­мо­го Хри­ста пра­ви­ло ве­ры и основные за­ко­ны жиз­ни по ве­ре (за­по­ве­ди), по­это­му своё пра­во она вы­во­дит из Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния; др. пра­ви­ла (ка­но­ны) Цер­ковь из­да­ва­ла са­ма, вла­стью, ко­то­рую Хри­стос вру­чил ей. Т. о., ис­точ­ни­ка­ми канонического права яв­ля­ют­ся тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цер­ков­ные обы­чаи, по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских со­бо­ров и По­ме­ст­ных со­бо­ров, тру­ды от­цов Церк­ви, а в Римско-ка­то­лической церк­ви — так­же пап­ские дек­ре­та­лии. Ка­но­ны ещё в древ­ней Церк­ви для удоб­ст­ва поль­зо­ва­ния ста­ли объ­е­ди­нять­ся в сборники. В VI веке наи­боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­вал­ся сбор­ник Дио­ни­сия Ма­ло­го. Ран­ние сборники ка­но­нов бы­ли уст­рое­ны по хро­но­ло­гическому ти­пу. Наи­бо­лее древ­ний со­хра­нив­ший­ся свод с си­сте­ма­ти­за­ци­ей ка­но­нов по пред­мет­но­му при­зна­ку — «Си­на­го­га в 50 ти­ту­лах» — при­над­ле­жит пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­ан­ну III Схо­ла­сти­ку (VI век).

Все­лен­ская пра­во­слав­ная Цер­ковь поль­зу­ет­ся ка­но­ническим кор­пу­сом (со­б­ра­ни­ем ка­но­нов), вы­ра­бо­тан­ным в эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров и офор­мив­шим­ся к 883 году, ко­гда поя­ви­лась ре­дак­ция «Но­мо­ка­но­на в 14 ти­ту­лах» пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го святого Фо­тия. 2-я часть «Но­мо­ка­но­на…» — «Син­таг­ма ка­но­нов» вклю­ча­ет все ка­но­ны. Ис­поль­зо­ва­ние в Церк­ви это­го древ­не­го кор­пу­са не оз­на­ча­ет, что все цер­ков­но-пра­во­вые нор­мы, ус­та­нов­лен­ные в со­от­вет­ст­вии с ним, дей­ст­ву­ют или долж­ны дей­ст­во­вать в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те. Так, например, дис­ци­п­ли­на на­ка­за­ний, вы­ра­бо­тан­ная главным образом в IV веке, на прак­ти­ке бы­ла ос­но­ва­тель­но ре­фор­ми­ро­ва­на уже в ран­не­ви­зан­тий­скую эпо­ху, ко­гда при на­зна­че­нии епи­ти­мий ста­ли при­ме­нять­ся не ка­но­нические сро­ки от­лу­че­ния от при­час­тия, а те, что пред­ла­га­ют­ся в по­ка­ян­ном Но­мо­ка­но­не пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ио­ан­на По­ст­ни­ка (VI век), со­дер­жа­щем не­срав­нен­но бо­лее мяг­кие санк­ции. 37-е Апо­столь­ское пра­ви­ло пре­ду­смат­ри­ва­ет, что­бы епи­ско­пы ка­ж­дой об­лас­ти со­би­ра­лись на со­бор 2 раза в год, а в 8-м пра­ви­ле Трулль­ско­го со­бо­ра от­цы, ссы­ла­ясь на на­бе­ги вар­ва­ров и иные слу­чай­ные пре­пят­ст­вия, вве­ли но­вую нор­му — со­зы­вать со­бо­ры 1 раз в год, од­на­ко это не оз­на­ча­ет от­ме­ну 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла: со­зыв со­бо­ра два­ж­ды в год по-преж­не­му рас­смат­ри­ва­ет­ся как же­ла­тель­ное ус­та­нов­ле­ние, но вви­ду воз­ник­ших за­труд­не­ний вво­дит­ся но­вый по­ря­док. Т. е. прин­ци­пи­аль­ная экк­ле­зио­ло­ги­че­ская идея 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла и 8-го пра­ви­ла Трулль­ско­го со­бо­ра за­клю­ча­ет­ся в со­бор­но­сти, а кон­крет­ная пе­рио­дич­ность в со­зы­ве со­бо­ров мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся с учё­том об­стоя­тельств сво­его вре­ме­ни.

Читать еще:  Православие и бесплодие: причины духовные и физические, как преодолеть верующим, отношение церкви и мнение священников

Цер­ков­ное нор­мо­твор­че­ст­во на ос­но­ве ка­но­нов не пре­кра­ти­лось и по­сле 883 года, но ак­ты, из­дан­ные в отдельных по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вах или епар­хи­аль­ны­ми ар­хие­рея­ми, не име­ют об­ще­цер­ков­но­го ав­то­ри­те­та.

Об­шир­ные тол­ко­ва­ния на пол­ный со­став ка­но­нического кор­пу­са соз­да­ны в XI-XII веках ви­зантийскими ка­но­ни­ста­ми Ари­сти­ном, Зо­на­рой, Валь­са­мо­ном; в XIV веке со­став­ле­на Вла­ста­ря син­таг­ма ал­фа­вит­ная; на ру­бе­же XVIII-XIX веков вы­шел ка­но­нический сбор­ник с тол­ко­ва­ния­ми «Пи­да­ли­он». На Ру­си тек­сты ка­но­нов бы­ли из­вест­ны по Корм­чей кни­ге. В 1839 году в Рос­сии из­да­на Кни­га пра­вил.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь по­ми­мо древ­них ка­но­нов вклю­ча­ет в свой ка­но­нический кор­пус пра­ви­ла, вы­ра­бо­тан­ные позд­ней­ши­ми со­бо­ра­ми, при­зна­вае­мы­ми в ка­то­ли­циз­ме Все­лен­ски­ми, а так­же нор­мо­твор­че­ст­во римских пап (смотрите Папа Рим­ский) и римской ку­рии. На За­па­де наи­бо­лее из­вест­ным был пред­мет­ный сбор­ник ка­но­нов «Дек­рет», со­став­лен­ный около 1012 года епископом Вормсс­ким Бур­хар­дом. В конце XI века в хо­де ре­форм па­пы Гри­го­рия VII (Гри­го­ри­ан­ская ре­фор­ма) бы­ли вве­де­ны но­вые ис­точ­ни­ки канонического права — дек­ре­та­лии римских пап, в ре­зуль­та­те в Римско-ка­то­лической церк­ви поя­ви­лась осо­бая сис­те­ма пра­ва, на­зван­ная «но­вым пра­вом» (jus novum). В нём по­ми­мо биб­лей­ских и свя­то­оте­че­ских ус­та­нов­ле­ний ощу­ти­мо влия­ние рим­ско­го пра­ва (осо­бен­но в во­про­сах соб­ст­вен­но­сти, на­сле­до­ва­ния и до­го­во­ров) и обыч­но­го пра­ва (во­про­сы за­щи­ты чес­ти, со­блю­де­ния клят­вы, воз­мез­дия, при­ми­ре­ния и кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти). В 1093-1095 годах три важ­ней­ших ком­пен­диу­ма канонического права — «Tri­par­ti­ta», «Decretum» и «Panormia» — со­ста­вил Иво, епископ Шартр­ский. Около 1140 года был со­став­лен сборник «Со­гла­со­ва­ние не­со­глас­ных ка­но­нов» («Concordia discordan­tium canonum»), по­лу­чив­ший название «Дек­рет Гра­циа­на» (смотрите Гра­циа­на дек­рет 1140 года). Нор­мо­твор­че­ст­во римских пап объ­е­ди­ня­лось в сборники дек­ре­та­лий под названием «Экс­т­ра­ва­ган­ты» («Extravagantes»). К конwe XVI века под влия­ни­ем ре­форм Три­дент­ско­го со­бо­ра сборники дек­ре­та­лий и «Дек­рет Гра­циа­на» со­ста­ви­ли Свод ка­но­нического пра­ва (Corpus juris canonici), став­ший основным ис­точ­ни­ком канонического права на За­па­де в Но­вое вре­мя. Соз­дан­ный в 1917 году Ко­декс ка­но­ни­че­ско­го пра­ва за­ме­нил все пре­ды­ду­щие ко­ди­фи­ка­ции, при­дал каноническому праву ра­цио­наль­но упо­ря­до­чен­ное по­строе­ние и из­ло­же­ние. Ре­фор­мы Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра за­ло­жи­ли ос­но­вы для но­во­го Ко­дек­са (1983 год), имею­ще­го проч­ную юри­дическую и бо­го­слов­скую ба­зу. В 1990 году в Римско-ка­то­лической церк­ви был при­нят Ко­декс ка­но­нов вос­точ­ных церк­вей, ко­то­рый рас­про­стра­ня­ет своё дей­ст­вие на ка­то­ли­ков восточных об­ря­дов (смотрите Уни­ат­ст­во).

Каноническое право име­ет свою сис­те­му, ко­то­рая рег­ла­мен­ти­ру­ет: со­став и уст­рой­ст­во Церк­ви (всту­п­ле­ние в Цер­ковь, ие­рар­хия, ру­ко­по­ло­же­ния, со­став кли­ра, пра­ва и обя­зан­но­сти кли­ри­ков, мо­на­ше­ст­во), ор­га­ны цер­ков­но­го управ­ле­ния (выс­шая власть в Церк­ви, цер­ков­ная юрис­дик­ция, ди­ас­по­ра, ста­ту­сы ав­то­ке­фаль­ных, ав­то­ном­ных церк­вей, епар­хий и при­хо­дов), ви­ды цер­ков­ной вла­сти (учи­тель­ная, свя­щен­но­дей­ст­вен­ная, пра­ви­тель­ст­вен­ная), от­но­ше­ние к др. кон­фес­си­ям и го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от государственного, пуб­лич­но­го пра­ва лю­бо­го на­ро­да, ко­то­рое яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но обу­слов­лен­ным и пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ния, ос­но­ва канонического права, от­но­ся­щая­ся к внутренней жиз­ни Церк­ви, ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной (со­став Церк­ви, ие­рар­хия свя­щен­ст­ва, ру­ко­по­ло­же­ния, со­вер­ше­ние цер­ков­ных та­инств). Нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния Церк­ви как од­но­го из об­ще­ст­венных сою­зов с др. об­щественными об­ра­зо­ва­ния­ми, пре­ж­де все­го с го­су­дар­ст­вом, мо­гут из­ме­нять­ся. Так, в Римской им­пе­рии по­сле Ми­лан­ско­го эдик­та (313 год), ко­гда хри­сти­ан­ст­во ото­жде­ст­в­ля­лось с государственными ин­те­ре­са­ми, а цер­ков­ным пра­ви­лам при­да­ва­лась си­ла государственных за­ко­нов, свя­щен­ное пра­во (jus sacrum) бы­ло ча­стью пуб­лич­но­го, государственного пра­ва (jus publicum). Каноническое право ре­гу­ли­ро­ва­ло часть гражданских пра­во­от­но­ше­ний, например брач­но-се­мей­ные пра­во­от­но­ше­ния (за­клю­че­ние бра­ков, ре­ги­ст­ра­ция ро­ж­де­ний, бра­ков, смер­тей). В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции круг этих пра­во­от­но­ше­ний су­жал­ся.

Каноническому праву, так­же как и свет­ско­му пра­ву, при­сущ ха­рак­тер при­ну­ди­тель­но­сти. Од­на­ко в от­ли­чие от свет­ско­го пра­ва в ос­но­ве канонического права ле­жит не государственное при­ну­ж­де­ние, а об­ра­ще­ние к внут­рен­не­му ду­хов­но­му ми­ру на­ру­ши­те­ля цер­ков­ных ка­но­нов, по­бу­ж­даю­щее его к по­кая­нию.

Нау­ка о ка­но­нах и соб­ст­вен­но каноническом праве — ка­но­ни­сти­ка — ис­сле­ду­ет ме­то­до­ло­гию, ак­сио­ло­гию, дог­ма­ти­ку и ис­то­рию канонического права. Боль­шое влия­ние на дог­ма­ти­ку и ме­то­до­ло­гию канонического права на­чи­ная с XI века ока­за­ли юри­сты, изу­чав­шие рим­ское пра­во, в осо­бен­но­сти ком­мен­та­то­ры Ди­гест. Они спо­соб­ст­во­ва­ли воз­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та канонического права, при­спо­саб­ли­вая его к ну­ж­дам со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва. Основным ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ва­ния юри­дических тек­стов бы­ло со­став­ле­ние глосс, учеб­ни­ков канонического права в ви­де сумм, а так­же ис­сле­до­ва­ние отдельных про­блем. Наи­бо­лее тес­ная связь нау­ки канонического права су­ще­ст­во­ва­ла с гра­ж­дан­ским пра­вом (точ­нее, со свет­ским пра­вом). В на­уч­ных и пре­по­да­ва­тель­ских со­об­ще­ст­вах воз­ник ти­тул «док­тор двух прав», под­ра­зу­ме­вав­ший док­то­ра од­но­вре­мен­но ка­но­ни­че­ско­го и гра­ж­дан­ско­го пра­ва. Ста­рей­ши­ми цен­тра­ми изу­че­ния канонического права на За­па­де на­чи­ная со Сред­не­ве­ко­вья бы­ли Бо­лон­ский уни­вер­си­тет, а так­же фа­куль­те­ты канонического права в Па­ри­же, Па­вии, Ор­леа­не, Ту­лу­зе, Мон­пе­лье, позд­нее в Пра­ге и Кра­ко­ве (Ягел­лон­ский университет).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector